Некоммерческое партнерство в защиту семьи, детства, личности и охраны здоровья
“Родительский комитет”

На главную страницу | На главную страницу раздела

Законы | Семья и школа | Семья и демография | Семья и здравоохранение | Дети и СМИ | Родительское движение | События, мероприятия | О нас | Контакты

 

Семинар "Родительский комитет" в рамках Рождественских чтений 2004 г

Доклад Курбатова Андрей Всеволодовича,
кандидата технических наук, ведущего научного сотрудника Института управления образованием РАО,
научного руководителя образовательного Центра "Кожухово"

 

Я хотел бы поговорить по поводу информационной защиты детей. Обычно находятся большие деньги на то, чтобы деструктивную информацию представлять в товарном виде и вот этой деструктивной информацией попытаться наполнить мировоззрение наших детей. В тоже время позитивная информация не получает доступа.

Клара Шарафовна Мансурова сегодня говорила о том, что качество пищи ухудшилось, да действительно это так. По этому поводу мы связались с одной из немногих оставшихся экологических лабораторий Академии наук и сделали фильм, который показывает неблагоприятное влияние, например, компьютера на здоровье человека. В его основе лежит элементарный опыт. Берется два аквариума, в каждом аквариуме головастики спорцевой лягушки и к одному из аквариумов подносится обычный компьютер, продающийся в магазинах. Через 40 минут все головастики осыпаются. Можно поставить этот опыт самостоятельно, а иногда достаточно посмотреть фильм. Но, в целом, таких опытов, в том числе и показывающих наличие вредных компонентов в пище, очень много. Если выпускать такие учебные фильмы и вводить такие опыты в школьную программу и программу высших учебных заведений для того, чтобы просто увеличить знания нашего населения о той пище, которую они потребляют или о той аппаратуре, которой они пользуются. Однако, как только мы делаем первые шаги, для того, чтобы такую полезную информацию ввести в учебный процесс, то моментально возникают колоссальнейшие препятствия. И это понятно. Та компания, которая производит эти компьютеры, готова выложить огромнейшие деньги для того, чтобы нашу программу зарубить, а вот программу, рекламирующую эти компьютеры, наоборот, протолкнуть. И фактически система образования стала использоваться уже как отдел рекламы. Для того, чтобы нужная рекламодателю информация проникала на рынок в качестве учебной информации, не нужной и вредной для жизни ребенка, производители этой продукции выкладывают большие деньги, а мы знаем, что большие деньги легко зарабатываются всегда на негативных и может быть преступных вещах. Мы знаем, что наркотики приносят огромный бизнес, мы знаем, что проституция - это колоссальные заработки, мы знаем, что производство водки и каких-то других вредных веществ тоже дает колоссальнейшие заработки. Таким образом, если мы не учтем этого фактора, то нам очень трудно будет понять, что делать и что вообще происходит с нашей страной в области образования.

Этот процесс не только что возник, он начался еще в царское время, когда Михаил Юрьевич Лермонтов писал: "К добру и злу позорно равнодушны, в начале поприща мы вянем без борьбы". В общем, тогда уже было понятно, что происходит. Этот процесс начался даже не в период революции, этот же поэт написал "Я вижу год, России черный год, когда царей корона упадет, забудет чернь к ним прежнюю любовь и пищей многим будет тлен и кровь". Так вот, до самой революции, в образовании использовались три основных принципа - это православие, народность и монархия. К 13 году мы по некоторым оценкам вышли на четвертое место в мире. Одним из этих показателей был уровень жизни, а это главный экономический показатель, не технический рост, не наличие ракет или ядерной бомбы, а уровень жизни населения. Это позволило Дмитрию Ивановичу Менделееву сделать прогноз, что к 1980 году Россия будет самой богатой страной в мире. Сейчас мы знаем, что позднее отголоски этой информации прозвучали в программе Никиты Сергеевича Хрущева о том, что мы к 80 году должны были построить коммунизм. Почему именно к 80 году? Потому, что вспомнили о статье Менделеева и решили, что достаточно ее прочитать для того, и сделать то, что обещал Менделеев. Этот прогноз очень не понравился нашим зарубежным коллегам, но так как он был экономически обоснован, то в Россию были направлены эксперты и экономисты. Они в свою очередь сказали, что Менделеев ошибся и, что Россия будет самой богатой страной в мире уже через двадцать лет, если будет так же продолжать двигаться на основе трех принципов православие, народность и монархия. Естественно, было предпринято все для того, чтобы совершить революцию с активным участием зарубежного капитала, а что стало с этими тремя принципами сразу же после революции, мы знаем. Это разгром церкви, это расстрел царской семьи и физическое уничтожение казачества, которое дало нам образец народного самоуправления. Чем же отличалось то образование, которое у нас было от того, которое у нас есть? Прежде всего, это способность к коллективным действиям. Мы знаем, что на каждом богослужении звучит призыв "Да единомыслие исповедуем", этот призыв звучит в стремлении к тому, чтобы найти общую платформу и единые действия. Еще когда православие было государственной доктриной, возникла пословица "в чужой монастырь со своим уставом не лезут", что означает, что религиозное самоуправление тоже было достаточно развито и имелись навыки к созданию своего устава, своих норм морально-нравственных, умение заставить их выполнять и уважать. Я уже не говорю о таком явлении как казачество. Казачий устав тоже писан кнутом, однако писали его сами казаки, которые сами были тоже православной веры и они тоже умели заставить выполнять свой устав и создать то общество, которое самостоятельно решало экономические, политические и хозяйственные и, конечно, военные задачи. И обратите внимание, что три принципа очень долго существовали в гармонии, то есть абсолютная монархия существовала в гармонии с абсолютной демократией, то есть казачьим укладом. Так вот, если перевести все то, что происходит на современный язык денег, то я могу привести некоторые данные. На одного ученика в год в США тратится 5-6 тысяч долларов в провинции и 10-12 тысяч долларов в столицах, то есть в Вашингтоне и Нью-Йорке, при этом успевающих практически нет, а у нас наоборот, где-то 100 долларов в богатых школах и все успевают. Почему? Потому что у образования есть два аспекта. Первый аспект - это индивидуальный, на который мы делаем акцент, то есть мы отдаем ему главный приоритет и при этом совершенно не уделяем никакого умению действовать соборно, потому что духовность, соборность, преемственность и любовь, конечно, это основные нравственные ценности православия. Мы не учим этому детей, но и родители наши не умеют действовать соборно, а преемственность мы утеряли, то есть мы не можем перенять это в действии, всосать в себя с молоком матери. С другой стороны, нам активно предлагаются через телевидение, через средства массовой информации совершенно другие образцы и нормы поведения. И наша задача в том, чтобы воспитать в детях иммунитет от этой новой специально выведенной духовной заразы, потому что без этого иммунитета они просто погибнут.

Сегодня много говорилось об экспериментах. В наше время мы не можем выбирать - жить в условиях эксперимента или не жить в условиях эксперимента, потому что не эксперимент - это когда три составляющих не изменяются: условия, методы и результаты. У нас как минимум условия меняются очень быстро, и результаты меняются очень быстро. Когда мы росли, информация, которая давалась ребенку в школе, имела второе место по значению для формирования его мировоззрения, а сегодня она имеет двадцатое место по значению для формирования его мировоззрения. Первое место занял интернет, аудио и видео продукция и другие. Таким образом, соотношение сил значительно изменилось и если не применять новых методов, то невозможно добиться и результатов. Самое интересное, что новые методы есть. Надо сразу понять, что над нашими детьми в тайне от нас постоянно ставят эксперименты, например, дают им смотреть все более и более похабные фильмы и смотрят - все уже вышли на панель или еще кто-то остался, или надо усилить воздействие. Все эти эксперименты очень хорошо оплачиваются, поэтому мы, естественно, вынуждены противопоставить этому формирующий эксперимент, который имеет своей задачей поиск средств, вызывающих иммунитет к подобному воздействию, в том числе и к 25 кадру. Средства такие есть и сегодня нам удалось довести их до очень высокого уровня. Но надо не только разработать средства, надо еще разработать методику передачи этого средства, потому что не каждому средству можно обучить человека, не имеющего специального образования, а нужны именно такие средства, которыми может овладеть человек, не имеющий специального образования. И сегодня такие средства есть, это сознательная работа над формированием системы ценностей, когда ценности, цели, понятия и нормы сознательно формируются и родителями, и детьми, и педагогами на протяжении всей жизни. Наше образовательное учреждение накопило такой большой опыт в этой области, потому что оно создавалось по социальному заказу родителей. Еще в советское время мы предвидели этот катаклизм и уже понимали, что умение работать с социальным заказом у нас утеряно. Социальный заказ нам просто диктуют сверху, а родители не могут заявить о своем социальном заказе. Более того, после 13 лет обучения я могу сказать, что у наших родителей уже сформировались такие навыки, но они еще далеки от совершенства. Именно поэтому всегда существует такая опасность, что нам в очередной раз могут навязать и моментально внедрить половое просвещение, сказав, что кто-то этого пожелал, и не будет никакой реакции со стороны родителей. В любой другой стране, где в течение десяти лет по 10-12 тысяч долларов тратится на каждого ученика именно для того, чтобы он научился действовать коллективно, такое внедрение вредного предмета невозможно. Его этому научили, там также учат таким знаниям, умениям и навыкам, которые позволяют действовать соборно, либо, повторяю, они впитываются в процессе жизни, формирования человека через традиции, через семейный уклад, который у нас разрушен, либо они приобретаются через воздействие научной и педагогической школы. Такая научно-педагогическая школа есть у нас здесь, а так же существует Международная Ассоциация содействия школьным советам, которая тоже занимается этой проблемой. Центр ее располагается в Москве. Она провела уже три международных конференции, на которых школы обмениваются опытом по вопросам консолидации действий родителей, консолидации действий семьи и школы и противостоянию этим негативным явлениям.

Что я хотел бы еще сказать? Конечно, в целом положение мне представляется не таким уж плохим, как кажется. На самом деле возмущение неуклонно падающими результатами системы образования постепенно пробуждает к действию все большее количество людей. Конечно, хотелось бы, чтобы этот процесс шел быстрее, но мы имеем все основания считать, что через 2-3 года мы справимся с этой застарелой проблемой.

Но хотел бы вам еще сказать, что здесь есть еще одна объективная проблема. Законом об образовании родителям предоставлены большие права. Но, во-первых, они этого не знают, потому что законы читать не привыкли, во-вторых, они не умеют иногда их использовать. Да, действительно, коллегиальное управление - это дело сложное и там, где оно было введено намеренно, без обучения, получился в некоторых местах отрицательный эффект. Это вполне естественное явление. Но к этим отрицательным результатам всегда будет апеллировать Министерство Образования, поэтому к этому нужно быть готовым и четко сформулировать свою позицию. Это необходимо научиться делать в условиях нового демократического законодательства. Сам термин "демократия" претерпевал изменения в процессе истории. Например, Аристотель считал демократию самым некудышным видом управления. Я только могу сказать, что Аристотель понимал под этим что-то одно, мы сейчас понимаем под этим что-то другое, но если все-таки понимать под этим нашу традиционную соборность, то есть умение действовать сообща, понимать демократию в хорошем смысле, то конечно нужно уметь и сообща заявить свой социальный заказ на образование, и заявить свой процесс, что у нас бывает в редких случаях. Приказ о половом просвещении целиком остановить не удалось, но приостановить удалось, однако механизма каких-то последующих действий против чиновников, которые принимают подобные разрушительные решения у нас не разработано. В других странах общественное возмущение настолько бывает велико, что чиновникам приходится уходить в отставку, потому что родители не дают ему работать. У нас такого не случается, поэтому госпожа Чепурных, которая подписала приказ о введение полового просвещения до сих пор занимает пост заместителя министра, хотя в общем-то является символом и образцом аморального отношения чиновника к своим служебным обязанностям и образцом, который растлевающе действует на нашу молодежь. В этой ситуации конечно необходимо искать союзников везде, в том числе и за рубежом. Существует практика предоставления отчета о том, что делается в России каждые четыре года по реализации конвенции о правах ребенка. Те факты, которые происходят с нашей системой образования они, конечно, в этот отчет не попадают. Если все-таки найти канал, который позволит этот отчет сделать, то это может стать мощным стимулом для того, чтобы все-таки активизировать и государственный контроль за действиями чиновников. Концепция модернизации российского образования, которую приняло наше правительство Российской Федерации прямо говорит, что модернизация образования не может рассматриваться как ведомственный проект, не может и не должна и там написано почему. Дело в том, что интересы ведомства могут противоречить интересам как государства, так и общества. Правительство приняло эту программу, объявило этот тезис и фактически не приняло никаких мер к тому, чтобы интересы ведомства не противоречили интересам общества и интересам государства.

Чтобы невозможно было продвижение вредной для нравственности детей информации в образование в целях рекламы, что противоречит интересам как государства, которое разрушает свою экономику таким образом, так и общества, которое становится менее жизнеспособным. Для того, чтобы подобные вещи взять на государственный контроль, необходимо серьезные стимулы. Одним из таких стимулов является усиление международных связей для того, чтобы факты о нарушении прав человека в нашем образовании становились достоянием международной общественности.

Я могу привести один маленький пример. Людмила Анатольевна Курбатова, директор школы "Кожухово", не так давно попала в больницу потому, что во всей Москве через школы было приказано сделать базу данных, содержащую конфиденциальную информацию о личных данных всех детей и всех родителей. Статья 24 Конституции Российской Федерации охраняет права человека и запрещает передавать личные данные о детях без согласия родителей, также и Закон о защите информации запрещает делать такие вещи без согласия родителей. Там указаны четкие базовые условия, когда можно это делать, а когда этого делать нельзя. Мы прочитали этот закон и в соответствии с этим законом предложили каждому родителю письменно изложить свою точку зрения. Все родители написали заявления, что мы против того, чтобы информация о нас и о наших детях заносилась в эту базу данных. Естественно, мы не передали эту информацию, и другие директора тоже поначалу ее не передали. Все сказали, что это противозаконно, нарушает права родителей и объяснили почему. Я внимательно читал постановление Московского правительства, там ничего не сказано о том, чтобы создавать именно такую базу данных и при чем противозаконным путем. В постановлении Московского правительства сказано о том, чтобы создать базу данных для борьбы с беспризорностью. В Конституции и Законе о защите информации указан процесс сбора подобной информации. Но органы образования решили по-своему растолковать это постановление.

Таким образом, когда директора отказались давать эту информацию ввиду того, что это незаконно, то им сказали - сейчас мы нашлем на вас множество проверок: и СЭС, и пожарников, и финансовую, и еще какую-нибудь, и по результатам этой проверки вы неминуемо будете сняты с должности. Все директора тут же согласились и сдали эту базу данных. Людмила Анатольевна ее не сдала и после этого на моих глазах присылают сюда драконовскую комиссию, которая стала кричать или вы сдадите ее сейчас или пишите расписку, когда вы ее сдадите или пишите, что вы отказываетесь выполнять. Короче говоря, ничего они от нас не получили и мы - единственная школа, которая защитила права своих детей. Директора после этого сразу же увезли на скорой помощи, потому что пульс у нее был 300, и потом события с точки зрения здоровья складывались сложно. В конечном итоге, мы обратились и в аппарат уполномоченного по правам человека Президента Российской Федерации, нам подтвердили, что мы действовали правильно. После этого начали приходить письма, в том числе из Департамента Образования, которые тоже подтверждают, что мы действовали правильно. Тогда мы попросили поднять вопрос о ликвидации этой базы данных, но нам ответили, что жалоб не было. Тогда мы предложили сами подать жалобу на то, что нарушаются права родителей города Москвы. Мы объявили об этом в отдельных школах через общественное движение "Родительская забота" и сложилась интереснейшая ситуация. Нас спросили, нарушены ли права ваших родителей? Нет. Вам сказали, что вы правы? Да. Раз ваши права не нарушены, то вы не можете подать жалобу. Получается, что мы не можем подать жалобу, а другие родители не хотят. Для чего я привел этот пример, дорогие родители? Вот сейчас я показал конкретное дело, по которому каждый конкретный родитель, даже в одиночку может возбудить иск, добиться ликвидации базы данных и выйти на любой уровень, вплоть до международного, то есть учинить международный скандал, но при этом не находится ни одного родителя, способного это сделать, тем более группы родителей. Насколько же мы утеряли такое качество, как соборность, если мы и такого дела не сделать не можем, то есть элементарно защититься, когда нарушаются конституционные права, когда нарушены несколько норм международного права, прав человека, права детей. Разве мы можем защитить своих детей при таком качестве соборности? Департамент Образования города Москвы является хозяином и заказчиком этой базы данных, но при этом утверждает, что действовал на основании постановления Правительства Москвы.

Я хотел бы, чтобы родители сегодня поняли, что мало иметь желание, должно увеличиться число родителей, которые хотят занять активную позицию. Предлагаю создать конкурс "Народный лидер образования" и в учредители этого конкурса включить все организации, заинтересованные обучению таким методикам. Русская Православная Церковь, если она согласится, может предложить Министерству, там есть здравомыслящие люди, быть учредителем этого конкурса, организовать свои аттестационные комиссии, общественные и народные, которые могли бы заявлять об уровне реальной защищенности прав человека, информационной защищенности, проводить конкретную диагностику в школах, участвовать в конкурсе и давать общественный рейтинг народных лидеров образования. Вот таким образом мы сможем сдвинуть с места самый главный фактор - общественное мнение и я так понимаю, что момент для этого уже назрел, потому что, как говорили некоторые политики, вчера была еще рано, а завтра может быть слишком поздно, потому что действительно численность населения неуклонно падает. И еще есть один неприятный момент - на полтора процента в год увеличивается число людей с повреждениями психики под влияниями тех факторов, о которых здесь говорилось.

Получается, что они действуют, а мы молчим и это очень опасно, так можно дойти до очень серьезных последствий, самых серьезных.


 

На главную страницу | На главную страницу раздела

Законы | Семья и школа | Семья и демография | Семья и здравоохранение | Дети и СМИ | Родительское движение | События, мероприятия | О нас | Контакты