На главную страницу | На главную страницу раздела

На парламентские слушания

Законы | Права родителей | Семья и школа | Семья и демография | Дети и СМИ
Новости, События, Мероприятия Родительское движение | Родительский форум | О нас |

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

Экономический и Социальный Совет

Distr. GENERAL

E/CN.4/2001/78/Add.2 6 February 2001

RUSSIAN Original: ENGLISH

КОМИССИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

Пятьдесят седьмая сессия

Пункт 13 предварительной повестки дня



ПРАВА РЕБЕНКА

Доклад Специального докладчика по вопросу о торговле детьми, детской проституции и детской порнографии г-жи Офелии Кальсетас-Сантос

Добавление
Поездка в Российскую Федерацию

Исполнительное резюме


Г-жа Офелия Кальсетас-Сантос в рамках своего мандата посетила 2-11 октября 2001 года Москву и Санкт-Петербург, где она встретилась с представителями следующих министерств: Министерства труда и социального развития, Министерства иностранных дел. Министерства юстиции, Министерства образования, Министерства по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, Министерства внутренних дел и Министерства здравоохранения. Она имела также встречи с представителями Генеральной прокуратуры и Комитета по делам женщин, семьи и молодежи Государственной Думы, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, а в Санкт-Петербурге - с представителями Комитета по делам семьи, детства и молодежи, Уполномоченным по правам детей и представителями Федерации профсоюзов.

В ходе поездки она посетила также государственные учреждения, в том числе детские дома и медицинские центры, а также провела встречи с представителями учреждений системы Организации Объединенных Наций, других международных организаций, научных кругов и НПО. Г-жа Кальсетас-Сантос совершила также ряд ознакомительных поездок по городу в вечернее время, с тем, чтобы воочию убедиться в положении бездомных детей.

В докладе содержатся ее выводы по вопросам торговли детьми (в контексте международных усыновлений), детской проституции и детской порнографии. Специальный докладчик останавливается также на проблеме детского труда.

Особенно бедственным является положение "социальных сирот" - детей, о которых фактически никто не заботится. В докладе анализируются некоторые из причин постоянного увеличения числа таких детей, и в первую очередь в контексте наркомании и алкоголизма и насилия в семье. В нем приводятся также статистические данные о положении социальных сирот, в первую очередь под углом зрения их сексуальной эксплуатации.

Выводы

Что касается положения детей в Российской Федерации, то особую озабоченность у Специального докладчика вызывают следующие проблемы:


a) Бедственное положение "социальных сирот" - детей, растущих, не имея нормальных семейных условий. Их положение в первую очередь связано с проблемой массового алкоголизма среди взрослого населения, которая все шире распространяется и среди российской молодежи. Не обходит она стороной и большинство бездомных детей. До сих пор эту проблему пытались решить, не искореняя причины бедственного положения ребенка, а помещая его в специализированное учреждение.

b) По причине отсутствия программ полового воспитания в школах многие дети плохо разбираются в вопросах половой жизни, что часто является причиной заражения детей заболеваниями, передаваемыми половым путем, и существования среди них мнения о том, что проституция обеспечивает привлекательный и престижный образ жизни. Специальный докладчик отмечает, что правительство попыталось разработать программу полового воспитания, которая натолкнулась на враждебное отношение со стороны родителей.

c) В отношении Москвы особую обеспокоенность вызывает недостаточное внимание властей к работе Специального докладчика, а также отсутствие сотрудничества между властями и НПО. С этой точки зрения гораздо лучше положение в Санкт-Петербурге.

Рекомендации


Рекомендации Специального докладчика являются следующими:

a) На Всемирном конгрессе против сексуальной эксплуатации детей в коммерческих целях, проходившем в Стокгольме в 1996 году, Россия подписала Декларацию с обязательством выполнить требования Плана действий к 2000 году. Эта задача до сих пор не решена, и Специальный докладчик настоятельно призывает правительство принять безотлагательные меры для выполнения Плана действий.

b) Необходимо выделить ресурсы на организацию подготовки всех сотрудников государственного сектора, и в первую очередь правоохранительных органов, по вопросам прав ребенка.

c) Необходимо создать специальные суды для несовершеннолетних и по делам несовершеннолетних и организовать подготовку по вопросам прав детей для всех судей, и в первую очередь рассматривающих дела несовершеннолетних.

d) Следует продолжить изучение возможностей для создания поста Уполномоченного по делам детей, который в своей работе уделял бы большое внимание вопросам сексуальной эксплуатации, наркомании и алкоголизма, а также проблемам бездомных детей.

e) Следует пересмотреть государственную политику, в соответствии с которой нуждающихся детей в первую очередь пытаются поместить в приюты и детские дома, с тем чтобы шире использовать возможности усыновления, дающего детям больше шансов на необходимые им заботу и уход и на приобретение важных навыков, требующихся во взрослой жизни. От местных властей необходимо требовать того, чтобы они максимально способствовали воспитанию детей в семьях.

f) Необходимо создать сеть воспитателей, работающих среди безнадзорных, которые помогали бы им изменить образ жизни. С созданием таких сетей в каждом городе потенциальная возможность получить необходимую помощь появилась бы у всех "социальных сирот".

g) Поскольку основными очагами проституции, как утверждается, являются железнодорожные вокзалы, гостиницы и другие оживленные места, необходимо проводить информационно-пропагандистскую работу среди лиц, работающих в этих сферах, с тем, чтобы они сообщали о попытках использовать детей и противодействовали

h) Необходимо мобилизовать средства массовой информации и гораздо шире привлекать их к освещению приобретающих все большую остроту проблем насилия и порнографии. В то же время для обсуждения столь деликатных вопросов необходимо, чтобы средства массовой информации подходили к их рассмотрению на основе глубокого понимания проблем.

i) Что касается табу на обсуждение вопросов сексуальной жизни и тех трудностей, с которыми сталкивается правительство, пытаясь организовать программу полового воспитания в школах. Специальный докладчик настоятельно рекомендует ему увязать программу полового воспитания с проведением среди школьников информационной работы по вопросам ВИЧ/СПИДа.

j) Представителям профсоюзов следует встречаться с управляющими коммерческих компаний, с тем чтобы изучать возможность организации программ производственного обучения для молодежи.

Приложение

ПОЕЗДКА В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ СПЕЦИАЛЬНОГО ДОКЛАДЧИКА ПО ВОПРОСУ О ТОРГОВЛЕ ДЕТЬМИ, ДЕТСКОЙ ПРОСТИТУЦИИ И ДЕТСКОЙ ПОРНОГРАФИИ

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

I. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ

А. Торговля детьми

В. Детская проституция

С. Детская порнография

D. Детский труд

II. ПОЛОЖЕНИЕ "СОЦИАЛЬНЫХ СИРОТ"

А. Алкоголизм и наркомания

В. Насилие по отношению к детям

Амбулаторный цеорганизации "Врачи мира"

D. Доступ к приютам

III. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

А. Выводы

В. Рекомендации

Добавление: Перечень организаций и лиц, с которыми у Специального докладчика состоялись встречи входе поездки

Введение


1. По приглашению правительства Российской Федерации Специальный докладчик по вопросу о торговле детьми, детской проституции и детской порнографии в соответствии со своим мандатом провела ознакомительную поездку по стране (Москва и Санкт-Петербург) со 2 по 11 октября 2000 года. В ходе этой поездки она встретилась с представителями правительственных и неправительственных организаций, а также различных организаций системы Организации Объединенных Наций. Специальный докладчик благодарит всех тех, кто участвовал в подготовке ее поездки, в том числе Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) и Международное бюро труда (МОТ), за их важный вклад и хотела бы использовать представившуюся ей возможность для того, чтобы выразить особую благодарность Управлению Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ) за весьма компетентную и всестороннюю материально-техническую помощь, которая оказывалась ей на протяжении всей поездки.

2. В ходе своей поездки Специальный докладчик встретилась с представителями следующих министерств: труда и социального развития; иностранных дел; юстиции;

образования; по делам прессы, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций;

внутренних дел; и здравоохранения. Она встретилась также с представителями Генеральной прокуратуры, Комитета по делам женщин, семьи и молодежи Государственной думы, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, а в Санкт-Петербурге - с представителями Комитета по делам семьи, детства и молодежи, Уполномоченным по правам детей и представителями Федерации профсоюзов.

3. В ходе поездки она посетила также государственные учреждения, в том числе детские дома и медицинские центры, и провела встречи с представителями учреждений системы Организации Объединенных Наций, других международных организаций, научных кругов и НПО. Специальный докладчик совершила также ряд ознакомительных поездок по городу в вечернее время, с тем чтобы воочию убедиться в положении бездомных детей.

I. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ

А. Торговля детьми

4. Во время встречи с заместителем министра труда и социального развития Специальному докладчику было указано на то, что по сравнению с детьми гораздо острее стоит проблема торговли и контрабанды женщинами. Начальник Отдела по вопросам социального развития Департамента по правам человека особо приветствовал все более пристальное внимание к этой проблеме со стороны средств массовой информации и широкой общественности.

5. Международные усыновления не рассматриваются в качестве важного канала контрабанды детьми. Утверждается, что в России, которая по-прежнему является довольно закрытым государством с точки зрения поездок за рубеж, продолжают действовать давно сложившиеся бюрократические процедуры, которые сильно затрудняют вывоз детей из страны. В то же время сообщается и о некоторых проблемах, в том числе о попытках дать взятки судьям и сотрудникам детских домов для ускорения процедуры усыновления, причем полиция, как утверждается, не проявляет стремления пресекать такие злоупотребления. Как утверждают сотрудники Генеральной прокуратуры, после распада Советского Союза спрос на российских младенцев сильно возрос. В 1999 году Прокуратура провела проверку практики межгосударственного усыновления и была вынуждена с озабоченностью констатировать, что. хотя приоритет и должен отдаваться российским родителям, желающим усыновить ребенка, многие дети вывозятся за рубеж.

6. Министерство образования ведет государственную базу данных по детям, которые могут быть предложены для усыновления, и отвечает за соблюдение законодательных требований в области усыновления, в первую очередь российскими родителями. В то же время представители министерства согласились с тем, что вопрос международного усыновления является очень серьезным и потенциально может стать источником проблем, если количество иностранцев, желающих усыновить российских младенцев, будет и далее возрастать, а число россиян, готовьте усыновить ребенка, будет продолжать уменьшаться. Министерство считает, что такое уменьшение объясняется социально-экономическими условиями жизни в стране. В то же время Председатель Комитета по делам женщин, семьи и молодежи Государственной думы сообщила, что из всех россиян, подающих заявки на усыновление, реальными возможностями для этого располагают лишь 20%, так что многие дети передаются иностранным родителям.

7. В Санкт-Петербурге представители Комитета по делам семьи, детства и молодежи сообщили Специальному докладчику о том, в 1999 году в городе было усыновлено 700 детей: 200 - россиянами и 500 - иностранцами. Многие из этих детей страдали серьезными заболеваниями и физическими недостатками и жили в детских домах. Представители Комитета заявили, что ни у российских семей, ни у города, ни у государства нет ресурсов для лечения таких детей, и иностранцам было разрешено усыновить их, для того чтобы дать детям максимальные шансы выжить. В то же время городские власти держат под контролем каждого усыновленного за рубежом ребенка из Санкт-Петербурга, и им ни разу не пришлось столкнуться со случаями жестокого обращения с детьми после их усыновления.

8. Российская Федерация пока еще не подписала Гаагскую конвенцию о защите детей и сотрудничестве в вопросах межгосударственного усыновления, однако, по словам представителя министерства образования, она вскоре будет подписана. Министерство считает, что никакие меры не могут полностью гарантировать безопасность детей и защитить их от жестокого обращения, однако, как пояснил представитель министерства, в каждой стране, граждане которой усыновляют российских детей, существует аккредитованная организация, с которой сотрудничают российские органы. Эти организации должны проработать в своих странах не менее пяти лет, прежде чем российские власти предоставят им необходимую аккредитацию и будут осуществлять через них процедуры межгосударственного усыновления. Генеральная прокуратура подтвердила, что процедура межгосударственного усыновления является очень строгой, и указала, что ежегодно в законодательство по вопросам усыновления вносятся поправки, с тем чтобы пресечь незаконный вывоз детей из страны. 29 марта 2000 года был принят указ № 275, в котором излагаются правила передачи детей для межгосударственного усыновления. Уголовным кодексом предусмотрена уголовная ответственность за контрабанду детей, которая в зависимости от тяжести правонарушения может караться тюремным заключением сроком от 5 до 15 лет.

9. Сотрудники Генеральной прокуратуры считают, что увеличение, несмотря на эти меры, числа усыновляемых за пределами страны детей, объясняется учащающимся присутствием посредников, которые находят различные пути для обхода законодательных требований. Хотя Специальный докладчик и не смогла узнать всех подробностей, ей разъяснили, что многие из этих посредников являются бывшими директорами детских домов, которые отбирают детей и сообщают о них сведения незаконно действующим конторам, занимающимся вопросами усыновления, которые так или иначе находят доступ к этим детям.


10. Сотрудники Генеральной прокуратуры сообщили также о случаях, когда российским женщинам оплачивали поездку за рубеж и роды за рубежом, тем самым облегчая законное усыновление. Возможность незаконного международного усыновления существует и в тех случаях, когда ребенок покидает Россию с человеком, который не является его отцом, но которого его незамужняя мать указала в качестве отца в свидетельстве о рождении.

В. Детская проституция

11. Как было указано, сексуальная эксплуатация детей в Российской Федерации является более серьезной проблемой, чем торговля детьми, и как правительственные, так и неправительственные органы разделяют мнение, что в российском обществе проституция превратилась в приемлемый образ жизни. Согласно сообщениям, проституция является широко распространенным бизнесом, и если ребенку исполнилось 14 лет, то при отсутствии насилия по отношению к нему его сексуальная эксплуатация не является преступлением. В результате такого отношения к проституции очень трудно оценить ее масштабы.

12. Основными причинами проституции являются очень тяжелое экономическое положение и сексуальное надругательство в семье. По оценкам НПО, свыше 50% детей -жертв сексуального надругательства - пострадали от членов своих семей, и большинство детей, занимающихся проституцией, ранее становились жертвами такого надругательства в семье. Нередки также случаи, когда дети, жившие в специализированных учреждениях на протяжении нескольких месяцев или даже лет, по достижении 18 лет покидали их, имея лишь минимум образования и социальных навыков и не зная, как им жить дальше. Для такой молодежи опасность занятия проституцией является особенно сильной.

13. Когда ребенок начинает заниматься проституцией, он часто попадает под контроль мафиозных группировок. В условиях отсутствия социального противодействия проституции многие дети, и в первую очередь девочки, рассматривают ее почти как престижную карьеру. По сообщениям НПО мальчики и девочки в возрасте от 13 до 19 лет открыто предлагают себя более старшим мужчинам около станций метро в Москве. Доходы сводников, предлагающих детей для проституции, могут превышать 200 долл. в день, однако из этой суммы им приходится отдавать большую часть в качестве платы "за защиту".

14. Специальному докладчику рассказали, как один мальчик приехал в Москву из другого региона и нашел работу в магазине. Хозяин магазина изнасиловал его и дал ему деньги, чтобы тот молчал. Мальчик понял, что проституция является более прибыльным занятием, и стал заниматься ей на регулярной основе.

15. Московские НПО сообщили также о том, что маленьких девочек, иногда едва достигших восьми лет, заманивают в подвалы, где дети более старшего возраста или взрослые совершают над ними сексуальное надругательство. Как утверждается, полиция неохотно расследует такие дела и даже сами родители не желают принимать никаких мер. Работающие с безнадзорными детьми представители НПО в случае вмешательства регулярно подвергаются угрозам. Специальному докладчику были высказаны подозрения, что это объясняется тем, что для преступных группировок проституция является таким направлением деятельности, которое непосредственно не причиняет ущерба государству, и в этой связи власти не желают принимать меры, которые могли бы нарушить столь непрочный статус-кво. Высказывались также предположения, что полиция закрывает глаза на детскую проституцию, поскольку дети используются ею в качестве информаторов, сообщающих сведения о преступном мире. Специальному докладчику было также заявлено, что с организованной проституцией тесно связаны и некоторые государственные чиновники и что отдельные родители и опекуны, работающие в детских учреждениях, получают доходы, принуждая к проституции детей, которых они должны защищать.

16. Сотрудники Государственной прокуратуры сообщили Специальному докладчику, что они участвуют в борьбе с детской проституцией и порнографией, проводя расследования, осуществляя контроль за следственной работой подотчетных им органов или возбуждая уголовные дела против лиц, вовлекающих детей в подобную деятельность. Представители прокуратуры сообщили о существовании в стране обширной сети кризисных центров, которых насчитывается свыше 700 и куда помещаются дети, за которыми некому присматривать.

17. Специальный докладчик пришла к выводу, что к проблеме безнадзорных детей и детской проституции в Санкт-Петербурге относятся гораздо серьезнее. НПО подтвердили ей, что городские власти понимают всю важность решения этих проблем. В то же время, даже, несмотря на то, что власти города более чутко и внимательно относятся к детским проблемам, некоторые дети боятся признаться в том, что они стали жертвами надругательства, и назвать виновников. Специальному докладчику сообщили, что мальчики, как правило, стыдятся того факта, что они занимаются проституцией, и очень неохотно признаются в этом. Представители одной из НПО, работающих с безнадзорными детьми в Санкт-Петербурге, сообщили, что они располагают информацией о многих сводниках, но не могут возбудить против них дела, опираясь лишь на слухи.

18. При содействии одной из НПО. сотрудники которой в вечернее время организуют питание для безнадзорных детей и оказывают им иную помощь, Специальный докладчик посетила некоторые районы Санкт-Петербурга, где дети занимаются проституцией. Она побеседовала с несколькими детьми около железнодорожных станций и некоторых гостиниц. Ей сообщили, что ранее мафия очень активно занималась организацией детской проституции и даже в одно время сдавала в наем места на крышах гостиниц, где клиенты могли заниматься злоупотреблениями с детьми. Хотя к настоящему времени вовлеченность в эту сферу мафии сильно ослабла, открытие российских границ в последнее десятилетие и близость Санкт-Петербурга к Финляндии привели к увеличению числа секс-туристов из скандинавских стран, некоторые из которых, как подозревается, причастны к организации проституции в городе.

19. Беспокойство Специального докладчика вызывает возраст детей, с которыми она встречалась. Она говорила с одной девочкой, которой едва исполнилось 13 лет, но уже имеющей годовалого ребенка. Ранее эта девочка уже заявила представителю НПО, что у ее семьи хватает денег, но не хватает времени для нее. Соответственно, для поддержания самоуважения она пытается заработать деньги самостоятельно. Специальному докладчику сообщили, что некоторые сводники, работающие с детьми, сами являются таковыми и едва достигли 16 лет. Не имея возможности предложить себя, они предлагают других. Согласно действующему законодательству, сводничество не влечет за собой уголовной ответственности.

20. Специальный докладчик встретился с представителями исследовательской группы Санкт-Петербургского государственного университета, которая занимается вопросами детского труда и детской проституции в городе. В сотрудничестве с социологами из различных учреждений исследовательская группа в августе 2000 года стала проводить опросы детей. К моменту приезда Специального докладчика было опрошено свыше 100 мальчиков и девочек в возрасте от 9 до 18 лет, которые занимались проституцией. Выдавая себя за клиентов, члены исследовательской группы разговаривали со сводниками; кроме того, они консультировались с экспертами и получали информацию из широкого круга источников.

21. Исследовательская группа пришла к выводу, что к занятию проституцией детей в первую очередь побуждают экономические мотивы. Дети заявляют, что они делают это. пытаясь заработать деньги на еду (их дневной заработок составляет в среднем 350 рублей), и что они не видят для себя разумной альтернативы. В некоторых случаях, особенно это касается мальчиков, дети могут иметь хорошие отношения со своими клиентами. В амбулаторном центре экстренной помощи организации "Врачи мира" подтвердили, что иногда для прохождения медицинской проверки мальчиков приводят сами клиенты.

22. Исследовательская группа пришла также к заключению, что некоторые государственные структуры, в том числе полиция, имеют свои интересы в происходящем и не желают противодействовать вовлечению детей в проституцию.

23. В своем предварительном докладе исследовательская группа представила ряд рекомендаций. Она подчеркнула значение более активного вовлечения детей в учебный процесс и привития им необходимых навыков. Большинство опрошенных детей заявили. что они хотят учиться. Исследовательская группа считает также, что предложение правительства создать за пределами Санкт-Петербурга "детскую деревню", где в нескольких домах жили бы дети под присмотром женщины-смотрителя, являющейся для них своего рода матерью, могло бы стать успешной альтернативой тому образу жизни, который дети ведут в настоящее время.

24. Согласно Уголовному кодексу, лица, использующие детей для целей проституции. несут уголовную ответственность, которая карается тюремным заключением до четырех лет или до шести лет, если их действия сопровождались применением насилия по отношению к детям.

С. Детская порнография

25. Министерство юстиции сообщило, что в связи с увеличением масштабов производства и распространения детской порнографии она превращается в серьезную проблему. В 1999 году было вынесено 295 приговоров за распространение детской порнографии, что на 13,5% больше по сравнению с предшествующим годом.

26. Как утверждают НПО, в Москве налажено производство порнографических фильмов, в которых часто снимаются дети в возрасте 15-16 лет. Иногда к девочкам подходят прямо в общественных местах, например в парках, предлагая им сфотографироваться в каком-либо ином месте за 15 рублей. Если девочки соглашаются, их обычно приводят в квартиру, предлагают раздеться, а затем снимают. Как утверждают представители НПО, эти фильмы, как правило, не являются особо непристойными, и девочки не считают, что они совершают что-либо очень неприличное. Чем младше ребенок, тем дороже кассета. Сообщается о существовании специализированного видеорынка, где можно приобрести всевозможные видеокассеты с детской порнографией.

27. Высказывалась озабоченность в связи с тем, что сегодня дети также могут приобрести порнографические материалы - непристойные аудиоматериалы с бранью в первую очередь в песнях на музыкальных кассетах. Одна организация сообщила, что она столкнулась со случаями бесплатного распространения подобных аудиокассет взрослыми среди детей на улицах города, хотя и неизвестно по каким мотивам.

28. Что касается более серьезных случаев детской порнографии, то Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации указал, что в сельских районах и небольших населенных пунктах подобные случаи являются единичными, однако в более крупных городах проблема стоит острее. В частности, он рассказал о том, что в город Сортовала для съемки в порнографических фильмах детей привозят даже из других районов. Распространению порнографических материалов, судя по всему, помогает то, что, этот город расположен на границе с Финляндией.

29. Серьезным является и положение в Санкт-Петербурге, где, по сообщениям представителей одной из НПО, они встречались с девочками, рассказавшими им, что они согласились сфотографироваться. Очнулись они через много часов или даже несколько дней, не помня, что с ними произошло.

30. Непосредственно перед приездом Специального докладчика в Российскую Федерацию в российских и итальянских газетах появилось сообщение о том, что итальянская полиция арестовала трех россиян - членов международной преступной организации, занимающейся детской порнографией, - и конфисковала тысячи видеокассет и фотографий с изображением российских детей в порнографических позах. Эти материалы предлагались для продажи через Интернет клиентам в Соединенных Штатах, Италии и Германии. Сообщалось, что на отдельных видеокассетах были сняты моменты пытки и убийства детей. Согласно утверждениям, некоторые из жертв были похищены из российских детских домов, а другие - из своих семей.

31. В ходе поездки Специальный докладчик встречалась с представителями НПО утверждавшими, что эти три человека, действовавшие в городе Новокуйбышевск в районе Самары, были хорошо известны российской полиции, однако, хотя ранее они и арестовывались за аналогичные преступления, ни один из них не был приговорен к тюремному заключению. Это объясняется недостатками нынешнего законодательства, а также тем, что подобные преступления трудно доказать.

32. Подобные трудности объясняются также отсутствием в российском законодательстве определения детской порнографии. Она регламентируется общеправовыми нормами, запрещающими распространение порнографических материалов. Возбужденное недавно против одного из журналов дело оказалось безуспешным из-за невозможности провести различия между порнографией и эротикой.

33. Заместитель министра юстиции сообщил Специальному докладчику, что министерство в настоящее время готовит проект поправок к действующему Уголовному кодексу, в котором пока не предусматривается ответственность за вовлечение детей в проституцию или порнографию в тех случаях, когда им исполнилось 14 лет и они дают на это свое согласие. В проекте поправок предусматривается ответственность за использование детей в производстве порнографических материалов и их распространении, и в нем точно воспроизводятся формулировки Факультативного протокола к Конвенции о правах ребенка, касающегося торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, который был принят Генеральной Ассамблеей в мае 2000 года.

34. Имеются признаки того, что общественность сознает всю опасность использования детей для производства порнографических материалов. В ходе своей вечерней поездки по улицам Санкт-Петербурга Специальный докладчик говорила с группой мальчиков, которые затем попросили ее сфотографировать их. Она не успела сделать это, поскольку наблюдавший за ними неподалеку человек быстро подошел к группе и предупредил мальчиков, что последний раз, когда они были сфотографированы, их фотография появилась в Интернете.

D. Детский труд

35. Трудовое законодательство Российской Федерации включает в себя отдельный раздел, обеспечивающий защиту детей от эксплуатации, в приложении к которому предусматривается создание независимого контрольного органа. В последние три года в отдельных регионах были созданы экспериментальные посты уполномоченных по делам детей, и Специальному докладчику было сообщено, что в настоящее время серьезно рассматривается вопрос о создании поста Уполномоченного по правам детей на национальном уровне.

36. Специальный докладчик встретилась с заместителем руководителя Федерации профсоюзов, и на Специального докладчика произвело благоприятное впечатление понимание ею всей важности проблематики эксплуатации детского труда. Хотя организации работодателей еще не получили в стране должного развития, Федерация учредила комитет действий по вопросам детского труда. Профсоюзы принимают также ряд мер к улучшению тяжелого положения безнадзорных детей. К их числу относится создание спортивных школ для детей и подростков. В настоящее время насчитывается 35 таких школ, и работающие в них тренеры посещают обычные школы и приглашают детей в спортивные школы. Хотя в настоящее время благодаря усилиям Федерации спортивные клубы являются бесплатными как для местных детей, так и для детей из других районов, заместитель руководителя признала, что в этом отношении предстоит сделать еще очень многое.

37. Заместитель руководителя Федерации профсоюзов сообщила также, что профсоюзы всегда готовы встретиться с управляющими компаний для того, чтобы изучить возможность организации программ производственного обучения для молодежи. Этот вопрос по-прежнему находится на рассмотрении, и Федерация пытается определить, как можно было бы стимулировать деловые круги к разработке таких программ.

38. В Санкт-Петербурге представители Государственного университета сообщили, что Университет вскоре организует подготовку педагогов социальных дисциплин по вопросам детского труда.


II. ПОЛОЖЕНИЕ "СОЦИАЛЬНЫХ СИРОТ"

39. В эпоху коммунистического режима существовали государственные структуры, которые обеспечивали уход за детьми начиная с яслей и которые прививали детям определенные нормы морали и поведения. После крушения коммунистической системы основная обязанность по воспитанию детей легла на плечи их родителей, многие из которых с ней не справляются. Даже с организацией досуга детей после уроков, которой раньше занимались общественные организации, сегодня возникают проблемы как для родителей, так и для их детей.

40. Председатель Комитета по делам женщин, семьи и молодежи Государственной думы сообщила Специальному докладчику о том, что тяжелое положение примерно 620 000 "социальных сирот" будет учтено в проекте закона о создании государственной базы данных по детям, которые в силу тех или иных причин оказались безнадзорными.

А Алкоголизм и наркомания

41. Считается, что одна из важнейших причин увеличения числа "социальных сирот" кроется в проблеме массового алкоголизма среди взрослого населения, которая в Российской Федерации все чаще затрагивает и самих детей Практически все лица, с которыми у Специального докладчика были встречи, подтвердили этот факт.

Специальный докладчик смогла воочию убедиться в том, какое воздействие оказывает эта проблема на жизнь детей в ходе вечерних поездок по улицам Санкт-Петербурга. Сопровождавший Специального докладчика представитель НПО обратился к маленькому мальчику, которого он раньше никогда не видел в этом районе. Мальчик сообщил группе, что ему девять лет и что он ушел из дома, поскольку его родители находились в нетрезвом состоянии. Он намеревался вернуться домой, однако если его родители будут по-прежнему находиться в состоянии алкогольного опьянения, то он готов провести ночь на улице.

42. В отличие от алкоголизма, распространенного как среди молодежи, так и среди взрослого населения, проблема наркомании, как сообщается, главным образом затрагивает молодежь. В последние месяцы число случаев употребления наркотиков, в том числе девочками, резко возросло, причем утверждается, что эта проблема особенно остро стоит среди детей, которые не учатся и не работают.

43. Законодательство по вопросам наркомании является очень сложным. В отличие от контрабанды и торговли наркотиками, их хранение не является незаконным. Ребенок, употребляющий запрещенные наркотики, не может быть направлен на лечение без его согласия, и следственные органы могут применить меры принуждения лишь в случае совершения им преступлений.

44. Серьезность этой проблемы получила всеобщее признание. Активные кампании против наркомании ведутся в средствах массовой информации. Министерство образования выпустило публикации, посвященные мерам профилактики наркомании среди детей, которые распространяются в школах. Для различных возрастных категорий применяются различные стратегии. Представители министерства сообщили также, что они периодически проводят конференции по вопросам профилактики наркомании и реабилитации. Начинают создаваться центры и профилактические учреждения для детей-наркоманов, а также для детей, относящихся к группам риска.

45. Как утверждается, в России детская проституция тесно связана с наркоманией, и в этой связи часто высказывается озабоченность в отношении здоровья и безопасности занимающихся проституцией мальчиков, которые в первую очередь рискуют заразиться ВИЧ/СПИДом, эпидемия которого охватила страну.

В. Насилие по отношению к детям

46. Представитель министерства образования сообщил, что в последние годы вопросы насилия и угрозы насилия по отношению к детям находятся в центре внимания министерства, которое стремится выявить масштабы этого явления. К числу профилактических мер относится оказание психологической помощи: к каждой школе прикреплен по крайней мере один психолог, который готов всегда выслушать детей. Правительство оказывает другую учебную, медицинскую и социальную помощь детям, ставшим жертвами насилия.

47. Одним из видов насилия по отношению к детям, с которым очень трудно бороться. является сексуальное насилие. В России на любое обсуждение вопросов секса по-прежнему в значительной степени наложено табу. Специальному докладчику сообщили, что министерство образования пыталось внедрить программы полового воспитания в школах. Однако эти программы натолкнулись на сильное противодействие со стороны определенных кругов, и от них пришлось отказаться. Вследствие этого дети по-прежнему остаются невежественными в этих вопросах и не могут не только отличить опасные ситуации, но и защитить свою жизнь и здоровье. Информационно-пропагандистские кампании проводятся в средствах массовой информации, однако в этой области еще предстоит сделать очень многое.

48. Создано специальное государственное учреждение по делам женщин, детей и семьи. Вместе с другими министерствами оно принимает участие в работе двух государственных комиссий по правам детей. Комиссия по правам детей, председателем которой является член правительства, контролирует ход осуществления Конвенции о правах ребенка в Российской Федерации. Второй комиссией является Комиссия по делам несовершеннолетних, которую возглавляет заместитель Председателя правительства. Эта комиссия готовит доклады по наиболее острым проблемам, касающимся детей, и сотрудничает с министерствами по вопросам, относящимся к их компетенции.

49. Генеральная прокуратура проводит расследования и осуществляет надзор за работой подотчетных ей органов, занимающихся правонарушениями, связанными с детской проституцией и детской порнографией. В этой связи она не только работает в пределах национальных границ, но и участвует в международном сотрудничестве в сфере своей компетенции, оказывая юридическую помощь, например, применительно к преступлениям, совершенным за пределами России. Вопрос выдачи находится исключительно в ведении прокуратуры.

50. Управление по делам несовершеннолетних и молодежи Генеральной прокуратуры осуществляет надзор за соблюдением законодательства во всех делах, касающихся молодежи и несовершеннолетних, и расследует преступления, совершенные несовершеннолетними самостоятельно либо при участии взрослых, а также те, жертвами которых стали дети.

С. Амбулаторный центр экстренной помощи организации "Врачи мира"

51. С полезной статистической информацией о жизни безнадзорных детей, детей, занимающихся проституцией, и других жертв сексуального насилия Специальный докладчик смогла ознакомиться при посещении амбулаторного центра экстренной помощи НПО "Врачи мира". Этот центр оказывает анонимную медицинскую помощь детям. Сотрудники центра просят детей заполнить вопросник, в котором они могут указать фиктивную фамилию. Вопросник охватывает медицинские и социологические аспекты жизни детей. Полученная таким образом информация говорит о том, что возраст большинства безнадзорных детей, которые посетили центр, составляет от 14 до 18 лет.

52. В частности, Специальному докладчику была представлена статистическая разбивка выборки из 56 ответов на вопросник, полученных от девочек в возрасте от 11 до 18 лет. 43% этих девочек сообщили, что они живут в подвалах или на крышах зданий, и 33% - что они живут в своих семьях.

53. Большинство этих девочек указали, что впервые они вступили в половую связь в возрасте от 11 до 13 лет, причем лишь 36% из них сделали это добровольно. Свыше 50% девочек стали жертвами сексуального насилия еще до того, как они начали вести активную половую жизнь. Так или иначе сексуальное насилие испытали 58% девочек. 45% указали, что они стали жертвами сексуального насилия со стороны не знакомых им лиц, а 12% - в семье; в 91% случаев виновниками насилия были мужчины.

54. 77% девочек признали, что за оказываемые ими сексуальные услуги они получают подарки и деньги, но ни одна из них не призналась сотрудникам центра, что она регулярно занимается проституцией.

55. Амбулаторный центр экстренной помощи бесплатно проводит анализ на ВИЧ/СПИД и другие заболевания, передаваемые половым путем (ЗППП). Из представленной Специальному докладчику выборки, состоящей из 56 ответов на вопросник, видно, что 86% девочек страдали по крайней мере от одного ЗППП. Лишь 60% девочек сообщили о пользовании презервативами.

56. По словам сотрудников центра, посещающие его девочки очень редко пользуются противозачаточными таблетками, и аборты являются весьма распространенным явлением. Каждая десятая девочка сообщила, что она перенесла аборт, который, вполне возможно, был выполнен не раньше 21-й недели беременности. Многие осмотренные сотрудниками дети страдали психическими нарушениями, и в ряде случаев сотрудники предполагали, что эти дети и не подозревали, что являются беременными.

57. Даже те посетившие центр дети, которые жили с родителями, сообщили о том, что их страдания практически не встретили сочувствия и понимания со стороны их родителей. Сотрудники центра сообщили, что им регулярно приходится сталкиваться с такими ситуациями, когда родители ругают детей, признавшихся им в том, что их изнасиловали. Однажды центр посетила девочка, которая пришла по совету своей подруги, побывавшей в центре уже не раз. Девочка сообщила, что месяцем ранее ее изнасиловал мужчина, и, когда она рассказала об этом родителям, они не приняли никаких мер. К тому моменту. когда она решилась прийти в центр, прошло много времени с момента совершения над ней насилия, и важные улики, которые могли бы помочь следствию, были утрачены.

58. Сотрудники амбулаторного центра так же, как и персонал большинства приютов, которые посетила Специальный докладчик, соглашаются с тем, что по сравнению с девочками мальчики испытывают гораздо более сильные психические страдания от сексуального насилия и коммерческой сексуальной эксплуатации. Отчасти это связано с тем стрессом, который переживают мальчики, теряя достоинство в своих глазах и считая, что в будущем они не смогут стать настоящими мужчинами и обеспечивать свою семью. В этой связи была подчеркнута важность привлечения к работе в социальном секторе мужчин, с которыми мальчики, как правило, легче вступают в контакт.

D. Доступ к приютам

59. Такие учреждения, как амбулаторный центр экстренной помощи организации "Врачи мира", крайне важны для многих незарегистрированных детей, живущих в таких городах, как Москва и Санкт-Петербург. Хотя государство и содержит приюты и детские дома для бездомных детей и социальных сирот, они могут попасть в них лишь в том случае, если они зарегистрированы в этом городе. Эта проблема особенно остро стоит в Санкт-Петербурге, где многие семьи уезжают в сельские районы, где жизнь дешевле, но где их взрослеющие дети не находят возможностей для трудоустройства и возвращаются в город. К этому времени они уже получили прописку в сельском районе, и. не находя для себя работы и жилья, они не имеют возможности обратиться в городские государственные социальные учреждения. Кроме того, для того чтобы попасть в приют. дети должны предъявить документы, такие, как медицинские справки и удостоверения личности, которых они могут и не иметь, в том случае, если они убежали из дома.

60. В Российской Федерации насчитывается примерно 701 детский дом, и, по оценкам, от 7 до 11% живущих в них детей являются жертвами жестокого обращения и попадают в них по решению судов. В то же время в случае жестокого обращения с ребенком суд может возвратить ребенка его родителям, передать его под опеку его родственников или поместить его в детский дом или иное аналогичное учреждение, и вполне вероятно, что в приюты попадают лишь те дети, которые стали жертвами очень жестокого обращения. По данным московских НПО. в среднем за год примерно 1 000 московских детей подвергаются избиениям своими родителями, которые иногда причиняют им настолько тяжкие телесные повреждения, что они становятся инвалидами.

61. Особую обеспокоенность вызывает неподготовленность живущих в детских домах и других подобных учреждениях детей к самостоятельной жизни к тому моменту, когда они достигают совершеннолетия и покидают эти дома. Хотя их основные потребности, как правило, удовлетворяются, их фактически никак не готовят к тем радикальным переменам, с которыми им придется столкнуться в самостоятельной жизни. Не имея жизненных навыков и знаний о том, как живет внешний мир, они легко могут оказаться жертвами эксплуатации и часто становятся бездомными.

III. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

А. Выводы

62. Что касается положения детей в Российской Федерации, то особую озабоченность у Специального докладчика вызывают следующие проблемы:

a) Бедственное положение "социальных сирот" - детей, растущих, не имея нормальных семейных условий. Их положение в первую очередь связано с проблемой массового алкоголизма среди взрослого населения, которая все шире распространяется и среди российской молодежи. Не обходит она стороной и большинство бездомных детей. До сих пор эту проблему пытались решить, не искореняя причины бедственного положения ребенка, а помещая его в специализированное учреждение.

b) По причине отсутствия программ полового воспитания в школах многие дети плохо разбираются в вопросах половой жизни, что часто является причиной заражения детей заболеваниями, передаваемыми половым путем, и существования среди них мнения о том, что проституция обеспечивает привлекательный и престижный образ жизни. Специальный докладчик отмечает, что правительство попыталось разработать программу полового воспитания, которая натолкнулась на враждебное отношение со стороны родителей.


с) В отношении Москвы особую обеспокоенность вызывает недостаточное внимание властей к работе Специального докладчика, а также отсутствие сотрудничества между властями и НПО. С этой точки зрения гораздо лучше положение в Санкт-Петербурге.

В. Рекомендации

63. Рекомендации Специального докладчика являются следующими:

a) На Всемирном конгрессе против сексуальной эксплуатации детей в коммерческих целях, проходившем в Стокгольме в 1996 году, Россия подписала Декларацию с обязательством выполнить требования Плана действий к 2000 году. Эта задача до сих пор не решена, и Специальный докладчик настоятельно призывает правительство принять безотлагательные меры для выполнения Плана действий.

b) Необходимо выделить ресурсы на организацию подготовки всех сотрудников государственного сектора, и в первую очередь правоохранительных органов, по вопросам прав ребенка.

c) Необходимо создать специальные суды для несовершеннолетних и по делам несовершеннолетних и организовать подготовку по вопросам прав детей для всех судей, и в первую очередь рассматривающих дела несовершеннолетних.

d) Следует продолжить изучение возможностей создания поста Уполномоченного по делам детей, который в своей работе уделял бы большое внимание вопросам сексуальной эксплуатации, наркомании и алкоголизма, а также проблемам бездомных детей.

e) Следует пересмотреть государственную политику, в соответствии с которой нуждающихся детей в первую очередь пытаются поместить в приюты и детские дома, с тем чтобы шире использовать возможности усыновления, дающего детям больше шансов на необходимые им заботу и уход и на приобретение важных навыков. требующихся во взрослой жизни. От местных властей необходимо требовать того. чтобы они максимально способствовали воспитанию детей в семьях.

f) Необходимо создать сеть воспитателей, работающих среди безнадзорных детей, которые помогали бы им изменить образ жизни. С созданием таких сетей в каждом городе потенциальная возможность получить необходимую помощь появилась бы у всех "социальных сирот".

g) Поскольку основными очагами проституции, как утверждается, являются железнодорожные вокзалы, гостиницы и другие оживленные места, необходимо проводить информационно-пропагандистскую работу среди лиц, работающих в этих сферах, с тем чтобы они сообщали о попытках использовать детей и противодействовали им.

h) Необходимо мобилизовать средства массовой информации и гораздо шире привлекать их к освещению приобретающих все большую остроту проблем насилия и порнографии. В то же время для обсуждения столь деликатных вопросов необходимо, чтобы средства массовой информации подходили к их рассмотрению на основе глубокого понимания проблем.

i) Что касается табу на обсуждение вопросов сексуальной жизни и тех трудностей, с которыми сталкивается правительство, пытаясь организовать программу полового воспитания в школах, Специальный докладчик настоятельно рекомендует ему увязать программу полового воспитания с проведением среди школьников информационной работы по вопросам ВИЧ/СПИДа.

j) Представителям профсоюзов следует встречаться с управляющими коммерческих компаний, с тем чтобы изучать возможность организации программ производственного обучения для молодежи.

Добавление

ПЕРЕЧЕНЬ ОРГАНИЗАЦИЙ И ЛИЦ С КОТОРЫМИ У СПЕЦИАЛЬНОГО ДОКЛАДЧИКА СОСТОЯЛИСЬ ВСТРЕЧИ В ХОДЕ ПОЕЗДКИ

Москва Г-жа Галина Карелова: заместитель министра труда и социального развития

Г-н Евгений Забарчук, заместитель министра юстиции

Г-н Андрей Никифоров, начальник Отдела по социальным вопросам Департамента по правам человека Министерства иностранных дел

Г-жа Марина Корунова, Департамент по правам человека Министерства иностранных дел

Г-жа Галина Хзан, Департамент по международному гуманитарному сотрудничеству и правам человека Министерства иностранных дел

Г-жа Галина Тростанецкая, Управление социально-педагогической поддержки и реабилитации детей Министерства образования

Г-жа Наталья Волкова, начальник Управления по делам несовершеннолетних и молодежи Генеральной прокуратуры

Г-жа Карина В. Прытова, прокурор Генеральной прокуратуры

Г-н Леонид Ермолаев, начальник Международно-правового управления Генеральной прокуратуры

Г-жа Светлана Горячева, Председатель Комитета по делам женщин, семьи и молодежи Государственной Думы

Г-жа Рая Воронцова, заместитель Председателя Комитета по делам женщин, семьи и молодежи

Г-н Александр Баранников, заместитель Председателя Комитета по делам женщин, семьи и молодежи

Г-н Олег Миронов, уполномоченный по правам человека в Российской Федерации

Г-н Рашид Фейзуханов, заместитель начальника главного Управления международного сотрудничества

Д-р Андрей Лебедев, начальник Отдела аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

Г-н Андрей Романченко, заместитель министра по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций

Г-н Николай И. Мартьянов, начальник Управления внешних связей министерства по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций

Г-н Владимир Кондратьев, Министерство иностранных дел

Г-жа Валентина Чумичева, Управление медицинской и социальной помощи детям и подросткам Министерства здравоохранения

Г-жа Елена Куприянова, Министерство труда и социального развития Г-н Акопян Игорь Ашотович, директор школы-интерната № 15

Г-н Борис Алтшулер, правозащитная организация по правам ребенка, российский исследовательский центр прав человека

Г-н Анатолий Северный, Ассоциация детских психиатров и психологов Организация Объединенных Наций и другие международные учреждения

Г-н Владимир Павинский, Информационный центр Организации Объединенных Наций, Москва

Г-жа Анна Йоханссон. Отделение Управления Верховного комиссара по делам беженцев (УВКБ) в Москве

Г-жа Андреа Таубер. УВКБ, Москва Г-н Аркадиуш Майшик. ЮНЭЙДС. Москва

Д-р Любовь Ерофеева, Фонд Организации Объединенных Наций по народонаселению (ЮНФПА), Москва

Г-жа Минна Ханхиярви, Международная организация труда (МОТ), Московское региональное бюро

Г-жа Розмари Маккрири, Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ), представитель по Российской Федерации, Украине и Беларуси

Г-н Виктор Леонов, руководитель информационного направления. Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН)

Г-жа Ирина Г. Леонова, ПРООН Г-н Джон Галпин, Международная организация по миграции, Москва

Санкт-Петербург Г-н A.M. Хазов. Комитет по делам семьи, детства и молодежи Г-жа Л.Д. Огнева, Уполномоченный по правам детей Д-р Алла Павловна Суровцева, организация "Врачи мира"

Г-н Владимир Сергеевич Спирин. Санкт-Петербургский комитет по делам детей, молодежи и семьи

Г-жа Елена Никандрова, Санкт-Петербургский комитет по международным связям

Г-жа Н. Бондаренко, директор Государственного детского реабилитационного центра "Ребенок в опасности"

Г-н Кьел Гердин, Санкт-Петербургское общество зашиты детей

Г-жа Лиза Гердин, Санкт-Петербургское общество защиты детей

Д-р Михаил Акимов, медицинский координатор, организация "Врачи мира"

Г-жа Лариса Кузьмина, социальный работник, организация "Врачи мира"

Г-н Михаил Никитин, психолог, организация "Врачи мира"

Г-жа Вера Смирнова, Региональный неправительственный благотворительный фонд зашиты детей, исследовательская группа Санкт-Петербургского государственного университета

Г-жа Светлана Снопова, исследовательская группа Санкт-Петербургского государственного университета

Г-жа Елена Воронова, исследовательская группа Санкт-Петербургского государственного университета, лектор кафедры социологии по вопросам социальной работы

Г-н Сергей Иванов, независимый исследовательский центр (Институт региональных экономических проблем Российской академии наук)

Г-жа Надежда В. Коблова, координатор ПРООН

Г-жа Татьяна Воронина, председатель Регионального неправительственного благотворительного фонда защиты детей

Г-жа Светлана Егорычева, заместитель председателя Регионального неправительственного благотворительного фонда защиты детей

Д-р Анатолий Железнов, медучреждение для безнадзорных детей

Г-н Слава Т. Ходко, генеральный управляющий Санкт-Петербургского Центра международного сотрудничества

Г-н Сергей Вамин, Министерство иностранных дел

Г-жа Наталия Мелешко, социальный работник

Г-жа Виктория Дгея, социальный работник

Г-жа Ольга Ухатук, Международное общество мобильного юношеского труда

Г-н Стефан Вернер, Международное общество мобильного юношеского труда

Г-жа Татьяна Елисеева, заместитель директора, Федерация профсоюзов

Организация Объединенных Наций и другие международные учреждения Г-жа Рузанн Иванян, ЮНИСЕФ, Санкт-Петербург Г-жа Марина Коновалова, УВКБ

Г-н Алексей И. Бухаров, Международная программа по упразднению детского труда (ИПЕК), руководитель национальной программы, МОТ

Г-жа Татьяна Линева, Председатель, Красный Крест, Санкт-Петербург и Северо-западный регион