На главную страницу
На Дети и СМИ
Обзоры и публикации
Законы| Права родителей| Семья и школа| Семья и демография| Фото
Дети и СМИ| Внимание! Опасность!| Гостевая книга| Родительский форум| О нас| Родительское движение



МАРКОВА Н.Е.
Руководитель Научно-практического
Центра ИСЭПН РАН


КОМИКС

 


Наш сегодняшний разговор вызван экстраординарными причинами. На нас валятся комиксы. Мы видим начало нового "бума". Собственно говоря, по-русски этот жанр всегда назывался "лубок", "веселые картинки". Так вот, этот вполне добропорядочный и приятный жанр - взбесился. Посмотрите, каких омерзительных чудовищ он ставит на поток, какие кровавые сцены штампует. Посмотрите, какие зубодробительные ужасы и непристойности появились в интернете под знаком "комикса": "Приключения блондинки", "Только для взрослых", "Хентай", "Человек-паук" и т.д. Наша цель - выяснить причины болезни и наметить возможные пути излечения.
При подготовке к сегодняшнему круглому столу (о круглом столе) мне пришлось перелистать кое-какие книжки, побродить по интернету и еще раз раскрыть вчерашнюю "Жизнь" с очередным, уже дежурным в этой газете комиксом. И вот какую информацию для размышлений я могу предложить собравшимся. Как бы нас не желали уверить в противном, комикс, как и любое искусство, всегда идеологизирован. Сама по себе схема этого жанра - ряд картинок, объединенных сюжетной линией и простейшей драматургией ровно ничего не выражает. Однако попробуйте-ка наполнить ее разным содержанием!

Прародительницы лубка - житийные иконы, показывали картины из жизни великомучеников. Праведная жизнь - смерть за христианские убеждения - воздаяние в виде вознесения в царствие Божие. Чистая, ярко выраженная православная идеология.

Сам лубок - печатный или рисованный, в зависимости от времени изготовления, всегда нес информацию, злободневную для политического и социального момента. Даже новое качество (рисованный), лубок приобрел благодаря отколовшимся от официальной церкви старообрядцам, распространявшим свою идеологию - "старую веру" (конец XVII - начало XVIII века).
В этих своеобразных пропагандистских листках трактовались темы нравственного поведения, добродетельных и порочных людских поступков, смысла человеческой жизни. Изобразительный ряд лубков демонстрировал "Наказание Людвига Ланграфа за грех стяжания", состоявшее в ввержении его в вечный огонь, не раскаявшуюся в блудодеянии грешницу, которую мучили псы и змеи, немилостивого человека, коего сатана парил в огненной бане, поил расплавленной серой и проделывал с ним прочие неприятные процедуры. Так распространялось старообрядчество.
Как вы думаете, каким образом правительство разъясняло москвичам современный "политический момент" в 1812 году? При помощи так называемых "Ростопчинских афиш" - сатирических политплакатов - типичного комикса. Конечно же, невозможно не вспомнить Маяковского с Окнами РОСТа: "Украинцев и русских клич один - да не будет пан над рабочим господин!". Да что Маяковский, практически, все художники старшего поколения, работавшие в журналах царской России, впоследствии успешно разрушали и уничтожали старый строй при помощи картинки, лубка, плаката - комикса, создавая новую идеологию. "Искусство и смех - орудие борьбы", писал знаменитый художник-плакатист Д. Моор.

В советское время детские журналы не обходились без веселых картинок (не хочется называть их комиксами - противное слово, похожее на мокрую крысу). Помните "Мурзилку"? Полезные и веселые картинки могли находиться не только в журнале, но и в букваре или учебнике английского языка, или началах физики, или в математике для первоклашек. На первой картинке - пять красных яблок, на второй - три. Сколько яблок Петя отдал Маше? Впиши в третью картинку. Такие когнитивные картинки тоже имели свою идеологию - учить детей как можно лучше и понятней. Эти "комиксы" никого не пугали. По вопросу комиксов в "Веселых картинках" или букварях не собирались круглые столы с серьезными занятыми людьми.

Сейчас, наверное, кому-нибудь обязательно захочется спросить про Запад. "А как на Западе?". Так вот, на Западе - ВСЕ БЫЛО ТОЧНО ТАК ЖЕ. Мало того, в данном случае, вовремя оглянувшись на Запад, мы еще можем избежать беды. Достаточно открыть европейские толковые словари до 50-го года издания, чтобы увидеть, что слово комикс в них отсутствует (в американских словарях оно, конечно же, есть). Английские и Французские политические карикатуры XIX века - прародительницы западных веселых картинок. Заметьте, политические! И здесь речь идет об идеологии. Начиная с XIX века комикс, предназначенный детям, развлекал, рассказывал об истории и учил языкам. Любопытный факт. Во время оккупации Франции гитлеровцами, комикс внезапно принялся пропагандировать чистоту расы. С этой целью в Париже, в 1943 году начал издаваться специальный журнал комиксов для молодежи. Как только оккупантов выгнали вон, комикс снова обрел вполне пристойное поведение. Но вот, в 50-е годы в Западной Европе наступил тот самый, момент "Х", когда комикс стал впадать в буйное помешательство.

Все признаки говорят о том, что в действие вступила новая идеология. Но позвольте, скажут мне, что же это за идеология?

Кровавые жестокости и ужасы в детективных и военных сериях для подростков и нескончаемые непристойные приключения блондинок в эротокомиксах? Это же просто китч, естественный мусор в свободной стране, где нет цензуры. В ответ, я спрошу: может ли кто-либо всерьез и со всей ответственностью утверждать, что ребенок, воспитывавшийся на веселых картинках из одноименного журнала 80-х годов и ребенок, изучавший кровавые и эротические комиксы, будут обладать схожим внутренним миром и совершать одинаковые поступки в критических жизненных ситуациях? Найдутся ли такие специалисты?

Сами западные ученые считают, что на окончание второй мировой войны приходится время рождения новой идеологии, "идеологии коммуникаций" (1989, С. Прус и Ф. Бретон). Именно в это время происходит "коммуникационный взрыв" и резкое изменение содержания информационных потоков. Изменяются не только комиксы, но и искусство, наука, культура, СМИ. В ответ на террор коммуникаций в Европе и США появляется общественная оппозиция. Выходят книги ученых, призывающих остановить самоубийство нации. Один из них, психиатр Ф. Вертхейм, указывает на комиксы, как на прямые инструкции к преступлениям и постоянные низкопробные сексуальные раздражители, где насилие - непременный элемент развлечения. К 1954 году комиксы такого рода составляют уже большинство продукции. Однако к этому времени и общественные силы достаточно окрепли для того, чтобы вынудить ассоциацию комиксовых журналов принять своего рода цензурный кодекс, до некоторой степени ограничивающий растлевающее влияние. Такова краткая история.

А теперь, давайте вернемся к отечественному комиксовому буму.

Было бы ошибкой думать, что он зарождается сам собой, как лысенковская пшеница на омеле, дескать, назрела потребность. Всего год назад у нас было 2 издательства комиксов, а сейчас - 15. Мгновенно образовалась Гильдия издателей комиксов. Не успели там и глазом моргнуть, как возник первый в России фестиваль комиксов - КомМиссия, куда собрали всех российских художников, имеющих хоть малейшее отношение к комиксам. Зададимся некоторыми резонными вопросами. При том, что наш, инертный по отношению к комиксам, рынок не сулил никаких авансов, кто дал средства на эти дорогостоящие мероприятия? Кто из отечественных дельцов польстился на этот бизнес, зная о характерном для России отношении к комиксу ("жвачка для тупых"). Кто собрал художников? Кто активно разогревает рынок при помощи умелого продвижения товара - раскрутка фестиваля, мнения в прессе, (наш круглый стол, кстати, тоже в какой-то степени популяризирует комикс).

На этот вопрос легко ответить. Издаются исключительно американские лицензионные серии - "Ровесник", "Дед Мороз", "Gen 13", "Фантастическая четверка" "Человек-паук", "Люди Х". Практически все комиксы рекламируемые в интернете - продукция американских производителей, выдержанная в разрушительном стиле 50-х. Анонимные комиксы, размещенные в интернете, имеют явно американское происхождение. Даже названия не меняются. Все те же "Приключения блондинки", и "Только для взрослых".

Самая большая ошибка думать, будто потребительский спрос диктует производителю, какие товары ему следует выпускать. Напротив, современная система маркетинга настолько изощрена, что сама может формировать любой спрос потребителя. Кстати, в интернете есть прямое указание на некоторых из кукловодов проекта "КОМИКС В РОССИИ". Ссылки направляют, непосредственно, к одному из голливудских колоссов - Американской кинокомпании "Уорнер Бразерс".
Что же русский комикс? Увы, он просто русскоязычный.

Он уже взнуздан новыми технологиями и кормится идеологией, насаждающей отупление, преступность, агрессию и уничтожение семьи. Посмотрите, как наш новый русский комикс, перекликаясь с другими информационными бомбами, проводит красную нить культивации - уменьшение населения и усугубление демографического коллапса:
"Волшебное стеклышко".
Ваня-сантехник пошел краны чинить. Везде девки-красавицы просят-умоляют замуж взять. Он взял одну красавицу под мышку, принес домой. Маманя, я жену взял. "А в стеклышко волшебное на нее смотрел?" Да зачем, и так хорошо. "Вот тебе Ваня пудовая гирька, как что не покажется, брось жене на ногу". Ваня с женой пошли ночевать. Поутру проснулся, а она с топором. Он в волшебное стеклышко глядь - ведьма! Тут гирька пригодилась. Лежит Ваня в кровати, маманя ему лед к головке прикладывает. "Ну что Ваня, будешь теперь в волшебное стеклышко смотреть?".
Ване (потребителю, читателю комикса) теперь и в стеклышко смотреть не надо. Будет всех девчонок ведьмами считать, Так и лезут замуж. Лишь бы выскочить, а там - в ведьмы, и за топор…
Вот к каким свершениям призван новый "взбесившийся комикс", какие письмена с лазерным свойством жанра выжигает он в душах подростков и молодежи. "Да что ж ты страшная такая, ты такая страшная, - вторит комиксу радио на коротких волнах, - И не накрашенная страшная и накрашенная".
И так - каждые 30 минут. В магазинах, в автобусах, на кассетах. А дома, по RENTV - "Семейные страсти" кипят. И здесь тот же разговор.

На экране юная парочка лет восемнадцати-двадцати. Живут в гражданском браке. Парень считает - нельзя регистрироваться и детей заводить, подождать надо. Девчонка хочет чтобы все как положено, жениться, штамп в паспорте и дети. Или разойтись. Зачем тебе штамп в паспорте, - допытывается любознательный ведущий, - что, без штампа детей что ли нельзя рожать? И рассказывает запредельно неприличный и неуместный анекдот (не подумайте, что случайно - такова продуманная сценарная линия). Студия механически гогочет. Интуитивно девочка понимает свою правоту, но стесняется и не может объяснить всему российскому народу, собравшемуся по ту сторону экрана, почему для того, чтобы иметь семью и рожать детей ей нужен не любовник, но законный муж и штамп в паспорте. Придем ей на помощь, приведем цифры и факты из жизни страны в полной мере охваченной новыми технологиями.
В настоящее время около трех миллионов американцев живут вместе не вступая в брак (по Masters, Jonson, Kolodny; 1992):
*Две из каждых пяти пар распадаются в течение первого
года совместной жизни;
*Треть всех сожителей вступает в сексуальные отношения
с третьими лицами;
* В первые годы после вступления в брак члены
сожительствующей пары чаще ссорятся и испытывают
неудовлетворенность совместной жизнью, чем лица,
поженившиеся без предварительного сожительства;
* Сожительство не делает более успешным выбор партнера
для брака; 36% пар, поженившихся после того или иного периода
совместной жизни расходятся…
Для подобных семей характерно отсутствие детей…

И это только одно из направлений грязной работы нового комикса. Каковы же другие?
- Культивация преступного поведения
- Культивация сексуальных извращений
- Дискредитация произведений классической литературы
- Подмена исторических фактов…

Как же быть? На мой взгляд, мы имеем широкие возможности
разоблачать, останавливать, бойкотировать. Мы должны призвать родителей не покупать новый комикс. Взбесившийся комикс смертельно опасен для духовного и физического здоровья страны.

 

 

На главную страницу
На Дети и СМИ
Обзоры и публикации
Законы| Права родителей| Семья и школа| Семья и демография| Фото
Дети и СМИ| Внимание! Опасность!| Гостевая книга| Родительский форум| О нас| Родительское движение