Некоммерческое партнерство в защиту семьи, детства, личности и охраны здоровья
“Родительский комитет”

На главную страницу | На главную страницу раздела

Законы | Семья и школа | Семья и демография | Семья и здравоохранение | Дети и СМИ | Родительское движение | События, мероприятия | О нас | Контакты

 

Берегите детей!
(или "С думой о будущем")

 

В ряду острейших социальных проблем, доставшихся России в наследство от "реформ" 90-х годов, стоит проблема беспризорности и сиротства.

На Руси издревле нравственность впитывалась с молоком матери. Отец передавал наследникам характер и учил ремеслу. В долгие зимние вечера свободное от надрывного труда время заполняли посиделки с бесхитростными играми, сказаниями, обрядовыми песнями, необидными подшучиваниями и традиционными забавами. Так хранились устои. Первым учителем, духовным наставником и утешителем была Церковь. Приходы охватывали все православное население. В церковноприходских школах постигались азы грамоты, учили Закон БОЖИЙ и две-три молитвы, которых хватало на всю остающуюся жизнь. Церковь грозила грешникам Адом, а отступников предавала Анафеме. На том сдерживались страсти, крепились бытовые устои и освещались нравы малограмотного населения. Православная Церковь с достоинством относилась к населявшим Россию народам других верований. Католики и мусульмане, буддисты и шаманисты, равно как и все другие верующие, не испытывали притеснений из-за своей религиозной приверженности.

Начало XX века с революцией в естествознании не принесло добрых вестей. По уровню начального образования Россия далеко отставала от Запада. Ее культурная элита, включая корифеев литературы и науки, и даже философы-богословы отошли от Церкви или от ее наставничества. Но русская высшая школа была одной из лучших в мире. Именно поэтому Отечество выстояло и к середине 80-х годов утвердилось в мировом сообществе в ранге великой инженерной державы.

Дореволюционная и советская высшая школа могут по праву гордиться системой подготовки специалистов индустрии. Партийный призывы: "Кадры решают все", "Юноши и девушки! Овладевайте техникой!" получили общенародное признание. Россия стала самой читающей страной мира. К концу века профессиональный облик россиян круто изменился. Однако, не получив необходимого нравственного заряда, советское поколение было отлучено от современной философии, религиозного просвещения. Эрудированные производственники не имели представления о социологии и политологии, питали отвращение к "истмату" и "диамату", толком не разбирались в марксизме-ленинизме и стыдливо скрывали полнейшее незнание отечественной и зарубежной истории. Лживая мораль - "нравственно все, что помогает делу рабочего класса", прикрывала духовную опустошенность. В обиходе люди руководствовались добрыми нравами и покорными заветами отцов и дедов": не безобразничай, ври в меру, трудись, помни: "начальство может, а подчиненный - должен". Вершителем справедливости считались партком и завком (профком); туда обращались обиженные и направляли кляузы (доносы) анонимщики.

Безыдейная "перестройка" и бездумная "гласность" не изменили положения, они обернулись нравственным разложением. Вакуум духовности при откровенном оправдании вседозволенности быстро заполнила распущенность. Воцарились бессовестность и бесстыдство. "Новых русских" не переделать, коррумпированных бюрократов не пересажать.

Конструктивный выход из нравственного и идейного тупика - воспитание нового компетентного и социально ответственного поколения, что обуславливает базовую роль семьи и школы в общественном устройстве. Именно школа может и должна стать основным структурным элементом новой системы отношений в обществе.

Мудрый Платон в труде "Государство" убеждал, что во всяком деле самое главное - это начало, а в особенности, если это касается чего-то юного и нежного. Тогда всего более образуются и укореняются те черты, которые кто-либо желает там запечатлеть.

Семья с лаской матери и заботой отца утверждает обычную человечность и порядочность. Особые надежды и ответственность наше время возлагает на начальную и среднюю школу. Ближайшее будущее и судьбы России зависят от того, в какой мере школа сможет выполнить выпавшую на ее долю историческую миссию реальной нравственной опоры нового общественного устройства. Возросшее значение школы обусловлено изменениями в жизненном укладе населения, быстро распространившимися по всей России.

Школа заняла особое место в непосредственной, ближайшей среде интересов детей и подростков: в подъезде дома, во дворе, городском микрорайоне, поселке, окрестности, дачном кооперативе, селе.

То, что в России делилось по приходам, осталось без "окормления". Приходы безвозвратно рассыпались в советские времена. Церковь уже никогда не вернется к массовому просвещению. Сейчас, кроме школы, никто не располагает возможностями живого общения с жителями определенного микрорайона.

При господстве партократии прямое информационное воздействие на население оказывалось через парткомы предприятий, дома политпросвещения, агитпункты и красные уголки. Все это ушло в прошлое и полностью дискредитировано без достойного восполнения. Ради справедливости отметим, что во многих местах сохранена замечательная сеть библиотек, дотягивающаяся до глубинки, где не только читают, но и "отводят душу". Роль собеседника-моралиста приняли на себя телевизионные "ведущие", самодовольно красующиеся на голубых экранах, безапелляционно трактующие тенденциозно подобранные факты.

На европейском Западе, родине буржуазных свобод, пороки демократии компенсируются реальным политическим весом широко развитой сети кафе, ресторанов, разнообразных клубов, пабов и других мест общественных встреч. В России еще долго не будет таких мест для общения, но люди не должны замыкаться в "габаритах" квартир и рамках телевизионного бдения.

В связи с приоритетным положением школа как базовая структура формирования нового поколения в дополнение к уже выполняемой роли может и должна, (поскольку объективно больше некому) принять на себя новые функции:

В зависимости от инициативы и творческой фантазии могут быть развиты и другие полезные виды деятельности.

Главное, чтобы мальчик и девочка, юноша и девушка, мать и отец, дедушка и бабушка от первого школьного звонка и до последнего дня жизни хранили душевное тепло, помнили, ценили и почитали место своего нравственного приюта.

Потенциально каждая школа способна выполнять функции приобщения к знаниям и культуре, нравственного наставника граждан нового общества творчества. В отличие от любого предприятия и организации, коллектив преподавателей вполне компетентен в широком диапазоне знаний. При этом, все они, используя знания своих же школьных историков, литераторов, краеведов, могут восполнить недостающие познания в области социологии, политологии, философии, творчества, истории религии и других дисциплин, имеющих прямое отношение к воспитанию нравственных достоинств и формированию нового общественного устройства. В этих целях может быть развернуто патриотическое движение по созданию мобильных групп самообучения, и в качестве волевых решений могут быть приняты соответствующие административные постановления.

Предлагаемые действия и меры имеют уверенные перспективы жизненного освоения. Реально почти каждый россиянин испытывает душевный трепет при воспоминании о своей первой учительнице и всегда готов посильно помочь родной школе.

Российская школа никогда и ничем не запятнала себя в своем общенародном нравственном подвижничестве.

Увлечение иностранными методами обучения скорее всего не выдержит испытание временем.

Поступательное развитие России, учитывая особенности нашего менталитета, культурологический феномен, цивилизационные аспекты нашей истории, во многом связано с концепцией построения гражданского общества.

В качестве главной парадигмы в переходной фазе общественного развития и воспитания нового поколения выступает формирование эффективной обратной связи между властью и обществом в виде новой социальной технологии, получившей название "гражданская инициатива".

Основополагающим в процессах современного социального развития (при их проявлении снизу вверх) является стремление к самоорганизации. Это проявляется в росте творческой активности масс, спонтанном выявлении неформальных лидеров, тенденцией создания интуитивно - эмпирически формируемых общественных структур и организаций.

В качестве примера гражданской инициативы может служить программа "Россия - страна детства".

Создание данной программы продиктовано пониманием, что среди многочисленных бед и несчастий, постигших нашу страну, есть и такие, которые стали национальным бедствием. Прежде всего, - это увеличивающаяся с каждым днем беспризорность и сиротство, наркомания и алкоголизм в молодежной среде. Ситуация поистине катастрофическая, под сомнение поставлено будущее подрастающего поколения, а значит, и всей страны.

По замыслу, эта гражданская инициатива признана стать инструментом формирования активного диалога "власть - общество" как шага к реальному гражданскому согласию, координации - при содействии государства работы неправительственных и общественных организаций, придания воспитательной работе с подрастающим поколением социальной устремленности и должной политической направленности.

Инструментом в рамках программы призван стать созданный Общероссийский Союз общественных объединений "Дети-будущее России".

Сегодня только совместные действия в решении проблем, стоящих перед страной позволят вернуть веру народа во власть и сократить пропасть между властью и народом.

Сегодняшняя ситуация с детьми напоминает "кипящий котел" в который вливается холодная вода, при этом огонь, вызывающий кипение, не ликвидируют. Кипение прекращается, начинают решать другие проблемы и здесь опять закипает.

Нельзя решать вопросы образования, но при этом не решать проблемы семьи и школы.

Главная задача предлагаемой программы "Россия - страна детей" - уйти от духа мероприятий, создать новую систему отношений - систему жизни.

Программа направлена на создание условий для полноценного развития детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, обеспечивая условия проживания, близких к семейным, создавая инновационные негосударственные учреждения для детей-сирот как по содержанию, так и по форме (например: детские школьные центры.). Проводя одновременно работу по укреплению институтов семьи и школы.

Говоря о программе, мы имеем в виду создание Детских школьных центров, рассчитанных на разные категории детей.

Центр - это среда, образ жизни.

Создать среду с идеологией малых форм, которые постоянно окружают детей. По сути - это живой музей, дети не только смотрят на это, они живут этим, пользуются этим. Создание благоприятной среды для воспитания детей-сирот, центр как среда, как "парник", воспитав в этой среде, общество и государство получат творчески и ответственно мыслящих граждан. Бытие определяет сознание особенно в период становления личности, когда личность выросла в определенных условиях, эта личность готова преобразовывать действительность.

Программа - это партитура для оркестра, где присутствуют правительство, церковь, армия, общественность, предприниматели и т.д. Чтобы это музыкальное произведение прозвучало как симфония, каждый должен сыграть свою партию. Никто не должен играть все партии. Когда оркестр начинает играть по единой партитуре, все услышат гармонию в музыке, получится некая гармоническая реальность жизни.

Первый опыт объединения усилий в решении проблем детства мы получили в одном из районов Московской области. В рамках программы "Подмосковье - страна детей", попытались на территории района, в виде эксперимента, смоделировать ситуацию, позволяющую, договариваясь между участниками, определить форму и степень работы каждого из партнеров, вовлечь население в обсуждение и решение детской проблемы. Эксперимент показал следующее:

- Люди увидели реальную возможность своего участия в решении проблем;

- Люди увидели действия и результат, в которых участвуют все, администрация, армия, церковь, общественность и др.

Эксперимент показал главное - люди начали обретать веру во власть.

Работа в первой выборной кампании Губернатора Московской области Б.В.Громова, а далее в Правительстве Московской области позволили внимательно изучить всю палитру отношений власти, общества, церкви, предпринимателей, армии и в решении проблем, связанных с беспризорностью, сиротством, наркоманией и алкоголизмом. Мы попытались смоделировать пути решения данной проблемы.

Выступая в Санкт-Петербурге в Мариинском дворце перед представителями областных администраций и общественных организаций о роли общественности, общественных организаций в решении социальных проблем мы представили свой вариант участия общественности в решении социальных задач и пришли к выводу, что в отсутствии масштабной государственной поддержки усилия общественных организаций по оказанию помощи беспризорным детям, носят пока, к сожалению, эпизодический характер и, несмотря на их положительные результаты, не могут решить проблему кардинально. Нынешняя профилактическая работа сегодня недостаточна, малоэффективна, имеет узконаправленный характер.

В связи с этим, в регионах люди стали самостоятельно объединяться для решения наболевших проблем. К сожалению, далеко не везде гражданская инициатива имеет местную государственную поддержку. Инициатором и объединяющей силой такой деятельности выступают разные организации, как правило, это зависит от конкретных региональных условий.

Примером такой совместной работы является деятельность Волгоградской областной общественной организации "Союз православных женщин". На основе многостороннего соглашения между "Союзом православных женщин", Областной администрацией, Волгоградской Епархией и комитетами по образованию, здравоохранению и культуре Волгоградской области был создан общественный родительский комитет при Главе администрации Волгоградской области, утвержден перспективный план работы.

Деятельность общественной организации становится все более системной и результативной, и направлена не только на работу с беспризорностью и сиротством, но и на укрепление семьи и школы, на возвращение детям их исторического творческого пространства, возвращения внешкольных источников конструктивных знаний и умений. Для этого необходимо развернуть сеть домов и дворцов молодежи, где они могли свободно заниматься по своим интересам науками, ремеслами, искусством и спортом. И во всех случаях необходимы профессиональные руководители-специалисты. Они должны проходить тесты на профессию и на умение ладить с детьми. Необходимо отсеивать личности, направляемые на эту работу по критерию партийности, конфессии или этническому признаку, так как именно школьное образование должно быть светским, беспартийным и толерантным. Ни в коем случае нельзя наполнять его "военно-патриотическим" содержанием (ведь гражданская деятельность не менее патриотична, а военная наука, профессии и искусство могут вполне изучаться в одном ряду с остальными знаниями и умениями).

В рамках программы "Россия - страна детства" планируется создание рекриационно-образовательного центра - "Парк истории", как внешкольного учреждения развития детской личности. Этот центр в 1999 году вошел в подписанную президентом России Владимиром Владимировичем Путиным и Патриархом Всея Руси Алексием II Национальную программу встречи Ш-его тысячелетия и празднования II тысячелетия Христианства. Являя пример самоокупающейся культуры, причем, культуры самого высокого уровня и качества. Так же планируется создание сети развлекательно-познавательных туристических центров - "Парков истории". В них подрастающее поколение соотечественников, а также гости России смогут окунуться в прошлое регионов России и ее соседей, ближних и дальних, познакомиться воочию с самыми разными сторонами культуры и быта предков. Это поможет привить молодежи любовь к Отечеству, гордость за его достижения и боль за его потери, понимание людей разных этносов, разных культур и толерантность к ним.

Планируем следующий список "Парков истории":

1. Москва - "Быль и былины" (Эпос народов мира и его историческая основа).
2. Санкт-Петербург - "Окна в мир" (история великих путешествий от древности до 19 века).
3. Калининград - "Старая Самбия" ( история Восточной Пруссии в контексте истории Балтии, Северной Руси и Северной Европы).
4. Сочи - "У Понта Эвсинского" (история Северного Причерноморья).
5. Кисловодск - "Пятигорье" (история Северного Кавказа).
6. Казань - "Волжская Булгария" (история Волго-Камья).
7. Пермь - "Великая Пермь" ( история Приуралья).
8. Новосибирск - "Сибирские древности" (история Сибири).
9. Улан-Удэ - "Ставка Чингиз-Хана" (история Центральной Азии).
10. Хабаровск - "Золотая империя" (история Приамурья и Дальнего Востока).

Для решения задач программы необходим патронаж Президента Российской Федерации. Ибо задачи программы под силу только Президенту. Разумеется, потребуется самая широкая помощь научной, педагогической, производственной и спортивной общественности. Помощь должны оказать силовые структуры и конфессии Контроль на выполнение всей программы - со стороны общественности, включающей профессионалов и родителей.

Таким образом, исторический опыт учит, что проблемы воспитания и образования новых поколений был наиболее успешным, когда объединялись усилия общества и власти, и получалось новое качество. В настоящее время созрели все условия для эффективного и комплексного решения проблем детства на основе объединения гражданской инициативы (есть люди, структуры, регионы, опыт, методики) и действенной поддержки и координации со стороны государственных и общественных структур.

Обращаемся ко всем общественным организациям, занимающихся проблемами детей, детей-сирот, объединиться для обмена опытом и сложения усилий.

Президент

Общероссийского Союза общественных объединений

"Дети будущее России"

В.И. Светлов.


 

 

На главную страницу | На главную страницу раздела

Законы | Семья и школа | Семья и демография | Семья и здравоохранение | Дети и СМИ | Родительское движение | События, мероприятия | О нас | Контакты