Некоммерческое партнерство в защиту семьи, детства, личности и охраны здоровья “Родительский комитет”

На главную страницу раздела

Главная | Законы | Семья и школа | Здравоохранение | Дети и СМИ | Демография | Родительское движение | Мероприятия | О нас | Контакты

 

Основы православной культуры

 

РУССКАЯ КУЛЬТУРА НЕМЫСЛИМА ВНЕ ПРАВОСЛАВИЯ

Митрополит Смоленский и Калининградский КИРИЛЛ

 

"Развитие системы образования и введение в школьную программу религиозных предметов обусловлено нравственным состоянием общества, нравственным кризисом, в котором оно находится."

Святейший Патриарх Алексий II

Сегодня как никогда ясно: вопрос нравственности - это вопрос жизнеспособности нашего общества. Ведь даже причиной примерно 80 процентов авиакатастроф, согласно статистике, оказывается человеческий фате тор. Возникает настоятельная необходимость разобраться, что же данный фактор собой представляет. В большинстве случаев к плачевным результатам приводит отсутствие самодисциплины, самоконтроля и способности к самоограничению. Все перечисленные составляющие находятся в непосредственной связи с нравственной природой человека. Если мы разбудим страсти, снимем внутренние предохраняющие механизмы, мы взорвем и личность, и общество, и государство, и цивилизацию.

Внедрение религиозных образовательных программ в школы едва ли сможет стать гарантией морального здоровья всего общества, поскольку невозможно сравнить влияние школьных уроков по Основам православной культуры с воздействием на детское сознание телевидения. Но введение в общеобразовательную государственную систему религиозно-нравственных дисциплин является попыткой приостановить страшную тенденцию нравственного самоуничтожения, реально существующую в нашем обществе.

Противники такого подхода основывают свои возражения на принципе светскости государства. Поэтому необходимо четко определить значение термина * светскость" и правильно его употреблять. Светскость - культурно-историческое и юридическое понятие, появившееся в Западной Европе в результате политической и философской эволюции, которая началась в эпоху Ренессанса, развивалась в эпоху Просвещения и взорвалась конкретным протестом Великой французской революции. Принцип светскости был провозглашен с целью упразднить власть духовенства над обществом. Иного смысла в этом понятии нет. Светский характер государства предполагает отсутствие всякого клерикального вмешательства в политику, свободу граждан от какой бы то ни было юридической власти религиозных организаций. Однако данное положение вовсе не влечет за собой запрета религии как таковой. Мы живем в светском государстве - такова воля Божия. Апостол Павел говорит, что "нет власти не от Бога" (Рим. 13, 1). На этом принципе основано понимание Церковью нынешней политической ситуации в России, нашедшее отражение в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви.

В нашем государстве школа отделена от Церкви. Но данное положение совершенно не означает, что из школьных программ обязательно должна быть исключена всякая религиозная тематика. Это просто недопустимо, если мы стремимся поднять культурный уровень наших детей на должную высоту. Представьте себе знаменитую "Троицу" преподобного Андрея Рублева. Чтобы понять смысл иконы, необходимо знать, во-первых, сам библейский сюжет: историю Авраама, обетование Божие, данное ему и его бесплодной жене Сарре о рождении у них наследника; во-вторых, нужно знать православное учение о Троице, о пришедшем в мир Спасителе, о Евхаристии, и это далеко не полный перечень тем, отраженных в этой иконе.

Другой пример - ответ юродивого царю Борису в опере М.П. Мусоргского "Борис Годунов": "Нельзя, нельзя, Борис, молиться за царя Ирода - Богородица не велит". Человек, не имеющий элементарных представлений о христианской культуре, не сможет понять смысла развивающихся в опере событий, поскольку он не знает ни того, кто такая Богородица, ни кто такой царь Ирод, ни кто такой юродивый. Русская культура вообще немыслима вне Православия. Даже такие обиходные образы и выражения, как "волк в овечьей шкуре", "ад кромешный", "камень преткновения", "зарыть талант в землю", "оцеживать комара", "умыть руки" и многие другие в основе своей имеют тексты Священного Писания. Даже слова: кто не работает, тот не ест - не являются достижением недавнего времени - так говорит апостол Павел в своем послании к солунским христианам (Фес. 3, 10).

Историю и культуру Западной Европы также невозможно понять без обращения к наследию христианства. Если пресечь данный источник, то может получиться, что следующее поколение окажется отрезанным от своих исторических и культурных корней, а значит - очутится вне мировой культуры и истории.

Введение государственного образовательного стандарта по специальности "Теология" предоставляет учащимся право на альтернативу. В обществе всегда найдутся люди, которые захотят изучать религиозный феномен изнутри, а не только с позиции атеистического мышления. Такой подход позволит нам избежать дисгармонии, когда люди с высшим образованием являются исключительно скептиками или людьми, имеющими неверное представление о религии. Потому что получение образования, которое не лишено скептицизма в отношении веры, для многих верующих людей невозможно по убеждениям, а отсутствие альтернативного подхода к преподаванию таких предметов для религиозных людей вообще закроет путь к высшему образованию. Преподавать религию только в категориях светского, секулярного, по большей части атеистического мышления и запрещать людям в светской школе знакомиться с религиозным воззрением на религиозные каноны, значит лишить их права выбора.

Все чаще мы слышим об опасности религиозного экстремизма, о необходимости взаимной терпимости. Однако, отказываясь от какого бы то ни было участия в духовном образовании, государство, таким образом, лишает себя возможности узнать об интеллектуальном, культурном уровне, мировоззрении людей, которые будут проповедовать людям в облачении священника, муллы или в одежде раввина. Но ведь проповедник воздействует на сознание слушающих его людей, и часто в сложной ситуации именно его слово оказывается решающим. Поэтому преподавание теологии в светских учебных заведениях, выработка единого образовательного стандарта является насущной необходимостью нынешнего дня. Наличие такого стандарта будет способствовать взаимопониманию между людьми различных религиозных убеждений, а также представителями государственной власти, позволит сдерживать какие-либо проявления экстремизма, что, в конечном счете, благоприятно скажется на безопасности государства в целом.

Последнее, о чем следует упомянуть - введение религиозных предметов в программу средней школы. Понятно, что в регионах, где компактно проживают люди различных вероисповеданий, к данному вопросу надо подходить с особой осторожностью. Совершенно очевидно, что должны быть удовлетворены потребности всех обучающихся. И, как показывает практика, подобная проблема вполне разрешима, если вводить не общий стандарт, а исходить из ситуации в каждом конкретном регионе. Система школьного образования позволяет это сделать, поскольку в государственном стандарте, наряду с общеобязательным федеральным компонентом, присутствует региональный компонент, в рамках которого каждый регион вправе решать, что и в каком объеме будет преподаваться в их школах. При положительном решении вопроса об изучении религиозных предметов в школе, обязательно должны преподаваться дисциплины, связанные с культурой той религии, которая доминирует в данной области. Много велось разговоров о том, что введение предмета "Основы православной культуры" будет нарушать свободу совести людей других вероисповеданий. Первый и, на мой взгляд, очень удачный шаг для разрешения подобных вопросов был сделан коллективом смоленских преподавателей. Ими был разработан учебник для средних школ по предмету "Основы православной культуры". В этом учебнике дается общее представление о христианстве, с минимально необходимым описанием богословских особенностей, преподается история края в ее связи с важнейшими событиями истории и культуры Православной Церкви, помещены прекрасные иллюстрации с изображениями храмов и икон. Все это вполне может знать мусульманин или иудей. Толерантность, веротерпимость, стремление к взаимопониманию нужно воспитывать, показывать на примерах, что у нас есть общие представления о добре и справедливости. Я глубоко убежден в том, что правильное сочленение религиозного компонента с общеобразовательными программами обеспечит нам достижение этой цели.

 

Журнал "Православная беседа", №3, 2003 год.

 

 

 

На главную страницу раздела

Главная | Законы | Семья и школа | Здравоохранение | Дети и СМИ | Демография | Родительское движение | Мероприятия | О нас | Контакты