Некоммерческое партнерство в защиту семьи, детства, личности и охраны здоровья “Родительский комитет”

На главную страницу раздела

Главная | Законы | Семья и школа | Здравоохранение | Дети и СМИ | Демография | Родительское движение | Мероприятия | О нас | Контакты

 


ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на "Обязательный минимум содержания начального (общего), основного (общего) и среднего (полного) образования по предмету
"Основы православной культуры" (Проект)

 

Представленный на экспертизу "Обязательный минимум содержания по предмету "Основы православной культуры", разработан в Центре научно-педагогических исследований "Покров". Анализ документа произведен в со-ответствии с требованиями, предъявляемыми к материалам подобного харак-тера. Результаты отражаются в следующих критериальных параметрах оценки:

1. Публикация проекта. Проект указанного "Документа" (далее везде -название представленного "Обязательного минимума...") опубликован 04. 2002 г. " Издательский дом Покров".

2. Институты, принимавшие участие в разработке проекта. "Документ" разработан при участии 23 учреждений научно-педагогического профиля (с 4).

3. Порядок разработки. Авторы активно взаимодействовали с руководите-лями регионов и Департаментов образования, в которых ведется в течение нескольких лет преподавание курса "Основы православной культуры". Опыт практической апробации вариативных экспериментальных программ отра-жен в содержании "Документа".

4. Соответствие основных положений "Документа" Законодательным актам РФ и нормативным документам в области образования. Проект соответствует (не противоречит) Федеральному Закону "О свободе совести и религиозных объединениях" от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ (ст.3, п.1;ст.4, п.2); Закону РФ "Об образовании" от 10.07. №3266-1 (ред. 16.11.1997) (ст.2, п.2); "О светском характере образования в государственных образовательных уч-реждениях РФ" (о возможности "Преподавания религиозно-познавательных, религиоведческих и религиозно-философских дисциплин, не сопровождаю-щееся совершением религиозных обрядов и имеющее информативный харак-тер, может входить в учебную программу государственных учебных заведе-ний (ст. Закона РФ "О свободе вероисповедания" - "Ведомости Съезда на-родных депутатов РФ и Верховного Совета РФ", 1990, № 21, ст. 240, с. 286); "Программе развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы" (Приказ Минобразования России от 18.10.99, №574); Государст-венной программе "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001 - 2005 г.г." (утверждена Постановлением Правительства РФ 16.02.2001, №122).

5. Актуальность данного "Документа". Введение в систему государствен-ного образования изучения традиционных ценностей православной культуры соответствует задачам модернизации содержания образования и отражает потребности улучшения гражданского и патриотического воспитания школь-ников в условиях реформирования социально-политической структуры об-щества. Широко распространенная практика преподавания курса, отраженная в вариативных программах и творчески интерпретированная в содержании "Документа" показывает перспективные возможности решения проблемы.

6. Уровень проработанности культурно-исторических и педагогических оснований (цели, задачи, содержание, структура "Документа"). Так как сегодня в Базовом учебном плане отсутствует обоснование образовательной области "Основы православной культуры", представленный "Документ" может быть охарактеризован как образовательный проект концептуального характера.

В нем четко просматривается основной замысел, отраженный в целях и зада-чах (личностная самореализация учащихся, социализация в современном об-ществе, выработка ценностного отношения к духовному, историческому и культурном наследию русского и других народов России, расширение соци-ально-гуманитарного знания о традиционной духовной культуре и др.). Учи-тывая сложившееся непростое положение в области воспитания молодежи, особо следует выделить важность постановки задачи интеграции личности в историческое пространство национальной культуры, решение которой может способствовать качественному росту уровня воспитанности школьников на основе сформированного исторического сознания. Постановка таких задач соответствует задачам государства в области повышения качества образова-ния и воспитания и создания условий для формирования здорового образа жизни (Постановление Правительства РФ "О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования" - 23.03. 2001, №224).

Положительным качеством "Документа" является глубокая проработка авто-рами его содержательной структуры, в которой отражен и ассимилирован пе-редовой педагогический опыт вариативного преподавания "Основ право-славной культуры" в школах разных регионов России, обобщенный на осно-ве теоретических педагогических инновации в сфере образования последних десятилетий.

Содержание "Документа" четко структурировано на основе принципов смы-слового содержательного обобщения (Давыдов В.В.), где каждое базовое по-нятие соответствует психологическим характеристикам возрастного и лично-стного развития школьников и вписывается в общую картину практически необходимых культурологических понятий. Это позволяет проанализировать практические цели изучения предмета "Основы православной культуры" и соотнести их с требованиями к уровню подготовки учащихся.

Представляется обоснованным введение в содержание "Документа" модели содержания предметной области "Основы православной культуры" в схема-тизированном виде, так как неразработанность предметной области может вызвать ее неадекватное понимание. Модельное представление позволяет сразу оценить культурологическую направленность содержания курса, отра-женную уже в названиях содержательных линии, что снимает возможные ар-гументы в религиозном характере предмета. Соответствующим современным психолого-педагогическим инновационным разработкам является структури-рование материала в три содержательных блока в соответствии с возможно-стями учащихся начальной, основной и полной средней школы, что отражает динамику формирования ценностных оснований личностного развития школьников.

Структура "Документа" соответствует структуре документов подобного ро-да. Однако, возможно из-за отсутствия аналогов разработок области "Основы православной культуры", авторами предлагаются два варианта "Документа". Их отличия не носят характера принципиальных структурно-содержательных отличий, но определяются объемом материалов описательного характера. При доработке "Документа" следовало бы определить его окончательный вид. Возможна доработка и в направлении укрупнения дидактических еди-ниц содержания, что позволит сократить объем второстепенного материала за счет его введения в более крупные темы.

 

ВЫВОД

Учитывая все вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

1. Представленный "Документ" отражает назревшую социально-педагогическую потребность разработки и внедрения в систему государст-венного образования культурологического курса, обладающего потенциалом воспитательного воздействия на основе учета культурно-исторических тра-диций России, отраженных в православной культуре.

2. "Документ" базируется на имеющемся многолетнем опыте реального пре-подавания "Основ православной культуры" в регионах России, что позволяет сделать выводы о его практической значимости.

3. "Документ" соответствует нормативно-правовым и законодательным ак-там РФ в области образования, что позволяет ввести предметную область "Основы православной культуры" в экспериментальный Базисный учебный план в рамках эксперимента по совершенствованию структуры и содержания образования.

4. Представленный проект обязательного минимума содержания по предмету "Основы православной культуры" может быть принят за основу при разра-ботке Государственного Стандарта начального (общего), основного (общего), среднего (полного) образования в качестве вариативного учебного предмета образовательной области "Обществознание" Базисного учебного плана.


 

 

На главную страницу раздела

Главная | Законы | Семья и школа | Здравоохранение | Дети и СМИ | Демография | Родительское движение | Мероприятия | О нас | Контакты