МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРЕСС-СЛУЖБА
ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ
22 августа в пресс-центре ИТАР-ТАСС состоялась пресс-конференция на тему «Проблемы содержания школьных учебников: усиление научного и методического контроля».
Выступая на пресс-конференции, директор Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России Исаак Калина отметил следующее:
- Главная особенность школьного учебника состоит в том, что в отличие от любой другой продукции его содержание должно быть на 100 процентов отечественного производства. Не очень хорошо, что российские граждане ездят на зарубежных автомобилях или что при сборке автомобилей используют импортные запчасти, но это вполне допустимо. А содержание учебника, как средства формирования российского гражданина, может быть продуктом исключительно российского производства.
- Сегодня не стоит вопрос об искусственном ограничении или, напротив, искусственном увеличении количества учебников, включенных в федеральные перечни учебников. Точно так же не стоит вопрос об искусственном сокращении количества издательств, выпускающих учебную литературу. Все зависит от того, сколько учебников смогут пройти экспертизу, сколько издательств смогут организовать работу по созданию качественных учебников. То есть и учебники, и издательства, которые их выпускают, должны соответствовать определенным критериям. В данном случае не важен размер бочки с медом. Важно, чтобы туда не попала ложка дегтя.
- В федеральный перечень
2008–09 гг. будут включены только те учебники, содержание которых тщательно проэкспертировано экспертными организациями, прежде всего — ведущей научной организацией страны — Российской академией наук. И если методические недостатки учебника многие учителя могут компенсировать собственным профессионализмом, то соответствие учебника научным требованиям они вряд ли смогут оценить самостоятельно. Это должны делать только ученые-эксперты. - Изменения в правилах экспертизы учебников, проведенные в последние несколько лет, — это следствие прямого указания руководства страны повысить качество учебников (есть соответствующее решение Президиума Совета при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию). Это касается учебников по всем предметам, хотя больше всего претензий общественность предъявляет к учебникам по истории и обществознанию.
- Учебник истории — это не научное исследование. Наука выявляет все аспекты исторических событий, а главная задача учебника — сформировать отношение человека к миру, стране, государству. Отбор материала и способ его изложения в учебнике истории должны быть особенными. Вряд ли бабушки и дедушки будут рассказывать внукам о своей молодости, используя милицейские протоколы или выписки из истории болезни. Они не станут «смаковать» проблемы и трудности семьи, но расскажут о том, как семья их преодолевала. Язык учебника отечественной истории, предназначенного детям, должен быть родным, как язык родной бабушки. Авторские коллективы, подготовившие именно такие учебники, уже есть.
- Во всех школах страны сейчас не может быть введен обязательный предмет «История мировых религий», поскольку его нет в действующем государственном стандарте общего образования (базисном учебном плане), утвержденном в 2004 году. Тем не менее, если при преподавании определенных разделов ряда гуманитарных предметов учителя будут использовать материалы по истории мировых религий, это поможет школьникам лучше понять историю, литературу и другие предметы. Например, сложно себе представить как можно понимать многие произведения русской литературы, русскую живопись, если ничего не понимать в истории и культуре православия. Поэтому к разработке государственных стандартов общего образования нового поколения сегодня привлекаются представители многих общественных организаций, в том числе те, кто занимается, вопросами образования в основных религиозных конфессиях и, конечно, в их числе обязательно представители Русской православной церкви.