На главную страницу | На главную страницу раздела

Законы | Права родителей | Семья и школа | Семья и демография | Новости, события, мероприятия
Дети и СМИ | Родительский форум | О нас | Родительское движение

 

Федеральный закон "О внесении изменений и дополнении в отдельные законодательные акты Российской Федерации, направленных на защиту жизни нерожденных детей".

Пояснительная записка к проекту Федерального закона

Официальный отзыв Правительства РФ на законопроект.

Вносится
депутатом Государственной Думы
А.В. Чуевым


Проект

Федеральный закон "О внесении изменений и дополнении в отдельные законодательные акты Российской Федерации, направленных на защиту жизни нерожденных детей".


Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты:

1. В Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, №33, ст. 1318):

- в абзаце первом статьи 36 слова "по социальным показаниям - при сроке беременности до 22 недель," исключить;

- в абзаце третьем статьи 36 слова ", а перечень социальных показаний - положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации" исключить.


2. В Федеральном законе от 22 июня 1998 года № 86-ФЗ "О лекарственных средствах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 26, ст. 3006):

- дополнить статью 16 пунктом 9 следующего содержания:
"9. Лекарственные средства, являющиеся контрацептивами, вызывающими искусственное прерывание беременности, имеют надпись: "Абортивного действия";

- пункты 9 и 10 статьи 16 считать соответственно пунктами 10 и 11.


3. В Федеральном законе "О рекламе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 30, ст. 2864):

абзац первый пункта 2 статьи 16 после слов "реализации," дополнить словами "искусственного прерывания беременности (абортов) и лекарственных средств, являющиеся контрацептивами, вызывающими искусственное прерывание беременности".


4. В Семейном кодексе Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 1,ст. 16):

- статью 49 дополнить словами "Отказ ответчика от проведения необходимых для принятия решения об установлении отцовства экспертиз может быть расценен судом как обстоятельство, подтверждающее отцовство".


5. В Уголовном кодексе Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2954; 1998, № 26, ст. 3012):

внести дополнительно статью 78.1 следующего содержания:

"Статья 78.1. Освобождение от уголовной ответственности медицинского работника в случае отказа от проведения искусственного прерывания беременности.
Медицинский работник освобождается от уголовной ответственности по статье 124 Уголовного Кодекса Российской Федерации за неоказание помощи больному в случае отказа в соответствии со своими убеждениями от проведения искусственного прерывания беременности, за исключением отказа от проведения искусственного прерывания беременности при наличии медицинских показаний
".


Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


Статья 3. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.


Президент
Российской Федерации

 

 


 

Пояснительная записка
к проекту Федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации, направленных на защиту жизни
нерожденных детей".


Осознание необходимости защиты права ребенка на жизнь уже до его рождения глубоко укоренено в исторических традициях России.

Соответствует это право и ратифицированным Россией международным документам. Так, согласно преамбуле Конвенции о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН (ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.90 № 1559-1, Россия официально признала себя правопреемницей СССР) "ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения".

В то же время в нашем обществе распространяется взгляд на аборт (искусственное прерывание беременности) как на обычную медицинскую процедуру, единственной отрицательной стороной которой может быть вред, нанесенный здоровью женщины. Вопрос о праве нерожденных детей на жизнь при этом практически остается вне внимания законодателя.

Предложенный законопроект ставит перед собой цель ликвидировать наиболее вопиющие недостатки действующего законодательства и подготовить общественное мнение к принятию более последовательных решений, направленных на защиту жизни нерожденных детей.

Вносимые в "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" изменения ставят собой цель изъять из юридической практики России понятие "искусственное прерывание беременности по социальным показаниям", которое по своей природе предполагает, что право на жизнь человека может быть поставлено в зависимость от материального положения людей и социальных факторов.

Приводим Перечень социальных показаний для искусственного прерывания беременности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 567 от 8 мая 1996 года:
1. Наличие инвалидности I - II группы у мужа.
2. Смерть мужа во время беременности.
3. Пребывание женщины или ее мужа в местах лишения свободы.
4. Женщина или ее муж, признанные в установленном порядке безработными.
5. Наличие решения суда о лишении или ограничении родительских прав.
6. Женщина, не состоящая в браке.
7. Расторжение брака во время беременности.
8. Беременность в результате изнасилования.
9. Отсутствие жилья, проживание в общежитии, на частной квартире.
10. Женщина, имеющая статус беженца или вынужденного переселенца.
11. Многодетность (число детей 3 и более).
12. Наличие в семье ребенка инвалида.
13. Доход на 1 члена семьи менее прожиточного минимума, установленного для данного региона.

Последовательное проведение такого взгляда может привести к лишению права на жизнь и других социально ущемленных граждан: больных, инвалидов, пожилых людей и т.д.

Предусмотренный действующим законодательством аборт "по социальным показаниям" подталкивает к определенному выбору колеблющихся женщин, как бы снимая с них ответственность за принятие решения, санкционируя аборт авторитетом законодателя. Кроме того, аборты "по социальным показаниям" проводятся при сроке беременности до 22 недель.

Вносимые в Федеральный закон от 22 июня 1998 года № 86-ФЗ "О лекарственных средствах" изменения и дополнения предусматривают необходимость специальной маркировки контрацептивов абортивного действия, которая должна возможность осознанного их выбора (или не выбора) потребителем, а также для ответственного принятия решения об их продаже продавцом.

Вносимые в Федеральный закон "О рекламе" изменения и дополнения запрещают рекламу абортов и контрацептивов абортивного действия, что не исключает помещения информации о них (не носящей рекламного характера) в специализированных медицинских изданиях.
Запрет такого рода может быть обойден рекламой типа "Все виды гинекологических операций", однако сама необходимость избегать прямого упоминания об абортах создает в обществе отрицательное отношение к ним.

Внесение в Семейный кодекс Российской Федерации положения о том, что мужчина, уклоняющийся от действий, необходимых для положительного или отрицательного решения об установлении отцовства, может быть признан отцом ребенка, должна усилить осознание того, что ответственность за жизнь ребенка несут как мать, так и отец.

Внесение в Уголовный кодекс Российской Федерации статьи, предусматривающей право медицинского работника отказаться от проведения аборта (за исключением по медицинским показаниям) в соответствии со своими убеждениями, подчеркивает, что беременность - не болезнь, а аборт - не медицинская операция, необходимая для оказания помощи больному.

 


ПРАВИТЕЛЬСТВО
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"30" декабря 2002 года
7638-П12
Москва
 
Государственная Дума
Федерального Собрания
Российской Федерации

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ
на проект федерального закона № 239562-3 "О внесении изменений и
дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, направленных на защиту жизни нерожденных детей", внесенный в Государственную Думу
Российской Федерации депутатом Государственной Думы
А.В.Чуевым

В Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, направленных на защиту жизни нерожденных детей".
Проектом предлагается внести изменения в статью 36 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, исключив положение, в соответствии с которым искусственное прерывание переменности по желанию женщины может быть проведено по социальным показателям при сроке беременности до 22 недель. Вместе с тем в соответствии с указанной статьей Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве
В пунктах 2 и 3 статьи 1 проекта разработчиком необоснованно объединены лекарственные средства, имеющие различное назначение.
Дополнение статьи 16 Федерального закона "О лекарственных средствах" пунктом 9 о дополнительной маркировке абортивного действия лекарственных средств нецелесообразно, так как в соответствии со статьей 16 указанного Федерального закона правом дополнительной маркировки уже наделен федеральный орган исполнительной власти.
Предусмотренное проектом дополнение статьи 49 Семейного кодекса Российской Федерации не соответствуют части третьей статьи 74 Гражданского процессуального кодекса РСФСР в части уклонения стороны от участия в экспертизе.
Предлагаемое дополнение Уголовного кодекса Российской Федерации статьей 78.1 нецелесообразно, так как в соответствии со статьей 60 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан лица, получающие диплом врача, дают клятву врача быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, действовать исключительно в интересах пациента, независимо от убеждений.
Российское законодательство не содержит понятия "нерожденные дети", в связи с этим отсутствуют нормы, направленные на защиту жизни нерожденных детей, что полностью соответствует нормам Конвенции о правах ребенка. В соответствии со статьей 1 Конвенции ребенком является человеческое существо до достижения восемнадцатилетнего возраста, если по закону применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.
Кроме того, проект содержит ряд ошибок и неточностей юридико-технического и редакционного характера.
Учитывая изложенное. Правительство Российской Федерации не поддерживает принятие данного законопроекта.

Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации                             В.Матвиенко