Некоммерческое партнерство в защиту семьи, детства, личности и охраны здоровья
“Родительский комитет”

На главную страницу | На главную страницу раздела

Законы | Семья и школа | Семья и демография | Семья и здравоохранение | Дети и СМИ | Родительское движение | События, мероприятия | О нас | Контакты

 

Семинар "Родительский комитет" в рамках Рождественских чтений 2004 г

Доклад Ларисы Октябристовны Павловой, адвоката, члена правления Некоммерческого партнерства в защиту семьи, детства, личности и охраны здоровья "Родительский Комитет"

 

Об информационной защите детей

Я предлагаю разбить наш семинар на две части, а фактически у нас получаются 3 части. В программу нашего семинара был заложен разговор об информационной безопасности населения, об информационной защите семьи и детей, вопросы образовательного процесса и роль родителей в образовательном процессе, а также непосредственно обмен опытом и задачи деятельности родительских общественных движений и родительских организаций.

Мне хотелось бы сказать несколько слов в связи с вопросом, касающимся информационной защиты.

Мне хотелось бы всем напомнить Евангелие от Иоанна: "Вначале было Слово и Слово было у Бога и Слово было Бог". Но сегодня, если мы с вами подумаем, в чьих же руках находится слово, во всех его видах и формах: слово на материальных носителях; слово на аудио кассетах; слово во всемирной сети паутине интернет? Зачастую этим словом владеют, как говорил один знакомый психолог, городские сумасшедшие,.только если в былые времена городские сумасшедшие распространяли свои идеи в рамках, по крайней мере, жителей города, где они проживали, то на сегодняшний день и мы с вами, и все дети, мы касаемся того слова, которое совершенно бесконтрольно льется потоком мутным, грязным и агрессивным со средств массовой информации. Та же самая информация, то же самое слово содержится в образовательных программах, и не всегда эти программы и учебники сеют доброе, вечное. Поэтому с нашей точки зрения одной из важнейших тем родительского общественного движения является тема информационной защиты населения, информационной защиты, прежде всего, семьи и детей. Я не являюсь каким-то аналитиком и не занимаюсь научной работы в области правового анализа законодательства, регулирующего деятельность средств массовой информации, информационной защиты населения, но на сегодняшний момент можно сказать о тех проблемах, которые наиболее актуальны и наиболее волнуют нас, родителей.

Во-первых, зримая опасность, которую несет слово, которую несут потоки информации - это информация, касающаяся насилия, жестокости, агрессивности, пропаганды наркотиков, проституции, различные другие формы, пропаганда войны. Все это то зримое, что мы с вами можем определить, является определенно информацией, наносящей вред и нравственному и психическому здоровью ребенка, семьи и вообще населению России. Кроме этого, имеется скрытая форма информационного воздействия на население. Мы первоначально в своем заявлении в оргкомитет Рождественских чтений заявили в качестве выступающего одного замечательного ученого и человека: Евгения Витальевича Безносюка, являющегося активным членом общественного движения "За здоровую Россию", мы познакомились с ними в ноябре месяце на семинаре по "Информационной защите и психологической безопасности населения". И вот хотя мне самой была понятна эта опасность скрытого информационного воздействия на население, именно после его доклада и ознакомления с письменным его докладом стала понятна глубина этой проблемы. К сожалению, Евгений Витальевич не смог быть сегодня на нашем семинаре, но он разрешил мне сослаться на него и его доклад коротко будет даже опубликован. Смысл того, что он говорил, сводится к следующему. В настоящее время нарастающая социальная напряженность в нашем обществе близка к ситуации психической эпидемии. Поскольку Безносюк является кандидатом медицинских наук и доктором психологических наук и возглавляет курс психотерапии в Институте имени Сеченова, он непосредственно связан с теми методиками положительного применения скрытой информации, скрытого информационного воздействия на человека. Таким скрытым информационным воздействие является и 25-й кадр и речевая суггестия. Если вы пройдете к "Детскому миру", там есть магазин, где продаются пленки с речевой суггестией. Идет музыка, а в самом деле диктор в определенном режиме наговаривает человеку манеру поведения, говорит о чем-то. Это якобы для релаксации, но как утверждают ученые, на сегодняшний момент уже скрытое информационное воздействие на человека осуществляется в мире очень широко. Это и 25 кадр, и речевая суггестия, как говорит Евгений Витальевич практически во всех западных роликах рекламных. Почему вдруг такая страсть к деньгам, вот эти автоматы, в которые человеку надо выиграть? Он показывал, например, замедленные съемки 25 кадра какого-то ролика, где между кадрами идет изображение доллара постоянно. Не зря, наверное, наше население - одно из крупнейших держателей вне банков долларов США.

Кроме этого, еще в 1997 году решался вопрос о принятии закона по информационной защите населения. Какая ситуация сложилась на сегодняшний день с правовой позицией по информационной защите населения? Фактически нет законов, которые бы защитили наше население от этих потоков грязной информации. Когда мы анализировали способы защиты, то мы касались конкретных дел - как можно реально защитить человека, как можно защитить ребенка от телевидения, от пагубных мультфильмов, которые демонстрирует, например, телеканал РЕН-ТВ, - об этом расскажет Смыков Игорь Александрович. Что можно сделать? Мы анализировали законодательство, и что же у нас получается? У нас есть право на свободу распространения информации, заявленное в нашей Конституции РФ. Однако, практически, отсутствуют механизмы, которые бы позволяли государству, государственным органам контролировать средства массовой информации, телеканалы и журналы и другие средства массовой информации, в том числе и скрытое воздействие на население. На сегодняшний день посмотрите, сколько у нас в метро народу - толпы, но ведь нет драк, нет агрессии, также на железнодорожных, авиа вокзалах. Евгений Витальевич рассказывал нам о том, что уже идет речевая суггестия, и толпу успокаивают, когда говорит диктор и что-то объявляет, то обязательно за этим идет какая-то запись, которая достигает определенного психотерапевтического эффекта, таково это воздействие. Какие же законы имеются? Имеется конвенция о правах ребенка, в которой указано о том, что ребенок должен быть защищен от вредной для него информации. Эта конвенция действует на территории России, и мы можем ее применять. Существует закон об основных гарантиях прав ребенка, где имеется просто декларативная статья о том, что государство обязано обеспечить информационную безопасность ребенка. Не дается понятие, что такое безопасная информация, но заявляется о том, что государство должно это сделать. Имеется закон о средствах массовой информации, и в нем не указывается о какой вредной информации идет речь. Но, тем не менее, есть статья 4 "Закона о средствах массовой информации", где сказано о том, что средства массовой информации обязаны воздерживаться от пропаганды войны, свержения правительства, пропаганды жестокости, насилия и порнографии. По крайней мере, вот эти вещи - жестокость, насилие, порнография - эта та вредная информация, которая с точки зрения законодателя не должна проходить в средствах массовой информации. Однако есть ли реальные способы отслеживать это, и если отследили, то каким-то образом прекращать незаконную деятельность средств массовой информации. Вот сейчас многие говорят, что средства массовой информации - это четвертая власть. Да, это можно с достоверностью сказать, средства массовой информации - это четвертая власть, потому что она практически бесконтрольна на территории России и это правовое поле не характерно на территории России. Для всего мира, везде, существуют определенные ограничения. Ограничения - это цензура? Нет, это не цензура, потому что если мы посмотрим "Закон о средствах массовой информации", то там будет написано, что цензурой называется непосредственное указание должностных лиц, то есть государственных чиновников, вещателям или владельцам средств массовой информации, о том, что им публиковать. Но существует еще и Гражданский Кодекс РФ, который говорит о том, что каждое лицо, физическое или юридическое, должно воздерживаться от действий, наносящих вред другому лицу. И когда какой-то журнал пропагандирует анти-социальное поведение или непристойное поведение детей, то в этом случае он наносит вред нравственному, психическому здоровью ребенка, и надо говорить о том, что в рамках нашего Гражданского законодательства и тех нормативных актов, на которые я сослалась, он не имеет право это делать.

"Родительский комитет" шел от практики. Многие родители жалуются на телевидение, нам отвечают - выключите кнопку, но не может родитель вообще не иметь телевизора. Не может он с утра до вечера проследить за своим ребенком, когда дети уже в 5-6 лет самостоятельно умеют пользоваться всей техникой, не только телевизором, но и компьютером даже. Таким образом, должны существовать иные способы и средства защиты населения. "Родительский комитет" подключился в прошлом 2003 году к одной такой проблеме судебного процесса, связанного с защитой детей от мультфильмов. Мультфильмы "Симпсоны" и "Гриффины", кто их видел, практически все плевались, потому что семья изображена гротесково, комично, родители выглядят дебилами, дети - уродцы, идиоты и это все называется мультфильмы для детей. Игорь Александрович Смыков объявил иск компании РЕН ТВ, я, может быть, его выступление прокомментирую. Я выступала в качестве адвоката, и "Родительский комитет" подключен к рассмотрению этого дела, которое уже полгода в суде. Давайте предоставим сейчас слово Смыкову Игорю Александровичу, для того, чтобы он немного рассказал, в связи с чем он подал этот иск и свое видение этой проблемы как родителя.


Образование и воспитание

Дорогие друзья, мы в конце будем обсуждать имеющиеся темы: информационную защиту и роль родителей в образовательном процессе, и поэтому мне хотелось перейти к проблемам образовательного процесса. Отец Сергий Рыбаков сказал о том, почему получилось так, что родители стали пассивны. Это действительно так. И директора и учителя жалуются, и мне приходилось в судебных процессах зачастую слышать такое мнение: что вы хотите, родители детьми не занимаются, поэтому предоставьте возможность заниматься детьми нам, педагогам, так, как мы считаем нужным. Можно ли согласиться с такой точкой зрения? Если родитель желает заниматься воспитанием и образованием своего ребенка, а ему отвечают: знаете, простите, вы не специалист, я специалист и я буду заниматься вашим ребенком? Наверное, нет. Согласиться с этим нельзя. Почему? Потому что хочется еще раз напомнить, что такое образование. Образование - это обучение и воспитание подрастающего поколения. Обучение в рамках учебного процесса тем программам и тому, что заложено в учебный процесс данной конкретной школы, в стандарты образования.

Кроме этого - воспитательный процесс. Мы тут беседовали с еще одним юристом, который сотрудничает с нами, с Александром Ивановичем, он как раз говорил о том, что в законодательстве должно быть прописано, что же такое воспитание, конкретного определения этого нет. Это достаточно спорный вопрос, ведь воспитательным эффектом обладает все, начиная от каждого встречного человека, кончая окружающей средой, природой, личностью учителя, который преподает самый сухой предмет, например, математику. Все в себе содержит воспитательный элемент, воспитательный эффект, поэтому законодательно определить, что такое воспитание, нельзя - это научение прежде всего ребенка каким-то нравственным началам и моральным критериям. На эту тему можно много говорить. Поскольку родители крайне отстали, то конечно, естественно, необходимы родительские всеобучи. К этому мнению пришли представители всех общественных организаций, и "Родительская забота" и "Здоровая Россия", с которой мы вместе проводили мероприятия, и представители родительского движения, с которыми мы сотрудничаем.

С чего начинать? Конечно, надо начинать с разъяснения прав и обязанностей. Мне хочется просто дать толчок к последующему разговору и еще раз напомнить нам с вами, нам, родителям, о том, что новый закон об образовании не совершенен и требует определенной доработки прежде всего с точки зрения прав родителей как участников образовательного процесса. Но вместе с тем он содержит такое новое понятие, как "участники образовательного процесса", в которое входит, это триумвират, педагоги, ученики и родители. И каждый из этих участников образовательного процесса имеет широкие полномочия и широкие права. Основными документами, которые регулируют порядок прохождения судебного процесса и роли школы в образовании и воспитании детей являются, естественно, Устав данной школы, учредительный договор, Закон об образовании, есть еще локальные акты Министерства, которое курирует деятельность школы.

Можно ли сейчас говорить о том, что наша школа свободна? Я думаю, что говорить этого нельзя. Я думаю, что наша школа зависима от государственного управления, хотя школа стала юридическим лицом. Более или менее можно говорить о независимости с точки зрения выбора образовательного и воспитательного процесса честных школ или религиозных школ, когда школы существуют на родительские деньги и получают определенную часть государственной дотации. Как может быть полностью свободной школа, когда директор школы назначается непосредственно департаментом образования и контролируется ее деятельность непосредственно ее учредителем, тем же самым отделом департамента образования? В разных местах по-разному называются эти структуры, которые управляют образованием. Конечно, полной свободы не может быть, и мы, родители, должны откровенно и прямо сказать, о том, что, к сожалению, сверху, из Министерства Образования, в основном мешают работать школе. Практика говорит о том, что разваливают ту традиционную школу, которая есть, пытаются кулуарно и ведомственно провести модернизацию образования, все эти государственные единые экзамены, двенадцатилетнее образование. С 1995 года по 2002 год была внедрена в российские школы министерством образования программа "Половое воспитание российских школьников", которая была переименована в "Формирование здорового образа жизни российских школьников". Это та программа, о которой много говорилось в печати, но которая кулуарно была принята, ее субсидировали ЮНЕСКО и Всемирный банк. Задачей этой программы было внедрение в базовые предметы элементов полового воспитания, и это уже внедрено, поэтому мы с вами уже пожинаем элементы этого воспитания, которое школа осуществляет вопреки семейному кодексу, вопреки закону об образовании, без согласия родителей. Когда в базовом предмете, который входит в учебный план, есть предметы полового воспитания, то в этом случае мы не можем с вами протестовать против преподавания данного предмета, мы можем говорить лишь о выборе учебников, о выборе той или иной программы. И, как правило, сверху школе навязываются определенные учебники. Здесь будут выступать люди, которые расскажут о своей практической деятельности, что остается делать родителям. В частности, учебники биологии для 6 класса, когда родители не могут вообще понять, о чем там вообще идет речь, а педагог не может объяснить, что же это - половые клетки или цветы. Цветы - это половые клетки, и это уже не цветы. Совершенно дикие учебники, которые сверху департамент не дает просто заменить на хотя бы более или менее нормальные ученики.

Поэтому проблем у родителей много. Слава Богу, в рамках нашей традиционной бывшей советской российской школы еще осталось достаточно много опытных кадров, педагогов от Бога, невзирая на небольшие заработки и низкое финансирование школы. Этих людей мы видели сегодня. Посмотрите, какое прекрасное было выступление детей, их светлые лица, эти чистые глаза. Именно школа пытается сохранить вот этот духовно-нравственный микроклимат, традиционный для нашего народа. К сожалению, делать этого не дают. Я думаю, что сегодня мы должны сосредоточить свои усилия для того, чтобы выработать какие-то практические навыки деятельности родителей и делиться опытом, и рассказывать друг другу о том, как каждому из нас на своем месте удается сделать что-то позитивное для того, чтобы защитить ребенка, и речь сейчас идет фактически о самообороне. Фактически сложилась ситуация, когда родители, те которые не хотят воспитывать ребенка в ценностных ориентациях культа наживы, денег, насилия, развития духа гордости, поощрения блуда, - они должны забирать детей из школы, потому что значительная масса школ культивирует эти моменты. Получается нарушение конституционного права на доступность и бесплатность образования, а мы имеем уже много случаев, когда детей просто забирают на семейное и домашнее воспитание. Хорошо, что Москва или Петербург - это большие города, где можно выбрать школу, можно перейти в другую школу, но что делать в небольших населенных пунктах, где одна единственная школа, и где родители работают и не могут сами заниматься воспитанием. Например, православные родители, для которых блуд - это грех, нажива - воровство, сребролюбие - это тоже грех, они фактически лишены возможности воспитывать детей в тех нравственных традициях, которые избрала данная семья. Образование становится добровольно принудительным. Либо ты своего ребенка отдаешь, и он будет штамповаться так, как раньше штамповали простого советского человека, атеиста. Сегодня наш ребенок штампуется уже даже не знаю в каких, в каких-то оккультно-языческих методиках преподавания, и очень трудно противостоять всему этому, и школа одна не может этого сделать. Существуют определенные методики того, что могут сделать родители для того, чтобы противостоять не школе, а противостоять тому давлению сверху, которое нагнетает в нашу систему образования преобразования, целью которых является изменение ценностных ориентаций нашей молодежи.


 

 

На главную страницу | На главную страницу раздела

Законы | Семья и школа | Семья и демография | Семья и здравоохранение | Дети и СМИ | Родительское движение | События, мероприятия | О нас | Контакты