Раздел IV.

Средства осуществления


Глава 40

Информация для принятия решений


40.1. Каждый участник процесса устойчивого развития является одновременнои потребителем и поставщиком информации, рассматриваемой в широком смысле.Это включает в себя данные, информацию, надлежащим образом оформленныйопыт и знания. Потребность в информации возникает на всех уровнях - отстарших руководителей на национальном и международном уровнях до низовогоуровня и уровня отдельно взятого человека. Для обеспечения того, чтобыпринимаемые решения все в большей степени были основаны на надежной информации,необходимо воплотить в жизнь следующие две программные области:

  1. уменьшение информационного разрыва;
  2. расширение доступа к информации.

Программные области

А. Уменьшение информационного разрыва


Основа для деятельности

40.2. Хотя уже накоплен значительный объем данных, как свидетельствуютразличные секторальные главы Повестки дня на ХХI век, существует потребностьв сборе дополнительной информации самых различных видов на местном, провинциальном,национальном и международном уровнях, касающейся состояния экосистемы планеты,природных ресурсов, загрязнения окружающей среды и социально-экономическихпоказателей и тенденций в этих областях. Разрыв в наличии, качестве, согласованности,стандартизованности и доступности данных, существующий между развитымии развивающимися странами, увеличивается, что серьезно ограничивает возможностистран принимать информированные решения, касающиеся окружающей среды иразвития.

40.3. В развивающихся странах, а также во многих районах на международномуровне наблюдается общая недостаточность потенциала для сбора и оценкиданных, их обработки в целях получения полезной информации и их распространения.Существует также необходимость совершенствования координации экологических,демографических и социальных данных, а также данных, касающихся развития,и информационной деятельности.

40.4. Общепринятые показатели, такие, как валовой национальный продукт(ВНП) и показатели потоков конкретных видов ресурсов или загрязнителей,не дают надлежащего представления об устойчивости развития. Методы оценкивзаимосвязей между различными секторальными параметрами, связанными с охранойокружающей среды, демографией, социальными условиями и развитием, еще слаборазработаны и недостаточно широко применяются. В целях создания надежнойосновы для процесса принятия решений на всех уровнях и содействия обеспечениюсаморегулируемой устойчивости комплексных экологических систем и системразвития необходимо разработать показатели устойчивого развития.


Цели

40.5. Важное значение имеют следующие цели:

  1. достижение большей эффективности с точки зрения затрат и большейактуальности деятельности по сбору данных и их оценке путем более точногоопределения пользователей как в государственном, так и в частном секторахи их информационных потребностей на местном, провинциальном, национальноми международном уровнях;
  2. укрепление местного, провинциального, национального и международногопотенциала в области сбора и использования многосекторальной информациив рамках процессов принятия решений и укрепление потенциала в области сбораи анализа данных и информации для целей принятия решений, в частности вразвивающихся странах;
  3. развитие или укрепление местных, провинциальных, национальных и международныхсредств обеспечения того, чтобы планирование в целях устойчивого развитияво всех секторах было основано на своевременной, надежной и удобной дляиспользования информации;
  4. обеспечение доступа к соответствующей информации в такой форме ив такое время, как это будет необходимо для облегчения ее использования.


Мероприятия

а) Разработка показателей устойчивого развития

40.6. Страны на национальном уровне и международные правительственныеи неправительственные организации на международном уровне должны разработатьконцепцию показателей устойчивого развития для определения таких показателей.Для содействия более широкому использованию некоторых из этих показателейво вспомогательных счетах и, в конечном итоге, в национальных счетах деятельностьпо разработке показателей должна осуществляться под руководством Статистическогоуправления Секретариата Организации Объединенных Наций, поскольку в этомУправлении происходит накопление нового опыта в данной области.

b) Содействие глобальному использованию показателей устойчивого развития

40.7. Соответствующие органы и организации системы Организации ОбъединенныхНаций в сотрудничестве с другими международными правительственными, межправительственнымии неправительственными организациями должны использовать надлежащий комплекспоказателей устойчивого развития и показателей, относящихся к пространству,не входящему в национальную юрисдикцию, как, например, открытое море, верхниеслои атмосферы и космическое пространство. Органы и организации системыОрганизации Объединенных Наций в сотрудничестве с другими соответствующимимеждународными организациями могли бы предоставлять рекомендации в отношениисогласованной разработки показателей на национальном, региональном и глобальномуровнях, а также в отношении включения приемлемого комплекса этих показателейв общие, регулярно обновляемые и общедоступные доклады и базы данных дляиспользования на международном уровне с учетом соображений национальногосуверенитета.

с) Совершенствование сбора и использования данных

40.8. Страны и, по запросу, международные организации должны вести перечниданных, касающихся окружающей среды, ресурсов и развития, которые будутоснованы на национальных/глобальных приоритетах для управления устойчивымразвитием. Они должны установить пробелы и организовать деятельность позаполнению этих пробелов. В рамках органов и организаций системы ОрганизацииОбъединенных Наций и соответствующих международных организаций мероприятияпо сбору данных, включая мероприятия, относящиеся к программе "Земнойпатруль" и глобальной программе наблюдения за погодой, требуют укрепления,особенно в таких областях, как контроль за качеством воздуха городскихрайонов, ресурсы пресной воды, земельные ресурсы (включая леса и пастбища),опустынивание, иные среды обитания, деградация почвы, биологическое многообразие,открытое море и верхние слои атмосферы. Страны и международные организациидолжны использовать новые методы сбора данных, включая дистанционное зондированиепри помощи спутников. Помимо укрепления существующей деятельности по сборуданных, касающихся развития, особое внимание следует уделять таким областям,как демографические факторы, урбанизация, нищета, здравоохранение и праводоступа к ресурсам, а также особые группы населения, включая женщин, коренныенароды, молодежь, детей и инвалидов, и их связи с вопросами окружающейсреды.

d) Совершенствование методов оценки и анализа данных

40.9. Соответствующие международные организации должны разработать практическиерекомендации в отношении координированного, согласованного сбора данныхи их оценки на национальном и международном уровнях. Национальные и международныецентры сбора данных и обработки информации должны создать постоянно действующиеи точные системы сбора данных и использовать географические информационныесистемы, экспертные системы, модели и целый комплекс других методов дляоценки и анализа данных. Эти шаги будут иметь особенно важное значение,поскольку в будущем будет необходимо обрабатывать большие массивы данных,полученных со спутников. Развитые страны и международные организации, атакже частный сектор должны сотрудничать, в частности с развивающимисястранами, по запросу, в целях содействия приобретению ими этих технологийи специальных знаний.

е) Создание всеобъемлющей системы информации

40.10. Правительства должны рассмотреть вопрос о проведении необходимыхорганизационных изменений на национальном уровне в целях обеспечения комплексногоподхода к информации об окружающей среде и развитии. На международном уровненеобходимо активизировать деятельность по оценке состояния окружающей средыи координировать ее с усилиями по оценке тенденций в области развития.

f) Укрепление потенциала в области традиционной информации

40.11. При содействии международных организаций страны должны создаватьмеханизмы поддержки для обеспечения местных общин и пользователей ресурсамиинформацией и специальными знаниями, необходимыми им для устойчивого использованияокружающей среды и ресурсов с применением, по мере необходимости, традиционныхи местных знаний и подходов. Это имеет особенно важное значение для населениясельских и городских районов и групп коренного населения, женщин и молодежи.


Средства осуществления

а) Финансирование и оценка расходов

40.12. По оценкам секретариата Конференции, среднегодовая общая суммарасходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программысоставит около 1,9 млрд. долл. США, предоставляемых международным сообществомбезвозмездно или на льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочныйи приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактическийобъем расходов и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия,будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решениеоб осуществлении которых будет принято правительствами.

b) Организационные средства

40.13. Как на национальном, так и на международном уровнях отсутствуеторганизационный потенциал для комплексного рассмотрения вопросов окружающейсреды и развития и для разработки соответствующих показателей. Необходимобудет значительно укрепить существующие учреждения и программы, такие,как Глобальная система мониторинга окружающей среды (ГСМОС) и База данныхо мировых ресурсах (ГРИД), в рамках ЮНЕП и различные подразделения в рамкахобщесистемной программы "Земной патруль". В области данных, касающихсяокружающей среды, программа "Земной патруль" является одним изосновных элементов. Хотя в рамках ряда учреждений существуют программысбора данных по вопросам развития, надлежащая координация между ними неосуществляется. Необходимо добиваться более эффективной координации деятельности,связанной со сбором данных по вопросам развития, проводимой учреждениямии организациями системы Организации Объединенных Наций, например, путемосуществления равной по масштабам дополнительной программы "Пульсразвития"; координация этой программы и существующей программы "Земнойпатруль" должна осуществляться соответствующим управлением в рамкахОрганизации Объединенных Наций в целях обеспечения полностью комплексногоподхода к проблемам окружающей среды и развития.

с) Научно-технические средства

40.14. Что касается передачи технологии, то стремительное развитие технологийв области сбора данных и информационных технологий обусловливает необходимостьразработки руководящих принципов и механизмов для обеспечения быстрой инепрерывной передачи этих технологий, особенно развивающимся странам, всоответствии с главой 34 ("Передача экологически чистой технологии,сотрудничество и создание потенциала") и для подготовки кадров повопросам их применения.

d) Развитие людских ресурсов

40.15. Будет необходимо осуществлять международное сотрудничество всфере профессиональной подготовки во всех областях и на всех уровнях, особеннов развивающихся странах. Эта профессиональная подготовка должна включатьв себя техническую подготовку лиц, занимающихся сбором, оценкой и передачейданных, а также оказание помощи директивным органам в использовании такойинформации.

е) Создание потенциала

40.16. Всем странам, особенно развивающимся странам, на основе международногосотрудничества следует укреплять свой потенциал в плане повышения эффективностисбора, хранения, организации, оценки и использования данных в процессепринятия решений.


В. Расширение объема имеющейсяинформации


Основа для деятельности

40.17. Уже накоплен значительный объем данных и информации, которыймог бы использоваться для обеспечения устойчивого развития. Поиск соответствующейинформации в требуемые сроки и с надлежащей степенью обобщения являетсятрудной задачей.

40.18. Управление информацией во многих странах не отвечает требованиямввиду нехватки финансовых ресурсов и квалифицированных кадров, неосведомленностио ценности и наличии такой информации, а также в силу ряда других неотложныхили злободневных проблем, особенно в развивающихся странах. Даже в случаеналичия такой информации доступ к ней иногда бывает затруднен либо по причинеотсутствия технологии, обеспечивающей эффективный доступ, либо в силу связанныхс этим затрат, особенно когда речь идет об информации, хранящейся за пределамитой или иной страны и предоставляемой на коммерческой основе.


Цели

40.19. Для обеспечения эффективного и равноправного доступа к информации,производимой на местном, провинциальном, национальном и международном уровнях,необходимо при уважении национального суверенитета и соответствующих правинтеллектуальной собственности укреплять существующие национальные и международныемеханизмы обработки информации и обмена ею, а также механизмы соответствующейтехнической поддержки.

40.20. Следует расширять национальные возможности, а также возможностиправительств, неправительственных организаций и частного сектора в областиобработки и передачи информации, особенно в развивающихся странах.

40.21. Необходимо обеспечить полное участие, в частности, развивающихсястран в любых осуществляемых в рамках органов и организаций системы ОрганизацииОбъединенных Наций международных программах в области сбора, анализа ииспользования данных и информации.


Деятельность

а) Производство информации, используемой в процессе принятия решений

40.22. Странам и международным организациям следует на местном, провинциальном,национальном и международном уровнях проводить обзоры информационных системи услуг в секторах, связанных с устойчивым развитием, и укреплять их. Особоевнимания должно уделяться облечению имеющейся информации в формы, которыев большей степени приемлемы для процесса принятия решений, и ее ориентированиюна различные группы пользователей. Следует создавать или укреплять механизмыпреобразования научных и социально-экономических оценок в информацию, пригоднуюкак для планирования, так и для общественного пользования. Необходимо использоватьэлектронные и неэлектронные формы.

b) Установление стандартов и методов обработки информации

40.23. Правительствам следует рассмотреть вопрос о поддержке усилийправительственных и неправительственных организаций по созданию механизмовэффективного и согласованного обмена информацией на местном, национальном,провинциальном и международном уровнях, включая пересмотр и разработкуформатов данных, форм доступа к информации и ее распространения, а такжесредств связи.

с) Подготовка документации, касающейся информации

40.24. Органам и организациям системы Организации Объединенных Наций,а также другим правительственным и неправительственным организациям следуетобеспечивать документальное оформление данных об источниках имеющейся информациии обмен ими в их соответствующих организациях. Следует, в случае необходимости,пересматривать и укреплять существующие программы, как, например, программыКонсультативного комитета по координации информационных систем (КККИС)и Международной справочной системы по источникам информации в области окружающейсреды (ИНФОТЕРРА). Следует поощрять механизмы налаживания деловых связейи координации в рамках широкого круга других участников, включая соглашенияс неправительственными организациями в области обмена информацией и мероприятиядоноров по обмену информацией о проектах в сфере устойчивого развития.Необходимо поощрять частный сектор к укреплению механизмов обмена имеющимисяу него опытом и информацией об устойчивом развитии.

d) Создание и укрепление потенциалов в области электронных сетейсвязи

40.25. Странам, международным организациям, включая органы и организациисистемы Организации Объединенных Наций, и неправительственным организациямследует использовать различные инициативы по созданию электронных сетейсвязи в целях поддержки процесса обмена информацией; предоставления доступак базам данных и к другим источникам информации; содействия поддержаниюсвязи для решения более комплексных задач, например, задачи по осуществлениюПовестки дня на ХХI век; содействия проведению межправительственных переговоров;контроля за соблюдением конвенций и за деятельностью по обеспечению устойчивогоразвития; передачи сообщений об опасных экологических ситуациях; и передачитехнических данных. Этим организациям следует также содействовать согласованиюразличных электронных сетей связи и использованию надлежащих стандартови протоколов в области коммуникации в целях транспарентного обмена сообщениямис применением электронных средств связи. В случае необходимости следуетразрабатывать новые технологии и поощрять их применение с целью обеспечитьвозможность для участия тех, кто в настоящее время не пользуется существующейинфраструктурой и методами. Следует также разработать механизмы осуществлениянеобходимой передачи входящей и исходящей информации в рамках неэлектронныхсистем связи с целью обеспечить охват тех, кто не может участвовать в деятельностипо передаче информации с использованием электронных сетей связи.

е) Использование коммерческих источников информации

40.26. Странам и международным организациям следует рассмотреть возможностьпроведения обследований имеющейся в частном секторе информации об устойчивомразвитии и действующих механизмов ее распространения с целью выявить недостаткии возможные пути их устранения на коммерческой или квазикоммерческой основе,особенно путем проведения, где это практически осуществимо, мероприятийв развивающихся странах и/или с их участием. В случаях, когда возникаютпрепятствия экономического или другого характера для распространения информациии обеспечения доступа к ней, особенно в развивающихся странах, следуетрассмотреть возможность разработки новаторских программ субсидированиятакого доступа к информации или устранения препятствий неэкономическогохарактера.


Средства осуществления

а) Финансирование и оценка расходов

40.27. По оценкам секретариата Конференции, среднегодовая общая суммарасходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программысоставит около 165 млн. долл. США, предоставляемых международным сообществомбезвозмездно или на льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочныйи приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактическийобъем расходов и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия,будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решениеоб осуществлении которых будет принято правительствами.

b) Организационные средства

40.28. Организационные аспекты этой программы связаны главным образомс укреплением уже существующих учреждений, а также с расширением сотрудничествас неправительственными организациями и необходимостью выполнения общихрешений в отношении деятельности учреждений, принятых Конференцией ОрганизацииОбъединенных Наций по окружающей среде и развитию.

с) Создание потенциала

40.29. Развитым странам и соответствующим международным организациямследует сотрудничать, в частности с развивающимися странами, в целях расширенияих возможностей в области получения, хранения и поиска, предоставления,распространения и использования соответствующей информации в области окружающейсреды и развития и обеспечения надлежащего доступа к ней общественностипосредством передачи технологии и организации профессиональной подготовкив целях создания местных информационных служб и путем поддержки механизмовсовместной деятельности и сотрудничества на межстрановом уровне и на региональномили субрегиональном уровнях.

d) Научно-технические средства

40.30. Развитым странам и соответствующим международным организациямследует поддерживать научно-исследовательские и опытно-конструкторскиеработы в области аппаратных и программных средств и по другим аспектаминформационной технологии, в частности в развивающихся странах, применительнок их операциям, национальным потребностям и экологическим проблемам.


Оглавление | Предыдущая страница | Семья и демография