Некоммерческое партнерство в защиту семьи, детства, личности и охраны здоровья
“Родительский комитет”

На главную страницу | На главную страницу раздела

Законы | Семья и школа | Семья и демография | Семья и здравоохранение | Дети и СМИ | Родительское движение | События, мероприятия | О нас | Контакты

 

Законопроект

 

СПРАВКА

7 июля 2003 года

о рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона № 108017-3

"О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации"

(об усилении уголовной ответственности за нравственное растление, сексуальное развращение и эксплуатацию несовершеннолетних)

 

20 июня сего года Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят во втором чтении проект федерального закона № 108017-3 "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации", внесенный в июне 2001 года депутатами всех фракций . Этот законопроект направлен на значительное повышение правовых гарантий защиты несовершеннолетних от нравственного растления, сексуального развращения и эксплуатации.

Необеспеченность в современной России должной защиты детей от сексуального развращения и эксплуатации, принявших в последнее десятилетие беспрецедентные масштабы, является в настоящее время одной из важнейших общественных и государственных проблем, нерешенность которой создает реальную угрозу для здоровья, нравственности подрастающего поколения и национальной безопасности страны в целом.

Следует отметить также то, что вступление России в Совет Европы и необходимость выполнения ею своих международных обязательств перед европейским сообществом и ООН также делают неотложным реформирование законодательства страны в направлении ужесточения уголовной ответственности за преступления против несовершеннолетних. Данный законопроект полностью соответствует нормам и принципам современного международного права. Его принятие будет способствовать достижению целей Конвенции о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (Конвенция № 182), Федеральный закон о ратификации которой был подписан Президентом России 8 февраля 2003 года. В заключительных документах Комитета по правам ребенка ООН от 8 октября 1999 года России рекомендовано принять все необходимые меры для ускорения реформирования законодательства в области защиты детей от порнографии. Международно-правовые обязательства России, связанные со вступлением ее в Совет Европы, требуют учета в отечественном уголовном законодательстве Рекомендации Комитета министров Совета Европы государствам - членам относительно эксплуатации секса в целях наживы, порнографии, проституции и торговли детьми (9 сентября 1991 года), предписывающей привести в соответствие свое национальное законодательст-во по противодействию сексуальной эксплуатации детей и подростков.

Вышесказанным обосновывается чрезвычайная актуальность принятия данного законопроекта.

В 2002 году, в ходе подготовки данного законопроекта к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении, он подвергся существенной ревизии со стороны лиц, фактически защищающих интересы дельцов порно- и сексиндустрии, которые разными способами, в том числе путем внесения поправок, пытались выхолостить его основные, концептуальные положения.

В декабре 2002 г. стало очевидно, что при подготовке данного законопроекта ко второму чтению ответственным за него Комитетом ГД по законодательству (контролируемым фракцией СПС) и лично заместителем председателя этого Комитета А.Е.Баранниковым, были допущены серьезные нарушения Регламента ГД и депутатской этики. Так, предварительное решение о принятии либо отклонении поправок к проекту, поступивших в Комитет, принималось единолично депутатом Баранниковым без участия других членов Комитета и депутатов - авторов законопроекта и поправок к нему. В результате большинство поправок, рекомендованных Комитетом по законодательству к принятию (с грубым нарушением официальной процеду-ры) имели автором депутата Баранникова, а преобладающая часть остальных - внесены депутатами этой же фракции: А.Ю.Вульфом, С.А.Ковалевым и Б.Б.Надеждиным и полностью соответствовали позиции депутата Баранникова, неоднократно заявленной им в публичных выступлениях.

Это привело к тому, что рекомендованный 19 декабря 2002 года Комитетом по законодательству для рассмотрения во втором чтении текст проекта закона оказался кардинально измененным по сравнению с проектом, принятым в первом чтении, и даже вступил в противоречие с целями авторов законодательной инициативы и мог заметно ухудшить правовое положение детей - жертв преступлений против нравственности и половой неприкосновенности даже по сравнению с нормами действующего УК. Такая деятельность Комитета по законодательству и депутата А.Е. Баранникова вызвала обоснованный протест депутатов.

В итоге 25 декабря 2002 года Государственная Дума приняла решение об изъятии указанного законопроекта из ведения Комитета по законодательству и создании Комиссии по подготовке законопроекта к рассмотрению во втором и третьем чтениях из депутатов всех фракций (возглавила комиссию депутат Слиска Л.К.).

Весной 2003 г. в ходе подготовки законопроекта к рассмотрению во втором чтении его авторам и разработчикам пришлось, учитывая реальную расстановку сил, пойти на ряд вынужденных компромиссных решений, в том числе, отказавшись от некоторых важных формулировок, что позволило снять возражения по законопроекту со стороны Администрации Президента РФ и, тем самым, сделать возможным принятие этого законопроекта.

20 июня 2003 года, в предпоследний день весенней сессии Государственной Думы, состоялось рассмотрение законопроекта во втором чтении. Докладчиком по законопроекту была депутат Госдумы Горячева С.П.

При обсуждении проекта против его принятия выступили всего два депутата: Вульф А.Ю. (фракция СПС) и Митрофанов А.В.(фракция ЛДПР). Однако при голосовании они побоялись общественного мнения и не нажали ни кнопку "против", ни кнопку "воздержался". В итоге - за принятие законо-проекта проголосовало 381 депутата, против - 0, воздержалось - 0.

Докладчик по законопроекту Горячева С.П. предложила принять его в этот же день в третьем чтении, т.к. он уже прошел необходимые правовую и лингвистическую экспертизы. Но представитель Президента РФ в Госдуме А.А.Котенков выступил против рассмотрения законопроекта в третьем чтении, так как, по его словам, этот законопроект не соответствует линии на гуманизацию уголовного законодательства, осуществляемой Президентом - он содержит указание на нижнюю границу санкций в виде лишения свободы.

Депутаты решили вынести законопроект на рассмотрение в третьем чтении в осеннюю сессию парламента - в сентябре месяце.

Основные концептуальные положения законопроекта, которые, на наш взгляд, необходимо сохранить:


1. Повышение с 14 до 16 лет верхней возрастной планки уголовно-правовой защиты потерпевших от ненасильственного полового сношения, мужеложства, лесбиянства и развратных действий со стороны взрослых лиц, в том числе совершаемых путем подкупа, обмана, злоупотребления доверием ребенка, его соблазнения (ст. 134, 135 УК РФ).

Закрепленный в действующем Уголовном кодексе РФ 14-летний "возраст согласия" был установлен в середине 1998 г. с игнорированием особенностей психосексуального и физиологического развития подростков. Согласно заключениям по законопроекту 17 экспертов из 10 ведущих научных учреждений систем РАН, РАМН И РАО - детских возрастных специалистов в области психологии, психиатрии, гинекологии, физиологии, педагогики, а также официальной позиции Министерства здравоохранения РФ, биологическая и психофизиологическая зрелость ребенка, необходимая для начала половой жизни, наступает в большинстве случаев к 18 -20 годам, а социальная зрелость - еще позже. Широкая распространенность среди несовершеннолетних (особенно из числа социально-неблагополучных подростков, составляющих значительную часть жертв растления) пограничных психических расстройств, отставания в психическом развитии, требует повышения так называемого "возраста согласия".


2. Введение уголовной ответственности за распространение среди заведомо несовершеннолетних порнографических или предметов (ст. 242 проекта).


3. Введение уголовной ответственности за оборот материалов с порнографическим изображением детей, в том числе за их изготовление, хранение и перемещение через Государственную границу РФ в целях последующего распространения и рекламирования (часть 3 статьи 242 проекта).

До сих пор УК РФ, в отличие от зарубежных стран, не выделяет данное деяние в качестве более опасного, чем оборот взрослой порнографии (максимальное наказание за "незаконное распространение порнографии" сейчас составляет до 2 лет лишения свободы). Для сравнения, по УК Германии оборот и хранение порноматериалов с изображением актов растления детей наказывается лишением свободы до 5 лет, а совершение такого деяния в виде промысла или в составе организованной группы - на срок до 10 лет. В настоящее время международное и зарубежное законодательство развивается в направлении ужесточения наказания за изготовление и оборот детской порнографии, вводится уголовная ответственность даже за ее приобретение, хранение либо владение ею в личных целях.


4. Расширение видов уголовно-наказуемой деятельности взрослых лиц, занятых коммерческой сексуальной эксплуатацией детей, и круга подлежащих уголовной ответственности субъектов этого криминального бизнеса (поправки к ст.151, 240, 241 УК РФ).

В частности, помимо вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений (в том числе связанных с порнобизнесом) и в занятие проституцией, вводится ответственность за использование их в таких деяниях, что позволит распространить уголовное преследование на сутенеров, сводников и иных лиц, наживающихся на сексуальной эксплуатации детей.


5. Повышение санкций за совершение преступлений против половой неприкосновенности и нравственности детей и за групповые, организованные, публичные и коммерческие формы совершения таких преступлений, а также за рецидив таких преступлений (статьи 133 - 135, 150 - 152, 240 - 242 УК).

Ужесточение санкций позволит перевести большинство закрепленных в УК РФ преступлений против половой неприкосновенности и нравственности детей из категории нетяжких преступлений в категорию преступлений средней тяжести и тяжких. Это необходимо для предупреждения распространения на взрослых растлителей последующих актов амнистии, оставляющих виновных, в том числе уже осужденных за такие преступления, фактически безнаказанными. Такое решение соответствует нормам и принципам современного международного права, в частности, Рекомендациям Комитета министров государствам - членам СЕ по защите женщин и девочек от насилия (2000 г.).

Учитывая имеющееся систематическое противодействие принятию этого закона, считаем, что к началу и в период осенней сессии (2003 г.) Государственной Думы необходимо предпринять, используя все имеющиеся возможности, скоординированные меры по поддержке принятия данного законопроекта Государственной Думой в третьем чтении, одобрения его Советом Федерации и подписания Президентом Российской Федерации с максимальным сохранением его основных положений.

Приложение. Текст указанного законопроекта, принятого 20 июня во втором чтении.

 

7 июля 2003 года

Советник Российской Федерации 1 класса,

к.ю.н В.Г. Елизаров


 

 

 

 

 

 

 

На главную страницу | На главную страницу раздела

Законы | Семья и школа | Семья и демография | Семья и здравоохранение | Дети и СМИ | Родительское движение | События, мероприятия | О нас | Контакты