На главную страницу | На главную страницу раздела

Законы | Права родителей | Семья и школа | Семья и демография | Мероприятия
Дети и СМИ | Внимание! Опасность! | Родительский форум | О нас | Родительское движение


ПО ДВА ЧАСА ПРАВОСЛАВИЯ В НЕДЕЛЮ.

 

НАДЕЖДА КЕВОРКОВА, МАРИЯ ЖЕЛЕЗНОВА


Новый подарок российским школьникам

Газета располагает текстом школьной программы "Православная культура", который Министерство образования РФ вчера разослало в регионы. В соответствии с ней школьники будут учиться православию на протяжении 11 лет: по часу или по два в неделю. В итоге выпускники средней школы должны овладеть вузовским курсом теологии.

Навстречу пожеланиям верующих

Вчера Минобразования разослало письмо министра Владимира Филиппова региональным органам управления образованием о "Примерном содержании предмета "Православная культура". Этот 30-страничный документ должен стать ориентиром в вопросах содержания и организации изучения православия в начальной, средней и старшей школе.

Документ рекомендует уделять изучению нового предмета по 1 часу в начальной и по 2 часа в средней и старшей школе. Ученикам 4 - 9-х классов предлагается ознакомиться с такими темами: "История православной религии" ("Тысячелетнее царство Христа"), "Православная словесность" ("Священное Писание, основные редакции книг Ветхого Завета, богослужебные книги"), "Нравственная культура православия" ("Нравственные последствия половой распущенности") и "Художественная культура православия" ("Христианское понимание творчества, канонические формы иконографии"), "Православие - традиционная религия русского народа" ("Москва - Третий Рим"). За 11 лет школьники выйдут "на уровень православной конфессиональной части Госстандарта профессионального высшего образования по специальности "Теология". Чиновники Минобразования и РПЦ утверждают, что "Православная культура" - это светский, а не вероучительный предмет, который не нарушает закона о свободе совести и не требует от учащегося принадлежности ни к православной церкви, ни к какой-либо еще. Предмет проходит (на языке Минобразования) по линии "регионального или школьного компонента" - то есть за него несет ответственность либо сама школа, либо местные РОНО.На деле это означает, что директор школы сможет решать сам, будут ли его подопечные в течение 544 часов (или 612 часов в условиях 12-летки) изучать основы православного образа жизни. Правда, он должен принимать решение на основе желания родителей своих учеников. Но, как показывает практика, в регионах проблем со сбором подписей не возникает. Так что новый предмет легко может превратиться из факультативного в обязательный.

Свободный выбор

"Министерство не контролирует, не заказывает, не одобряет и не рекомендует учебники по основам православной культуры, - говорит специалист департамента образовательных программ и стандартов Минобразования Любовь Гармаш. - Мы были бы рады, если бы появился межконфессиональный учебник по основам религиозной культуры. Но даже проекта такого, насколько нам известно, пока нет". В настоящее время только у мусульман налажено преподавание основ ислама в зонах компактного проживания, но под бдительным оком спецслужб, особо внимательных к исламскому образованию. Остальные конфессии либо слабо протестуют против доминирования православия, либо отмалчиваются.

На местах

Несмотря на то что письмо Минобразования совсем свежее, во многих регионах уже идет активная работа по схожей программе. Как стало известно Газете, договоры властей с местными епархиями подписаны в 20 регионах: например, в Московской, Смоленской, Курской, Рязанской, Самарской, Белгородской, Владимирской, Омской областях. Сходные тенденции на Дальнем Востоке и в Краснодарском крае. Точных цифр по стране нет ни в Министерстве образования, ни в конфессиональных центрах. В частности, в Смоленской области работа ведется с начала девяностых годов. Это единственная территория РФ, где инициатива шла не от светских властей, но от самого активного в области образования архиерея РПЦ. Митрополит Кирилл (Гундяев) начал с воскресных школ, а в светские школы его преподавателей попросили прийти уже местные власти. Усилиями комитета образования и отдела религиозного образования Смоленской епархии в 172 образовательных учреждениях (школы, колледжи, вузы) факультативный курс "Основы православной культуры" изучают 5076 учащихся и студентов. В Вязьме договор о сотрудничестве заключен между средней школой N 3 и Иоанно-Предтеченским женским монастырем.

В Курске еще в 1996 году губернатором Курской области было подписано постановление N 675 "Об утверждении программы изучения православной культуры в Курской области", и большая часть школ города и области уже "охвачена". В Московской области, по данным Газеты, православную культуру преподают в нескольких районах, например, в Балашихинском и Мытищинском. Однако успехи Ногинского района - вне конкуренции. В 2000 - 2001 учебном году "Основы православной культуры" там преподавали в школах 43 муниципальных образований из 48 (в остальных местные священники проводили беседы со школьниками), а также в 5 детсадах. А в 2002 году предмет начали изучать уже в 47 школах около 7000 детей - это больше четверти всех школьников Ногинского района.

Президент - за

Вероятно, "Православная культура" станет еще более популярной после неформального одобрения ее президентом Путиным. Напомним, что президент несколько раз высказывался о своем отношении к вере как частном переживании. Но о роли религии в обществе Путин высказался принципиально: "Сегодня для России важно вернуться к этому источнику (христианству. - Газета), в это время, когда мы вновь пытаемся найти себя и моральные устои жизни". В июне этого года президент заявил: "Что касается факультатива (по Закону Божьему. - Газета), то об этом можно говорить". Наконец, в конце августа в Казани Путин сформулировал свою позицию: государство должно "создавать условия для работы" религиозных организаций, чтобы "между ними и гражданами не было никакой стены", "было бы ошибкой отделять человека от Церкви", "ничего не может, кроме религии, донести до человека общечеловеческие ценности".

Заметим, что на заявления Патриарха и других иерархов РПЦ о введении основ православной культуры в государственной школе еще была некая протестная реакция: Геннадий Селезнев, Ирина Хакамада и депутаты от "Яблока" возражали против того, что "РПЦ рвется в школы". Но на слова президента никакой реакции уже не последовало.

"Мы православные, а тебе не повезло"

Однако далеко не все разделяют точку зрения чиновников. Педагоги озабочены тем, что появление в школьной программе еще одного полуобязательного предмета увеличит и без того немалую нагрузку на школьников.

Учительница московской школы N 1227 Татьяна Преснякова полагает, что "московские школы и так перегружены, дети учат по два иностранных, экономику, психологию, право. А факультативы зависят от денег, которые нам государство дает". Впрочем, на преподавание основ православия деньги может выделять не только государство, но и местные общины: определение Архиерейского собора РПЦ "О задачах Церкви в области религиозного образования" рекомендует отчислять на религиозное образование "фиксированный процент в рамках приходских и епархиальных отчислений на общецерковные нужды".

Другие высказываются еще резче. Так, психолог, глава издательского дома "Первое сентября" Артем Соловейчик сомневается, что преподавание "Православной культуры" действительно сможет объединить детей: "Способ, которым предполагается ввести православную культуру в школу, на деле учит детей смиряться перед правом сильного: мы, управляющие школой, мы, живущие в этой стране, православные, и нас подавляющее большинство. И если тебе так не повезло, что ты относишься к другим конфессии, - это твоя проблема. Это еще один принцип, по которому можно разделить друг друга на "наших" и "не наших".

***

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Минобразование России)

МИНИСТР

22.10.2002 N 14-52-876ин/16

На N

Органам управления образованием субъектов Российской Федерации

Министерство образования доводит до Вашего сведения Примерное содержание образования по учебному предмету "Православная культура"

Указанный материал предназначен для оказания методической помощи работникам органов управления образованием, руководителям образовательных учреждений, методических центров, разработчикам учебно-методического обеспечения учебных курсов, преподаваемых в рамках регионального (национально-регионального) компонента образования и компонента образовательного учреждения.

Министр

В.М. Филиппов

***

Отношение россиян к преподаванию религии в школах

В опросе, проведенным независимым исследовательским центром РОМИР, приняли участие 2000 россиян в возрасте от 18 лет. Участникам исследования был задан вопрос о допустимости деятельности в школе религиозных организаций. 41, 3% респондентов полагает, что деятельность религиозных организаций в сфере преподавания религиозных дисциплин в школе допустима, 16, 9% респондентов считают, что допустима любая их деятельность в образовательных учреждениях, а 30, 8% опрошенных согласны с мнением, что деятельность религиозных организаций в школе совершенно недопустима. 11 % участников опроса затруднились сформулировать мнение по этому вопросу.

Анализ социально-демографических характеристик респондентов показывает, что женщины более склонны к допуску религиозных организаций в школы, чем мужчины. Также более терпимо относятся к деятельности религиозных организаций в школе респонденты старших возрастных групп (от 50 лет) и лица с высшим образованием. Таким образом, по итогам исследования можно сделать вывод, что россияне скорее склонны допустить преподавание религиозных дисциплин в школе.

***

Примеры контрольных заданий для школьников по предмету "Православная культура"

Для проверки знаний учащихся должен использоваться комплекс заданий, ориентированных на разный уровень представления учебного материала, различные виды умственной и эмоционально-оценочной деятельности школьников.

Вопросы

Как называется главная часть православного храма?

Перечислите крупные православные монастыри - Лавры Русской Православной Церкви.

Перечислите основные типы православной молитвы.

Назовите имя первого русского патриарха после восстановления патриаршества в России в начале XX века.

Укажите буквальный перевод Имени Иисуса Христа?

Что означает выражение "сорок сороков"?

Задания

Продолжите предложение: "В начале сотворил Бог...".

Вставьте пропущенные слова: "храм Покрова на ...", "собор Василия ...", "Святые Благоверные Борис и ...", "Троице-Сергиева и Киево-Печерская ...", "Владимирская ... Божией Матери", "русский иконописец Преподобный Андрей...".

Уточните датировку: "Софийский Собор в Киеве - это памятник древнерусского православного зодчества ... - ... веков".

Вставьте пропущенные слова и укажите источник текста; "Не произноси ложного ... на ближнего твоего".

Перескажите евангельскую притчу о блудном сыне и дайте православную нравственную оценку поведению ее персонажей.

О чем повествует историческое предание о посещении Древней Руси Святым Апостолом Андреем Первозванным?

Кого с точки зрения нравственной культуры Русской Православной Церкви называют Святыми людьми?

Что обозначает цветовая символика облачений православных священнослужителей? Как соотносятся содержания понятий "культ" и "культура"?

Сравните вероучительные нормы в разных религиозных традициях - православном христианстве, исламе, иудаизме по следующим признакам (составьте таблицу): 1) признание Ветхого Завета; 2) признание Нового Завета; 3) признание Иисуса Христа Сыном Божьим.

Сопоставьте отношение к взаимодействию Церкви и государства, принятое в православном христианстве и в учении Римско-католической церкви.

Сопоставьте отношение к роли и значению православного мировоззрения и культуры в русском обществе, которое выражали славянофилы и западники.

Подберите названия добродетелей, противоположные по нравственному смыслу названиям страстей и греховных проявлений человека: жестокость, ненависть, гордыня, жадность, лицемерие.

Укажите характерные особенности двух-трех иконографических типов Богородичных икон (Оранта, Одигитрия, Умиление).

Альтернативные задания с выбором одного или более правильных ответов из пяти-восьми предложенных вариантов

В Российской Федерации отмечаются как гражданские следующие православные праздники (выберите правильные ответы): Рождество Христово; Троица; Память Святых Кирилла и Мефодия, учителей Словенских; Покров Пресвятой Богородицы, Пасха - Светлое Христово Воскресение. Подчеркните слова, которые относятся к нравственной культуре православия: притвор, прилог, благотворительность, апологет, апостол, скиния.

Из предложенного перечня выделите 1) великие православные праздники; 2) двунадесятые переходящие праздники: Рождество Христово, Рождество Иоанна Предтечи, Воздвижение Креста Господня, Успение Пресвятой Богородицы, Покров Пресвятой Богородицы, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Крещение Господне.

Выберите названия, понятия, которые относятся исключительно к православной культурной традиции: собор Святой Софии в Константинополе, минарет, собор Парижской Богоматери, ступа, икона, учение о статусе Папы Римского, Патриарх, Симфония государства и Церкви.

Задания с использованием примеров, иллюстраций

Приведите примеры храмового зодчества в России в XVIII - XIX вв. в стиле ампир, классицизм, барокко и обоснуйте ваш выбор.

Объясните смысл праздника Рождества Христова, используя принятые в православной иконописи каноны иконографического изображения событий праздника. Обоснуйте утверждение: "Знание православной культуры помогает в изучении других учебных предметов в школе: русского языка и литературы, мировой художественной культуры, истории, обществознания".

Приведите примеры из вероучений и практики деструктивных религиозных объединений и культов, которые иллюстрируют их типичные признаки: 1) некритическое лидерство, вымышленные биографии лидеров; 2) склонность к экстремистским проявлениям в отношении внекультового социума; 3) апокалипсические запугивания адептов; 4) искажения текстов Библии в целях обоснования своих взглядов на человека, историю и общество.

Задания на объяснение аналитического и синтетического характера

Раскройте взаимосвязь понятий: прелесть - гордость - раскол.

Объясните, почему православные христиане называют Христа Спасителем?

Приведите обоснования утверждений: 1) православие является традиционной религией в России; 2) православие является культурообразующей религией в России: 3) традиционные религии обладают характерными признаками, отличающими их от нетрадиционных религий.

Согласны ли вы с утверждением: христианство сформировало мировоззренческие условия для появления науки, которых не было в эпоху язычества? Если да, то объясните, в чем заключаются эти условия.

Комплексные задания с решением ряда разноуровневых задач

Дайте буквальный перевод слова "православие" и объясните смысл его составных частей.

Продолжите предложение "Бог есть..." и объясните смысл этого выражения. Назовите соборы, расположенные на Соборной площади Московского Кремля, укажите даты их постройки (век) и выделите архитектурные особенности каждого.

Сопоставьте представления о загробной жизни в язычестве, православном христианстве, мусульманстве, выделите принципиальные отличия и объясните их с позиций различия представлений о человеке и божестве в этих религиях.

Темы итоговых работ учащихся

Итоговые работы готовятся учащимися либо аудиторно в виде написания сочинения в учебной группе на определенную тему (5 - 8 тем на выбор) в течение 2 - 3 академических часов, либо в форме реферата объемом не менее 0, 5 п.л., который готовится учащимся заранее и затем защищается. Каждый учащийся в учебной группе должен готовить реферат на отдельную тему.

Агиография русских Святых.

Апостольский период в истории Церкви.

Аскетика в православной культуре.

Библейские образы и сюжеты в европейском искусстве.

Богословские основы иконопочитания.

Вера и наука.

Вера и суеверия в современном мире.

Ветхозаветные патриархи.

Добродетель и грех в современном обществе.

Добротолюбие как памятник православной письменности и морали.

Декалог и Новый Завет.

Духовно-нравственные особенности современной культуры.

Жизнь и смерть в православной культуре.

Закон и Благодать (Ветхий и Новый Завет в православной культуре).

Православная нравственная культура и проблемы биоэтики.

Псалтирь в православной культуре.

Духовно-нравственные традиции православной семьи.

Иконостас православного храма.

Культура воинского служения в православной традиции.

Любовь как основа православного христианского воспитания.

Материальное благополучие и добродетель нестяжательства.

Мировоззренческие основы христианской морали.

Мировоззренческие основы православного искусства.

Мода и традиция в жизни общества.

Москва - Третий Рим.

Особенности православного понимания гуманизма.

Особенности русской иконы.

Назначение и особенности православного искусства.

Новые религиозные движения и культы в современном мире.

Новомученики и исповедники Церкви в XX веке.

Нравственные проблемы в русской духовной поэзии.

Перевод 70 толковников в истории и культуре Христианской Церкви.

Пасха в русской культуре.

Повесть временных лет как памятник русской словесности и православной культуры.

Православие как основа русского национального характера.

Православие в жизни русского общества XIX века.

Православная культура отношения к детям.

Православное понимание греха самоубийства.

Православное понимание свободы.

Православные традиции русской семьи.

Православные образцы благочестия в семейной жизни.

Православное понимание гражданственности и патриотизма.

Ранний период в истории Христианской Церкви (1 - IV века).

Расколы и секты в истории Христианской Церкви.

Религиозные особенности эпохи Возрождения.

Религиозное содержание и особенности древнерусской словесности.

Религиозная тематика в искусстве народов мира.

Религиозные и нерелигиозные представления о происхождении жизни.

Русская Православная Церковь сегодня.

Русские патриархи.

Святая Русь.

Святые Московской Руси.

Священное Писание Церкви как исторический источник.

Символика православного искусства.

Символ Веры.

Система нравственных ценностей Нового Завета.

Сущность православного поста.

Таинства Христианской Церкви.

"Тысячелетнее Царство Христа" (эсхатология Христианской Церкви и сект).

Христианский идеал жизни в современном обществе.

Церковные праздники в нравственном воспитании человека.

Управление в Христианской Церкви.

Эпоха Вселенских Соборов.

Язычество и неоязычество.


Газета от 14.11.2002 №211

 

 

На главную страницу | На главную страницу раздела

Законы | Права родителей | Семья и школа | Семья и демография | Мероприятия
Дети и СМИ | Внимание! Опасность! | Родительский форум | О нас | Родительское движение