Некоммерческое партнерство в защиту семьи, детства, личности и охраны здоровья “Родительский комитет”

На главную страницу раздела

Главная | Законы | Семья и школа | Здравоохранение | Дети и СМИ | Демография | Родительское движение | Мероприятия | О нас | Контакты

 

 

КАПИТАЛИЗМ И РАЗВИТОЙ СОЦИАЛИЗМ РОССИИ НЕ ГРОЗЯТ

Поэтому системе образования не грозит достаток

Мария Олькина

 

Вчера в Шуваловском дворце прошел международный форум "Инновации в образовании, интернет и личность". Его участники пришли к выводу, что необходимо обеспечить компьютерами абсолютно все российские школы, даже те, которые не подключены к электросетям. Правда, у государства на это денег нет. Поэтому приветствуется спонсорская помощь бизнесменов, политиков и общественных деятелей.

Открывая форум, ответственный секретарь Федерации интернет-образования (ФИО) Сергей Монахов сообщил, что на мероприятие прибыло 270 педагогов-новаторов из всех регионов России. А также - зарубежные коллеги, которые пожелали поделиться собственным опытом компьютеризации школ. Господин Монахов призвал собравшихся "следовать великому либеральному принципу - подглядыванию". "Если у соседа что-то получается хорошо, то почему бы мне это не перенять. И мне хорошо, и соседу, потому что я ему завидовать не буду", - пояснил свою мысль секретарь ФИО.

Участники форума с готовностью согласились "подглядывать". Однако доклады зарубежных специалистов не вызвали в зале особого интереса. Пока директор канадской образовательной программы McLuhan Дерек де Киркоф демонстрировал разнообразные диаграммы и графики, российские учителя-новаторы все громче шушукались, обсуждая свои насущные проблемы. Главная из которых, как обычно, нехватка денег не только на школьные компьютеры, но и на элементарные учебные пособия. Не говоря уж об учительских зарплатах.

Взявший слово министр образования РФ Владимир Филиппов согласился, что зарплаты действительно "мизерные". И вряд ли стоит ждать их увеличения. "Достаточно бюджетных средств на образование может быть только при развитом капитализме или при развитом социализме. Ни то ни другое нам не грозит", - "успокоил" учителей господин Филиппов. Тем не менее на всеобщую компьютеризацию российских школ министр смотрит с оптимизмом. Причем чиновники Минобразования решили в первую очередь обеспечить интернетом сельские учебные заведения. Там, по сведениям Владимира Филиппова, уже имеется такой набор из 25 обучающих компакт-дисков, о которых могут только мечтать учителя городских школ, включая московские и петербургские. "Теперь главное - развивать технологию связи. А то в некоторые отдаленные деревни мы завезли компьютеры, а там, оказывается, и электричества-то нет. Пришлось подключать технику к движкам", - пожаловался министр.

На всю программу школьной компьютеризации, подсчитали в Минобразования, требуется около $2 млрд. Только треть этой суммы дает федеральный бюджет. Остальное - местные бюджеты и бизнесмены-меценаты. Главным из которых считается председатель правления нефтяной компании ЮКОС Михаил Ходорковский. По его мнению, у каждой школы к 2005 году должен быть "хороший доступ к интернету". Иначе "сегодняшние российские школьники будут чувствовать себя изгоями" в окружающем мире. Чтобы этого не случилось, крупный бизнес должен отдать часть своих доходов - примерно $1 млрд. Сколько стоит программа по школьной компьютеризации, которую уже почти три года осуществляет компания ЮКОС, ее глава сообщить отказался. Он только заметил, что к 2005 году фирма откроет 50 центров, в которых пройдут компьютерное обучение 250 тысяч учителей. Что с точки зрения другого участника форума - вице-спикера Госдумы Ирины Хакамады - крайне необходимо, поскольку "дети быстро глобализируются, а учителя остаются на обочине и перестают быть авторитетом для детей". Сопредседатель СПС не удержалась от рекламы своей партии и сообщила, что правые "поставляют в школы компьютеров столько, сколько могут". На сегодня - 2018 штук в 30 регионов страны.

Помимо интернет-обучения участников мероприятия волновали и другие вопросы образования. Так, например, Владимир Филиппов и Ирина Хакамада вступили в дискуссию по поводу возможного преподавания в средних учебных заведениях новой дисциплины - "православная культура" (читайте вчерашний номер "Ъ"). Министр уверял, что никакой обязаловки в этом вопросе не будет, что этот предмет никогда не попадет в число обязательных по всей России. А если в каком-то регионе и захотят преподавать новый предмет, то исключительно факультативно. На что депутат Госдумы отвечала, что "в отместку Татарстан введет ислам, и уже не факультативно". Поэтому лучше сразу остановиться на курсе "истории мировых религий". Владимир Филиппов обещал об этом подумать. Свой вариант программы школьного образования огласил советник президента Андрей Илларионов. Если бы министром был он, главными дисциплинами стали бы "экономика", "иностранные языки", "наука выживания" и "основы медицины". Правда, господин Илларионов честно признался, что является "полным дилетантом в сфере образования".


МАРИЯ ОЛЬКИНА КоммерсантЪ С-Петербург 23.11.2002.№ 213
.


 

На главную страницу раздела

Главная | Законы | Семья и школа | Здравоохранение | Дети и СМИ | Демография | Родительское движение | Мероприятия | О нас | Контакты