Раздел I. Социальные и экономические аспекты
Глава 4
Изменение структур потребления
4.1. Настоящая глава охватывает следующие программные области:
4.2. Поскольку вопрос об изменении структур потребления является весьмашироким, он рассматривается в нескольких разделах Повестки дня на ХХI век,особенно в тех, которые касаются энергетики, транспорта и отходов, а такжев главах, посвященных экономическим механизмам и передаче технологии. Крометого, настоящую главу следует рассматривать в комплексе с главой 5 (Динамиканаселения и устойчивое развитие).
Программные области
А. Сосредоточение внимания на нерациональных структурах производстваи потребления
4.3. Проблемы нищеты и ухудшения состояния окружающей среды тесно взаимосвязаны.Но хотя нищета и обусловливает экологические стрессы определенного рода,основной причиной продолжающегося ухудшения состояния глобальной окружающейсреды являются нерациональные структуры потребления и производства, особеннов промышленно развитых странах, что вызывает серьезное беспокойство, посколькуприводит к обострению нищеты и усилению диспропорций.
4.4. В мерах, которые должны быть приняты на международном уровне вцелях охраны и улучшения состояния окружающей среды, в полной мере должныучитываться существующие диспропорции в мировых структурах потребленияи производства.
4.5. Особое внимание следует уделять спросу на природные ресурсы, обусловленномунерациональным потреблением, и эффективному использованию этих ресурсовв соответствии с целью сведения к минимуму истощения ресурсов и сниженияуровня загрязнения. Хотя в некоторых странах мира существует весьма высокийуровень потребления, основные потребительские потребности значительнойчасти человечества не удовлетворяются. Это обусловливает чрезмерный спроси нерациональный образ жизни среди богатых слоев населения, что приводитк чрезвычайно высокой нагрузке на окружающую среду. В то же время бедныеслои населения не в состоянии удовлетворить свои потребности в продовольствии,медицинском обслуживании, жилье и образовании. Для изменения структур потребленияпотребуется комплексная стратегия, направленная на изменение структурыспроса, удовлетворение основных потребностей бедных слоев населения и сокращениепотерь и использования ограниченных ресурсов в процессе производства.
4.6. Растущее признание важного значения решения проблем потребленияпока не подкрепляется осознанием связанных с этим последствий. Ряд экономистовставит под сомнение традиционные концепции экономического роста и подчеркиваетважное значение достижения экономических целей, в которых бы учитываласьвся ценность природного капитала. Необходимо больше знать о том, какоезначение имеет потребление для экономического роста и динамики населения,с тем чтобы разрабатывать согласованную международную и национальную политику.
4.7. Необходимо принять меры, направленные на достижение следующих широкихцелей:
а) Вопросы управления
Выработка международного подхода к формированию рациональных структурпотребления
4.8. В своих усилиях по решению проблем потребления и образа жизни вконтексте охраны окружающей среды и развития странам, в принципе, следуеториентироваться на следующие основные цели:
4.9. В процессе осуществления Повестки дня на ХХI век первоочередноевнимание следует уделять проведению оценки прогресса, достигнутого в делеформирования рациональных структур потребления.
b) Данные и информация
Проведение исследований по проблемам потребления
4.10. В целях оказания поддержки осуществлению этой общей стратегииправительствам и/или частным научно-исследовательским и научно-методическимучреждениям при содействии региональных и международных экономических иэкологических организаций следует предпринимать согласованные усилия, направленныена:
Разработка новых концепций устойчивого экономического роста и процветания
4.11. Следует также рассмотреть вопрос о нынешних концепциях экономическогороста и необходимости разработки новых концепций обеспечения благосостоянияи процветания, которые позволили бы добиться более высокого жизненногоуровня посредством изменения образа жизни, в меньшей степени зависели быот ограниченных ресурсов планеты и в большей степени соответствовали еепотенциальным возможностям. Это должно найти свое отражение в новых системахнациональных счетов и других показателях устойчивого развития.
с) Международное сотрудничество и координация
4.12. Несмотря на то, что для изучения экономических и демографическихфакторов, а также факторов развития существуют соответствующие международныемеханизмы, вопросам, касающимся структур производства и потребления, атакже вопросам обеспечения перехода к рациональному образу жизни и охраныокружающей среды необходимо уделять большее внимание.
4.13. При осуществлении Повестки дня на ХХI век первоочередное вниманиеследует уделять оценке роли и воздействия нерациональных структур производстваи потребления и нерационального образа жизни на обеспечение устойчивогоразвития.
4.14. Секретариат Конференции пришел к выводу, что осуществление даннойпрограммы вряд ли потребует значительного объема новых финансовых ресурсов.
В. Разработка национальной политики и стратегий, призванных стимулироватьизменение нерациональных структур потребления
4.15. Достижение целей сохранения качества окружающей среды и обеспеченияустойчивого развития потребует повышения эффективности производства и измененияструктур потребления, с тем чтобы добиться оптимального использования ресурсови максимального сокращения отходов. Во многих случаях это потребует переориентациинынешних структур производства и потребления, сложившихся в промышленноразвитых странах, которые, в свою очередь, перенимаются многими другимистранами мира.
4.16. Вместе с тем в этой области можно добиться определенного прогрессапосредством усиления тех положительных тенденций и сдвигов, которые намечаютсяв рамках процесса, призванного существенно изменить структуры потребленияразличных отраслей промышленности, правительств, домашних хозяйств и отдельныхлиц.
4.17. В предстоящие годы правительствам совместно с соответствующимиорганизациями следует приложить усилия к достижению следующих целей:
а) Содействие более эффективному использованию энергии и ресурсов
4.18. Снижение энерго- и материалоемкости производства товаров и услугможет способствовать уменьшению экологического стресса и повышению эффективностии конкурентоспособности экономики и промышленного производства. Таким образом,правительствам совместно с промышленным сектором следует активизироватьусилия по обеспечению экономически эффективного и экологически безопасногоиспользования энергии и ресурсов путем:
b) Максимальное сокращение производства отходов
4.19. В то же время обществу необходимо разработать эффективные способырешения проблемы удаления отработанных продуктов и материалов, объем которыхпостоянно возрастает. Правительствам совместно с промышленным сектором,общинными структурами и общественностью следует принять согласованные мерыпо сокращению объема производимых отходов и отработанных продуктов путем:
с) Оказание помощи отдельным лицам и семьям в решении вопросов экологическиобоснованного потребительского выбора
4.20. Появление в последнее время во многих промышленно развитых странахпотребителей с более высоким уровнем экологического сознания в сочетаниис возросшей заинтересованностью ряда отраслей в производстве экологичныхпотребительских товаров является существенным позитивным сдвигом, которыйследует всемерно поощрять. Правительствам и международным организациямсовместно с частным сектором следует разработать критерии и методологиюоценки ресурсоемкости и экологического воздействия продуктов и процессовна протяжении всего их жизненного цикла. Результаты таких оценок следуетпредставлять в виде четких и ясных показателей, с тем чтобы с их помощьюинформировать потребителей и всех тех, на ком лежит ответственность запринятие решений.
4.21. Правительствам в сотрудничестве с промышленным сектором и другимисоответствующими группами следует поощрять расширение информационных программ,предусматривающих введение экологической маркировки товаров и распространениеинформации об экологических характеристиках реализуемой продукции, с темчтобы покупатели имели возможность делать сознательный выбор в отношениитех или иных товаров.
4.22. Им также следует поощрять формирование информированных потребителейи оказывать помощь отдельным потребителям и семьям в решении проблем выборас учетом экологических соображений путем:
d) Проявление инициативы в рамках государственных закупок
4.23. Самим правительствам также следует занимать активную позицию вформировании рациональных структур потребления, особенно в странах, в которыхгосударственный сектор играет важную роль в экономике и может оказать существенноевлияние на решения корпораций и мнение общественности. Таким образом, имследует пересмотреть закупочную политику своих учреждений и ведомств, стем чтобы повысить там, где это возможно, значимость экологического аспектаполитики государственных закупок без ущерба для принципов международнойторговли.
е) Переход к ценообразованию, учитывающему экологические соображения
4.24. Вместе с тем в ближайшем будущем вряд ли можно ожидать значительныхизменений в структуре производства и потребления без таких дополнительныхстимулов, как цены и рыночная информация, благодаря которым производителями потребителям становятся понятными экологические последствия потребленияэнергии, материалов и природных ресурсов, а также экологические последствияпроизводства отходов.
4.25. В использовании экономических рычагов для оказания воздействияна поведение потребителей наметился определенный прогресс. К таким экономическимрычагам относятся налоги и штрафы за нанесение ущерба окружающей среде,системы возмещения платы за тару и т.д. Этот процесс следует поощрять,учитывая при этом специфические условия каждой из стран.
f) Укрепление системы ценностей, способствующих рациональному потреблению
4.26. Правительствам и организациям частного сектора следует оказыватьсодействие развитию более позитивного восприятия общественностью концепциирационального потребления посредством учебных и информационно-просветительскихпрограмм и других средств, таких, как активное рекламирование товаров иуслуг, произведенных с помощью экологически чистой технологии, или стимулированиярациональных структур производства и потребления. При проведении обзоровосуществления Повестки дня на ХХI век должное внимание следует уделятьоценке прогресса, достигнутого в реализации такой национальной политикии стратегий.
4.27. Эта программа преимущественно связана с изменением нерациональныхструктур производства и потребления и пропагандой системы ценностей, поощряющейрациональный образ жизни и структуры потребления. Для ее осуществлениянеобходимы совместные усилия правительств, потребителей и производителей.Особое внимание в этой программе следует уделять значительной роли женщини домашних хозяйств, выступающих в качестве потребителей, и потенциальномувоздействию их совокупной покупательной способности на экономику.
Следующая страница | Предыдущая страница | Оглавление| Cемья и демография