Некоммерческое партнерство

 Родительский Комитет


Top.Mail.Ru

Myweb.ru, каталог сайтов

Каталог Православное Христианство.Ру

Православие и современность. Информационно-
аналитический
портал
Саратовской епархии Русской Православной Церкви

Новости

Общероссийское общественное движение «Всероссийское родительское собрание» распространило а также Открытое обращение против Законопроекта в области образования, связанного с ликвидацией существующего стандарта образования.

Что учить в школе?

Новости образования


ЕГЭ в 2005 году:

Кратких анализ негативных тенденций в системе образования и роль гражданских организаций по их преодолению

Тезисы выступления Павловой Л.О.  — зам.председателя Центрального Совета Общероссийского общественного Движения «Всероссийское родительское собрание, члена правления Некоммерческого партнерства в защиту семьи, детства, личности и охраны здоровья «Родительский комитет» на Круглом столе: «Роль гражданских организаций в решении проблем образования» в рамках Межрегиональной конференции «Образование и гражданское общество», проводимой 25.11.2006 г. Общественной палатой Российской Федерации.

Представленные тезисы сделаны на основе выступлений и предложений, родителей и представителей общественных организаций, прозвучавших на Всероссийском родительском Форуме, состоявшемся 10–11 ноября 2006 г. в Екатеринбурге и наказах, данных родителями вновь созданному Общероссийскому общественному Движению (ООД) «Всероссийское родительское собрание» объединившему родителей из более половины регионов России.

Около 15 лет происходит реформирование нашей системы образования. Началось оно с принятием в 1992 г. нового Закона РФ «Об образовании» и продолжается по настоящее время. Ожидания родителей, направленные на улучшения качества образования, содружество школы и родителей в деле воспитания детей не оправдались. Проводимая реформа вызывает все большее недовольство в обществе. Причин этому несколько.

Главное — это низкое качество образования: низкокачественные, не отражающие последних научных достижений учебники, перегруженность учебного процесса второстепенными предметами, отсутствие в значительной части программ принципа преемственности знаний, что снижает уровень их усвояемости учениками; вымывание из школы нормальной физической подготовки учеников и замена их предметами по здоровому образу жизни.

Нарастает недовольство родителей платными услугами в сфере образования. Школьное образование для многих уже стало платным, то есть снизился уровень социальной защищенности граждан и дискредитируется конституционное право огромных слоев населения на бесплатное образование. Репетиторство из высших учебных заведений после введения Единого государственного экзамена (ЕГЭ) переместилось в школы и родители вынуждены платить теперь учителям.

Многолетний опыт школы по воспитанию нравственных и гражданских качеств у детей и молодежи фактически утрачен. Воспитательные функции в результате образовательной реформы сведены к внедрению предметов и программ по здоровому образу жизни, в том числе программ полового просвещения, сводящихся к «безопасному сексу«. Утратился просветительский характер российского образования. Вместе с тем, в обществом все более выражается востребованность традиционного духовно-нравственного воспитания детей, которую старается не замечать наша система образования. Многие центры дополнительного образования, при участии которых школы осуществляют воспитательную деятельность, работают по программам, которые дискредитируют семейные ценности, не учитывают религиозных и исторических традиций народов, что вызывает протест и недовольство родителей. Многие профилактические программы, взятые на вооружение центрами дополнительного образования, рассчитаны на маргинальные слои населения, однако внедряются среди нормальных учеников и в итоге не только не выполняют задач профилактики вредных привычек, наркотиков, но, наоборот, пропагандируют их.

Увеличивается противостояние сторон образовательного процесса, хотя родители и учащиеся наравне с учителями в силу закона являются участниками образовательного процесса. С одной стороны школа обоснованно сетует на низкую активность родителей, с другой стороны, родители отторгаются от школы. Школа зачастую не хочет работать открыто и часто игнорирует права родителей. Родители не ставятся в известность о том, по каким программам будут обучаться их дети, их мнение не учитывается при выборе учебников, родители не участвуют в деятельности школы, не решают ключевые вопросы жизни школы. Во многих школах под видом мер безопасности школьников родители вообще не допускаются в школу и могут попасть на прием к учителю или директору по предварительной договоренности в строго определенный расписанием день. Обычной практикой участия родителей стал сбор денег на школьные расходы. В таких условиях вряд ли можно говорить о содружестве школы и родителей и их равноправии.

Около 10 лет Министерством образования и науки РФ проводится планомерная политика заполнения образовательного поля идеями гуманизма, происходит размывание исторических и религиозных начал общественной жизни, в образовательных учреждениях внедряется половое воспитании по западным программам, содержащим пропаганду безопасного секса и контрацептивов. Фактически через внедрение ЕГЭ и подгонку нового поколения учебников под тесты произошла содержательная замена учебников, что ухудшило их. Образовательные программы в значительной степени утратили принцип преемственности знаний, нарушают основополагающие принципы педагогики и не отвечают задачам усвоения учащимися программ. Все это ухудшило уровень знаний школьников, создает у них исключительно потребительское отношение к образованию, отрицательно влияет на здоровье детей, снижает их потенциальные возможности. Само образование стало по существу инструментом по внедрению западных ценностей потребления. Воспитательный школьный компонент сводится в основной своей части к «здоровому образу жизни», в значительной степени содержащему пропаганду «безопасного секса» и реализуется как через базовые программы, так в системе дополнительного образования.

На сегодняшний момент родителей и общественность настораживает инициатива Министерства образования и науки РФ, направленная на внесения изменений в закон «Об образовании«, связанный с отменой федеральных и региональных стандартов. Об этом заявил в октябре 2006 г в правительственной «Российской газете» зам. Министра РФ, курирующий вопросы государственной политики в системе образования, г-н Калина. В настоящее время во многих регионах именно в рамках регионального компонента государственного стандарта введено преподавание «Основы православной культуры» Именно этот предмет стал в настоящее время альтернативой бездуховности воспитательного процесса и восполняет знания учеников по истории родной культуры. Данная альтернатива почему-то не устраивает министерство образования. Внесение изменений в Закон РФ »Об образовании» в части изменения федерального компонента и исключения из образовательного стандарта регионального компонента происходит без обсуждения общественности, родителей, без открытого конкурса, предусмотренного законом. Общество не имеет гарантий того, что предложения Министерства образования не повлекут за собой новых негативных тенденций и ухудшения образования.

Много возражений и несогласия вызывает деятельность Минобразования и науки РФ, направленная на утверждение идеи обязательного введения ЕГЭ, которую предполагается с 2008 года ввести на всей территории России. Так на протяжении нескольких лет ведется активная общественная и думская дискуссия о недостатках образовательной реформы, недопустимости обязательного введения ЕГЭ. Неоднократно многими учеными и общественными деятелями отмечалось, что ЕГЭ по существу являясь одной из форм проверки знаний, превратилась в рычаг, с помощью которого уже изменены ( в худшую стороны) образовательные программы, написаны новые учебники, под предлогом того, что старые не отвечают задачам тестирования по ЕГЭ. Повсеместное введение и узаконивание ЕГЭ поставит российское образование в сложную ситуацию, способствующую резкому ухудшению качества образования, когда будет трубно что-то исправить.

В системе образования уже отработана и действует система полового просвещения российских школьников, осуществляемая без согласия и вопреки мнению родителей, чем нарушается право родителей на преимущественное воспитание своих детей. Широкий протест родителей и общества вызвал осуществленный Министерством образования и науки РФ в 1996–2000 г.г.. без участия и согласия родителей школьников совместно с «Юнеско» проект «Половое воспитание Российских школьников», переименованный в 1998 г. в »Здоровый образ жизни российских школьников«. Сутью проекта явилось издание нового поколения учебников по базовым предметам с »элементами полового воспитания» и внедрение дополнительных предметов, таких как «ОБЖ», «Граждановедение», ряд валеологических предметов или программ под общей темой «здоровый образ жизни», способствующих изменению традиционных ценностных ориентаций учащихся, обучающих «безопасному сексу«.

России грозит новый этап официального насильственного полового просвещения детей уже по линии здравоохранения в рамках сотрудничества с системой образования. Ожидается внесение Министерством здравоохранения и социального развития РФ на голосование в Государственную Думу РФ предложения по ратификации Социальной хартии Совета Европы. В числе других пунктов вносится на ратификацию пункт 2 статьи 11, предусматривающий принятие государством мер, направленных на «предоставление услуг консультационного и просветительского характера, направленных на укрепление здоровья и здорового образа жизни и на развитие чувства личной ответственности за свое здоровье«. Анализ деятельности государств, входящий в Европейское сообщество, включивших в свои обязательства данный пункт, и ратифицировавших указанный пункт Европейской Социальной хартии, Рекомендации Совета Европы показывают, что государства в своих ежегодных докладах отчитываются перед Советом Европы о выполнении данного пункта Хартии конкретными мерами по половому просвещению граждан, в том числе в системе образования в рамках учебного процесса.

Ряд общественных организаций в этом году направил в Общественную палату Открытое Обращение против ратификации п.2 ст.11 Европейской Социальной Хартии. Обращение было направлено Аппаратом Общественной палаты в Министерство здравоохранения и социального обеспечения, которое ответило, что опасения общественности, что ратификация данной статьи не повлечет изменения законодательства России не обоснованны. Позиция Министерства Здравоохранения и социального обеспечения, полученный ответ, не устраивают общественность и родителей. Очевидно, что насильственное половое просвещение противоречит преимущественному праву родителей на воспитание своих детей, нарушает свободу вероисповедания народов России, то есть противоречит конституционным принципам и гражданским правам населения РФ исторической традиции и менталитету народ России.

Родители и общественные организации надеются, что Общественная палата выскажется по данному вопросу и выступит в поддержку родителей и общественности, против насильственного полового просвещения в школе.

В ы в о д ы:

1. Программа модернизации российского образования не соответствует в полной мере задаче воспитания человека и гражданина, не содержит в себе элементы духовно-нравственного образования и воспитания, не отражает задачи просветительской функции, присущей традиционному российскому образованию, поэтому не отвечает требованиям качественного образования.

2. В настоящий момент не созданы эффективные механизмы по взаимодействию государства и общества, не решены вопросы участия общественности в решении наиболее важных проблем, обязательность и форма учета общественного мнения при выработке и принятии государственных программ и наиболее важных для населения законодательных актов.

3. Существующие гражданские институты пока еще не способны активно и плодотворно решать вопросы, ставящие перед ними обществом.

П р е д л о ж е н и я:

1. Признать необходимым проведение общественной экспертизы: Программы модернизации российского образования и предложений Министерства образования и науки РФ по внесению изменений в Закон РФ «Об образовании» в части изменения государственных стандартов и обязательного введения ЕГЭ.

2. Обратиться к Президенту и Правительству с просьбой о приостановлении до получения результатов общественной экспертизы реализации проектов в части внесения изменений в Закон РФ «Об образовании», касающихся изменения государственного стандарта и исключения из него регионального компонента, обязательного введения ЕГЭ

3. Просить Президента и Правительство рассмотреть вопрос о создании при Президенте Общественного Совета по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей и молодежи, которому поручить общественную экспертизу вышеуказанной программы и проектов.

4. Рекомендовать заинтересованным министерствам и ведомствам, Общественной палате РФ и общественным организациям подготовить предложения по внесению в государственную программу модернизации образования элементов духовно-нравственного, патриотического воспитания российских школьников, основанного на исторической традиции, не противоречащих менталитету и религиозным установкам общества.

5.  Поддержать Открытое Обращение общественных организаций по недопущению ратификации п.2 ст.11 Европейской Социальной Хартии, втягивающей Россию в ведение обязательного полового просвещения в школе.