Некоммерческое партнерство

 Родительский Комитет



Myweb.ru, каталог сайтов

Каталог Православное Христианство.Ру

Православие и современность. Информационно-
аналитический
портал
Саратовской епархии Русской Православной Церкви

Акция

"Давайте подумаем о стандартах образования"

Федеральный государственный образовательный стандарт - это то, чему и как будут учить наших детей.…

Информация

Давайте писать законы о детях вместе!
Президент внес в ГД РФ законопроект по внесению изменений в ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка». Проект содержит ряд мер, направленных на содействие физическому, духовному и нравственному развитию детей.

Экспертизы игрушек, компьютерных игр для детей потребовали от Правительства депутаты Законодательного Собрания Краснодарского края и о направили Председателю Правительства Путину В.В.  Обращение прилагается.

В ряде регионов проводились прокурорские проверки образовательных учреждений на предмет защиты прав ребенка от негативной для него информации. Выявлены нарушения в работе школ. Установлено, что ряд программ и пособий содержит вредную для детей информацию, хотя заявляется как работа, направленная на охрану здоровья. Материалы прокурорской проверки прилагаем.

Это нужно знать

НП «Родительский комитет» по просьбе родителей публикует примерный Школьный договор, который может быть взят за основу при составлении Школьных договоров родителей и школы.

Насилие в школе.

Какая информация должна быть предоставлена родителям при зачислении их ребенка в школу или детский сад?

Санитарные нормы для школы

Постановление Правительства РФ «О ПОРЯДКЕ БЕСПЛАТНОГО ПОСЕЩЕНИЯ МУЗЕЕВ ЛИЦАМИ, НЕ ДОСТИГШИМИ ВОСЕМНАДЦАТИ ЛЕТ»

РЕЦЕНЗИЯ
На учебно-методический комплект по чтению
для начальной и средней школы
Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой

Учебно-методический комплект по чтению для начальной и по литературе для средней школы Р.Н.  Бунеева, Е.В.  Бунеевой разработан в рамках образовательной системы «Школа 2100», серия «Свободный ум». Данная образовательная система относится к развивающим системам обучения.

Методологические подходы были сформулированы в статье академика РАО А.А.  Леонтьева «Педагогика здравого смысла». Авторы-разработчики данной образовательной системы отмечают ее инновационный характер, соответствие запросам современного общества и новой образовательной среды. Речь, по сути, идёт о разработке новой философии образования, которая опирается на следующие принципы:

— личностно ориентированные (адаптации, развития, психологической комфортности);
— культурно ориентированные (целостного содержания образования, систематичности, смыслового отношения к миру, ориентировочной функции знаний, овладения культурой);
— деятельностно ориентированные (обучения деятельности, управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, креативности и др.).

В соответствии с данными принципами выстраивается и новая технология обучения. Эта технология при разработке программ и учебников использует принцип минимакса, предполагающий отказ «от сообщения каждому человеку всех важнейших знаний». Принцип минимакса направлен на формирование умения «осваивать и использовать новую информацию для решения — стоящих перед человеком проблем», т.е.  научение информационной культуре.

Авторы-разработчики определили для себя не только социальный заказ общества и государства на человека информационного общества, но и на особенности современных детей, такие как: ощущение ребенком своего «Я» в мире, «которое чаще всего переходит в чувство собственного достоинства и самоуважения, а следствием этого является более свободное и независимое поведение, чем у детей в прошедшие годы»; более недоверчивое отношение к словам и поступкам взрослых «поэтому взрослым надо быть психологически готовыми к тому, что не всё сказанное нами будет приниматься па веру».

Комплект Р.Н.Бунеева и В.Е.  Бунеевой по чтению для начальной школы и литературе для средней школы реализует основные принципы и подходы образовательной системы «Школа 2100». Комплект для начальной школы рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации. Комплект впервые издан в 1996 году, новая редакция — в 2002 году. Комплект соответствует, по мнению авторов-составителей, «Образовательному минимуму…» (1998) и Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (2004)1.

В последнее время в адрес учебно-методического комплекта идёт много нареканий со стороны региональных органов управления образованием, родителей, учителей, учёных. Немало школ отказывается работать по данной программе и учебникам. На наш взгляд это связано со следующими причинами.

Первое. Комплект Буиеева Р.Н.  и Бунеевой В.Е.  не реализует федеральный компонент государственного стандарта (2004 год). По сути, речь идёт об отказе от фундаментальных, базовых знаний, которые лежат в основе формирования личности ребенка. Это проявляется в том, что в данном комплекте курс литературы с 1-го по 9-й класс базируется на советской и зарубежной литературе, а русская классическая литература, древнерусская литература, устное народное творчество, изучение которых предполагает федеральный компонент государственного стандарта по литературе, представлены в небольшом объеме, в основном в разделах «История литературы».

В федеральном компоненте государственного стандарта начального общего образования по литературному чтению чётко сформулировано содержание курса литературы как учебного предмета: «Произведения художественные, научно-популярные. Произведения устного народного творчества. Произведения выдающихся представителей русской литературы (А.Пушкин, В.А.Жуковский, М.Ю.Лермонтов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, И.А.Крылов, Н.А.Некрасов, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, С.А.Есенин, В.В.Маяковский); классиков детской литературы; произведения современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками…». Для средней школы в федеральном компоненте отмечено: «Основу содержания литературы как учебного предмета составляет чтение и изучение художественных произведений, представляющих золотой фонд русской классики…» (выд. — рецензентом).

Русская классическая литература изучается школьниками, так как отличается не только совершенством художественных форм, она запечатлела в себе удивительную теплоту, душевность человеческих отношений, красоту человеческой души, русской природы, глубокую и искреннюю привязанность к родным истокам, к Родине, она глубоко патриотична. Русская классическая литература и по сей день остаётся приоритетной в курсе литературы для основной школы, поскольку способствует сохранению преемственности духовно-нравственной культуры народа, его традиций, формированию целостного мировоззрения, закладывает основы здоровой жизнедеятельности, которые проявляются в стремлении человека к совершенству, к преобразованию мира на основе добра, любви и милосердия, воспитывает гражданина и патриота.

Приведём примеры нарушения требований государственного стандарта в комплекте Бунеевых.

В книге для чтения в первом классе «Капельки солнца» вообще отсутствуют литературные произведения русской классики. В «Моей любимой Азбуке» учащиеся знакомятся только с одним рассказом Л.Толстого и с одним рассказом К.Ушинского, одним стихотворением А.Фета. Это все, что Бунеевы предлагают первоклассникам.

В учебнике для 2-го класса «Маленькая дверь в большой мир» произведения русской классической литературы в 1 части учебника количественно составляют только 12% на 75% советской литературы и зарубежной; во 2 части — 3% русской классической литературы и 10% русского народного творчества на 87% советской литературы и зарубежной.

В учебнике для 3-го класса «В одном счастливом детстве» — количестно произведений русской классической литературы составляют всего 5% от общего количества произведений на обе части учебника.

И только в 4 классе встречается раздел «У истоков русской детской литературы». Он представлен двумя произведениями А.Пушкина, одним стихотворением А.Майкова, по одному стихотворению А.Плещеева, Ф.Тютчева, Н.Некрасова. В.Жуковского, одной басней И.Крылова, по одному или двумя небольшими произведениями С.Аксакова, Н.Новикова, Симеона Полоцкого, Кариона Истомина, А.Погорельского и др.

Но в каком контексте даются истоки родной литературы?! Первый раздел учебника для 4-го класса посвящен любимым книгам. Любимые книги — это А.Волков «Огненный Бог марранов. Сказочная повесть»; Е.Велтисов «Приключения Электроника. Фантастическая повесть»; Славянские сказки. Именно после любимых книг идёт раздел «У истоков русской детской литературы». В такой последовательности 1 («Любимые книги») и 2 («У истоков русской детской литературы») разделы воспринимаются как противопоставленные друг другу по принципу: любимые — не любимые. Следует подчеркнуть, что раздел «Любимые книги» сопровождается рисунками, фотографиями, на которых изображены роботы: старинная механическая игрушка, современный робот-гуманоид, робот-щенок; на одной из фотографий показано, как движением бровей, глаз и рта робот может выражать многие человеческие эмоции. Дети действительно любят фантастику и приключения, весёлые стихи типа стихотворения Ю.Мориц «Баллада о фокусах шоколада», которое завершает раздел о любимых книгах. После такого увлекательно-развлекательного настроя детям предлагается знакомство с древнерусской литературой и литературой XVIII-XIX веков, имеющих совсем другую тональность и стиль повествования.

Данное построение учебника для 4-го класса можно объяснить либо незнанием детской психологии, непрофессионализмом составителей, либо сознательным искажением детского восприятия замечательных литературных памятников, произведений русской классической и древнерусской литературы. Кроме того, здесь нарушается принцип историзма, обеспечивающий грамотное приобщение к истории литературы. Создаётся впечатление мозаичности, которое искусственно разрушает целостное восприятие человека, природы и мира через художественные тексты.

В средней школе только в 9-ом классе представлена в необходимом объёме, русская классическая литература, но как «История твоей литературы». В каком смысле, «твоей»?

В 5-ом классе дети знакомятся с двумя стихотворениями М.Лермонтова; тремя произведениями А.Пушкина, с одним произведением Н.Гоголя, А.Куприна, А.Чехова. Однако в учебнике достаточно широко представлена зарубежная литература: А.Дюма. «Три мушкетёра»; Жюль Верн «Дети капитана Гранта»; Эдгар По, Р.Стивенсон, Д.Лондон, М.Твен, А.Конан Дойл, Р.Бредбери, Дж.Даррелл, Э.Сетон-Томпсон. Все замечательные писатели, однако с их творчеством и указанными произведениями дети должны знакомиться, в основном, во внеклассном чтении. То есть соотношение отечественной и зарубежной литературы в курсе 5-го класса существенно нарушено.

В 6 классе в 1 части соотношение русской классической литературы и советской — зарубежной 19% и 80%, во 2-й части — 30% и 60%.

Второе. Существенно искажены базовые ценности, которые формируют мировоззрение учащихся, их духовно-нравственную культуру и общественно-гражданскую позицию. Это искажение создаётся антигуманным, сугубо рационалистическим прочтением программных произведении по литературе, ложной интерпретацией основных тематических циклов всего курса литературы, которая навязывается персонажами-посредниками, введенными в каждый учебник курса; эпиграфами к разделам, темами и. текстами от авторов-составителей и последовательностью самого подбора фрагментов литературных произведений в рамках разделов.

Тогда как в федеральном компоненте государственного стандарта подчёркивается необходимость прочтения литературных произведений с позиций отечественного литературоведения и педагогики.

Основные темы традиционно раскрывают смысл духовно-нравственных ценностей отечественной культуры. Это, прежде всего:

— любовь к Родине, к родной земли;
— любовь к своей семье, к матери и отцу, к друзьям, соседям, ко всем людям;
— любовь к добродетельной жизни, к таким качествам, как доброта, милосердие, мужество, совестливость, честность и др.;
— борьба
 с пороками, с дурными наклонностями, с такими качествами, как злоба, жестокость, алчность, трусость, лицемерие, мстительность и др.
— бережное отношение ко всему, живому, особенно к человеческой жизни, к животным, природе.

В федеральном компоненте государственного стандарта, для начальной школы отмечена необходимость изучения следующих основных тем: «произведения о родине, о природе, о труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях».

Проиллюстрируем, как, к примеру, раскрывается в учебном комплекте Бунеевых одна из важнейших тем, которая также входит в Национальную программу по патриотическому воспитанию до 2010 года, — тема Родины.

В начальной школе тема Родины отдельным разделом выделяется только в 3 классе, в конце 2 части. Называется раздел «Родная земля». В него вошли только три произведения: К. Паустовский «Бескорыстие»; В. Бахревский, Г. Цыферов «Дубёнка»; Б. Окуджава «Песенка об Арбате». В этой же части учебника к теме Родины можно отнести раздел «День Победы». На наш взгляд, в него вошли стихотворения достаточно сложные для детей начальной школы: В. Высоцкий «Он не вернулся из боя»; Б. Окуджава «Король»; А.Тарковский «Я знаю, никакой моей вины…».

В первом классе в «Моей любимой азбуке» тема Родины представлена недостаточно и фрагментарно. В книге для чтения в первом классе «Капельки солнца» к теме Родины можно отнести раздел «Наш дом». Он начинается с одноименного рассказа Г. Цыферова «Что у нас во дворе?»: «Что у нас во дворе? Наш дом. Он большой. Белый-белый, а крыша у него розовая. На крыше — антенны телевизионное, как мачты на корабле. Такой красивый корабль я видел на картинке…». На наш взгляд, подобное предметное ознакомление примитивно и уместно только для дошкольников. В первом классе ребёнок уже должен размышлять над темой «С чего начинается Родина?». Мой дом — это не только дом, песочница, дерево, качели, клумба, сад, фонари, месяц! Это, прежде всего, родная земля с ее тихой природой, это малая Родина, семья, теплота человеческих отношений. Первокласснику Бунеевы предлагают поразмышлять над взрослыми темами: одиночество («Одиночество» А.Барто); разлука («Разлука» А. Барто); трудный путь« (»Трудный путь« Э. Мошковской). Следует отметить, что в начальной школе мы не нашли ни одного стихотворения по теме Родина.

Из такого ущербного, минимального подбора литературных произведений в начальной школе на уроках литературы, по учебникам Бунеевых, у детей не сформируется чувство любви к Родине, глубокая привязанность к дому и семье.

В книгах для средней школы тема Родины не имеет целостной, полной реализации. Например, в 6 классе дан только один стих о Родине в приложении к учебнику «Год после детства» С. Есенина «Где ты, где, ты отчий дом…». Русский героический эпос размещен в разделе с выразительным названием «Следы во времени» в пестроте эпических произведений других народов.

В учебнике для 8-го класса, названным провокативным названием «Дом без стен», основные образы Родины, дома, мира и человека даются в сложных для подросткового возраста интерпретациях. Тему Родины подросток должен уловить в разделе «Ностальгия», название которого характерно для восприятия Родины пожилыми людьми и эмигрантами. В методических рекомендациях для 8 класса предлагается учителю тему Родины развивать следующим образом: Что такое любовь к родине? (Лирика Е.А.Евтушенко, А.А.Блока, Ф.И.Тютчева); Гримасы эмиграции (А.Н.Толстой «Похождения Невзорова, или Ибикус»); «Нет, не забыть тебя сердцу во век…» (Лирика С.А.Есенина, О.Э.Мендельштама, А.А.Ахматовой, стихотворение в прозе И.С.  Тургенева «Русский язык»); Как нелегко порой сделать свой выбор (Ю.В.Бондарев «Выбор»; А.А.  Галич «Когда я вернусь…»).

Таким образом, можно сделать вывод, что в такой пестроте литературных текстов подростку трудно будет уловить целостный образ Родины, определить к ней свое чувство.

Боль поэтов XX века за Отечество будет понятна детям более старшего возраста, когда они познакомятся основательно с литературой, в которой любовь к Родине ее положительный образ, чувство, глубокого родства с родной землёй, укоренятся в детском сознании.

В отечественном литературоведении становление той или иной темы рассматривается с точки зрения исторической перспективы. Это традиция. В ней сохраняется адекватное восприятие всего курса литературы. Составители же дают свой тематический ряд, который программирует детское сознание на иные ценности, нетрадиционные для нашей отечественной школы, укореняют в них чувства раннего цинизма, неприятия, нелюбви к исконным традициям, к Родине.

Тема семьи представлена в начальной школе, в основном, шутливо-насмешливыми произведениями Э.Успенского, В. Драгунского, для которых характерны ирония, насмешки над родителями и сверстниками. А ведь именно семья формирует в ребенке столь важные, глубокие, доверительные отношения к людям и к миру, выражающие заботу родителей о детях, детей о родителях, братьях и сестрах и других людях. Именно в семье закладываются духовно-нравственные основы личности. В литературе XIX века запёчатлён положительный образ семьи. В ней «счастливая невозвратимая пора детства» раскрывается через внутренний мир ребёнка и его отношение в семье. Семья поддерживала и помогала маленькому человеку обрести себя в этом мире, учила жить с ним в гармонии и согласии, видеть доброе, нравственное начало жизни. Юмор уместен, когда заложен фундамент прочных духовно-нравственных связей в семье на основе социального, духовного и нравственного опыта поколений, который запечатлен в русской классической литературе.

В учебниках Бунеевых для средней школы литературные произведения подобраны так, что выстроен целый ряд негативных образов семейных отношений: непонимание со стороны родителей, отчуждение и одиночество ребенка, его желание убежать из семьи, неприятие семейных традиций и т.д.  Особенно наглядно этот подход демонстрирует учебник для б класса, в котором девочка Вера (персонаж-посредник, присутствующий на протяжении всего учебника) уезжает из родительского дома к тёте. Вместе с тётей она «познает» таинственный мир, который всё дальше уводит её от реальности, семьи, общения. В это отчуждение составители учебников погружают и шестиклассников.

Книги для 8 класса, по сути, обобщают «оригинальный опыт новой философии образовании» и раскрывают нравственную позицию их разработчиков. Они составлены по типу спектакля для взрослых в 3-х действиях с прологом и эпилогом. Действующие лица: Оптимист (Рыжий Клоун), Пессимист (Белый Клоун), Клоунесса, а также люди XVII, XVIII, XIX, XX веков, мужчины и женщины: молодые, зрелые, старые, умные, глупые, злые, великодушные… Структура книги: Пролог. Человек толпы. Человек в толпе; Действие I. Человек размышляющий: Действие П. Человек чувствующий (Переживание. Разочарование. Ностальгия); Действие III. Человек чувствующий. Борьба. Самосоздание. Затмение. Подвиг. Финал. Маленький Большой человек.

Можно только заключить, что «дом без стен», а «жизнь — театр», особенно в такой «оригинальной» трактовке, разрушают не только психику детей, но совершенно искажают их мироощущение, меняют их представления о человеке и его высоком назначении в этом мире, обесценивают человеческую жизнь, подрывают нравственные основании, формирующие личность.

Создаётся впечатление, что весь учебно-методический комплект Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой с 1 по 9 класс сознательно направлен на разрушение в ребёнке естественных чувств привязанности и любви к Родине, к дому, к семье, к друзьям. Формируется мировоззрение человека без Родины, без дома, вне семьи, вне общества, углублённого в своё собственное Я, относящегося к миру как к театру абсурда.

В федеральном компоненте государственного стандарта для средней школы выдвигаются следующие требования к основным критериям отбора художественных произведений: «их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ребёнка, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования».

В целом, в учебном комплекте Бунеевых в построении курса литературы нарушаются фундаментальные принципы приобщения детей к традиционной культуре, формирования целостного восприятия отечественной литературы, ее основных образов, символов, тем, отражающих духовно-нравственный опыт многих поколений, формирующее целостное мировоззрение, высоконравственную личность. Учебники негативно действуют на сознание учащихся, разрушают детскую психику через поток-абсурда, мозаичность художественных текстов, нарушение принципа историзма и целостности.

Художественный образ есть одна из форм, которая являет собой целостную картину мира. В нём отражаются достоинства мира, и его изъяны. И от того, что запечатлеет в себе детская душа, особенно в раннем возрасте, зависит её дальнейшая жизнь. Чем больше светлых, положительных образов, тем глубже вера ребёнка в правду жизни, в её справедливость, тем крепче он будет стоять на ногах, верить в свои силы, в то, что всё может преодолеть человек, всё вынести в этой жизни.

Образы же, наделённые гипертрофированными качествами, несущие в себе страх, неверие родителям, чувство одиночества, ненужности этому миру, когда в жизни нет того, на что можно опереться, сформируют человека с патологическими качествами, ущербного, жестокого, просто потерянного для общества и семьи, не способного строить здоровые отношения со своими близкими, с окружением.

Третье. Составители учебников существенно нарушают соответствие литературных произведений возрастным особенностям детей, как в начальной, так и в средней школе.

В начальной школе детская литература советского периода стала основным предметом изучения. Это произведения таких писателей и поэтов, как Г. Сапгир, В. Драгунский, Б. Заходер, Э. Успенский, Ю. Мориц, С. Маршак. А. Барто и др. Хотелось бы, однако, отметить, что многие произведения, вошедшие в учебники для начальной школы, входят в состав хрестоматий для дошкольников, хорошо знакомы детям по детскому саду и вряд ли привнесут что-то новое в их духовно-нравственное развитие. Это с одной стороны. С другой стороны, составителями введены в учебники произведения поэтов второй половины XX века: стихи В. Высоцкого, Б. Пастернака, И. Бродского, Б. Окуджавы и др., достаточно сложные по тематике и стихотворной форме для детей начальной школы. Такое совмещение лёгкого, известного и достаточного сложного для детского восприятия также подтверждает непрофессионализм, некомпетентность, педагогическую и филологическую, составителей учебников, либо свидетельствует о сознательном разрушении детской психики через постановку невыполнимых задач, преждевременное приобщение к взрослому, опыту переживания мира. В средней школе повторяется тот же принцип подбора литературных произведений.

Многие из произведений XX века не соответствуют возрастным особенностям детей средней школы. Поставленные в них проблемы целесообразно, с точки зрения сохранности психического здоровья, изучать в более старшем возрасте. Например, «Безумная Евдокия» Л.Г.  Алексина и др.

Четвертое. Курс литературы, предложенный Р.Н.Бунеевым и Е.В.Бунеевой, не способствует формированию художественного вкуса. Литература призвана формировать понимание художественного слова, развивать навыки культуры речи. Какой художественный и этический вкус сформируют учебники Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой, если дети абсолютно лишены знакомства с русской классической литературой, с богатейшим наследием основоположника русского литературного языка А.С.Пушкина, величайших поэтов XIX века, писателей, подаривших миру глубоко нравственную, высочайшего духа литературу? Хочется также подчеркнуть, что учебники, в которых достаточно объёмно представлена русская литература, составлены в соавторстве с другими составителями: «Моя любимая Азбука» в соавторстве с О.В.Прониной; учебники для 9 класса в соавторстве с О.В.Чиндиловой. Эти учебники отличаются по стилю, подходу, структурированию литературного материала.

Пятое, на что хотелось бы обратить внимание, это проблема духовной безопасности детей, которые обучаются по комплектам Бунеевых. Опасность для духовно-нравственного и психического здоровья детей представляет, прежде всего, нездоровое навязывание мистического восприятия мира.

Это проявляется во введении персонажей-посредников между читателем-учащимся и литературным произведением. Через комментарии этих посредников проводятся совершенно чуждые нашей отечественной культуре ценности, нездоровый рационализм и прагматизм, бездуховность.

В 1 классе таким посредником является оборотень - мальчик-зайчик; во 2 классе — домовята, младший и старший. Мир иррациональный, «чудесный», «сверхъестественный» и мир реальный в сознании учащихся очень легко способны «взаимодействовать». Существа из духовного мира помогают детям «познавать» мир, в котором правит страх, нелюбовь к ближнему, цинизм, смехачество. Подтвердим свои оценки примерами.

В учебнике для 2-го класса к мальчику Саше, который сопровождает книгу своими размышлениями, является младший домовой Афанасий Фёдорович, в дальнейшем участвующий вместе с Сашей в комментарии литературных произведений. Происходит это следующим образом: «»Когда Сашу уложили спать. он долго не мог заснуть: прислушивался к шорохам в квартире. Ему казалось, что кто-то ходит по комнате, шелестит страницами книг. Вдруг комната неожиданно наполнилась звуками. Мальчик услышал шум ветра, звериный вой, стук топора, плеск воды. Потом раздался чей-то смех, донеслись обрывки разговора«.

В прологе учебника для 4-го класса «В океане света» мы знакомимся с тем, как герои, сопровождающие книгу, Оля и Игорь, чудесным образом куда-то плывут: «Девочка схватилась за ручки кресла и зажмурила глаза. Она хотела позвать Игоря, но не смогла. Через несколько секунд раздался звон, потом скрежет; потом сильный порыв ветра ворвался в комнату. Вдруг девочка почувствовала, что её тело стало очень лёгким, и она уже не сидит в кресле, а плывёт. Оля открыла глаза и увидела брата. Игорь тоже плыл, раскинув руки. Что это? Море? Непохоже. Ну, конечно же, это воздух, воздушный океан…».

В средней школе мистический контекст сопровождает почти все учебники, особенно в 5, 6 и 7 классах. Достаточно обратить внимание на подзаголовки книг: в 5 классе, часть 2, например: Что можно увидеть с закрытыми глазами (сопровождающий книгу персонаж — мальчик Олег опять летает и видит удивительные сны); часть 2 начинается с книги А. Конан Дойля «Затерянный мир» (Как страшно было в лесу!). Далее подборка выстраивается следующим образом: А.Беляев «Голова профессора Доуэля»; Р. Брэдбери «И грянул гром»; Н. Гоголь «Портрет»; Э. По «Убийство на улице Морг»; А. Конан Дойл «Горбун». Явное нагнетание страха, недопустимое воздействие на детское сознание и психику негативного образного ряда, раскрывающего тему смерти, который вызывает у детей безотчетный ужас, свидетельствует о непрофессионализме составителей. Такую литературную подборку могли бы сделать представители нетрадиционных религий или сект, которые сегодня действуют и на территории России, но никак не составители учебники и по литературе для государственной и муниципальной школы, тем более с грифом Министерства образования и науки Российской Федерации.

К примеру, учебник для 6 класса называется «Год после детства». Персонаж — посредник девочка Вера осознаёт, что «детство прошло». Далее описывается «атмосфера таинственности», в которой оказалась Вера, приехав к тёте в подмосковный дом. Дом, скорее, похож на средневековый замок из какой-нибудь зарубежной сказки. Раздел 1 называется «Пролетая над снами…». Эпиграф к разделу: «- А вы сами-то верите в приведения? — спросил лектора один из слушателей. - Конечно нет, — ответил лектор и медленно растаял в воздухе».

В учебник включен также отрывок из научно-фантастического произведения А.и Б. Стругацких «Понедельник начинается в субботу», иронически описывающий советскую действительность, помещенный в раздел «Правдивая история». В раздел также вошли следующие произведения: В.Жуковский «Светлана»; И.В.Гёте «Лесной царь»; Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»; А.С.Пушкин «Утопленник», «Бесы»; А.П.Чехов «Страшная ночь»; А.С.Пушкин из цикла «Песни западных славян» («Бедный Ваня еле дышит, спотыкаясь, чуть бредёт по могилам; вдруг он слышит -кто-то кость, ворча, грызёт…»); Проспер Мериме «Венера Ильская»; Ги де Мопассан «Орля»; Морис Метерлинк «Синяя птица». В комментариях девочки составители подчеркивают мистический характер русской и зарубежной литературы, а в вопросах, например, к «Синей птице» спрашивают у учащихся, какую роль в пьесе играют элементы мистики?

Такие «мистические» подборки литературных произведений формируют нездоровую психику, постоянное чувство страха, детский невроз, высокую внутреннюю напряжённость, которые могут привести к серьёзной деформации личности, детского сознания и восприятия мира, вплоть до суицида, будут способствовать восприятию мира как нечто чудовищного, страшного, лишённого радости и гармонии, где маленький человек не сможет определиться и защитить себя и своих близких. Всё это усиливается современной ситуацией, когда в средствах массовой информации пропагандируется насилие, ужас, колдовство и др. Достаточно назвать детские сериалы о маленьких ведьмах, колдунах, мистические мультфильмы о нейропрограммировании и др.

Учебники Р.Н.Бунеева и В.Е.Бунеевой программируют детское сознание через персонажей-посредников, эпиграфы, комментарии, через выстраивание определённого образного ряда (подборку литературных произведений) на восприятие мира как-хаотичного, абсурдного, дисгармоничного, не умеющего защитить маленького человека. «Маленький Большой человек» — финал всей этой «эпопеи» взросления должен, согласно методическим рекомендациям для учителя, рассматриваться в трёх основных характеристиках: «Дорогою свободной иди, куда влечёт тебя свободный, ум» (А.С.Пушкин); «Каждый человек — маг в душе…» (А. Стругацкий, Б. Стругацкий «Понедельник начинается в субботу»); «Маленький человек, когда он хочет работать, — непобедимая сила!» (М. Горький «Сказки об Италии»).

Структурирование материала по темам, по классам, подбор литературных произведений в целом создаёт впечатление, что авторы создали комплект не по литературе, а комплект для формирования определённых патологических качеств. Особенно ярко об этом свидетельствуют названия учебников и разделов для средней школы: в 5-ом классе — «Шаг за горизонт" «(I часть — »От чего захватывает дух«; II часть — »Что можно увидеть с закрытыми глазами?«); в 6-ом классе — »Год после детства«, раздел »Пролетая над снами«; в 7-ом классе — »Путь к станции «Я»: в 8-ом классе — «Дом без стен (характерный образ, фоновый, для подобранного материала по всем классам).

Рассмотрим теперь, какие темы предлагают Бунеевы для формирования личности ребенка. Так, например, учебник для 7 класса, по идее составителей, посвящен «истории души человеческой. Эта тема раскрывается через следующие разделы: «Я и моё детство»; «Я и Я»; «Я и другие»; «Я и мир: вечное и приходящее». Содержание учебника иллюстрируется рисунками С.Дали с сюрреалистическими, вызывающими отторжение образами. Раздел «Я и Я» начинается стихотворением Д.Самойлова, выражающим сумбурность и неопределенность сознания «творческой личности»:

Вдруг странный стих во мне родится,
Я не могу его поймать.
Какие-то
слова и лица
И время тает или длится.
Нет! Невозможно научиться
Себя и ближних понимать!

Далее идёт следующая подборка произведений: В.Тендряков «Хлеб для собаки, рассказ, сопровождающийся картинками голодающих детей в 30-е г.г.  XX; В. Короленко «Слепой музыкант»; Л. Кассиль. «Ранний восход»; А. Пушкин «Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана?»; А. Пушкин «Капитанская дочка»; А. Пушкин «Моцарт и Сальери»; С. Таунсенд «Дневник Адриана Моула»; Анна Франк «Погибель (дневник)»; «Синяя трава: дневник пятнадцатилетней наркоманки; Б, Окуджава «Песенка о ночной Москве»; Ю. Левитанский «Диалог у новогодней ёлки»; К. Паустовский «Жизнь Александра Грина»; А. Грин «Алые паруса». Итоги раздела: «Приёмы создания характера литературного героя».

Эпиграф, вырванный из авторского контекста, и вся подборка текстов, навязываемые подростку в период его взросления как некий нравственный постулат, когда временно он испытывает, как ему кажется, непонимание со стороны взрослых, друзей, могут способствовать только усугублению его психологических проблем. В сложнейший период взросления личности подростку внушается разорванность сознания, безнадежность отыскания сочувствующего человека, который поймёт, откликнется и поддержит, провоцируется асоциальное поведение (наркомания), наносящие также ущерб психическому здоровью ребенка, закладываются основы психопатологии личности.

Такой подход ставит под большое сомнение профессионализм составителей, их компетентность в вопросах педагогики, детской возрастной психологии.

Авторы сознательно навязывают ученикам принцип абсурда: окружающий мир предстает как хаотический, в котором всё перемешано, сумбурно, нет строя, гармонии, совершенства, нет идеала, к которому можно стремиться, нет героя. Как можно в один ряд поставить одно из высочайших произведений мировой литературы А. Пушкина и такой текст, как дневник юной наркоманки? Какой духовный урок можно извлечь из такого контекста? «А кто же я? — задаст себе вопрос юный читатель. Какую личность хотят сформировать составители учебника, авторы «педагогики здравого смысла», какой социальный заказ они выполняют? Какие компетенции хотят сформировать у учащихся?

Данный подход несет в себе психическое разрушение личности учащихся, подрывает авторитет взрослых и может спровоцировать детей на суицид, аморальное поведение, уводит от осознания гражданских и человеческих обязанностей.

Весьма сомнительно деление на подразделы, определённые тематические циклы, и в учебнике для 8-го класса «Дом без стен. Эпиграф книги:

Города должны быть непохожи, как люди.
Люди непохожи, как города.
Свобода и братство. Равенства не будет.
Никто. Никому. Не равен. Никогда. (А.Володин).

Данный эпиграф вне авторского контекста может только содействовать укреплению подросткового эгоцентризма, отчуждению от мира.

Осознание в себе своего «Я, как пишут разработчики «педагогики здравого смысла», «чаще всего переходит в чувство собственного достоинства и самоуважения, а следствием этого является более свободное и независимое поведение». Высказывание это весьма спорно.

Какая нравственная доктрина положена в основание этого постулата, который стал основой разработки концепции всего курса литературы для средней школы? Вряд ли традиционный, предусматриваемая федеральным стандартом, предполагающая при осознании собственного достоинства, прежде всего, осознание большей ответственности и обязанностей перед обществом и семьей, перед Родиной.

ПРАКТИЧЕСКИ СОСТАВИТЕЛИ ПООЩРЯЮТ ПОДРОСТКОВ НА РАЗВЯЗНОЕ, ЦИНИЧНОЕ, ПРОВОЦИРУЮЩЕЕ НА АГРЕССИЮ, АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ПОСЛЕДСТВИЕМ КОТОРОГО ЯВЛЯЮТСЯ ЭКСТРЕМИЗМ И ТЕРРОРИЗМ. Данный эпиграф, как и другие эпиграфы учебников для средней школы, подборка текстов, а также авторская концепция всего курса в целом, могут рассматриваться как призыв быть СВЕРХЧЕЛОВЕКАМИ, когда особость и неповторимость незрелых личностей возводятся в принцип жизни. Провоцируется разрушение личности учащегося, усугубление его психических, духовных проблем, поиск себя превращается в утверждение себя во что бы то ни стало, любой ценой. ЭТО ПРЯМАЯ ПОДГОТОВКА АДЕПТОВ ФАШИСТСКОЙ ИДЕОЛОГИИ. Вместо преодоления негативных качеств личности авторами-составителями навязывается подросткам социальная дезориентация, пренебрежение нравственными основами жизни, которые необходимы при формировании человеческих отношений, отношений в семье, при исполнении гражданских обязанностей.

Такого откровенного пренебрежения детской психологией, социального анархизма не знала ни одна учебная книга за всю историю педагогики! О каких принципах ещё может сказать «педагогика здравого смысла? Какой смысл она несёт детям? Явно антигражданский, антисемейный, антисоциальный.

Всё вышесказанное даёт нам право заключить, что Р.Н.Бунеев и Е.В.Бунеевы сознательно выразили свою позицию к отечественной культуре, духовно-нравственным традициям русского народа и других народов, населяющих Россию. Она отличается откровенным пренебрежением к культуре русского и других народов России.

В целом хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что учебно-методический комплект Р.Н.  Бунеева и Е.В.Бунеевой искажает приоритеты федерального компонента государственного стандарта общего образования, он имеет антигражданскую, асоциальную, антикультурную, антисемейную направленность: лишает детей приобщения к духовно — нравственной традиции родной культуры, формирует у детей чувство безродности, одиночества, провоцирует на асоциальное поведение и экстремизм, разрушает психику и нравственность, естественные чувства любви к Родине, семье, к ближним, учит относиться к жизни с позиций индивидуализма, пренебрежению к традициям русского и других народов России, их культуре.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ Р.Н.БУНЕЕВА И Е.В.БУНЕЕВОЙ ДОЛЖЕН БЫТЬ ИЗЪЯТ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПЕРЕЧНЯ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Член Научно-методического экспертного совета
при Отделе религиозного образования и катехизации
Русской Православной Церкви
кандидат филологических наук, референт
Шестакова С.М.

Список учебников, методических рекомендаций для учителей, рабочих тетрадей, прошедших экспертизу Научно-методического экспертного Совета при Отделе религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви

1. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина. Моя любимая Азбука — учебник для первоклассников.

2. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. Капельки солнца. Книга для чтения в 1 классе.

З. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. Тетрадь по чтению к учебнику «Капельки солнца.

4. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. Маленькая дверь в большой мир. Книга для чтения во 2 классе. Часть 1.

5. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. Маленькая дверь в большой мир. Книга для чтения во втором классе. Часть 2.

6. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. Тетрадь по чтению к учебнику «Маленькая дверь в большой мир. 2 класс.

7. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. Литературное чтение. 3 класс. Часть 1. В одном счастливом детстве. Учебник.

8. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. Литературное чтение. 3 класс. Часть 2. В одном счастливом детстве. Учебник.

9. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. Тетрадь по чтению к учебнику «В одном счастливом

10. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. В океане света. Книга для чтения в 4 классе. Часть 1.

11. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. В океане света. Книга для чтения в 4 классе. Часть 2.

12. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. Тетрадь по чтению к учебнику «В океане света». 4 класс.

13. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. Литература. 5класс. Шаг за горизонт. Учебник. Книга 1.

14. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. Литература. 5 класс. Шаг за горизонт. Учебник. Книга 2.

15. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. Год после детства. 6 класс. Литература. Учебник. Хрестоматия. Книга 1. .

16. Р.Н.Бунеев,«' Е.В.Бунеева. Год после детства. 6 класс. Литература. Учебник. Хрестоматия. Книга 2.

17. Е.С.Барова. Уроки литературы в б-м классе по учебнику-хрестоматии «Год после детства». Методические рекомендации для учителя.

18. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. Путь к станции «Я». 7 класс.Учебник по литературе. Книга I.

19. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. Путь к станции «Л». 7 класс. Учебник по литературе. Книга 2.

20. Е.С.Барова. Уроки литературы в 7-м классе по учебнику «Путь к станции »Я«. Методические рекомендации для учителя.

21. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. Дом без стен. 8 класс. Учебник по литературе. Книга 1. 22.Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. Дом без стен. 8 класс. Учебник по литературе. Книга 2. 23.Е.С.Барова. Уроки литературы в 8-м классе по учебнику «Дом без стен». Методические рекомендации для учителя.

24. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Чиндилова. История твоей литературы. 9 класс. Учебник по литературе. Книга 1.

25. Р.Н.Бунеев, Е.В.  Бунеева. История твоей литературы. 9 класс. Учебник по литературе. Книга 2.

26. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. Издательский дом Российская Академия образования.