Доклад члена правления НП «Родительский комитет» Л.О.Павловой на общественных слушаниях в Государственной думе РФ «Образование глазами родителей»
Наша организация специализируется на анализе семейной, образовательной политики вопросов охраны здоровья, связанных непосредственно с защитой семьи и ребенка; занимается правовой защитой в случаях нарушения законных прав на образование, здравоохранение. Хотелось бы поблагодарить организаторов общественных слушаний, которые, на мой взгляд, служат положительным примером общественного обсуждения наиболее болезненных проблем нашего общества. Я заполняла анкету, которую предложили нам устроители и на все вопросы пришлось дать отрицательный ответ. Нынешняя политика в области образования не решает вопросов образования. Система образования не укрепила, а скорее разрушила многие традиционные ценности, к примеру, качество образования, его доступность. Мнение родителей при наработке реформы не принимается во внимание, не созданы механизмы участия родителей в системе образования. Мы все с вами родители, и хотим воспитать физически и нравственно здорового ребенка, хотим дать ему качественное образование, для того, чтобы он имел широкий кругозор, более широкий выбор профессиональный и мог самореализоваться. Родители являются гарантом соблюдения конституционных прав ребенка на образование. Никто кроме родителей не может должным образом отследить соблюдение этих прав. Именно поэтому права родителей — это правовая гарантия прав ребенка на образование, здравоохранение, воспитание в семье и так далее. Радует, что этот вопрос поднят в Государственной Думе.
Родители являются законным представителем ребенка во всех инстанциях, по всем вопросам в том числе и в школе. Родители имеют право на выбор формы образования, выбор системы обучения, имеют право принимать участие в управлении образовательным учреждением. Что касается защиты законных прав и интересов ребенка, то здесь все более или менее понятно. Конвенция о правах ребенка говорит, что в силу своего физического и нравственного развития ребенок нуждается в защите. В силу закона родитель до 18 лет полностью отвечает за ребенка, отвечает за здоровье, за образование. Но имея обязанности и имея реальную возможность лишиться своих родительских прав, если родитель не будет выполнять своих обязанностей, в школе родители зачастую не имеют реальных гарантий осуществления своих прав. То есть, в Законе об образовании отсутствуют механизмы защиты родительских прав. Наверно, каждый из присутствующих, если он не находится в
Что необходимо прежде всего отметить? Образование — это гарантированное право ребенка на качественное образование. Не просто на доступное образование, а на доступное и качественное образование. Эти понятия между собой непосредственно связаны. Сейчас много говорят о принятии новых стандартов образования. Это хорошо и замечательно, но, к сожалению, вопрос содержания образования уходит из обсуждения чиновников, из общественных слушаний, из Государственной Думы. Поэтому хотелось бы обратить особое внимание на то, что именно содержание образования является тем ключевым моментом, который даст нам возможность иметь нравственно и физически здоровых детей. Ни для кого не секрет, и можно поддержать двумя руками выступление депутата Смолина в его мнении о том, что образование является идеологией. Никуда мы от этого с вами не денемся. К сожалению мы сталкиваемся с тем, что качество образования, наполняемость программ, качество их содержания оставляет желать лучшего. Это и искаженные факты по истории, это и недостаточные знания по русскому языку и литературе. Кроме того, у нас появились новые предметы. Такие, например, как граждановедение, ОБЖ, которые, если вы их откроете, по — существу, претендуют на учебники по нравственности. Мы были просто поражены, когда открывали учебник по ОБЖ, сейчас я не помню автора, где есть целая глава, в которой бывший физкультурник учит детей мужественности через сексуальные упражнения. И это что, охрана здоровья или уроки нравственности? Что за учебники такие? Кем рекомендуются к преподаванию в школе? Нет временно говорить сейчас об учебниках, но вот что удивительно. Когда мы собрали большой материал, касающийся качества образования, то обратили внимание на то, что все методические рекомендации касаются в основном усвояемости материала и практически нет методических документов, по содержанию образования. Ведь все понимают, что усвоить материал можно и в тюрьме. Например, качественно как научиться хорошо и грамотно воровать. Таким образом, основной вопрос в том, чему учат наших детей. В его решении огромную роль играют родители и реализация их прав на участие в образовательном процессе, на участие в управлении образованием. Да, эти права зафиксированы в уставе школы, в Закон об образовании, но вместе с тем, это лишь общее право, не подкрепленное гарантиями. Получается, что родителям приходится с боем брать эти права, снова и снова завоевывать. Кажется очень важным, чтобы депутаты при ознакомлении с законопроектами в области образования обратили внимание на механизм защиты прав родителей, на возможность контролировать родителями качества образования в его части содержания, наполняемости предметов. Это вопрос напрямую связан и с вопросами воспитания. Все еще задачами школ являются не только передача знаний, но и воспитание учащихся. Это она из функций школы. Но в вопросах воспитания родители имеют преимущественное право. Однако, где мы видели, чтобы школа согласовывала вопросы воспитания с родителями. Это только в форме вызова родителя и «накачивания» родителей на предмет неуспеваемости ученика или его плохого поведения. А если в школе читаются лекции непонятного содержания, а если низкое качество содержания образования, которое не совпадает с ценностными ориентациями родителей, что делать? Мы сталкивались с тем, что
Мне хотелось бы коротко коснуться еще одной тематики. Существует нравственная, физическая, информационная безопасность ребенка. Есть внешняя, скрытая опасность. Поэтому важно, чтобы принцип «не навреди» стал приоритетным в учебных заведениях. Информационная безопасность ребенка — это тоже важная вещь. Важно, чтоб в школе не научили тому, чему не надо. Мы сформулировали
Надеюсь, что наши предложения будут приняты и включены в рекомендации.