Средства
массовой информации и права детей
Действующее российское законодательство
не устанавливает для детей каких-либо ограничений в доступе к информации.
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 29) каждый имеет право свободно
искать, получать, передавать, производить и распространять информацию
любым законным способом. Это положение Конституции РФ, в соответствии
со ст. 17 Конвенции о правах ребенка, обеспечивает каждому ребенку
возможность доступа к информации и материалам, которые направлены
на содействие его социальному, духовному и моральному благополучию,
а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка. С
другой стороны, любой субъект информационного пространства имеет
возможность предоставлять детям любую информацию и материалы, самостоятельно
определять их характер и направленность. Такое положение содержит
в себе потенциальную возможность нарушения прав детей путем предоставления
им информации и материалов, наносящих вред их здоровью и благополучию,
физическому, нравственному и психическому развитию. Ситуация усугубляется
тем, что ребенок в силу своей физической и умственной незрелости
не может в полной мере отдавать отчет своим действиям, «фильтровать»
предоставляемую ему информацию, критически воспринимать направленные
на него действия других лиц. Поэтому необходимы надлежащие принципы
защиты детей в области массовой информации.
К сожалению, законодательство
России не содержит эффективных средств защиты прав и интересов детей
в области средств массовой информации.
Основными законами,
регулирующими доступ ребенка к информации, является Закон РФ «О
средствах массовой информации» и Федеральный закон «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Закон РФ «О СМИ» не
содержит запрета на распространение информации, нарушающей нормы
общественной нравственности, не содержит запрета редакциям СМИ нарушать
права и свободы граждан (за исключением авторских, издательских,
иных прав на интеллектуальную собственность, порочить честь, достоинство,
деловую репутацию). В частности, формально не запрещено существование
детских эротических СМИ, средств массовой информации, систематически
эксплуатирующих интерес детей к сексу, распространяющих для детей
информацию и материалы эротического характера, провоцирующих ребенка
на антисоциальное, уголовно наказуемое деяние, либо поведение, в
результате которого может быть причинен вред здоровью или развитию
детей.
Закон «О СМИ» (ст.
4) не расценивает как злоупотребление свободой массовой информации
распространение порнографии периодическими печатными изданиями.
В совокупности со статьей 242 Уголовного кодекса РФ «Незаконное
распространение порнографических материалов или предметов» это положение
Закона «О СМИ» делает распространение порнографии периодическими
печатными изданиями законным и не подлежащим ответственности.
Статья 14 ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в РФ» обязывает органы государственной власти
России принимать меры по защите ребенка от информации, пропаганды
и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному
развитию, а также от распространения печатной продукции, аудио-
и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию,
наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение. Однако это
положение Федерального закона не является ограничением свободы массовой
информации в смысле ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, не налагает на средства
массовой информации каких-либо обязательств или ограничений. Кроме
того, этот Федеральный закон не устанавливает механизмов реализации
прав детей на защиту и охрану от вредной для них информации, что
делает положения этой статьи чисто декларативными.
Подтверждением доводов
о полной незащищенности детей в области средств массовой информации
служит Периодический доклад о реализации в Российской Федерации
Конвенции о правах ребенка в 1993-1997 годах. Пункт 161 Доклада
с неуместным пафосом сообщает о фактическом отсутствии в России
мер правовой защиты «для охраны общественной нравственности, защиты
несовершеннолетних от отрицательного воздействия на их психику информации
порнографического и грубо эротического содержания, пропагандирующей
культ жестокости и насилия».
Для кардинального изменения сложившейся
ситуации по защите прав детей в области средств массовой информации
и приведения его в соответствие с международными обязательствами
России, во-первых, необходимо внесение изменений и дополнений в
Закон «О СМИ» с учетом следующих положений:
- дать более точное определение эротических
средств массовой информации, установив, что такими средствами массовой
информации могут быть не только печатные издания, но и иные формы
периодического распространения массовой информации;
- установить запрет на распространение
сообщений и материалов эротического и сексуального характера средствами
массовой информации, не зарегистрированными в качестве эротических,
в том числе на выпуск специализированных радио- и телепрограмм эротического
характера без кодирования сигнала;
- дать определение понятию «злоупотребление
свободой массовой информации» в соответствии с принципами и нормами
международного права, Конституцией РФ и положениями гражданского
законодательства России. В частности, установив недопустимость нарушения
норм общественной нравственности, прав и свобод других лиц при осуществлении
свободы массовой информации;
- установить запрет на распространение
средствами массовой информации сообщений и материалов, содержащих
натуралистичные, циничные изображения или описания наготы человеческого
тела, половых органов, сексуальных действий, противоречащие нормам
морали и нравственности российского общества;
-
наделить должностных лиц органов государственной власти надлежащими
полномочиями для эффективного реагирования по фактам злоупотребления
свободой массовой информации, включая право обращения с иском о
приостановлении и прекращении деятельности средства массовой информации,
изъятия и приостановления распространения продукции средства массовой
информации до вынесения судебного решения и т.п.;
- установить адекватную,
в том числе материальную ответственность за злоупотребление свободой
массовой информации, выразившееся в распространении сообщений и
материалов эротического характера средством массовой информации,
не зарегистрированным в качестве эротического.
Во-вторых, помимо
изменений в законодательстве, каждый родитель должен проявлять активную
принципиальную позицию по вопросам влияния деятельности средств
массовой информации на здоровье, развитие и воспитание ребенка.
В частности, каждый родитель в соответствии со ст. 17 Конституции
РФ вправе требовать от редакций средств массовой информации не нарушать
права и интересы ребенка при осуществлении своей деятельности. Формой
выражения такой позиции могут быть частные и коллективные заявления
и обращения к своим депутатам, в прокуратуру, в Минпечати, в суд,
создание общественных родительских организаций, имеющих право выступать
в защиту неограниченного круга несовершеннолетних (по принципу обществ
защиты прав потребителей), либо участвовать в деятельности уже созданных
организаций.
Мы, родители, не можем безучастно наблюдать,
как растлевают и калечат наших детей, и ожидать, когда деятельность
какого-нибудь СМИ причинит вред ребенку. НП «Родительский комитет»
надеется, что этот краткий анализ законодательства о СМИ сориентирует
Вас в работе по защите прав ребенка. В свою очередь юристы НП «Родительский
комитет» готовы по возможности предоставить консультации и оказать
посильную помощь по вопросам защиты прав детей по защите от вредной для них информации.
НП «Родительский комитет»
|
ЭРОТИКА
ДЛЯ ДЕТЕЙ

Защитите
своих детей
ОБРАЗЦЫ
ЗАЯВЛЕНИЙ
в связи с распространением порнографии
|
|