Некоммерческое партнерство в защиту семьи, детства, личности и охраны здоровья
“Родительский комитет”

На главную страницу | На главную страницу раздела

Законы | Семья и школа | Семья и демография | Семья и здравоохранение | Дети и СМИ | Родительское движение | События, мероприятия | О нас | Контакты

 

Семинар "Родительский комитет" в рамках ХII Рождественских чтений

Доклад Усольцева Александра Ивановича,
юриста миссионерского отдела Екатеринбургской Епархии РПЦ

 

Мы занимаемся поддержкой и защитой православных школ и родителей, которые хотят, чтобы их детям преподавали "Основы православной культуры". Основная задача наша и моя как юриста - это поддержка тех лиц, оказание помощи тем лицам, которые хотят, чтобы их дети воспитывались к уважении к национальным ценностям страны, к православным ценностям. Была попытка организовать группы продленного дня, где возможно было бы преподавание "Основ православной культуры", и так далее. Есть директора, которые с нами соглашаются, поддерживают, но в целом они начинают чинить препятствия, говорят, что школа отделена от государства и так далее. Приводят для подтверждения статью 14 Конституции РФ. Там сказано: "Российская Федерация - светское государство". Статья 2 Закона об образовании гласит: "Государственная политика в области образования основана на следующих принципах - светский характер образования". В этом законе идет речь о характере образования, а не запрете вообще преподавания религии в школе. Мы так и заявляем всем родителям, которые к нам обращаются "Право на образование является одним из конституционных прав граждан Российской Федерации, образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, на основе единства культурного и образовательного пространства". Что значит единство культурного и образовательного пространства? То есть это пространство, которое должно регулироваться и Законом об основах культуры в Российской Федерации, в котором тоже есть полезные для нас нормы. Какие это нормы? "Каждый гражданин имеет право на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту и восстановление, сохранение культурно-исторической среды обитания". Какой среды обитания? Это как раз все связано с воспитанием в уважении к национальным традициям, речь идет о православии. Православие является у нас не только культурообразующим, но и государствообразующим фактором. Известно, что православные ценности составляют основу национальной культуры России и являются не только национальными ценностями России, но и общечеловеческими ценностями. Мы уже обращались с различными обращениями в прокуратуру и другие организации. Что мы часто пишем? Мы упоминаем статью 29 Конвенции о правах ребенка. Надо подчеркнуть, что Конвенция о правах ребенка была подписана и ратифицирована еще Советским Союзом, но как вы знаете, Россия является правоприемником бывшего Советского Союза, то есть в полном объеме эта конвенция действует до сих пор и является составной частью Российского законодательства. Там сказано: "ребенок должен воспитываться в уважении к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и к национальностям той страны, в которой ребенок проживает". Здесь нет никаких изъятий. Если у ребенка родители мусульмане, иудеи и так далее, любой ребенок должен воспитываться в уважении к национальным ценностям, православным ценностям страны, в которой он проживает. Следующая статья 4 Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющимися гражданами страны, в которой они проживают, резолюция ООН 12 декабря 1985 года. Здесь прямо требуют: "иностранцы обязаны соблюдать законы государства, в котором они проживают и находятся и с уважением относиться к традициям народа этого государства". Каким традициям? Даже если он не гражданин, и родители его не граждане, но ребенок здесь проживает, то все равно он обязан воспитываться в уважении к традициям нашего народа. Что еще нужно? То есть нам говорят, что вот знаете, а вдруг у нас здесь в школе какой-нибудь папуас есть или человек какой-нибудь национальности, он же будет как бы ущемлен. Смотрите, статьи 29 и 4 прямо обязывают, что если они хотят жить в стране, обязаны воспитывать в уважении к ее традициям.

Следующее понятие. Я считаю, что нужно определить понятие "воспитание". Все знают, что у нас есть Закон об образовании, там определено, что образование - это воспитание плюс обучение в интересах ребенка, государства и так далее. А понятие воспитания не раскрыто в законе. Что мы имеем? Раз понятие не определено, то его трактуют каждый по-своему. Я сейчас работаю в миссионерском отделе, а я до этого еще 6 лет проработал в Горкоме профсоюзов работников образования, и с этим вопросом я очень хорошо знаком, у меня было около 650 дел. Что получается? Родитель отдал ребенка в школу, учительница отвела его на просмотр фильма "Гарри Поттер", получила еще 100 рублей за то, что привела целый класс и поставила галочку - проведено воспитание ребенка. Другой пример, съездили дети в лес, 7 класс привез с собой водку, учительница стала смотреть у них сумки, чтобы изъять водку и там нашла презервативы. И в этом случае тоже было проведено воспитание. Там они перепились, передрались и она опять поставила галочку. Отчего это идет, оттого, что не определено что такое воспитание. Я предлагаю ввести определение понятия воспитание. В Большой Советской Энциклопедии дается определение воспитания, там конечно много лишнего, но есть кое-что важное, там "воспитание - это процесс систематического целенаправленного формирования личности в целях подготовки ее к активному участию в общественно-производственной и культурной жизни. Воспитание осуществляется в процессе организованной совместной деятельности в школах, дошкольных и внешкольных учреждений, детских молодежных организаций". Я предлагаю внести в Закон об образовании следующее определение: "воспитание - это процессы систематического целенаправленного формирования личности в целях подготовки ее к активном участию в общественной, производственной и культурной жизни, уважению к культурной самобытности России, русскому языку, православию, национальным ценностям России в процессе организованной совместной деятельности семьи, школы, дошкольных, внешкольных учреждений, детских молодежных организаций и Русской Православной Церкви". В процессе воспитания могут быть дополнительно учтены национальные ценности других стран, то есть если ребенок желает, то может изучать национальные ценности, но как дополнительные, а основное обязательное.

Хочу подчеркнуть очень важный момент. Согласно статье 15 Конституции Российской Федерации международные нормы права являются составной частью Российского законодательства и имеют приоритет перед российскими нормами права. Если российские нормы права противоречат международным, то действуют международные нормы права. Тогда давайте приведем Закон об образовании в соответствии с Конституцией и Конвенцией о правах ребенка. Закон требует, чтобы ребенок воспитывался в уважении к национальным православным ценностям. Мое личное мнение в данном случае совпало с законом. Но как можно воспитывать ребенка в уважении к православным ценностям без церкви. Кто может это сказать? Никак, я и включил ее вот в эту норму. Вот я и предлагаю выйти с предложением в Государственную Думу, президенту, правительство, которое имеет право выходить с законодательной инициативой.

В Законе об образовании указывается еще одно: "Государство гарантирует финансовую и материальную поддержку воспитанию детей раннего детского возраста, обеспечивает область образовательных услуг дошкольного образования учреждений для всех слоев населения". То есть воспитание в пределах разных социальных стандартов должно оплачиваться государством для детей дошкольного возраста. Дальше "органы местного самоуправления организуют и координируют методическую и диагностическую консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста. Затраты на обучение граждан в государственных образовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию возмещаются гражданам". То есть, они должны финансировать даже если ребенка воспитывают самостоятельно дома и даже оказать методическую помощь. Родители являются заказчиками образования и если они говорят, что хотят воспитать своего ребенка в православных традициях, значит им должны оказать методическую помощь и профинансировать это дело, согласно Закону об образовании. Закон об общественных объединениях наделяет родителей правом объединиться в ассоциацию родителей и учителей. Почему родителей и учителей, потому что субъектами этого закона являются родители и учителя и еще образовательные учреждения.


 

На главную страницу | На главную страницу раздела

Законы | Семья и школа | Семья и демография | Семья и здравоохранение | Дети и СМИ | Родительское движение | События, мероприятия | О нас | Контакты