Некоммерческое партнерство

 Родительский Комитет



Myweb.ru, каталог сайтов

Каталог Православное Христианство.Ру

Православие и современность. Информационно-
аналитический
портал
Саратовской епархии Русской Православной Церкви

Мероприятия

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона
"О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию"

Цели законопроекта. Настоящий проект федерального закона подготовлен в целях обеспечения правовой охраны и защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, во исполнение требований статьи 14 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", обязывающей государство принимать меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию (в частности, от распространения печатной, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, антиобщественное поведение), и предусматривающей введение нормативов оборота информационной продукции, не рекомендуемой для пользования ребенку.

Вводимые законопроектом правовые механизмы охраны и защиты детей соответствуют требованиям ч. 5 ст. 29, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ и ст. 1, 3 Закона РФ "О средствах массовой информации" о недопустимости цензуры, поскольку не включают для производителей и распространителей информационной продукции требования предварительного согласования сообщений и материалов с должностными лицами, государственными органами или организациями, а также не предусматривают наложения контрольно-надзорными органами запрета на распространение сообщений и материалов либо их отдельных частей. Законопроект не регламентирует содержания информационной продукции для взрослых лиц, а лишь устанавливает правила ее распространения в доступное для детей время и в доступной для них форме, а также критерии ее разграничения с информационной продукцией, предназначенной для детей.

Законопроект подготовлен в соответствии с целями и задачами государственной политики в информационной сфере, закрепленными, в частности, в Концепции национальной безопасности Российской Федерации (в ред. Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24) и Доктрине информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ 9 сентября 2000 г. №ПР-1895), а также в Основных направлениях государственной семейной политики (утв. Указом Президента РФ от 14 мая 1996 г. № 712), включающими защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, духовное и нравственное воспитание населения, введение запрета на распространение посредством электронных средств массовой информации программ, пропагандирующих порнографию, насилие и жестокость, антиобщественное поведение, эксплуатирующих низменные проявления.

Данный законопроект направлен также на выполнение Российской Федерацией обязательств, вытекающих из международных договоров России в части охраны прав и законных интересов детей, в том числе в информационной сфере, и введения для них особых правовых гарантий. Он позволяет реализовать в российском законодательстве установленные Конвенцией о правах ребенка ООН (ст. 13, 17, 34) нормы, обязывающие государства обеспечивать разработку "надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию", а также устанавливать необходимые ограничения прав самого ребенка, включая "свободу искать, получать, передавать информацию и идеи любого рода".

Предпосылки законопроекта. Законопроект опирается на общепризнанные принципы и нормы международного права, провозглашающие допустимость ограничения законом свободы получать и распространять информацию и идеи, если это необходимо в интересах национальной безопасности или общественного порядка, в целях предотвращения преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц (Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, ст. 10; Всеобщая декларация прав человека, п.2 ст. 29; Международный пакт о гражданских и политических правах", п. 3 ст. 19 и ст. 20; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, ст. 10; Декларация СЕ о средствах массовой информации и правах человека (1970 г.); Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека, ст. 10; Европейские конвенции: о совместном кинопроизводстве (1992 г.), о трансграничном телевидении (1989 г.), о компьютерных преступлениях (2001 г.); Рекомендации Комитета Министров государств - членов Совета Европы: № R (89)7 относительно принципов распространения видеозаписей, содержащих насилие, жестокость или имеющих порнографическое содержание, от 22 апреля 1989 г. и № R (97)19 "О демонстрации насилия в электронных средствах массовой информации" от 30 октября 1997 г.; Директива о вещании ЕЭС; Международный кодекс рекламной практики Международной торговой палаты и др.).

Европейским Судом по правам человека также признается, что государства вправе принимать законы, ограничивающие распространение информации и идей, несмотря на их достоинства "как произведений искусства или как вклада в публичное обсуждение проблем", в том числе устанавливать контроль и классификацию информационной продукции, а при нарушении закона - применять штрафные меры, конфискацию и другие санкции, вплоть до уголовных, когда это необходимо в интересах защиты нравственности и благополучия конкретных лиц или групп лиц (таких как дети), нуждающихся в особой охране в связи с недостатком зрелости или состоянием зависимости (Постановления ЕСПЧ: Даджен (Dudgeon) против Соединенного Королевства, 22.10.1981; Институт Отто-Премингер (Otto-Preminger-Institut) против Австрии, 20.09.1994; Уингроу (Wingrove) против Соединенного Королевства, 25.11.1996 и др.).

Законопроект подготовлен с учетом современного зарубежного опыта регулирования оборота информационной продукции в интересах защиты прав и законных интересов детей (США, Германии, Великобритании, Франции, Италии и др.), где установлены аналогичные правовые гарантии, в том числе предусмотрены строгие ограничения и запреты на распространение среди детей и подростков информации, "разрушающей их нравственность" и "нарушающей их благополучие"; проводится экспертиза информационной продукции, способной нанести вред здоровью и развитию детей; введены возрастные классификации такой продукции и "временной водораздел" в трансляции "детских" и "взрослых передач"; ведутся реестры вредной информационной продукции; созданы специальные контрольно-надзорные органы по защите детей от такой информации; установлены строгие меры ответственности за незаконный оборот информационной продукции.

В Германии с 1951 г. действует Закон о правовой защите молодежи в общественных местах, с 1953 г. - Закон о распространении материалов, вредных для молодежи, с 1997 г. - Закон об информационных и коммуникационных услугах, содержащий нормы о защите нравственности и здоровья детей; в 1954 г. создано Федеральное ведомство по проверке материалов, вредных для молодежи, в полномочия которого входит ведение списка материалов (включая СМИ, книги, видеофильмы и компьютерные игры), вредных для молодежи и запрещенных для оборота.

В соответствии с законами Великобритании о видеозаписи 1984 г. и о кинематографии 1985 г. Британским комитетом классификации фильмов осуществляется возрастная классификация кино- и видеофильмов, которая учитывается при их демонстрации на телеканалах, в кинотеатрах, при распространении путем продажи или почтовой рассылки. Запрещено распространение среди детей информации, демонстрирующей преступное поведение, использование наркотиков, жестокие поведение или происшествие, сексуальные действия людей, а также поведение или происшествие, наводящие ужас.

Согласно рекомендациям Совета Европы законодательство многих зарубежных стран предусматривает уголовную ответственность за распространение среди детей вредной для их психики и нравственного развития информации: УК ФРГ - за подстрекательство к противоправным деяниям, а также за показ актов насилия и демонстрацию жестокости и бесчеловечности способом, ущемляющим человеческое достоинство; УК Голландии - за демонстрацию изображений или предметов, показ которых должен считаться вредным для лиц до 16 лет; УК Швейцарии - за пропаганду насилия, выставление безнравственных изображений или сочинений; УК Швеции - за незаконное изображение насилия, а также распространение среди детей или молодежи литературы, изображений или технических записей, которые могут привести к грубости или жестокости или иным образом создать серьезную опасность для морального воспитания молодежи; УК Дании - за продажу непристойных изображений или предметов; УК Испании - за распространение информации, пропагандирующей насилие, и иной негативной информации.

В Грузии, Литве, Латвии, Армении, на Украине также действуют законы, защищающие детей от вредного информационного воздействия: они ограничивают оборот информации, которая может повредить физическому, психическому или нравственному развитию несовершеннолетних; устанавливают возрастные категории фильмов и обозначающие их знаки; вводят реестры фильмов и печатной продукции, оказывающих вредное влияние на детей; запрещают использование их образов в продукции эротического характера, а также при проведении зрелищных мероприятий сексуального характера; устанавливают ограничения по времени трансляции "опасной" информации, порядок ее анонсирования и маркировки и заблаговременного предупреждения о ее содержании.

Необходимость принятия специального, комплексного федерального закона о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, вызвана отсутствием на федеральном уровне достаточной правовой базы для разрешения этой важнейшей проблемы. Хотя названные выше международные правовые принципы частично нашли отражение в нормах федерального законодательства (ст. 4 Закона РФ "О средствах массовой информации", Основах законодательства РФ о культуре, ст. 16, 16.1 и 20 Федерального закона "О рекламе" и др.), но последние носят фрагментарный, юридически нечеткий и декларативный характер, не содержат должной правовой регламентации обязанностей, механизмов контроля их соблюдения и адекватных мер ответственности за их нарушение.

В настоящее время на федеральном уровне регулирование охраны и защиты прав детей в информационной сфере осуществляется не согласованными между собой правовыми актами и не охватывает всех видов информационной продукции (например, Руководство по возрастной классификации аудиовизуальных произведений, утв. Приказом Министерства культуры РФ от 5 марта 2001 г. №192). Отсутствие специального комплексного федерального закона о защите детей от негативного влияния информации обусловливает пробельность правового регулирования названной сферы, не позволяет надежно защитить детей от негативного влияния информации, в том числе от пропаганды суицидального, аморального, криминального поведения, абортов, демонстрации жестокости и насилия, от разрушительной для детской психики информации, распространяемой посредством электронных игр и телекоммуникационных сетей.

Деятельность многочисленных общественных организаций, в том числе родительских комитетов, по защите детей от такого воздействия, большое количество обращений граждан в органы государственной власти с просьбами о проверке фактов и защите населения от вредного воздействия массовой информации на их психику - все это указывает на серьезное отставание законодательства от практики общественных отношений в этой сфере. Давно назрела необходимость участия государства в правовом регулировании указанных процессов. В этих целях в 14 субъектах РФ приняты законы и подзаконные нормативные акты о защите общественной нравственности, направленные на охрану интересов детей в сфере оборота информации, при этом в 4 из них (Республике Алтай, Краснодарском крае, Тюменской и Камчатской областях) действуют специальные законы о защите нравственности и здоровья детей. Однако они не решают проблемы создания государственных гарантий информационной безопасности детства, единых на всей территории России.

Только за первое полугодие 2004 года Прокуратурой г. Москвы в ходе проверки исполнения законодательства, направленного на защиту детей от распространения информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, по фактам грубейших нарушений законности возбуждено 46 уголовных дел и 18 дел об административном производстве, в адрес государственных органов и должностных лиц внесено 74 представления.

Отсутствие достаточных правовых гарантий реализации прав детей на защиту от негативного влияния информации создает предпосылки нарастания процессов нравственно-духовного кризиса и криминализации несовершеннолетних, использования последних представителями криминальной среды - для вовлечения в преступную деятельность, а дельцами масс-медиа, нарко-, секс- и порнобизнеса - в качестве источника извлечения прибыли.

Культ жестокости, насилия, порнографии, пропагандируемый в СМИ, печатных изданиях неограниченной продажи, в компьютерных играх и др., ведет к неосознанному желанию подростков и молодежи подражать этому, способствует закреплению таких стереотипов поведения в их собственных привычках и образе жизни, снижает уровень пороговых ограничений и запретов, что, наряду с другими условиями, открывает путь для многих из них к правонарушениям, влияет на состояние преступности несовершеннолетних, в частности, на такие ее характеристики, как: неблагоприятные темпы роста, опережающие общие показатели преступности в стране (в 2004 г. на 6%,по сравнению с предыдущим годом); увеличение числа несовершеннолетних, совершивших преступления (в 2004 г. - 151 890 человек), и высокая их доля (12,4%) в общем контингенте преступников. Сегодня подростками чаще, чем взрослыми лицами, совершаются тяжкие и средней тяжести преступления. Увеличивается их доля в совершении особо тяжких преступлений (с 3% в 1997г. до 4,8% в 2004 г.); складывается устойчивая тенденция роста совершаемых ими насильственных преступлений, нередко отличающихся немотивированной жестокостью (убийств, причинения тяжкого вреда здоровью, похищений людей, изнасилований). Беспрецедентное по масштабам распространение приобретают такие формы антиобщественного поведения несовершеннолетних, как пьянство, потребление наркотиков и одурманивающих веществ, детская проституция.

Именно поэтому предупреждение пропаганды насилия, жестокости и сексуальной распущенности в СМИ признано одним из важных направлений борьбы с серийными убийствами и другими тяжкими преступлениями против личности в решении совместного заседания коллегий МВД России и Генеральной прокуратуры РФ (2002 г.). Наличие связи криминального поведения подростков с негативным влиянием на них средств массовой информации признано и на международном уровне, в связи с чем Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (1990 г.) ориентируют государства на сведение "к минимуму показа материалов, связанных с порнографией, наркотиками и насилием".

Концепция законопроекта. При разработке настоящего законопроекта применен комплексный подход к обеспечению защиты детей от негативного влияния информации, на основе которого, исходя из конституционного принципа допустимости ограничения прав и свобод человека и гражданина только федеральными законами по конституционным основаниям (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ), признания приоритета охраны прав и законных интересов ребенка, законопроект:

1. вводит понятийный аппарат, позволяющий максимально сузить сферу субъективного и произвольного толкования терминов, используемых в правоприменительной практике в сфере действия настоящего закона; исходя из общепринятых юридических требований достаточности, необходимости, однозначности толкования оценочных признаков и их доказуемости, а также признаваемой Европейским Судом по правам человека и реализуемой зарубежным законодательством допустимости их применения в нормах права:

а) дает четкие юридические определения терминов, уже закрепленных в законодательстве РФ, но не имеющих легального толкования, либо определяемых без учета специфики защиты прав ребенка, в том числе понятий: "оборот информации", "пропаганда насилия и жестокости", "информационная продукция", "детская порнография" и др.;

б) вводит новые термины: "доступное для детей время", "доступная для детей форма распространения информационной продукции", "специализированная информационная продукция", "возрастная категория классификации информационной продукции", "натуралистические изображение или описание", "демонстрация насилия и жестокости", "ненормативная лексика" и др.;

2. объединяет в одном законодательном акте запреты на оборот информационной продукции (в том числе пропаганды насилия и жестокости, порнографии, потребления наркотических средств и психотропных веществ и пр.), до настоящего времени рассредоточенные в разных федеральных законах, регулирующих оборот отдельных видов информационной продукции;

3. устанавливает специальные ограничения на распространение среди неограниченного круга лиц в доступное для детей время и в доступных для них местах всех видов информационной продукции: демонстрирующей насилие или жестокость; дискредитирующей семью и родителей; устрашающего характера; провоцирующей детей к потенциально опасным поступкам; к потреблению веществ, товаров и услуг, опасных для жизни и здоровья; к антиобщественному поведению; а также информационной продукции, содержащей ненормативную лексику; эротического, порнографического и криминогенного характера, способной причинить явный вред здоровью и развитию ребенка, независимо от способа фиксации информации: на любых видах печатных, кино- аудио- или видеоносителей, в СМИ, на компьютерных информационных носителях, распространяемой посредством рекламы, публичных зрелищных мероприятий, игр и игрушек;

4. устанавливает два правовых режима оборота информационной продукции среди детей: а) ограничения на распространение среди детей разных возрастных групп информационной продукции, относимой к иным возрастным категориям, б) полный запрет на распространение среди детей информационной продукции возрастной категории "Старше 18 лет" (посредством регламентации мест ее реализации и предъявления специальных требований к ее оформлению);

5. вводит возрастную классификацию информационной продукции, способной нанести вред здоровью и развитию детей, осуществляемую самими производителями (распространителями) такой продукции; соответственно выделяет 5 возрастных категорий информационной продукции: "Универсальная", "С 6-ти лет в присутствии родителей", "С 12-ти лет", "С 16-ти лет", "С 18-ти лет" с определением для каждой категории требований к содержанию информационной продукции в соответствии с характером и степенью ее возможного воздействия на здоровье и развитие детей разных возрастных групп с учетом нормативного уровня их биологического, психофизиологического и психического развития (тем самым реализуется дифференцированный подход в обеспечении информационных прав и свобод детей в зависимости от их возраста и вида информационной продукции);

6. вводит Реестры информационной продукции, содержащие сведения о запрещенной к обороту информации, наносящей вред здоровью и развитию детей; регламентирует основания и порядок внесения в них указанных сведений;

7. предусматривает создание Перечня ненормативной лексики (бранных, вульгарных, нецензурных, жаргонных или иных ненормативных слов, речевых оборотов и выражений), не рекомендуемой для использования в информационной продукции для отдельных возрастных категорий несовершеннолетних;

8. устанавливает для всех физических и юридических лиц, занятых оборотом информационной продукции на территории Российской Федерации, обязанности по: а) возрастной классификации информационной продукции, б) предварительному, до ввода указанной продукции в оборот, самостоятельному размещению на ней производителями такой продукции специальных знаков, обозначающих соответствующие ей возрастные категории, в) соблюдению установленных возрастных ограничений при распространении указанной продукции;

9. вводит ограничения для электронных средств массовой информации по времени трансляции "взрослых" передач (возрастной категории "Старше 18 лет") в доступное для детей время вещания - период с 7 до 22 часов по местному времени, предусматривая при этом исключения для транслируемых в прямом эфире информационных и развлекательных программ, теле- и радиопередач, а также для документальной информационной продукции (включая теле- и кинохроникальные материалы, демонстрируемые в киновидеозрелищных учреждениях), что позволяет соблюдать конституционные права и свободы взрослых лиц;

10. устанавливает основания и порядок проведения экспертизы информационной продукции, осуществляемой: а) в добровольном порядке производителями (распространителями) информационной продукции при ее классификации; б) в обязательном порядке специальными экспертными учреждениями при выявлении нарушений настоящего закона;

11. регламентирует меры государственного контроля (надзора) и общественного контроля за соблюдением и реализацией требований законодательства о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию;

12. определяет компетенцию и полномочия органов публичной власти при осуществлении контроля (надзора) на федеральном, региональном и местном уровнях;

13. устанавливает меры юридической ответственности (дисциплинарной, гражданско-правовой, административной и уголовной) для юридических и физических лиц (в том числе должностных), виновных в нарушении требований настоящего закона с более подробной их регламентацией в соответствующих кодексах Российской Федерации;

14. устанавливает особенности юрисдикционной защиты нарушенных прав (в административном и судебном порядке), а также предусматривает механизм самозащиты своих прав детьми и их законными представителями.

Структура законопроекта. Законопроект содержит 29 статей, объединенных в шесть глав.

В главе первой "Общие положения" определены сфера действия и цели настоящего закона, правовые основы законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию; приведены определения основных понятий, используемых в настоящем законе.

В главе второй "Информация, наносящая вред здоровью и развитию детей" приводится перечень видов информации, запрещенной для оборота на территории Российской Федерации, и информации, ограниченной для распространения в доступное для детей время и в доступной для детей форме; определяются цели, принципы, порядок и критерии классификации информационной продукции с учетом возраста потребителей (возрастная классификация); устанавливаются пять возрастных категорий информационной продукции и обозначающие их знаки; определяются основания ведения Перечня ненормативной лексики; основания и порядок проведения экспертизы информационной продукции, способной нанести вред здоровью и развитию детей; регламентируется создание и ведение Реестров информационной продукции, наносящей вред здоровью и развитию детей, и правовые последствия включения сведений об информационной продукции в Реестры.

В главе третьей "Требования к распространению информационной продукции, наносящей вред здоровью и развитию детей" определяется порядок размещения предупреждения о наличии возрастных ограничений при распространении разных видов информационной продукции посредством размещения обозначающих возрастные категории знаков; регламентируются общие требования к распространению информационной продукции, имеющей возрастные ограничения, а также специальные требования к распространению отдельных видов информационной продукции.

В главе четвертой "Органы охраны и защиты прав и законных интересов детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию" определяется система федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления, на которые в пределах их компетенции возложены полномочия по контролю за соблюдением норм настоящего закона; устанавливаются меры, принимаемые органами государственного контроля (надзора) в связи с выявлением нарушений запретов и ограничений, установленных настоящим законом; полномочия и формы общественного контроля за деятельностью органов охраны и защиты прав и законных интересов детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию; полномочия по надзору за законностью при реализации правовой охраны и защиты детей.

В главе пятой "Защита прав и законных интересов детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию" регламентируются: виды юридической ответственности за несоблюдение запретов и ограничений, установленных настоящим законом; правовые основания возмещения вреда, причиненного ребенку; способы защиты прав и законных интересов детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию.

В главе шестой "Заключительные положения" устанавливается порядок приведения нормативных правовых актов в соответствие с предлагаемым федеральным законом и вступления последнего в силу.

 

Настоящий законопроект подготовлен в НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ межведомственной рабочей группой ученых и специалистов в составе: Лопатин В.Н., д.ю.н., первый заместитель директора НИИ Генеральной прокуратуры РФ (руководитель); Пристанская О.В., к.ю.н., зав. отделом НИИ Генеральной прокуратуры РФ; Маковчик С.И., зам. начальника отдела по делам несовершеннолетних и молодежи Генеральной прокуратуры РФ; Елизаров В.Г., к.ю.н., зам. начальника Аналитического отдела аппарата ЦИК России; Ефимова Л.Л., к.ю.н., консультант отдела учета и систематизации законодательства Правового управления Государственной Думы Федерального Собрания РФ; Радченко Е.В., главный специалист отдела законопроектной работы Правового департамента Министерства культуры РФ; Новицкая А. В. (Управление правоприменительной деятельности и реестров Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям); Лепский В.Е., доктор психолог. наук, заместитель директора Института человека РАН, зав. лабораторией рефлексивных процессов и управления Института психологии РАН; Бухтояров А.А., канд. психолог. наук, заместитель директора Института психоэкологии человека; Школьник А.Я., канд. пед. наук, продюсер детского вещания ЗАО "Первый канал"; Пронина Л.Е., доктор психолог. наук, доцент факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова; Ениколопов С.Н., канд. психолог. наук, зав. отделом клинической психологии Научного центра психического здоровья РАМН РФ.

В предложенной редакции законопроект учитывает замечания и предложения, которые были высказаны при проведении его экспертизы: в Аппарате полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе (Н.И. Макаров); в Аппарате Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (В.П. Лукин); в Совете при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека (Памфилова Э. А.); Уполномоченным по правам ребенка в г. Москве (А.И. Головань); в Государственном научном центре социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского Минздрава России (руководитель лаборатории психологии детского и подросткового возраста, доктор психолог. наук. Дозорцева Е.Г.); в Институте развития дошкольного образования РАО (Директор Института, доктор психолог. наук, профессор, член-корреспондент РАО Слободчиков В.И.); в Психологическом институте РАО (ведущий научный сотрудник лаборатории психического развития в подростковом и юношеском возрастах, профессор кафедры возрастной психологии Московского городского психолого-педагогического университета, доктор психолог. наук Абраменкова В.В.); в МГУ им. М.В. Ломоносова (факультет психологии - руководитель научно-исследовательской группы "Психология массовых коммуникаций", руководитель секции "Психология массовых коммуникаций" Российского психологического общества, доктор психолог. наук Матвеева Л.В., кандидат психологических наук Т.Я. Аникеева (кафедра общей психологии), кандидат психологических наук Ю.В. Мочалова (кафедра психологии личности).

Концепция законопроекта и его основные положения получили поддержку и одобрение по результатам его рассмотрения Полномочным представителем Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, в Аппарате Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, в Совете при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, Уполномоченным по правам ребенка в г. Москве, в ГНЦ ССП имени В.П. Сербского Минздрава России, в Институте развития дошкольного образования РАО, в Психологическом институте РАО, в Московском городском психолого-педагогического университете, МГУ им. М.В. Ломоносова (факультет психологии и юридический факультет).

Концепция законопроекта одобрена на заседании Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам женщин семьи и молодежи 10 марта 2005 г.