На главную страницу | На Мероприятия

Законы | Права родителей | Семья и школа | Семья и демография | Архив новостей
Дети и СМИ | Родительский форум | О нас | Родительское движение

РЕКОМЕНДАЦИИ 

Парламентских слушаний

 "Социально-правовая защита детей от сексуальной эксплуатации и растления"

 г. Москва                                 4 февраля 2002 г.

Рассмотрев широкий круг вопросов, касающихся социально-правовой защиты детей от сексуальной эксплуатации, нравственного и физического растления, участники парламентских слушаний отмечают:

современное состояние социально-правовой защиты половой не­прикосновенности, нормального развития, нравственности детей не со­ответствует сложившейся и прогнозируемой социальной и криминаль­ной ситуации в этой сфере, требованиям международного права и отече­ственного законодательства, направленным на охрану несовершенно­летних;

нуждаются в выполнении рекомендации Комитета по правам ре­бенка ООН, вынесенные в адрес России по итогам XXII сессии Гене­ральной Ассамблеи ООН 8 октября 1999 г., о принятии всех необходи­мых мер для ускорения процесса реформирования законодательства, в том числе в области защиты детей от порнографии, от любого рода на­силия и жестокого обращения, от сексуальных злоупотреблений, как в семье, так и вне ее;

внутри страны сформировался устойчивый преступный бизнес на содержании притонов и сводничестве, проституции, порнографии, раз­витии теневого рынка сексуальных услуг и вовлечении в эту порочную деятельность несовершеннолетних, распространены организованные формы сексуальной эксплуатации детей в коммерческих целях;

вызывает крайнюю обеспокоенность распространение новых, не­традиционных форм открытого, массового, публичного растления несовершеннолетних вызывает крайнюю обеспокоенность распространение новых, не­традиционных форм открытого, массового, публичного растления несо­вершеннолетних, сексуализации, маргинализации и криминализации со­знания и поведения детей и подростков с использованием в этих целях средств массовой информации, специализированных эротических пери­одических изданий, рекламы, видеоиндустрии, современных телекомму­никационных средств, сети Интернет, образовательно-просветительских проектов и иных каналов информационного воздействия;

в настоящее время отсутствуют исчерпывающие научно обосно­ванные данные, статистическая картина и прогнозы вышеуказанных процессов в их влиянии на будущее России;

действующее уголовное законодательство России не учитывает в полной мере появление новых, нетрадиционных для страны форм вовле­чения детей в отечественный, зарубежный и международный секс и пор­нобизнес, в открытые и завуалированные разновидности проституции;

необходимо пересмотреть не обоснованное специальными позна­ниями в области детской психиатрии, психологии, педагогики, физиоло­гии и других отраслей знания законодательное решение о снижении до 14 лет в Уголовном кодексе РФ возраста потерпевших от развратных действий и иных ненасильственных половых преступлений, повлекшее безнаказанное расширение за счет несовершеннолетних социальной базы секс и порнобизнеса;

до сих пор не находят должной государственной оценки и адекват­ного противодействия общественно опасные деяния взрослых лиц, вов­лекающих несовершеннолетних в порнобизнес, в оборот продукции, ока­зание услуг и в зрелищные мероприятия, имеющие выраженную сексу­альную направленность (пип-шоу, стриптиз-клубы, эротические и пор­нографические фото                 и видеосъемки, массажные эротические салоны и т.п.);

требуется незамедлительное принятие комплекса законодательных, социальных, финансово-экономических, организационно-методических, образовательно-воспитательных мер, направленных на защиту духовной и информационной безопасности детей и подростков, обеспечение их нормального нравственного, психического, духовного и физического развития, включая меры регулирования и контроля над хлынувшими в современное российское общество информационными потоками, в том числе распространяемыми через сети Интернет;

до сих пор не реализована в отраслевом законодательстве России норма ст. 14 Федерального закона РФ "Об основных гарантиях прав ре­бенка в Российской Федерации" от 3 июля 1998 года о защите «ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе ... от распростране­ния печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, ан­тиобщественное поведение».

Принимая во внимание важность и неотложность решения обсужда­емых проблем, их значение для обеспечения национальной безопасности России, участники Парламентских слушаний считают необходимым РЕ­КОМЕНДОВАТЬ:

1. Президенту Российской Федерации:

претворить в жизнь конституционную обязанность государства по защите и поддержке материнства, детства и семьи, включая повышение социального престижа института семьи, материального благосостояния, уровня и качества жизни российских семей;

уделить особое внимание созданию условий для нормального раз­вития, духовной и информационной безопасности детей в основных сфе­рах их жизнедеятельности (в семье, в сферах воспитания, образования, культуры, массовой информации), защите несовершеннолетних от нравнравственного и физического растления, сексуальной и экономической эксп­луатации в качестве приоритетного направления государственной поли­тики в области охраны детства и обеспечения интересов национальной безопасности России;

установить систематический контроль за деятельностью федераль­ных органов исполнительной власти по созданию условий для нормаль­ного нравственного, психического и духовного развития несовершенно­летних, предупреждению их растления и эксплуатации, вовлечения в за­нятие проституцией, секс- и порноиндустрию;

поручить Правительству Российской Федерации:

- осуществлять в полном объеме финансирование федеральных це­левых программ и мероприятий, направленных на защиту детства, пре­дупреждение растления и эксплуатации несовершеннолетних;

- организовать и сопроводить соответствующим финансированием комплексные (с привлечением специалистов различного профиля в обла­сти охраны детства), межведомственные научные исследования состоя­ния проблемы, ее взаимосвязи с другими социальными болезнями обще­ства: (детской беспризорностью, безнадзорностью, правонарушениями, суицидом, психическими аномалиями среди несовершеннолетних, их виктимизацией, ростом заболеваний, передаваемых половым путем, ранней беременностью, младенческой и материнской смертностью и врожденными патологиями детей, родившихся от несовершеннолетних матерей);

поручить Прокуратуре Российской Федерации:

- разработать единую концепцию борьбы с сексуальной эксплуата­цией и растлением несовершеннолетних;

-             -          повысить эффективность надзора за соблюдением законности в сфере охраны.

2           2         Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

принять в приоритетном порядке проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Феде­рации", направленный на усиление уголовной ответственности за нрав­ственное растление, сексуальное совращение и эксплуатацию несовершен­нолетних;

привести действующие федеральные и проектируемые законодатель­ные акты в соответствие с принципами и нормами Конвенции о правах ре­бенка, другими международными актами, предусматривающими защиту детей от сексуального и нравственного совращения, эксплуатации и сексу­альных злоупотреблений;

строить законопроектную работу в области охраны детства, руковод­ствуясь принципом системного, комплексного подхода к созданию право­вых гарантий обеспечения информационной безопасности несовершенно­летних, их нормального психического, нравственного и духовного развития (прежде всего, в законодательстве о массовой информации, образовании, культуре, гражданском, семейном, административном праве);

инициировать разработку и принятие Федерального закона «О защи­те нравственности и здоровья детей в сфере массовой информации»;

продолжить законодательную деятельность по расширению социаль­но-правовых гарантий защиты несовершеннолетних от любых (в том числе коммерческих и публичных) форм растления, сексуальной эксплуатации, посягательств на половую неприкосновенность, а также от пропаганды на­силия, жестокости, сексуальной вседозволенности, потребления наркоти­ческих средств и психотропных веществ;

дополнить ст. 14 Федерального Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» пунктом о проведении специальной комплексной экспертизы (психолого-педагогической, психолингвистичес­кой, психиатрической, культурологической, криминологической, религиоведческой ) материалов средств массовой информации и рекламы, предназ­наченных для детей и подростков, а также образовательных программ, ме­тодик, учебной и учебно-методической литературы (особенно используе­мых в экспериментальных проектах), предоставив право инициирования таких экспертиз педагогам, воспитателям, родителям и самодеятельным организациям учащихся;

дополнить Закон РФ "Об образовании" нормой, устанавливающей гарантии обеспечения сохранности жизни и здоровья, психической, духов­ной и физической безопасности детей при осуществлении эксперименталь­ной и инновационной деятельности в системе общего и дополнительного образования;

установить в отраслевом законодательстве норму об обязательном получении добровольного информированного согласия родителей на учас­тие их несовершеннолетних детей в любых видах экспериментальной и ин­новационной деятельности (образовательного и просветительского харак­тера, в анкетировании и опросах и пр.), как дополнительную правовую га­рантию защиты детей от растлевающих видов информационнного и пси­хического воздействия.

3. Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:

поддержать проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации", направленный на усиление уголовной ответственности за нравственное растление, сексуаль­ное совращение и эксплуатацию несовершеннолетних;

продолжить законодательную работу, направленную на обеспечение информационной безопасности, защиту нравственности, психического, нравственного и духовного здоровья и нормального развития детей в сфе­рах массовой информации, образования и культуры, а также на ограждение несовершеннолетних от оборота продукции, оказания услуг и организации зрелищных мероприятий сексуального характера.

                                                          4. Правительству Российской Федерации

при разработке федеральных целевых программ, направленных на защиту детства, особое внимание уделять противодействию деструктивным процессам в социально-культурной и духовно-нравственной сферах общества, порождающим жестокое обращение с детьми, их сексуальную эксплуатацию и растление, предусматривая меры по восстановлению, сохранению и приумножению отечественных созидательных традиций семейного и коллективного воспитания несовершеннолетних:

разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации пакет законопроектов, направленных на охрану прав детей на нормальное психическое и нравственное развитие, информационную и духовную безопасность в сферах образования, воспитания, культуры, массовой информации и рекламы;

разработать и внедрить в повседневную практику систему мер по реабилитации несовершеннолетних жертв сексуального совращения и эксплуатации;

принять комплекс мер, направленных на сокращение незанятости несовершеннолетних  в  сферах  образования,  трудоустройства  и организованных форм досуга, как социальной предпосылки их вовлечения в  проституцию,  секс- и  порнобизнес;  обеспечить достоверную статистическую информацию о состоянии, структуре и региональной распространенности не занятости несовершеннолетних;

во исполнение действующего законодательства обеспечить соблюде­ние запретов на распространение среди несовершеннолетних печатной, аудио-, видео- и иной продукции сексуального (эротического) характера, а также информации, популяризирующей антиобщественное и преступное поведение, пропагандирующей нормы и ценности криминальной среды;

принять меры, направленные на предупреждение и пресечение использова­ния несовершеннолетних в изготовлении, рекламировании и распростране­нии указанных видов продукции;

разработать предусмотренные ст. 14 Федерального закона РФ "Об ос­новных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и обеспечить введение в действие нормативов распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, иной информации (включая информацию, со­держащуюся в рекламе, образовательных программах, используемую в об­разовательных методиках и учебно-методической литературе, при оформ­лении полиграфической продукции учебного назначения), не рекомендуе­мой ребенку для пользования до достижения им возраста 16 лет ;

установить систематический контроль за внедрением и соблюдением указанных нормативов в деятельности средств массовой информации, рек­ламных агентств и образовательных учреждений;

в целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья, нрав­ственности ребенка, защиты его от негативных воздействий и реализации положений п. 3 ст. 14 Федерального Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» разработать Положения: 1) "Об эк­спертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых со­оружений для детей" (как важнейших средств массовой коммуникации, воспитания, обучения и социализации несовершеннолетних), 2) "О специ­альной комплексной экспертизе (психолого-педагогической, психолингвис­тической, психиатрической, культурологической, криминологической, религиоведческой) образовательных программ, методик, учебной и учебно-методической литературы, 3) "О специальной комплексной экспертизе ма­териалов средств массовой информации и рекламы, предназначенных для детей и подростков";

провести ревизию используемых и проектируемых в общеобразова­тельной практике учебников, учебно-методических пособий и образова­тельных программ, а также фондов школьных библиотек с целью выявле­ния и исключения из них информации, способной нанести вред нравствен­ному и духовному развитию ребенка, его психическому и физическому здо­ровью;

предусматривать в федеральных целевых программах предупреждения преступности в Российской Федерации специальный раздел, включающий комплекс мер по противодействию преступлениям против половой непри­косновенности, нравственности и нормального развития несовершеннолет­них;

разработать формы государственной статистической отчетности, от­ражающие состояние преступности против половой неприкосновенности, нравственности и нормального развития несовершеннолетних.

5. Верховному Суду Российской Федерации

провести обобщение судебной практики и разработать руководя­щие указания по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 131, 132, 133, 134, 135, 151, 241, 242 УК РФ, в отношении несовершеннолетних и малолетних потерпевших.