Некоммерческое партнерство

 Родительский Комитет



Myweb.ru, каталог сайтов

Каталог Православное Христианство.Ру

Православие и современность. Информационно-
аналитический
портал
Саратовской епархии Русской Православной Церкви

Новости

Общероссийское общественное движение «Всероссийское родительское собрание» распространило а также Открытое обращение против Законопроекта в области образования, связанного с ликвидацией существующего стандарта образования.

Что учить в школе?

Новости образования


ЕГЭ в 2005 году:

Доклад члена правления НП «Родительский комитет» Л.О.Павловой на общественных слушаниях в Государственной думе РФ «Образование глазами родителей»

Наша организация специализируется на анализе семейной, образовательной политики вопросов охраны здоровья, связанных непосредственно с защитой семьи и ребенка; занимается правовой защитой в случаях нарушения законных прав на образование, здравоохранение. Хотелось бы поблагодарить организаторов общественных слушаний, которые, на мой взгляд, служат положительным примером общественного обсуждения наиболее болезненных проблем нашего общества. Я заполняла анкету, которую предложили нам устроители и на все вопросы пришлось дать отрицательный ответ. Нынешняя политика в области образования не решает вопросов образования. Система образования не укрепила, а скорее разрушила многие традиционные ценности, к примеру, качество образования, его доступность. Мнение родителей при наработке реформы не принимается во внимание, не созданы механизмы участия родителей в системе образования. Мы все с вами родители, и хотим воспитать физически и нравственно здорового ребенка, хотим дать ему качественное образование, для того, чтобы он имел широкий кругозор, более широкий выбор профессиональный и мог самореализоваться. Родители являются гарантом соблюдения конституционных прав ребенка на образование. Никто кроме родителей не может должным образом отследить соблюдение этих прав. Именно поэтому права родителей — это правовая гарантия прав ребенка на образование, здравоохранение, воспитание в семье и так далее. Радует, что этот вопрос поднят в Государственной Думе.

Родители являются законным представителем ребенка во всех инстанциях, по всем вопросам в том числе и в школе. Родители имеют право на выбор формы образования, выбор системы обучения, имеют право принимать участие в управлении образовательным учреждением. Что касается защиты законных прав и интересов ребенка, то здесь все более или менее понятно. Конвенция о правах ребенка говорит, что в силу своего физического и нравственного развития ребенок нуждается в защите. В силу закона родитель до 18 лет полностью отвечает за ребенка, отвечает за здоровье, за образование. Но имея обязанности и имея реальную возможность лишиться своих родительских прав, если родитель не будет выполнять своих обязанностей, в школе родители зачастую не имеют реальных гарантий осуществления своих прав. То есть, в Законе об образовании отсутствуют механизмы защиты родительских прав. Наверно, каждый из присутствующих, если он не находится в каком-то супер элитной школе месте, где за деньги решается все, а за деньги все не решается, знает, как зависит от школы. Любые деньги и должности не дают родителю возможность чувствовать себя полностью уверенно в школе. Родитель, как правило, пасует и перед учителем и перед директором. А пасует почему, потому что его ребенок является по сути дела заложником этого нашего образования. И если у родителей не сложились нормальные взаимоотношения в школе с педагогическим коллективом, практически ни у одного родителя нет гарантии того, что его ребенок не будет ущемлен. Я не имею в виду обязательно физическое насилие, это в основном психологическое насилие над личностью ребенка: снижение отметок, запугивание и так далее.

Что необходимо прежде всего отметить? Образование — это гарантированное право ребенка на качественное образование. Не просто на доступное образование, а на доступное и качественное образование. Эти понятия между собой непосредственно связаны. Сейчас много говорят о принятии новых стандартов образования. Это хорошо и замечательно, но, к сожалению, вопрос содержания образования уходит из обсуждения чиновников, из общественных слушаний, из Государственной Думы. Поэтому хотелось бы обратить особое внимание на то, что именно содержание образования является тем ключевым моментом, который даст нам возможность иметь нравственно и физически здоровых детей. Ни для кого не секрет, и можно поддержать двумя руками выступление депутата Смолина в его мнении о том, что образование является идеологией. Никуда мы от этого с вами не денемся. К сожалению мы сталкиваемся с тем, что качество образования, наполняемость программ, качество их содержания оставляет желать лучшего. Это и искаженные факты по истории, это и недостаточные знания по русскому языку и литературе. Кроме того, у нас появились новые предметы. Такие, например, как граждановедение, ОБЖ, которые, если вы их откроете, по — существу, претендуют на учебники по нравственности. Мы были просто поражены, когда открывали учебник по ОБЖ, сейчас я не помню автора, где есть целая глава, в которой бывший физкультурник учит детей мужественности через сексуальные упражнения. И это что, охрана здоровья или уроки нравственности? Что за учебники такие? Кем рекомендуются к преподаванию в школе? Нет временно говорить сейчас об учебниках, но вот что удивительно. Когда мы собрали большой материал, касающийся качества образования, то обратили внимание на то, что все методические рекомендации касаются в основном усвояемости материала и практически нет методических документов, по содержанию образования. Ведь все понимают, что усвоить материал можно и в тюрьме. Например, качественно как научиться хорошо и грамотно воровать. Таким образом, основной вопрос в том, чему учат наших детей. В его решении огромную роль играют родители и реализация их прав на участие в образовательном процессе, на участие в управлении образованием. Да, эти права зафиксированы в уставе школы, в Закон об образовании, но вместе с тем, это лишь общее право, не подкрепленное гарантиями. Получается, что родителям приходится с боем брать эти права, снова и снова завоевывать. Кажется очень важным, чтобы депутаты при ознакомлении с законопроектами в области образования обратили внимание на механизм защиты прав родителей, на возможность контролировать родителями качества образования в его части содержания, наполняемости предметов. Это вопрос напрямую связан и с вопросами воспитания. Все еще задачами школ являются не только передача знаний, но и воспитание учащихся. Это она из функций школы. Но в вопросах воспитания родители имеют преимущественное право. Однако, где мы видели, чтобы школа согласовывала вопросы воспитания с родителями. Это только в форме вызова родителя и «накачивания» родителей на предмет неуспеваемости ученика или его плохого поведения. А если в школе читаются лекции непонятного содержания, а если низкое качество содержания образования, которое не совпадает с ценностными ориентациями родителей, что делать? Мы сталкивались с тем, что 11-летних детей запирали в классе и навязывали им методики «ухода в астрал». И это образовательные программы, которые, не взирая на возражение родителей, проводятся школой. На возражения ответ такой: на нравится — уходите. Можно уйти в другую школу в городе Москве, но ограниченное число школ в маленьких городах, селах исключают возможность перевести ребенка в другую школу. В итоге мы имеем нарушение конституционного права ребенка на доступность образования, потому что ребенку навязывают то, против чего возражают родители, а уйти некуда. Один в поле не воин. Именно поэтому НП «Родительский комитет» и образовался тогда, когда родители поняли, что необходимы совместные усилия по защите прав родителей как гарантов конституционных прав на образование их детей.

Мне хотелось бы коротко коснуться еще одной тематики. Существует нравственная, физическая, информационная безопасность ребенка. Есть внешняя, скрытая опасность. Поэтому важно, чтобы принцип «не навреди» стал приоритетным в учебных заведениях. Информационная безопасность ребенка — это тоже важная вещь. Важно, чтоб в школе не научили тому, чему не надо. Мы сформулировали кое-какие наши предложения и я их передала в президиум. Я их перечислю. Нам кажется, что реформы в сфере образования проходят весьма кулуарно и что необходимо какие-то усилия для того, чтобы было общественное обсуждение всех законопроектов, связанных с образованием; чтобы проекты проходили независимые экспертизы, в том числе и на предмет соблюдения конституционных прав ребенка на образование. Все неплохо изложено в концепции модернизации образования до 2010 года, но есть моменты, которые туда не вошли. И мне хотелось бы отметить, что общественно-государственные функции предусматривают наличие какого-то контроля со стороны государства за, по крайней мере, соблюдением конституционного права на образование. Вопрос о создании инспекции в рамках Федеральных агентств, Комитетов по образованию, которые бы могли контролировать деятельность школы с точки зрения соблюдения ею основ государственной политики. Это крайне необходимо, потому что только лицензирование и только аккредитация — это чисто формальные моменты контроля за деятельностью школы со стороны государства, их явно недостаточно.

Надеюсь, что наши предложения будут приняты и включены в рекомендации.