Некоммерческое партнерство

 Родительский Комитет



Myweb.ru, каталог сайтов

Каталог Православное Христианство.Ру

Православие и современность. Информационно-
аналитический
портал
Саратовской епархии Русской Православной Церкви

Обсуждаем проект закона о ЮЮ

То, что нет проекта закона о ЮЮ — это неправда.
ЮЮ настойчиво и последовательно «надвигают» на семью.
ЮЮ — это чей выбор?
Подробнее...

Информация

15 ноября 2016 г.
Верховный суд РФ снял с рассмотрения проект постановления Пленума, касающийся руководящих разъяснений по применению судами статьи 116 УК РФ (побои) в новой редакции. Сам проект имел явно ювенальный характер, так как должен был закрепить ответственность родителей по данной статье. Отказ рассматривать вопрос расценивается общественностью как понимание его абсурдности, направленности против семьи, нарушения основополагающих принципов равенства всех перед законом и необходимости защиты семьи со стороны государства.

Активисты «Народного Собора» сорвали провокацию шведских агентов по внедрению в российское законодательство антисемейных технологий

Мать, лишенная родительских прав, от горя едва не сожгла себя.

Новая книга «Ювенальная юстиция в действии» практическое пособие для родителей.

Родители России давно протестуют против разрушительных тенденций, направленных на разрушение семьи, рекомендуемых ООН и Советом Европы.

ЧЕТЫРЕ ПРАВИЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПРОТИВ МАНИПУЛЯТОРОВ

Родители Камчатки выступили против антисемейных законов.

СМИ о ЮЮ

ПРОЕКТ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О предупреждении и профилактике семейно-бытового насилия

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования и область действия настоящего Федерального закона.

Настоящий закон определяет порядок предупреждения и профилактики семейно-бытового насилия, основы правового регулирования в области социально-правовой защиты от семейно-бытового насилия, профилактическую деятельность правоохранительных органов, социальных служб и некоммерческих организаций по предупреждению совершения насилия в семейно-бытовой сфере, воспрепятствование повторному совершению семейно-бытового насилия.

Статья 2. Правовое регулирование отношений в сфере предупреждения и профилактики семейно-бытового насилия

Отношений в сфере предупреждения и профилактики семейно-бытового насилия регулируются Конституцией Российской Федерации, общепризнанными нормами международного права, а также настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

1) пострадавший - физическое лицо, которому семейно-бытовым насилием причинен моральный, физический и (или) имущественный вред либо нарушены его права, свободы или законные интересы;
2) семейно-бытовое насилие — умышленное противоправное деяние (действие или бездействие) одного лица в отношении другого (других) лиц, совершенное в сфере семейно-бытовых отношений, если это деяние ущемляет права и свободы человека, и (или) причиняет ему физическую боль, и (или) наносит вред здоровью, и (или) причиняет нравственные страдания, и (или) причиняет ему имущественный вред. Семейно-бытовое насилие может совершаться в форме физического, психологического, сексуального и экономического насилия. Не является семейно-бытовым насилием реализация права на необходимую оборону;
3) семейно-бытовые отношения — круг отношений между лицами, находящимися в брачно-семейных отношениях, отношениях свойства, либо имеющих общего ребенка (детей), лицами, проживающими совместно либо ранее проживавшими совместно в пределах индивидуального жилого дома, квартиры или иного жилого помещения и ведущими (ведшими ранее) совместное хозяйство, а также между бывшими супругами, бывшими родственниками, свойственниками;
4) физическое насилие — умышленные насильственные действия, причинившие вред здоровью и (или) физическую боль, любое иное использование физической силы (лишение свободы, понуждение к употреблению психоактивных веществ и другое), попытки такого насилия, а также умышленный отказ в удовлетворении основных потребностей в уходе, заботе о здоровье и личной безопасности пострадавшего, неспособного в силу возраста, болезни, инвалидности, материальной зависимости либо по иной причине, защитить себя от насилия, что может привести к смерти, причинить вред его физическому или психическому здоровью, физическую боль, нанести ущерб чести и достоинству его личности, а также психическому, физическому или личностному развитию;
5) психологическое насилие — умышленное унижение чести и (или) достоинства путем оскорбления или клеветы, высказывания угроз совершения насилия по отношению к пострадавшему или его родственникам, бывшим родственникам, свойственникам, знакомым, домашним животным, преследование, изъятие документов, удостоверяющих личность, а также умышленное воздействие на психику человека, принуждение посредством угроз, оскорблений, шантажа к совершению преступлений и (или) правонарушений, аморальному поведению или деяний, представляющих опасность для жизни или здоровья пострадавшего, а также ведущих к нарушению психической или психологической целостности, умышленное уничтожение или повреждение имущества с целью причинения моральных страданий;
6) сексуальное насилие — деяние, посягающее на половую неприкосновенность или половую свободу пострадавшего, в том числе принуждение к половым отношениям посредством силы, угроз или шантажа;
7) экономическое насилие — умышленное лишение человека жилья, пищи, одежды, лекарственных препаратов, медицинских изделий или иных предметов первой необходимости, имущества, денежных средств, на которые он имеет предусмотренное законом право, умышленное уничтожение или повреждение имущества, либо иное причинение имущественного вреда, а также злоупотребление преимущественным положением для присвоения вещей; запрет или создание препятствий во владении, пользовании общим имуществом; отказ содержать нетрудоспособных лиц, находящихся на иждивении; принуждение к тяжелому и вредному для здоровья труду, в том числе несовершеннолетнего члена семьи, а также иные подобные действия, вызывающие негативные материальные последствия для пострадавшего;
8) семейно-бытовой нарушитель (нарушитель) - лицо, совершившее акт семейно-бытового насилия;
9) профилактика семейно-бытового насилия — комплекс правовых, экономических, социальных и организационных мер, осуществляемых субъектами профилактики бытового насилия, направленных на защиту конституционных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в сфере семейно-бытовых отношений, предупреждение и пресечение бытового насилия, а также на выявление и устранение причин и условий, способствующих их совершению;
10) субъекты профилактики семейно-бытового насилия — государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, осуществляющие профилактику семейно-бытового насилия;
11) защитное предписание — документ, выданный органом внутренних дел, который определяет меры защиты пострадавшего;
12) судебное защитное предписание — судебный акт, который определяет меры защиты пострадавшего;
13) преследование — неоднократное угрожающее поведение, направленное на пострадавшего вопреки его воле, выражающееся в розыске пострадавшего, ведении устных, телефонных переговоров, вступлении с пострадавшим в контакт через третьих лиц либо иными способами, посещении места работы, учебы пострадавшего, а также места его проживания, в том случае, если пострадавший находится не по месту совместного проживания с нарушителем, а также любые иные действия, направленные на пострадавшего, вызывающие у него страх за свою безопасность.

14) Семейно-бытовое дебоширство, то есть действия гражданина, нарушающие права членов его семьи, а также лиц, проживающих с ним совместно на здоровье, честь или достоинство, на покой в жилом помещении, в том числе сопровождающееся нецензурной бранью, а равно уничтожением и (или) повреждением имущества или шумом.

Статья 4. Принципы профилактики бытового насилия

Профилактика бытового насилия основывается на принципах:

1) законности;
2) соблюдения и защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;
3) гуманизма;
4) поддержки и сохранения семьи;
5) соблюдения конфиденциальности в целях защиты неприкосновенности частной жизни;
6) приоритета превентивных мер профилактики семейно-бытового насилия над репрессивными;
7) комплексности и системности.

Статья 5. Право на защиту

Право на защиту в соответствии с настоящим законом имеют:

1) пострадавший;
2) родственники пострадавшего, совместно проживающие с ним лица, свидетели семейно-бытового насилия, включая несовершеннолетних, социальный работник и иные лица, в случае, если имеются основания полагать, что семейно-бытовой нарушитель может причинить им моральный, физический, имущественный вред, либо воспрепятствовать их законной деятельности, реализации прав, либо высказывает угрозы, оскорбления в их адрес.

Статья 6. Права пострадавшего

Пострадавший от семейно-бытового насилия имеет право на:

1) обращение в органы государственной власти, в том числе суд, для привлечения лица, совершившего насилие, к ответственности, предусмотренной законом;
2) транспортировку в медицинскую организацию и оказание медицинской помощи в порядке, предусмотренном законодательством Росиийской Федерации;
3) транспортировку в безопасное место либо в специализированные учреждения социального обслуживания с согласия пострадавшего;
4) получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи в порядке предусмотренном законодательством Российской Федерации;
5) обращение за защитным предписанием и (или) судебным защитным предписанием в соответствии с настоящим Федеральным законом;
6) возмещение имущественного ущерба и компенсацию морального вреда, причиненного семейно-бытовым насилием;

Глава 2. Субъекты профилактики семейно-бытового насилия

Статья 7. Полномочия Правительства Российской Федерации

Правительство Российской Федерации:

1) обеспечивает проведение единой государственной политики в области профилактики семейно-бытового насилия;
2) формирует федеральные целевые программы в области профилактики семейно-бытового насилия;
3) обеспечивает взаимодействие субъектов профилактики семейно-бытового насилия и координацию их деятельности;
4) один раз в четыре года составляет Государственный доклад о профилактике и предотвращении семейно-бытового насилия в Российской Федерации;
5) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Статья 8. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации:

1) разрабатывают и утверждают региональные и межмуниципальные программы в области профилактики семейно-бытового насилия и рассматривают отчеты об их исполнении;
2) обеспечивают взаимодействие субъектов профилактики семейно-бытового насилия в субъектах Российской Федерации;
3) создают государственные учреждения и иные организации по оказанию помощи в ситуациях семейно-бытового насилия и обеспечивают их функционирование;
4) организуют предоставление необходимой помощи пострадавшим в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
5) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления

Органы местного самоуправления:

1) имеют право разрабатывать и реализовывать программы в области профилактики семейно-бытового насилия в муниципальных образованиях;
2) имеют право создавать муниципальные учреждения и иные организации по оказанию помощи в ситуациях семейно-бытового насилия и обеспечивать их функционирование;
3) имеют право организовывать выявление и учет пострадавших от семейно-бытового насилия;
4) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Статья 10. Полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел

1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел:

1) разрабатывает и реализует совместно с иными уполномоченными государственными органами программные документы в области профилактики семейно-бытового насилия;
2) принимает ведомственные нормативно-правовые акты в области профилактики семейно-бытового насилия;
3) утверждает форму защитного предписания, акта профилактической беседы в соответствии с настоящим Федеральным законом;
4) организует ведение профилактического учета семейно-бытовых нарушителей;
5) осуществляет меры по профилактике семейно-бытового насилия;
6) организует обучение сотрудников органов внутренних дел по вопросам профилактики семейно-бытового насилия;
7) осуществляет криминологическое прогнозирование в области профилактики бытового насилия;
8) осуществляет сбор данных для статистического учета, ведет статистику случаев семейно-бытового насилия, принятых по ним мерам, количестве жертв, их родственной связи с нарушителем, собирают иные данные в области семейно-бытового насилия.

2. Сотрудники территориальных органов внутренних дел:

1) рассматривают заявления и сообщения о фактах семейно-бытового насилия или об угрозе их совершения и принимают меры по их пресечению;
2) ведут профилактический учет и осуществляют профилактический контроль в области семейно-бытового насилия;
3) направляют пострадавших в специализированные учреждения социального обслуживания, медицинские организации или иные организации по оказанию помощи пострадавшим;
4) проводят профилактическую беседу с нарушителем;
5) производят доставление нарушителя в органы внутренних дел;
6) выносят защитные предписания;
7) подают заявление в суд о вынесении судебного защитного предписания в интересах пострадавших и иных лиц;
8) осуществляют контроль за соблюдением нарушителем защитных предписаний и судебных защитных предписаний.

Статья 11. Обязанности сотрудников территориальных органов внутренних дел

1. При наличии оснований для принятия мер индивидуальной профилактики в случае семейно-бытового насилия сотрудник территориального органа внутренних дел обязан:

1) немедленно прибыть к пострадавшему;
2) принять правовые меры по прекращению семейно-бытового насилия;
3) собрать письменные объяснения с пострадавших, очевидцев, нарушителей.

4) разъяснить пострадавшему от семейно-бытового насилия его права, предусмотренные статьей 5 настоящего Федерального закона и порядок их реализации;
5) с согласия пострадавшего, обеспечить его транспортировку в медицинскую организацию;
6) с согласия пострадавшего обеспечить его транспортировку в безопасное место либо в специализированное учреждение социального обслуживания или иную организацию по оказанию помощи пострадавшему;
7) в случае перевозки пострадавшего в другое место, по возможности обеспечить наличие предметов первой необходимости и документов пострадавшего;
8) заботиться о безопасности лица, сообщившего о совершении семейно- бытового насилия;
9) вынести защитное предписание в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях.

2. По итогам проверки заявления, либо сообщения, сотрудник территориального органа внутренних дел составляет рапорт о принятых мерах на имя руководителя территориального органа внутренних дел.

Статья 12. Полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования

1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования:

1) разрабатывает и принимает образовательные и воспитательные программы в целях профилактики семейно-бытового насилия;
2) обеспечивает ведение мониторинга и проведение анализа потребностей обучающихся и воспитанников, подвергшихся семейно-бытовому насилию, в предоставлении специальных социальных услуг в соответствии со стандартами оказания специальных социальных услуг;
3) участвует в разработке нормативных правовых актов в области профилактики семейно-бытового насилия;
4) разрабатывает и внедряет в практику работы организаций, осуществляющих образовательную деятельность, программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения обучающихся и воспитанников.

2. Работники органов образования сообщают в органы внутренних дел о ставших им известными фактах семейно-бытового насилия или угрозах его совершения.

Статья 13. Полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения:

1) разрабатывает и внедряет в практику работы организаций здравоохранения методические рекомендации по оказанию медицинской и психологической помощи пострадавшим от семейно-бытового насилия и семейно-бытовым нарушителям;
2) разрабатывает нормативные правовые акты в области профилактики семейно-бытового насилия;
3) осуществляет сбор данных для статистического учета, ведет статистику обращений за медицинской помощью в связи с семейно-бытовым насилием, собирает иные необходимые данные;
4) организует обучение сотрудников медицинских организаций по вопросам профилактики семейно-бытового насилия.

Статья 14. Полномочия медицинских организаций

Медицинские организации:

1) оказывают наркологическую, психологическую, психиатрическую, медицинскую помощь и проводят реабилитацию пострадавших и нарушителей;
2) незамедлительно сообщают в органы внутренних дел о ставших известными фактах семейно-бытового насилия или угрозах его совершения.

Статья 15. Полномочия федерального органа исполнительной власти в области социальной защиты населения

Федеральный орган исполнительной власти в области социальной защиты населения:

1) разрабатывает и по согласованию с уполномоченными органами в области здравоохранения и образования утверждает стандарты оказания социальных услуг в ситуации семейно-бытового насилия;
2) разрабатывает и внедряет профилактические программы и мероприятия в целях предупреждения семейно-бытового насилия;
3) разрабатывает нормативные правовые акты в области профилактики семейно-бытового насилия;
4) осуществляет сбор данных для статистического учета, ведёт статистику случаев обращения в органы социального обслуживания населения в связи с семейно-бытовым насилием, собирают иные необходимые данные;
5) обеспечивает организацию обучения сотрудников органов социального обслуживания населения по вопросам профилактики бытового насилия.

Статья 16. Полномочия некоммерческих организаций в сфере семейно-бытового насилия

1. Некоммерческие организации, международные и иные неправительственные организации, функционирующие в сфере противодействия семейно-бытовому насилию, выявляют случаи семейно-бытового насилия, проводят информационные кампании, направленные на профилактику семейно-бытового насилия и просвещение населения в сфере семейно-бытовых отношений; просветительскую работу с пострадавшими, участвуют в организации специализированных учреждений по оказанию помощи пострадавшим от семейно-бытового насилия и осуществлении мер по их социальной адаптации и социальной реабилитации, а также проводят специализированные психологические программы с нарушителями.

2. Некоммерческие организации, международные и иные неправительственные организации, функционирующие в сфере противодействия семейно-бытовому насилию вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе, либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.

Глава 3. Меры профилактики семейно-бытового насилия

Статья 17. Механизмы профилактики семейно-бытового насилия

1. Механизм профилактики семейно-бытового насилия включают в себя комплекс социальных, экономических, правовых и иных мер, направленных на устранение семейно-бытового насилия, пресечение причин и предпосылок, способствующих совершению семейно-бытового насилия, ведение процессуальных действий против семейно-бытовых нарушителей, восстановление прав и поддержку в реадаптации как пострадавшим, так и семейно-бытовым нарушителям.

2. Настоящим Федеральным законом устанавливается механизм профилактики семейно-бытового насилия.

3. Механизм профилактики семейно-бытового насилия включает в себя:

1) выявление факторов семейно-бытового насилия;
2) анализ и оценку факторов семейно-бытового насилия;
3) введение эффективных средств, предусмотренных законом, для выявления, профилактики, предупреждения и устранения семейно-бытового насилия;
4) ведение статистического учета в области семейно-бытового насилия;
5) внедрение профилактических мероприятий для нарушителей, и потенциальных нарушителей;
6) информационные кампании, направленные на профилактику семейно-бытового насилия среди населения в сфере семейно-бытовых отношений;
7) распространение информации об ответственности нарушителя, о правах потерпевших и защите прав потерпевших;
8) действия по оказанию юридической, психологической, медицинской, социальной или иной необходимой помощи и защиты потерпевшим, а также иным лицам, предусмотренным настоящим Федеральных законом и действия по пресечению совершения дальнейших актов семейно-бытового насилия, действия по принятию к нарушителям мер наказания, мер воспитательного и иного характера;
9) разработка специальных профилактических программ в сфере семейно-бытового насилия.

Статья 18. Меры индивидуальной профилактики бытового насилия

1. Меры индивидуальной профилактики семейно-бытового насилия применяются для систематического целенаправленного воздействия на правосознание и поведение нарушителя в целях предупреждения совершения новых правонарушений с его стороны и обеспечения безопасности пострадавшего.

2. Мерами индивидуальной профилактики семейно-бытового насилия являются:

1) профилактический учет;
2) профилактическая беседа;
3) специализированные психологические программы;
4) защитное предписание;
5) судебное защитное предписание;
3. Меры индивидуальной профилактики семейно-бытового насилия определяются с учетом индивидуальных особенностей нарушителя, в отношении которого они применяются, характера и степени общественной опасности совершенных им правонарушений.

4. Решение о применении мер индивидуальной профилактики может быть обжаловано заинтересованными лицами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

5. Меры индивидуальной профилактики семейно-бытового насилия могут быть применены в течение двух лет со дня совершения семейно-бытового насилия.

Статья 19. Основания для принятия мер индивидуальной профилактики семейно-бытового насилия

Основанием для принятия мер индивидуальной профилактики семейно-бытового насилия органом внутренних дел является одно из следующих обстоятельств:

1) поступление заявления или сообщения от лиц, указанных в статье 5 настоящего Федерального закона;
2) непосредственное обнаружение сотрудником органа внутренних дел обстоятельств, или данных, свидетельствующих о совершении семейно-бытового насилия, попытки его совершения или угрозы его совершения;
3) сведения, поступившие из органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций и физических лиц.

Статья 20. Постановка на профилактический учет и снятие с профилактического учета семейно-бытового нарушителя

1. Семейно-бытовой нарушитель, которому было вынесено защитное предписание или судебное защитное предписание, орган внутренних дел ставит на профилактический учет.

2. Порядок постановки на профилактический учет и порядок снятия с профилактического учета семейно-бытового нарушителя, которому было вынесено защитное предписание, судебное защитное предписание, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

3. На лицо, состоящее на профилактическом учете, возлагается обязанность являться в орган внутренних дел от одного до четырех раз в месяц для профилактической беседы.

Статья 21. Профилактическая беседа

1. Основными задачами профилактической беседы являются выявление причин и условий совершения семейно-бытового насилия, разъяснение социальных и правовых последствий семейно-бытового насилия и убеждение в необходимости законопослушного поведения.

2. Профилактическая беседа проводится сотрудником органа внутренних дел с нарушителем, или лицом, в отношении которого имеются основания для принятия мер индивидуальной профилактики семейно-бытового насилия.

3. Профилактическая беседа проводится в служебных помещениях органов внутренних дел, а также по месту жительства, учебы, работы либо непосредственно на месте совершения семейно-бытового насилия, и не может продолжаться более одного часа.

4. Лицо, с которым проводится профилактическая беседа, предупреждается о необходимости прекращения противоправных действий.

5. Профилактическая беседа с несовершеннолетним проводится в присутствии его родителей или других законных представителей, а также психолога.

6. По результатам профилактической беседы сотрудником органа внутренних дел составляется акт профилактической беседы. В акте профилактической беседы указывается дата, время, место и основания проведения профилактической беседы, ее краткое содержание.

Статья 22. Специализированные психологические программы

1. Основными задачами специализированных психологических программ являются выявление причин совершения семейно-бытового насилия, профилактика совершения семейно-бытового насилия, реадаптация нарушителя.

2. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области социальной защиты в целях исполнения защитных предписаний или судебного защитного предписания об обязании нарушителя пройти в специализированную психологическую программу, утверждает положение об организации и порядке осуществления специализированных психологических программ для нарушителей, в том числе устанавливает плату за их прохождение. Нарушители, признанные малоимущими в установленном законом порядке, могут освобождаться от оплаты специализированных психологических программ.

3. Специализированные психологические программы для нарушителей осуществляются социальными службами. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты обеспечивают реализацию консультационных психологических программ для нарушителей в достаточном объеме.

4. Прохождение специализированной психологической программы должно быть начато нарушителем в течение 10 суток с момента вынесения защитного предписания или судебного защитного предписания.

Статья 23. Защитное предписание

1. В целях обеспечения безопасности пострадавшего, либо иных лиц, указанных в статье 5 настоящего закона, сотрудником органа внутренних дел, к которому поступило заявление или сообщение от пострадавшего или иных лиц, либо сведения от органов или организаций, либо непосредственно обнаружившим факт совершения семейно-бытового насилия, попытки его совершения, либо угрозу его совершения, незамедлительно выносится защитное предписание. Защитное предписание выносится с согласия пострадавшего, за исключением случаев, когда пострадавшее лицо в силу возраста, болезни, инвалидности, материальной зависимости, либо по иной причине, не может выразить согласие. Защитное предписание выносится при наличии данных, указывающих на совершение семейно-бытового насилия, либо попытки его совершения или угроз его совершения. Копия защитного предписания вручается для обязательного исполнения нарушителю под расписку. В случае отказа от подписания, либо в случае уклонения от его получения, в защитном предписании делается соответствующая запись и нарушитель считается получившим защитное предписание. Защитное предписание выносится незамедлительно на месте совершения (попытки совершения, угрозы совершения) семейно-бытового насилия. В случае невозможности вынесения защитного предписания на месте совершения (попытки совершения, угрозы совершения) семейно-бытового насилия, нарушитель доставляется в орган внутренних дел для вынесения защитного предписания.

2. Лицу, в защиту которого вынесено защитное предписание, предоставляется его копия в день его вынесения с разъяснением прав потерпевшего, а также правовых последствий в случае нарушения защитного предписания лицом, в отношении которого оно вынесено.

3. Защитное предписание выносится в отношении вменяемого лица, достигшего на момент совершения семейно-бытового насилия шестнадцатилетнего возраста.

4. Защитным предписанием запрещается:

1) совершать семейно-бытовое насилие;
2) преследовать пострадавшего;
3) приобретать и пользоваться любыми видами оружия.

5. Защитным предписанием на нарушителя возлагается обязанность пройти специализированную психологическую программу.

6. В защитном предписании указываются: время и место его вынесения, кем и в отношении кого оно вынесено, место, время и обстоятельства совершения, попытки совершения или угрозы совершения семейно-бытового насилия, установленные ограничения в отношениях нарушителя с пострадавшим, а также применяемые к правонарушителю запреты и обязанности, правовые последствия в случаях продолжения противоправных действий и нарушения защитного предписания.

7. Срок действия защитного предписания составляет один месяц с момента его вручения лицу, в отношении которого оно вынесено.

8. При наличии оснований полагать, что угроза совершения семейно-бытового насилия сохраняется, по письменному заявлению пострадавшего, срок действия защитного предписания может быть продлен до двух месяцев сотрудником органа внутренних дел.

9. Нарушение защитного предписания влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

10. На время действия защитного предписания лицо, в отношении которого оно вынесено, ставится на профилактический учет органами внутренних дел и за ним осуществляется профилактический контроль.

11. Вынесение защитного предписания может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, а также лицом, в защиту которого оно выдано в течение 3 дней с момента его получения в вышестоящий орган, либо в прокуратуру. Жалоба на вынесение защитного предписания подлежит рассмотрению в срок до 5 суток. Вышестоящий орган или прокурор, получившие жалобу на вынесение защитного предписания, имеют право отменить защитное предписание, в случае, если защитное предписание вынесено с нарушением настоящего Федерального закона. Обжалование защитного предписания не приостанавливает его действие.

12. Вынесение защитного предписания может быть обжаловано в суде в порядке, предусмотренном законодательством об обжаловании в суде действий и решений, нарушающих права и свободы граждан в течение 3 дней с момента получения защитного предписания.

13. Лица, указанные в пункте 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, обращаются за защитным предписанием в порядке, предусмотренном настоящей статьей, при этом, согласие пострадавшего на вынесение защитного предписания в защиту указанных лиц, не требуется.

Статья 24. Судебное защитное предписание

1. В целях защиты пострадавшего, либо иных лиц, указанных в статье 5 настоящего Федерального закона, а также в целях пресечения и предупреждения семейно-бытового насилия, выносится судебное защитное предписание.

2. Судебное защитное предписание выносится в отношении вменяемого лица, достигшего на момент совершения семейно-бытового насилия шестнадцатилетнего возраста.

3. Судебное защитное предписание выносится мировым судьей по месту проживания пострадавшего по его заявлению, либо по заявлению субъектов профилактики семейно-бытового насилия с согласия пострадавшего, за исключением случаев, когда пострадавшее лицо в силу возраста, болезни, инвалидности, материальной зависимости либо по иной причине, не может выразить согласие.

4. Заявление о вынесении судебного защитного предписания подается в суд в двух экземплярах. В заявлении должно быть указано лицо, в отношении которого оно подается, лицо, в защиту которого оно подается, а также обстоятельства, в связи с которыми оно подается.

5. Судебное защитное предписание может быть выдано на срок от 1 месяца до 12 месяцев. Неисполнение лицом, получившим судебное защитное предписание, указанных в нем запретов в течение установленного судом срока, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством.

6. Действие судебного защитного предписания прекращается:

1) по истечении его срока действия;
2) в случае изменения обстоятельств (оснований) в судебном порядке;
3) в случае смерти одной из сторон.

7. При наличии оснований полагать, что угроза совершения семейно-бытового насилия сохраняется, либо между сторонами имеются иные судебные разбирательства, либо в отношении нарушителя возбуждено уголовное дело, по которому пострадавший признан потерпевшим, по письменному заявлению пострадавшего, либо субъектов профилактики семейно-бытового насилия с согласия пострадавшего срок действия защитного предписания может быть неоднократно продлен судом на срок до шести месяцев.

8. В случае изменения обстоятельств или по заявлению лица, в защиту которого вынесено судебное защитное предписание, либо по заявлению субъекта профилактики с согласия пострадавшего за исключением случаев, когда пострадавшее лицо в силу возраста, болезни, инвалидности, материальной зависимости либо по иной причине, не может выразить согласие, суд, вынесший судебное защитное предписание, имеет право дополнить защитное предписание мерами, предусмотренными статьей 26 настоящего Федерального закона в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. Дополнение, либо изменение защитного предписания может быть обжаловано в порядке, предусмотренном для обжалования постановления о вынесении защитного предписания.

9. Лица, указанные в пункте 2 статьи 5 настоящего Федерального закона обращаются за судебным защитным предписанием в порядке, предусмотренном настоящей статьей, а также статьями 25–27 настоящего Федерального закона, при этом согласие пострадавшего на вынесение судебного защитного предписания в защиту указанных лиц, не требуется.

Статья 25. Порядок вынесения судебного защитного предписания

1. Суд рассматривает заявление о вынесении судебного защитного предписания по правилам, предусмотренным гражданским судопроизводством с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

2. Судебное разбирательство должно быть начато не позднее 5 суток и окончено не позднее 15 суток со дня поступления в суд заявления о вынесении судебного защитного предписания.

3. Суд, получив заявление о вынесении судебного защитного предписания, выносит постановление о вынесении семейно-бытовому нарушителю временного судебного защитного предписания на срок рассмотрения судом заявления о вынесении судебного защитного предписания. Временным судебным защитным предписанием запрещаются действия, указанные в части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона.

4. Суд, получив заявление о вынесении судебного защитного предписания, в течение суток принимает меры по уведомлению заявителя, пострадавшего и лица, в отношении которого подано заявление, о дате, времени и месте рассмотрения заявления, о вынесении временного судебного защитного предписания, а также предлагает последнему явиться в суд для получения копии данного заявления. Суд может поручить уведомление лица, в отношении которого подано заявление, органу внутренних дел по месту проживания либо, пребывания указанного лица.

5. При подготовке к рассмотрению заявления о вынесении судебного защитного предписания суд направляет в уполномоченный орган внутренних дел запрос о предоставлении:

1) информации о ранее принятых мерах индивидуальной профилактики семейно-бытового насилия к лицу, в отношении которого подано заявление;
2) информации о ранее поданных в орган внутренних дел заявлениях, сообщениях или сведениях по фактам семейно-бытового насилия к лицу, в отношении которого подано заявление, а также материалов проверок по данным заявлениям.

6. Суд, заслушав объяснения сторон, показания имеющихся по делу свидетелей, рассмотрев заявление пострадавшего, представленные суду материалы, при наличии данных, свидетельствующих о совершении лицом, в отношении которого подано заявление, семейно-бытового насилия, либо угроз или попытки его совершения, выносит постановление о вынесении семейно-бытовому нарушителю судебного защитного предписания и определяет срок его действия, содержание и условия его исполнения. Постановление о вынесении судебного защитного предписания изготавливается в день его вынесения. Неявка в суд заявителя, пострадавшего либо лица, в отношении которого подано заявление не препятствует рассмотрению заявления о вынесении судебного защитного предписания.

7. Суд вручает под роспись нарушителю постановление о вынесении судебного защитного предписания и разъясняет последствия его нарушения. В случае неявки нарушителя в суд, либо уклонения от его получения, суд делает соответствующую запись в постановлении и направляет его нарушителю по месту жительства или месту пребывания, после чего нарушитель считается получившим судебное защитное предписание. Копия постановления о вынесении судебного защитного предписания также вручается пострадавшему и заявителю.

8. Суд разъясняет пострадавшему, что независимо от получения судебного защитного предписания, он имеет право обратиться в суд с целью возмещения имущественного ущерба и морального вреда, а в случае, если имеются основания полагать, что нарушителем в отношении пострадавшего совершено преступление, суд разъясняет право пострадавшего на обращение с заявлением о возбуждении уголовного дела.

9. Срок действия судебного защитного предписания исчисляется со дня вынесения судом постановления о вынесении судебного защитного предписания и подлежит немедленному исполнению.

10. В целях сохранения неприкосновенности частной жизни сторон, суд может проводить слушание дела в закрытом судебном заседании.

11. Суд в течение 24 часов с момента вынесения постановления обязан направить копию постановления о вынесении судебного защитного предписания в орган внутренних дел по месту проживания пострадавшего, а также по месту проживания или пребывания нарушителя в целях постановки семейно-бытового нарушителя на профилактический учет на срок действия судебного защитного предписания.

12. Контроль за соблюдением правонарушителем, условий судебного защитного предписания возлагается на орган внутренних дел, а также на службу судебных приставов в соответствии с их компетенцией.

13. Обжалование постановления о вынесении защитного предписания производится в порядке, предусмотренном гражданским судопроизводством. Обжалование постановления о вынесении судебного защитного предписания не приостанавливает его действия.

Статья 26. Меры устанавливаемые судебным защитным предписанием

1. Судебным защитным предписанием семейно-бытовому нарушителю запрещается:

1) совершать семейно-бытовое насилие по отношению к пострадавшему или другим лицам;
2) преследовать пострадавшего;
3) приобретать и пользоваться огнестрельным оружием или другими видами оружия.

2. Судебным защитным предписанием на нарушителя возлагается обязанность пройти специализированную психологическую программу.

3. При необходимости, с учетом конкретных обстоятельств дела, судебным защитным предписанием дополнительно может быть постановлена одна или несколько следующих мер:

1) предложение нарушителю, покинуть место совместного проживания с пострадавшим, независимо от того, кто является собственником жилого помещения;
2) обязать нарушителя передать пострадавшему его личное имущество, документы, если они удерживаются нарушителем;
3) обязать нарушителя содержать общих с пострадавшим детей в соответствии с семейным законодательством;
4) обязать нарушителя, оплатить расходы пострадавшего на лечение, консультирование или пребывание в социальной гостинице (убежище), временном приюте, оплатить расходы по найму пострадавшим жилого помещения в разумном размере, если совместное проживание пострадавшего и нарушителя невозможно, оплатить судебные расходы пострадавшего, в том числе расходы на оказание юридической помощи;
5) обязать нарушителя пройти лечение от алкоголизма или наркомании.

Статья 27. Содержание постановления о вынесении судебного защитного предписания

В постановлении о вынесении судебного защитного предписания должны быть указаны:

1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, вынесшего постановление, его адрес;
2) дата и место рассмотрения дела;
3) сведения о лице, в отношении которого подано заявление о вынесении судебного защитного предписания;
4) сведения о лице, обратившемся с заявлением о вынесении судебного защитного предписания;
5) сведения о пострадавшем;
6) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
7) срок действия и содержание судебного защитного предписания, вынесенного судом;
8) разъяснение пострадавшему его право обратиться в суд в целях возмещения имущественного ущерба и морального вреда, а в случае, если имеется основания полагать, что нарушителем в отношении пострадавшего совершено преступление, право на обращение с заявлением о возбуждении уголовного дела;
9) разъяснение нарушителю последствий нарушения им судебного защитного предписания.

Глава 4. Организация социально-правовой защиты граждан от семейно-бытового насилия

Статья 28. Понятие и цели социально-правовой защиты граждан от семейно-бытового насилия

1. Социально-правовая защита граждан от семейно-бытового насилия представляет собой профилактическую деятельность социальных служб по профилактике, предотвращению, и разрешению ситуаций, связанных с проявлением или опасностью проявления семейно-бытового насилия, по социальной поддержке лиц, пострадавших от семейно-бытового насилия, оказанию им социальной помощи и услуг, их социальной адаптации и реабилитации, оказанию помощи семье в восстановлении нормальных семейных отношений, реабилитации лиц, создающих опасность совершения или совершивших семейно-бытовое насилие.

2. Целью социально-правовой защиты от семейно-бытового насилия является оказание помощи в предотвращении и разрешении ситуации семейно-бытового насилия для охраны их жизни, психического и физического здоровья.

Статья 29. Основы деятельности социальных служб по социально-правовой защите граждан от семейно-бытового насилия

1. Деятельность социальных служб по социально-правовой защите граждан от семейно-бытового насилия строится на основе принципов национальных и государственных стандартов социального обслуживания, порядка создания, реорганизации, ликвидации социальных служб, управления ими, координации, ресурсного, кадрового и научно-методического обеспечения социального обслуживания, порядка оплаты социальных услуг, установленных соответствующим законодательством и настоящим Федеральным законом.

2. Государственный и (или) муниципальный орган управления социальными службами имеет право заключить договоры о социально-правовой защите пострадавших от семейно-бытового насилия с организациями и учреждениями социального обслуживания, не входящими в систему государственных или муниципальных социальных служб.

Статья 30. Основания и порядок предоставления социально-правовой защиты от семейно-бытового насилия

1. Основанием для предоставления социальной службой социально-правовой защиты от семейно-бытового насилия является обращение за помощью лица, пострадавшего от семейно-бытового насилия; высказанное им желание на получение такой помощи при поступлении в социальную службу.

2. Социальная служба, не имеющая возможности оказать в полном объеме социально-правовую защиту от семейно-бытового насилия в порядке, предусмотренном соответствующим законодательством, направляет заявление или сообщение о семейно-бытовом насилии в уполномоченный орган государственной власти субъектов Российской Федерации, о чем уведомляет заявителя. При устном обращении социальная служба, не имеющая возможности предоставить в полном объеме социально-правовую защиту от семейно-бытового насилия, направляет заявителя в уполномоченный орган государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты.

3. Решение об оказании социально-правовой защиты от семейно-бытового насилия принимается незамедлительно.

4. Социально-правовая защита граждан от семейно-бытового насилия осуществляется вне зависимости от возбуждения по факту семейно-бытового насилия уголовного дела, проведения дознания, предварительного следствия, производства в суде, если семейно-бытовое насилие продолжается, либо имеется угроза его совершения.

Статья 31. Полномочия социальных служб в ситуации семейно-бытового насилия

Социальные службы в ситуации семейно-бытового насилия:

1) незамедлительно информируют органы внутренних дел о фактах семейно-бытового насилия или об угрозе их совершения;
2) осуществляют прием пострадавших от семейно-бытового насилия;
3) организуют предоставление бесплатной психологической, педагогической, юридической помощи пострадавшим, при необходимости направляют их в организации здравоохранения для оказания медицинской помощи и дальнейшей реабилитации;
4) предоставляют временный приют пострадавшим;
5) проводят специализированные психологические программы с нарушителями;
6) осуществляют работу по предотвращению и профилактике семейно-бытового насилия;
7) осуществляют взаимодействие с физическими и юридическими лицами по вопросам профилактики семейно-бытового насилия;
8) выдают заключения по запросу пострадавшего, органов внутренних дел, прокуратуры и иных правоохранительных органов и суда по фактам обращений и принятых мер по вопросам семейно-бытового насилия.

Статья 32. Предоставление временного приюта

1. Уполномоченный орган государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты населения при наличии непосредственной угрозы семейно-бытового насилия обязан незамедлительно обеспечить предоставление пострадавшему по его просьбе временного приюта в специализированном учреждении социального обслуживания с правом проживания. В случае, если на иждивении пострадавшего имеются другие лица, им предоставляется временный приют вместе с пострадавшим.

2. Временный приют предоставляется бесплатно на срок, установленный учредителем специализированного учреждения социального обслуживания, но не менее двух месяцев. Плата за предоставление временного приюта свыше установленного бесплатного периода устанавливается в порядке предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.

3. В течение срока, на который предоставлен временный приют пострадавшему от семейно-бытового насилия, орган управления системой социальных служб совместно с территориальным органом внутренних дел обязан принять меры, обеспечивающие устранение угрозы жизни или здоровью пострадавшего.

4. В случае сохранения опасности для жизни или здоровья, пострадавшего от семейно-бытового насилия по истечении срока пользования предоставленным ему временным приютом, орган управления системой социальных служб обязан с согласия пострадавшего незамедлительно обратиться в орган внутренних дел для вынесения защитного предписания либо в суд для вынесения судебного защитного предписания. Одновременно орган управления системой социальных служб продлевает пребывание пострадавшего в специализированном учреждении социального обслуживания до устранения опасности его жизни и здоровью.

5. Продление временного приюта пострадавшему от семейно-бытового насилия, осуществляется на основе акта (приказ, распоряжение) руководителя специализированного учреждения социального обслуживания.

Глава 5. Надзор и контроль в области предупреждения и профилактики семейно-бытового насилия

Статья 33. Надзор за исполнением законодательства в области предупреждения и профилактики семейно-бытового насилия

Надзор за точным и единообразным исполнением настоящего Федерального закона осуществляют органы прокуратуры в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 34. Общественный контроль за исполнением законодательства в области предупреждения и профилактики семейно-бытового насилия

1. Общественный контроль в сфере действия настоящего Федерального закона осуществляется некоммерческими организациями, средствами массовой информации, гражданами, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в целях обеспечения соблюдения положений настоящего Федерального закона.

2. Общественный контроль осуществляется в следующих направлениях:

1) проверка соответствия деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений настоящему закону, а также иному законодательству в области предупреждения и профилактики семейно-бытового насилия, в том числе проверка соблюдение международных обязательств государства в сфере предупреждения и профилактики семейно-бытового насилия и оказания помощи его жертвам;
2) анализ эффективности системы государственного регулирования в указанной сфере;
3) контроль за исполнением нормативных правовых актов в указанной сфере;
4) выявление случаев семейно-бытового насилия;
5) предупреждение и профилактика семейно-бытового насилия.

3. Органы общественного контроля вправе:

1) осуществлять мониторинг состояния ситуации в сфере противодействия семейно-бытовому насилию и защиты его жертв;
2) создавать системы получения информации о фактах семейно-бытового насилия и его жертвах («горячие линии»);
3) предоставлять сведения о нарушениях законодательства в области предупреждения и профилактики семейно-бытового насилия и защиты его жертв органам прокуратуры, государственным органам исполнительной власти и муниципальным органам , осуществляющим надзор и контроль за соблюдением законодательства в данной сфере;
4) обращаться в уполномоченные органы, а также в суд и прокуратуру с заявлениями о фактах нарушения законодательства в области предупреждения и профилактики семейно-бытового насилия;
5) осуществлять иные полномочия в сфере предупреждения и профилактики семейно-бытового насилия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава 6. Заключительные положения

Статья 35. Информация о пострадавших от семейно-бытового насилия

Информация о личности, физическом и психологическом состоянии пострадавшего является конфиденциальной, и её раскрытие разрешается только в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Статья 36. Взаимодействие государственных органов с общественными объединениями, международными и иными неправительственными организациями в сфере профилактики семейно-бытового насилия

1. Государственные органы в соответствии со своей компетенцией обеспечивают сотрудничество с некоммерческими организациями, международными и иными неправительственными организациями, средствами массовой информации и гражданами в целях повышения эффективности предупреждения и профилактики семейно-бытового насилия, предоставления защиты и помощи пострадавшим, совершенствования координации профилактической работы в данной сфере, а также усиления контроля институтов гражданского общества за ходом и результатами этой деятельности.

2. Государственные органы в соответствии со своей компетенцией поддерживают средства массовой информации, общественные объединения, международные и иные неправительственные организации в их деятельности по профилактике семейно-бытового насилия.

3. Некоммерческим организациям в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, предоставляется финансовая поддержка за счет средств государственного и (или) регионального бюджетов. В соответствии с проведенным открытым конкурсом предложенные ими программы мероприятий по предупреждению и профилактике семейно-бытового насилия включаются в ведомственный или региональный план.

Статья 37. Государственный доклад о профилактике и предотвращении семейно-бытового насилия в Российской Федерации

1. Государственный доклад о профилактике и предотвращении семейно-бытового насилия в Российской Федерации разрабатывается один раз в четыре года в целях обеспечения органов государственной власти Российской Федерации объективной систематизированной аналитической информацией о профилактике и предотвращении семейно-бытового насилия в Российской Федерации и тенденциях его изменения.

2. Государственный доклад о профилактике и предотвращении семейно-бытового насилия в Российской Федерации представляется Правительством Российской Федерации палатам Федерального Собрания Российской Федерации. Структура государственного доклада о профилактике и предотвращении семейно-бытового насилия в Российской Федерации, требования к содержанию его разделов, системе используемых в нем показателей, порядок разработки, распространения, в том числе опубликования, предоставления для общественного обсуждения путем размещения в сети «Интернет» определяются Правительством Российской Федерации.

Статья 38. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 года.