Некоммерческое партнерство

 Родительский Комитет



Myweb.ru, каталог сайтов

Каталог Православное Христианство.Ру

Православие и современность. Информационно-
аналитический
портал
Саратовской епархии Русской Православной Церкви

Мероприятия

Шумакова Наталья Борисовна - кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО, заместитель директора школы-лаборатории «Созвездие».

«Влияние содержания образования на развитие творческой личности ребенка».

Делать доклад уже не очень уместно, так как было сказано очень много полезного и ценного, к чему просто надо присоединиться. В связи с этим, я бы хотела отметить несколько моментов для того, чтобы они стали более выпуклыми или обратить внимание на то, что, может быть, не совсем ярко прозвучало сегодня. Те опасные изменения или нововведения в образовании, которые нас сейчас очень тревожат, ярко были представлены многими докладчиками. Мы сейчас тратим много сил, чтобы развернуть обсуждение надвигающегося обязательного ЕГЭ, понимая, что введение ЕГЭ препятствуют самому главному -творческому развитию личности ребенка. Действительно, жесткое тестирование в форме ЕГЭ, выступающего в качестве основного критерия качества образования, приводит к унификации процесса обучения и развития личности, способствует тому, чтобы вытеснить главное из содержания образования. Мы начинаем разворачивать какие-то действия, чтобы как-то смягчить этот удар или вообще воспрепятствовать происходящим событиям. Но есть и другая надвигающаяся опасность, которая к нам незаметно приближается.

Речь идет о разворачивающейся программе информатизации образования. Сейчас разворачивается широкомасштабная программа по внедрению в образовательный процесс разнообразных информационных продуктов, средств, технологий. Казалось бы, применение информационных продуктов и технологий в школьном обучении открывает новые интересные возможности для улучшения качества и доступности образования. Но беда заключается в том, что само широкое распространение и внедрение компьютеров в образовательный процесс продиктовано и подчиняется, прежде всего, интересам развития бизнеса, а не целям воспитания, обучения и развития школьников. Какие последствия для развития личности ребенка, для его душевного и духовного здоровья могут иметь все эти широкомасштабные проекты? Может ли быть гарантирована психологическая и педагогическая безопасность в случае фактически свободного доступа ребенка к интернету? Как повлияет на психическое развитие ребенка замена его реального взаимодействия в реальном мире виртуальным? Чем может обернуться значительное оскудение (уменьшение) реальных живых контактов, реального живого диалога ребенка с учителем, который и является важнейшим условием его развития? Эти и целый ряд других важных вопросов не имеют пока что научно обоснованных ответов и решений. В то же время, уже сейчас ясно, что вместе с широкомасштабной компьютеризацией открывается такой широкий, свободный доступ к интернету, который таит колоссальную опасность для духовного здоровья, для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Это связано с тем, что ребенок, имеющий благодаря интернету свободный доступ к любой информации, может не иметь при этом ни соответствующего уровня личностной зрелости, ни даже элементарной мыслительной подготовки, чтобы эту информацию как-то обработать и проанализировать. А если учесть, что с введением новых форм аттестации школьников в форме ЕГЭ внимание к развитию мышления и личности ребенка только уменьшается, так как школьник должен все большее и большее внимание уделять заучиванию фактов, которые часто не имеют фундаментального значения, а носят частный, малозначимый характер, то угроза от свободного доступа к любой информации становится тем более очевидной. Другой пример — организация виртуальных школ для первоклассников. При этом приводится столько аргументов «за» и ни одного «против», что для родителя далекого от психологии и педагогики создается впечатление, что только общение ребенка с учителем через компьютер может обеспечить индивидуализацию обучения. На самом же деле, компьютер в этом процессе лишь средство, причем совсем не безобидное. Форсирование процессов внедрения виртуальных школ без какой-либо серьезной научной проработки и экспертизы вызывает глубокую озабоченность и тревогу. Уже сейчас в системе критериев оценивания школ, одним из пунктов является использование информационных технологий в учебном процессе, информационная оснащенность, а в ближайшем будущем можно будет увидеть и применение дистантных форм обучения, наличие виртуальной школы и т.д.  Все это говорит о том, что практика, подталкиваемая интересами бизнеса, явно опережает научное осмысление происходящих в образовании изменений. На мой взгляд — это то, о чем нужно думать всему православному сообществу, родителям, которые заботятся о том, как уберечь детей от возможного духовного повреждения, которое может прийти через непродуманную информатизацию образования. Мы с вами прекрасно понимаем, что свободный доступ к информации может пойти как на пользу, так и во вред. Все зависит от того, как это будет использовано, но если у вас ребенок не имеет необходимой личностной и умственной зрелости для правильного использования имеющихся возможностей, то мы можем иметь большую беду в связи с этим.

Еще не могу не откликнуться на некоторые высказывания в отношении родителей. Слушая сегодня докладчиков я испытывала радость от того, что нахожусь среди единомышленников по основополагающим вопросам, оттого, что наконец-то здесь собрались люди, которые друг друга понимают. Понимают, чем болеет школа, как важно обеспечить качество образования, духовное развитие личности. Очень существенным, на мой взгляд, является и подчеркивание важности воспитания целостного мировоззрения у современных школьников, что, фактически, невозможно обеспечить без обращения к христианству. Что же мы имеем в настоящее время у большинства наших школьников? Разорванное сознание, многопредметность, перегруженность, наряду с недогрузкой мыслительной. И это все, как отметил о.Сергий Рыбаков, следствие отсутствия христианского мировоззрения, того, что все содержание образования развивалось вне религиозного, христианского сознания. Но вот, после замечательного выступления преподавателя русского языка и литературы школы №766, был задан очень хороший вопрос: а какая у вас поддержка вашей системы образования? И мы услышали, что в школе есть родительский комитет, который поддерживает преподавание православной культуры и другие замечательные начинания и поэтому школа может вести такую работу. У меня, например, есть опыт совершенно другой, и я хочу эту проблему озвучить и поддержать ваши предложения. А что делать с родителями, которые ничего этого не хотят, которые наоборот противостоят тому, что школа пытается сделать? Школа пытается ввести предметы, которые приближают ребенка к Богу, дают возможность познать мир как целое, а взрослые говорят: зачем это нужно? Для успешного будущего процветания ребенка, на их взгляд, достаточно владеть компьютером, английским языком и, по мере возможности, русским. Что делать с такими родителями, которые не ведают, что творят, которые абсолютно безграмотны в духовном плане? Мы сейчас очень часто наблюдаем, что новое поколение родителей отличается потрясающей духовной безграмотностью. Они не только не верят, что можно быть действительно верующим человеком, но и не верят, что «всерьез» можно относиться, например, к Пушкину. Приведу конкретный пример из собственной практики. Мама одной ученицы приходит к учителю в школу и с удивлением спрашивает его: что вы такое делали на уроке, что моя дочь стала читать перед сном Пушкина? И это спрашивала мама, имеющая, по современным меркам, высокий образовательный уровень, которая проявляла заботу об образовании ребенка. Многие родители даже не понимают, что всерьез можно любить Пушкина, что можно плакать при чтении его стихов. Представляете, в каком мире мы живем? Речь идет о духовной безграмотности и слепоте родителей и в этом смысле родительское движение, родительский комитет должен быть направлен не только на борьбу со всем плохим, что привносится в школу, что делается в министерстве или где-то еще. Родительский комитет, это замечательное ядро, которое существует, должно еще как-то просвещать и самих родителей. Всем известный протоиерей В.В.Зеньковский, сказал очень простые, но замечательные слова — «так как школа есть функция общества, то нельзя реформировать школу без здорового общества». Беда в том и заключается, что общество у нас больное и чтобы его вылечить, мы, как родители, очень многое можем сделать. И делать это можно не только с помощью борьбы с тем, что делается в системе образования неправильно, но и через просвещение других родителей, которые находятся в духовной слепоте. Без того, чтобы просветить более широкую прослойку, мы эти проблемы просто не сможем решить, как бы мы с вами ни старались. Спасибо за внимание.