Некоммерческое партнерство

 Родительский Комитет


Top.Mail.Ru

Myweb.ru, каталог сайтов

Каталог Православное Христианство.Ру

Православие и современность. Информационно-
аналитический
портал
Саратовской епархии Русской Православной Церкви

Законодательство
о свободе совести

Школьное образование в дореволюционной России.

История школьного образования в России включает в себя несколько этапов, каждый из которых имеет свои характерные особенности. В настоящей главе мы остановим внимание на наиболее важных вехах историко-правового развития российской школы.

В архивных документах по дореволюционному образованию (в частности, во «Введении к программам учебных предметов для церковно-приходских школ») содержится упоминание о свт. Михаиле-первом киевском митрополите, уделявшем достаточно большое внимание делу образования. В Степенной Книге имеется свидетельство о том, что святитель, призывая к себе учителей, давал им наставления о том, как следует обучать детей, рекомендовал учителям приспосабливаться на своих уроках к «силам и понятиям» каждого учащегося (Степ. кн. 1.143\ Лотоцкий В., Суздальский Г. Настольная книга по церковно-школьному образованию. Собрание законоположений. Одесса, 1903.).

Деятельность свт. Михаила была в полной мере согласована с политикой св. равноап. кн. Владимира, повелевшего «поимати у нарочитое чадо дети и даяти на учение книжное». Собственное семейство князя являло в этом смысле наиболее выразительный пример. Известно, что княжеские дети обучались грамоте и самостоятельно читали. Неслучайно впоследствии сын св. Владимира князь Ярослав, следуя примеру отца, проявил много тщания и заботы об образовании своих подданных. Посетив в 1030 г. Новгород, Ярослав учредил там достаточно крупное по тем временам училище с общим количеством учащихся 300 человек. Многие их выпускников новгородской школы стали впоследствии священниками.

Исторические данные свидетельствуют о том, что постановка школьного обучения в Древней Руси характеризовалась существенной связью с византийской традицией. Однако, в противовес греческой системе образования, основанной на приоритете частных форм обучения, русская школа развивалась как государственный институт, поскольку в народном образовании было заинтересовано, прежде всего, государство (иерей Дмитрий Конюхов. Школьное православное образование. М, 1999 С. 23–24).

Вопрос о народном образовании был поднят на Стоглавом Соборе 1551 г. Характерно, что с инициативой соборного обсуждения этого вопроса выступил сам царь — Иоанн Васильевич Грозный: «ученики учатся небрегно» -посетовал он. В результате, обсудив сложившееся в государстве положение дел, Стоглав постановил: «1) чтобы в Москве и по другим городам местное духовенство с благословения своего святителя избрало достойных священников, диаконов и женатых диачков, способных обучать грамоте и письму, и в домах их открыло училища; 2) чтобы в эти училища не только местное духовенство, но и все православные христиане в каждом городе отдавали своих детей для обучения грамоте, книжному письму, церковному чтению и пению; 3) чтобы избранные учителя учили детей страху Божию, соблюдали их нравственную чистоту и целомудрие…» (гл. 26 Стоглава/ Российское законодательство X-XX в. том 3 М, 1989.)

Благодаря усилиям со стороны государственной власти и в связи с крепнущей в народе тяги к просвещению дело школьного образования в России постепенно развивалось. При чем главными особенностями созданных в тот период русских школ были, во-первых, их ярко выраженный церковный характер; во-вторых, нацеленность большинства школ на обучение учащихся элементарной грамотности (преобладание начальной школы).

Что касается нормативно-правовой базы русской школы X-XVII в., то она отличается крайней неразработанностью. Вероятно, большинство школ того времени действовало без какого-либо документального оформления: у них не было собственных уставов и инструкций, содержание образования определялось стихийно, учебные программы отсутствовали. Первые сведения о школьном уставе относятся к кон. XVI в., когда по почину антиохийского патриарха Иоакима в г. Львове были учреждены сначала православное братство, а затем средняя школа для обучения детей членов братства и бедных детей-сирот. Согласно уставу школы она существовала за счет пожертвований («наклада») «всего братства львовского ». Помимо источников финансирования в школьном уставе были четко определены права и обязанности учителя, учеников и их родителей. На наш взгляд в дореволюционной системе российского образования можно выделить три основных направления:

—духовное направление, реализуемое в духовных училищах, семинариях и академиях; -церковно-приходское направление, присущее воскресным, церковно-приходским школам, а также школам грамоты; —светское направление, характерное для частных гимназий, лицеев, вузов, пансионов и т. п.

Первое, духовное, направление было ориентировано на подготовку духовенства, два других - церковно-приходское и светское — охватывали сферу общего образования всех остальных сословий. Нужно подчеркнуть, что учебные программы духовных и светских учебных заведений имели много общего (так, например, в основную общеобразовательную программу светских гимназий входил Закон Божий). Можно найти другие обстоятельства, ясно свидетельствующие о том, что, несмотря на различие целей, духовное и светское образование в дореволюционной России находились в гармоничном единстве. Впрочем, на протяжении всей дореволюционной истории преимущественное внимание государства было обращено на духовное образование.

Значительный вклад в упорядочение деятельности духовных учебных заведений внесла петровская эпоха. В 1720 г. императорским указом был утвержден «Духовный регламент», содержащий в себе особый раздел «О домах училищных», в котором весьма подробно определялась внутренняя организация духовных академий и семинарий. В п. 9 другого раздела Регламента — «О делех епископских» содержались рекомендации о создании в епархиях при епископских домах духовных училищ, то есть школ для обучения детей духовенства и прочих сословий с целью последующего рукоположения.

Что касается сферы общего (или народного) образования, то первые попытки ее нормативной регламентации предпринял Император Александр I. В период Его царствования был издан Устав для светских учебных заведений, а также особый Государев Указ, призывающий духовенство принять участие в деле народного просвещения. В тот период были также проведены реформы духовного образования, повлекшие централизацию и упорядочение системы образования в целом. Так, в разработанном М. М. Сперанским проекте Правил об образовании духовных училищ окончательно определились четыре ступени учебных заведений: академия, семинария, уездное училище, приходская школа. К середине XIX в. правовой статус духовных училищ и семинарий определялся типовыми уставами, разработанными Учебным комитетом. В наши дни эти уставы были использованы Московской Патриархией при разработке современных гражданских уставов духовных учебных заведений.

Деятельность церковно-приходских школ первоначально регламентировалась Правилами о церковно-приходских школах 1884 г. В 1902 г. Правила уступили место Положению о церковных школах Ведомства Православного Исповедания, нормы которого относили к числу церковных школ: во-первых, начальные школы, предназначенные для начального обучения детей и взрослых (они подразделялись на школы грамоты, церковно-приходские и воскресные школы); во-вторых, учительские (второклассные и церковно-учительские) школы, преследующие цель подготовки учителей в начальные школы (п. 2 Положения о церковных школах Ведомства Православного Исповедания от 1 апреля 1902 г. / С-П,  1904.). Основные задачи церковных школ заключались в начальном и среднем образовании, а также религиозно-нравственном воспитании учащихся в духе учения и традиций Русской Православной Церкви (п.1 Положения о церковных школах Ведомства Православного Исповедания. от 1 апреля 1902 г. / С-П, 1904).

Большую роль в деле возрождения церковно-приходского образования сыграл обер-прокурор К. П. Победоносцев, который в свое время писал Государю Императору Александру III о том, что организация церковно-приходских школ есть «вопрос первостепенной важности для государства». Оппоненты К. П. Победоносцева, возражая против самой идеи церковной школы, указывали, что пастырская деятельность и школьное учительство — разные профессии, так что отсутствие или недостаток педагогического образования у большинства священников могут загубить самые благие начинания.

Думается, что, оценивая приведенные позиции, следует учесть историю развития народного просвещения в нашем отечестве. Дело в том, что до нач. 60-х годов XVIII в. церковнослужители были почти единственными учителями в народных (массовых) школах России, при чем они не только учили детей, но и поддерживали школы «своими скудными средствами» (Циркуляр Министерства народного просвещения от 24 июля 1884 г. №10370\ Ванчаков А. М. Заметки о начальной церковной школе. С-П, 1908). В «Записке о церковных школах», изданной Училищным Советом при Священном Синоде, говорится о том, что в ходе обусловленного Императорским Указом от 26 января 1804 г. создания начальных школ по селам и деревням православное духовенство сыграло решающую роль. Действительно, в силу того, что Указ вменял обучение сельчан в непременную обязанность духовенства, сельские священники достаточно активно взялись за создание школ при церквах. И хотя эти школы, не имея материальной поддержки и прочной организации, испытывали значительные трудности, тем не менее по Правилам, утв. Указом Священного Синода от 29 октября 1836 г., обязанность «первоначального обучения» поселянских детей по-прежнему возлагалась на приходское духовенство. Не изменилось положение и после принятия Устава Духовных консисторий 1841 г. Согласно этому Уставу епархиальное начальство было обязано «располагать и поощрять» приходское духовенство к созданию и поддержке при церквах училищ «в виде простом и приспособленном к народному быту» (Записка о церковных школах. СПб 1907). Как видим государственная власть, изначально возложив бремя народного образования на священнослужителей, не торопилась освободить их от этого бремени. Думается, что не только недостаток педагогических кадров был тому виной. Скорее всего, поощряя педагогическую деятельность священников в школе, государство более заботилось о нравственном воспитании, нежели об общем образовании народа. В заключение отметим, что церковность народной (массовой) школы поддерживали известные представители отечественной педагогики. Так, К. Д. Ушинский писал, что «дело народного воспитания должно быть освящено церковью, а школа должна быть преддверием церкви» (Ушинский К. Д. Собрание педагогических сочинений/ цит. по Ванчаков А. М. Заметки о начальной церковной школе. С-П, 1908). В связи с этим в русской педагогической литературе можно встретить мнение о том, что «лучший из мыслимых руководителей начальной школы есть священник (Рачинский С. А. Сельская школа \ цит. по Ванчаков А. М. Заметки о начальной церковной школе. С-П,  1908). Учитывая изложенные обстоятельства можно понять, почему в 1867–1868 г. в учебную программу духовных семинарий был введен курс православной педагогики. Этот курс возобновлен в Московской Православной Духовной Академии в 2001 г.

Чернега К.А., к.ю.н.