На главную страницу | На Мероприятия
Законы
| Права родителей | Семья
и школа | Семья и демография | Новости,
события, мероприятия
Дети и СМИ | Родительский форум | О нас | Родительское
движение
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации"
Необходимость разработки и принятия вышеназванного законопроекта
вызвана несовершенством и пробельностью регламентации в действующем Уголовном кодексе Российской Федерации ответственности за нравственное растление, сексуальное совращение и эксплуатацию несовершеннолетних. Современное состояние уголовно-правовой защиты половой неприкосновенности, нормального развития несовершеннолетних, нравственности детей не соответствует сложившейся и прогнозируемой криминальной ситуации в этой сфере, требованиям международного права и отечественного законодательства, направленным на охрану детей. Действующее уголовное законодательство России не учитывает в полной мере появление новых, нетрадиционных для страны форм вовлечения детей в отечественный, зарубежный и международный секс- и порнобизнес, в открытые и завуалированные разновидности проституции.
В статье 34 Конвенции ООН о правах ребенка государствам-участникам (в том числе и России) предложено принять "все необходимые меры для предотвращения: а) склонения или принуждения ребенка, к любой незаконной сексуальной деятельности;
Ь) использования в целях эксплуатации детей в проституции и иной незаконной сексуальной практике; с) использования в целях эксплуатации детей в порнографии и порнографических материалах". В заключительных документах Комитета по правам ребенка ООН, вынесенных по итогам XXII сессии Генеральной Ассамблеи ООН 8 октября 1999 г., России рекомендовано принять все необходимые меры для ускорения процесса реформирования законодательства, в том числе в области защиты детей от порнографии, от любого рода насилия и жестокого обращения, от сексуальных злоупотреблений. как в семье, так и вне ее.
Во исполнение названных и иных международно-правовых принципов, норм и рекомендаций, а также требований российского законодательства (см. Приложение 2). законопроектом предлагается внесение комплекса изменений и дополнений в УК РФ.
«I Настоящий проект федерального закона имеет своими целями:
расширение правовых гарантий защиты несовершеннолетних от любых форм растления, посягательств на половую неприкосновенность, сексуальной эксплуатации;
приведение УК РФ в соответствие с принципами и нормами Конвенции о правах ребенка, другими международными актами, предусматривающими защиту детей от сексуального совращения и сексуальных злоупотреблений со стороны взрослых лиц;
реализацию в нормах уголовного законодательства положений российского законодательства, направленных на обеспечение нормального развития несовершеннолетних, нравственности и здоровья населения;
усиление уголовной ответственности за преступления, связанные с коммерческими, организованными, и транснациональными формами секс- и порнобизнеса и использованием в нем детей.
В настоящем проекте федерального закона предусмотрено:
повышение с четырнадцати до шестнадцати лет возрастных границ уголовно-правовой защиты несовершеннолетних от ненасильственных преступлений против половой неприкосновенности (статьи 134 и 135 УК);
дифференциация уголовной ответственности за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних и общественной нравственности, в зависимости от характера содеянного и возраста потерпевших (статьи 133, 135. 1351. 241 ч. 2., 242 ч. 3.242 и др.);
повышение уголовной ответственности за совершения преступлений против несовершеннолетних родителями, педагогами и иными лицами, на которых законом возложены обязанности по воспитанию детей и надзору за ними (статьи 133, 134. 135, 1351, 150. 151 и 242ÓK);
расширение круга уголовно-наказуемых деяний против половой неприкосновенности несовершеннолетних и общественной нравственности (статьи 133 ч. 2, 3, 1351. 241 ч. 2. 242 2422УК), в том числе путем введения новых специальных составов преступлений, предусматривающих ответственность за коммерческую сексуальную эксплуатацию несовершеннолетних ( новые статьи 135 242);
признание преступными общественно опасных деяний взрослых лиц, направленных на вовлечение несовершеннолетних в порнобизнес, а также в оборот продукции. оказание услуг и в зрелищные мероприятия сексуального характера (статьи 126, 1351. 151, 152. 242 УК);
установление уголовной ответственности за оборот детской порнографии и использование детей в качестве моделей для изготовления продукции порнографического характера (статья 2421 УК);
установление уголовной ответственности за массовые, публичные формы растления детей с использованием средств массовой информации, телекоммуникационных сетей (включая Интернет), рекламы (статьи 135.1351. 242. 242 2422);
отнесение к категориям тяжких или особо тяжких преступлений общественно опасных деяний, связанных с организацией или пособничеством занятию проституцией (статья 241), а также с детской порнографией, вовлечением несовершеннолетних в занятие проституцией, в оборот продукции порнографического характера, совершенных при отягчающих обстоятельствах (статьи 2421 ч.ч. 2. 4. 5. 151 ч.ч. 2. 3, 242 ч.ч. 4, 5 УК);
ужесточение уголовной ответственности за групповые, организованные, публичные и коммерческие формы сексуальной эксплуатации и сексуального совращения несовершеннолетних, за рецидив таких преступлений (статьи 133. 134, 135. 1351. 150. 151. 152. 240, 241. 242. 2421 УК);
повышение ответственности за похищение человека (статья 126 УК) и вовлечение в занятие проституцией (статья 240 УК), сопряженные с незаконным перемещением или удержанием потерпевшего за границей;
установление повышенных экономических санкций за коммерческие формы сексуальной эксплуатации несовершеннолетних, в том числе сопряженные с незаконным извлечением дохода в крупном и особо крупном размере (статьи 135 , 242. 242 );
законодательное определение ряда уголовно-правовых понятий, используемых в новых, измененных и дополненных законопроектом нормах: "продукция сексуального характера", "зрелищные мероприятия сексуального характера", "продукция порнографического характера", "действия сексуального характера", "проституция", "пропаганда насилия и жестокости" (примечания к статьям 126. 1351, 151, 242, 242 и 242 ).
Настоящим законопроектом вносятся следующие изменения и дополнения в Уголовный кодекс Российской Федерации.
1. В целях повышения эффективности уголовно-правовой защиты несовершеннолетних 14-15 лет от сексуального совращения проектом закона предусмотрено следующие меры.
Исключается признак "заведомости" недостижения потерпевшим четырнадцатилетнего возраста из действующих составов преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних (статьи 131, 132). Отсутствие легального толкования данного признака способствует произвольному его толкованию и, как следствие. -уходу виновных от уголовной ответственности. Для предупреждения таких ошибок и злоупотреблений и обеспечения неотвратимости ответственности виновных указанный признак не предусмотрен и в новых, проектируемых составах преступлений, выделяющих малолетних в качестве особо охраняемой категории потерпевших (статьи 135, 135.241.242.2421 проекта).
Предлагается повышение до шестнадцати лет возраста потерпевших от преступлений, предусмотренных в УК РФ статьями: 134 "Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста" и 135 "Развратные действия". Устанавливается, что действие указанных норм не распространяется лиц. состоящих на момент совершения указанных действий в зарегистрированном браке с несовершеннолетним.
Это вызвано потребностью в устранении последствий необоснованной, произвольной декриминализации ненасильственных половых контактов с несовершеннолетними 14-15-летнего возраста. УК РФ 1996 г.. а затем Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" от 25.06.98 г. (№ 92-ФЗ) существенно сократили, по сравнению с УК РСФСР 1960 г.. гарантии правовой охраны половой неприкосновенности несовершеннолетних. Для потерпевших от развратных действий максимальный возраст был снижен с 18-ти до 14-ти лет (статья 135 УК РФ), а от добровольного полового сношения или иных действий сексуального характера (статья 134 УК РФ) - с 16-ти до 14-ти лет (в УК РСФСР 1960 г. потерпевший от такого деяния определялся как "лицо, не достигшее половой зрелости"). Такое законодательное решение не соответствует общемировым тенденциям уголовной политики, ориентированной на повышение уровня уголовно-правовой защиты детей, и противоречит современным научным данным о возрастном психофизиологическом развитии (установлено, что биологическая и психологическая зрелость ребенка, необходимая для начала половой жизни, наступает в большинстве случаев к 16 годам, а социальная - еще позже).
Высокая вероятность причинения даже "ненасильственными половыми преступлениями серьезного вреда физическому, психическому и нравственному здоровью несовершеннолетних обусловливает введение законопроектом в статьях 134 и 135 УК РФ таких отягчающих обстоятельств, как психическое расстройство, самоубийство потерпевшего, заражение его ВИЧ-инфекцией или иные тяжкие последствия, наступившие по неосторожности. Предусмотрено также повышение в указанных статьях ответственности за рецидив преступлений и за их совершение в отношении двух и более лиц.
2. В статьях 133, 134, 135, 1351, 150. 151 и 2421 У К предлагается ввести повышенные меры ответственности за совершение преступления родителем или иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним., законопроект предусматривает введение в качестве отягчающего признака в статьях 135, 242 и 2422 УК. "совершение преступления с использованием средств массовой информации, телекоммуникационных сетей или в иной публичной форме". Понятие "использования средств массовой информации или иных публичных форм для совершения преступлений" уже имеется в действующем УК в статьях 129. 130, 282 и 354 и не являются для него новацией. Введение аналогичного понятия в составы преступлений, связанных с посягательствами на права детей и общественную нравственность, позволяет реализовать уголовно-правовыми средствами требования статьи 14 Федерального закона РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 3 июля 1998 года о защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
11. Указанным выше целям соответствует и введение настоящим законопроектом новой статьи 2422 УК Российской Федерации, предусматривающей ответственность за "распространение, демонстрацию или рекламирование продукции, пропагандирующей насилие, жестокость или немедицинское потребление J наркотических средств или психотропных веществ, если это деяние совершено с использованием средств массовой информации или телекоммуникационных сетей, либо в иной публичной форме".
12. В примечаниях к статьям 126, 1351, 151, 242. 2421 и 2422 законопроекта во избежание произвольного, расширительного толкования используемых ими новых терминов, предусмотрены определения таких понятий, как "продукция сексуального характера", "зрелищные мероприятия сексуального характера", "продукция порнографического характера", "действия сексуального характера", "проституция", "пропаганда насилия и жестокости". В составах преступлений, предусматривающих коммерческие формы сексуальной эксплуатации и сексуального совращения детей (статьи 135 , 242 и 2421), и выделяющих отягчающие признаки извлечения дохода в "крупном" или в "особо крупном размере", предусмотрены стоимостные показатели таких доходов.
Реализация Федерального закона, в случае его принятия, не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.