Краткий отчет по социологическому исследованию о состоянии современного отечественного образования.
Девятнадцатого октября 2005 года на конференции по проблемам современного отечественного образования, организованной общественным движением «Образование — для всех», проходившем в Государственной Думе РФ, было проведено сплошное анкетирование участников конференции, с целью изучения мнения последних о состоянии современного отечественного образования.
Исследование разработано и проведено Центром изучения социальных проблем современного общества при Социологическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова.
В рамках исследование был применен метод сплошного анкетирования (анкета — Приложение №1). Выборка составила 130 респондентов. Тот факт, что участниками конференции являлись депутаты различных политических партий, члены общественных объединений, работники сферы образования из Москвы и регионов России и т.д., позволяет нам говорить об экспертном характере исследования. Кроме того, респондентам предлагалось дополнительно выразить свои соображения по предмету обсуждения в письменной форме, а также свои уточнения при ответе на закрытые вопросы. Анкета (см. Приложение №1) состояла из шести закрытых вопросов (индикаторы по номинальным и порядковым шкалам), связанных с политикой Правительства РФ в отношении образования и эффективности настоящей системы образования в России. На каждый вопрос респондент мог дать только один ответ. Полученные анкеты обрабатывались с помощью инструментов дискрептивной (описательной) статистики. Ниже приводится аналитическая статистика ответов на соответствующие вопросы:
- Какой оценки заслуживает политика Правительства РФ в области образования. Как отличную, политику Правительства РФ в сфере образования не оценил никто (0,0%). На «хорошо» Политику Правительства оценили 3,2% респондентов. Четверть опрошенных (25,5%) оценили политику Правительства, как удовлетворительную. И подавляющее большинство, 71,3% опрошенных, охарактеризовали политику Правительства в сфере образования, как неудовлетворительную.
- Как Вы оцениваете изменения, происходящие в системе отечественного образования. Восемь из десяти человек (80,9%) видят в изменениях системы образования только отрицательные и дисфункциональные результаты. 12,8% опрошенных никак не могут охарактеризовать изменения в системе отечественного образования. И лишь 6,4% респондентов характеризуют происходящие сегодня изменения, как положительные.
- Считаете ли Вы необходимым учитывать мнение родителей при принятии решений, затрагивающих интересы высшей и средней школы. Подавляющая часть аудитории (93,6%) уверены в необходимости учета мнения родителей при принятии решений. 4,3% опрошенных относятся отрицательно к принятию участия родителей в образовательном процессе. 2,1% респондентов не могут оценить полезность участия родителей при принятии решений в высшей и средней школе.
- Реализуются ли права родителей, предусмотренные законом на участие их в управлении образованием. Три четверти опрошенных (75,5%) утверждают, что права родителей на участие в управлении образованием в полной мере не реализуются. 19,1% не готовы ответить на вопрос о реализации прав родителей. Всего лишь 5,3% (т.е. каждый двадцатый) опрошенных считают, что права родителей на участие в управлении образованием реализуются должным образом.
- Как Вы считаете, введение ЕГЭ (единого государственного экзамена)… (далее даны три утверждения, с одним из которых респонденту предложено согласиться). Две трети опрошенных (66,0%) считают, что введение ЕГЭ лишь усугубило существующие в настоящее время проблемы в сфере образования. Немногим менее трети респондентов (29,8%) утверждают, что введение ЕГЭ коренным образом никак не повлияло на ситуацию, складывающуюся в отечественном образовании. Только 4,3% готовы утверждать, что введение ЕГЭ решило ту или иную часть проблем в отечественном образовании, т.е. пошло на пользу.
- Справляется ли образование с главной возложенной на него законом задачей воспитания и обучения нового поколения. Большая часть аудитории (76,6%) считает, что образование со своими формальными функциями на данный момент не справляется. 16,0% опрошенных утверждают, что система отечественного образования работает и функции, возложенные на нее законом, выполняет. На ответ не смогли ответить (ответ «не знаю») 7,4% респондентов.
Итак, по каждому индикатору на определенном ответе доминирует 65% респондентов. Статистическое распределение по каждому ответу можно считать нормальным (в виде «колокола»), однако это говорит лишь о ненормальности складывающейся в России ситуации с образованием (по мнению опрошенных). Сейчас мы хотели бы дать среднестатистический вариант ответов на вопросы условного респондента: «Он считает, что политика Правительства РФ в области образования неудовлетворительно, а сама система образования не выполняет своих функций. Изменения в сфере образование (в т.ч. введение ЕГЭ) не пошли на пользу образованию, идет регресс и рост энтропии в системе. Он уверен, что интересы родителей должны учитываться, но утверждает, что в настоящее время эти законные права на практике не реализуются».
Настораживает также факт, что некоторая часть респондентов (от 5 до 15%) не могут судить по поставленным вопросам. Повторяем, респондентами являлись эксперты из области законодательной и исполнительной власти, а также работники сферы образования, т.е. эксперты. Это может говорить лишь о том, что не все субъекты, относящиеся к сфере образования, имеют полный доступ к информации по ситуации в ней.
В заключение приводятся выдержки из записей респондентов в свободном поле анкеты (курсивом — комментарии к высказываниям):
- Воспитанием (согласно формулировке шестого вопроса), в отличие от образования, вообще не занимаются!!!
- Действия правительства не говорят о заинтересованности в воспитании нравственных, патриотических и государственно-настроенных граждан. Не занимаются личностью.
- (об изменениях) разрушается система нравственного воспитания, направленная на формирование личности.
- (об участии родителей) — в плане изучения гуманитарных предметов — обязательно!
- Родители даже не допускаются в школу (к педагогам)!
Приложение №1
АНКЕТА
Общественное движение «Образование — для всех» исходит из того, что одна из основных причин неудовлетворительного положения в отечественном образовании состоит в том, что в своих решениях и действиях Министерство науки и образования не учитывает мнения широкой родительской общественности. В связи с этим просим Вас ответить на предлагаемые вопросы:
1. Какой оценки заслуживает политика Правительства РФ в области образования:
— отлично
— хорошо
— удовлетворительно
— неудовлетворительно
2. Как Вы оцениваете изменения, происходящие в системе отечественного
образования?
— положительно
— отрицательно
— не знаю
3. Считаете ли Вы необходимым учитывать мнение родителей при принятии
решений, затрагивающих интересы высшей и средней школы?
— Да
— Нет
— Не знаю
4. Реализуются ли права родителей, предусмотренные законом на участие их в
управлении образованием?
— Да
— Нет
— Не знаю
5. Как Вы считаете, введение ЕГЭ (единого государственного экзамена):
а) усугубило проблемы образования,
б) решило проблемы образования,
в) не изменило ситуацию в образовании?
6. Справляется ли образование с главной возложенной на него законом задачей воспитания и обучения нового поколения?
— Да,
— Нет,
— Не знаю
Спасибо за сотрудничество!