Некоммерческое партнерство

 Родительский Комитет



Myweb.ru, каталог сайтов

Каталог Православное Христианство.Ру

Православие и современность. Информационно-
аналитический
портал
Саратовской епархии Русской Православной Церкви

Обсуждаем проект закона о ЮЮ

То, что нет проекта закона о ЮЮ — это неправда.
ЮЮ настойчиво и последовательно «надвигают» на семью.
ЮЮ — это чей выбор?
Подробнее...

Информация

15 ноября 2016 г.
Верховный суд РФ снял с рассмотрения проект постановления Пленума, касающийся руководящих разъяснений по применению судами статьи 116 УК РФ (побои) в новой редакции. Сам проект имел явно ювенальный характер, так как должен был закрепить ответственность родителей по данной статье. Отказ рассматривать вопрос расценивается общественностью как понимание его абсурдности, направленности против семьи, нарушения основополагающих принципов равенства всех перед законом и необходимости защиты семьи со стороны государства.

Активисты «Народного Собора» сорвали провокацию шведских агентов по внедрению в российское законодательство антисемейных технологий

Мать, лишенная родительских прав, от горя едва не сожгла себя.

Новая книга «Ювенальная юстиция в действии» практическое пособие для родителей.

Родители России давно протестуют против разрушительных тенденций, направленных на разрушение семьи, рекомендуемых ООН и Советом Европы.

ЧЕТЫРЕ ПРАВИЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПРОТИВ МАНИПУЛЯТОРОВ

Родители Камчатки выступили против антисемейных законов.

СМИ о ЮЮ

Приложение №1

Утвержден на заседании Московской городской межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, протокол №01–14 от 29 января 2014г.
(вопрос №1, пункт 6)

Регламент
межведомственного взаимодействия в сфере выявления семейного неблагополучия и организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации
(новая редакция)

Раздел 1. Общие положения

1.1.  Настоящий Регламент определяет порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее — межведомственное взаимодействие) в сфере выявления семейного неблагополучия, организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации, на территории города Москвы в целях осуществления мер по выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, защите и восстановлению их прав и законных интересов.

1.2.  Правовая основа организации и осуществления межведомственного взаимодействия.

При организации и осуществлении межведомственного взаимодействия органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних города Москвы руководствуются:

Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Семейным кодексом Российской Федерации;
Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»;
Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»;
Федеральным законом от 8 января 1998 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»;
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 года;
Законом города Москвы от 7 апреля 1999 г. № 16 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Москве»;
Законом города Москвы от 13 апреля 2005 г. № 12 «Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав»;
Законом города Москвы от 14 апреля 2010 г. № 12 «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве»;
Законом города Москвы от 28 сентября 2005 г. № 47 «О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве полномочиями города Москвы по образованию и организации деятельности районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав»;
Законом города Москвы от 26 декабря 2007 г. № 51 «О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере опеки, попечительства и патронажа»;
Законом города Москвы от 28 февраля 2007 г. № 6 «О профилактике наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ в городе Москве»;
Законом города Москвы от 23 ноября 2005 г. № 60 «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве»;
Законом города Москвы от 9 июля 2008 г. № 34 «О социальном обслуживании населения»;
Законом города Москвы от 7 октября 2009 г. № 43 «О психологической помощи населению в городе Москве».

1.3.  Основные понятия

Для целей настоящего Регламента используются следующие основные понятия:

семейное неблагополучие — комплекс обстоятельств, сложившихся в семье, имеющей детей, следствием которых является создание или возможность создания действиями или бездействием родителей (иных законных представителей) обстановки, представляющей угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующей их нормальному воспитанию и развитию, и (или) утраты детьми родительского попечения;
несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, — лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;
семья, находящаяся в социально-опасном положении — это семья, имеющая детей, находящихся в социально-опасном положении, за исключением случаев, когда совершенное несовершеннолетним правонарушение, не связано с ненадлежащим исполнением родителями (законными представителями) своих обязанностей, а также семья, где родители и или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними«.

дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети — жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа); дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи;
семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации,- семья, жизнедеятельность которой объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств (при отсутствии оснований для признания семьи находящейся в социально опасном положении) и которая не может преодолеть данные обстоятельства самостоятельно;
безнадзорный — несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц города Москвы;
беспризорный — безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания в городе Москве;
дети, оставшиеся без попечения родителей, — несовершеннолетние, у которых умерли оба или единственный родительлибо которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;
дети, нуждающиеся в помощи государства, — дети, еще не лишившиеся родительского попечения, находящиеся в обстановке, представляющей действиями или бездействием родителей (иных законных представителей) угрозу их жизни или здоровью либо препятствующей их нормальному воспитанию и развитию.

1.4.  Субъекты взаимодействия:

1.4.1.  Московская городская межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, окружные и районные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

1.4.2.  Уполномоченные органы в сфере опеки, попечительства и патронажа (далее — органы опеки и попечительства).

1.4.3.  Медицинские организации:

1.4.3.1.  Женские консультации.

1.4.3.2.  Центры охраны здоровья семьи и репродукции.

1.4.3.3.  Родильные дома, иные медицинские организации, имеющие в своей структуре родильные отделения.

1.4.3.4.  Поликлиники (в том числе детские).

1.4.3.5.  Детские больницы.

1.4.3.6.  Медицинские организации, имеющие в своей структуре отделения травматологии.

1.4.3.7.  Наркологические диспансеры.

1.4.3.8.  Наркологические больницы.

1.4.3.9.  Психоневрологические диспансеры.

1.4.4.  Образовательные организации:

1.4.4.1.  Дошкольные образовательные организации.

1.4.4.2.  Общеобразовательные организации.

1.4.4.3.  Профессиональные образовательные организации.

1.4.4.4.  Организации дополнительного образования.

1.4.4.5.  Центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

1.4.5.  Учреждения социального обслуживания:

1.4.5.1.  Центры социальной помощи семье и детям.

1.4.5.2.  Отделения социальной помощи семье и детям территориальных центров социального обслуживания.

1.4.5.3.  Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних.

1.4.5.4.  Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

1.4.5.5.  Дома ребенка.

1.4.6.  Территориальные органы МВД России по городу Москве:

1.4.6.1.  Подразделения по делам несовершеннолетних.

1.4.6.2.  Участковые уполномоченные полиции.

1.4.6.3.  Криминальная полиция.

1.4.6.4.  Патрульно-постовая служба.

1.4.7.  Территориальные подразделения Управления Федеральной миграционной службы по городу Москве.

1.4.8.  Территориальные органы исполнительной власти, районные учреждения и организации, негосударственные организации, общественность:

1.4.8.1.  Управы районов.

1.4.8.2.  Единые информационно-расчетные центры.

1.4.8.3.  Общественные пункты охраны порядка.

1.4.8.4.  Негосударственные организации.

1.4.8.5.  Старшие по подъездам.

1.4.9.  Отделы записи актов гражданского состояния.

1.4.10.  Центры занятости населения административных округов города Москвы.

1.5.  Целевые группы, на которые направлено межведомственное взаимодействие:

1.5.1.  Семьи и дети, проживающие в городе Москве, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

Основными критериями отнесения семьи к категории семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, являются:

— отсутствие условий для нормального воспитания и развития ребенка (детей), в том числе отсутствие работы у родителей (иных законных представителей), места проживания, неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, недостаточность доходов семьи для обеспечения основных потребностей ребенка и другие обстоятельства, не являющиеся результатом действий или бездействия родителей (иных законных представителей) ребенка (детей);
— смерть одного из родителей;
— уход отца или матери из семьи, развод родителей;
— постоянные конфликтные ситуации между членами семьи, в том числе между детьми и родителями;
— возвращение родителей (одного из них) из мест лишения свободы.

Примечание: Семья считается, находящейся в трудной жизненной ситуации, при наличии вышеуказанных критериев только в том случае, если наличие данных критериев сочетается с ненадлежащим исполнением родителями (законными представителями) своих родительских обязанностей при отсутствии состава правонарушения, предусмотренного статьей 5.35 КоАП РФ.

опасном положении.

Основными критериями отнесения семьи к категории семей, находящихся в социально опасном положении, являются:

— нахождение детей вследствие безнадзорности в обстановке, представляющей опасность для их жизни и здоровья, либо не отвечающей требованиям к их воспитанию и содержанию;
— совершение детьми правонарушений, включая общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, и административные правонарушения, и (или) антиобщественных действий, включая систематическое употребление наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;
— неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями (иными законными представителями) ребенка (детей) своих обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию, в том числе отсутствие у ребенка (детей) необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий, непринятие мер по организации получения ребенком образования, оказанию ему медицинской помощи, попустительство вредным привычкам ребенка;
— отрицательное влияние родителей (иных законных представителей) на поведение ребенка (детей), в том числе злоупотребление родителями (иными законными представителями) спиртными напитками, употребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, совершение иных антиобщественных действий, вовлечение ребенка (детей) в совершение преступлений и (или) антиобщественных действий;
— наличие признаков жестокого обращения родителей (иных законных представителей) с ребенком (детьми), включая физическое, психическое, сексуальное насилие.

1.5.3.  Дети, оставшиеся без попечения родителей (иных законных представителей).

Отсутствие попечения родителей (иных законных представителей) подтверждается следующими документами (их копиями):

— свидетельство о смерти родителей (иных законных представителей);
— решение суда о лишении родителей родительских прав (об ограничении в родительских правах), признании родителей недееспособными (ограниченно дееспособными), безвестно отсутствующими или умершими;
— решение суда об установлении факта отсутствия родительского попечения над ребенком;
— заявление родителей о согласии на усыновление (удочерение) ребенка, оформленное в установленном порядке;
— справка о нахождении родителей под стражей или об отбывании ими наказания в виде лишения свободы, выданная соответствующим учреждением, в котором находятся или отбывают наказание родители;
— справка органов внутренних дел о том, что место нахождения разыскиваемых родителей не установлено;
— акт о доставлении подкинутого или заблудившегося ребенка (в случае выявления подкинутого ребенка);
— акт об оставлении ребенка в родильном доме (отделении) или иной лечебно-профилактической организации;
— акт об оставлении ребенка матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего ее личность, в медицинской организации, в которой происходили роды или в которую обратилась мать после родов;
— свидетельство о рождении, в строках «мать» и «отец» которого стоят прочерки;
— иные документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

1.5.4.  Дети, проживающие в городе Москве, нуждающиеся в помощи государства.

Основным критерием отнесения детей к категории детей, нуждающихся в помощи государства, является нахождение детей в обстановке, представляющей угрозу их жизни или здоровью либо препятствующей их нормальному воспитанию и развитию в результате действий или бездействия их родителей (иных законных представителей).

1.6.  Основные этапы деятельности по выявлению семейного неблагополучия:

1.6.1.  Сбор и систематизация информации из источников информации, указанных в пункте 1.7 настоящего Регламента.

1.6.2.  Выявление детей и семей, относящихся к одной или нескольким целевым группам, указанным в пунктах 1.5.1–1.5.4 настоящего Регламента.

1.6.3.  Оценка условий жизни и воспитания несовершеннолетнего и степени угрозы его жизни и здоровью.

1.6.4.  В случае установления факта семейного неблагополучия передача сведений о семье и (или) ребенке (детях) в орган опеки и попечительства и районную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

1.6.5.  Организация индивидуальной профилактической работы с семьей, в том числе социального патроната, в целях стабилизации внутрисемейных отношений на ранних стадиях семейного неблагополучия и снижения количества семей и детей, находящихся в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации.

1.6.6.  Осуществление контроля за процессом индивидуальной профилактической работы с семьей в целях определения динамики изменения обстоятельств, нарушающих жизнедеятельность семьи, и корректировки при необходимости перечня реализуемых мероприятий, направленных на устранение семейного неблагополучия.

1.7.  Основания осуществления деятельности по выявлению семейного неблагополучия и организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации.

Основанием для осуществления деятельности по выявлению семейного неблагополучия и организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации, является поступление в органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с их компетенцией информации о факте семейного неблагополучия, содержащейся в:

— заявлении несовершеннолетнего либо его родителей (иных законных представителей) об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
— приговоре, решении, определении или постановлении суда (судьи);
— постановлении комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел;
— заключении, утвержденном руководителем органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений;
— обращениях (устных и письменных) иных государственных органов и организаций, негосударственных организаций;
— обращениях (устных и письменных) граждан, в том числе родственников несовершеннолетних;
— средствах массовой информации.

Раздел 2. Порядок межведомственного взаимодействия в сфере выявления семейного неблагополучия и организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации

2.1.  Органы опеки и попечительства:

2.1.1.  Орган опеки и попечительства при поступлении устного или письменного обращения, содержащего информацию о факте семейного неблагополучия, обеспечивает проведение первичного обследования условий жизни ребенка (детей) и его семьи.

Первичное обследование условий жизни ребенка (детей) и его семьи проводится:

в течение 3 дней со дня поступления обращения, содержащего информацию о выявлении ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей (иных законных представителей) либо находящегося в обстановке, препятствующей его нормальному воспитанию и развитию;
незамедлительно при поступлении обращения, содержащего информацию о ребенке (детях), находящемся в обстановке, представляющей угрозу его жизни или здоровью.

2.1.2.  Обследование проводится работниками органа опеки и попечительства с привлечением работников учреждения социального обслуживания, указанного в пункте 1.4.5 настоящего Регламента, по месту жительства ребенка (детей), а в случае поступления сведений о том, что ребенок (дети) в результате действий или бездействия его родителей (иных законных представителей) находится в условиях, представляющих угрозу его жизни или здоровью, также с привлечением сотрудников подразделения по делам несовершеннолетних территориального органа МВД России на районном уровне по месту жительства ребенка (детей).

2.1.3.  Учреждение социального обслуживания, указанное в пункте 2.1.2 настоящего Регламента, не позднее 2 дней, следующих за днем проверки, представляет в орган опеки и попечительства информацию о результатах комплексной первичной диагностики ребенка (детей) и его семьи, включая сведения о социально-бытовых условиях семьи, ее социальном окружении, проблемах взаимоотношений между членами семьи, обстоятельствах, способствующих семейному неблагополучию.

2.1.4.  В случае если по результатам обследования установлено, что ребенок (дети) в результате действий или бездействия его родителей (иных законных представителей) находится в обстановке, препятствующей его нормальному воспитанию и развитию, орган опеки и попечительства:

1) в течение 3 дней с учетом результатов комплексной первичной диагностики ребенка (детей) и его семьи:

а) обеспечивает подготовку акта по результатам обследования по форме, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 сентября 2009 г. № 334 (приложение № 1 к настоящему Регламенту);
б) обеспечивает сбор документов, подтверждающих наличие либо отсутствие фактов проживания ребенка (детей) в условиях, препятствующих его нормальному воспитанию и развитию;
в) обеспечивает проведение повторного обследования ребенка (детей) и его семьи;

г) предлагает родителям ребенка (детей) заключить договор о социальном патронате;
д) в течение 30 дней с момента выявления ребенка утверждает план по защите прав ребенка в соответствии со статьей 8 Закона города Москвы от 14 апреля 2010 г. № 12 «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве»;
2) в случае согласия родителей ребенка (детей) издает акт об установлении социального патроната над ребенком и организует работу по заключению с родителями ребенка (детей) договора о социальном патронате в порядке и в сроки, установленные Положением об организации социального патроната (приложение 4 к постановлению Правительства Москвы от 20 сентября 2011 г. № 433-ПП «О мерах по обеспечению реализации Закона города Москвы от14 апреля 2010 г. № 12 »Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве«).

До заключения договора о социальном патронате учреждение социального обслуживания, указанное в пункте 2.1.2 настоящего Регламента, при необходимости оказывает семье и ребенку (детям) социально-консультативную помощь и предоставляет им иные виды социальных услуг.

Примечание: В случае если родители ребенка (детей) не выполняют условия договора о социальном патронате, либо если по завершении срока осуществления социального патроната семейное неблагополучие не устранено, орган опеки и попечительства направляет информацию о семье в районную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту жительства семьи для организации работы с семьей в соответствии с пунктом 3.4 настоящего Регламента.

3) в случае отказа родителей ребенка (детей) от заключения договора о социальном патронате в течение 3 дней с момента поступления информации о факте семейного неблагополучия направляет информацию о семье в районную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту жительства семьи для организации работы с семьей в соответствии с пунктом 3.4 настоящего Регламента.

4) в случае если ребенок (дети) находится под опекой (попечительством), в том числе в приемной семье или на патронатном воспитании, принимает меры по оказанию опекуну (попечителю) содействия в обеспечении нормального воспитания и развития подопечного или решает в установленном порядке вопрос об отстранении опекуна (попечителя) от возложенных на него обязанностей.

2.1.5.  В случае если по результатам обследования установлено, что ребенок (дети) в результате действий или бездействия его родителей (иных законных представителей) находится в обстановке, представляющей угрозу его жизни или здоровью, орган опеки и попечительства:

а) обеспечивает немедленное отобрание ребенка (детей) в порядке, установленном статьей 77 Семейного кодекса Российской Федерации;
б) обеспечивает подготовку акта по результатам обследования по форме, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 сентября 2009 г. № 334 (приложение № 1 к настоящему Регламенту);
в) обеспечивает сбор документов, подтверждающих наличие либо отсутствие фактов проживания ребенка (детей) в условиях, представляющих угрозу его (их) жизни или здоровью;
г) при наличии медицинских показаний для госпитализации направляет ребенка в медицинскую организацию;
д) при отсутствии медицинских показаний для направления ребенка на госпитализацию обеспечивает его устройство под предварительную опеку (попечительство), а при отсутствии такой возможности обеспечивает временное устройство ребенка в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних или в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
е) в течение 7 дней после вынесения акта об отобрании ребенка обращается с иском в суд об ограничении родителей в родительских правах или о лишении родителей родительских прав, об отмене усыновления (удочерения), либо решает вопрос об отстранении опекуна (попечителя) от исполнения возложенных на него обязанностей;
ж) в течение 30 дней с момента выявления ребенка утверждает план по защите прав ребенка в соответствии со статьей 8 Закона города Москвы от 14 апреля 2010 г. № 12 «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве».

2.1.6.  В случае если по результатам обследования установлены обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии родительского попечения над ребенком (детьми), орган опеки и попечительства принимает меры по устройству ребенка (детей) и защите его (их) прав и законных интересов в порядке, установленном Семейным кодексом Российской Федерации и законодательством города Москвы.

Примечание: В случае выявления ребенка, местом жительства которого является другой субъект Российской Федерации или иностранное государство, орган опеки и попечительства обеспечивает учет ребенка, его временное устройство в государственное казенное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних »Алтуфьево« и предпринимает в установленном порядке меры для возвращения ребенка в субъект Российской Федерации или иностранное государство по месту постоянного проживания ребенка.

2.1.7.  В случае если по результатам обследования установлено, что семья находится в трудной жизненной ситуации, орган опеки и попечительства в течение 3 дней принимает меры по организации индивидуальной профилактической работы с семьей в соответствии с пунктом 3.3 настоящего Регламента.

2.1.8.  В случае если по результатам обследования выявлена семья, находящаяся в социально опасном положении, в которой дети совершают правонарушения или антиобщественные действия, либо в которой родители (иные законные представители) не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию детей и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними, орган опеки и попечительства незамедлительно (в течение 3 часов с момента выявления) направляет данную информацию в районную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту жительства семьи, а также информирует:

— о выявлении родителей (иных законных представителей) несовершеннолетних и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение преступления или антиобщественных действий или совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия, — незамедлительно (в течение 3 часов с момента выявления) территориальный орган МВД России на районном уровне по месту жительства несовершеннолетних;
— о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ, — незамедлительно (в течение 3 часов с момента выявления) орган управления здравоохранением по месту жительства несовершеннолетнего;
— о выявлении несовершеннолетних, самовольно ушедших из образовательных организаций или иных организаций, осуществляющих обучение, либо прекративших по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, — незамедлительно (в течение 3 часов с момента выявления) орган, осуществляющий управление в сфере образования, по месту жительства несовершеннолетнего.

2.2.  Районные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав:

— при поступлении информации о факте семейного неблагополучия, предусмотренной пунктом 1.7 настоящего Регламента, содержащей сведения о выявлении семей и (или) детей, указанных в пунктах 1.5.1–1.5.4 настоящего Регламента, незамедлительно (в течение 3 часов с момента поступления) передают данную информацию в орган опеки и попечительства по месту жительства семьи и (или) детей;
— при наличии фактов, свидетельствующих о неисполнении или ненадлежащем исполнении родителями (иными законными представителями) ребенка (детей) обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов ребенка (детей), составляют протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
— принимают меры по организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, в соответствии с пунктом 3.4 настоящего Регламента.

2.3.  Медицинские организации:

2.3.1.  Женские консультации, центры охраны здоровья семьи и репродукции при дородовом патронаже:

— при постановке женщин на учет по беременности определяют семейно-бытовые условия, свидетельствующие о потенциальном неблагополучии для протекания беременности и для новорожденного, и в случае установления обстоятельств, свидетельствующих о нахождении беременной в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации в течение 3 дней передают соответствующую информацию в орган опеки и попечительства и районную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту жительства беременной в соответствии с пунктом 3.1.3 настоящего Регламента;
— принимают меры по организации работы с беременной, по разъяснению ей прав и обязанностей родителей после рождения ребенка, профилактике отказа от ребенка;
— при постановке на учет несовершеннолетней беременной направляют в течение 3 часов соответствующую информацию в орган опеки и попечительства и в подразделение по делам несовершеннолетних территориального органа МВД России на районном уровне по месту жительства беременной для выяснения условий проживания несовершеннолетней и условий, способствовавших наступлению ранней беременности.

2.3.2.  Медицинский персонал родильного дома (отделения) при поступлении несовершеннолетней беременной незамедлительно передает информацию руководителю родильного дома (отделения) для организации работы по профилактике отказа от ребенка, и в орган опеки и попечительства по месту жительства несовершеннолетней, либо, в случае если место жительства несовершеннолетней неизвестно или отсутствует, по месту нахождения родильного дома (отделения).

2.3.3.  Участковые врачи и участковые медицинские сестры:

— при посещении детей на дому и на приемах в поликлинике выявляют обстоятельства, свидетельствующие о наличии семейного неблагополучия;
— вносят в историю развития ребенка сведения о родителях, семейном положении, месте работы родителей, жилищно-бытовых условиях семьи;
— осуществляют контроль за выполнением родителями данных им рекомендаций по уходу за ребенком и за проведением назначенного лечения в случае болезни ребенка;
— ведут учет семей, находящихся в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации;
— при проведении обследования детей в образовательных организациях выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации;
— в случае установления обстоятельств, свидетельствующих о нахождении ребенка (детей) и (или) семьи в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации, в течение 3 дней направляют информацию по установленной форме в орган опеки и попечительства и в районную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту жительства ребенка в соответствии с пунктом 3.1.3 настоящего Регламента.

2.3.4.  Администрация детской больницы, иной медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях:

— при выявлении ребенка (детей), которого в больнице (иной медицинской организации) более 1 месяца не навещают родители (иные законные представители), уведомляет о данном факте орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка либо, в случае если место жительства ребенка неизвестно или отсутствует, по месту нахождения медицинской организации;
— ежедневно передает на «горячую линию» по вопросам безнадзорности несовершеннолетних Департамента социальной защиты населения города Москвы (тел. 8 (499) 201-06-50),  в Московскую городскую межведомственную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав (в течение 3 часов после поступления по факсу 8 (495) 633-65-77 и в течение 3 дней после поступления по адресу: 125032, Москва, Тверская ул., 13), еженедельно в Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Москве по факсу 8 (495) 694-84-40, информацию о поступивших беспризорных детях;
— при поступлении ребенка, оставшегося без попечения родителей, в течение 7 дней направляет информацию в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка либо, в случае если место жительства ребенка неизвестно или отсутствует, по месту нахождения детской больницы.

2.3.5.  Руководители лечебно-профилактических медицинских организаций, имеющих в своей структуре отделения травматологии, при выявлении ребенка (детей), поступившего с признаками жестокого обращения с ним, включая физическое, психическое или сексуальное насилие, непринятия родителями (иными законными представителями) своевременных мер по лечению ребенка, которое привело к угрозе его жизни и здоровью, незамедлительно (в течение 3 часов) направляют информацию по установленной форме (приложение № 2 к настоящему Регламенту) в Управление опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних Департамента социальной защиты населения города Москвы (по факсу 8 (495) 633-94-31),  Московскую городскую межведомственную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав (по факсу 8 (495) 633-65-77), межрайонную прокуратуру, подразделение по делам несовершеннолетних территориального органа МВД России на районном уровне, орган опеки и попечительства и районную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту жительства ребенка либо, в случае если место жительства ребенка неизвестно или отсутствует, по месту нахождения медицинской организации.

Дети, указанные в настоящем пункте, могут быть переданы работниками медицинских организаций родителям (иным законным представителям) на основании документов, удостоверяющих личность родителей (иных законных представителей), после письменного согласования с органом опеки и попечительства и территориальным органом МВД России на районном уровне.

Не могут быть переданы родителям дети в случаях если:

— родители лишены родительских прав или ограничены в родительских правах;
— родители недееспособны;
— ребенок отобран у родителей (иных законных представителей) в связи с угрозой его жизни или здоровью;
— в отношении родителей (иных законных представителей) возбуждено уголовное дело по факту жестокого обращения с ребенком;
— дело об ограничении родителей в родительских правах или о лишении родителей родительских прав, об отмене усыновления (удочерения) находится на рассмотрении в суде.

Дети, которые не подлежат передаче родителям (иным законным представителям), прошедшие медицинское обследование и (или) лечение и не нуждающиеся более в медицинской помощи, незамедлительно переводятся в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

2.3.6.  Администрация медицинской организации незамедлительно (в течение 3 часов) направляет в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка (детей) либо, в случае если место жительства ребенка неизвестно или отсутствует, по месту нахождения медицинской организации, информацию о невозможности обоих родителей или единственного родителя самостоятельно осуществлять уход и воспитание ребенка (детей) в случаях длительной и тяжелой болезни обоих родителей или единственного родителя, а также о выявлении иных обстоятельств, свидетельствующих о наличии семейного неблагополучия в семьях, имеющих детей;
2.3.7.  Руководители наркологических диспансеров и наркологических больниц незамедлительно (в течение 3 часов с момента обращения, поступления) направляют по факсу 8 (495) 633-65-77  в Московскую городскую межведомственную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав информацию (приложения №№ 3–1,  3–2)  о родителях (иных законных представителях) ребенка (детей), злоупотребляющих спиртными напитками, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества без назначения врача, а также о несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки, наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества, медикаменты без назначения врача (в случае наступления токсического отравления).

2.3.8.  Руководители психоневрологических диспансеров незамедлительно (в течение 3 часов с момента обращения, поступления) направляют по факсу 8 (495) 633-65-77 в Московскую городскую межведомственную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав информацию (приложение № 3–2 к настоящему Регламенту) о родителях (иных законных представителях) ребенка (детей), страдающих психоневрологическими заболеваниями, которые могут создать угрозу для жизни и здоровья их ребенка (детей).

2.4.  Образовательные организации:

2.4.1.  Дошкольные образовательные организации:

— обеспечивают ежедневный (в рабочее время) при прибытии воспитанников их внешний визуальный осмотр с целью выявления фактов жестокого обращения с детьми и иных обстоятельств, свидетельствующих о наличии семейного неблагополучия;
— при выявлении фактов жестокого обращения с ребенком и иных обстоятельств, свидетельствующих о наличии семейного неблагополучия, незамедлительно (в течение 3 часов с момента выявления) направляют информацию по установленной форме (приложение № 2 к настоящему Регламенту) в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка, в территориальный орган МВД России на районном уровне по месту нахождения образовательной организации, в Департамент образования города Москвы и по факсу 8 (495) 633-65-77 в Московскую городскую межведомственную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

2.4.2.  Общеобразовательные организации и профессиональные образовательные организации:

— обеспечивают ежедневный (в рабочее время) при прибытии обучающихся их внешний визуальный осмотр с целью выявления фактов жестокого обращения с детьми и иных обстоятельств, свидетельствующих о наличии семейного неблагополучия;
— при выявлении несовершеннолетних, длительное время (более 10 дней) не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, принимают меры к выяснению причин этого, в том числе посещают при необходимости учащегося и его родителей (иных законных представителей) по месту жительства, проводят с ними беседу, по результатам ставят учащегося на учет в образовательной организации;
в течение 3 дней с момента постановки учащегося на учет в образовательной организации направляют информацию об этом по установленной форме (приложение № 4 к настоящему Регламенту) в районную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту жительства учащегося;
— при выявлении фактов жестокого обращения с ребенком и иных обстоятельств, свидетельствующих о наличии семейного неблагополучия, незамедлительно (в течение 3 часов с момента выявления) направляют информацию по установленной форме (приложение № 2 к настоящему Регламенту) в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка, в территориальный орган МВД России на районном уровне по месту нахождения образовательной организации, в Департамент образования города Москвы и по факсу 8 (495) 633-65-77 в Московскую городскую межведомственную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав;
— формируют социальный паспорт образовательной организации, проводят анализ условий жизни и воспитания учащихся и ежеквартально представляют сведения о семьях, находящихся в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации, в районную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту жительства учащихся по установленной форме (приложение № 5 к настоящему Регламенту).

2.4.3.  Руководители центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи при выявлении ребенка (детей), поступившего с признаками жестокого обращения с ним, включая физическое, психическое или сексуальное насилие, непринятия родителями (иными законными представителями) своевременных мер по лечению ребенка, которое привело к угрозе его жизни и здоровью, незамедлительно (в течение 3 часов) направляют информацию по установленной форме (приложение № 2 к настоящему Регламенту) в Управление опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних Департамента социальной защиты населения города Москвы (по факсу 8 (495) 633-94-31),  Московскую городскую межведомственную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав (по факсу 8 (495) 633-65-77), межрайонную прокуратуру, территориальный орган МВД России на районном уровне, орган опеки и попечительства и районную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту жительства ребенка (детей) либо, в случае если место жительства ребенка неизвестно или отсутствует, по месту нахождения центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

2.5.  Территориальные органы МВД России по городу Москве:

2.5.1.  Подразделения по делам несовершеннолетних территориальных органов МВД России на районном уровне:

— выявляют и ставят на учет родителей (иных законных представителей), не выполняющих или выполняющих ненадлежащим образом свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию детей и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;
— в течение 3 дней после постановки на учет родителей (иных законных представителей) направляют информацию по установленной форме (приложение № 5 к настоящему Регламенту) в районную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту жительства указанных лиц;
— выявляют беспризорных детей и доставляют их в дежурные части территориальных органов МВД России на районном уровне в соответствии с Порядком взаимодействия органов внутренних дел, здравоохранения и социальной защиты населения Москвы по выявлению несовершеннолетних беспризорных и безнадзорных детей, оказанию им медицинской и социальной помощи, утвержденным на заседании Московской городской межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав 28 марта 2013г. (протокол № 01–13), а также направляют в течение 24 часов копию акта о выявлении беспризорного ребенка по форме, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 20 августа 2003 г. № 414/633, в районную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав и в орган опеки и попечительства по месту выявления беспризорного ребенка;
— при наличии крайней необходимости, в исключительных случаях осуществляют действия, предусмотрены Порядком взаимодействия органов внутренних дел, здравоохранения и социальной защиты населения Москвы по выявлению несовершеннолетних беспризорных и безнадзорных детей, оказанию им медицинской и социальной помощи, утвержденным на заседании Московской городской межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав 28 марта 2013 г. (протокол № 01–13), в отношении безнадзорных детей и направляют информацию об этом незамедлительно (в течение 3 часов с момента составления соответствующего акта) в орган опеки и попечительства по месту выявления ребенка;
— при установлении факта нахождения ребенка (детей) в обстановке, угрожающей его жизни и здоровью, незамедлительно информируют об этом орган опеки и попечительства по месту нахождения ребенка и оказывают ему содействие в отобрании ребенка в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации;
— при наличии фактов, свидетельствующих о неисполнении или ненадлежащем исполнении родителями ребенка (детей) обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов ребенка (детей), составляют протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
— осуществляют в пределах своей компетенции меры по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, и несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также осуществляют иные меры в соответствии с приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 26 мая 2000 г. № 569 «Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел».

2.5.2.  Участковые уполномоченные полиции в соответствии с приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» в пределах своей компетенции:

а) участвуют в розыске несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа органа управления образованием, а также уклоняющихся от недобровольной госпитализации, назначенной судом в связи с наличием психического расстройства;
б) участвуют в выявлении лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и иных антиобщественных действий, в том числе в систематическое употребление спиртных напитков, наркотических средств, психотропных и одурманивающих веществ, занятие проституцией, бродяжничеством и попрошайничеством, и принимают меры по пресечению их деятельности, в том числе информируют об указанных лицах заинтересованные подразделения полиции;
в) выявляют несовершеннолетних, проживающих в ненадлежащих условиях, и в течение 3 дней со дня выявления информируют об этом районную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав (приложение № 5 к настоящему Регламенту) и подразделения по делам несовершеннолетних территориальных органов МВД России на районном уровне по месту жительства несовершеннолетних.

2.5.3.  Сотрудники патрульно-постовой службы полиции выявляют в соответствии с приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» заблудившихся детей и подростков, безнадзорных несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также несовершеннолетних правонарушителей, в том числе находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, передают их родителям или лицам, их заменяющим, в необходимых случаях доставляют таких лиц в дежурную часть территориального органа МВД России на районном уровне или подразделения по делам несовершеннолетних (если они находятся вне помещения территориального органа МВД России на районном уровне).

2.5.4.  Дежурные части территориальных органов МВД России на районном уровне при доставлении в них беспризорных детей осуществляют действия, предусмотренные Порядком взаимодействия органов внутренних дел, здравоохранения и социальной защиты населения Москвы по выявлению несовершеннолетних беспризорных и безнадзорных детей, оказанию им медицинской и социальной помощи, утвержденным на заседании Московской городской межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав 28 марта 2013 г. (протокол № 01–13), и через подразделения по делам несовершеннолетних территориальных органов МВД России на районном уровне направляют в течение 24 часов в районную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав и в орган опеки и попечительства по месту выявления беспризорного ребенка копию акта о выявлении беспризорного ребенка.

2.5.5.  Подразделения криминальной полиции территориальных органов МВД России в соответствии с приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» и Инструкцией о межведомственном взаимодействии органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при розыске детей, самовольно оставивших семьи, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иные организации с круглосуточным пребыванием несовершеннолетних, установлении причин и условий, способствующих побегам, утвержденной постановлением Московской городской межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 19 апреля 2010 года, в пределах своей компетенции осуществляют розыск без вести пропавших несовершеннолетних, несовершеннолетних, занимающихся бродяжничеством или самовольно ушедших из семей или государственных учреждений.

2.6.  Территориальные подразделения Управления Федеральной миграционной службы по городу Москве направляют в районные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав информацию о несовершеннолетних, достигших возраста 14 лет и не получивших гражданские паспорта по истечении 6 и более месяцев с даты достижения указанного возраста.

2.7.  Управы районов:

— организуют в течение 3 дней после выявления направление сведений о выявлении фактов жестокого обращения с детьми и иных обстоятельств, свидетельствующих о наличии семейного неблагополучия в семьях, имеющих детей, в органы опеки и попечительства и районные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в соответствии с пунктом 3.1.3 настоящего Регламента;
— обеспечивают размещение на информационных стендах в жилом секторе, а также на районных информационных стендах контактных телефонов районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и органов опеки и попечительства;
— организуют и осуществляют контроль за своевременным направлением в органы опеки и попечительства и районные комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав данных:

1) едиными информационно-расчетными центрами, управляющими компаниями, товариществами собственников жилья:

— ежеквартально (до 15 числа каждого месяца, следующего за окончанием квартала) о выявленных семьях с детьми, имеющих задолженность по оплате за техническое обслуживание и (или) пользование жилым помещением и коммунальные услуги в течение более 6 месяцев;
—в течение 1 дня о случаях смерти обоих родителей или единственного родителя ребенка (детей) на основании соответствующих подтверждающих документов.

2) старшими по подъездам незамедлительно (в течение 3 часов после выявления) о выявлении фактов жестокого обращения с детьми и иных обстоятельств, свидетельствующих о наличии семейного неблагополучия в семьях, имеющих детей.

2.8.  Общественные пункты охраны порядка незамедлительно (в течение 3 часов после выявления) информируют о выявлении фактов жестокого обращения с детьми и иных обстоятельств, свидетельствующих о наличии семейного неблагополучия в семьях, имеющих детей, органы опеки и попечительства или районные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в соответствии с пунктом 3.1.3 настоящего Регламента.

2.9.  Отделы записи актов гражданского состояния при регистрации смерти лица, в паспорте которого указаны сведения о несовершеннолетнем ребенке (детях), в случае если есть основания полагать, что умерший являлся его единственным родителем, а также при наличии информации о том, что умерший являлся опекуном (попечителем) несовершеннолетнего ребенка (детей), незамедлительно (в течение 3 часов после выдачи свидетельства о смерти)информируют об этом орган опеки и попечительства по месту жительства умершего(приложение № 7 к настоящему Регламенту).

Раздел 3. Порядок организации учета семей, находящихся в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации, и индивидуальной профилактической работы с такими семьями

3.1.  Организация учета семей и детей, относящихся к целевым группам, на которые направлено межведомственное взаимодействие

3.1.1.  Органы опеки и попечительства осуществляют учет:

— детей, оставшихся без попечения родителей;
— детей, нуждающихся в помощи государства;
— семей, находящихся в социально опасном положении, в которых дети вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию;
— семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

3.1.2.  Районные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав осуществляют учет:

— семей, находящихся в социально опасном положении, в которых дети совершают правонарушения или антиобщественные действия, либо в которых родители (иные законные представители) не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию детей и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;
— семей, находящихся в социально опасном положении, в которых дети вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, информация о которых поступила из органов опеки и попечительства в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 2.1.4 настоящего Регламента.

3.1.3.  Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних направляют имеющуюся информацию:

— о детях и семьях, указанных в пункте 3.1.1 настоящего Регламента, в органы опеки и попечительства;
— о семьях, указанных в абзаце втором пункта 3.1.2 настоящего Регламента, в районные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Органы опеки и попечительства направляют информацию о семьях, указанных в абзаце третьем пункта 3.1.2 настоящего Регламента, в районные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в случаях, предусмотренных подпунктами 2 и 3 пункта 2.1.4 настоящего Регламента.

3.1.4.  Учреждения социального обслуживания, указанные в пункте 1.4.5 настоящего Регламента, и другие органы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляют учет семей, в отношении которых ими проводится индивидуальная профилактическая работа в соответствии с пунктами 3.2–3.4 настоящего Регламента.

3.1.5.  Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних направляют сведения о детях и семьях, указанных в пунктах 1.5.1–1.5.4 настоящего Регламента, состоящих на учете в указанных органах и учреждениях, в районные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав для организации единого банка данных таких детей и семей и координации организации индивидуальной профилактической работы с ними.

3.1.6.  Районные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав для организации единого банка данных таких детей и семей направляют сведения о детях и семьях, указанных в пунктах 1.5.1–1.5.4 настоящего Регламента в ГБОУ специальная школа «Шанс» (по факсу 8 (499) 723–59–00).

3.1.7.  ГБОУ специальная школа «Шанс» передает информацию о случаях в Городской ресурсный центр поддержки семьи и детства «Отрадное» и Кризисный центр помощи женщинам и детям Департамента социальной защиты населения г. Москвы для дальнейшей работы с данной категорией несовершеннолетних«.

3.2.  Организация индивидуальной профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации:

3.2.1.  По результатам выявления фактов семейного неблагополучия учреждения социального обслуживания, указанные в пункте 1.4.5 настоящего Регламента, и другие органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении семей, находящихся в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации, состоящих на учете в органах опеки и попечительства и районных комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав.

3.2.2.  Индивидуальная профилактическая работа с семьями, указанными в пункте 3.2.1 настоящего Регламента, осуществляется в соответствии с планом индивидуальной профилактической работы с семьей несовершеннолетнего (приложение № 6 к настоящему Регламенту), утверждаемым в порядке, предусмотренном пунктами 3.3 и 3.4 настоящего Регламента, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3.2.3 настоящего Регламента.

3.2.3.  Индивидуальная профилактическая работа с семьями, находящимися в социально опасном положении, в которых дети вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, в случае если родители дали согласие на установление социального патроната над ребенком (детьми), осуществляется в соответствии с планом по защите прав ребенка и индивидуальной программой социального патроната, утверждаемыми органом опеки и попечительства в порядке, установленном статьей 8 Закона города Москвы от 14 апреля 2010 г. № 12 «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве».

3.2.4.  При осуществлении индивидуальной профилактической работы семьям, находящимся в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации, предоставляются следующие виды социальных услуг: социально-экономические, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-бытовые, культурно-досуговые, оказание социально-правовой помощи, консультирование, социальное сопровождение, социальная реабилитация, а также иные социальные услуги, предусмотренные Законом города Москвы от 9 июля 2008 г. № 34 «О социальном обслуживании населения».

3.3.  Разработка и реализация плана индивидуальной профилактической работы с семьей несовершеннолетнего в отношении семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации и состоящей на учете в органе опеки и попечительства:

3.3.1.  Орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка:

— по результатам выявления фактов семейного неблагополучия принимает решение о постановке на учет в органе опеки и попечительства семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации, указанной в пункте 3.1.1 настоящего Регламента;

— с целью осуществления индивидуальной профилактической работы с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации, поставленной на учет в органе опеки и попечительства, поручает учреждению социального обслуживания, указанному в пункте 1.4.5 настоящего Регламента, по месту жительства семьи (далее — организация, уполномоченная органом опеки и попечительства) разработку плана индивидуальной профилактической работы с семьей несовершеннолетнего;
— в течение 15 дней с даты получения от организации, уполномоченной органом опеки и попечительства, проекта плана индивидуальной профилактической работы с семьей несовершеннолетнего рассматривает указанный проект плана и утверждает план;
— осуществляет контроль за реализацией плана индивидуальной профилактической работы с семьей несовершеннолетнего, в том числе по истечении 3 месяцев с даты утверждения плана индивидуальной профилактической работы с семьей несовершеннолетнего рассматривает отчет о промежуточных результатах и заключение, представленные организацией, уполномоченной органом опеки и попечительства, в соответствии с пунктом 3.4.2 настоящего Регламента, и принимает решение о продолжении или прекращении индивидуальной профилактической работы с семьей.

В случае принятия органом опеки и попечительства решения о продолжении индивидуальной профилактической работы с семьей повторное рассмотрение результатов реализации плана индивидуальной профилактической работы с семьей несовершеннолетнего и оценка эффективности предоставляемых семье услуг производится в сроки, предложенные организацией, уполномоченной органом опеки и попечительства, но не позднее, чем по истечении 6 месяцев после принятия решения о продолжении работы;
— принимает решение о снятии с учета в органе опеки и попечительства семьи, в отношении которой осуществляется индивидуальная профилактическая работа. Вопрос о снятии с учета семьи, в отношении которой осуществляется индивидуальная профилактическая работа, рассматривается по завершении установленного срока реализации плана индивидуальной профилактической работы с семьей несовершеннолетнего. По заявлению родителей (иных законных представителей) ребенка (детей) указанный вопрос может быть рассмотрен досрочно.

3.3.2.  Организация, уполномоченная органом опеки и попечительства:

в течение 10 — 14 рабочих дней с даты получения поручения органа опеки и попечительства на основании результатов комплексной первичной диагностики ребенка (детей) и его семьи разрабатывает проект плана индивидуальной профилактической работы с семьей несовершеннолетнего и представляет его на утверждение в орган опеки и попечительства, давший поручение;
— после утверждения органом опеки и попечительства плана индивидуальной профилактической работы с семьей несовершеннолетнего организует реализацию указанного плана;
— осуществляет оценку эффективности реализации плана индивидуальной профилактической работы с семьей несовершеннолетнего;
по истечении 3 месяцев с даты утверждения плана индивидуальной профилактической работы с семьей несовершеннолетнего представляет на рассмотрение в орган опеки и попечительства отчет о промежуточных результатах реализации указанного плана и заключение, содержащее оценку эффективности реализации указанного плана, а также предложения:

— о прекращении индивидуальной профилактической работы с семьей и снятии семьи с учета;
— о продолжении индивидуальной профилактической работы с семьей с указанием сроков осуществления этой работы;
— о корректировке плана индивидуальной профилактической работы с семьей несовершеннолетнего;
— другие предложения в зависимости от конкретной ситуации.

3.3.3.  Снятие с учета семьи в органе опеки и попечительства производится:

— на основании заключения организации, уполномоченной органом опеки и попечительства, содержащего предложения о прекращении индивидуальной профилактической работы с семьей и снятии семьи с учета;
— в случае достижения всеми детьми (единственным ребенком) в семье возраста 18 лет;
— в случае прекращения пребывания семьи с детьми на территории района, в том числе в связи со смертью детей (единственного ребенка), переездом семьи с детьми или детей на другое место жительства за пределы района.

В случае переезда семьи и (или) детей на другое место жительства в пределах города Москвы и Московской области орган опеки и попечительства по месту учета семьи направляет в течение 3 дней после поступления информации о переезде сведения о семье и (или) детях в орган опеки и попечительства по новому месту жительства семьи и (или) детей.

3.4.  Разработка и реализация плана работы с семьей несовершеннолетнего в отношении семьи, находящейся в социально опасном положении и состоящей на учете в районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав:

3.4.1.  Районная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту жительства ребенка:

— по результатам выявления фактов семейного неблагополучия ставит семью на учет в районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав семьи, находящейся в социально опасном положении, указанной в пункте 3.1.2 настоящего Регламента;
— с целью осуществления индивидуальной профилактической работы с семьей, находящейся в социально опасном положении, поставленной на учет в районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, поручает учреждению социального обслуживания, указанному в пункте 1.4.5 настоящего Регламента, по месту жительства семьи (далее — организация, уполномоченная комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав) разработку плана индивидуальной профилактической работы с семьей несовершеннолетнего, направляет в уполномоченную организацию соответствующее постановление и копию паспорта семьи (форма паспорта установлена Инструкцией по организации и ведению учетов комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав«, утвержденной на заседании Московской городской межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав 30.03.2012г. протокол №01– 12);
— в течение 15 дней с даты получения от организации, уполномоченной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, проекта плана индивидуальной профилактической работы с семьей несовершеннолетнего рассматривает указанный проект плана на заседании комиссии, утверждает план и направляет его для исполнения соответствующим органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
— осуществляет контроль за реализацией плана индивидуальной профилактической работы с семьей несовершеннолетнего, в том числе по истечении 3 месяцев с даты утверждения плана индивидуальной профилактической работы с семьей несовершеннолетнего рассматривает на заседании комиссии отчет о промежуточных результатах и заключение, представленные организацией, уполномоченной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, в соответствии с пунктом 3.4.2 настоящего Регламента, и принимает решение о продолжении или прекращении индивидуальной профилактической работы с семьей.

В случае принятия районной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав решения о продолжении индивидуальной профилактической работы с семьей повторное рассмотрение результатов реализации плана индивидуальной профилактической работы с семьей несовершеннолетнего и оценка эффективности предоставляемых семье услуг производится в сроки, предложенные организацией, уполномоченной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, ноне позднее, чем по истечении 6 месяцев после принятия решения о продолжении работы;
— принимает решение о снятии с учета в районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав семьи, в отношении которой осуществляется индивидуальная профилактическая работа. Вопрос о снятии с учета семьи, в отношении которой осуществляется индивидуальная профилактическая работа, рассматривается по завершении установленного срока реализации плана индивидуальной профилактической работы с семьей несовершеннолетнего. По заявлению родителей (иных законных представителей) ребенка (детей) указанный вопрос может быть рассмотрен досрочно.

3.4.2.  Организация, уполномоченная комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав:

в течение 3 дней с даты получения поручения районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав проводит комплексную первичную диагностику ребенка (детей) и его семьи, разрабатывает проект плана индивидуальной профилактической работы с семьей несовершеннолетнего и представляет его на утверждение в районную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, давшую поручение;
— после утверждения районной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав плана индивидуальной профилактической работы с семьей несовершеннолетнего организует реализацию указанного плана;
— осуществляет оценку эффективности реализации плана индивидуальной профилактической работы с семьей несовершеннолетнего;
по истечении 3 месяцев с даты утверждения плана индивидуальной профилактической работы с семьей несовершеннолетнего представляет на рассмотрение в районную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав отчет о промежуточных результатах реализации указанного плана и заключение, содержащее оценку эффективности реализации указанного плана, а также предложения:

— о прекращении индивидуальной профилактической работы с семьей и снятии семьи с учета;
— о продолжении индивидуальной профилактической работы с семьей с указанием сроков осуществления этой работы;
— о корректировке плана индивидуальной профилактической работы с семьей несовершеннолетнего;
— другие предложения в зависимости от конкретной ситуации.

3.4.3.  Снятие с учета семьи в районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав производится:

— на основании заключения организации, уполномоченной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, содержащего предложения о прекращении индивидуальной профилактической работы с семьей и снятии семьи с учета;
— в случае достижения всеми детьми (единственным ребенком) в семье возраста 18 лет;
— в случае прекращения пребывания семьи с детьми на территории района, в том числе в связи со смертью детей (единственного ребенка), переездом семьи с детьми или детей на другое место жительства за пределы района.

В случае переезда семьи и (или) детей на другое место жительства в пределах города Москвы и Московской области районная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту учета семьи направляет в течение 3 дней после поступления информации о переезде сведения о семье и (или) детях в районную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по новому месту жительства семьи и (или) детей.