Раздел I. Социальные и экономические аспекты


Глава 5

ДИНАМИКА НАСЕЛЕНИЯ И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

5.1. Настоящая глава охватывает следующие программные области:

  1. накопление и распространение знаний о связях между демографическимитенденциями и факторами и устойчивым развитием;
  2. разработка комплексной национальной политики в области окружающейсреды и развития, с учетом демографических тенденций и факторов;
  3. осуществление на местном уровне комплексных программ в области окружающейсреды и развития, с учетом демографических тенденций и факторов.


Основа для деятельности

5.2. Между демографическими тенденциями и факторами и устойчивым развитиемсуществует тесная взаимосвязь.

5.3. Рост численности населения мира и масштабов производства в сочетаниис нерациональными структурами потребления все более тяжелым бременем ложитсяна жизнеобеспечивающий потенциал нашей планеты. Эти взаимодействующие процессывлияют на использование атмосферы, земельных, водных, энергетических идругих ресурсов. Без должного регулирования этой деятельности быстрорастущиегорода сталкиваются с серьезными экологическими проблемами. Рост числаи расширение границ городов заставляют уделять большее внимание деятельностиместных органов управления и вопросам управления городским хозяйством.Ключевым элементом этой сложной системы взаимосвязей является человеческийфактор, который следует должным образом учитывать при разработке и осуществлениикомплексной политики обеспечения устойчивого развития. Такая политика должнаучитывать наличие связей между демографическими тенденциями и факторами,использованием ресурсов распространением соответствующей технологии и развитием.Демографическая политика должна также учитывать ту роль, которую играетчеловек в решении экологических проблем и проблем развития. Необходимоповышать информированность директивных органов всех уровней в этом вопросеи обеспечивать их более точной информацией, которая должна быть заложенав основу их национальной и международной политики, одновременно обеспечиватьим возможность анализировать эту информацию.

5.4. Необходимо также разработать стратегии уменьшения негативного воздействияантропогенной деятельности на окружающую среду и негативного воздействияклиматических изменений на население стран мира. Предполагается, что к2020 году численность населения планеты превысит 8 млрд. человек. Однакоуже сейчас 60 процентов этого населения проживает в прибрежных районах,а 65 процентов городов с населением, превышающим 2,5 млн. человек, расположенына побережье морей и океанов; некоторые из них уже находятся на нынешнемуровне моря или ниже его.


Цели

5.5. В самое ближайшее время, по возможности, следует добиться осуществленияследующих целей:

  1. обеспечить учет демографических тенденций и факторов в глобальноманализе проблем охраны окружающей среды и развития;
  2. обеспечить более глубокое понимание взаимосвязи между динамикой народонаселения,развитием технологии, особенностями поведения, обусловленными этническойкультурой, состоянием природных ресурсов и естественных систем жизнеобеспечения;
  3. оценить степень угрозы населению, проживающему в экологически уязвимыхрайонах и крупных населенных пунктах, с тем чтобы определить приоритетныенаправления деятельности на всех уровнях, в полной мере учитывая потребности,определяемые общинами.


Деятельность

Исследование взаимодействия демографических тенденций и факторов и процессовустойчивого развития

5.6. Соответствующим международным, региональным и национальным учреждениямследует рассмотреть вопрос об осуществлении следующих мероприятий:

  1. выявления взаимосвязи между демографическими процессами, природнымиресурсами и системами, обеспечивающими поддержание жизни, учитывая региональныеи субрегиональные различия, обусловленные, в частности, неодинаковым уровнемразвития;
  2. обеспечения учета демографических тенденций и факторов в осуществляемомв настоящее время исследовании изменений состояния окружающей среды, используяопыт международных, региональных и национальных научно-исследовательскихсетей и местных общин, с тем чтобы, во-первых, изучить воздействие изменениясостояния окружающей среды на человека и, во-вторых, выявить наиболее уязвимыезоны;
  3. выявления приоритетных областей деятельности и разработки стратегийи программ по уменьшению воздействия изменений состояния окружающей средына народонаселение и наоборот.


Средства осуществления

а) Финансирование и оценка расходов

5.7. По оценкам секретариата Конференции, среднегодовая общая суммарасходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программнойобласти составит около 10 млн. долл. США, предоставляемых международнымсообществом в виде субсидий или на льготных условиях. Эта смета расходовносит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматриваласьправительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числелюбые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретныхстратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.

b) Укрепление исследовательских программ, объединяющих вопросы народонаселения,окружающей среды и развития

5.8. Для того чтобы включить демографический анализ в рамки более широкогосоциального аспекта изучения проблематики охраны окружающей среды и развития,следует расширить междисциплинарные исследования. Международные учрежденияи объединения экспертов должны укреплять свой научный потенциал, полностьюиспользуя для этого знания и опыт, накопленные общинами. Им также следуетраспространять опыт, накопленный в области использования комплексных многодисциплинарныхподходов и в деятельности по сближению теории с практикой.

5.9. Необходимо обеспечить более широкие возможности для моделированияв целях определения всего диапазона вероятных результатов нынешней антропогеннойдеятельности и особенно прогнозирования взаимосвязанного воздействия демографическихтенденций и факторов, уровня потребления ресурсов и распределения богатствав расчете на душу населения, а также основных миграционных потоков, возникновениякоторых можно ожидать в связи с учащением неблагоприятных климатическихявлений и накапливающихся изменений состояния окружающей среды, которыемогут разрушить средства существования местного населения.

с) Сбор информации и повышение осведомленности населения

5.10. Необходимо накапливать социально-демографическую информацию ипредставлять ее в формате, позволяющем увязывать ее с физическими, биологическимии социально-экономическими данными. Необходимо создавать сопоставимые пространственныеи временные системы оценки, накапливать информацию о рядах межстрановыхи временных показателей, а также разрабатывать глобальные поведенческиепоказатели, изучая характер восприятия и отношение местных общин.

5.11. Следует добиваться более глубокого понимания на всех уровнях необходимостиоптимизации рационального использования ресурсов посредством обеспеченияэффективного управления ими с учетом потребностей развития населения развивающихсястран.

5.12. Следует повышать информированность населения о наличии теснойвзаимосвязи между улучшением положения женщин и динамикой народонаселения,особенно посредством обеспечения доступа женщин к программам в областиобразования, первичного медико-санитарного обслуживания и охраны материнства,обеспечения их экономической независимости и их эффективного и равноправногоучастия в процессах принятия решений на всех уровнях.

5.13. Следует распространять результаты исследований по вопросам устойчивогоразвития посредством подготовки технических докладов, публикации материаловв научных журналах, использования средств массовой информации, проведениясеминаров, форумов и других мероприятий, с тем чтобы они могли быть использованыдирективными органами всех уровней и способствовали повышению информированностиобщественности.

d) Создание и/или укрепление организационного потенциала и сотрудничества

5.14. Необходимо расширять сотрудничество и обмен информацией междуисследовательскими учреждениями и международными, региональными и национальнымиорганизациями и всеми другими секторами (включая частный сектор, местныеобщины, неправительственные организации и научные учреждения) как промышленноразвитых, так и развивающихся стран, где это представляется целесообразным.

5.15. Необходимо активизировать усилия по укреплению потенциалов национальныхправительств и органов местного управления, частного сектора и неправительственныхорганизаций развивающихся стран, с тем чтобы удовлетворить возрастающиепотребности в более эффективном управлении хозяйством быстрорастущих городови их районов.



Основа для деятельности

5.16. В существующих планах устойчивого развития демографические тенденциии факторы обычно рассматриваются в качестве элементов, оказывающих основноевоздействие на структуру потребления, производство, образ жизни и долгосрочноеустойчивое развитие. Однако в будущем при разработке общей политики и плановразвития необходимо будет уделять больше внимания этим вопросам. С этойцелью все страны должны будут укрепить свой собственный потенциал в областиоценки воздействия их демографических тенденций и факторов на окружающуюсреду и развитие. Им также при необходимости следует разработать и осуществлятьполитику и программы действий. Необходимо разработать политику, котораяпозволяла бы рассматривать последствия, связанные с ростом численностинаселения в результате его естественного движения, и одновременно с этимпредусматривала бы меры, направленные на изменение демографических тенденций.Она должна учитывать экологические проблемы и вопросы народонаселения врамках целостного подхода к развитию, при котором первоочередными целямиявлялись бы снижение остроты проблемы бедности; обеспечение средств к существованию;обеспечение здоровья населения; улучшение положения и доходов женщин иих доступа к учебе в школах и профессиональной подготовке, а также исполненияих личных устремлений и предоставление возможностей отдельным лицам и общинам.Признание того, что в связи со значительным увеличением размеров и числагородов, которое произойдет в развивающихся странах при любом из вероятныхсценариев динамики населения, больше внимания следует уделять удовлетворениюпотребностей, особенно женщин и детей, в совершенствовании работы муниципальногоруководства и местных органов управления.


Цель

5.17. Следует продолжать в полной мере учитывать проблемы населенияв ходе национального процесса планирования, выработки политики и решений.Политика и программы в области народонаселения должны рассматриваться вусловиях полного признания прав женщин.


Деятельность

5.18. При надлежащем содействии со стороны учреждений по оказанию помощиправительства и другие соответствующие стороны могли бы, в частности, осуществитьследующие виды деятельности и сообщить о ходе их выполнения Международнойконференции по народонаселению и развитию, которая состоится в 1994 году,особенно ее Комитету по народонаселению и окружающей среде.

а) Оценка воздействия национальных демографических тенденций и факторов

5.19. Следует провести анализ взаимосвязи между демографическими тенденциямии факторами и изменениями в области окружающей среды, а также между ухудшениемсостояния экологии и компонентами демографических изменений.

5.20. Следует провести исследование по вопросу о взаимодействии экологическихфакторов с социально-экономическими факторами в качестве причины миграции.

5.21. Следует выявить уязвимые группы населения (такие, как сельскиебезземельные рабочие, этнические меньшинства, беженцы, мигранты, перемещенныелица, женщины, являющиеся главами домашних хозяйств), изменение численностикоторых в демографической структуре может оказывать особое воздействиена устойчивое развитие.

5.22. Следует провести оценку воздействия возрастной структуры населенияна спрос на ресурсы и бремя, обусловленное наличием иждивенцев, начинаяс расходов на образование молодежи и кончая медицинским обслуживанием иподдержкой пожилых людей, а также на получение доходов домашними хозяйствами.

5.23. Следует провести оценку максимально возможной плотности населениястран в контексте удовлетворения людских потребностей и необходимости обеспеченияустойчивого развития и уделить особое внимание таким чрезвычайно важнымресурсам, как водные и земельные ресурсы, и экологическим факторам, в частностисостоянию экосистем и биологическому разнообразию.

5.24. Следует изучить воздействие национальных демографических тенденцийи факторов на традиционную среду обитания групп коренного населения и местныхобщин, включая изменения в традиционном землепользовании в связи с увеличениемчисленности населения в странах.

b) Создание и укрепление национальной информационной базы

5.25. Следует создавать и/или укреплять национальные базы данных о демографическихтенденциях и факторах и окружающей среде с разбивкой данных по экологическимрегионам (экосистемный подход) и представлять краткие обзоры в областинародонаселения/окружающей среды, составляемые по регионам.

5.26. Следует разработать методологию и средства определения районов,устойчивому развитию которых угрожают или могут угрожать экологическиепоследствия демографических тенденций и факторов, используя текущие илипрогнозируемые демографические данные, связанные с естественными экологическимипроцессами.

5.27. Следует провести тематические обследования реагирования на местномуровне различных групп населения на демографические тенденции, особеннов областях, подверженных серьезному экологическому воздействию, и в городскихцентрах, состояние которых ухудшается.

5.28. Данные о народонаселении следует собирать с разбивкой, в частностипо полу и возрасту, с тем чтобы учитывать последствия разделения рабочейсилы по признаку пола для рационального использования природных ресурсов.

с) Учет демографических тенденций при разработке политики и планов

5.29. При разработке политики в области населенных пунктов следует приниматьво внимание потребности в ресурсах, объем производимых отходов и состояниеэкосистемы.

5.30. По мере необходимости в программах в области окружающей средыи развития следует учитывать прямые и косвенные последствия демографическихизменений, а также оценивать воздействие демографических тенденций.

5.31. Следует разработать и осуществлять цели и программы, касающиесянациональной политики в области народонаселения, которые отвечали бы национальнымпланам охраны окружающей среды и обеспечения устойчивого развития и соответствовалибы принципам уважения свободы и достоинства людей и разделяемых ими ценностей.

5.32. Следует разработать надлежащую социально-экономическую политикудля молодежи и пожилых людей в рамках систем поддержки со стороны семейи государства.

5.33. Следует разработать политику и программы для решения вопросовразличных видов миграции, вызванной или связанной с ухудшением состоянияокружающей среды, уделяя при этом особое внимание женщинам и уязвимым группамнаселения.

5.34. В программах устойчивого развития соответствующих международныхи региональных учреждений следует учитывать демографические проблемы, включаяпроблемы экологических мигрантов и перемещенных лиц.

5.35. Следует проводить национальные обзоры и следить на национальномуровне за включением вопросов политики, касающейся народонаселения, в национальныестратегии в области развития и окружающей среды.


Средства осуществления

а) Финансирование и оценка расходов

5.36. По оценкам секретариата Конференции, среднегодовая общая суммарасходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программнойобласти составит около 90 млн. долл. США, предоставляемых международнымсообществом в виде субсидий или на льготных условиях. Эта смета расходовносит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматриваласьправительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числелюбые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретныхстратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.

b) Повышение уровня понимания взаимосвязи между народонаселением и устойчивымразвитием

5.37. Следует повысить во всех слоях общества понимание взаимосвязимежду демографическими тенденциями и факторами и устойчивым развитием.Основное внимание следует уделять деятельности на местном и национальномуровне. Необходимо обеспечить координацию и осуществление просветительскойдеятельности в области народонаселения и устойчивого развития в рамкахкак формальной, так и неформальной системы образования. Особое вниманиеследует уделять программам ликвидации неграмотности среди населения, особенноженщин. Необходимо делать упор на взаимосвязь между этими программами,осуществлением основных мер по охране окружающей среды и предоставлениемпервичного медицинского обслуживания и услуг.

с) Укрепление учреждений

5.38. Следует расширять возможности национальных, региональных и местныхструктур в отношении рассмотрения вопросов, связанных с демографическимитенденциями и факторами и устойчивым развитием. Это могло бы включать укреплениесоответствующих органов, отвечающих за вопросы народонаселения, с тем чтобыоказать им помощь в разработке политики, соответствующей национальным перспективамустойчивого развития. Следует также расширять сотрудничество в оценке проблеми мер политики между правительством, национальными исследовательскими учреждениями,неправительственными организациями и местными общинами.

5.39. По мере необходимости следует расширить возможности соответствующихподразделений, организаций и органов Организации Объединенных Наций, международныхи региональных межправительственных органов, неправительственных организацийи местных общин по оказанию помощи странам по их просьбе в разработке политикиустойчивого развития и, по мере необходимости, оказанию помощи экологическиммигрантам и перемещенным лицам.

5.40. Необходимо совершенствовать межучрежденческую поддержку национальнойполитики и программ в области устойчивого развития путем улучшения координациимероприятий в области народонаселения и окружающей среды.

d) Содействие развитию людских ресурсов

5.41. Международные и региональные научные учреждения должны оказыватьпомощь правительствам, по их просьбе, в плане учета вопросов взаимодействиянародонаселения и окружающей среды на глобальном, экосистемном и микроуровняхпри подготовке демографов и специалистов по вопросам народонаселения иокружающей среды. Обучение должно включать программу исследований взаимосвязейи путей разработки комплексных стратегий.



Основа для деятельности

5.42. Программы в области народонаселения являются более эффективнымипри их осуществлении одновременно с соответствующей межсекторальной политикой.Для достижения устойчивого развития на местном уровне необходимы новыерамки, которые позволили бы рассматривать демографические тенденции и факторыв совокупности с такими факторами, как состояние экосистемы, технология,населенные пункты, а также социально-экономические структуры и доступ кресурсам. Программы в области народонаселения должны разрабатываться сучетом социально-экономических и экологических планов. Комплексные программыустойчивого развития должны обеспечить тесную взаимосвязь действий в отношениидемографических тенденций и факторов и деятельности по рациональному использованиюресурсов и достижению целей развития при удовлетворении потребностей соответствующегонаселения.


Цель

5.43. На местном уровне следует осуществлять программы в области народонаселенияв сочетании с программами рационального использования природных ресурсови развития, что будет способствовать обеспечению устойчивого использованияприродных ресурсов, вести к повышению качества жизни людей и улучшениюсостояния окружающей среды.


Деятельность

5.44. Правительства и местные общины, включая работающие на уровне общинженские организации, и неправительственные организации в соответствии снациональными планами, целями, стратегиями и приоритетами могли бы, в частности,осуществить изложенные ниже мероприятия, при необходимости с помощью ипри сотрудничестве международных организаций. Правительства могли бы сообщитьна Международной конференции по народонаселению и развитию, которая состоитсяв 1994 году, особенно ее Комитету по народонаселению и окружающей среде,о своем опыте в осуществлении Повестки дня на ХХI век.

а) Разработка основы для действий

5.45. Следует начать и осуществлять эффективный процесс консультацийс заинтересованными группами общества, в рамках которого разработка всехкомпонентов программ и принятия по ним решений будут основываться на общенациональномконсультативном механизме, предусматривающем по мере необходимости проведениесовещаний в общинах, региональных практикумов и национальных семинаров.В ходе этого процесса необходимо обеспечить, чтобы мнения мужчин и женщино потребностях, перспективах и сдерживающих факторах в равной степени былиотражены при разработке программ и чтобы решения основывались на конкретномопыте. Первоочередное внимание в ходе этого процесса необходимо уделятьбедным и находящимся в неблагоприятном положении группам населения.

5.46. Следует осуществлять обусловленную национальными интересами политикув области разработки комплексных и многосторонних программ, уделяя особоевнимание женщинам, самым бедным слоям населения, проживающим в районах,где сложилось критическое положение, и другим уязвимым группам, обеспечиваяучастие групп, обладающих особыми возможностями, для того чтобы содействоватьпроведению в жизнь изменений и достижению устойчивого развития. Особоевнимание следует уделять тем программам, в рамках которых достигаются комплексныецели, поощряется устойчивое экономическое развитие и проводятся меры посмягчению отрицательного воздействия демографических тенденций и факторов,а также предотвращению долгосрочного ущерба, наносимого окружающей среде.В число других факторов по мере необходимости следует включить продовольственнуюбезопасность, обеспечение надежного владения имуществом, доступ к жизненнонеобходимому жилью и основной инфраструктуре, образованию и социальномуобеспечению семей, меры, связанные с репродуктивным здоровьем женщин, планыкредитования семей, программы лесовосстановления, первичные меры по охранеокружающей среды, занятость женщин.

5.47. Необходимо разработать аналитические рамки для определения дополнительныхэлементов политики устойчивого развития, а также национальных механизмовпо контролю и оценке их воздействия на динамику народонаселения.

5.48. Необходимо уделять особое внимание ключевой роли женщин в программахв области народонаселения и окружающей среды и в достижении устойчивогоразвития. В проектах должны использоваться возможности увязывания социальных,экономических и экологических выгод для женщин и их семей. Важно предоставлениеженщинам соответствующих полномочий и обеспечение этого посредством образования,подготовки кадров и надлежащей политики с целью предоставления женщинамправ и их улучшения, а также доступа к активам, развития прав человекаи гражданских прав, применения трудосберегающих мер, создания рабочих мести участия в процессе принятия решений. Программы в области народонаселенияи окружающей среды должны способствовать мобилизации женщин на деятельностьпо облегчению лежащего на них бремени и расширению их возможностей участвоватьв социально-экономическом развитии и получать от него выгоды. Следует принятьособые меры, направленные на уменьшение разрыва между процентом неграмотныхсреди женщин и мужчин.

b) Поддержка программ, содействующих изменениям в демографических тенденцияхи факторах в направлении достижения устойчивости

5.49. По мере необходимости следует разработать и активизировать программыи услуги, связанные с охраной репродуктивного здоровья в целях снижениявсех видов материнской и младенческой смертности и дать возможность женщинами мужчинам осуществить их собственные пожелания в отношении размеров семьив условиях уважения их свободы и достоинства и разделяемых ими ценностей.

5.50. Правительствам следует в срочном порядке и с учетом существующихв конкретных странах особых условий и правовых систем принять энергичныемеры, обеспечивающие равное право мужчин и женщин свободно и со всей ответственностьюпринимать решения по вопросам деторождения, иметь, по мере необходимости,доступ к информации, образованию и средствам, позволяющим им осуществлятьэто право в условиях уважения их свободы, достоинства и разделяемых имиценностей с учетом этических и культурных соображений.

5.51. Правительствам следует принимать активные меры по осуществлениюпрограмм, направленных на создание и укрепление учреждений, занимающихсяпрофилактикой и лечением заболеваний, которые были бы ориентированы наженщин, управлялись женщинами, предоставляли бы безопасные и эффективныеи, по мере возможности, недорогие и доступные услуги в области охраны репродуктивногоздоровья, обеспечивая ответственный подход к планированию размеров семьи,деятельность которых осуществлялась бы в условиях уважения свободы, достоинстваи личных ценностей и с учетом этических и культурных соображений. Необходимо,чтобы программы были ориентированы на предоставление комплексного медицинскогообслуживания, включая дородовое обслуживание, просвещение и информированиепо вопросам здравоохранения и ответственного отношения к выполнению родительскихобязанностей, а также на предоставление всем женщинам возможности для грудноговскармливания по крайней мере в течение первых четырех месяцев после рожденияребенка. Необходимо, чтобы эти программы были ориентированы на оказаниеполной поддержки производительной и репродуктивной роли женщин и содействиеих благосостоянию, причем особое внимание следует уделять необходимостипредоставления такого же или более совершенного медицинского обслуживаниявсем детям, а также снижению риска материнской и детской смертности и заболеваемости.

5.52. В соответствии с национальными приоритетами необходимо разработатьинформационные и образовательные программы, учитывающие культурные традиции,которые способствовали бы распространению среди мужчин и женщин легко понимаемойинформации о репродуктивном здоровье.

с) создание соответствующих организационных условий

5.53. По мере необходимости следует способствовать созданию соответствующихструктур и организационных условий для содействия осуществлению деятельностив области народонаселения. Это требует поддержки и приверженности со стороныполитических, местных, религиозных и традиционных органов власти, частногосектора и национальных научных кругов. При создании этих надлежащих организационныхусловий страны должны в полной мере использовать существующие у них национальныемеханизмы для женщин.

5.54. Необходимо координировать помощь населению с двусторонними и многостороннимидонорами с целью обеспечения удовлетворения нужд и потребностей населениявсех развивающихся стран, в полной мере учитывая при этом общую ответственностьза координацию, а также выбор и стратегии стран-получателей помощи.

5.55. Следует улучшить координацию на местном и международном уровнях.Необходимо расширить рабочую практику в целях оптимального использованияресурсов, задействования коллективного опыта и совершенствования осуществленияпрограмм. ЮНФПА и другим соответствующим учреждениям следует укреплятькоординацию деятельности в области международного сотрудничества со странами-получателями и странами-донорами, с тем чтобы обеспечить поступление достаточныхфинансовых средств для удовлетворения растущих потребностей.

5.56. Следует подготовить предложения в отношении местных, национальныхи международных программ в области народонаселения и окружающей среды всоответствии с конкретными потребностями достижения устойчивого развития.По мере необходимости должны быть осуществлены соответствующие организационныеизменения, с тем чтобы обеспечение людей в старости не полностью зависелоот помощи со стороны членов семей.


Средства осуществления

а) Финансирование и оценка расходов

5.57. По оценкам секретариата Конференции, среднегодовая общая суммарасходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программнойобласти составит около 7 млрд. долл. США, включая примерно 3,5 млрд. долл.США, предоставляемых международным сообществом в виде субсидий или на льготныхусловиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенныйхарактер и еще не рассматривалась правительствами. Фактические расходыи условия финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть,помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлениикоторых будет принято правительствами.

b) Научные исследования

5.58. Следует проводить научные исследования с целью разработки конкретныхпрограмм действий; это необходимо для установления приоритетов между предлагаемымиобластями исследований.

5.59. Необходимо провести социально-демографическое исследование повопросу о том, как население реагирует на изменение окружающей среды.

5.60. Необходимо улучшить понимание социально-культурных и политическихфакторов, которые могут оказывать положительное влияние на признание соответствующихпрограммных документов в области народонаселения.

5.61. Следует провести обзор изменений в отношении потребностей в соответствующихуслугах, связанных с планированием семьи, отражающих особенности различныхсоциально-экономических групп и различных географических регионов.

с) Развитие людских ресурсов и создание потенциала

5.62. В процессе осуществления программ в области народонаселения чрезвычайнуюважность и приоритет имеют вопросы развития людских ресурсов и созданияпотенциала, особенно образование и подготовка кадров среди женщин.

5.63. Следует провести практикумы для оказания содействия руководителямпрограмм и проектов в увязывании программ в области народонаселения с другимицелями развития и охраны окружающей среды.

5.64. Необходимо разработать учебные материалы, включая руководства/пособиядля лиц, отвечающих за вопросы планирования и принятие решений, а такжедля других участников реализации программ в области народонаселения/окружающейсреды/развития.

5.65. Необходимо развивать сотрудничество между правительствами, научнымиучреждениями и неправительственными организациями в рамках одного регионаи с аналогичными учреждениями за пределами данного региона. В целях повышенияосведомленности, привлечения к реализации показательных проектов и передачинакопленного опыта необходимо развивать сотрудничество с местными организациями.

5.66. Содержащиеся в настоящей главе рекомендации никоим образом недолжны предопределять обсуждение на Международной конференции по народонаселениюи развитию, которая состоится в 1994 году и явится надлежащим форумом длярассмотрения вопросов народонаселения и развития с учетом рекомендацийМеждународной конференции по народонаселению, которая состоялась в Мехиков 1984 году 1/, и Перспективных стратегий в области улучшения положенияженщин 2/, принятых на Всемирной конференции по обзору и оценке достиженийДесятилетия женщины Организации Объединенных Наций: равенство, развитиеи мир, состоявшейся в Найроби в 1985 году.


Примечания

1/ Доклад Международной конференции по народонаселению, 1984 год, Мехико,6-14 августа 1984 года (издание Организации Объединенных Наций)


Следующая страница | Предыдущая страница | Оглавление| Cемья и демография