Некоммерческое партнерство

 Родительский Комитет


Top.Mail.Ru

Myweb.ru, каталог сайтов

Каталог Православное Христианство.Ру

Православие и современность. Информационно-
аналитический
портал
Саратовской епархии Русской Православной Церкви

Новости

Общероссийское общественное движение «Всероссийское родительское собрание» распространило а также Открытое обращение против Законопроекта в области образования, связанного с ликвидацией существующего стандарта образования.

Что учить в школе?

Новости образования


ЕГЭ в 2005 году:

Интервью министра образования А.Фурсенко радиостанции «Эхо Москвы»

30 декабря 2006 г. министр образования А.ФУРСЕНКО дал интервью радиостанции «Эхо Москвы» в котором высказался по вопросам финансирования школы, сроках обязательного введения ЕГЭ, выразил свое мнение по вопросам содержания образования, в том числе соотношения веры и научных фактов, подготовки школьных учителей, обеспечения школ Интернетом и другим вопросам.

Интервью А. Фурсенко приводятся далее в сокращении по материалам сайта Министерства образования и науки.

Вопрос: «Каким образом Ваше заявление о сокращении мест для подготовки педагогов в вузах согласуется с национальным проектом мотивации резкого всплеска рождаемости? Родившимся детям образование будет требоваться или нет?»

А. ФУРСЕНКО — Сложный очень вопрос такой. Я сказал, что сокращаться будут бюджетные места по тем специальностям, по которым они не востребованы Это не значит, что во всех вузах, которые готовят педагогов, будет сокращение бюджетных мест… проведен анализ нашей информации, менее 50%, в некоторых особо продвинутых вузах — менее 10 процентов выпускников педвузов идет работать педагогами. Они идут работать кем угодно, они работать менеджерами, секретарями, официантами, но не учителями. Я думаю, что правильнее было бы, чтобы они получали специальность именно по тому направлению, по которому они собираются идти работать.

Вопрос:- А быть может, просто развернуть ситуацию — почему они не идут работать педагогами? Непрестижная работа, маленькая зарплата — может быть, работать над тем, чтобы повышать престиж, увеличивать зарплату?

А.ФУРСЕНКО — Во-первых, у нас сегодня уже среди тех, кто работает в школах, есть скрытая безработица. При этом ссылки на то, что большинство людей, которые работают в школах, — пенсионеры, не правомерна. По нашим подсчетам, сегодня в школах работает 16 процентов учителей — это пенсионеры, люди пенсионного возраста. Вторая вещь заключается в том, что зачастую молодых людей в школах особо никто и не ждет. Продолжается… вот сейчас идет упорядочивание системы оплаты труда, мы переходим на новую систему оплаты труда, когда не надо создавать искусственные ставки для того, чтобы выплатить повышенную зарплату преподавателю. И зарплаты преподавателей повышаются. Я могу сказать, что в образовании за январь-ноябрь средняя зарплата в прошлом году была… чуть не доставала 6 тысяч, по этому году — 7400.Согласитесь, это все-таки тоже заметный рост.

Вопрос: «Планируется ли индексация заработной платы в наступающем году и на сколько процентов?

А.ФУРСЕНКО — Что касается повышения зарплаты, мы сейчас, с Нового года, в рамках нацпроекта начинаем новое направление — это переход на новую систему оплаты труда. Когда система оплаты труда будет оторвана от единой тарифной сетки, и когда существенная часть зарплаты должна будет выплачиваться в рамках стимулирующих надбавок по решению не только, ну, как бы, административной вертикали — … а с учетом мнения управляющих советов школ, с учетом мнения родителей. Я думаю, что это направление правильное, должна быть обратная связь, и сразу мы все на эту систему не перейдем, но я думаю, что в будущем году, как минимум, 20 регионов, которые окажутся победителями в этом, вот, конкурсе по комплексной стандартизации системы образования, они на это перейдут

Вопрос: Почему результаты ЕГЭ не могут быть засчитаны при поступлении в Серпуховский военный институт?

А.ФУРСЕНКО — С 2009 года я надеюсь, что этот закон (ЕГЭ) будет обязательным. Что касается военных училищ, там есть некоторые ограничения, связанные с вопросами гостайны, связанные с вопросами образования, здоровья, но по проверке знания ЕГЭ там тоже будет приниматься.

Здоровье — вещь индивидуальная все-таки.

А.ФУРСЕНКО — Но школа, она сегодня все-таки отслеживает, ну, как бы сказать, интересы большинства. Вообще, сейчас, если философски говорить, очень интересно… Вот мы живем в очень интересном времени. Я думаю, что в течение такого, обозримого будущего — там, ну, нескольких лет — начнет происходить переход от такой, привычной для нас, классно-урочной системы, когда все обучение в школе организовано в рамках классов и тогда все жестко привязано к тому, когда каждый класс начинает, к более индивидуализированной системе. Но этот вопрос философский, может быть, для него специально надо поговорить. В этом варианте, когда будут индивидуальные траектории для ребят, наверное, кто-то сможет выбрать начало учебы, ну, более позднее.

Вопрос: рабочий Александр из Саратова считает, что весь проект направлен на дальнейшее расслоение общества, что улучшение образования надо начинать не с лучших, а с худших школ, где учатся дети… подавляющее большинство детей. «Неужели непонятно, — пишет он, — что среднее образование — это не спорт, где побеждает сильнейший?

А.ФУРСЕНКО — тема имеет право на обсуждение достаточно серьезное. Во-первых, никто не отменял поддержку и увеличение среднего уровня. Поддержка… 2006 год, в каком-то смысле, был рекордным. Бюджет образования, консолидированный бюджет, вот из всех видов — из муниципального, регионального, федерального уровня — перевалил триллионов,…в основном эти деньги как раз идут на подтягивание тех, кто, ну, находится в наиболее сложной ситуации. Но одновременно мы должны делать ставку на лидеров. Почему?

Вопрос: Почему?

А.ФУРСЕНКО — Не для того, чтобы, знаете, как говорится, деньги к деньгам, а для того, чтобы действительно обозначить на практике, что надо сделать в системе образования в целом. Что должно меняться. Ведь мы даем не потому, что они богаты. Мы даем потому, что они предлагают новые программы, новые подходы. Они предлагают — эти школы, эти учителя — предлагают способы, как лучше учить наших детей. Все-таки главный человек в школе — это ученик, ради него все делается. И тех, кто предлагает наилучшее решение, мы поддерживаем для того, чтобы они имели возможность, став лидерами, вытащить, поддержать остальных. Поэтому это вопрос, я бы сказал, даже не тактики, а стратегии. Без лидеров мы не сумеем поднять общий уровень. При этом достаточно большое внимание — я повторяю — просто об этом меньше, может быть, говорят, но очень большое внимание уделяется всем… ну, например, классное руководство, поддержка классному руководству пошла на всех, это самая большая статья расхода национального проекта «Образование».

Вопрос: сколько школ уже подключено бесплатно (к Интернету)?

А.ФУРСЕНКО — 23 тысячи из 54 тысяч. Но у нас есть стопроцентная уверенность, что до конца следующего года, как и было обещано, все школы России будут включены в Интернет. Это конечно, выравнивает шансы, потому что дети получают доступ, вообще, к мировой культуре, к мировым знаниям.

Вопрос: Какое влияние министерство образования имеет на национальные школы в России, я имею в виду, татарские, башкирские и т.д.?«

А.ФУРСЕНКО — Ну, такое же, как и на любые другие школы. Мы вырабатываем федеральный стандарт, и этот общефедеральный стандарт — учебники, которые реализуют его, утверждаются на уровне министерства. Что же касается регионального стандарта, то это остается на уровне регионов. И опять же, это касается не только национальных школ, но и так называемых русских школ.

Вопрос: — А контроль?

А.ФУРСЕНКО — А контроль реализуем, опять же, служба федеральная. Но сейчас введен новый законопроект, когда часть контрольных функций делегируется в регионы.

Вопрос: О содержании учебников. Может быть, оттолкнуться от, так называемого, «обезьяньего процесса», который сейчас идет в Петербурге?

А.ФУРСЕНКО — Знакомить детей с… с самыми разными идеями, основанными на фактах. Не на вере, а на фактах. Вообще, теория Дарвина — это не теория происхождения человека. Все-таки эти вещи надо немножко разделять. Но теория Дарвина — это теория эволюции, которая показывала, каким образом эволюционировали живые организмы… есть факты, которые не укладываются в эту теорию. Есть факты, которые сегодня вообще, с точки зрения, ну, существующих представлений, плохо могут быть объяснены. Школьные учебники должны давать современные представления, основанные на фактах, и должны указываться моменты, которые сегодня, с точки зрения имеющихся научных и общечеловеческих представлений трудно объяснимы. При этом неправильно строить курсы, основанные на вере. Это не имеет значения, во что верит человек — в то, что Бог есть, или в то, что Бога нет. Ни то, ни другое, наверное, в таком, ну, утрированном виде, не правильно.

Вопрос: Как это примирить?

А.ФУРСЕНКО — Я выступаю за вариативность, считаю, что в новых стандартах каким-то образом это должно быть учтено, чтоб любые курсы, любые системы обучения базировались в максимальной степени на фактах и на объяснимых и проверяемых вещах.

А.ФУРСЕНКО — Вот Вы начали вопрос по поводу учебников с того, что не знают, кто такой Жуков, не знают, кто такой Ленин. Вот это что, в учебниках об этом не написано? Я не знаю таких учебников. За последний год проведено было качественное изменение подходов к подготовки… к экспертизе учебников. И в результате почти половина учебников не получила гриф «согласовано» или «одобрено министерством образования и науки». Поэтому я хочу сказать, что работа по изменению, по новому подходу к экспертизе учебников, по новому подходу к созданию учебников, она ведется и очень активно.

Вопрос: Скажите мне, пожалуйста, Вы когда-нибудь сами преподавали?

А.ФУРСЕНКО — Очень немного. Читал спецкурс.

Вопрос: Люди, которые Вам помогают в области подготовки образовательных стандартов, особенно уровневого образования, недостаточно компетентны, и Вы мало привлекаете конкретных работников вузов к работе над новыми образовательными стандартами. Потому что люди, которые должны преподавать, должны и готовить новые методические обеспечения. На мой взгляд, это отражает определенную некомпетентность Вашу в области высшего образования, и надо Вам людей-то подбирать.

А.ФУРСЕНКО — Александр Дмитриевич, я хотел спросить, Вы когда-нибудь рожали? Ну, я в ответ спросить… Ну почему? Так сказать, вообще, рожать детей, помогать. Я просто хочу сказать, что это вопрос некорректный. Теперь что касается подготовки стандартов. Естественно, что я стандарты сам не вырабатываю. Значит, кто у нас занимается вопросами стандартов в инженерном образовании? Это… возглавляет эту работу Игорь Борисович Федоров — ректор университета имени Баумана. Кто занимается разработкой стандарта в области филологии? Людмила Алексеевна Вербицкая. Это ректор Санкт-Петербургского университета. Более того, я могу сказать, что мы договорились с советом союза ректоров, что пока на совете союза ректоров не будут обсуждены те предложения, которые выработаны …эти стандарты даже на нашу коллегию, на коллегию министерства, вынесены не будут.

А.ФУРСЕНКО — Что касается ссылки на то, что если человек напрямую что-то не делал, то он не имеет права, значит, вообще к этому касаться, я думаю, что это неверно. Более того, я считаю, что работа нашей высшей школы, значит, зачастую грешила тем, что влияние на нее недостаточно оказывали те, кто оказывается заказчиками по отношению к системе образования. Хотя еще раз могу повторить, согласен с тем, что при выработке методики образования — не того, чему надо учить, а тому, как надо учить — должны привлекаться профессионалы.

Вопрос: Вот, отдаете себе отчет об ответственности всех министров, депутатов Госдумы за принятие закона об альтернативных учреждениях. Ведь мы, согласно этому закону, можем впоследствии школы превратить и в игровые автоматы, в бары. Вы знаете, в случае банкротства и т.д.  Ведь это очень серьезно, это ответственность перед последующими поколениями Ваша непосредственно. Будьте добры!

А.ФУРСЕНКО — Видимо, речь идет об автономных учреждениях. Во-первых, я все-таки верю в людей, которые работают в образовательной сфере. Вы знаете, что в соответствии с законом, сегодня первое — это абсолютно жестко прописана добровольность перехода в новую форму. Вторая вещь,в рамках этого закона исключена возможность перехода в новую форму даже в случае, если происходят… ну, экономическое банкротство — это… приведет к тому, что сменится руководство этим учреждением, но это учреждение не будет переведено, как Вы сказали, в казино, Это в законе. Поэтому я хочу сказать, что у нас существует защита от вот такого типа шагов. Но при этом есть еще одна очень важная вещь. Мы должны — я считаю — мы должны в большей степени доверять людям, которые непосредственно занимаются образованием и давать им возможность больше… давать им больше прав для того, чтобы они реализовывали то, чем они занимаются.

A.ВЕНЕДИКТОВ — Ну, в связи с этим вопрос из Уфы у меня от Максима: «Хотелось бы знать у министра, имеет ли право ректор вуза размещать в единственном здании вуза автосалон? Уфа». Это к вопросу о барах, казино и автосалонах, я бы добавил.

Вопрос: Пока складывается впечатление, что Вы стремитесь представлять нынешнюю власть в науке и образовании, а не науку и образование во власти. Спасибо! Я правильно понимаю?

А.ФУРСЕНКО — Ну, по своей должности я представляю власть…я представитель исполнительной власти по определению. А с точки зрения задачи, которая, наверное, передо мной стоит, я должен быть в некотором смысле, интерфейсом между наукой и образованием с одной стороны, и властью исполнительной и отчасти законодательной, с другой. И сделать так, чтобы задачи, которые ставятся обществом перед властью, были должным образом спроектированы и переданы, так сказать, таким важным общественным институтом… общественно-значимым институтом, как образование и наука.

Вопроc: По нацпроекту некоторым школам выдаются деньги и оборудование на оснащение классов. В нашей школе выдали оборудование на 500 тысяч для физического кабинета. Из них где-то около 450 тысяч — это старое оборудование. Почему при выделении грантов дают много денег на расходные материалы и очень мало на приборы? Почему грантополучатель не имеет права распоряжаться своими деньги, исходя из производственной необходимости?

А.ФУРСЕНКО — Когда мы узнаем, что за старое оборудование, будет проще. Но я могу сказать, что, скажем… ну, электрическая машина или реостат, он как был, так и остался. И мы считаем, что очень важно, что поступало оборудование, которое позволяет, ну, не только, там, с компьютером работать, но которое позволяет, вот, руками что-то чувствовать, собирать. Что касается того, на что могли тратиться эти деньги — были определены статьи расходов. Там и расходные материалы, и оборудование было. Против чего мы возражали — против того, чтобы эти деньги тратились на ремонты, на закупку вещей, которые не имеют отношения прямого к учебного процесса. Поскольку мы считаем, что ни одна статья расходов отменена не была — это дополнительные деньги. До того, как начался нацпроект, главные вопросы, главные проблемы, которые ставились учителями, директорами школ — это было отсутствие необходимых реактивов, расходных материалов и оборудования для кабинетов, поэтому именно на эти цели и были направлены дополнительные — я повторяю, дополнительные деньги — выделенные в рамках нацпроекта.

Вопрос: Я помогаю ребенку, математика, 3-й класс… некорректно составлены задачи. Поэтому либо престиж папы упадет в глазах ребенка, либо престиж учебника.

А.ФУРСЕНКО — Ну вот, я уже сказал, что мы попросили нашу Российскую Академию Наук вместе с Академией преподавания посмотреть. Я знаю, что по учебникам математики было довольно много претензий. Часть учебников математики мы лишили грифа «одобрено министерство». Вопрос справедливый и сейчас вообще ставится вопрос о подготовке новых поколений учебников, которые были бы максимально корректно составлены профессионалами, профессионалами, которые понимают в математике и не дадут уронить престиж папы.

A.ВЕНЕДИКТОВ — Последний вопрос Андрею Фурсенко, от меня уже, но не как министру образования и науки, а как сопредседателю правительственной молдово-российской, российско-молдавской комиссии. В другом качестве выступает Андрей Фурсенко, я знаю, что недавно Вы были в Молдове, Андрей, и вели переговоры по упорядочению отношений. Вы даже давали по газу некое интервью. Ну, с газом мы уже разобрались, вчера Куприянов сказал, что Молдова и газ решили. По вину. О чем Вы договорились и как уполномоченный российского правительства, в данном случае?

А.ФУРСЕНКО — Ну, мы договорились о том, что наши соответствующие службы ведут сейчас достаточно активную работу по созданию так называемого одного окна для поставки молдавских вин в Россию. Согласованы требования… ну вот, граждане России, те, кто пьет эти вина, достаточно высокие требования — т.е.  те требования удовлетворяют, они поступят в наши магазины. Я думаю, что этот процесс не заставит себя долго ждать.

A.ВЕНЕДИКТОВ — Андрей Фурсенко, министр образования и науки, спасибо, что Вы пришли к нам! Поздравляю Вас с Новым годом!

А.ФУРСЕНКО — С Новым годом! Ну, с Новым годом, «Эхо Москвы», и с Новым годом, всех, кто слушает, и я хочу пожелать в новом году и успехов, и доброжелательности, и доверия друг к другу.

A.ВЕНЕДИКТОВ — Нет, доброжелательности Вы не дождетесь, потому что Вы будете отвечать за каждую неправильную задачку в учебнике. И в общем, это справедливо.

А.ФУРСЕНКО — Друг к другу.

A.ВЕНЕДИКТОВ — А друг к другу — пожалуйста. Андрей Фурсенко был гостем нашего эфира, новости через несколько секунд.