Некоммерческое партнерство в защиту семьи, детства, личности и охраны здоровья “Родительский комитет”

На главную страницу раздела

Главная | Законы | Семья и школа | Здравоохранение | Дети и СМИ | Демография | Родительское движение | Мероприятия | О нас | Контакты

 

Вносится депутатом Государственной Думы А.В.Чуевым
Проект
№291854-3

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
ПО ВОПРОСУ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ДЕТЕЙ ДО ИХ РОЖДЕНИЯ".

Статья 1. В целях законодательного обеспечения защиты неотъемлемых прав и законных интересов детей как до, так и после рождения, внести в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.1998 №124-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст 3802) следующие изменения и дополнения:

1. Статью 1. дополнить абзацем третьим следующего содержания:
"ребенок до рождения (нерожденный ребенок) - жизнеспособный внутриутробный плод до его появления на свет"

2. Дополнить статью 6. вторым абзацем следующего содержания:
"Ребенок до рождения (нерожденный ребенок) имеет право на жизнь, здоровое развитие, на охрану здоровья и медицинскую помощь. Матери и ребенку должен быть обеспечен надлежащий дородовой и послеродовой уход."

Статья 2. Внести в семейный Кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996. N 1. ст 16) следующие изменения и дополнения:

1. Дополнить главу 11 Семейного кодекса Российской Федерации статьей 54-1 следующего содержания:

"Статья 54-1. Права ребенка до рождения

1. Ребенком до рождения (нерожденным ребенком) признается жизнеспособный внутриутробный плод до его появления на свет.
2. Каждый ребенок до рождения, имеет право на жизнь, охрану здоровья и медицинскую помощь."

Статья 3. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Статья 4. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту Федерального закона
"О внесении изменении и дополнений в Семейный кодекс
Российской Федерации и Федеральный закон "Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" по вопросу
обеспечения прав детей до их рождения"


Осознание необходимости зашиты права ребенка на жизнь уже до его рождения глубоко укоренено в исторических традициях России.

Соответствует это право и ратифицированным Россией международным документам. Так, согласно преамбуле Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН (ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.90 N 1559-1, Россия официально признала себя правопреемницей СССР) "ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения".

Ныне действующее законодательство Российской Федерации содержит отдельные положения, защищающие права нерожденных детей. Так, Гражданский Кодекс Российской Федерации содержит статью 1116, гласящую "К наследованию могут призываться граждане, находящиеся в живых в день открытия наследства, а также зачатые при жизни наследодателя и родившиеся живыми после открытия наследства".

В связи с этим назрела необходимость более четко сформулировать в действующем законодательстве права нерожденных детей, приведя его в соответствие с международным законодательством.

С этой целью предлагается внести правовые нормы в два основополагающих закона, определяющих права ребенка "(Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и Семейный кодекс Российской Федерации) положения, систематизирующие основные права ребенка до рождения.

Предложенные изменения и дополнения к Федеральному закону "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и Семейному кодексу Российской Федерации основаны на следующих международных документах:

Декларация прав ребенка, принятая Организацией объединенных наций 20 ноября 1959 года, принцип 4 которой гласит:

o "Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание."

Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН (Преамбула которой о необходимости правовой защиты ребенка как до, так и после рождения уже была процитирована выше), статья 6 которой гласит:

"1. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.

2. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка".

Так как статья 6 предшествует статье 7 Конвенции, гласящей

"1. Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу."

то, в полном соответствии с Конвенцией о правах ребенка, право на жизнь и здоровое развитие ребенок имеет уже до рождения н регистрации.



Перечень законов и иных нормативных правовых актов,
подлежащих отмене, изменению или дополнению в связи с принятием Федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации
и Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
по вопросу обеспечения прав детей до их рождения"

В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об основные гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" по вопросу обеспечения прав детей до их рождения" подлежат:

отмене Постановление Правительства Российской Федерации от 08.05.96 N 567 "Об утверждении перечня социальных показаний для искусственного прерывания беременности",

изменению Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации № 242 от 11 июня 1996 года "О перечне социальных показаний и утверждении инструкций по искусственному прерыванию беременности".

Финансово-экономическое обоснование проекта

Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" по вопросу обеспечения прав детей до их рождения"

В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" по вопросу обеспечения прав детей до их рождения" расходов из Федерального бюджета не требуется.



ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА № 175

ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

10 июня 2003г.

 

О проекте федерального закона № 291854-3 "О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" по вопросу обеспечения прав детей до их рождения" - внесен депутатом Государственной Думы А.В.Чуевым, первое чтение

 

Принято решение направить указанный проект федерального закона и материалы к нему Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, депутатам Государственной Думы и внести его на рассмотрение Государственной Думы 9 сентября 2003 года.

Председатель Государственной Думы

Федерального Собрания Российской Федерации

Г.Н.Селезнев



 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ. СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

КОМИТЕТ ПО ДЕЛАМ ЖЕНЩИН, СЕМЬИ И МОЛОДЕЖИ

103265, Москва, Георгиевский пер., д. 2 Тел. 292 19 78, факс 292 76 48

2003г. № 3.6-

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи по проекту федеральною закона № 291854-3 "О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" по вопросу обеспечения прав детей до их рождения", внесенному депутатом Государственной Думы А.В.Чуевым

В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 11 марта 2003 года (протокол № 162) Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи рассмотрел указанный законопроект.

Законопроектом предлагается внести изменения и дополнения в Семейный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", устанавливающие права ребенка до его рождения.

Предлагаемые положения не согласуются с Конституцией Российской Федерации (статья 17), согласно которой ребенку только с момента рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина, в частности право на жизнь (статья 20), право на охрану здоровья и медицинскую помощь (статья 41). Указанные права, включая надлежащие услуги по охране здоровья в дородовой и послеродовой периоды, предоставляются матери будущего ребенка.

Концепция данного законопроекта основывается на неверном предположении о том, что правоспособность гражданина (физического лица) возникает до его рождения. В соответствии со статьей 17 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность гражданина возникает с момента его рождения и прекращается смертью. Рождение, а соответственно и возникновение правоспособности, это прежде всего, юридический факт, подлежащий регистрации в установленном порядке, на необходимость которой указывается в Конвенции о правах ребенка (статья 7).

Законопроектом же в основу определения момента возникновения правоспособности, т.е. способности иметь права, в том числе на жизнь, охрану здоровья, медицинскую помощь принимается не юридический факт, а медицинские критерии. Тем самым, становится невозможно четко определить, с какого периода внутриутробного развития ребенка можно считать правоспособным.

Аргументируя необходимость изменения действующего законодательства Российской Федерации, автор законопроекта ссылается на статью 1116 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая закрепляет право наследования за детьми, зачатыми при жизни наследодателя. Между тем, другим обязательным условием наследования является рождение их живыми после открытия наследства.

Предлагаемое законопроектом установление права нерожденного ребенка на жизнь противоречит статье 36 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья, устанавливающей право каждой женщины самостоятельно решать вопрос о материнстве.

В перечне законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих отмене в связи с принятием предлагаемою автором федерального закона "О внесении изменении и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" указано Постановление Правительства Российской Федерации от 8 мая 1996 года № 567 "Об утверждении перечня социальных показаний для искусственного прерывания беременности".

Отмена указанного Постановления может привести к росту криминальных абортов и материнской смертности от них. Вместе с тем, Комитет считает, что перечень социальных показаний для искусственного прерывания беременности, нуждается в существенной корректировке в плане его сокращения.

Комитет также отмечает, что в международном нраве не используются такие термины как "ребенок до рождения", "нерожденный ребенок" или "жизнеспособный внутриутробный плод". Ссылки на статьи 6, 7 Конвенции о правах ребенка, приведенные в пояснительной записке к законопроекту, могут толковаться не иначе как неотъемлемое право ребенка на жизнь, а также на приобретение им гражданства сразу же после рождения и регистрации его рождения. Кроме того, статьей 1 указанной Конвенции установлено, что ребенком признается каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

На законопроект поступило 85 отзывов от органов государственной власти 64 субъектов Российской Федерации. Из них (с учетом пункта 3 статьи 13 Федерального закона "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации) мнение 5 регионов является отрицательным, 3 регионов - положительным, мнение 56 регионов следует считать не выраженным, поскольку мнения законодательного (представительного) и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации разделились (большинство отзывов - 34 - отрицательные) или один из органов не представил свой отзыв.

В заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы отмечается, что предлагаемые в законопроекте положения не согласуются с Конституцией Российской Федерации (статья 17).

Официальный отзыв Правительства Российской Федерации - отрицательный. Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи предлагает отклонить проект федерального закона № 291854-3 "О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об основных гарантиях нрав ребенка в Российской Федерации" по вопросу обеспечения прав детей до их рождения".

Заместитель Председателя Комитета
Н.А.Останина


ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

Комитет по делам женщин, семьи и молодежи

 

РЕШЕНИЕ

5 июня 2003г. № 3.6-83/2

О проекте федерального закона № 291854-3

"О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации

и Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской

Федерации" по вопросу обеспечения прав детей до их рождения",

вносит депутат Государственной Думы А.В.Чуев

(первое чтение)

 

Рассмотрев проект федерального закона № 291854-3 "О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" по вопросу обеспечения прав детей до их рождения", внесенный депутатом Государственной Думы А.В.Чуевым, Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи решил:

1. Рекомендовать Государственной Думе отклонить проект федерального закона №291854-3 "О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" по вопросу обеспечения прав детей до их рождения".

2. Утвердить заключение на указанный законопроект.

3. Назначить содокладчиком по указанному законопроекту депутата Государственной Думы В.В.Крутову.

4. Направить настоящее Решение, текст законопроекта и сопроводительные документы в Совет Государственной Думы для включения указанного законопроекта в проект порядка работы Государственной Думы на 20 июня 2003 года для рассмотрения в первом чтении.

Заместитель Председателя Комитета Н.А.Останина

 

 


 

 

 

 

На главную страницу раздела

Главная | Законы | Семья и школа | Здравоохранение | Дети и СМИ | Демография | Родительское движение | Мероприятия | О нас | Контакты