Некоммерческое партнерство в защиту семьи, детства, личности и охраны здоровья
“Родительский комитет”

На главную страницу | На главную страницу раздела

Законы | Семья и школа | Семья и демография | Семья и здравоохранение | Дети и СМИ | Родительское движение | События, мероприятия | О нас | Контакты

 

 

Проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в системе образования
(на примере Рязанской епархии)

Священник СЕРГИЙ РЫБАКОВ,

Всероссийская ассоциация родителей.

 

Первая проблема, с которой мы сталкиваемся - именно проблема с духовенством. У нас в епархии всего около двухсот священников. Примерно так по всем епархиям, за исключением, конечно, Москвы. Вторая проблема - это неподготовленность духовенства к педагогической деятельности. Священники в основном не знают проблем современной школы и не владеют той языковой, системой, которая принята в системе образования. И этим, увы, пользуются те, кто не хочет идти на сближение с Церковью. Потому что язык, на котором можно говорить с органами образования, да и вообще с государственными органами - это язык программ, планов, проектов. Причем со ссылками на принятые решения в Министерстве образования, в государственной Думе, и т.д. Таким языком, надо овладевать. И тогда наша работа будет продвигаться более успешно. В этом отношении в Рязанской епархии есть некоторые сдвиги.

Мы предложили программу сотрудничества с органами образования, причем использовали подготовленное в свое время Министерством образования, письмо по поводу Всероссийского родительского собрания. В этом письме уже были предусмотрены экспертиза инновационных программ и всеобуч родителей. И поэтому когда мы вот так ссылаемся на то, что нам дает министерство, то, конечно, отвергать это гораздо труднее. Почему? Потому что, само Министерство образования предлагает, а мы в свою очередь предлагаем от имени Церкви помощь в реализации решения или рекомендаций Министерства. Таково и наше участие в программе по патриотическому воспитанию. Сейчас мы активно разрабатываем антинаркотическую программу, причем Рязань выбрана в качестве "пилотного региона". Хорошо это или плохо, но мы, по крайне мере, не в стороне и будем активнейшим образом участвовать. Мы уже провели конференцию в Михайловском районе. Проходит конференция в Косимовском районе, состоится еще целый ряд конференций в различных районах. Мы не будем ослаблять это направление. Хорошо, что налажена связь с Центром. Мы благодарим Ирину Яковлевну Медведеву за ее сагу о наркотиках. Брошюра сразу же поступила в нашу администрацию. И опять получается, что нас очень трудно проигнорировать. Оказывается, мы тоже владеем и терминологией и новыми сведениями и можем предложить администрации нечто, что помогает ей реализовывать эту программу. Поэтому видите, Церковь реально сотрудничает.

Мы сами предлагаем. И в результате получается сотрудничество, к нам начинают прислушиваться и доверять. В качестве примера можно привести такой. Буквально неделю назад состоялся семинар для заместителей глав администраций районов по социальной политике, или по социальным вопросам. И с этими чиновниками пять человек имели возможность беседовать и объяснить работу Церкви. Пять часов, по сути, рабочий день был посвящен работе именно с главами администраций по социальным вопросам, т.е. они наши коллеги теперь. Потом они съездили в Дивеево, все прошли по канавке. Многие (семь человек только там) в первый раз исповедовались и причащались. Вот что получается, когда мы имеем возможность действительно серьезного разговора.

В первую очередь нам сейчас нужно самим перестраиваться и готовить духовенство к работе в школах, к работе с администрациями районов. Ну, скажем, есть настрой на серьезную государственную работу, в плане служения Богу. Но имеется в виду и сотрудничество с государственными органами. Вот в каком смысле. Конечно, говорить о том, что мы кавалерийским наездом можем решить проблему, вдруг изменить состояние администрации и всех сделать своими горячими и сторонниками не приходится. Это иллюзии. Потому что нельзя забывать о тех финансовых потоках и о тех командировках, которыми пытаются расплачиваться за то или другое решение. И поэтому, конечно, есть люди, которые съездили в Рим, в Венецию или в США и т.д., они не будут соглашаться ни под каким видом что-либо делать. Потому что у них есть свое видение, свое понимание. И в этом плане с такими людьми, конечно, бывает очень тяжело. Но все же в целом с милостью Божией, промыслом Божиим, то ухудшение, которое мы сейчас имеем, в материальном, финансовом, производственном планах, приводит к тому, что люди и в администрациях начинают думать и принимать, в конечном итоге, государственную позицию. Они становятся радетелями о судьбе государства. Достаточно пройтись по улицам города и увидеть, в каком состоянии находится молодежь. Любому понятно, что вот эта курящая, пьяная, наркоманная, матерящаяся толпа, наших детей и подростков, в конечном итоге не оставит без внимания, - ни нас с вами, ни наших детей, ни наших внуков. Это прямое видение, заставляет менять многие позиции.

Следующая проблема - взаимодействие с органами образования. Проблема очень большая. Потому что это центральное направление нашей работы, потому что действительно, мы имеем сейчас, структуру, которая позволяет охватить практически все население. Почему сейчас, насколько я понимаю, и предприняты вот эти позиции по реформе школы, вот та Грефовская или если говорить в лице исполнителей Кузьминовско-Болотовская реформа, которая предполагает развал по сути всей системы образования. Если она пройдет, то у нас не будет через некоторое время существующей ныне системы образования. Пока у нас есть система образования, наша, цель - именно работать в системе образования, с системой образования, поддерживать ее всячески и предохранять. И вот здесь, кстати, тоже есть существенный момент сотрудничества. Потому что многие чиновники от образования начинают понимать, что это может быть все разрушено и потеряно. Как потеряны, многие позиции в производстве, экономике, так же могут быть потеряны и здесь и их собственные позиции, подорван их собственный авторитет.

У нас около 800 школ, и есть целые районы, которые вводят у себя "Основы православной культуры". Мы договорились с администрацией (на основании тех писем, на которые я ссылался), что будет создан орган общественной экспертизы. Будет проводиться внедрение программы "Основы нравственности". Не пошли на "Основы православной культуры", но это не так важно. Мы сейчас работаем тесным образом с нашим рязанским институтом развития образования, который, уже начинает выполнять вот этот социальный заказ, и готовим кадры для преподавания "Основ нравственности", затем это могут быть "Основы православной культуры". Но, к сожалению, здесь очень большие трудности, которые не решить без Центра. В чем они состоят? Любой учитель, сразу говорит (будет ли то учитель пятого, девятого, одиннадцатого или первого класса): "Дайте мне учебник, с которым я пойду в школу, дайте мне методические разработки", т.е. то, что научит учителя работать с этим учебником. И "Дайте дополнительную литературу", хрестоматию или еще что-либо, которую можно будет рекомендовать детям в помощь к этому учебнику. К сожалению, у нас этого пока ничего нет. Ни по "Основам нравственности", ни по "Основам православной культуры". Должен быть комплект. И если нет этого комплекта, то многие наши призывы подчас повисают в воздухе. Хорошо, конечно, можно было бы сказать учителю: "Ну, вы сами разработайте свою авторскую программу". А где гарантия того, что учитель, едва-едва сам воцерковляющийся не разработает ее так, как он понимает, а не так, как положено понимать православное вероучение. Где гарантия, что он не попытается совместить, скажем, православие с буддизмом? Ну и так далее. Где те критерии, которыми должен руководствоваться учитель при создании своей собственной разработки? И кто будет контролировать деятельность такого учителя? У нас до сих пор нет ни авторского коллектива, ни предложенных для рассмотрения, учебников, пособий, методических разработок. По сути, школа сейчас работает исключительно в культурологическом компоненте, т.е. это сценарии, праздники. Это, конечно, неплохо, - это все нужно и полезно, но это есть только самое небольшое, что может сейчас воспринять школа, будь у нас серьезный к этому подход. Серьезного подхода у нас, к сожалению, пока не сформировалось.

И еще один очень важный вопрос, это работа с профессионалами, с учителями в их предмете. То есть я имею в виду, в первую очередь, литературу и историю - гуманитарный цикл. Что мы можем дать сейчас, в настоящее время, учителю истории, литературы? Мы можем просто-напросто перечислить: Возьмите учебники 70-х годов, где были Пушкин, Лермонтов, Карамзин, где-то представлены все наши ведущие русские писатели, причем православные в основном. Что мы можем сейчас предложить учителю истории? Ничего. Что в качестве учебной литературы? Льва Тихомирова; Игоря Шафаревича? Кто сможет читать? Можно перечислить сейчас авторов. Работы этих авторов, к сожалению, не стали учебниками. И не станут учебниками, потому что написаны серьезным философским языком, и дают глубочайший анализ проблемы. Значит, должен быть вариант православного видения истории и для пятого класса древней истории, и для седьмого, и так далее. Вот эта работа тоже необходима. Да впрочем, нам нужно сейчас уже ставить задачу и решать это каким-то образом. Задача написания учебной литературы, по всем направлениям. У нас есть еще кое-что, слава Богу, выходит. Это вот хотя бы, православная педагогика отца Евгения Шестуна. Ну, есть книги по психологии, в том числе Бориса Нечипорова. Многие из этих вещей, наверно, не будут достоянием широкой родительской массы. Нужно отвечать на те вопросы, которые ставят перед нами родители. И опять-таки здесь нужны учебные пособия. Нужно отвечать именно так, как стоит вопрос. В этом отношении надо вспомнить историю Вселенских Соборов, когда Церковь в нужный момент взяла и выработала, или вернее перевела на язык философов то, что было заложено на языке веры.

Есть еще одна проблема, о которой я буду говорить как председатель (сопредседатель), организационной комиссии или группы Всероссийской организации родителей. Родителей очень трудно объединить. Для них единственная форма объединения - это, конечно, школа, иначе мы их нигде не соберем. Мы можем их собрать один раз в год где-то в доме культуры, или в кинотеатре. Но будет ли это иметь некий резонанс, будет ли это представлять родительскую массу, родительскую общественность? Не будет. Юридически родители каждый за себя отвечает, за своих детей. И поэтому, сколько бы мы там их не собрали, 200 или 300 человек от области, они не будут представлять никакой родительской общественности. Чисто юридически это одна из больших проблем. Самая главная задача - это просвещение родителей через школы. И поэтому должна быть построена система родительского всеобуча. У нас есть общегородские курсы. Мы проводим конференции, часто где-то собираем родителей, учителей, медицинских работников. Но сказать, что это может породить некие административные решения или приведет к созданию каких-то государственных актов, трудно. Соберем мы, допустим, 200 человек, а те же самые органы образования имеют возможность провести свои собрания в каждой школе и соберут подписей гораздо больше, чем мы можем собрать по какому-либо вопросу. Поэтому наша задача не в том, чтобы просто собрать некую группу и сказать: мы выражаем мнение всех родителей нашей области. Задача в том, чтобы серьезным образом выстраивать систему родительского всеобуча.

В нашей области, слава Богу, есть возможность выступления и в центральных органах печати, и на телевидении. У нас постоянно идет передача "Зерна". И когда, скажем, мы видим, что во многих областях нашей необъятной страны, идет преподавание валеологии или ноосферные занятия, то здесь себя чувствуем спокойно. Почему? Потому что валеология у нас в области не преподается, хотя есть несколько школ, которые сейчас пока ведут такие занятия. По крайне мере, система общественной экспертизы она у нас действует. Причем не просто на бумаге. Она действительно действует и приводит к некоторым результатам. Я являюсь у нас в области председателем комиссии по реформе "Образование и воспитание" при общественно-политическом совете при главе администрации. Такой статус уже позволяет многие вопросы решать на своей комиссии, приглашать на нее органы образования и совместно решать проблемы. Это или приход сектантов, или, допустим, введение каких-то новых курсов.


 

На главную страницу | На главную страницу раздела

Законы | Семья и школа | Семья и демография | Семья и здравоохранение | Дети и СМИ | Родительское движение | События, мероприятия | О нас | Контакты