Интервью министра образования А.Фурсенко радиостанции «Эхо Москвы»
30 декабря 2006 г. министр образования А.ФУРСЕНКО дал интервью радиостанции «Эхо Москвы» в котором высказался по вопросам финансирования школы, сроках обязательного введения ЕГЭ, выразил свое мнение по вопросам содержания образования, в том числе соотношения веры и научных фактов, подготовки школьных учителей, обеспечения школ Интернетом и другим вопросам.
Интервью А. Фурсенко приводятся далее в сокращении по материалам сайта Министерства образования и науки.
Вопрос: «Каким образом Ваше заявление о сокращении мест для подготовки педагогов в вузах согласуется с национальным проектом мотивации резкого всплеска рождаемости? Родившимся детям образование будет требоваться или нет?»
А. ФУРСЕНКО — Сложный очень вопрос такой. Я сказал, что сокращаться будут бюджетные места по тем специальностям, по которым они не востребованы Это не значит, что во всех вузах, которые готовят педагогов, будет сокращение бюджетных мест… проведен анализ нашей информации, менее 50%, в некоторых особо продвинутых вузах — менее 10 процентов выпускников педвузов идет работать педагогами. Они идут работать кем угодно, они работать менеджерами, секретарями, официантами, но не учителями. Я думаю, что правильнее было бы, чтобы они получали специальность именно по тому направлению, по которому они собираются идти работать.
А.ФУРСЕНКО —
Вопрос: «Планируется ли индексация заработной платы в наступающем году и на сколько процентов?
А.ФУРСЕНКО — Что касается повышения зарплаты, мы сейчас, с Нового года, в рамках нацпроекта начинаем новое направление — это переход на новую систему оплаты труда. Когда система оплаты труда будет оторвана от единой тарифной сетки, и когда существенная часть зарплаты должна будет выплачиваться в рамках стимулирующих надбавок по решению не только, ну, как бы, административной вертикали — … а с учетом мнения управляющих советов школ, с учетом мнения родителей. Я думаю, что это направление правильное, должна быть обратная связь, и сразу мы все на эту систему не перейдем, но я думаю, что в будущем году, как минимум, 20 регионов, которые окажутся победителями в этом, вот, конкурсе по комплексной стандартизации системы образования, они на это перейдут
Вопрос: Почему результаты ЕГЭ не могут быть засчитаны при поступлении в Серпуховский военный институт?
А.ФУРСЕНКО — С 2009 года я надеюсь, что этот закон (ЕГЭ) будет обязательным. Что касается военных училищ, там есть некоторые ограничения, связанные с вопросами гостайны, связанные с вопросами образования, здоровья, но по проверке знания ЕГЭ там тоже будет приниматься.
Здоровье — вещь индивидуальная
А.ФУРСЕНКО — Но школа, она сегодня
Вопрос: рабочий Александр из Саратова считает, что весь проект направлен на дальнейшее расслоение общества, что улучшение образования надо начинать не с лучших, а с худших школ, где учатся дети… подавляющее большинство детей. «Неужели непонятно, — пишет он, — что среднее образование — это не спорт, где побеждает сильнейший?
А.ФУРСЕНКО — тема имеет право на обсуждение достаточно серьезное.
Вопрос: Почему?
А.ФУРСЕНКО — Не для того, чтобы, знаете, как говорится, деньги к деньгам, а для того, чтобы действительно обозначить на практике, что надо сделать в системе образования в целом. Что должно меняться. Ведь мы даем не потому, что они богаты. Мы даем потому, что они предлагают новые программы, новые подходы. Они предлагают — эти школы, эти учителя — предлагают способы, как лучше учить наших детей.
Вопрос: сколько школ уже подключено бесплатно (к Интернету)?
А.ФУРСЕНКО — 23 тысячи из 54 тысяч. Но у нас есть стопроцентная уверенность, что до конца следующего года, как и было обещано, все школы России будут включены в Интернет. Это конечно, выравнивает шансы, потому что дети получают доступ, вообще, к мировой культуре, к мировым знаниям.
Вопрос: Какое влияние министерство образования имеет на национальные школы в России, я имею в виду, татарские, башкирские и т.д.?«
А.ФУРСЕНКО — Ну, такое же, как и на любые другие школы. Мы вырабатываем федеральный стандарт, и этот общефедеральный стандарт — учебники, которые реализуют его, утверждаются на уровне министерства. Что же касается регионального стандарта, то это остается на уровне регионов. И опять же, это касается не только национальных школ, но и так называемых русских школ.
Вопрос: — А контроль?
А.ФУРСЕНКО — А контроль реализуем, опять же, служба федеральная. Но сейчас введен новый законопроект, когда часть контрольных функций делегируется в регионы.
Вопрос: О содержании учебников. Может быть, оттолкнуться от, так называемого, «обезьяньего процесса», который сейчас идет в Петербурге?
А.ФУРСЕНКО — Знакомить детей с… с самыми разными идеями, основанными на фактах. Не на вере, а на фактах. Вообще, теория Дарвина — это не теория происхождения человека.
Вопрос: Как это примирить?
А.ФУРСЕНКО — Я выступаю за вариативность, считаю, что в новых стандартах
А.ФУРСЕНКО — Вот Вы начали вопрос по поводу учебников с того, что не знают, кто такой Жуков, не знают, кто такой Ленин. Вот это что, в учебниках об этом не написано? Я не знаю таких учебников. За последний год проведено было качественное изменение подходов к подготовки… к экспертизе учебников. И в результате почти половина учебников не получила гриф «согласовано» или «одобрено министерством образования и науки». Поэтому я хочу сказать, что работа по изменению, по новому подходу к экспертизе учебников, по новому подходу к созданию учебников, она ведется и очень активно.
Вопрос: Скажите мне, пожалуйста, Вы когда-нибудь сами преподавали?
А.ФУРСЕНКО — Очень немного. Читал спецкурс.
Вопрос: Люди, которые Вам помогают в области подготовки образовательных стандартов, особенно уровневого образования, недостаточно компетентны, и Вы мало привлекаете конкретных работников вузов к работе над новыми образовательными стандартами. Потому что люди, которые должны преподавать, должны и готовить новые методические обеспечения. На мой взгляд, это отражает определенную некомпетентность Вашу в области высшего образования, и надо Вам
А.ФУРСЕНКО — Александр Дмитриевич, я хотел спросить, Вы когда-нибудь рожали? Ну, я в ответ спросить… Ну почему? Так сказать, вообще, рожать детей, помогать. Я просто хочу сказать, что это вопрос некорректный. Теперь что касается подготовки стандартов. Естественно, что я стандарты сам не вырабатываю. Значит, кто у нас занимается вопросами стандартов в инженерном образовании? Это… возглавляет эту работу Игорь Борисович Федоров — ректор университета имени Баумана. Кто занимается разработкой стандарта в области филологии? Людмила Алексеевна Вербицкая. Это ректор Санкт-Петербургского университета. Более того, я могу сказать, что мы договорились с советом союза ректоров, что пока на совете союза ректоров не будут обсуждены те предложения, которые выработаны …эти стандарты даже на нашу коллегию, на коллегию министерства, вынесены не будут.
А.ФУРСЕНКО — Что касается ссылки на то, что если человек напрямую
Вопрос: Вот, отдаете себе отчет об ответственности всех министров, депутатов Госдумы за принятие закона об альтернативных учреждениях. Ведь мы, согласно этому закону, можем впоследствии школы превратить и в игровые автоматы, в бары. Вы знаете, в случае банкротства и т.д. Ведь это очень серьезно, это ответственность перед последующими поколениями Ваша непосредственно. Будьте добры!
А.ФУРСЕНКО — Видимо, речь идет об автономных учреждениях.
A.ВЕНЕДИКТОВ — Ну, в связи с этим вопрос из Уфы у меня от Максима: «Хотелось бы знать у министра, имеет ли право ректор вуза размещать в единственном здании вуза автосалон? Уфа». Это к вопросу о барах, казино и автосалонах, я бы добавил.
Вопрос: Пока складывается впечатление, что Вы стремитесь представлять нынешнюю власть в науке и образовании, а не науку и образование во власти. Спасибо! Я правильно понимаю?
А.ФУРСЕНКО — Ну, по своей должности я представляю власть…я представитель исполнительной власти по определению. А с точки зрения задачи, которая, наверное, передо мной стоит, я должен быть в некотором смысле, интерфейсом между наукой и образованием с одной стороны, и властью исполнительной и отчасти законодательной, с другой. И сделать так, чтобы задачи, которые ставятся обществом перед властью, были должным образом спроектированы и переданы, так сказать, таким важным общественным институтом… общественно-значимым институтом, как образование и наука.
Вопроc: По нацпроекту некоторым школам выдаются деньги и оборудование на оснащение классов. В нашей школе выдали оборудование на 500 тысяч для физического кабинета. Из них
А.ФУРСЕНКО — Когда мы узнаем, что за старое оборудование, будет проще. Но я могу сказать, что, скажем… ну, электрическая машина или реостат, он как был, так и остался. И мы считаем, что очень важно, что поступало оборудование, которое позволяет, ну, не только, там, с компьютером работать, но которое позволяет, вот, руками
Вопрос: Я помогаю ребенку, математика,
А.ФУРСЕНКО — Ну вот, я уже сказал, что мы попросили нашу Российскую Академию Наук вместе с Академией преподавания посмотреть. Я знаю, что по учебникам математики было довольно много претензий. Часть учебников математики мы лишили грифа «одобрено министерство». Вопрос справедливый и сейчас вообще ставится вопрос о подготовке новых поколений учебников, которые были бы максимально корректно составлены профессионалами, профессионалами, которые понимают в математике и не дадут уронить престиж папы.
A.ВЕНЕДИКТОВ — Последний вопрос Андрею Фурсенко, от меня уже, но не как министру образования и науки, а как сопредседателю правительственной молдово-российской, российско-молдавской комиссии. В другом качестве выступает Андрей Фурсенко, я знаю, что недавно Вы были в Молдове, Андрей, и вели переговоры по упорядочению отношений. Вы даже давали по газу некое интервью. Ну, с газом мы уже разобрались, вчера Куприянов сказал, что Молдова и газ решили. По вину. О чем Вы договорились и как уполномоченный российского правительства, в данном случае?
А.ФУРСЕНКО — Ну, мы договорились о том, что наши соответствующие службы ведут сейчас достаточно активную работу по созданию так называемого одного окна для поставки молдавских вин в Россию. Согласованы требования… ну вот, граждане России, те, кто пьет эти вина, достаточно высокие требования — т.е. те требования удовлетворяют, они поступят в наши магазины. Я думаю, что этот процесс не заставит себя долго ждать.
A.ВЕНЕДИКТОВ — Андрей Фурсенко, министр образования и науки, спасибо, что Вы пришли к нам! Поздравляю Вас с Новым годом!
А.ФУРСЕНКО — С Новым годом! Ну, с Новым годом, «Эхо Москвы», и с Новым годом, всех, кто слушает, и я хочу пожелать в новом году и успехов, и доброжелательности, и доверия друг к другу.
A.ВЕНЕДИКТОВ — Нет, доброжелательности Вы не дождетесь, потому что Вы будете отвечать за каждую неправильную задачку в учебнике. И в общем, это справедливо.
А.ФУРСЕНКО — Друг к другу.
A.ВЕНЕДИКТОВ — А друг к другу — пожалуйста. Андрей Фурсенко был гостем нашего эфира, новости через несколько секунд.