Некоммерческое партнерство в защиту семьи, детства, личности и охраны здоровья “Родительский комитет”

На главную страницу раздела

Главная | Законы | Семья и школа | Здравоохранение | Дети и СМИ | Демография | Родительское движение | Мероприятия | О нас | Контакты

 

Резкое ухудшение здоровья школьников

(По материалам "Российской газеты", 3 сентября 2004 года)

 

Сегодня патологии в состоянии здоровья имеет даже не каждый второй - 60 процентов из них. Причем "пик" школьного нездоровья - 10-14 лет.

Сегодня мы можем иметь образованного, но очень больного ребенка. Но чтобы решить эту проблему, надо ее прежде изучить. Предлагаем материалы по здоровью школьников, которые помогут родителям понять серьезность проблемы и сделать выводы о мерах помощи своему ребенку.

В полтора раза увеличился уровень общей заболеваемости детей в нашей стране за последние 10 лет.

Одна из причин пошатнувшегося здоровья детей школьного возраста - интенсивность образовательного процесса.

Специалисты утверждают: сегодня в нашей стране идет в школу функционально готовым к обучению только один ребенок из пяти. И это вдвое меньше, чем в 80-е годы, и втрое меньше, чем в 70-е.

У школьников нелеченые функциональные нарушения усугубляются, появляются новые.

Итоги Всероссийской диспансеризации детского населения РФ неутешительны: недуги органов дыхания и пищеварения, эндокринной и костно-мышечной системы, соединительной ткани, кроветворных органов. Не такая уж редкость и новообразования. Увеличивается количество учеников с эндокринно-обменными нарушениями. Но в числе лидеров - функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы.

Продолжительность рабочего дня школьника, заканчивающего начальную школу (включая время на приготовление домашних заданий), составляет (страшно сказать!) 10-12 часов. А у старшеклассников и вовсе 15-16 часов.

Нервно-психические расстройства (невротические и астенические состояния, эмоциональные расстройства и расстройства поведения) в структуре функциональных отклонений идут сразу же за сердечно-сосудистыми. Ученые отмечают, что стрессу сегодня постоянно подвержены 80 процентов школьников. Это стресс… ограничения времени.

Этот стресс сегодняшний школьник испытывает постоянно. Ведь и педагоги и родители требуют от школьника, чтобы он быстрее читал, быстрее писал, быстрее думал.

В нашей школе учащиеся приобретают много бесполезных сведений и утрачивают умственную и физическую энергию. По данным того же Института возрастной физиологии, сегодня почти у 70 процентов старшеклассников можно диагностировать пограничные нервно-психические расстройства, включая предболезненные состояния.

Данные Научного центра здоровья детей РАМН говорят о том, что непродуманное реформирование в сфере образования детям нашим обходится очень дорого. Ученые считают, что резкое ухудшение показателей здоровья школьников коренится в таких "прогрессивных" шагах, как начало обучения детей в школе с 6 лет, переход на пятидневную учебную неделю, сокращение начального обучения до трех лет.

Сорок процентов сегодняшних школьных программ и учебников сориентировано на "продвинутых" детей и соответствующий уровень образования. А сегодня среди школьников брать "высокие планки" в обучении способно только 15 процентов. Доля же одаренных детей - 6 процентов. Нагрузка школьников учебным материалом превышает их познавательные возможности по иностранному языку в 3 раза, по математике в 20 раз!

Это в общеобразовательных школах.

"Переутомление - явление, порождаемое принуждением к работе, истощающее умственные и физические силы", - считает директор Института гигиены и охраны детей и подростков РФ профессор Владислав Кучма.

Нужно, чтобы ситуацию захотели изменить абсолютно все причастные к образовательному процессу, включая и родителей.

Один из факторов школьного риска - нерациональная организация школьного процесса. Вопрос рациональной организации учебного процесса не ставится даже в школах, называющих себя школами здоровья.

Еще сто лет назад специалисты отметили: состояние определяет не острая реакция, а пролонгированная. Подавленный стресс аккумулируется в микросимптоматику пограничных нарушений. Вот на нее-то как раз и начинают обращать внимание и родители, и педагоги.

Пока ученые думают, а чиновники рассуждают, родители должны найти способы реально сохранить здоровье детей, защитить их от перегрузок.

 

 

 

 

На главную страницу раздела

Главная | Законы | Семья и школа | Здравоохранение | Дети и СМИ | Демография | Родительское движение | Мероприятия | О нас | Контакты