На главную страницу | На Мероприятия

На Парламентские слушания

Законы | Права родителей | Семья и школа | Семья и демография | Новости, события, мероприятия
Дети и СМИ | Родительский форум | О нас | Родительское движение

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации"

Необходимость разработки и принятия вышеназванного законопроекта

вызвана несовершенством и пробельностью регламентации в действующем Уголовном кодексе Российской Федерации ответственности за нравственное растление, сексу­альное совращение и эксплуатацию несовершеннолетних. Современное состояние уголовно-правовой защиты половой неприкосновенности, нормального развития несо­вершеннолетних, нравственности детей не соответствует сложившейся и прогнози­руемой криминальной ситуации в этой сфере, требованиям международного права и отечественного законодательства, направленным на охрану детей. Действующее уго­ловное законодательство России не учитывает в полной мере появление новых, нетрадиционных для страны форм вовлечения детей в отечественный, зарубежный и международный секс- и порнобизнес, в открытые и завуалированные разновидности проституции.

      В статье 34 Конвенции ООН о правах ребенка государствам-участникам (в том числе и России) предложено принять "все необходимые меры для предотвращения: а) склонения или принуждения ребенка, к любой незаконной сексуальной деятельности;

Ь) использования в целях эксплуатации детей в проституции и иной незаконной сексу­альной практике; с) использования в целях эксплуатации детей в порнографии и пор­нографических материалах". В заключительных документах Комитета по правам ре­бенка ООН, вынесенных по итогам XXII сессии Генеральной Ассамблеи ООН 8 октября 1999 г., России рекомендовано принять все необходимые меры для ускорения процес­са реформирования законодательства, в том числе в области защиты детей от порно­графии, от любого рода насилия и жестокого обращения, от сексуальных злоупотреб­лений. как в семье, так и вне ее.

Во исполнение названных и иных международно-правовых принципов, норм и рекомендаций, а также требований российского законодательства (см. Приложение 2). законопроектом предлагается внесение комплекса изменений и дополнений в УК РФ.

«I Настоящий проект федерального закона имеет своими целями:

расширение правовых гарантий защиты несовершеннолетних от любых форм растления, посягательств на половую неприкосновенность, сексуальной эксплуатации;

приведение УК РФ в соответствие с принципами и нормами Конвенции о правах ребенка, другими международными актами, предусматривающими защиту детей от сексуального совращения и сексуальных злоупотреблений со стороны взрослых лиц;

реализацию в нормах уголовного законодательства положений российского за­конодательства, направленных на обеспечение нормального развития несовершенно­летних, нравственности и здоровья населения;

усиление уголовной ответственности за преступления, связанные с коммерче­скими, организованными, и транснациональными формами секс- и порнобизнеса и ис­пользованием в нем детей.

В настоящем проекте федерального закона предусмотрено:

повышение с четырнадцати до шестнадцати лет возрастных границ уголовно-правовой защиты несовершеннолетних от ненасильственных преступлений против по­ловой неприкосновенности (статьи 134 и 135 УК);

дифференциация уголовной ответственности за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних и общественной нравственности, в зависи­мости от характера содеянного и возраста потерпевших (статьи 133, 135. 1351. 241 ч. 2., 242 ч. 3.242 и др.);

повышение уголовной ответственности за совершения преступлений против не­совершеннолетних родителями, педагогами и иными лицами, на которых законом воз­ложены обязанности по воспитанию детей и надзору за ними (статьи 133, 134. 135, 1351, 150. 151 и 242ÓK);

расширение круга уголовно-наказуемых деяний против половой неприкосновен­ности несовершеннолетних и общественной нравственности (статьи 133 ч. 2, 3, 1351. 241 ч. 2. 242 2422УК), в том числе путем введения новых специальных составов пре­ступлений, предусматривающих ответственность за коммерческую сексуальную экс­плуатацию несовершеннолетних ( новые статьи 135 242);

признание преступными общественно опасных деяний взрослых лиц, направлен­ных на вовлечение несовершеннолетних в порнобизнес, а также в оборот продукции. оказание услуг и в зрелищные мероприятия сексуального характера (статьи 126, 1351. 151, 152. 242 УК);

установление уголовной ответственности за оборот детской порнографии и ис­пользование детей в качестве моделей для изготовления продукции порнографическо­го характера (статья 2421 УК);

установление уголовной ответственности за массовые, публичные формы рас­тления детей с использованием средств массовой информации, телекоммуникацион­ных сетей (включая Интернет), рекламы (статьи 135.1351. 242. 242 2422);

отнесение к категориям тяжких или особо тяжких преступлений общественно опасных деяний, связанных с организацией или пособничеством занятию проституцией (статья 241), а также с детской порнографией, вовлечением несовершеннолетних в за­нятие проституцией, в оборот продукции порнографического характера, совершенных при отягчающих обстоятельствах (статьи 2421 ч.ч. 2. 4. 5. 151 ч.ч. 2. 3, 242 ч.ч. 4, 5 УК);

ужесточение уголовной ответственности за групповые, организованные, пу­бличные и коммерческие формы сексуальной эксплуатации и сексуального совраще­ния несовершеннолетних, за рецидив таких преступлений (статьи 133. 134, 135. 1351. 150. 151. 152. 240, 241. 242. 2421 УК);

повышение ответственности за похищение человека (статья 126 УК) и вовлече­ние в занятие проституцией (статья 240 УК), сопряженные с незаконным перемещени­ем или удержанием потерпевшего за границей;

установление повышенных экономических санкций за коммерческие формы сек­суальной эксплуатации несовершеннолетних, в том числе сопряженные с незаконным извлечением дохода в крупном и особо крупном размере (статьи 135 , 242. 242 );

законодательное определение ряда уголовно-правовых понятий, используемых в новых, измененных и дополненных законопроектом нормах: "продукция сексуального характера", "зрелищные мероприятия сексуального характера", "продукция порногра­фического характера", "действия сексуального характера", "проституция", "пропаганда насилия и жестокости" (примечания к статьям 126. 1351, 151, 242, 242 и 242 ).

Настоящим законопроектом вносятся следующие изменения и дополне­ния в Уголовный кодекс Российской Федерации.

1. В целях повышения эффективности уголовно-правовой защиты несо­вершеннолетних 14-15 лет от сексуального совращения проектом закона предусмотрено следующие меры.

Исключается признак "заведомости" недостижения потерпевшим четырнад­цатилетнего возраста из действующих составов преступлений против половой непри­косновенности несовершеннолетних (статьи 131, 132). Отсутствие легального толкова­ния данного признака способствует произвольному его толкованию и, как следствие. -уходу виновных от уголовной ответственности. Для предупреждения таких ошибок и злоупотреблений и обеспечения неотвратимости ответственности виновных указанный признак не предусмотрен и в новых, проектируемых составах преступлений, выделяю­щих малолетних в качестве особо охраняемой категории потерпевших (статьи 135, 135.241.242.2421 проекта).

Предлагается повышение до шестнадцати лет возраста потерпевших от преступлений, предусмотренных в УК РФ статьями: 134 "Половое сноше­ние и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шест­надцатилетнего возраста" и 135 "Развратные действия". Устанавливается, что действие указанных норм не распространяется лиц. состоящих на момент совершения указанных действий в зарегистрированном браке с несовершеннолетним.

Это вызвано потребностью в устранении последствий необоснованной, произ­вольной декриминализации ненасильственных половых контактов с несовершеннолет­ними 14-15-летнего возраста. УК РФ 1996 г.. а затем Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" от 25.06.98 г. (№ 92-ФЗ) существенно сократили, по сравнению с УК РСФСР 1960 г.. гарантии правовой охраны половой неприкосновенности несовершеннолетних. Для потерпевших от раз­вратных действий максимальный возраст был снижен с 18-ти до 14-ти лет (статья 135 УК РФ), а от добровольного полового сношения или иных действий сексуального ха­рактера (статья 134 УК РФ) - с 16-ти до 14-ти лет (в УК РСФСР 1960 г. потерпевший от такого деяния определялся как "лицо, не достигшее половой зрелости"). Такое законо­дательное решение не соответствует общемировым тенденциям уголовной политики, ориентированной на повышение уровня уголовно-правовой защиты детей, и противо­речит современным научным данным о возрастном психофизиологическом развитии (установлено, что биологическая и психологическая зрелость ребенка, необходимая для начала половой жизни, наступает в большинстве случаев к 16 годам, а социальная - еще позже).

Высокая вероятность причинения даже "ненасильственными половыми преступ­лениями серьезного вреда физическому, психическому и нравственному здоровью не­совершеннолетних обусловливает введение законопроектом в статьях 134 и 135 УК РФ таких отягчающих обстоятельств, как психическое расстройство, самоубийство потер­певшего, заражение его ВИЧ-инфекцией или иные тяжкие последствия, наступившие по неосторожности. Предусмотрено также повышение в указанных статьях ответствен­ности за рецидив преступлений и за их совершение в отношении двух и более лиц.

2. В статьях 133, 134, 135, 1351, 150. 151 и 2421 У К предлагается ввести повы­шенные меры ответственности за совершение преступления родителем или иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовер­шеннолетнего, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осущест­влять надзор за несовершеннолетним., законопроект предусматривает введение в качестве отягчающего приз­нака в статьях 135, 242 и 2422 УК. "совершение преступления с использованием средств массовой информации, телекоммуникационных сетей или в иной пу­бличной форме". Понятие "использования средств массовой информации или иных публичных форм для совершения преступлений" уже имеется в действующем УК в ста­тьях 129. 130, 282 и 354 и не являются для него новацией. Введение аналогичного по­нятия в составы преступлений, связанных с посягательствами на права детей и обще­ственную нравственность, позволяет реализовать уголовно-правовыми средствами требования статьи 14 Федерального закона РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 3 июля 1998 года о защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и ду­ховному развитию, в том числе от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркома­нию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

11. Указанным выше целям соответствует и введение настоящим законопроек­том новой статьи 2422 УК Российской Федерации, предусматривающей ответствен­ность за "распространение, демонстрацию или рекламирование продукции, пропагандирующей насилие, жестокость или немедицинское потребление J наркотических средств или психотропных веществ, если это деяние совер­шено с использованием средств массовой информации или телекоммуникаци­онных сетей, либо в иной публичной форме".

12. В примечаниях к статьям 126, 1351, 151, 242. 2421 и 2422 законопроекта во из­бежание произвольного, расширительного толкования используемых ими новых тер­минов, предусмотрены определения таких понятий, как "продукция сексуального характера", "зрелищные мероприятия сексуального характера", "продукция порногра­фического характера", "действия сексуального характера", "проституция", "пропаганда насилия и жестокости". В составах преступлений, предусматривающих коммерческие формы сексуальной эксплуатации и сексуального совращения детей (статьи 135 , 242 и 2421), и выделяющих отягчающие признаки извлечения дохода в "крупном" или в "особо крупном размере", предусмотрены стоимостные показатели таких доходов.

Реализация Федерального закона, в случае его принятия, не потребует дополни­тельных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.