Некоммерческое партнерство

 Родительский Комитет



Myweb.ru, каталог сайтов

Каталог Православное Христианство.Ру

Православие и современность. Информационно-
аналитический
портал
Саратовской епархии Русской Православной Церкви

Мероприятия

Попков Владимир Андреевич, профессор, доктор педагогических и доктор фармацевтических наук, академик и член Президиума РАО.

«Модернизация образования. Мифы и реалии»

Правительство РФ своим распоряжением от 29 ддекабря 2001г. одобрило »Концепцию модернизации Российского образования на период до 2010 года «. В концепции декларируется, что главная задача российской образовательной политики — обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства… Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования. Для достижения указанной цели будут решаться в первоочередном порядке следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи:

— обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;
— достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования…

В каких же социально-экономических условиях Правительство РФ планирует воплощать в жизнь эти благие намерения?

Сегодня в России около 80 ппроцентов средств производства находится в частных руках. Все население России можно разделить на две части — обеспеченное и необеспеченное. В обеспеченной России живет 15% ннаселения, в необеспеченной 85%, аа что касается доходов, то 92% ддостаются 15 ппроцентам населения, тогда как его необеспеченной части (85%) ддостается только 8%. ППринятый Государственной думой 122 ФЗ только ухудшил условия в которых планируется проводить модернизацию образования. Например, в законе об образовании« в статье 18 ппункт 2 гговорится, что государство гарантирует финансовую и материальную поддержку воспитания детей раннего детского возраста, обеспечивает доступность образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения для всех слоев населения«. Так вот после принятия 122 ФЗ этот пункт из закона «Об образовании» исчез. Оказывается государству уже не нужно поддерживать российские семьи.

Только ли у нас стоят проблемы с модернизацией образования? Нет. Еще в 60-70-ххх годах прошлого века во многих странах были зафиксированы следующие факты:

— учащиеся и студенты все меньше знают;
— учащиеся и студенты все хуже владеют полученными знаниями на практике;
— учащиеся и студенты все чаще пасуют, когда оказываются в нестандартной ситуации.

Руководство развитых стран предпринимало неоднократные попытки связанные с изменениями в системе образования (реформирование, модернизация и т.д). Например, США провели реформирование системы общего среднего и высшего образования, вложили с этой целью значительные средства, но существенного прогресса не добились. Приблизительно также обстоят дела и в ряде других стран. Поэтому копирование западных систем образования в ходе многочисленных реформ в нашей стране к положительным результатам не приводят. Так как одна система (наша) находящаяся в кризисном состоянии заменяется на другую (их) тоже находящуюся в кризисном состоянии.

Как была создана концепция модернизации российского образования на период до 2010 года?

Из упоминавшегося выше распоряжения правительства РФ (почему не постановления, не закона), следует, что концепцию подготовило Минобразование России. Но это не соответствует действительности, так как концепцию образования готовили в основном Центр стратегических разработок (»команда« Г.О.  Грефа) и Высшая школа экономики ( команда« Я.И.  Кузьминова и Ясина). Министерство образования РАН, РАО, МГУ и другие университетские центры, педагогическая общественность были в значительной мере отстранены от этой серьезной работы. Я должен сказать, что обсуждение концепции образования на различных этапах ее готовности проводилось на ряде совещаний ректорского корпуса, но проводилось в такой форме, в такой степени заорганизованности (доклад, содоклады, заранее подготовленные участники дискуссий, заключительное слово, «принять в целом с учетом высказанных предложений и замечаний »), что фактически ректоры были статистами. Можно также утверждать, что многие преобразования в средней школе, НПО, СПО и ВПО начались еще до того как была принята концепция модернизации. А ряд последующих преобразований (например те которые вытекают из 122 ФЗ ) противоречат концепции модернизации.

Необходимо отметить, что между строк концепции модернизации образования прослеживается попытка замещения традиционно бесплатных образовательных услуг платными. Наблюдаемая коммерциализация образования ведет к увеличению неравенства различных слоев нашего общества в возможностях получения качественного образования. Если мы обратимся к тому как отражается модернизация образования в средствах массовой информации, то получается, что модернизация сводится:

— к компьютеризации и информатизации образования;
— к введению ЕГЭ и ГИФО;
— к присоединению к Болонской декларации;
— к перегруженности школьников и тт.д.

Так вот в одном из интервью Г. А. Балыхин привел данные о том, что сегодня у нас один компьютер приходится на 56 уучащихся, а 5 ллет назад приходился на 300 учащихся. Что такое один компьютер на 56 уучащихся ? Много это или мало? Хватает ли этого количества компьютеров, чтобы выпускники школ были компьютерно грамотны, хватает ли их для осуществления информатизации образования на должном уровне или нет? Ответов на эти вопросы нет. В стране который год идет эксперимент по переходу на ЕГЭ и ГИФО. В основе ЕГЭ лежит давно известная система тестирования. Ее пытались принять еще в 30-е годы прошлого столетия. Она была отвергнута, потому что не развивает мышление и у школьника и у студента. Нам пытаются доказать, что ЕГЭ стерилен от протекционизма и коррупции. Наличие протекционизма и коррупции в средней и высшей школе связано не с формой аттестацией школьников и вступительных экзаменов в вузы. Протекционизм и коррупция — это системный признак нашего общества. Изменение формы аттестации и вступительных экзаменов приведет к тому, что коррупция и протекционизм переидут на другой уровень. В концепции модернизации образования говорится о необходимости фундаментализации образования. В жизни все делается для антифундаментализации. Антифундаментализация укореняется и в глобальной универсализации тестирования, как метода оценки знаний. Тестирование может тренировать и обогащать память, расширять эрудицию, но отнюдь не умение творчески мыслить. Как известно многознание уму не научает. Образование и образованность — это не эрудиция, а системность знаний и способность системно-связанного мышления. Тесты не допускают вариативности, неоднозначности постановки вопроса и соответственно формулировки ответа. Тестирование заведомо исключает формирование целостной картины изучаемого мира. В тесте убита« необходимость размышлять и приводить аргументы. ЕГЭ повышает возможность подачи документов школьниками в какой-то вуз. Нам пытаются доказать, что ЕГЭ повышает доступность к получению высшего образования детьми из отдаленных регионов и малообеспеченных семей. Это миф.

Но если у родителей нет возможности оплатить расходы на дорогу, проживание, питание ребенка в Москве, Санкт- Петербурге и д.р.  университетских центрах, то ЕГЭ в этом смысле остается мифом.

Способы же, которые будут позволять одаренным детям из малообеспеченных семей учиться в вузах не проработаны, хотя об этом говорится в концепции модернизации образования.

Еще большим мифом является ГИФО (Государственные именные финансовые обязательства). Каждый успешно сдавший (не получивший положительные оценки, а именно успешно сдавший) ЕГЭ школьник в зависимости от уровня своих успехов получал сертификат от 12 7750 руб. до 750 руб. в год. Эти деньги государство обязано было перечислить в тот вуз, который зачислял этого школьника в студенты. Стоимость образования значительно выше, поэтому зачисленным в вузы студентам видимо пришлось бы доплачивать за свое образование. Эксперимент по внедрению ГИФО проводился 3 ггода в трех субъектах РФ. По мнению Г.А.  Балыхина механизмы заложенные в эксперимент по реализации ГИФО оказались неудачными. Эксперимент прекращен. Один из мифов концепции образования лопнул.

В СМИ активно обсуждается вступление РФ в 2003 году в Болонский процесс. Суть этих соглашений в России необоснованно сводится к :

1. двухступенчатой&nnbsp;системе высшего образования ( бакалавриат + магистратура );
2. введению&nnbsp;системы зачетных кредитных единиц;
3. созданию&nnbsp;общепризнанной системы оценки качества образования.

Главное же заключается в том, что в Болонских документах « неоднократно подчеркивается что образование является общественным благом«, что необходимо сделать качественное высшее образование доступным для всех, без каких либо препятствий, связанных с социальными или экономическими условиями их жизни. Ни в одном из российских официальных документов таких утверждений нет.

Начиная с 2002 года в СМИ активно обсуждается проблема перегрузки учащихся средней школы, ставится вопрос о необходимости сокращения базового учебного плана (БУП) на 20–25%... ЛЛетом 2003 года в Высшей школе экономики состоялась дискуссия на тему Образо вание в 2013 году. Тенденции и вызовы«. Один из участников этой дискуссии Я.И.  Кузьмиков утверждает, что Расширение свобод школы, свободы зарабатывать и привлекать деньги родителей это благо« (Вопросы образования 2004 г.№ 1 сстр. 250)… Отвечая на вопрос «А семьи сколько дадут?» Я.И.  Кузьмиков сообщает: «Примерно 7 ммлрд. долл. Можно дополнительно получить от семей… Условие одно — сокращение базового учебного плана на 20%, тто есть высвобождение 8 ччасов в неделю для инициативных »продвинутых« курсов, которые могут предлагать учителя. Сегодня школа не имеет право предлагать такие курсы просто потому что БУП полностью исчерпывает часы, разрешенные санитарными нормами нагрузки учащихся«.

В СМИ периодически обсуждается проблема преподавания в средних школах Основ православной культуры«. Очень часто люди принимающие участие в дискуссии заявляют о том что введение этого курса будет ущемлять права атеистов. Но ни кто ни когда не говорит о том, что отсутствие подобного курса ущемляет права верующих. Но без воспитания у ребенка веры, душевных качеств мы не сможем выйти из порочного круга в котором оказались за 70 сс лишним лет нахождения в обстановке воинствующего атеизма.

В заключении хотел бы сказать, что реализация концепции модернизации в полном объеме образования на первых порах может принести некоторые положительные результаты. Но я хотел бы вам привести слова известного медика Глюка польза проявляется гораздо раньше, чем очевидным становится вред«. Мне хотелось бы обратить внимание слушателей на то, что я высказал свою точку зрения, которая в ряде случаев не совпадает с точкой зрения Президиума Российской академии образования, хотя те кто был на первом пленарном заседании и слышал выступление нашего президента Н.Д.  Никандрова могут сделать вывод, что по многим позициям моя и его точки зрения совпадают.