Некоммерческое партнерство в защиту семьи, детства, личности и охраны здоровья
“Родительский комитет”

На главную страницу | На главную страницу раздела

Законы | Семья и школа | Семья и демография | Семья и здравоохранение | Дети и СМИ | Родительское движение | События, мероприятия | О нас | Контакты

 

Рождественские чтения 2004 г.

Семинар "Родительский комитет"

Доклад о. Сергия Рыбакова

 

В основном, я бы хотел, обращаясь и к родителям, и к учителям поставить некоторые проблемы нашего движения. Первое, что представляется - это проблема участия родителей в образовательном пространстве. Дело в том, что, начиная со времен советского периода, семья целенаправленно устранялась из образовательной сферы. Революционерами была поставлена цель разрушения семьи. При этом ставилась многоплановая задача: во-первых, вовлечь женщину в общественно-производительный труд, тем самым удалить женщину от семьи. Во-вторых, оторвать детей от родителей, нарушить преемственность поколений. Семья стала терять свои привычные патриархальные очертания. Женщины от этого счастливее не стали, но возникла иллюзия счастья, иллюзия управления миром, иллюзия каких-то карьерных достижений. Счастья не прибавилось, а вот дети остались практически безнадзорными.

Тогда перед государственной системой образования была поставлена задача компенсировать потерю родителей, т. е. не только обучать, но и воспитывать. Школа достаточно активно взялась решать поставленные задачи, считая, что они могут быть решены научными методами. Несмотря на огромные, и в принципе, неразрешимые трудности, с которыми столкнулась атеистическая педагогика в этой области, еще в 80-х годах прошлого столетия на школу была возложена задача воспитывать детей и молодежь. Но когда был исчерпан, накопленный за предыдущие века потенциал, проблему воспитания постарались вывести за рамки компетентности учебного заведения. Официальное руководство образованием объявило об отказе заниматься воспитанием, вспомнив, что это должно быть делом семьи. Такая позиция была принята в качестве официальной в период перестройки.

В свою очередь, семья также оказалась не способной к делу воспитания. У современной семьи обнаружился разрушенный фундамент её бытия. Семья распадалась, и, в первую очередь, страдали от этого выброшенные на улицу дети. Родители, которые сами не прошли через систему домашнего воспитания, не получили духовного опыта жизни в семье, ничего не смогли предложить и своим детям. Утрата духовных и нравственных ориентиров в обществе довершила дело. Семья расписалась в своем бессилии воспитывать детей. Часть семей стали представлять опасность для своих детей, развращая их, приобщая к тому злу, которое сами исповедовали в своей жизни.

В то же время, развертывание различных программ демографической коррекции привело к реальным искажениям системы образования, которые стали угрожать духовному, нравственному и физическому здоровью детей в самой школе.

Мы несколько инертным образом входим в новые условия, считая, что по-прежнему основной задачей родителей является накормить, обуть и одеть ребенка, что задачей школы является воспитание и обучение. Многие родители включают в круг своих забот поиск для ребенка такого заведения, которое бы… И дальше начинается ряд требований - научило английскому языку, сделало бы его потом менеджером, юристом; подальше от тяжелого физического труда, от трудностей жизни, от трудностей семейного быта. Таким образом, в семьях практически сейчас происходит трансляция все того же стереотипа мышления советских времен.

Но условия изменились в перестроечное время настолько, что настоятельной потребностью современного этапа является возврат ребенка в семью. Это раз. Второе - это возврат родителей в пространство образования. Родители не могут сейчас позволить себе такую роскошь, чтобы заниматься только тем, чем они занимаются у себя на производстве, и предоставить практически все дело воспитания и образования государственным учреждениям.

Почему так? А потому, что мы находимся не одни на планете, и есть те, кто заинтересован в сокращении численности населения. В том, чтобы как раздробили Советский Союз, так дальше продолжить раздробление России. Есть те, кто провозгласил формулу, ведущейся против нас войны, которая звучит примерно следующим образом: - "безнравственный человек не может создать крепкой семьи; без крепкой семьи у женщины не может быть много детей". Действие этой формулы легко наблюдать в зеркале статистики сокращения населения России. Население убывает у нас передовыми темпами - по полтора - два миллиона человек в год. А если считать нерожденных детей, убитых в утробе матерей, то эта цифра достигнет около 4, а может и 5 миллионов.

Т. е. вместо того, чтобы наращивать численность, предвидя угрозы, самому существованию нашей страны, вместо, того, чтобы учитывать, что, в общем-то, весь мир стоит, возможно, на пороге новой мировой войны и великих катаклизмов, мы производим всестороннее разоружение. Мы с одной стороны разоружаем нашу армию, уничтожаем промышленность, а с другой стороны мы разоружаемся в плане численности нашего населения. За Уралом у нас в среднем 2 человека на квадратный километр, а по ту сторону границы сосредоточена огромнейшая армия. Китай может поставить под ружье порядка 200, а может и 300 миллионов человек. Об угрозах с Запада я не буду сейчас Вам говорить, хотя это, наверное, надо говорить родителям, это надо знать всем.

Не надо иметь семь пядей во лбу, чтобы понять: то, нарисованное в фильмах и воспринятое в сознании многих, счастье, не состоится, не будет построено рая на земле. Не будет офисов, которые гостеприимно распахнут свои двери для наших детей; не будет огромного количества банков, фирм с большими зарплатами и легкой непыльной работой. А будут (в лучшем случае будут!) снова ткацкие, токарные, фрезерные, деревообрабатывающие и пр. станки. Фабрики и заводы с тяжелым производством - это в лучшем случае! В худшем не будет и этого!

Поэтому мы должны более сурово поставить сейчас задачи нашего образования и воспитания. Перейти от несбыточных радужных ожиданий к более суровой действительности. Но, СМИ, учреждения "культуры" нам предлагают совсем иное, прямо противоположное. И многие ищут ухода в предложенный иллюзорный мир - мир компьютерных игр, мир развлекательных фильмов, мир рекламы, мир видеоклипов.

Очень опасная тенденция разрушения сознания через то, что именуется "клипы". Один кадр сменяет другой так быстро, что сознание не успевает отреагировать. Каждый кадр не связан ни с предыдущим, ни с последующим. Разрыв логики. Дети приучаются не думать, происходит повреждение логического мышления. Все это очень серьёзно!

Почему я об этом говорю? Что необходимо предпринять?

Необходимо, чтобы родители вернулись к своим детям и занялись проблемами их досуга, проблемами образования. Не только СМИ и так называемая "масскультура" представляют угрозу для всех нас, но и система образования таит в себе некие угрозы, которые несут опасность для духовного и нравственного, а, в конечном счете, и физического здоровья детей. Сначала духовное и нравственное здоровье повреждается, а затем, конечно, все своим чередом, повреждается и физическое здоровье.

Поэтому можно просто пойти на кладбище и прочитать надписи на могилах - кто там лежит. Там не так много стариков, старики, когда Бог призовет, уходят, это нормально! Но очень горько оттого, что на кладбище много молодежи. И начинается все с несоблюдения самой первой Заповеди нравственности - "чти отца твоего и матерь твою". Здесь первая опасность, которую таит в себе система образования, - это нашло свое отражение во многих учебниках, например, по граждановедению. В учебниках по здоровому образу жизни, по истории, по литературе сейчас содержится информация, которая научает не соблюдать эту Заповедь. Так было во времена строительства социализма и коммунизма, когда детям говорили, что ваши предки жили при царе, и они ничего не могут понять в строительстве социализма и коммунизма. А вам принадлежит будущее, и вы должны строить его, не оглядываясь на своих родителей, они уже отстали. Сейчас повторяется та же самая схема: детей убеждают, что их родители жили при тоталитарном социализме и строили эфемерный коммунизм. Строили то, чего в принципе не могли построить, занимались глупостями, и поэтому дорогу к новому счастью нужно искать без оглядки на их мнение, на их авторитет.

Недавно нам была предоставлена возможность войти в экспертный совет при Министерстве образования, я сейчас являюсь членом Президиума Федерального Экспертного Совета по книгоизданию, и постараюсь сделать все возможное, чтобы учебники с такой ориентацией не получили грифа или если они уже имеют гриф, то были исключены из Перечня. Чтобы такие учебники не использовались в учебном процессе. В связи с этим, я прошу направлять мне обоснованные замечания по тем учебникам, по которым сейчас учатся Ваши дети. Обещаю, что присланные Вами рецензии на конкретные учебники, будут внимательно рассмотрены, и станут предметом разбирательства в Министерстве образования.

Кроме того, от нас потребует большой активности дальнейший ход модернизации. Модернизация, которая предполагает единый государственный экзамен, это плохо. Но это не самое страшное. Страшнее то, что планируется отойти от привычных схем дидактики. То есть от правил обучения. Я бы еще назвал их правилами информационной безопасности, когда материал дается постепенно и последовательно, когда над ним (над этим материалом) можно подумать, когда его можно усвоить. И только после этого можно приступать к изучению следующего материала. Сейчас принципы дидактики существенным образом нарушаются, они изменяются… Учебный материал насыщается такими сюжетами, которые напоминают те самые музыкальные клипы, когда один сюжет не связан с другим. История, например, получается не имеющая логического стержня, набор рассказов из разных исторических эпох.

Из школы изгоняется Истина во всех её проявлениях! Научные данные - это уже теперь не истина! Нравственность у каждого своя! Все это, о чем я здесь говорю, и нарушение дидактики, и релятивизм нравственности, и дискредитация науки - все это оформляется как новое педагогическое движение, т. н. "компетентностный подход", который сейчас разрабатывается и активно распространяется в системе АПК ПРО.

Так вот! Я могу сразу сказать, что, то, что они предлагают, во-первых, с точки зрения религиозной - это не есть религиозный индифферентизм. Индифферентности там нет. Там есть активное навязывание философских схем, вытекающих из протестантизма в его самой резкой, кальвинистской форме. Так отчетливо прослеживается, в частности, философия прагматизма Дьюи, Пирса и Джемса. Пожалуйста, откройте учебники по философии. Прочитайте, чему они учили и вы увидите, что их учение предлагается нам в качестве педагогических инноваций, приемов и методик. Но о философии Дьюи сам Пирс сказал, что это есть "дебош неряшливого сознания", и вот этот дебош, как раз пытаются устроить в наших школах в качестве официальной педагогики.

Заканчивая наш разговор о "компетентностном подходе" добавлю, что пришло время защищать науку от атеистической и оккультной агрессии. И сделать это можно только, указав статус науки в православном мировоззрении.

Как общество реагирует на происходящие изменения? Где здесь точка приложения сил родительского движения? Чтобы ответить на эти вопросы, надо посмотреть на состояние и динамику изменения нашего общества.

Сейчас можно говорить о сильнейшем расслоении, которое происходит в обществе, и какой бы уровень мы не взяли, и в самом Министерстве образования, и в правительстве, и в Госдуме, а часто и внутри семьи, и там происходит разделение и расслоение. Господь сказал: "Не мир Я вам принес, а разделение", и в другом месте, "Не мир Я вам принес, но меч". Меч, который разделяет людей. Одни хотят стремиться к свету, к добру, другие творят зло и беззаконие, есть и те, кто запутались в различении добра и зла.

Так вот, в качестве положительного можно назвать то, что идет работа, и очень активная работа, и в регионах и в центре, - это работа по просвещению людей. Все больше становится тех, кто понимает происходящее. И не только пассивно рассматривает мир из окошек, своей, стоящей с краю хатки, а борется имеющимися средствами. Молитвой, крестным ходом, постом - это на духовном уровне. Пишет письма, выражает протест, требует от учителя, директора или в иной инстанции должного соблюдения Конституции и выполнения законов - это на уровне социальной активности. Результаты мы видим. Получено разрешение на изучение православной культуры в государственной и муниципальной школе. Само понятие светскости перестает восприниматься как синоним богоборчества. Растет понимание того, что истинная, традиционная культура всегда религиозно ориентирована. Культура своим источником имеет религию и к ней же, вообще говоря, и обращена. Активная позиция верующих способствует конструктивному диалогу между Церковью и государством.

И сейчас мы уже можем сказать, что изучение православной культуры - это необходимое, но недостаточное условие правильного подхода к образованию наших детей. Сейчас уже надо ставить вопрос о таком образовании, в котором православная культура была бы интегрирована во все предметы. Православие - есть основа нашего мировоззрения! Православие есть наша национальная идея! Родителям следует открыто говорить о своем праве на свободный мировоззренческий выбор.

Предвидя, что снова поднимется, как пел Высоцкий, "галдеж и лай", по поводу таких перспектив, приведем данные статистики. У нас по статистике РАН 89,7% крещеных людей, По современной, только что проведенной переписи в России 80 % русских людей, которые в основном православные. Но православие исповедуют не только русские, но также часть татар, башкир, мордва, чуваши и так далее. Этих народов очень много, поэтому то, что дает статистика РАН и то, что дает перепись, - они дают примерно одни и те же цифры. Более 85 процентов нашего народа добровольно выбрали православие. Ни одного случая за всю историю с 90-х годов (а в советский период тем более), не было насильственного крещения. Второе крещение Руси произошло без единого случая какого-то насилия или какого-то давления. Наш народ добровольно и окончательно избрал для себя веру - Православие. У нас есть еще, конечно же, около 6-7 или 8%. мусульман. У нас имеется где-то около одного процента атеистов, 0,2% иудеев и 0,2% буддистов и есть еще и другие конфессии типа иеговистов и пр., то есть в основном сектантского толка.

Не учитывать наличие произведенного выбора народа, значит, проводить политику геноцида. Народ всегда держится верой и поэтому задача образовательным учреждениям должна быть поставлена в соответствии с уже произведенным выбором. Любой иной образ действий является антинародным, будет восприниматься как попытка изменения нашего менталитета, как попытка уничтожение самого народа.

Следующий момент, о котором я еще хотел бы сказать, - это то, что положительного сделано в Министерстве образования. В 2002 году вышло письмо Министерства образования Российской Федерации от 22 июля 2002 г. № 30-51-547/16 "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РОДИТЕЛЬСКОГО ВСЕОБУЧА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ". Задача, поставленная Министерством образования должна найти поддержку с нашей стороны, т. к. действительно имеется колоссальная педагогическая неграмотность среди родителей, о причине которой я вначале уже говорил. Родители выведены были, и сейчас по-прежнему пребывают вне образовательного пространства и поэтому необходимо, чтобы родители вошли в это образовательное пространство, и активным образом его формировали, и сами в нем участвовали. Были не пассивными наблюдателями, а участниками этого пространства, деятелями в нем. Посмотрите, какие задачи в этом письме ставятся: раскрыть "воспитательный потенциал семьи", рассматривать "традиционные культурные ценности как основу воспитания в семье". Вскрыть "истоки глубинной привязанности в детско-родительских отношениях". Восстановить "иерархию отношений в семье", учесть "особенности семейного воспитания" и пр.

Не совпадает ли это и с нашими целями? Сейчас многие родители окончательно запутались, где права ребенка, где их права, где обязанности детей, где обязанности родителей. Родители от этого получают невоспитанных детей, а дети страдают оттого, что их должным образом не воспитывают. Больше всего ребенок хочет, чтобы его воспитывали, чтобы им занимались, чтобы ему уделили время, внимание, направили его, а не дали ему полный веер дорог и сказали, по какой хочешь, по такой и иди. Хочешь кино - смотри, хочешь - наркотики, хочешь - в криминальную группировку, хочешь - увлекайся компьютерными играми и сойди с ума, или еще что-нибудь.

Ребенку необходимо выставлять определенные ориентиры и только одна школа этим, конечно же, не может заниматься, потому что школа может выставить эти ориентиры, но основную заботу здесь и выверку этих ориентиров должны производить, конечно же, родители. И надо сказать, что Закон об образовании предусматривает участие родителей в образовательном процессе. Тем более, вышеназванное письмо Министерства настраивает на это участие, на воспитание самих родителей и на их участие в воспитательном и образовательном процессе.

В заключение, хочу пожелать успешной конструктивной работы нашей секции и милости Божией и всех благ её участникам и всему родительскому движению.


 

На главную страницу | На главную страницу раздела

Законы | Семья и школа | Семья и демография | Семья и здравоохранение | Дети и СМИ | Родительское движение | События, мероприятия | О нас | Контакты