Школьное образование в дореволюционной России.
История школьного образования в России включает в себя несколько этапов, каждый из которых имеет свои характерные особенности. В настоящей главе мы остановим внимание на наиболее важных вехах историко-правового развития российской школы.
В архивных документах по дореволюционному образованию (в частности, во «Введении к программам учебных предметов для церковно-приходских школ») содержится упоминание о свт. Михаиле-первом киевском митрополите, уделявшем достаточно большое внимание делу образования. В Степенной Книге имеется свидетельство о том, что святитель, призывая к себе учителей, давал им наставления о том, как следует обучать детей, рекомендовал учителям приспосабливаться на своих уроках к «силам и понятиям» каждого учащегося (Степ. кн. 1.143\ Лотоцкий В., Суздальский Г. Настольная книга по церковно-школьному образованию. Собрание законоположений. Одесса, 1903.).
Деятельность свт. Михаила была в полной мере согласована с политикой св. равноап. кн. Владимира, повелевшего «поимати у нарочитое чадо дети и даяти на учение книжное». Собственное семейство князя являло в этом смысле наиболее выразительный пример. Известно, что княжеские дети обучались грамоте и самостоятельно читали. Неслучайно впоследствии сын св. Владимира князь Ярослав, следуя примеру отца, проявил много тщания и заботы об образовании своих подданных. Посетив в 1030 г. Новгород, Ярослав учредил там достаточно крупное по тем временам училище с общим количеством учащихся 300 человек. Многие их выпускников новгородской школы стали впоследствии священниками.
Исторические данные свидетельствуют о том, что постановка школьного обучения в Древней Руси характеризовалась существенной связью с византийской традицией. Однако, в противовес греческой системе образования, основанной на приоритете частных форм обучения, русская школа развивалась как государственный институт, поскольку в народном образовании было заинтересовано, прежде всего, государство (иерей Дмитрий Конюхов. Школьное православное образование. М, 1999 С.
Вопрос о народном образовании был поднят на Стоглавом Соборе 1551 г. Характерно, что с инициативой соборного обсуждения этого вопроса выступил сам царь — Иоанн Васильевич Грозный: «ученики учатся небрегно» -посетовал он. В результате, обсудив сложившееся в государстве положение дел, Стоглав постановил: «1) чтобы в Москве и по другим городам местное духовенство с благословения своего святителя избрало достойных священников, диаконов и женатых диачков, способных обучать грамоте и письму, и в домах их открыло училища; 2) чтобы в эти училища не только местное духовенство, но и все православные христиане в каждом городе отдавали своих детей для обучения грамоте, книжному письму, церковному чтению и пению; 3) чтобы избранные учителя учили детей страху Божию, соблюдали их нравственную чистоту и целомудрие…» (гл. 26 Стоглава/ Российское законодательство
Благодаря усилиям со стороны государственной власти и в связи с крепнущей в народе тяги к просвещению дело школьного образования в России постепенно развивалось. При чем главными особенностями созданных в тот период русских школ были,
Что касается нормативно-правовой базы русской школы
—духовное направление, реализуемое в духовных училищах, семинариях и академиях; -церковно-приходское направление, присущее воскресным, церковно-приходским школам, а также школам грамоты; —светское направление, характерное для частных гимназий, лицеев, вузов, пансионов и т. п.
Первое, духовное, направление было ориентировано на подготовку духовенства, два других - церковно-приходское и светское — охватывали сферу общего образования всех остальных сословий. Нужно подчеркнуть, что учебные программы духовных и светских учебных заведений имели много общего (так, например, в основную общеобразовательную программу светских гимназий входил Закон Божий). Можно найти другие обстоятельства, ясно свидетельствующие о том, что, несмотря на различие целей, духовное и светское образование в дореволюционной России находились в гармоничном единстве. Впрочем, на протяжении всей дореволюционной истории преимущественное внимание государства было обращено на духовное образование.
Значительный вклад в упорядочение деятельности духовных учебных заведений внесла петровская эпоха. В 1720 г. императорским указом был утвержден «Духовный регламент», содержащий в себе особый раздел «О домах училищных», в котором весьма подробно определялась внутренняя организация духовных академий и семинарий. В п. 9 другого раздела Регламента — «О делех епископских» содержались рекомендации о создании в епархиях при епископских домах духовных училищ, то есть школ для обучения детей духовенства и прочих сословий с целью последующего рукоположения.
Что касается сферы общего (или народного) образования, то первые попытки ее нормативной регламентации предпринял Император Александр I. В период Его царствования был издан Устав для светских учебных заведений, а также особый Государев Указ, призывающий духовенство принять участие в деле народного просвещения. В тот период были также проведены реформы духовного образования, повлекшие централизацию и упорядочение системы образования в целом. Так, в разработанном М. М. Сперанским проекте Правил об образовании духовных училищ окончательно определились четыре ступени учебных заведений: академия, семинария, уездное училище, приходская школа. К середине XIX в. правовой статус духовных училищ и семинарий определялся типовыми уставами, разработанными Учебным комитетом. В наши дни эти уставы были использованы Московской Патриархией при разработке современных гражданских уставов духовных учебных заведений.
Деятельность церковно-приходских школ первоначально регламентировалась Правилами о церковно-приходских школах 1884 г. В 1902 г. Правила уступили место Положению о церковных школах Ведомства Православного Исповедания, нормы которого относили к числу церковных школ:
Большую роль в деле возрождения церковно-приходского образования сыграл обер-прокурор К. П. Победоносцев, который в свое время писал Государю Императору Александру III о том, что организация церковно-приходских школ есть «вопрос первостепенной важности для государства». Оппоненты К. П. Победоносцева, возражая против самой идеи церковной школы, указывали, что пастырская деятельность и школьное учительство — разные профессии, так что отсутствие или недостаток педагогического образования у большинства священников могут загубить самые благие начинания.
Думается, что, оценивая приведенные позиции, следует учесть историю развития народного просвещения в нашем отечестве. Дело в том, что до нач.
Чернега К.А., к.ю.н.