Некоммерческое партнерство

 Родительский Комитет


Top.Mail.Ru

Myweb.ru, каталог сайтов

Каталог Православное Христианство.Ру

Православие и современность. Информационно-
аналитический
портал
Саратовской епархии Русской Православной Церкви

Семья в России — статистика:

на 1 215 000 браков приходится почти 640 тысяч разводов

в 2011 году родилось 1 814 000 детей и произведено абортов 1 230 000 — (цифры неофициальной статистики более 3 мнл.абортов).

в России около 700 тысяч детей-сирот, большинство из которых — социальные сироты, то есть сироты при живых родителях.

из 700 тысяч детей-сирот от 10–11 тысяч детей родители отказались в роддоме.

20% от всех самоубийств — самоубийства среди подростков (по данным Генпрокуратуры 62% всех самоубийств несовершеннолетних связаны с семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих.)

33% юношей и 20% девушек, начиная с 13 лет. ежедневно употребляют алкоголь (данные Роспотребнадзора)

— около 100 тысяч молодых людей в возрасте от 15 до 35 лет гибнет от злоупотребления наркотиками. Общее количество ежегодных смертей в данной возрастной категории 130 тысяч. (данные Государственного антинаркотического комитета)

«Закон и права родителей на христианское воспитание ребенка»

— доклад (извлечения) Павловой Ларисы Октябристовны, Председателя правления некоммерческого партнерства в защиту семьи, детства личности и охраны здоровья «Родительский комитет», адвоката Московской городской коллегии адвокатов.

Доклад прочитан на секции «Христианское воспитание в христианской семье», ХХVI Международные рождественские образовательные чтения, состоявшейся 26 января 2018 г в Сергиевском зале Храма Христа Спасителя в Москве.

Право родителей на преимущественное воспитание ребенка, тем более на христианское воспитание, закреплено в законе за родителем, но оно должно осуществляться им в рамках действующего законодательства, тех прав и обязанностей, которые закреплены за родителем как субъектом права. Желание и воля родителя в части воспитания своих детей не должны противоречить положениям действующего законодательства в области прав ребенка, правовым нормам, ограничивающим права родителей, например Семейному кодексу РФ, закону РФ «Об образовании», другими законодательными актами, в том числе нормам международного права.

В связи с ограничением во времени трудно освятить все аспекты прав родителей, поэтому я остановлюсь на тех правовых нормах, которые могут создать для родителей трудности в деле христианского воспитания их детей, прежде всего на законе «Об образовании». Сегодня право на воспитание ребенка распределено законом между школой и родителем ( или лицами их заменяющими). Родитель обязан воспитывать ребенка и дать ему образование, которое реализует школа, содержание образования также определяет школа. Даже в рамках семейного образования ребенок должен усвоить и сдать экзамены по образовательным программам, содержащимся в стандартах образования, предлагаемых государством.

За последние пять лет приняты новые законы и изменения к действующему законодательству, которые прошли в целом мимо внимания родителей и которые ограничивают преимущественного права родителей на воспитание своих детей. Прежде всего это , Семейный кодекс РФ и ФЗ «Об образовании».

Христианское воспитание, направленное на сохранение целомудрия ребенка, исключает сексуальное воспитание ребенка в школе, направленное на освещение школой вопросов взаимоотношения полов, тем более в рамках ювенальных программ, принятых на западе. На эту тему не раз высказывалась Русская Православная Церковь, последовательно возражающая против внедрения в России ювенальной юстиции.

Возможен ли сегодня с точки зрения закона так называемый «секспросвет» в российской школе, противоречащих нормам христианского воспитания ребенка? Исключает ли российский закон такое как на западе давление на родителей в детском саду, школе, изъятие детей из семьи по надуманным основаниям и ограничение родительских прав или лишение родительских прав, если родители не согласны с содержанием школьных программ, в частности в области сексуального образования.

Да, это вполне реально и может быть реализовано в рамках действующего закона.

К сожалению, ювенальные технологии западного образца по защите прав ребенка и ограничению прав родителей уже внедрены в Российское законодательство и не хватает немногого: кадров психологов, денег и волевого решения о «старте» для их реализации. Основным звеном, через которое все вышеперечисленное может быть реализовано является российская школа.

Предусмотрены новые школьные структуры, которые способны реализовать «ювенальный беспредел» в отношении родителей. Они зафиксированы в законе «Об образовании», частично уже работают, правда пока не всегда и не везде, пока скорее нарабатывают методики и опыт, прирастают кадрами, и делаются привычными в школьной среде.

В школе , включая детские сады, которые теперь называются дошкольные образовательные учреждения предусмотрено создание трех локальных структур, которых в прежнем законе их не было:

Комиссия по урегулированию споров,

Психолого-педагогическая комиссия,

Центр психолого — педагогической, медицинской и социальной помощи.

Комиссия по урегулированию споров, согласно ст. 45 закона «Об образовании», рассматривает споры между участниками образовательных отношений: родителями учениками, педагогами, в том числе о конфликте интересов педагога. Необходимо отметить, что полномочиями комиссии ограничена главная задача и право родителей — защита ребенка.

Решение Комиссии обязательно для исполнения всеми участниками спора, который рассмотрен комиссией, в сроки, предусмотренные в ее решении. То есть, родитель обязан подчиниться решению комиссии, в том числе по спорам о воспитании ребенка. Возьмем, к примеру, случай возражений родителя, против того, чтобы его ребенок изучал принятую школой программу, противоречащую христианским понятиям семьи и брака, или просто роли родителя в семье; или отказался от изучения его ребенком программы сексуального просвещения. Эти вопросы выносятся на решение школьной комиссии по урегулированию споров. Которая не только примет решение, но и обяжет родителя подчиниться решению, кроме того, скорее всего, направит затем вашего ребенка в Психолого-педагогическая комиссия, а возможно и в Центр психолого — педагогической, медицинской и социальной помощи., одна из задач которого реабилитировать ребенка.

Статья 42 ФЗ «Об образовании» предусматривает помощь семье со стороны указанных комиссий и Центров. В ней указано, что помощь оказывается тем, учащимся , кто испытывает трудности в освоении основных программ, в развитии и адаптации. Например, тем, у кого, двойки, тем, кто излишне замкнут или излишне расторможен, или имеет конфликт с учениками или учителем. Пока на такую помощь надо письменное согласие родителей. Но существует много способов его обойти или принудить родителя к согласию, например, через ту же комиссию по урегулированию споров. Центр не только оказывает помощь детям и родителям, но и помогает школе разработать образовательную программу, индивидуальные учебные планы, Он же выявляет и устраняет препятствия к образованию.

«Секспросвет» в школе, это только в Европе или возможно и у нас? Ответ однозначен. Закон не исключает такой возможности. Школа получила с 2012 г. по новому закону (ст. 41 ФЗ «Об образовании») право заниматься профилактической работой в области охраны здоровья учащихся, санитарно-эпидемиологической области, наблюдать за состоянием здоровья обучающихся.

Все что связано с «секспросветом», на западе, да и у нас, как правило реализуется через программы медицинской профилактики: «профилактики СПИДа и венерических заболеваний» или в рамках «профилактики здорового образа жизни».

А что касается прав родителей за заботу о здоровье ребенка, где медицинская профилактика — одно из направлений, то они уже в 2011 г. ФЗ № 323 « Об охране здоровья граждан» были ограничены. Родителя за спрашивают о том, согласен ли он на то кто и как будет лечить ребенка (информированное согласие), только, если ребенку нет 15 лет, и в отношении ребенка-наркомана до достижения им 16 лет. Ну, а если у ребенка обнаружены заболевания венерического характера или педикулез, то согласие родителя вообще не требуется. Кстати, именно поэтому многих детей, отобранных у родителей помещают в инфекционные отделения и часто устанавливается диагноз «педикулез» — это заболевание относится к социально опасным и его лечат в любом возрасте ребенка без согласия родителя. Ну, а если родитель не дает информированное согласие на лечение или меры профилактического вмешательства на своего ребенка, то его действия врачи могут обжаловать в суде. Естественно, в отношении родителя возникают санкции за нарушение им права ребенка на охрану здоровья.

Все, о чем я рассказываю, уже содержится в законах, но реализуется ни в полной мере и постепенно.

Есть ли у родителей реальная возможность обойти ограничения и реализовать христианское воспитание, например в рамках семейного образования по програмам, которые выберут родители? Анализ закона говорит, что нет, не получится.

Во первых, уже пять лет, с момента принятия закона, родители не имеет право самостоятельно решать вопрос о выборе формы образования. Из статьи 44 ФЗ «Об образовании» следует, что форму образования и форму обучения родитель выбирает не самостоятельно, а с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии). Пока эти самые комиссии пока имеются не везде. , и родители сегодня еще могут выбрать сами , например семейную форму образования.

Однако при условии, если ребенок жестко и вслух не возражает против такого решения родителя. Проблема в том , что в школах не хватает кадров психологов, чтоб в полную силу заработали комиссии и Центры.

Но в ГД РФ уже ждет своего часа закон «О психологах». Так как психологам предлагается решающая роль при рассмотрении различных вопросов жизнедеятельности ребенка, в том числе вопросов воспитания, их положение упрочивается. Интересно, что данный проект закона предусматривает объединение психологов в некие саморегулируемые организаций, в которых психологи будут состоять, выдавая в рамках своей структуры различные сертификаты, свидетельства, составлять и утверждать какие-то методики. Так сейчас действуют саморегулируемые организации экспертов (те эксперты, кто оценивает квартиры, машины, имущество и т.д.)

В ст. 44 ФЗ «Об образовании» в 8 пунктах перечислены права родителей и только три из них родитель реализовывает самостоятельно: это ознакомление с уставом, содержанием образования, оценками детей; получение информации о планируемых с ребенком обследованиях.

Родитель вправе высказать мнение относительно условий обучения, который никто не обязан учитывать.

Хочу обратить внимание на то, что наше законодательство в области образования и здравоохранения уже сегодня настолько ограничило права родителей, что родитель мало что решает самостоятельно и в области содержания образования, и в его форме, и в области охраны здоровья ребенка старше 15 лет. И, вероятно скоро, даже в суде родители смогут устраняться судом по инициативе суда от защиты ребенка, а ребенок будет иметь право на собственного адвоката. Это связано с тем, что уже в 2001 г. РФ подписала Конвенцию СЕ об осуществлении прав ребенка, и в 2014 г.была готова ее ратифицировать. Пока это не состоялось.

Говоря об ограничении родителей в возможности реализовывать христианское воспитание своего ребенка нельзя не учитывать то, что наша школа является светской, программы в целом построены на все еще атеистическом восприятии мира. Одним из основных принципов деятельности школы является гуманистический характер образования и приоритет жизни и здоровья. В прежнем законе было указано, что содержание образование направлено на формирование духовно-нравственной личности. Однако с 2012 г. это — в прошлом. Новый закон «Об образовании» не ставит целью задачи духовно- нравственного воспитания личности.

Современные школы работают на основании стандартов и примерных программ, принятых органами исполнительной власти, а родители, в лучшем случае могут только ознакомиться с ними. И те дети, что обучаются, в том числе, по семейной форме обучения будут сдавать экзамены в рамках государственных программ, основанных на стандартах. Программы и учебники пишутся по заказам Федерального учебно-методического центра при Министерстве образования. Родители влиять на них не могут.

Вероятно есть выходы из создавшейся ситуации, но нет готовых рецептов. Понятно лишь одно, что для начала надо осознавать то правовое поле, в котором мы живет. Не удивительно, что созданные в последнее время в профильных министерствах общественные советы не имеют в своем составе, за редким исключением, представителей церкви или родительских организаций, поэтому возможность влияния ограничена.

Мы пытаемся донести ситуацию для максимально широкого круга лиц. Возможно стоит создать какую-то рабочую группу для сравнительного анализа законодательства, которое бы отразило нарушение баланса прав и обязанностей родителей. Это большая работа и такой анализ мог бы быть для церкви документом для защиты прав христиан на христианское воспитание детей.

Вселяет надежду на благоприятное изменение нашего законодательства в плане принятия правовых гарантий на преимущественное право родителей на воспитание своих детей высказывание Председателя Конституционнного суда РФ Зорькина В. Д., прозвучавшее на одной из международных конференций о том, что Россия еще не является полностью правовым демократическим государством, поскольку до сих пор звучат призывы «жить по правде, а не по закону». «Мы находимся в переходном этапе своего развития. Россия еще не взяла правовой барьер. Было бы трудно надеяться на это после тысячелетних стереотипов, в которых закон и право отнюдь не на первом месте, а главный принцип был »давайте жить по правде, а не по закону«, — говорил Зорькин В.Д.