Некоммерческое партнерство в защиту семьи, детства, личности и охраны здоровья “Родительский комитет”

На главную страницу раздела

Главная | Законы | Семья и школа | Здравоохранение | Дети и СМИ | Демография | Родительское движение | Мероприятия | О нас | Контакты

 

ЕГЭ - за и против

Доклад директора Центра тестирования Минобразования России Хлебникова В.А.
на Круглом столе "Единый государственный экзамен: за и против" в Мосгордуме


Естественно, что проблемы ЕГЭ все обсуждают с горячим сердцем и с холодным умом. Ее нужно так обсуждать, это то, что происходит на нашем заседании, отражает ту картину, которая есть в обществе, есть эмоции, а есть очень холодные четкие рассуждения. Моя цель - это ответить на вопросы о едином экзамене, я надеюсь, что знаю очень многое. Второе, я хочу рассказать о тестировании, откуда растут ноги. Дело в том, что наша страна - это страна контрастов. Вы знаете, что в советское время слово тест было просто ругательным, тестирование было просто запрещено. Почему? В 36 году было постановление Совнаркома о педологических извращениях в системе Наркомпроса, и тестирование было закрыто на 60 лет, хотя страна в то время была покрыта сетью тестологических лабораторий. Но дело в том, что там занимались не только оценкой учебных достижений, но и профпригодностью. И тут возникла, видимо, опасность, что вдруг кого-то из уже зрелых людей можно было протестировать на профпригодность, и оказалось бы, что они не соответствуют своим должностям. По крайней мере, тестирование было запрещено, Россия остановилась в своем развитии, а весь мир развивался.

В Советском Союзе существовала довольно жесткая система образования, но уже лет 50 отсутствуют нормы оценок. То есть, нет тех требований, за что ставить 2, 3, 4, 5. И преподаватель, ставя оценку, фактически исходит из собственного опыта и из традиций. Но на Западе использовались различные методики по объективной, научно обоснованной оценке учебных достижений, и они далеко в этом продвинулись. Там бы не стали вкладывать деньги, если бы не получили осмысленный результат. То есть, скажем так, что тестирование - это научно обоснованная оценка учебных достижений при которой оценка учебных достижений производится с использованием стандартных материалов, стандартных технологий и стандартных процедур. Все учащиеся должны быть поставлены примерно в равные условия, надо использовать равные материалы, и оценивать знания будут по совершенно одинаковым методикам. У нас при обычном традиционном подходе каждый учитель сам себе голова: сам учит, сам ставит оценки. Причем, оценка учителя в одной школе одному и тому же ученику может быть совсем иной, если ученик переедет из одной школы в другую. Все это знаю, закрывают глаза, но документ государственного образца, аттестат зрелости дают все одинаковый.

Есть какой-то негласный сговор о том, что пятибалльная система - очень несовершенная система, размытая система выставления оценок, но как-то все к этому привыкли, это всех устраивало. Для того, чтобы управлять системой образования нужно совсем другое. Нужно действительно иметь объективный инструмент, иметь научно обоснованный инструмент для объективной и надежной оценки учебных достижений. Иначе система образования похожа на корабль, который плывет без компаса и без руля - куда дует ветер, туда его и несет. Управлять такой системой невозможно. Если посмотреть на прошлое, то министр, допустим, черной металлургии прекрасно знал, сколько стали ежегодно выплавляется. Министр образования тоже должен знать качество образования и измерить это образование в каждой школе одной линейкой, и одинаково проинтерпретировать, то есть, нужна объективная оценка учебных достижений в государственном масштабе. Другое дело, какой инструмент для этого использовать. Беда наша в том, что Министерство образования в России - одна из самых отсталых в мире образовательных статистик. Мы не можем сравнить регионы России по учебным достижений и не можем сказать, из-за чего эти учебные достижения стали выше или ниже, и, самое страшное, - кто за это отвечает. Персональная ответственность за качество образования отсутствует. В этом смысле Единый государственный экзамен, конечно, нужен и хорош был бы, хотя ему есть более дешевая альтернатива - это мониторинг качества образования. Тот мониторинг, который проводится сейчас в Министерстве образования - это совсем не то.

Итак, что мы имеем по единому экзамену? Мы имеем плюсы: попытка единым измерительным инструментом, едиными тестами, с единых позиций оценить учебные достижения учащихся. Цель благая, но на самом деле как таковая эта цель не самая главная. Министерство образования декларирует другие цели: экономия сил учащихся и поступление в вузы. Но скажем так, вузы просили об этом? Нет. А школы просили об этом? Нет. Поэтому Единый экзамен нужен в этом смысле, прежде всего, для Министерства образования. Это совершенно очевидно. Вот говорят о коррупции в вузах, а, простите, вы много знаете, когда кого-то там судили, сняли с работы, объявили выговор за дачу взяток? Практически никого. Все знают, как привидение, многие об этом говорят, но мало кто видел. С этими взятками, этой коррупцией то же самое. Поэтому о коррупции здесь можно говорить только в сослагательном наклонении. Да, конечно, есть, но где она будет и сколько?

Итак, Единый экзамен с точки зрения управления системой образования, наверное, нужен для сбора информации о том, каковы реальные учебные достижения и почему это происходит, только в таком случае можно будет управлять системой образования. Вторичное, это использование результатов в школах и в вузах. Другое дело - это объективность и надежность. Неких научных обоснований и организационных обоснований о том, что это объективно и надежно нет. Насколько объективней и надежней, мы это даже не можем обсуждать. Я знаю регионы России, в которых фантастически высоки результаты ЕГЭ, но если на основании этого будут выдавать ГИФО (Государственное именное финансовое обязательство), которое будет определять жизнь человека в ближайшие пять лет и его судьбу на будущее, то я вам гарантирую, что родители сделают все возможное, чтобы получить высокий результат, это однозначно. В таком случае никакие препоны не остановят это стремление. Кроме того, не стоит забывать о том, что начальники Главных управлений образования в субъектах Федерации очень болезненно будут реагировать на то, какое место занимает это место по России, рейтинг региона. Очевидно, начальники РОНО, муниципальных органов тоже будут болезненно реагировать, как выглядит этот район по сравнению с соседями, директора школ тоже будут болезненно реагировать, если их расставить в ряд, установить рейтинг. То есть, нет в этой системе лиц, которые принимают решения и которые были бы заинтересованы в объективности и в надежности. Нет лиц, которые бы хотели объективности и надежности среди пользователей. Родители и дети, им нужна оценка, которая обеспечит им бесплатное обучение в вузе любой ценой. Они не заинтересованы в объективной оценке. То есть что мы имеем? Мы имеем среду по сути враждебную объективным методам оценки учебных достижений. Сравним с Америкой, в Америке, допустим, один тест и ЭйТиЭс, - это служба национального тестирования, крупнейшая в Америке и в мире, - проводит семь раз в году тестирование. Пожалуйста, тестируйся, и они проводят в год около 2,8 миллиона тестирований. В России сейчас если взять ЕГЭ 2,6 миллиона тестирований, мы практически догнали Америку, технологически мы ее даже обогнали, но у нас это одноразовая акция. Кто поручится за то, что в результате одноразовой акции, при наличии среды, которая участвует в этой процедуре и которая организовывает эту процедуру, мы сможем придумать такую технологию, которая обеспечит объективность? Я сомневаюсь. Следовательно, нужно искать другие технологии.

Давайте посмотрим на то, что мы имеем. Евгений Абрамович Бунимович сказал, что ЕГЭ начался с колес. Не с колес, неправильно. В России давно уже больше десяти лет существует централизованное тестирование и именно на плечах централизованного тестирования делается единый государственный экзамен. Именно Центр тестирования осуществляет организационно-технологическое обеспечение ЕГЭ, и мы пишем инструкции, мы командуем парадом, когда проходит непосредственно ЕГЭ в июне месяце. Я поэтому готов ответить на любые ваши вопросы, что касается технологии. Я могу смело утверждать, что в ЕГЭ используется фактически самая передовая технология, которую я знаю. У американцев гораздо проще, такой технологии, как у нас в России, я не знаю в мире. Технология неплохая, мы выжали практически все, что можно выжать из современных методов, но я не гарантирую, что мы получим объективность, потому, что менталитет наших учащихся - списывать и подсказывать, и учителя даже на обычных экзаменах, не то, что в итоговой аттестации, им в этом помогают.

Опять же, обращаю ваше внимание вот на что: можно ли в одной процедуре удовлетворить двум разным требованиям, для итоговой аттестации и для поступления в вуз. Итоговая аттестация оценивает знания по предмету, оценивает достижения по предмету, насколько человек знает то или иное. И это, примерно, как в фигурном катании - техническое выступление, обязательная программа. Для поступления в вуз нужны совсем другие экзаменационные материалы, нормативно ориентированные тесты, здесь же смешали все в одну кучу. Центр тестирования предлагал еще в 2000 году "Технологию Единого экзамена, состоящуюя из двух этапов". На этом этапе все участвуют, во втором туре принимают участие только те, кто будет поступать в вузы. Все это можно было бы сделать в один день. Использовать разные материалы в одной процедуре невозможно, я об этом неоднократно выступал и в прессе, и по радио, и в Министерстве образования. Я говорю о том, что для того, чтобы произвести объективную оценку учебных достижений и на основании этого принимать судьбоносные решения по итоговой аттестации для обучения в вузе, необходима многошаговая процедура.

Многошаговая процедура ЕГЭ в том виде, в котором она есть сейчас - это невозможно, поэтому необходимо полностью пересмотреть концепцию, технологию единого экзамена и концепцию использования результатов. Необходим ряд тестирований, должна быть батарея тестов: для сильных, слабых, средних учащихся. Одного теста, с помощью которого можно оценить знания учащихся и коррекционных, и элитных -недостаточно, это невозможно. С точки зрения здравоохранения это то же самое, что одна таблетка от всех болезней. Этого не может быть. И было бы в идеале, как это делают, допустим, наши коллеги в Австралии, проводить текущее тестирование несколько раз в году за несколько лет до окончания школы, наблюдая за динамикой учебных достижений учащихся в течение ряда лет. Тогда можно сделать надежную, объективную оценку. И в таком случае принять правильное государственное решение, но это совсем другой подход.

В заключении скажу, что в настоящее время концепции Единого экзамена нет, технического задания нет, рабочего проекта нет, критериев нет, и так далее. В таком случае получается так, что Министерство Образования проводит некоторую акцию, которую само же и оценивает по неизвестным критериям. В качестве успешности экзамена можно пока говорить лишь о том, как успешно сработали технические службы. Да, Центр тестирования является технической службой. Да, мы представляем собой высококвалифицированный коллектив специалистов, и мы сделаем максимум того, что возможно сделать, но проблемы, о которых я вам только что рассказал, они остаются.

 


Вопросы:

Ответьте кратко, зачем Министерству образования Единый государственный экзамен? Если только для того, чтобы министр знал, как обстоят дела с образованием в России, то для чего тогда весь аппарат министерства и все департаменты образования на местах. Я так понял, что единственная и главная задача ЕГЭ - это контрольные функции.

Отвечаю. Я высказал свое мнение, как нужно было бы правильно управлять системой образования, нужно иметь информацию о том, чем управляешь. Это было мое мнение. Декларация Министерства образования в основном другая. Это панацея для поступления в вуз. Это по-моему не правильно.

 

Почему вы взяли за основу американскую систему тестирования? Она признана во всем мире самой худшей, а не взяли к примеру европейскую или французскую.

Я совсем не говорил, что мы взяли за основу американскую систему, я говорил о том, что объем тестирования в Америке самый большой в мире, именно служба образовательного тестирования ЭйТиЭс. У нас свой путь. У нас своя технология, свои достижения, по крайней мере для меня американцы не авторитет.

 

Честно говоря, болею за то, что происходит в регионах, но больше всего болею за то, что происходит в Москве. В Москве у нас был очень хороший опыт, когда порядка 29 вузов объединялись и проводили экзамены, сертификат которых являлся вступительным, причем ребенок мог сдавать те предметы, которые ему необходимы для поступления в эти вузы. Выбирали дети, выбирали родители, решали. Это было платное тестирование, но тут это было решение семьи, прежде всего. Почему нам этот опыт не сохранить? Второе. Тесты по содержанию не ограничивают, что сдавать. Уважаемый директор сказал, а что сдавать? Все сдавать. Но у нас происходит то же самое и при аттестации школ, когда у нас аттестуются выпускные классы. Там тоже ведь не определено, что детям сдавать, берется все содержание образования по предмету с пятого класса. Те же самые тесты не отработаны. Если бы мы оставили эту аттестацию, которая существует на сегодня с отработанными хорошими тестами, если бы мы сохранили то, что у нас было по согласованию с вузами, это было бы объективно? Наверное, было бы объективно.

Ведь сам процесс тестирования уже не может быть объективным, и, как вы говорите, он идет на равных условия. На каких равных условиях? О каких равных условиях, если каждый ребенок имеет свою психологическую структуру развития. У одного один вид памяти, у другого другой, у одного развита монологическая речь и устная речь, а у другого письменное изложение. Мы уже сразу ставим детей в неравные условия.

Отвечает Евгений Абрамович Бунимович. Я отвечу на первый вопрос. По поводу системы школа-вуз. Эта система работала очень успешно в Москве, и для меня было категорически неправильным, как всегда, разрушить все до основания, и та идея , которая затем была предложена. Мы обращались: и я, и Кезина, и даже Лужков во все инстанции, включая правительство, Министерство и так далее, что, во-первых, эта система уже существует, во-вторых, она существует не только в ситуации того, чтобы сдать экзамен. Ведь она возникла, когда упал конкурс в вузы в начале 90-х, вы это прекрасно помните, и вузы пошли в школы. Это очень полезная ситуация, потому что мы сейчас говорим о профильной школе. А кто будет работать в этой профильной школе, чтобы это был высокий уровень? Это и есть те преподаватели вузов вместе со школьными преподавателями, которые были. Все, что нам удалось, на один год это провести. Но сейчас, к сожалению, эта система очень близкая, ведь что такое Егэ - это тот же самый вуз и та же самая школа. Почему вместо того, чтобы использовать большой московский опыт, все начинается заново? - это обычная наша стилистика. Это первое.

Второй вопрос. Все ученики разные. Я отвечу сейчас всем, я не буду отвечать с точки зрения тестирования. Вопрос заставляет говорить вообще о системе образования, вот у меня вопрос вот такой к вам ко всем. Мы с вами обучаем детей в школе. В четвертом классе, когда они заканчивают начальную школу, мы ему говорим: учись лучше и дальше. Мы всеми силами хотим, чтобы он учился дальше. Потом в 9 классе, вот мы сейчас приняли закон московский, что ни один ребенок, если он хочет учиться после 9 класса, хотя у нас, к сожалению, только десятилетнее обязательное образование, он не должен оказаться вне школы. Мы всеми силами помогаем учиться дальше, хотим, чтобы он учился дальше. И вдруг после 11 класса он приходит в вуз, сдает экзамен классический, - пока не говорим про Егэ - и он не добрал пол-балла. Ему говорят: дорогой, ты не набрал пол балла, пошел вон. Почему? Что он сделал плохого, он хочет воровать, он хочет отнять что-то у государства? Поэтому мое твердое убеждение заключается в том, что не нужны вообще никакие вступительные экзамены, потому что это правильная тенденция. Все люди, которые хотят учиться, имеют на это полное право, потому что это позитивно для государства, но вопрос, а если они будут отсеиваться, то по дороге. Если он не сдает текущий экзамен, он сам будет естественным образом отсеиваться. Весь стресс вступительных экзаменов снимается. Мы нищие. Хотя многие страны сейчас переходят на такое заявительное высшее образование. Человек сдал за предыдущую ступень, человек закончил 11 классов. Почему он не имеет право учиться дальше? Мы спорим про Егэ, а на самом деле никакой вступительный экзамен не нужен, если сдан экзамен за предыдущую ступень.

 

Еще один вопрос к Евгению Абрамовичу.
Скажите, мы все знаем, что сейчас год от года уровень сформированности базовых знаний становится хуже и качество становится хуже. Как учитель практик, и человек, работающий 35 лет, мне кажется за это время это стало хуже по двум основным причинам. Значительно ниже уровень педагогический, не идут в педагоги люди вполне определенно почему. Учительство не обеспечено, качество низкое, дети больны. Мне кажется, что для депутатов Московской Думы нужно прежде всего сейчас посмотреть вопросы, как привлечь хороших специалистов в школы.

Е.А.Бунимович. Очевидно, что экзамен - это не главное. Главное - это учитель. Я вас очень прошу посмотреть результаты нашего правительства. Мы дополнительно в образование вкладываем именно в кадры, почти более миллиарда. Это не лишит все проблемы. Но это действительно комплексный подход и некоторую подвижку это произведет.

 

Хлебников Н.А. Я хотел бы ответить на вопрос, как можно с помощью теста оценивать учебные достижения учащихся с разными психофизиологическими особенностями. Те тесты, которые существуют сейчас этого не учитывают. Мы говорим о том, что Егэ и централизованное тестирование сейчас находятся с точки зрения тестов в той стадии, при которой эти особенности не учитываются. И мы можем гарантировать одно - единообразие тестовых материалов по всей стране - это раз, единообразная технология проведения - два, единообразная технология обработки результатов. Все, пока что так. Но и это уже немало, если бы это было гарантировано, потому что если результаты будут недостоверные, заведомо недостоверные, то лучше бы их не было.

 

Есть еще один вопрос, который волнует родителей - это качество образования. С этим вопросом связана возможность выбора программы и учебника. Как учитываются разные программы и учебники, применяемые разными школами при подготовке к тестам?

Пока никак. И я думаю, в принципе никак, потому что должен быть один образовательный стандарт и под него оценивать.

 

Методист юго-западного округа по истории Алла Ефимовна Туберман.
Дело в том, что в основном говорили по точным предметам, а мы даем тесты и по гуманитарным предметам и это самое страшное. Потому что у нас по гуманитарным предметам: истории, литературе, естествознанию и так далее в основном тесты проверяют понятийный аппарат и не в коем случае не проверяют знания, умения, навыки. Потому что если у нас при тестировании в одном случае по истории звучит, например, такой вопрос: в каком году произошла Грюнвальдская битва, это только понятийный аппарат. Если по литературе задается такой вопрос, я вам даю прямо из тестов, какой хвост был у Муму, то это не знание Тургеневкого произведения и это самое страшное. Вопрос именно в том, как сделать так, чтобы тесты в гуманитарных предметах, которые не письменные...

Понятно, отвечаю. Пять-семь лет назад, когда мы только начинали работать, наши тесты очень были примитивные и сильно их ругали, я сейчас говорю про централизованное тестирование. Сейчас мы значительно улучшили качество тестов и тесты единого экзамена в общем-то основаны на нашей базе и разрабатывались отдельно специалистами, которые работали раньше у нас при разработке тестов для аттестационного тестирования. Тесты становятся год от года лучше, это факт, то есть ответ на ваш вопрос - надо работать. Сейчас по факту скажу, что свыше 500 вузов России добровольно участвуют в централизованном тестировании и признают тесты качественным экзаменационным материалом. Сотни вузов покупают у нас тесты для проведения летних вступительных испытаний и считают качественным материалом. Это добровольно, в этом никакого административного рычага нет, более того, при тестировании мы уже года четыре в апреле ежегодно тестируем свыше миллиона человек. При обработке результатов по Егэ по точным предметам имеется самый большой процент назначения третьих экспертов, это история, обществознание, литература. Там даже эксперты не могут прийти к единому мнению об оценках ответов учащихся. Есть проблема, надо работать, это решаемый вопрос.

 

Вопросы по записке:

Обеспечит ли Егэ объективность?

Это научно не обоснованная категория и в каких единицах ее измерять. На бытовом уровне, я не поручусь за многие регионы, с точки зрения научных показателей надежности никак не используется для оценивания результатов Егэ.

Второй вопрос: каковы результаты по регионам? Желательно сравнительный анализ.

Я знаю все результаты по всем регионам за все годы, но я не уполномочен эти результаты объявлять, потому что у меня есть контракт с Министерством образования. Вопрос ни ко мне, а к нему.

Третий вопрос: гарантирована ли безопасность передаваемой информации тестов от несанкционированных вмешательств?

Отвечаю, как происходит работа. Мы получаем от Министерства образования оригиналы пакетов тестов, мы их трансформируем и клонируем. Допустим, нам дают 60 вариантов. Мы делаем 900 вариантов, мы разбивает Россию на 6 зон, в каждую зону делаем, допустим, несколько сот вариантов, мы их изменяем различным образом и вот в этой процедуре я гарантирую безопасность. Упаковка, рассылка, доставка до Главного управления образования гарантирую безопасность. Не было ни одного случая за 10 лет утечки информации, то есть я имею в виду годы централизованного тестирования и годы Егэ. Механизм отлажен и все нормально. После того, как материалы поступили в Главное управление образование и до момента выдачи этих материалов школьников в руки я контролировать не могу, это ответственность Главного органа управления образования субъекта Федерации.

Каждый год перед началом централизованного тестирования, перед началом Единого экзамена оживают примерно полтора десятка сайтов, на которых предлагаются тесты Единого экзамена или централизованного тестирования за небольшую плату, рублей 200 и так далее. Мы первое время болезненно реагировали. Потом проходит тестирование, потом смотрим по статистике, все нормально, никакой утечки у нас никогда не было. Или, скажем так, один раз в централизованном тестировании было в прошлом году. Какой-то хайкер вскрыл, один сертификат централизованного тестирования по компьютерной форме был проведен через жуликов, но мы протестировали в прошлом году 1400000. Жулик просто порезвился и чрез 3-4 месяца это опубликовал в свой отчет. На едином экзамене такого рода проколов пока что не было, или, скажем иначе, не запротоколированы нарушения при проведении Егэ, не запротоколированы вскрытия пакетов тестов, хотя некоторые результаты, если бы была моя власть, то я просто бы аннулировал. Потому что на централизованном тестировании у меня были случаи, когда мы отменяли по целой республике. Я помню два года назад в Башкортостане по математике мы полностью отменили экзамены и результаты централизованного тестирования. Они перетестировались. Но это моя власть на централизованном тестировании, там у меня есть договорные отношения, то, что мне не понравилось, я аннулирую. На едином экзамене запротоколированных случаев утечки информации нет.

А если, например, по Москве будут аннулированы экзамены?

Смею вас заверить, что такой ситуации не будет, никто не допустит.

Какова стоимость ЕГЭ?

Во-первых, не знаю, а, во-вторых, знал бы, не имел бы права сказать.

На одного москвича какова стоимость экзамена?

Не знаю. Ребенок будет сдавать бесплатно, он ничего платить не будет. Во что это обойдется государству. Я этой информации не располагаю. Это вопрос не ко мне.

Были опубликованы цифры в газете "Первое сентября" - 766 миллионов по России.

Мы знаем, что в прошлом году было 1200000 тестирований на ЕГЭ. В этом году мы ожидаем 1600000 тестирований на ЕГЭ. Но если верить газете "Первое сентября" и разделить 766 миллионов на 1600000, то получается примерно 550 рублей за одно тестирование на ЕГЭ. Вы спрашиваете про централизованное тестирование. Центр тестирования получает из регионов в прошлом году около 40 рублей за одно тестирование, в этом году он будет получать около 50 рублей за одно тестирование. Причем мы полностью самодостаточны: и обработка материалов, и разработка тестов, и тиражирование и еще остается прибыль.

А во сколько раз это дешевле на одного человека?

Знаете, разделить одно число на другое очень легко, но опять же я могу говорить за централизованное тестирование уверенно, за Единий экзамен - это не моя компетенция.

Вы не могли бы ответить на вопрос: кто готовит внутри Министерства образования и утверждает итоговые тесты, те, которые вы готовите и рассылаете для страны? Каким образом подбираются по профессиональному составу те люди, которые эти тесты готовят?

Вопрос сразу и по Централизованному тестированию и по Единому экзамену. Централизованное тестирование: тесты разрабатываются специалистами Центра тестирования и привлекаемыми специалистами, как правило, это специалисты Московских вузов, школ, округов, методических центров. Министерство образования утверждает спецификации тестовых материалов, мы делаем тесты Централизованного тестирования именно по этим спецификациям. Дальше мы их используем при проведении Централизованного тестирования. Имеется богатый опыт и богатая база данных.

А кто утверждает окончательный вариант тестов для ЕГЭ?

Авторы тестов Единого государственного экзамена. Костяк - это Институт общего и среднего образования Российской Академии образования. Кроме того, проводит Министерство образования конкурс - со всей России собирает тестовые задания и оплачивает по определенной схеме. В газетах публикуются технические условия и требования к тестовым задания. Далее, специалисты РАО производят отбор этих тестовых заданий и дорабатывают новые тестовые задания, если не хватает и производят компоновку. Министерство образования в ноябре месяце каждого года утверждает спецификации кимов ЕГЭ и коллектив РАО компонует эти тестовые материалы. После этого тестовые материалы в январе, феврале, марте, апреле поступают к нам в Центр тестирования для того, чтобы мы подготовили их для практического использования.

Насколько я понимаю свидетельство ЕГЭ утверждается Министерством образования?

Результаты ЕГЭ, отраженные в свидетельствах ЕГЭ утверждает Государственная экзаменационная комиссия субъекта федерации и подписывается руководителем Главного органа управления субъекта Федерации.

А кто утверждает текст теста?

Министерство образования дает заказ, платит деньги и утверждает текст теста.

 

Депутат Рукина И.М..
Уважаемые коллеги, вы прекрасно понимаете, какая создана система. Это осуществляется на займы Всемирного банка. Это были займы на 70 и 50 миллионов долларов и сейчас в 2004 году рассматривается возможность получения третьего займа. Создается система параллельного финансирования, т.е. система займов на развитие совершенно новой системы образования. Сегодня у нас с вами на образование выделяется 0,75%, я даже не буду сравнивать с Японией, где тратится 20-25%. В нашем Федеральном Законе об образовании совершенно четко записано "Государство гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10% национального дохода". Официальная часть финансирования нашего образования, бюджет отменяется даже нормой федерального закона. Вместе с тем создана параллельная система, основанная на займах. Для того, чтобы освоить эти займы, создана все эта система, о которой мы сегодня слушаем. Кто проводит эти займы?

Хлебников В.А. Правительство, конечно. Я хотел бы только уточнить. Дело в том, что на федеральном уровне это так, но у нас сейчас в Московском законе, который мы с вами приняли в этом году речь идет о том, что не менее 10% бюджета идет на образование и самое главное, что все это выполняется. Так что нельзя сказать, что это вообще не выполняется. Это не выполняется на федеральном уровне.

 

Почему общественность не знает результатов Централизованного тестирования?

Мы публикуем результаты централизованного тестирования, два года публиковали в "Российской газете" и выпускаем полные сборники по всем предметам по всем субъектам Российской федерации и по тем учреждениям, которые проводят Централизованное тестирование. Все это есть.

Как будет проводиться ЕГЭ в Москве, насколько Центр тестирование будет в этом принимать участие?

Я хочу сказать два слова по этому вопросу. Для Центра тестирования Москва - это такой же субъект федерации как Тамбов, Магадан, Хабаровск. Мы, Центр тестирования, специально Москву выделять не будем. Мы будем работать по той схеме, по которой мы работаем со всей Россией. Для нас Москва большой, но это обычный субъект федерации. Проведение ЕГЭ в Москве, организационно-техническое обеспечение Министерством образования поручено федеральным Институтам педагогических измерений. Насколько я понимаю, институт обладает пока что кадровым составом: директор и водитель. Так что желаем Москве больших успехов.

 

Реплика. Я хочу обратить ваше внимание вот на что, что деньги тратятся на проведение Единого государственного экзамена - это иностранные займы. Я прекрасно знаю, кому и как дают иностранные займы и они всегда носят целевой характер. Стоит задать себе вопрос для чего его выдают. Это первое. Второе. Если эти деньги идут из бюджета, то возникает вопрос другой: почему налогоплательщики оплачивают вот этот государственный экзамен из своего бюджета и при этом налогоплательщиков не спрашивают, хотят ли они участвовать в этом эксперименте, это является грубейшим нарушением.

Депутат Рукина И.М. Нам, как депутатам абсолютно ясно все, что надо делать. Мы знаем все персонально, до цифр, до фактов, но общественность хочет тоже принимать в этом участие, и нам нужна поддержка общественности, чтобы общественность тоже обращалась по всем этим вопросам. А куда и какие идут займы - это мы отлично знаем. Я это сказала только для того, чтобы было понятно, что есть две системы финансирования образования - одна заемная, а другая бюджетная и они несопоставимы.

 

Последнее время говорят, что 21 век, если не будет гуманитарный, то вообще непонятно что будет. У меня возник вопрос, а вообще как ЕГЭ будет учитывать гуманитарную составляющую образовательной системы в целом? Здесь прозвучала удивительная фраза, что вообще одна из целей ЕГЭ - это та самая линейка, которой что-то надо измерить. Так вот, если производство стали на душу населения надо измерить, это один вопрос, а как измерять человеческие чувства, потому что школа - это один из алгоритмов, не знаний, а алгоритм человеческого чувства. Как это померить? А если мы в школу направим вот такую форму, то не есть ли это выхолащивание этой гуманитарной составляющей человеческих качеств?

 

Реплика. Юрченко Евгений Владимирович, методист по математике Юго-Западного округа. Извините, пожалуйста, как-то странно весь этот стол устроен, такое впечатление, что речь совершенно не о том, просто ЕГЭ, если оно будет делаться профессионально, возможно, и есть неплохая система для итоговой аттестации, это, наверное, правильно, но для абсолютно другого образования. Ведь все прекрасно понимают, что нельзя учить человека играть на скрипке, а экзамен принимать на балалайке, это нонсенс. Именно это и делает ЕГЭ в нашей системе образования. Для всех это очевидно, более того, тратятся миллионные деньги. Представьте себе, что лежит больной человек и корчится в муках, тратятся миллионные деньги, чтобы измерить его давление, температуру и так далее и не хватает пяти копеек, чтобы купить таблетку анальгина, вот именно это и есть ЕГЭ, это же очевидно. Преступный характер всего этого проглядывает, как это уже подчеркивают, но обсуждать нужно не это, а обсуждать надо степень болезни, а болезнь страшная. Образование у нас сейчас, увы, по-настоящему если и не упало ниже нуля, то в этом году упадет. Проблемы, которые там возникают - это настоящие проблемы, о них нужно говорить, а не о каком-то там Центре, извините, тестирования, который в самом деле не нужен. Последний вопрос - это вопрос устроителям. Давайте мы определим приоритетность некоторую по-настоящему наболевших вопросов образования, в чем они состоят, и иерархию этих вопросов. Уверяю вас, ЕГЭ окажется за сотым местом, потому что ему места вообще просто нет, это вставная челюсть или новый чепчик, который нам совершенно не нужен. Вот я предлагаю вполне конструктивно создать иерархию таких серьезных вопросов, вот и все.

Кожин Сергей Андреевич, родитель выпускницы школы 1290. Вы здесь все родители, вы здесь всем так хорошо рассказали, все анекдоты про ЕГЭ, какие там вопросы и так далее, я вам могу кучу анекдотов рассказать, но мне это уже не интересно. Я не за ЕГЭ и не против ЕГЭ, я за нормальное, честное тестирование. Я не против тестирования, я знаю, что такое Кембриджский экзамен, четко знаю, как там поставлены вопросы. Теперь что получила Москва в настоящий момент, в соответствии с теми документами, которые у меня здесь подшиты в папке. 21 января этого года госпожа Кезина подписала письмо, так называемое ходатайство многоуважаемому господину Филиппову, в этом письме госпожа Кезина просит господина Филиппова о том, чтобы ребята на добровольной основе сдавали это злополучные пять предметов - математика, физика, химия, биология и русский. Разумеется, на добровольной основе, решение правильное принято. Потому что говорить о ЕГЭ, о тестах по естествознанию, истории, то там можно много анекдотов рассказать, какие там тесты. Это было 21 января. 28 января распоряжение мэра Москвы о том, что Москва выходит из ЕГЭ. Москва в настоящий момент в ЕГЭ не участвует. Следующая веселая дата - это около 10 февраля. Серия приказов господина Филиппова: что делать с Москвой. Первый приказ, с ними можно ознакомиться, их читать надо. В целях обеспечения равенства и на основании ходатайства номер такой-то от 21 января 2004 г. Кезиной приказывают на добровольной основе провести ЕГЭ по всем пяти предметам, а приемы в вузы, во все вузы, включая гуманитарные, а именно РУДН, МГИМО и т.д. все ребята из всех регионов, Новгородской области и других имеют право приехать в Москву и подать заявления в 4-5 вузов, во все вузы могут одновременно подать. Ребенок, который заканчивает в Москве, у которого праздник будет 25 июня, они получат этот аттестат, который никому не нужен и могут сдавать только в один вуз Москвы. Вы знаете, что подписал господин Филиппов 9 марта? Он издал этот приказ и подписал приговор Москве, тем ребятам, которые будут поступать в гуманитарные вузы. Все. Вы все родители здесь, я понимаю, что очень хорошо говорить о ЕГЭ, я бы с удовольствием с вами поговорил. Могу много анекдотов рассказать, например, вопрос из тестов: "Когда Россия показала себя с наиболее демократической стороны?". Ответы: 1925 г, 1917 г, 1993 г? Поднимите руку, кто знает. Ответ 1917 г. Я не знаю, правильный это ответ или нет, но моему ребенку запретили играть в эту игру.

Так мы написали письмо господину Филиппову и так далее, мы просили за деньги, чтобы нашему ребенку, одному нашему ребенку разрешили сдать три экзамена по обществоведению, английскому и истории. Так нам запретили это делать, нам говорят, что идет эксперимент. Идет везде игра слов, что это за эксперимент, над кем, над чем и так далее, эксперимент над судьбами наших детей, понимаете в чем все дело. Мы согласны уехать в другой регион, мы согласны уехать в Новгородскую область, чтобы сдать это дурацкое ЕГЭ с этими неправильными вопросами, нас это не интересует.

Депутат Рукина И.М. На ваш вопрос пришел ответ.

Кожин С.А. Скажите, не томя, можем мы сдавать ЕГЭ?

Депутат Рукина И.М. Конечно, можете. Возьмите ответ и прочитайте.

Наше обсуждение показывает, насколько всех все-таки интересует проблема, насколько все хотят разобраться в том, что происходит. Мы не спрашиваем друг друга, хорошо это или плохо, каждый высказывает свое мнение, но я не могу не высказать своей обеспокоенности. А это действительно, и Евгений Абрамович утверждает, что это более серьезный вопрос. Потому что когда происходит переход на платное образование, есть два пути - честный и нечестный. Да, образование платное. Да, бесплатно мы не можем больше содержать эту огромную мощную систему. Давайте разбираться, для кого это образование платное, кто может бесплатно получить образование, давайте разбираться с талантливыми ребятами. Но когда хотят ввести это образование через какую-то странную и сложную структуру, когда появляется двойное финансирование, но второе финансирование не идет в существующую систему образования, вот это вызывает действительно серьезное беспокойство. Другими словами, еще можно отчитаться по результатам в регионах, результатам самих экзаменов, но ведь надо отчитаться еще и за деньги. А ведь даже на маленькой территории ведения ЕГЭ это огромные деньги. Я назвала эту программу на пресс- конференции стратегической ошибкой правительства Российской Федерации. Надо деньги направлять в реальный сектор, на качественное образование, развитие инфраструктуры и так далее. Я очень боюсь, что создание параллельной системы финансирования, когда деньги идут и за них никто не отчитывается - это и есть основная проблема. И поймать эти деньги, поймать эту отчетность невозможно, ничего не вводилось законами. Нам сегодня Лариса Октябристовна Павлова сказала, что законов, извиняюсь, с гулькин нос. А то, что вводится, вводится методиками, инструкциями, приказами, а раз это вводится такими документами, то Контрольно-счетную палату туда не пошлешь. Она только бюджет нам проверит. То есть это абсолютно неконтролируемые деньги. И при этом у нас нищие учителя. Почему мы об этом не задумываемся? Говорим о чем угодно, тесты, содержания, хорошо это или плохо, но мы упорно не хотим говорить о деньгах, мы упорно не хотим говорить о нищем учителе. Кто носитель знаний? Я хочу сказать еще одну вещь, может быть я ошибаюсь, но я просто зачитаю некоторые данные. Против кого готовят удар чиновники? Основной удар направлен на учителя средней общеобразовательной школы.

Реплика. Ирина Михайловна, спасибо большое. Мне бы хотелось, чтобы мы поняли, что за всеми этими собраниями, критикой ЕГЭ и какой-то попыткой оправдать эту авантюру, чтобы мы не потеряли новую российскую школу. Я вот возвращаюсь к тому, что в самом начале сказал Александр Михайлович, он сказал, что надо проектировать, создавать модель новой российской школы, в этом проблема. Вот представьте, мы закрыли ЕГЭ и у всех будет огромный вопрос и вопрос качества образования, финансирования всего, но как она должна быть выстроена. Здесь я приглашаем всех к сотрудничеству, это сайт "спасем российскую школу".

 

Одну секунду можно? Владимир Абрамович обмолвился по поводу каких-то документов, которые касаются Москвы и в отношении денег, эта как информация гуляет, можно ее как-то озвучить, сколько и кому и за что.

Бунимович Евгений Абрамович. Хорошо. Итак, с 1 сентября надбавки московские учителям увеличиваются вдвое всем. Дальше, молодым учителям на 40% - 3 года, пока молодой учитель, 50% - 5 лет. 50% для молодых учителей скидка на транспорт. Подъемные - 20000, я не случайно говорю о молодых учителях, но одновременно договор с молодым учителем, который заканчивает Московский городской вуз и потом идет в школу по окончании. Дальше, 10% состава учительского в школе-новостройке получает квартиры в том районе, который возле школы. Молодые учительские семьи входят в программу "Молодей семье - жилье" по схеме, которую финансирует Департамент образования, потому что нет своих денег. Есть процентный кредит, рассрочка платежа при купле-продаже, отдельная учительская очередь по жилью, одновременно предложение федералов ввести военные кафедры в московских педагогических вузах, государственная практика педагогов, мы открываем на озере Белое большой корпус для отдыха педагогов. Дома ветеранов - это более сложный вопрос по всем округам, куда вошла треть учителей. Дома мы нашли, но возникает проблема ежедневного обслуживания, питания и все упирается в это. По-моему это даже еще не все. Дается на это более полумиллиарда из городского бюджета и часть денег из департамента образования переходит на другие статьи. Это постановление правительства Москвы. Оно будет опубликовано.


 

На главную страницу раздела

Главная | Законы | Семья и школа | Здравоохранение | Дети и СМИ | Демография | Родительское движение | Мероприятия | О нас | Контакты