Раздел IV.

Средства осуществления


Глава 39

Международные правовые документы и механизмы


Основа для деятельности

39.1. Признание необходимости учета приведенных ниже важнейших аспектовдеятельности по разработке универсальных, многосторонних и двустороннихдоговоров:

  1. дальнейшее развитие международного права в области устойчивого развитияс особым упором на обеспечение должного баланса между приоритетами охраныокружающей среды и потребностями развития;
  2. необходимость выявления и укрепления взаимосвязи между существующимимеждународными документами или соглашениями в области охраны окружающейсреды и соответствующими соглашениями или документами по социальным и экономическимвопросам, с учетом особых потребностей развивающихся стран;
  3. на глобальном уровне настоятельная необходимость участия всех стран,включая развивающиеся, в деятельности по разработке договоров в областимеждународного права, касающегося устойчивого развития, а также вкладаэтих стран в успешное осуществление этой деятельности. Многие существующиемеждународно-правовые документы и соглашения в области охраны окружающейсреды разрабатывались без должного участия и вклада развивающихся стран,и поэтому они могут потребовать пересмотра, с тем чтобы отразить приоритетыи интересы развивающихся стран и обеспечить сбалансированное осуществлениетаких международных документов и соглашений;
  4. развивающимся странам следует также оказывать техническое содействиев их усилиях по укреплению национальных нормотворческих потенциалов в областиэкологического права;
  5. при осуществлении в будущем проектов, связанных с прогрессивным развитиеми кодификацией международного права в области устойчивого развития, следуетучитывать результаты текущей деятельности Комиссии международного права;
  6. любые переговоры по прогрессивному развитию и кодификации международногоправа, касающегося устойчивого развития, должны, в целом, проводиться примаксимально широком участии всех стран с учетом особых обстоятельств, складывающихсяв различных регионах.


Цели

39.2. Общая цель обзора и развития международного экологического правадолжна заключаться в оценке и стимулировании эффективности такого праваи в содействии интеграции политики в области окружающей среды и развитиячерез посредство эффективных международных соглашений и документов, с учетомкак универсальных принципов, так и особых и дифференцированных потребностейи проблем всех стран.

39.3. Конкретными целями являются:

  1. выявление и поиск путей преодоления трудностей, которые препятствуютучастию некоторых государств, в частности развивающихся стран, в деятельностив рамках международных документов или соглашений или в деятельности поих должному осуществлению на практике, а там, где это целесообразно, ихобзор и пересмотр в целях интеграции деятельности в области охраны окружающейсреды и развития и создания прочной основы для осуществления этих документовили соглашений;
  2. установление приоритетов для будущей деятельности по разработке правовыхнорм в области устойчивого развития на международном, региональном илисубрегиональном уровнях в целях повышения эффективности международногоправа в этой области посредством, в частности, интеграции деятельностив области охраны окружающей среды и развития;
  3. оказание содействия и поддержки эффективному участию всех заинтересованныхстран, в частности развивающихся, в обсуждении, осуществлении, пересмотреи регулировании международных соглашений или документов, включая оказаниетехнической и финансовой помощи и использование других имеющихся для этогомеханизмов, а также дифференцированных обязательств, где это необходимо;
  4. оказание содействия через посредство поэтапной разработки на основепереговоров универсальных и многосторонних соглашений или правовых документоввведению международных стандартов в области охраны окружающей среды, которыеучитывали бы различные ситуации, складывающиеся в странах, и имеющиесяу них возможности. Государства признают, что политика в области охраныокружающей среды должна быть направлена на устранение коренных причин деградацииокружающей среды и тем самым на предотвращение того, чтобы природоохранныемеры вели к излишним ограничениям в торговле. Меры, принимаемые в рамкахторговой политики в целях охраны окружающей среды, не должны являться средствомпроведения произвольной или ни чем не обоснованной дискриминационной политикиили скрытой ограничительной практики в области международной торговли.Следует избегать односторонних действий по решению задач в области охраныокружающей среды, выходящих за рамки юрисдикции импортирующей страны. Мерыпо охране окружающей среды, направленные на решение международных экологическихпроблем, должны, насколько это возможно, основываться на международномконсенсусе. Для обеспечения эффективности национальных мер, направленныхна достижение определенных целей в области охраны окружающей среды, могутпотребоваться соответствующие торговые меры. В тех случаях, когда устанавливается,что для обеспечения осуществления экологической политики требуются мерыв области торговой политики, должны применяться определенные принципы иправила. Они, в частности, могли бы включать принцип недискриминации; принцип,в соответствии с которым намеченные торговые меры, необходимые для достиженияэтих целей, должны быть наименее ограничительными для торговли мерами;обязательство обеспечивать транспарентность в использовании торговых мер,связанных с охраной окружающей среды, и представлять должное уведомлениео национальных регламентирующих положениях; и необходимость учитывать особыеусловия и потребности развития развивающихся стран по мере их продвиженияк согласованным на международном уровне экологическим целям;
  5. обеспечение эффективного, полного и незамедлительного осуществленияправовых документов, имеющих обязательную силу, и содействие своевременномуобзору и корректировке соглашений и документов соответствующими сторонамис учетом особых потребностей и проблем всех стран, в частности развивающихся;
  6. повышение эффективности учреждений, механизмов и процедур в сфереприменения соглашений и документов;
  7. выявление и предотвращение существующих или потенциальных коллизий,в частности между соглашениями или документами в области охраны окружающейсреды и соглашениями или документами по социальным и экономическим вопросам,для обеспечения отсутствия противоречий между положениями таких соглашенийили документов. В случае возникновения коллизий они должны надлежащим образомразрешаться;
  8. изучение и рассмотрение вопроса о расширении и укреплении потенциаламеханизмов, в частности в рамках системы Организации Объединенных Нацийв целях оказания содействия в тех случаях, когда это необходимо и согласованосоответствующими сторонами, выявлению, предотвращению и урегулированиюмеждународных споров в области устойчивого развития с должным учетом существующихдвусторонних и многосторонних соглашений об урегулировании подобных споров.


Деятельность

39.4. Деятельность и средства осуществления должны рассматриваться сучетом упомянутой выше основы для деятельности и целей без ущерба для правакаждого государства выдвигать в связи с этим свои предложения в ГенеральнойАссамблее. Такие предложения могли бы воспроизводиться в отдельной подборкедокументов по вопросам устойчивого развития.

А. Обзор, оценка и области деятельности в рамках международного права,касающегося устойчивого развития

39.5. Обеспечивая эффективное участие всех заинтересованных стран, стороныдолжны периодически проводить обзоры и оценки как результатов прошлой деятельностии эффективности существующих международных соглашений или документов, таки приоритетов будущей нормотворческой деятельности в области устойчивогоразвития. Эта деятельность могла бы включать изучение возможности разработкипри необходимости общих прав и обязанностей государств в области устойчивогоразвития в соответствии с резолюцией 44/228 Генеральной Ассамблеи. В рядеслучаев следует уделить внимание возможности учета изменяющихся обстоятельствчерез посредство дифференциации обязательств или последовательного введениянорм. В качестве одного из направлений деятельности по осуществлению этойзадачи можно было бы использовать практику, которой ранее придерживаласьЮНЕП и в соответствии с которой правовые эксперты, назначенные правительствами,могли бы собираться на совещания через приемлемые промежутки времени, которыемогли бы быть определены позднее, с учетом более широкой перспективы вобласти окружающей среды и развития.

39.6. Следует рассмотреть вопрос об отвечающих нормам международногоправа мерах по предотвращению крупномасштабного разрушения окружающей средыво время вооруженного конфликта, которое не может быть оправдано с точкизрения международного права. Генеральная Ассамблея и ее Шестой комитетявляются подходящими форумами для рассмотрения этого вопроса. Следует учитыватьособую компетенцию и роль Международного комитета Красного Креста.

39.7. Учитывая жизненно важную необходимость обеспечения безопасногои экологически обоснованного использования ядерной энергии и в целях укреплениямеждународного сотрудничества в этой области следует приложить усилия позавершению переговоров о конвенции о ядерной безопасности, ведущихся врамках Международного агентства по атомной энергии.

В. Механизмы выполнения

39.8. Участникам международных соглашений следует рассмотреть процедурыи механизмы для поощрения и рассмотрения процесса их эффективного, полногои незамедлительного осуществления. С этой целью государства могли бы, вчастности:

  1. создавать эффективные и реальные системы представления докладов обэффективном, полном и незамедлительном осуществлении международно-правовыхдокументов;
  2. рассматривать надлежащие пути, по которым соответствующие международныеорганы, например ЮНЕП, могут содействовать дальнейшему развитию таких механизмов.

С. Эффективное участие в разработке норм международного права

39.9. Во всех этих видах деятельности, а также и в тех, которые моглибы осуществляться в будущем в соответствии с упомянутой выше основой длядеятельности и целями, эффективное участие всех стран, и особенно развивающихся,должно обеспечиваться посредством оказания соответствующей техническойи/или финансовой помощи. Необходимо с самого начала оказывать развивающимсястранам помощь не только в их национальной деятельности по осуществлениюположений международных соглашений и документов, но и для обеспечения ихэффективного участия в обсуждении новых или пересмотренных соглашений илидокументов и в практической международной деятельности по осуществлениютаких соглашений и документов. Эта помощь должна включать содействие внакоплении профессионального опыта и знаний в области международного права,особенно в отношении устойчивого развития, а также в обеспечении доступак необходимой справочной информации и научно-техническим знаниям.

D. Споры по вопросам устойчивого развития

39.10. В области предотвращения и урегулирования споров государствамследует продолжить изучение и рассмотрение путей и средств расширения диапазонаи повышения эффективности имеющихся в их распоряжении методов, в частностис учетом соответствующего опыта, накопленного в рамках существующих международныхсоглашений, правовых документов или учреждений, и, по мере необходимости,их механизмов осуществления, таких, как механизмы предотвращения и урегулированияспоров. В их число могут входить механизмы и процедуры обмена данными иинформацией, уведомления и консультаций в отношении ситуаций, которые могутпривести к спорам с другими государствами по вопросам устойчивого развития,а также механизмы и процедуры для эффективных мирных средств урегулированияспоров в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, в том числев тех случаях, когда это необходимо, обращение в Международный Суд, и ихвключение в договоры, касающиеся устойчивого развития.


Следующая страница | Оглавление | Предыдущая страница | Семья и демография