Некоммерческое партнерство

 Родительский Комитет



Myweb.ru, каталог сайтов

Каталог Православное Христианство.Ру

Православие и современность. Информационно-
аналитический
портал
Саратовской епархии Русской Православной Церкви

Будни полового воспитания

Конституционный суд ФРГ признал сексуальное воспитание в школах обязательным для всех

Половое воспитание в Челябинске внедряется на бюджетные деньги.

Про секс из «первых рук»?
Половое просвещение в Эстонии.

Родители против "ХОЛИСа"

В Екатеринбурге закрыли сомнительный методический центр.

Школьный секс-скандал может стать карикатурным.

«Террорист, Госдепартамент США и растление малолетних: "Холис".»
Растление малолетних за бюджетные деньги.

Родители из Санкт-Петербурга бьют тревогу.
Школы города Санкт-Петербурга в массово-принудительном порядке отправляют детей смотреть мультфильмы «Золотозубый» «Карате и ребята» якобы в целях профилактики СПИДА и наркотиков.

Сообщение из Екатеринбурга.
Резкий протест родителей г. Екатеринбурга вызвала деятельность образовательного учреждения дополнительного образования «Холис», направленная на пропаганду «сексуального просвещения» и внедрения в школы образовательных программ по половому просвещению под видом профилактики СПИДА и наркомании.

Растление детей под эгидой ЮНИСЕФ.
Или «дворовое общение на «позитивных рельсах».

Протест екатеринбургских родителей против «первичной профилактики» в школах города, растлевающей детей.

Вниманию родителей. Опасные мультфильмы в школе.

В начале декабря 2005 года в Калининграде прошел семинар для калининградских учителей по проблеме внедрения программы «Ресурсы здоровья» в работу школ.
Программа представляет собой системно организованный учебно-методический комплекс, включающий профилактическую работу на уроках ОБЖ и уроках базисного учебного плана, во внеклассных мероприятиях и работе с родителями.

Массовые нарушения прав детей в Санкт-Петербурге. Образовательные учреждения города обеспечивают центр «Ювента» клиентурой. Половое воспитание продолжается. Письмо НП «Родительский комитет» Председателю Комитета по образованию администрации Санкт-Петербурга Ивановой О. В.

Массовое растление российских детей продолжается.
В этом учебном году начался новый виток «полового воспитания» российских детей по западным программам растлевающим детей. Организовано «половое просвещение» через школы путем массовых посещений детьми учреждений дополнительного образования. Внимание родителей и общественности отвлекается от существа происходящего словами о необходимости профилактики СПИДа и наркомании.

Секс-меньшинства воспитывают алтайских школьников

Проект «13+» — шведская модель сексуального просвещения для Питерских подростков

Гинекологический осмотр в школе
В ноябре 2002 года в 8 «г» классе четырем мальчикам и одной девочке исполнилось 14 лет. Через некоторое время мед. сестра школы позвонила домой родителям и сообщила, что в таком возрасте детей необходимо показать хирургу. В день осмотра в школу пришел не хирург, а гинеколог…

Уроки планирования семьи.
В Ставрополе на уроках планирования семьи подросткам рассказывают о «положительной стороне» стерилизации, девочек обучают использованию презервативов на муляжах, демонстрируют видеофильмы соответствующего характера. Мальчикам обычно показывают фильмы об абортах. На них это производит сильное впечатление (на одном просмотре подросток упал в обморок). Учениц школы № 25 водили в городской роддом, где они присутствовали при родах. Многие девочки получили стресс и, естественно, единодушно приняли решение никогда не рожать детей…

«Мы за безопасный секс!», или сделаем из детей хорьков…

Незаконное анкетирование в школах г. Москвы: Растление, или формирование здорового образа жизни

Планирование семьи в школе: темы уроков по классному журналу

Годовой отчет за 1998 год Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации перед Фондом ООН по народонаселению, ЮНЕСКО по проекту «Половое воспитание российских школьников».

Отчет подготовлен Исполнительным директором проекта С.М.  Дубовик

Отчет одобрен Национальным координатором проекта Е.Е.  Чепурных

REM: В настоящее время по предложению ЮНЕСКО название проекта изменено. Предположительно, проект называется «Воспитание здорового образа жизни детей и подростков» или «Репродуктивное здоровье школьников России». Официально работы по проекту приостановлены приказом Минобразования России от 22 апреля 1997 г. № 781 в связи с решением Комитета Государственной Думы ФС РФ от 10.04.97. В Решении Коллегии Минобразования РФ от 27 мая 1997 г. № 6/1  отмечалось: «требуется серьезная научная и общественная экспертиза как самого проекта «Половое воспитание российских школьников», так и его результатов. Нельзя не видеть, что основные идеи проекта противоречат традициям полового воспитания в России».

Однако, не смотря ни на что, реализация Проекта продолжается в настоящее время. Это подтверждается, во-первых, самим Отчетом, содержащим перечень мероприятий, происшедших после официального запрета реализации Проекта. Во-вторых, свидетельством реализации проекта под уже иным названием могут служить письмо Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В. Матвиенко от «21 » декабря 1999 г. № 5775п-П12 в адрес депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.И.  Найчуковой, письмо первого заместителя Министра образования РФ А.Ф.Киселева от 03.08.20 № AC-4210/32–16  в адрес депутата Государственной Думы Российской Федерации Астраханкиной Т.А.

В проведении ряда мероприятий Проекта принимает участие Российская Ассоциация «Планирование семьи».

ТЕКСТ ОТЧЕТА

(текст содержит тематические ссылки)

Форма А

Общие сведения и проекте

Страна: Российская Федерация

Номер проекта: RUS/95/P03 

Название проекта: Половое воспитание российских школьников

Агентство-координатор: ЮНЕСКО

Агентство-исполнитель: Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации

Отчетный период: февраль-декабрь 1998 г.

Бюджет проекта:

вклад Фонда народонаселения ООН 7450 долларов США
вклад Правительства Российской Федерации 240 рублей

Начало осуществления проекта:
предусмотренное проектом — август 1995 г. реальное — январь 1996 г.

Завершение работ по проекту:
>предусмотренное проектом — август 1998г. предполагаемо — декабрь 20 г.

Выводы:

Следует признать, что по сравнению с прошлым годом ситуация вокруг проекта стала несколько более спокойной: заметно сократился поток, как правило, тенденциозной и необъективной критики, основанной на домыслах, дезинформации, непроверенных фактах, уменьшилось количество публикаций, дающих неверное представление о целях и задачах проекта, или показывающих его лишь в негативном свете. Однако оппозиционные настроения среди основных противников проекта (организация «Pro Life, представители православной церкви, отдельные депутаты Государственной Думы и др.) по-прежнему сильны и их не следует недооценивать. Об этом, в частности, свидетельствуют письма и запросы, которые продолжают поступать в Минобразования России в связи с данным проектом и в связи с вопросом полового воспитания в целом.

Несколько ослабить накал страстей вокруг проекта удалось, прежде всего, благодаря изменению тактики реализации проекта в 1998 г.: в связи с тем, что было рекомендовано временно отказаться от проведения мероприятий непосредственно в пилотных регионах и школах или же с участием их представителей, ограничившись лишь информированием руководителей управлений образования и координаторов проекта на местах о ходе реализации проекта. Основной задачей на данном этапе реализации проекта стала разработка научно методических основ организации полового воспитания обучающихся.

В 1998 г. основные трудности в реализации проекта носили скорее «внутренний» характер, т.к.  были связаны с реорганизацией Министерства, а также с изменениями в российском руководстве проектом в связи с его передачей в ведение другого управления Минобразования России.

Работа по реализации проекта в 1998 г. велась по трем основным направлениям:

1. продолжение работы по созданию программы факультатива/спецкурса по половому воспитанию (подготовка учебно-методической базы);

2. разработка стратегии интеграции тематики полового воспитания в предметы базисного учебного плана общеобразовательных учреждении Российской Федерации;

3. изучение регионального опыта с целью разработки модели внеурочной/внешкольной работы по организации полового воспитания обучающихся.

Данные направления были определены на Втором ежегодном совещании по проекту (4–5 декабря 1997 г., Москва) в соответствии с концепцией по проблеме «Половое воспитание российских школьников», разработанной межведомственным советом по половому воспитанию при Российской академии образования и одобренной Бюро Президиума РАО 12 ноября 1997 г. Одно из них (п.1)  является логическим, хотя и несколько видоизмененным продолжением предыдущих этапов развития проекта (было предложено трансформировать самостоятельный курс по половому воспитанию продолжительностью 30 учебных часов в факультатив/спецкурс). Два других направления (пп.2 и 3) хотя и являются новыми для проекта, в целом отвечают его целям и задачам. Вот почему их необходимо включить в проектный документ.

Развитие проекта сразу по трем направлениям представляет собой попытку комплексного подхода к проблеме полового воспитания. Опыт реализации проекта в 1998 г. убедительно показывает, что введение в проект двух новых направлений отвечает потребностям нынешнего этапа его развития и делает проект более значимым, содержательным и многосторонним. Кроме того, разработка различных подходов к решению задач полового воспитания обучающихся, а также различных форм его организации, во-первых, предоставляет возможность выбора наиболее оптимальной формы или оптимального сочетания форм работы в каждом конкретном случае, а во-вторых, свидетельствует о том, что потенциал в решении задач полового воспитания весьма значителен и не сводится к трем предложенным направлениям. Таким образом, общий подход к половому воспитанию должен быть комплексным и творческим.

Развитие трех направлений в работе по половому воспитанию в рамках проекта, на наш взгляд, взаимно дополняет и обогащает их, однако требует и большей информированности и согласованности в деятельности групп экспертов, большей ее координации.

В целом положительный опыт реализации проекта по трем направлениям. предпринятый в истекшем году, доказывает необходимость существенного пересмотра проектного документа, разработанного в 1995 г., для приведения его в полное соответствие с современным этапом развития проекта. Потребность в пересмотре проектного документа обусловлена еще и тем, что первоначально проект был рассчитан на 3 года, и работу по его реализации планировалось завершить в сентябре 1998 г. Однако на сегодняшний день следует констатировать, что в силу целого ряда объективных причин проект весьма далек от своего завершения и потребуется как минимум еще два года, чтобы выполнить все запланированные ранее работы по проекту. Предложение о пролонгации проекта уже высказывалось Минобразования России (см. письмо №15\6 от 09.04.98 за подписью Е.Е.Чепурных), однако Фонд народонаселения ООН оставил его без внимания. Пролонгация проекта по меньшей мере еще на 2 года (до 31 декабря 20 г.) потребует пересмотра бюджета проекта.

Рекомендовать:

Фонду народонаселения ООН совместно с Минобразования России в кратчайшие сроки пересмотреть проектный документ в целом (содержательную часть и бюджет) с учетом существенного изменения объема работ по проекту (2 дополнительных направления) и необходимости пролонгации проекта минимум на 2 года, а также в соответствии с другими предложениями российской стороны;
Российской академии образования (РАО) как можно скорее завершить работу, над проектом концепции по проблеме «Половое воспитание российских школьников», утвердить ее окончательный вариант и официально обнародовать концепцию как базовый документ по вопросам полового воспитания, принятый совместно РАО и Минобразования России.

Комментарии ЮНЕСКО:

Проект развивался в целом успешно. Следует отметить особо усилия членов рабочей группы, менеджера по проекту г-жи Пестич Т.Д.  (до 22 сентября) и г-жи Дубовик С.М.  (после 22 сентября).

Вместе с тем, со стороны Министерства по-прежнему предпринимаются недостаточные меры по работе с общественным мнением. Несмотря на неоднократные обращения не разработана стратегия информационной поддержки проекта. Соответственно не приступили к ее реализации. Полностью заморожена работа в пилотных регионах.

Наряду с продолжением довольно активной деятельности оппонентов, нельзя не видеть, что в СМИ и на телевидении России развернулась довольно серьезная дискуссия по вопросам сексуальной революции, проблемам пола, репродуктивного здоровья, превентивного образования, воспитания здорового образа жизни у детей и подростков. Фактически в этом году с этой темы было снято табу. И в большей части высказывание специалистов и рядовых граждан все больше склоняются говорить об этом и заниматься этими проблемами, во всяком случае, не закрывать на них глаза. Это надо рассматривать как положительную тенденцию, и ее следует максимально использовать в будущем. Это мнение абсолютно превалирует у специалистов, в частности, работающих в более чем 4 центрах социально-педагогической и медико-психологической поддержки детей и подростков в системе органов образования, не считаться с мнением которых, руководство Министерства не может.

Несмотря на неоднократные запросы и обращения, в том числе и на уровне Министра, ни бюро ЮНЕСКО, ни представитель Фонда народонаселения ООН не имеют сведений, кто официально ведет проект в Министерстве (об отстранении от работы по проекту г-жи Пестич Т.Д., г-на Шилова Д.С.  и Управления реабилитационной работы и специального образования в целом, было сообщено в устной форме). В отдельные периоды контакты с национальным координатором были весьма затруднительными.

Следует согласиться с предложениями российской стороны о необходимости пролонгации проекта с одновременным пересмотром бюджета. В случае согласия Фонда народонаселения Министерству общего и профессионального образования Российской Федерации необходимо подготовить свои бюджетные предложения в соответствии с расчетами.

Имеет смысл изменить одновременно и название проекта на «Воспитание здорового образа жизни детей и подростков» или «Репродуктивное здоровье школьников России».

Комментарии Института содействия здоровью и профилактики болезней, Нидерланды (далее — НИГЗ):

План реализации проекта, сроки завершения работ по проекту и его бюджет должны быть приведены в соответствии с теми изменениями в стратегии реализации проекта, которые произошли в 1996–1998 гг., чтобы получить четкое представление о возможностях и перспективах проекта.

Партнерам необходимо своевременно информировать друг друга (на английском языке) о развитии проекта и изменениях в нем, об основных направлениях деятельности и начале проведения тех или иных мероприятий, связанных с разработкой учебно-методических пособий для факультатива и программ обучающих семинаров, а также проведения социологических исследовании, чтобы максимально улучшить вклад голландских экспертов в реализацию проекта.

Задачи и роль голландских экспертов в реализации проекта необходимо вновь уточнить, чтобы зарубежные партнеры имели ясное представление о направлениях их дальнейшего сотрудничество с российскими коллегами по проекту и о статусе их рекомендаций.

Следует определить возможный вклад проекта в прекращение роста уровня заболеваемости СПИДом в России. Необходимо включить данное направление в деятельность по проекту, а также привлечь соответствующих экспертов и организации.

Б. Цели проекта, конкретные результаты его развития и рабочий план

1. Ближайшие цели/задачи проекта:

2.2.1 повышение понимания должностными лицами, занимающими ключевые посты (представители местных органов управления здравоохранением и образованием, директора школ, представители местного телевидения и радио, а также местных учреждений здравоохранения), важности и необходимости полового воспитания детей и подростков;

2.2.2 расширение возможностей Министерства общего и профессионального образования по разработке, реализации, мониторингу и оценке образовательных программ по вопросам полового воспитания для учителей, психологов, студентов педагогических училищ и вузов;

2.2.3 углубление знаний и формирование позитивного отношения учителей нескольких школ к вопросам репродуктивного здоровья, профилактики СПИДа и ВИЧ-инфекции, болезней, передаваемых половым путем, а также полового воспитания и повышение их педагогической квалификации в этой области;

2.2.4 углубление знаний, повышение квалификации и формирование позитивного отношения 16 специалистов в области здравоохранения из отобранных 7–8 регионов к вопросам репродуктивного здоровья, профилактики СПИДа и ВИЧ-инфекции, болезней, передаваемых половым путем, современных противозачаточных средств и рекомендаций по их применению,

2.2.5 формирование здорового образа жизни, повышение знаний в области психологии межполовых и семейных отношении, предохранения от ЗППП и СПИДа, а также в области укрепления репродуктивного здоровья среди российских подростков в 7–8 регионах России;

2.2.6 углубление знаний и формирование позитивного отношения родителей в отобранных регионах в области репродуктивного здоровья и создание благоприятной среды для общения родителей и детей на эту тему;

2.2.7 информирование должностных лиц и руководителей органов управления образованием и здравоохранением, средств массовой информации как федерального, так и регионального уровней и общественности в целом об эффективности образовательных программ по вопросам полового воспитания путем распространения данных о результатах проекта.

Комментарий:

Формулировки ближайших целей проекта даны в той редакции, которая была принята на Втором ежегодном совещании по итогам реализации проекта (4–5 декабря 1998 г.) после небольшой стилистической правки, существенно не повлиявшей на их содержание. Однако стилистическая правка не коснулась формулировки долгосрочных целей/задач проекта. Необходимо привести ее в соответствие с последней редакцией ближайших целей. Все это является еще одним аргументом в пользу пересмотра проекта в целом. При пересмотре/уточнении формулировок ближайших и долгосрочных целей проекта, следует принять во внимание определение основной цели и задач полового воспитания, содержащееся в проекте стратегии интеграции тематики полового воспитания в предметы базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, который был разработан группой экспертов проекта.

Целью полового воспитания является сохранение репродуктивного здоровья подрастающего поколения, формирование здорового образа жизни, укрепление нравственных основ общества с учетом национально-культурных традиций, забота о духовном и психическом здоровье молодежи России.

Задачи полового воспитания включают:

— формирование у подростков и молодежи ответственного отношения к своему телу, физическому и репродуктивному здоровью;
— формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни и ответственному родительству;
— обеспечение учащихся достоверной информацией, поданной в деликатной форме, которая поможет им адаптироваться к изменениям в организме, происходящим в период полового созревания, преодолеть с наименьшими психологическими трудностями сложный этап взросления;
— формирование у подростков и молодежи правильного представления о взаимоотношении полов, основанных на системе общечеловеческих и национальных, нравственных ценностей;
— привитие учащимся обоего пола необходимых навыков общения и взаимопонимания, а также способности принимать осознанные решения в сфере межполовых отношений.
— формирование у молодежи полоролевой идентификации;
— привитие учащимся ценностного отношения к семье, профилактика ранних половых связей;
— подготовку подрастающего поколения к выполнению супружеских и родительских обязанностей;
— профилактику и коррекцию рискованного и общественно опасного сексуального поведения«.

2. Результаты деятельности по проекту (за отчетный период):

1. разработан проект стратегии интеграции тематики полового воспитания в предметы базисного учебного плана общеобразовательных учреждении Российской Федерации;

2. разработана понятийная матрица по тематике полового воспитания школьников;

3. проведена экспертиза учебных программ, учебников и пособий по биологии, основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), истории и предметам обществоведческого цикла, литературе для 5–9 классов с целью анализа содержания в них тематики полового воспитания и подготовлен отчет о результатах экспертизы по каждой дисциплине;

4. подготовлен проект итогового доклада по интеграции тематики полового воспитания в предметы базисного учебного плана (5–9 классы);

5. разработан проект комплекта учебно-методических пособии для факультатива/спецкурса по половому воспитанию «Быть вместе: пол и здоровье» (7 класс), в т.ч.  пособие для обучающихся, пособие для учителя, брошюра для родителей, а также пособие для медицинских работников образовательных учреждений (для всего курса);

6. разработаны программа и содержание обучающих семинаров для учителей и медицинских работников образовательных учреждений;

7. проведен анализ социологических исследований по вопросам полового воспитания, по итогам подготовлен и издан аналитический доклад «Российский подросток 90-х: движение в зону риска».

Кроме того, были проведены следующие мероприятия по проекту:

Проведено 5 семинаров для российских экспертов в рамках направления, связанного с разработкой стратегии интеграции тематики полового воспитания в предметы базисного учебного плана общеобразовательных учреждении Российской Федерации;
проведено 3 заседания рабочей группы по текущим вопросам реализации проекта;
проведено 2 не предусмотренных рабочим планом совещания группы экспертов п

о интеграции тематики полового воспитания в связи с обсуждением проекта стратегии интеграции тематики полового воспитания в предметы базисного учебного плана и итогового документа по данному направлению;
изучен региональный опыт полового воспитания в ходе визита исполнительного директора в пилотные школы С.-Петербурга.

3. Комментарии к рабочему плану

В соответствии с рекомендациями Второго ежегодного совещания по итогам реализации проекта рабочий план на 1998 г. составлялся по полугодиям. Рабочие планы на оба полугодия были согласован с исполнительным агентством проекта — Московским Бюро ЮНЕСКО, а также с основными исполнителями проекта.

В связи с введением двух новых направлений и работе по проекту возникла необходимость изменения самой структуры рабочего плана. Все мероприятия, включенные в рабочий план на 1998 г., разбиты на 5 блоков:

блок 1. Разработка стратегии интеграции тематики полового воспитания в предметы базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации

блок 2. Продолжение работы по созданию программы факультатива/спецкурса по половому воспитанию

блок 3. Изучение регионального опыта с целью разработки модели внеурочной/внешкольной работы по организации полового воспитания обучающихся

блок 4. Организация информационной поддержки проекта

блок 5. Мониторинг и оценка результатов деятельности.

Внутри вышеназванных блоков пункты плана расположены в хронологическом порядке.

Как известно, и апреле 1997 г. в связи со сложной ситуацией вокруг проекта Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации издало приказ №781 от 22 04.97 о временном приостановлении деятельности по проекту «Половое воспитание российских школьников», прежде всего непосредственно связанной с работой в пилотных регионах, до разработки концепции полового воспитания школьников. Такая концепция была разработана Межведомственным советом по половому воспитанию, созданным при Российской академии образования, и одобрена Бюро Президиума РАО 12 ноября 1997 г. Затем проект концепции по проблеме «Половое воспитание российских школьников» был опубликован в «Учительской газете» (№50, 16 декабря 1997 г.) для широкого обсуждения.

Разработка концепции полового воспитания позволила возобновить деятельность по реализации проекта «Половое воспитание российских школьников» в феврале 1998 г. О возобновлении работы по проекту был официально извещен г-н Эйнар Сандвед, представитель Фонда народонаселения ООН, письмом №15/39–6 от 02.03.98 за подписью Е.Е.Чепурных, заместителя Министра общего и профессионального образования Российской Федерации, национального координатора проекта.

Особенности данного этапа развития проекта (акцент на разработке научно-методических основ организации полового воспитания обучающихся, введение двух новых подходов к решению вопросов полового воспитания), а также существенное увеличение объема работ по проекту, запланированных на 1998 г., вызвали необходимость расширения круга исполнителей, привлечения к участию в проекте новых высококвалифицированных специалистов. Так к реализации различных направлений проекта в 1998 г. были привлечены представители Центра социологии образования РАО, Института возрастной физиологии РАО, Государственного института семьи и воспитания РАО, Института общего образования при Минобразования России, Московского педагогического государственный университета им. В.И.Ленина, Московского педагогического университета и других. В мероприятиях, связанных с разработкой стратегии интеграции тематики полового воспитания в предметы базисного, учебного плана, приняли самое активное участие специалисты Управления общего среднего образования Минобразования России.

Для успешного выполнения задач по разработке стратегии интеграции тематики полового воспитания в предметы базисного учебного плана была создана группы экспертов по интеграции в количестве 10 человек. В ее состав вошли специалисты Минобразования России, сотрудники научных институтов Минобразования России и РАО, педагогических и других высших учебных заведений.

В целях повышения согласованности в реализации всех направлений проекта, улучшения взаимодействия различных групп экспертов необходимо расширить состав рабочей группы проекта, введя в нее представителей двух новых направлении.

Большинство мероприятии, запланированных на текущий год по блоку I рабочего плана, были выполнены. Подготовлен проект итогового доклада «Интеграция тематики полового воспитания в предметы базисного учебного плана (5–9 классы): реальные и потенциальные возможности», который после небольшой доработки будет направлен на одобрение Министру общего и профессионального образования. После одобрения итогового доклада руководством Минобразования России он будет издан в количестве 2 экземпляров и разослан для информации в региональные управления образованием, РАО, во все заинтересованные министерства и ведомства.

Что касается блока 2 рабочего плана, то основные его пункты — подготовка и обсуждение рукописей комплекта учебно-методических пособии для 7 класса, а также разработка проекта программы и содержания обучающих семинаров для учителей и медицинских работников пилотных образовательных учреждений — выполнены, хотя и с некоторым нарушением сроков.

Обсуждение комплекта пособий состоялось лишь в рамках рабочей группы проекта (4 ноября 1998 г.) без привлечения представителей пилотных регионов, учителей, родителей и др., как было предусмотрено рабочим планом на 2-ое полугодие. В ходе этого обсуждения авторский коллектив пособий (Д.В.Колесов,  Б.Ю.Шапиро, Л.В.Ерофеева) высказал настоятельную просьбу привлечь к обсуждению пособий представителей пилотных регионов, либо провести такое обсуждение на базе одной из московских школ не из числа пилотных (предварительное согласие руководства московской школы было получено), чтобы получить обратную связь. После такого расширенного обсуждения и получения всех необходимых экспертных заключении будет завершена доработка пособий. В связи с этим процесс доработки комплекта учебно-методических пособий по половому воспитанию несколько затянулся, что в свою очередь сдвинуло сроки подготовки к изданию комплекта пособии для 7 класса.

Незначительное нарушение сроков выполнения отдельных пунктов рабочего плана, характерное не только для данного блока, связано, прежде всего, с очередной реорганизацией Минобразования России, с передачей проекта в ведение другого управления и с изменениями в руководстве проектом.

Деятельность по реализации направления, связанного с разработкой модели внешкольной работы по половому воспитанию обучающихся (блок 3), находится на начальном этапе. Однако уже сейчас содержание работ по данному блоку подверглось определенному пересмотру. Из-за отсутствия в настоящий момент достаточного количества фактического материала изучение и обобщение регионального опыта организации внешкольной работы по половому воспитанию, предусмотренное рабочим планом, на данном этапе не представляется возможным. Необходимо провести сбор дополнительной информации по данному вопросу в соответствии с четко разработанной системой требований к ее содержанию, однако это является задачей ближайшего будущего. В настоящее время разрабатывается проект модели организации внешкольной работы по половому воспитанию обучающихся на основе анализа основных тенденции в данном вопросе. Разработку проекта модели планируется завершить к 25 декабря 1998 г.

Из мероприятий, включенных в блок 4 рабочего плана, оказалось выполненным только одно: подготовлен и издан аналитический доклад «Российский подросток 90-х:  движение в зону риска» по итогам анализа социологических исследований в области полового воспитания. Такое положение дел во многом объясняется тем, что основной акцент на данном этапе был сделан на работе так сказать «внутри» проекта без вовлечения в нее пилотных регионов и школ, на разработке научно-методических основ организации полового воспитания. Только после того, как будут достигнуты определенные, реальные результаты в данном направлении, их можно будет обнародовать.

В то же время был проведен ряд мероприятий, не предусмотренных рабочим планом, однако напрямую связанных с информационно-разъяснительной работой по проекту. В частности, информационное письмо Минобразования России № 15/61–6 от 09.02.98 о проведении Всероссийской научно-практической конференции «Человек. Культура. Здоровье. Проблемы и перспективы социально-психологической и половозрастной адаптации детей и подростков» в количестве 5 экземпляров с выводами и рекомендациями конференции, в т.ч.  по вопросам активизации деятельности регионов по реализации программ полового воспитания, подготовки педагогических кадров для осуществления половозрастной адаптации обучающихся, разработки и издания методической литературы для образовательных учреждений по проблемам половозрастной адаптации, направлено в органы управления образованием субъектов РФ, педагогические вузы, институты повышения квалификации работников образования, центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям. Министру общего и профессионального образования Российской Федерации А. Н. Тихонову подготовлена и направлена 30.06.98 аналитическая записка (№15/241–6) о состоянии дел в проекте за подписью Е.Е.Чепурных, заместителя Министра, национального координатора проекта, с основным выводом о необходимости продолжить работу научных коллективов, специалистов по разработке научно-методических основ полового воспитания в рамках проекта «Половое воспитание российских школьников».

В мае Н.В.Данилов, заместитель директора Московского Бюро ЮНЕСКО, и И.И.Соковня-Семенова, разработчик программ и пособий по гигиеническому и нравственному воспитанию, выступили в телевизионной программе канала ТНТ по проблемам полового воспитания подростков. В июне члены рабочей группы И.В.Данилов, Д.В.Колесов, Т.Д.Пестич, В.С.Собкин приняли участие в работе круглого стола «Половое воспитание: за и против» в «Учительской газете». В ноябре Д.В.Колесов стал участником передачи «Суд идет» (канал НТВ), посвященной вопросам планирования семьи.

Таким образом, работу по организации информационной поддержки проекта, предусмотренную в блоке 4 рабочего плана, на данном этапе нельзя назвать удовлетворительной. В этом году Министерство взяло своего рода «тайм-аут» в этом вопросе, однако в целом оно прекрасно осознает особую «значимость информационно-разъяснительной работы для данного проекта.

Хотя изменения в российском руководстве проектом, породившие некоторую организационную неопределенность, а также временная приостановка работ по проекту непосредственно в пилотных регионах и школах не могли не сказаться на выполнении мероприятий, связанных с мониторингом и оценкой результатов деятельности (блок 5). Тем не менее, основные пункты рабочего плана по данному блоку все же были выполнены.

В целом по проекту оказались невыполненными следующие важные мероприятия: проведение обучающих семинаров для учителей и медицинских работников образовательных учреждений, подготовка к изданию и издание комплекта учебно-методических пособии для 7-х классов пилотных школ проекта; подготовка предложений по организации информационной поддержки проекта; подготовка и издание информационного бюллетеня; разработка содержания и тиражирование письма родителям, представление письма в пилотные школы; разработка и издание информационного буклета о проекте; подготовка и проведение расширенного заседания Координационного комитета.

В большинстве своем вышеперечисленные мероприятия в той или иной мере имеют выход на пилотные регионы и школы. Однако, как уже отмечалось ранее, российским руководством проекта было признано нецелесообразным на данном этапе развития проекта проводить работу непосредственно в пилотных регионах и школах или же с участием их представителей. Таким образом, изменение тактики осуществления проекта в 1998 г. сказалось на выполнении ряда пунктов рабочего плана.

И все же оценивая итоги реализации проекта в 1998 г. в целом, нельзя не остановиться на нескольких моментах, которые имеют принципиальное значение для развития проекта и для определения его дальнейших перспектив. Так в разработке факультатива/спецкурса по вопросам полового воспитания завершен очень важный этап: создан первый из трех запланированных комплектов учебно-методических пособий (7 класс). Кроме того значительных результатов удалось достичь в разработке стратегии интеграции тематики полового воспитания в предметы базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Подготовка проекта итогового доклада «Интеграция тематики полового воспитания в предметы базисного учебного плана (5–9 классы): реальные и потенциальные возможности», содержащего большое количество практических рекомендаций и конкретных предложений экспертов, также знаменует собой завершение начального этапа в реализации стратегии интеграции. Практически завершена разработка проекта модели внешкольной работы по организации полового воспитания обучающихся, следующий этап — определение форм и методов работы по половому воспитанию обучающихся во внеурочное время. В аналитическом докладе «Российский подросток 90-х:  движение в зону риска» дается объективная картина тех негативных тенденций в обществе, которые характеризуют половое поведение подростков, обосновывается необходимость полового воспитания обучающихся как средства противостоять росту этих тенденций, необходимость формирования у них знаний в области половых отношений, соответствующих их возрасту.

Таким образом, основные положительные результаты работы по проекту в 1998 г., о которых говорилось выше, должны иметь свое продолжение, нацелены в будущее.

Коментарии ЮНЕСКО:

План, разработанный и утвержденный российской стороной, безусловно, был реалистичен и выполним. Главной причиной осложнений, возникающих с его выполнением, следует, безусловно, признать дважды за год менявшийся состав руководства Министерства и возникшая и середине сентября полная неясность вопроса о руководстве проекта в Министерстве.

Тем не менее, перспектива будет зависеть, прежде всего, от политического решения Министерства и воли его руководства продолжать проект в соответствии с утвержденной им логикой. Главным вопросом является решение о начале работы в пилотных регионах или поиске альтернативного решения. Эти вопросы требуют срочного решения.

Учитывая общественно сложную обстановку вокруг проекта, тот факт, что аппарат Министерства большую часть года находится в режиме перестройки, сокращения штата и т.д., в целом, работу по проекту можно оценить как успешную.

Решение принципиальных вопросов позволило бы активизировать работу и обеспечить завершение проекта к концу 20 года.

Дальнейшее обострение положения в России с распространением ЗППП, рост числа HIV/AIDS, высокий процент числа родов у несовершеннолетних, соответственно, высокий уровень абортов, в том числе социальных, требуют настойчивой работы по доведению проекта до конца. Оптимизм вызывает то, что за это высказываются в беседах и Президент РАО академик Никандров Н.Д.  и даже Патриарх Алексий II.

Тем не менее, без срочной выработки стратегии информационной поддержки проекта работа по нему будет, вряд ли завершена. Требуется коренной пересмотр позиции Министерства по этому вопросу.

Комментарии НИГЗ:

Как и в предыдущий период, в 1998 г. проект в целом развивался не в полном соответствии с рабочим планом — ни на 1-ое полугодие 1998 г. (утвержден в январе 1998 г.), ни на 2-ое полугодие (утвержден в июле 1998 г.). Это отставание в реализации проекта объясняется по-прежнему существующей серьезной политической оппозицией по отношению к проекту.

В 1998 г. связь между участниками проекта была улучшена. Однако все еще ощущается необходимость в более детальной информации, чтобы понять все факторы, вызывающие отставание проекта. НИГЗ не смог в полной мере поддержать российских партнеров и ЮНЕСКО в преодолении возникавших трудностей.

В. Оценка выполнения проекта — достигнутые результаты

1.1 Разработан проект стратегии интеграции тематики полового воспитании в предметы, базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации;

Реальный срок выполнения март/апрель 1998 г.

Срок выполнения по рабочему плану — март 1998 г

1.2 

а) Разработка проекта стратегии интеграции тематики полового воспитания в предметы базисного учебного плана началась в ходе одноименного семинара (март 1998 г., 5 дней), которым руководил г-н А.Х.Джухадар, региональный советник Фонда народонаселения ООН по вопросам информации, образования и коммуникации. Затем работа по созданию проекта стратегии была продолжена группой экспертов по вопросам интеграции, созданной в рамках проекта. Проект стратегии был обсужден на рабочем заседании экспертов и доработан с учетом замечаний и предложений, высказанных в ходе обсуждения.

В проекте стратегии интеграции сформулированы основные цели и задачи полового воспитания, определены его объем и содержание, предусматривающее не только усвоение определенных знаний, но и формирование навыков и ценностных ориентации обучающихся. Кроме того, в нем представлены главные составляющие процесса интеграции, сформулированы ключевые принципы организации полового (воспитания, а также затронуты вопросы информационно-разъяснительной работы, мониторинга и оценки результатов интеграции).

После доработки проект стратегии интеграции был переведен на английский язык и направлен для информации всем членам рабочей группы проекта, представителям Фонда народонаселения ООН, Исполнительного агентства, голландским экспертам, а также в Комитет образования г. Москвы и в Департамент по образованию администрации Московской области.

б) Оценка результата — удовлетворительная, т.к.  разработка проекта стратегии интеграции тематики полового воспитания в предметы базисного учебного плана положила начало новому направлению в реализации проекта. Кроме того, разработка этого документа позволяет представить весь процесс интеграции в целом, а также последовательность конкретных шагов, которые необходимо предпринять для достижения конечного результата.

2.1 Разработана понятийная матрица по тематике полового воспитания школьников

Срок выполнения по рабочему плану — май 1998 г.

Реальный срок выполнения — май 1998 г.

2.2

а) Понятийная матрица по тематике полового воспитания школьников явилась результатом работы 2-ого семинара в рамках данного направления проекта, который состоялся 20–22 мая в Минобразования России при активном участии г-на А.-Х.Джухадара. регионального советника Фонда народонаселения ООН. Она была разработана с учетом национально-культурных традиции, особенностей сегодняшней ситуации в обществе, реальных потребностей подростков.

Понятийная матрица представляет собой тот минимум знаний, навыков и ценностей, которым должен владеть подросток, завершающий обучение в основной школе. Она состоит из 4 тематических блоков: Анатомо-физиологические аспекты полового развития человека; Социально-психологические аспекты взросления; Социальные (гендерные) роли; Профилактика заболеваний, передаваемых половым путем, включая ВИЧ/СПИД. Каждый блок включает в себя несколько тем/разделов (до восьми), которые в свою очередь делятся на пункты и подпункты. Особое внимание при разработке матрицы уделено вопросам морали и нравственности, межличностным отношениям и семейным ценностям, а также вопросам профилактики ЗППП, в т.ч.  ВИЧ/СПИДа.

б) Оценка результата — удовлетворительная, т.к.  является базовым документом при оценке реальных и потенциальных возможностей интеграции тематики полового в предметы базисного учебного плана.

3.1 Проведена экспертиза учебных программ учебников и пособий по биологии. основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), истории и предметам обществоведческого цикла литературе для 5–9 классов с целью анализа содержание в них тематики полового воспитания и подготовлен отчет о результатах экспертизы по каждой дисциплине.

Срок выполнения по рабочему плану — май-июнь 1998

Реальный срок выполнения — август/сентябрь 1998 г.

3.2 

а) Десять российских специалистов были обучены методике проведении экспертизы учебных программ, учебников и пособий в ходе обучающего семинара (26–29 мая 1998 г.). Обучение методике проводил г-н Л.-Х.Джухадар, региональный советник Фонда народонаселения ООН.

Специалисты для проведения экспертизы — представители Минобразования России и институтов РАО — подобраны с учетом не только их квалификации и знания учебных предметов, признанных пригодными для интеграции тематики полового воспитания, но и с учетом рекомендации г-на Джухадара после проведения с ними индивидуальных собеседовании. Были сформированы четыре группы экспертов по интеграции в соответствии с количеством предметов-носителей интеграции, которыми являются биология, основы безопасности жизнедеятельности, история и дисциплины обществоведческого цикла, а также литература. В состав групп по основным предметам интеграции (биология, ОБЖ) вошло по 3 специалиста, в состав групп по вспомогательным — по 2 специалиста. В составе каждой группы был представитель Минобразования России (специалисты Управления общего среднего образования).

Экспертизе, подверглось в общей сложности свыше 50 учебников и учебных пособий по биологии, ОБЖ, истории и дисциплинам обществоведческого цикла, а также литературе, рекомендованных Минобразования России для 5–9 классов.

Экспертиза проводилась на основе понятийной матрицы по тематике полового воспитания. Цель экспертизы — определить, насколько цели и задачи конкретного предмета, признанного пригодными для интеграции данной тематики, соответствует целям и задачам полового воспитания, в какой мере указанная тематика вписывается в данный предмет, а также насколько она представлена в существующих на сегодняшний день учебниках по указанным предметам для 5–9 классов и в какой форме. Сведения по вопросам полового воспитания, представленные в учебниках, оценивались по трем параметрам: знания, навыки, ценности. Кроме того, информация в учебниках оценивалась с точки зрения формы ее подачи: прямая — косвенная.

Экспертиза проводилась по определенной технологии с использованием принятой системы символов и в соответствии с требованиями, разработанными Фондом народонаселения ООН.

Результатом проведенной экспертизы стали отчеты групп экспертов по каждой дисциплине, в которых дана оценка содержания современных учебников с точки зрения наличия в них тематики полового воспитания и конкретные предложения по корректировке имеющейся информации, представленные в таблице. Кроме того, в отчет по результатам экспертизы входят 2 статистические таблицы, а также рекомендации по введению новой информации.

Результаты экспертизы показали, что более 80% тематики, содержащейся в понятийной матрице по половому воспитанию школьников, в той или иной степени нашло отражение в учебниках по биологии, ОБЖ, истории и дисциплинам обществоведческого цикла, литературе для 5–9 классов. Значительная часть информации по вопросам полового воспитания, содержащейся в учебниках, признана экспертами достаточно полной. Однако по некоторым вопросам она нуждается в усилении, уточнении, переформулировке. Экспертами были высказаны конкретные рекомендации о характере изменении. Кроме того, экспертиза показала, что некоторые важные сведения по данной тематике либо вовсе отсутствуют в учебниках, либо даны крайне неудовлетворительно. Так в современных учебниках практически отсутствует определение репродуктивного здоровья, понятие о психологической помощи и поддержке, о способах выражения сочувствия и поддержки по отношению к людям, инфицированным ВИЧ/СПИДом. а также информация ряде ЗППП (хламидиоз, трихомоноз, генитальный герпес). Остались без внимания проблемы и трудности, возникающие у подростков в период взросления, поиски их решения и др. Ощущается явная нехватка практической информации о том, где можно получить помощь, консультацию и т.д.

б) Оценка результата — удовлетворительная, т.к.  экспертиза учебников, проведенная с использованием хорошо разработанной системы объективных параметров и критериев оценки, убедительно показала, что интеграция тематики полового воспитания в учебники основной школы представляет собой естественный, логичный процесс, который не разрушает предмет-носитель, а порой даже обогащает его.

4.1 Подготовлен проект итогового доклада по интеграции тематики полового воспитания в предметы базисного учебного плана (5–9 классы)

Срок выполнения по рабочему плану- ноябрь 1998 г.

Реальный срок выполнения — 27 ноября l998 г.

4.2

а) Итоговый доклад «Интеграция тематики полового воспитания в предметы базисного учебного плана (5–9 классы): реальные и потенциальные возможности» знаменует собой завершение подготовительного этапа интеграции тематики полового воспитания в общеобразовательные предметы и отражает не только современное состояние, но дальнейшие перспективы интеграции тематики полового воспитания в учебные программы и учебники по ряду предметов основной школы. В настоящее время подготовлен проект итогового доклада. Его доработку планируется завершить в течение месяца.

Основным элементом итогового доклада является сводная таблица, которая наглядно иллюстрирует распределение учебного материала по тематике полового воспитания в современных учебниках и пособиях по 4 предметам Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ, а также содержит в себе предложения по введению новой информации и ссылки на факультатив/спецкурс, в рамках которого рекомендуется рассматривать некоторые вопросы полового воспитания.

Итоговый доклад представляет собой весьма объемный документ, состоящий из введения, в котором определены цели и задачи полового воспитания и дано краткое описание всех этапов работы, 4 разделов по каждому предмету, в каждый из которых входит сводная таблица по конкретному предмету-носителю интеграции, сводной таблицы по всем предметам с предварительными комментариями, а также раздел, в котором определены дальнейшие шаги по осуществлению интеграции тематики подового воспитания в предметы базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации (практические рекомендации). Важнейшая информация, в том числе по экспертизе учебников, содержится и в многочисленных приложениях к итоговому докладу.

б) Оценка результата — удовлетворительная, т.к.  проведенная работа в рамках данного направления проекта позволяет объективно оценить реальные и потенциальные возможности интеграции тематики полового воспитания в предметы базисного учебного плана общеобразовательных учреждении Российской Федерации.

5.1 Разработан проект комплекта учебно-методических пособий для факультатива/спецкурса по половому воспитанию «Быть вместе: пол и здоровье» (7 класс), в т.ч.  пособие для обучающихся, пособие для учителя брошюра для родителей, а также пособие для медицинских работников образовательных учреждений (для всего курса).

Срок выполнения по рабочему плану — июнь 1998 г.

Реальный срок выполнения — июнь/сентябрь 1996 г.

5.2

а) Группой учебно-методического обеспечения проекта (Д. В. Колесов академик РАО, доктор мед.наук; Б.Ю.Шапиро, кандидат психол.наук; Л.В.Ерофеева, врач акушер-гинеколог, специалист по вопросам планирования-семьи) подготовлены и представлены в Минобразование России проекты следующих учебно-методических пособий для факультативного курса по вопросам полового воспитания «Быть вместе: пол и здоровье»: пособие для обучающихся, 7 класс (51 с.); пособие для учителя, часть I (88 с.); брошюра для родителей (50 с.); пособие для медицинских работников образовательных учреждений (80 стр.).

Рукописи первых трех пособий были направлены для рассмотрения и экспертного заключения в Минздрав России, Б.Т. Лихачеву, действительному члену РАО, академику РАО, доктору пед. наук, и членам рабочей группы проекта и в целом получили положительную оценку рецензентов. Среди очевидных достоинств всех трех пособий были отмечены их научность, тактичность, разумность и осторожность в подаче материала, соответствие принципам и традициям отечественной педагогики в сфере полового воспитания. В то же время было предложено снабдить пособия глоссарием, разъясняющим приводящиеся в текстах основные научные термины, а также ввести в пособие для учителя те или иные формы проверки уровня знаний школьников, а в пособие для обучающихся — вопросы на закрепление.

Пособие для медицинских работников также получило ряд положительных отзывов рецензентов (профессор Блошанский Ю.М., главный акушер-гинеколог г. Москвы, доктор мед.наук; профессор Богданова Е.А., Научный центр акушерства, гинекологии и перинаталогии РАМН и др.). однако в отзыве Минздрава России содержится ряд принципиальных замечаний.

Комплект учебно-методических пособий был обсужден на заседании рабочей группы проекта 4 ноября 1998 г. В ходе обсуждения авторам пособий был высказан целый ряд важных замечаний и конструктивных предложений, которые необходимо учесть при доработке пособий. В частности, разработчикам первых трех пособий Б.Ю. Шапиро и Д.В.  Колесову было высказано пожелание при их доработке избегать прямых повторов и дублирования текста, сделать пособия более адресными/ при изложении материала в большей степени учитывать особенности той аудитории, для которой они предназначены, обратить особое внимание на форму подачи материала. Было предложено включить в пособие для родителей практические рекомендации по проведению бесед со своими по конкретным темам, существенно увеличить объем методических рекомендаций о пособии, для учителя, избегать морализаторства и снисходительного тона в пособии для обучающихся.

Что касается пособия для медицинских работников, то его автору было предложено значительно сократить объем пособия, прежде всего за счет тех разделов, в которых излишне подробно рассказывается о службе планирования семьи, привести его текст в соответствие с современным этапом развития проекта, более подробно остановиться на методике работы врачей и медицинских сестер по половому воспитанию в общеобразовательных учреждениях.

б) Оценка результата — комплект пособии находится на доработке (см.выше, стр.8).

Комментарий НИГЗ: В сентябре 1998 г. НИГЗ получил комплект учебно-методических пособии для 7 класса на русском языке (около 150 стр.). В связи с этим следует принять соответствующие решения по бюджету, для того чтобы сделать перевод этих текстов на английский язык. Это необходимо НИГЗ для оценки качества подготовленных материалов и их предполагаемой эффективности.

6.1 Разработаны программа и содержание обучающих семинаров для учителей и медицинских работников пилотных образовательных учреждений

Срок выполнения по рабочему плану — сентябрь 1998 г.

Реальный срок выполнения — сентябрь 1998 г.

6.2

а) Программа и содержание обучающих семинаров для учителей и медицинских работников пилотных образовательных учреждений были разработаны в ходе рабочей встречи российских (Б.Ю. Шапиро. Л. В. Ерофеева) и голландских (Й. Рейндерс, Д. Браскен) экспертов проекта, которая состоялась 25–29 сентября с.г.

В ходе рабочей встречи были определены цели и задачи обучающих семинаров, среди которых, в частности, обсуждение проблем сексуальности подростков (сексуальное поведение, гендерные роли и т.д.); создание доверительной атмосферы и строгое соблюдение принципа конфиденциальности на занятиях по факультативу; установки и ценности участников семинара; обсуждение учебного плана курса «Быть вместе: пол и здоровье» и комплекта учебно-методических пособий для 7 класса (содержание и цели); обсуждение и отбор интерактивных методов обучения; работа с индивидуальными проблемами обучающихся; сотрудничество учителей и медицинских работников; сотрудничество учителей и медиков с родителями, образование родителей; поддержка учителей и медицинских работников со стороны школьной администрации и др.

Особое внимание эксперты уделили конкретным методикам преподавания вопросов полового воспитания, выбор которых был обусловлен содержанием учебно-методических пособий.

Существенный вклад в разработку программы и содержания обучающих семинаров внесли голландские эксперты.

Результатом рабочей встречи российских и голландских экспертов стали детально разработанные программа и содержание обучающих семинаров для учителей и медицинских работников пилотных образовательных учреждений.

б) Оценка результата — удовлетворительная.

Комментарии НИГЗ:

В сентябре 1998 г. российскими и голландскими экспертами проекта была успешно разработана программа обучающих семинаров для учителей и медицинских работников школ. И хотя программа готова, до обучающих семинаров необходимо провести консультации по учебно-методическим пособиям, разработанным для 7 класса, а также их апробацию.

В настоящее время проведение обучающих семинаров зависит от решения Министерства образования России. Однако до сих пор Министерство не предоставило условий, необходимых для проведения этой программы до конца 1998 г.

7.1 Проведен анализ социологических исследований по вопросам полового воспитания, по итогам подготовлен и издан аналитический доклад «Российский подросток 90-х: движение в зону риска».

Срок выполнения по рабочему плану — май-октябрь 1998 г.

Реальный срок выполнения - июнь-декабрь 1998 г.

7.2

а) Подготовка аналитического доклада на основе анализа проведенных социологических исследований в области полового воспитания была поручена Собкину B.C., директору Центра социологии образования РАО, члену-корреспонденту РАО, доктору психологических наук. Все необходимые материалы, в т.ч.  результаты социологических исследований, проведенных как в рамках данного проекта, так и другими российскими и международными организациями, а также подборка статей из периодических изданий о проекте были предоставлены Московским Бюро ЮНЕСКО и исполнительной дирекцией проекта.

Проект аналитического доклада был подготовлен в июне с.г.  и разослан основным исполнителям проекта, в т.ч.  в Минздрав России, для рассмотрения и получения замечаний и предложений, необходимых для его доработки. Однако уже на том этапе представленный материал имел несомненную ценность: проект доклада с сопроводительным письмом направлен Министру общего и профессионального образования Российской Федерации Тихонову А.Н., его материалы использованы в ходе проведения семинаров и круглого стола «Половое воспитание: за и против», состоявшегося 22.06.98.  в «Учительской газете».

Содержащийся в докладе анализ проведенных социологических исследований в области полового воспитания показал объективную картину тех негативных тенденций в обществе, которые характеризуют половое поведение подростков, роль среды, семьи и СМИ в формировании моделей их полового поведения, а также необходимость формирования знаний обучающихся в сфере половых отношений, соответствующих их возрасту.

В дальнейшем проект аналитического доклада был доработан с учетом замечаний и предложений рецензентов. В частности, во введении дан анализ прессы, посвященной проблеме полового воспитания вообще и данному проекту в частности.

В ноябре с.г.  был подготовлен оригинал-макет аналитического доклада, который в соответствии с условиями контракта согласован с Минобразования России и Московским Бюро ЮНЕСКО.

б) Оценка результата — удовлетворительная. В настоящий момент аналитический доклад находится в типографии. Издание (тираж 10 экземпляров) планируется завершить в середине декабря.

Аналитический доклад предполагается активно использовать в информационно-разъяснительной работе по проекту.

Кроме того, были проведены следующие мероприятия по проекту:

Проведено 5 семинаров для российских экспертов в рамках направления слизанного с разработкой стратегии интеграции тематики полового воспитания в предметы базисного учебного плана общеобразовательных учреждении Российской Федерации.

16–20 марта состоялся семинар по разработке проекта стратегии интеграции тематики полового воспитания в предметы базисного учебного плана, в котором приняли участие 21 человек. Участниками семинара явились специалисты Минобразования России, сотрудники Института возрастной физиологии РАО, Института общего образования Минобразования России, Академии повышения квалификации работников образования, Московского государственного педагогического университета. В работе семинара в качестве эксперта принял участие Б.Ю.Шапиро, руководитель группы учебно-методического обеспечения проекта, кандидат психологических наук. На семинаре выступили И. В.Данилов, заместитель директора Московского Бюро ЮНЕСКО, Д.А.Сюнякова, национальный эксперт Представительства ПРООН в РФ, ответственная за программы и проекты ЮНФПА в России.

В ходе семинара были определены объем и содержание полового воспитания в соответствии с концепцией РАО и с учетом результатов социологических исследований, а также программы факультатива «Быть вместе: пол и здоровье», разработанной Б.Ю. Шапиро, выявлены предметы (основные и вспомогательные) и уровни обучения, пригодные для интеграции тематики полового воспитания. Кроме того, были обсуждены вопросы подготовки преподавательских кадров, разработки учебно-методических материалов, мониторинга и оценки эффективности интегрированного курса, а также информационно-разъяснительной работы в поддержку полового воспитания обучающихся.

Результатом работы семинара явился проект стратегии интеграции тематики полового воспитания в предметы базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации.

В мае (20–22 и 25–29)  1998 г.  состоялись два семинара по вопросам интеграции тематики полового воспитания в предметы базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ: семинар по разработке понятийной матрицы по тематике полового воспитания школьников и обучающий семинар по проведению экспертизы содержания учебных программ и учебных пособий с целью анализа содержания в них тематики полового воспитания. Во вводном части семинара приняли участие 30 человек, в т.ч.  руководители и специалисты Минобразования России, представители институтов РАО, Минздрава РФ, Комитета образования г. Москвы, Департамента по образованию администрации Московской области, Российской ассоциации «Планирование семьи». На семинаре выступили Д.С.  Шилов, начальник Управления реабилитационной работы и специального образования Минобразования России; М.Р.  Леонтьева, начальник Управления общего среднего образования Минобразования России; Л.В.  Гаврилова, заместитель начальника Управления охраны здоровья матери и ребенка Минздрава России, кандидат мед.наук; И.И.  Гребешева, генеральный директор Российской ассоциации «Планирование семьи», кандидат мед. наук; В.С.  Собкин, директор Центра социологии образования РАО, член-корреспондент РАО, доктор психол. наук; О.К.Лосева, старший научный сотрудник Центрального научно-исследовательского кожно-венерологического института Минздрава России, доктор мед. наук; Т.А.  Цехмистренко, ученый секретарь Института возрастной физиологии РАО, кандидат биол.наук и др.

В ходе обучающего семинара 10 российских специалистов прошли обучение методике проведения экспертизы учебных пособий.

С 5 по 9 октября 1998 г.  проведен семинар по оценке результатов экспертизы содержании учебных программ и учебных пособий по биологии, ОБЖ, литературе, истории и дисциплинам обществоведческого курса для 5–9 классов, на котором руководители групп экспертов по каждому предмету представили отчет о результатах экспертизы, а также письменные рекомендации по введению новой информации в учебники.

Работа экспертов была продолжена в рамках семинара по введению тематики полового воспитания в предметы базисного учебного плана: распределение по классам (5–9)  и предметам (биология, ОБЖ, история и дисциплины обществоведческого цикла, литература), который состоялся 12–16 октября.

В ходе данного семинара были согласованы предложения по введению новой информации по каждому предмету, после чего составлена сводная таблица по всем предметам-носителям интеграции, в которой нашли отражение как сведения по данным вопросам, которые уже представлены в существующих ныне учебниках, так и информация, которую необходимо ввести с тем, чтобы тематика по половому воспитанию, предусмотренная понятийной матрицей, была полностью представлена в учебниках и учебных пособиях для 5–9 классов.

Значительный вклад в работу всех пяти семинара внес г-н А.-Х. Джухадар, региональный советник ЮНФПА по вопросам информации, образования и коммуникации.

Проведено 3 заседание рабочей группы по текущим вопросам реализации проекта

Первое заседание рабочей группы проекта состоялось 17 февраля в связи с возобновлением проекта, второе — 17 апреля в связи с рассмотрением вопросов о ходе реализации проекта и с отчетом членов рабочей группы о текущей деятельности по проекту, третье — 4 ноября в связи с обсуждением проекта комплекта учебно-методических пособий для 7 класса.

Кроме указанных заседаний были проведены рабочие совещания по отдельным направлениям проекта. В частности, состоялось 2 не предусмотренных рабочим планом совещания группы экспертов по интеграции тематики полового воспитания в связи с обсуждением проекта стратегии интеграции тематики полового воспитания в предметы базисного учебного плана и итогового документа по данному направлению.

Изучен региональный опыт полового воспитания в ходе визита исполнительного директора в пилотные школы С.-Петербурга

В соответствии с рабочим планом 31 марта — 3 апреля т.г.  исполнительным директором проекта были посещены образовательные учреждения в г. Санкт-Петербурге с целью изучения регионального опыта работы по половому воспитанию и оказания методической помощи. В ходе командировки состоялись рабочие встречи с руководством Комитета по образованию С.-Петербурга, местным координатором проекта, директором ректором, методистами и учителями пилотной школы № 86, сотрудниками кафедры сексологии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования, директором медико-педагогического центра по социально-психологической адаптации и подготовке подростков к семейной жизни. Участники рабочих встреч были проинформированы о текущей работе по проекту, им были предоставлены информационно-аналитические материалы по вопросам полового воспитания. Кроме того, исполнительный директор проекта приняла участие во Всероссийской научно-практической конференции «Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития ребенка» и выступила с докладом.

По результатам командировки можно сделать вывод о том, что в С.-Петербурге ведется работа и накоплен положительный опыт по организации полового воспитания молодежи. Отчет о командировке в С.-Петербург представлен в Московское Бюро ЮНЕСКО 10.04.98,  с ним были ознакомлены члены рабочей группы проекта.

Г. Оценка выполнения проекта — цели

Общая оценка сегодняшнего этапа развития проекта с точки зрения достижения ближайших целей — сделано меньше, чем запланировано. Вместе с тем осуществлен ряд незапланированных, но позитивных мероприятий.

Для повышения эффективности проекта необходимо:

— пересмотреть проектный документ (содержательную часть + бюджет), приведя его в соответствие с современным этапом развития проекта;
— организовать хорошо продуманную и хорошо финансируемую кампанию в СМИ по разъяснению целей и задач проекта;
— расширить координацию деятельности по проекту с деятельностью других международных и национальных организаций, связанной с вопросами здоровья матери и ребенка, валеологии, превентивного образования, профилактики СПИДа и др.;

— в целях повышения эффективности разъяснительной работы по проекту обеспечить возможность участия членов рабочей группы в региональных семинарах и конференциях по проблемам полового воспитания;
оборудовать современный офис проекта с системой коммуникации, обеспечивающей надежную и постоянную связь с исполнителями и участниками проекта.