Некоммерческое партнерство в защиту семьи, детства, личности и охраны здоровья “Родительский комитет”

На главную страницу раздела

Главная | Законы | Семья и школа | Здравоохранение | Дети и СМИ | Демография | Родительское движение | Мероприятия | О нас | Контакты

 

Хорошая школа.

Светлана КОЛОСОВСКАЯ

 

Что такое хорошая школа? Хорошей школой в Москве родители, как правило, считают престижную языковую школу. При этом считается само собой разумеющимся, что и остальные предметы там даются "на уровне", и безопасность детей обеспечена, и наркотиков там нет.

Что же касается воспитанности, нравственных идеалов… в любом случае родители это считают вторичным. Сегодня мы рискнем представить "хорошую школу" как раз от противного. Это неязыковая школа, находящаяся не просто в спальном, но в криминально неблагополучном районе. Все сложилось так, что духовные ценности в этой школе оказались первичными, а все остальное не просто приложилось…

Писать об этой школе, называется она сегодня "Центр образования № 1804 "Кожухово", очень трудно, поскольку обо всем приходится говорить в превосходной степени, а это естественно вызывает недоверие: ну не может так быть! Попытаемся, насколько это будет в наших силах, преодолеть недоверие читателя. Сразу же оговоримся, что обо всех достижениях, "ноу-хау", пилотных проектах, рассказать в одной публикации даже бегло мы не сможем. Сегодня мы остановимся на наиболее удивительном - на чисто педагогических достижениях школы, руководимой со времени ее основания педагогами-супругами. Это директор школы Курбатова Людмила Анатольевна, заслуженнный учитель РФ, к.п.н., награжденная Министром образования РФ В. М. Филипповым почетным дипломом Всероссийского оргкомитета за победу в конкурсе "Лидер образования - 2001" за высокие профессиональные успехи и управленческое мастерство. Ее супруг, Курбатов Андрей Всеволодович, заместитель директора, научный руководитель всех интеллектуально емких педагогических проектов и разработок. Причем, уже осуществленных, представленных на суд в том числе и международной педагогической общественности. Как результат: ведущие педагоги из США, Австралии, Великобритании обращаются с просьбой подготовить своих учителей в рамках этой школы. Андрей Всеволодович является лауреатом Московского конкурса "Грант Москвы" в области гуманитарных наук за 2002 год, депутатом районного собрания управы "Южнопортовый".

Вышеназванная школа существует всего 13 лет. И первый ее набор мог привести в состояние шока любого директора: более 80 процентов детей нуждались в коррекции, то есть они элементарно не успевали по программе.

Район считается в криминогенном отношении, равно как и по наркомании, одним из самых сложных в Москве. Рядом автомобильный рынок… В год открытия школы "нормой" была ситуация, когда 5 подростков в год умирали на пороге своего дома от передозировки наркотиков. Была развита детская проституция, автомашины разворовывали не без помощи подростков на запчасти, которые потом продавали на том же авторынке. Грабежи, драки… дети стояли на учете в милиции целыми классами.

А через два года эти явления прекратились. Через те же два года произошли и другие подвижки. Так, число "коррекционных" детей снизилось с 80 до 5 процентов, а самое главное, что 25 процентов из них стали победителями предметных олимпиад, творческих конкурсов и спортивных соревнований самого разного уровня от районных до международных. Школа была представлена на международной конференции. Доклад о ее работе привлек всеобщее внимание, и в течение следующих 3 дней участники конференции изучали представленную им систему в стенах самой школы.

Затем прибыла группа журналистов из Австрии с тем, чтобы снять репортаж о положительном опыте перестройки в образовании России. Отрицательной информации было очень много, но их интересовало, есть ли в этой области хоть что-нибудь положительное. Администрация школы организовала для них специальный семинар, познакомила с методиками занятий. Журналисты сказали, что да, действительно, такого в Австрии нет, и нигде они такого не видели, это действительно в чистом виде положительный опыт.

На что, главным образом, они обратили внимание? - спрашиваю я Андрея Всеволодовича КУРБАТОВА.

- Прежде всего на то, что, несмотря на очень тяжелые условия жизни: криминал, бытовую неустроенность, разлагающие программы СМИ, которые негативно влияют на детей, нравственность наших ребят была на высоком уровне. Во-первых, они были жизнерадостными людьми, с устойчивой жизненной позицией. И все это сочеталось с высокими показателями в учебе. Например, ученик, который владеет несколькими музыкальными инструментами, имеет спортивные разряды по нескольким видам спорта, а, кроме этого, специализируется по нескольким предметам и побеждает в Олимпиадах, - у нас не новость. И, поскольку, общаясь с детьми, австрийские журналисты все это видели, они задались тем же вопросом: как, как можно этого добиться?

Главное же, их поражал высокий уровень нравственности наших детей, поражало то, что кризис духовности, широко распространенный в мире и проникающий к нам в страну, детей нашей школы как бы не затронул.

С чего же вы начали, какие ценности вы закладываете в сознание детей, чтобы сделать их, скажем так - нравственно устойчивыми?

Главной, разумеется, является ценность семьи. Даже тогда, когда мы говорим о жизненном успехе, то есть способности человека управлять своей судьбой, прежде всего это означает, что он должен суметь создать семью и воспитать детей, правильно гармонично построить отношения в своей семье.

Если говорить об обществе в целом, то ценность семьи размывается, падает. Размывается она целенаправленно при помощи тех же СМИ. И результат налицо: молодые люди не хотят вступать в брак, склоняются к тому, чтобы иметь много партнеров и связей, которые их ни к чему не обязывают. Они считают, что семья мешает им строить карьеру, что у них еще нет финансов, чтобы обеспечивать своих детей и т. д. По большому счету это антиобщественная позиция.

Приведу конкретный пример. Недавно я посетил урок литературы выпускного класса в школе, которая считается хорошей с точки зрения Департамента образования. Урок был построен отчасти по нашей технологии. Была заявлена тема: "Нравственные ценности в современной жизни", которая разбиралась на примере пьесы А. Н. Островского "Гроза". Учительница предложила детям оценить, когда были нравственные ценности выше: во времена Островского или сейчас. Первая реакция - встала девочка и говорит: "Конечно сейчас".

Учительница спрашивает: "А почему?" Она говорит: "Катерина-то один раз изменила мужу и от стыда утопилась, дура просто. А сейчас это норма поведения. Чем больше партнеров, тем выше твой социальный статус, многим нужна, спросом пользуешься".

Учительница попыталась повернуть дискуссию, спросив: "А так ли уж это хорошо?" Класс разбился на две группы, одна группа яростно защищала позицию этой девочки.

Вторая группа тихо и робко пыталась отстаивать позицию учительницы, потому что было видно, что учитель за времена Островского и за традиционные нравственные ценности, за целомудрие. Закончилось это тем, что группа, отстаивающая нынешние "нравственные нормы", сказала, что первая группа не искренна, потому что они находятся на показательном уроке, где присутствует комиссия. Они учительницу поддерживают в ее точке зрения и говорят то, что от них требуется, а не то, что они думают. Этим и закончили. Урок показал, какие нравственные ценности занимают лидирующие позиции в этом классе.

Если вы придете на аналогичный урок литературы в нашу школу, то увидите принципиально другую картину. Традиционные ценности, прежде всего ценность семьи и целомудрия занимают очень высокий рейтинг. А негативные установки, то есть фальшивые ценности, которые сегодня навязываются молодежи, у наших ребят непопулярны.

Как вы достигаете этого?

В нашем образовательном учреждении семья является основным социальным заказчиком, то есть, мы работаем по социальному заказу семьи, а семья не заинтересована в растлении детей. Она заинтересована в том, чтобы дети были развитыми, образованными, воспитанными.

Под этими словами как целью и пожеланием подпишется каждый педагог и каждый родитель. Но в вашей школе достигается результат. Это тем более поразительно, что работаете вы, как и все остальные школы, в "агрессивной социальной среде". Ведущие педагоги сегодня заявляют, что они не могут нести ответственности за результат педагогического процесса и оправдывают его неудачи разлагающим воздействием СМИ, видео, Интернета, дискотек с наркотиками, общим состоянием преступности и т. д., а ваших детей это будто бы и не касается. Как вообще возможен ваш оазис?

В нашей школе много необычного и в своем роде единственного. Связано это с историей ее возникновения. Но сразу же хочу подчеркнуть - это не значит, что другие школы не могут работать по этой системе: в числе наших последователей более 40 школ.

Теперь об истории. Нашей школе всего 13 лет, и появилась она как естественная составляющая внутри движения "Молодежных жилых комплексов" в конце 80-х годов. В чем оно заключалось? Молодым семьям для ускорения получения квартиры предлагалось отработать 4 года на строительных объектах и плюс еще - поучаствовать в строительстве своего дома. С точки зрения социологии получилась интересная вещь: будущие жители стали общественной организацией и единым коллективом на 4 года.

Поскольку мы участвовали в строительстве и проектировании своего района, то сразу поняли: после того, как будет решена проблема с жильем, проблемой номер один станут наши дети. То есть семьи, вступившие в движение, изначально задумались, какой они хотели бы видеть школу для своих детей. Заниматься этим вопросом было поручено "Комиссии по созданию системы образования", которую мне предложили возглавить.

В течение 4 лет было проведено уникальное исследование: какой должна быть школа, которая является мечтой родителей. Мы сами воплощали свою мечту, пользуясь интеллектуальным потенциалом Москвы, поскольку среди нас были врачи, педагоги, управленцы, психологи, социологи, которые вложили весь свой энтузиазм в создание этой школы. Проект наш прошел экспертизу Московского департамента образования. Идея создания школы жизненного успеха очень понравилась ее руководителю - Любови Петровне Кезиной. Органы власти сделали социальный заказ, то есть решением Пролетарского исполкома была открыта наша экспериментальная площадка.

Прежде всего нас не устраивало разбиение современной системы образования на основное и дополнительное. Наша модель образовательного учреждения объединяет детский сад, общеобразовательную школу, спортивную школу и школу искусств. Каждый ребенок может заниматься каким-то видом искусства, каким-то видом спорта не в ущерб общеобразовательным дисциплинам. Настолько "не в ущерб", что этот подход в течение 13 лет, которые мы существуем, дает устойчивые показатели роста одновременно в четырех показателях: воспитанности, интеллекта, обученности и здоровья детей.

Даже если мы возьмем элитные школы, гимназии, лицеи и так далее, то, по данным РАО, рост обученности, если он там наблюдается, сопровождается возрастанием заболеваемости, причем в 10 раз. То есть идет размен обученности на здоровье. Наши семьи на это не согласны, мы считаем, что к окончанию школы ученик должен быть готов к реализации своих жизненных планов, а значит, он должен быть полон сил.

А потому мы изначально изменили цель нашей педагогической работы, это - не передача знаний, а воспитание творческой личности, движимой высокими духовными идеалами и владеющей прогрессивной системой научных знаний. Это первое.

Вторым принципом строительства школы стала преемственность педагогического процесса при переходе от одной ступени образования к другой: от детского сада к начальной школе, от начальной школы к следующей ступени, от занятий основного образования к дополнительному. Педагоги знают, что переход, сопровождающийся адаптацией, влечет за собой огромнейшие потери, успеваемость падает на 30 процентов. Чтобы обеспечить преемственность, нужен был педагогический коллектив единомышленников, работающих как в основном, так и в дополнительном образовании, которые используют одни и те же педагогические методы и подходы. Но педагогов, которые могли бы так работать, никто не готовил.

И вы стали готовить их сами?

Да, мы их готовили сами.

Каким же образом?

В течение 4 лет, до открытия Центра образования, когда в рамках общественной организации создавался этот проект, мы объявили конкурс и приглашали только таких педагогов, которые видели недостатки в действующей системе образования и были готовы работать с тем, чтобы их исправить. Что интересно, таких педагогов оказалось достаточно много, я уверен, что и сейчас их много в Москве. Это известный психологический феномен: одной из наиболее ярких мотиваций деятельности человека является самореализация. Творческий человек готов идти и на лишения, лишь бы заниматься любимым делом.

Чему вы их учили?

Во-первых, основам духовности и методам ее изучения с помощью диагностики системы ценностей, ибо нас не устраивала нравственная атмосфера современной школы. Второе. От педагогов мы требовали умения работать коллегиально. То есть, если я - учитель истории, то я готовлю свой урок не просто сам по себе, а с учетом того, что сегодня будут давать ученикам данного класса и данной параллели мои коллеги. Например, если мы "проходим" по литературе "Слово о полку Игореве", то на уроке музыки мы будем изучать оперу Бородина "Князь Игорь". И на уроке истории мы будем изучать соответствующую эпоху. А если это урок театра, то мы будем ставить сцены из тех же времен. В этом случае мы наблюдаем интересный феномен: чем больше человек находится в процессе обучения, тем больше жизненной энергии он получает. Потому что учебный процесс построен гармонично.

Но вернемся к нравственным ценностям. С чего вы начали?

Мы проанализировали систему ценностей наших детей на момент открытия Центра образования. Оказалось, что ведущими являются: деньги, власть и сила, затем, по убывающей - карьера, уважение. Понятно, чтобы добыть деньги, проще всего ограбить… Мы стали корректировать ценностные ориентации. Сейчас лидирующими ценностями стали духовность, семья, любовь, что соответствует представлениям о мировых общечеловеческих ценностях.

Одновременно с диагностикой проводится работа над совершенствованием представлений о ценностях. Если человек говорит "любовь", то он раскрывает, что он под этим понимает. Любовь в христианском понимании - "положи душу свою за други своя", или любовь как скотство - представление, активно навязываемое нашими СМИ?

Мы составляем программу таким образом, чтобы прийти от исходного состояния личной системы ценностей (с учетом представлений о них) к идеальному. А потом проверяем насколько изменилась ситуация и корректируем свои действия.

Как это встроено в педагогический процесс?

Раз в неделю классный руководитель в своем классе проводит урок практической философии, то есть философии жизни. Это факультатив, целью которого является формирование потребности и способности учащихся сознательно формировать и претворять в жизнь свои убеждения и идеалы.

Работая над своей системой ценностей, учащиеся совершенствуют представления о них, определяют жизненные цели, личные и групповые, разрабатывают нормы отношений и программы совместных действий, направленные на достижение поставленных целей.

Мне, как научному руководителю, педагогический коллектив сделал социальный заказ на разработку методик и технологий, гарантирующих позитивный результат при реализации курса практической философии. Примечательно, что после одного из международных научно-практических семинаров, посвященных показу результатов нашей работы, в Германии (в 1997 году) появилось около 3000 экспериментальных школ, разрабатывающих это направление, а в нашем отечестве мы до сих пор являемся единственной экспериментальной площадкой, совершенствующей технологии практической философии. Правда в последние годы стабильно увеличивается число заказов от наших отечественных школ на обучение отдельным технологиям, составляющим курс практической философии. Это вселяет надежду, если не забывать, что в России "запрягают долго, ездят быстро".

Кроме того, по нашей инициативе Академией наук разработан и совершенствуется специальный курс, предназначенный для формирования у учащихся иммунитета к агрессивному воздействию СМИ.

Таким образом, независимо от того, насколько мощные технологии манипулирования сознанием используют СМИ или деструктивные секты, наши воспитанники под их воздействие не попадают. Более того, когда рядом с Центром образования №1804 одна из деструктивных сект открыла свой офис, она получила настолько серьезный отпор от наших детей и их родителей, что ей пришлось срочно перебазироваться в другой конец Москвы.

Следует сразу оговориться, что успех применения новых технологий гарантирован только при авторском сопровождении процесса подготовки педагогических кадров. Это тоже один из главных принципов "кожуховской системы".

Так, например, технологии "Анти - СМИ" весь педагогический коллектив изучал непосредственно под руководством авторов и получил от них соответствующие сертификаты.

К сожалению, культура авторского сопровождения и преемственности научно-практической школы социальных технологий в настоящее время наукой утеряна, что приводит к весьма печальным результатам.

Педагоги, подготовленные в рамках авторских курсов, продолжают дальнейшую их разработку самостоятельно и коллективно.

Мы систематически анализируем, какую информацию получает ребенок. Первое, конечно, ТВ. У нас есть методика анализа информации, которая дается по телевизору, сделаны выборки из нее тех опасных моментов, которые могут нежелательно изменить поведение детей и повлиять на их подсознание. По этим "опасным моментам" специально проводится разъяснительная беседа. Мы развенчиваем фальшивые ценности, которые внушаются детям с экрана телевизора. Простой пример: один мальчик ударил другого табуреткой по голове. Спрашиваем, почему он это сделал. Отвечает: "Я смотрю мультфильм "Том и Джерри", там все время бьют табуреткой по голове и ничего… У маленького ребенка появляется стереотип поведения. В этом случае мы не просто объясняем ребенку то, что показывают в фильме, но работу эту проводим планомерно.

Есть понятия, которые мы не можем употребить, не рискуя быть двумысленно понятыми. Я уже приводил пример с понятием "любовь". Возьмем понятие "духовность". Ведь сатанисты тоже считают себя духовными людьми. Итак, бывает темная духовность, а бывает светлая… У ученика должна быть определенная культура самостоятельной работы над своей системой ценностей и понятий. Мы эту культуру развиваем, но идем от ученика: он занимается этим самостоятельно, он говорит о том, что близко ему. Таким образом, урок практической философии строится на принципиально противоположном методическом подходе, по отношению к традиционному уроку. На уроке практической философии ведущим звеном является ученик. И оппонирует ему прежде всего класс.

Но "практическая философия" может в себя включить и ОБЖ…

Может, но нам это не нужно, потому что она как раз работает как метод дополнения. Какие бы новые в содержании образования предметы не были введены, в "практической философии", мы можем нивелировать отрицательное воздействие любого из них. А сегодня нужно быть готовым к тому, что любой курс и любой учебник может содержать негативное воздействие. Например, по курсу истории мы можем встретить такой учебник, в котором утверждается, что Россия напала на Германию во Второй мировой войне, а бедная Германия от нас защищалась. Или, скажем, учебники ОБЖ. После изучения техники безопасности работы на электроустановках может появиться раздел интимной безопасности, в котором детям внушаются глупости о "безопасности" противозачаточных средств. Во-первых, последние всего лишь снижают риск. А, во-вторых, спорно появление самой этой темы в учебнике по ОБЖ.

А вы не пробовали отказаться от подобных учебников?

Для того, чтобы отказаться, учебник надо проанализировать. В нашей школе существует группа педагогов и родителей, которая на общественных началах занимается анализом поступающей информации и учебников. Есть у нас и программа "Родительский учебник". Педагогический коллектив предлагает: уважаемые родители, все, кто может, загляните в учебники своих детей, посмотрите внимательно и, если у вас возникнут какие-то сомнения, беспокойство, недоверие, - немедленно об этом сообщайте. И наши родительские комитеты эту работу выполняют, сообщают о своих сомнениях педагогам, те подключаются, и мы вместе эту проблему решаем.

Как решаете?

Прежде всего, если мы встречаем некачественную информацию, мы от нее отказываемся.

От учебника?

Да, от учебника, или от части учебника. Мы выделяем полезную с нашей точки зрения информацию, а то, чего недостает, дополняем сами. Все наши педагоги работают по авторским программам. На учебники сегодня полагаться нельзя, качество их очень низкое, об этом все прекрасно знают.

То есть вы практически игнорируете учебник, который рекомендовало Минобразования?

Да, мы игнорируем этот учебник, более того, мы заявляем о том, что этот учебник некачественный. В качестве аргумента направляем в управление образования свою общественную экспертизу. Работаем мы в рамках существующего Закона РФ "Об образовании". Принцип государственной политики - автономность образовательных учреждений (ст.2), демократический, государственно-общественный характер управления образованием, тоже 2-я статья. И там четко сказано, что каждое учреждение разрабатывает свою образовательную программу самостоятельно. Поэтому все учебники могут носить только рекомендательный характер. А в нашем отказе мы опираемся как на позицию педагогов, так и родителей, которые являются участниками управления образовательным процессом.

Более того, в Законе "Об образовании" сказано, что не только родители имеют право на участие в управлении образовательным процессом, но и учащиеся. О том же речь идет и в Конвенции о правах ребенка, которую подписала наша страна. Таким образом работаем мы на уровне международного права.

В вашей школе введена общественная аттестация результатов образования, что это такое?

Это означает, что все участники образовательного процесса, то есть дети, родители, педагоги собираются раз в четверть и высказывают свое мнение об успешности достижения основных задач образования - выстраивают свои предпочтения по предметам, по формированию педагогического коллектива, по комплектованию классов, по всем основным элементам управленческого решения.

Назовите одну из проблем.

Например, заниматься по этому учебнику или не заниматься. А если не заниматься по этому, то - по какому? Надо ли его создать, надо найти информацию, учебные пособия, надо кого-то привлечь. В итоге создается авторский курс, поскольку хорошего государственного учебника нет.

… Плюс детский сад, музыкальная, художественная и спортивная школы.

К разговору подключается директор Центра образования.

Людмила Анатольевна, какое число ваших детей пользуется музыкальной школой?

Практически все сто процентов. На музыкальных инструментах (домра, фортепиано, аккордеон, баян, флейта, гитара) играет более половины наших воспитанников, вокалом занимаются все сто процентов.

С какого же класса?

С детского сада. Подготовительные занятия начинаются с 4 - 5 лет, а с 6 лет дети уже начинают целенаправленно обучаться по программам музыкальных школ, причем, и эти программы - авторские. Мы берем абсолютно всех желающих, и занимаются дети очень успешно. В феврале мы участвовали в окружном конкурсе "Юные таланты Московии" по нескольким номинациям, таким, как исполнительское мастерство на музыкальных инструментах, конкурс авторской песни и конкурс хоровых коллективов. Результаты следующие: только на конкурсе исполнительского мастерства у нас 24 лауреата и лауреатом стал и оркестр народных инструментов. Затем - гран-при получил ансамбль флейтистов. Что касается хорового искусства, два наших хора заняли первое место и еще два хора - второе и третье место. В конкурсе авторской песни наши дети заняли 2-е место. Впереди - городской конкурс.

Те же результаты по изобразительному искусству. Недавно прошла окружная олимпиада, где было представлено три возраста: начальная, средняя и старшая школа. Наши художники начальной школы заняли 2 и 3 места, средней школы - 1 и 2 место и старшей школы 1, 2 и 3 места. В это же время была проведена олимпиада по экономике, где наши ученики заняли все призовые места.

Давайте поговорим о профильности. В большей части московских школ профильно ориентированными являются старшие классы.

У нас - несколько иначе. В начальной школе все классы имеют художественно-эстетическую направленность. Искусство мы рассматриваем как основу, как базу для развития духовности. 5-е классы формируются уже по интересам, но они еще не устойчивые, и дети переходят из класса в класс, а с 10-го класса они уже формируются по профилю. Но опять же, мы стремимся дать хорошую базу, поэтому, если ребенок учился в гуманитарном классе, а потом захотел перейти в экономический класс, то он может сделать это элементарно. Мы всегда помним, что должны дать хорошую основу, если у ребенка вдруг изменятся приоритеты. Но сразу следует подчеркнуть, для того, чтобы использовать такую особенность возрастной психологии учащихся, как неустойчивость интересов с пользой для учебного процесса, надо владеть специальными технологиями, которые опираются на серьезную базу фундаментальных научных знаний, разработанных силами нашего авторского коллектива. Это наше ноу-хау, позволяющее нам радикально отличаться от традиционных образовательных учреждений, в которых неустойчивость интересов ребенка воспринимается как помеха. Например, если уж ученик поступил в математическую школу, то художником он закончить ее никак не сможет. А у нас возможен любой окончательный вариант при любом начальном.

Например, одна из наших учениц специализировалась в области музыки и, систематически занимая первые места на городских конкурсах исполнительного мастерства, в итоге избрала своей специальностью математику и успешно реализует свои планы.

Очень важно отметить, что зачастую ученики избирают сразу несколько профилей и настолько хорошо ими овладевают, что потом продолжают обучение сразу в нескольких институтах. Так например, один из наших выпускников обучается в МИФИ и в МГУ, одновременно получая техническое и гуманитарное высшее образование.

Очень хочется спросить об уровне преподавания иностранных языков.

Официально мы работаем по системе обычной, не языковой школы, но иностранный язык (английский, немецкий, французский) мы даем детям и с первого и со второго класса. Об уровне преподавания могут свидетельствовать такие примеры. В случае, когда дети переезжают в другой район и поступают в языковые спецшколы, проблем с языком у них не возникает, по крайней мере, репетиторов они не берут.

В одном интервью невозможно охватить все направления ваших кружков, перечислите хотя бы спортивные.

Занятия наших детей спортом начинаются с диагностики их работоспособности, с диагностики физического развития. В школе работает филиал спортивной школы по греко-римской борьбе для учащихся всего района. Она является базовой для проведения всех спортивных соревнований в районе. Работают секции по волейболу, баскетболу, настольному теннису, легкой атлетике, футболу, тяжелой атлетике. Учащиеся Центра образования систематически занимают призовые места в личном и командном первенстве в спортивных состязаниях по греко-римской борьбе, волейболу, легкой атлетике, блицспринту, плаванию, восточным единоборствам. Многие учащиеся добиваются серьезных успехов в большом спорте. Среди наших выпускников чемпионка Европы по синхронному плаванию, призер Москвы по тяжелой атлетике, чемпион России по эстафетному бегу, футболист международного класса. Есть учащиеся - призеры российских и международных соревнований по различным видам восточных единоборств - ушу, таекван-до, карате и другим. Опять-таки необходимо отметить, что высокие спортивные достижения наших учеников не мешают, а наоборот помогают им заниматься другими видами профессиональной деятельности. Чемпионы спортивных состязаний различного уровня успешно учатся и работают в различных областях: гуманитарных, естественнонаучных, технических.

С этого года наша школа работает в режиме полного дня. Все дети находятся в школе до вечера. В нашем Центре дети всегда были заняты в течение всего дня, но теперь они получают от Правительства Москвы бесплатное двухразовое питание, поэтому педагоги имеют возможность заниматься с ними в полную силу. Это позволило дать новый импульс организации воспитания по авторским социальным технологиям, использующим возможности нашей столицы как культурно-исторического центра мирового значения. Если раньше, несмотря на огромное количество экскурсий в театры и музеи, нам не хватало времени для планомерного систематического усвоения и осмысления культурного потенциала Москвы и Московской области, то теперь такая возможность реализуется в полной мере.

Педагогический результат

Система ценностей, выстроенная в сознании учащихся Центра образования "Кожухово" в динамике.

1989 год

2001 год

Деньги

Власть

Сила

Карьера

Уважение

Семья

Здоровье

Друзья

Мир

Родина

 

В Центре непрерывного образования № 1804 "Кожухово" занимается около 800 человек (включая детский сад на 200 детей). Из 600 школьников более 300 обучаются игре на музыкальных инструментах, вокалом занимаются все. 250 человек занимаются изобразительным искусством в художественной школе. Все дети занимаются в каких-либо кружках, а гуманитарные кружки посещают все дети.

*Более половины учащихся школы являются победителями предметных олимпиад, творческих конкурсов и спортивных соревнований от районного до международного уровня.

 

Центр образования № 1804 "Кожухово"

 

Светлана КОЛОСОВСКАЯ


Нам интересно мнение родителей о том, какую школу можно считать хорошей. Большинство - 41 процент - называют профессиональных педагогов. По данным ФОМ родители с удовольствием отдали бы ребенка в школу, где царят благоприятный психологический климат, порядок и дисциплина, учителя получают высокую зарплату, а детишки щеголяют в единой школьной форме.

Плохая школа по мнению многих родителей выглядит так: неквалифицированные учителя, слабая материально-техническая база, отсутствие контроля за учениками, поборы с родителей.

 

 

 

На главную страницу раздела

Главная | Законы | Семья и школа | Здравоохранение | Дети и СМИ | Демография | Родительское движение | Мероприятия | О нас | Контакты