Некоммерческое партнерство

 Родительский Комитет



Myweb.ru, каталог сайтов

Каталог Православное Христианство.Ру

Православие и современность. Информационно-
аналитический
портал
Саратовской епархии Русской Православной Церкви

ЕГЭ

Введение единого госэкзамена усугубило коррупцию в сфере образования.

Родители против ЕГЭ по-прежнему воюют…

«МК» открывает специальную страницу, посвященную обсуждению ЕГЭ.
Переходно-экспериментальный этап единого государственного экзамена завершен. Собрав напоследок могучий урожай «двоек» (по литературе — более 25%, по математике — 23,5%, по русскому языку и информатике — более 11%), страна вступает в новый, штатный режим существования ЕГЭ. Уже 1 января 2009 года он вытеснит обычные выпускные и вступительные экзамены и станет единственной формой проверки итоговых знаний всех школьников и подавляющего большинства абитуриентов. Далее...

О ЕГЭ. Это надо знать.

В результате введения ЕГЭ во Франции гибнет школьное образование

В КС поступил иск о незаконности проведения ЕГЭ

Продолжается дискуссия в прессе и в обществе по поводу ЕГЭ.

Министерство образования вляпалось в историю
Мнение учителя о том, как ЕГЭ влияет на изучение истории.

Советом Федерации РФ одобрены принятые Государственной думой поправки в законодательные акты, предусматривающие повсеместное внедрение единого госэкзамена (ЕГЭ) с 1 января 2009 года в школах и вузах страны.

Поправки не меняют сути закона о ЕГЭ, мнения родителей не учтены.

Бунт против ЕГЭ: ученые и преподаватели считают, что Единый госэкзамен убьет образование в стране.

Вопрос введения ЕГЭ в обязательном порядке - это уже вопрос времени.

Новости из Минобразования
Детальное рассмотрение итогов ЕГЭ предстоит осенью

ЕГЭ останется, но в каком формате, пока непонятно
Интервью с Татьяной Бархатовой, Зам. начальника Управления Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

25 марта 2004 года в Московской Городской Думе прошел Круглый стол «Единый государственный экзамен: за и против»

Выдержки из стенограммы заседания «круглого стола» по теме: «Единый государственный экзамен — »за« и «против»

Доклад директора Центра тестирования Минобразования России Хлебникова В.А.  на Круглом столе «Единый государственный экзамен: за и против» в Мосгордуме

Вносится Правительством Российской Федерации

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»
в части введения единого государственного экзамена

Статья 1

Внести в Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266–1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ)  (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2000, № 30, ст. 3120; 2002, № 26, ст. 2517; 2003, № 2, ст. 163; № 28, ст. 2892; 2004, № 10, ст. 835; № 35, ст. 3607; 2006, № 1, ст. 10) следующие изменения:

1) в подпункте «б» подпункта 5 пункта 1 статьи 13 слово «порядок» заменить словом «правила»;

2) в статье 15:

а) пункт 4 изложить в следующей редакции:

«4. Освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего и всех видов профессионального образования завершается обязательной итоговой аттестацией обучающихся.

В образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, освоение указанных образовательных программ завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией обучающихся.

Государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, проводится в форме единого государственного экзамена. Иные формы государственной (итоговой) аттестации могут быть установлены федеральным государственным органом управления образованием для обучающихся, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, или для обучающихся, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования и имеющих отклонения в развитии.

Единый государственный экзамен представляет собой форму независимой оценки уровня учебных достижений обучающихся с использованием заданий стандартизированной формы (контрольные измерительные материалы), выполнение которых позволяет установить уровень учебных достижений обучающихся по освоению федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Единый государственный экзамен проводится федеральным государственным органом управления образованием совместно с государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации.

Результаты единого государственного экзамена признаются образовательными учреждениями, в которых осваиваются образовательные программы среднего (полного) общего образования, в качестве результатов государственной (итоговой) аттестации, а образовательными учреждениями среднего профессионального и высшего профессионального образования — в качестве результатов вступительных испытаний по соответствующим общеобразовательным предметам.

Лицам, сдававшим единый государственный экзамен (далее — участники единого государственного экзамена), выдается свидетельство о результатах единого государственного экзамена. Форма, срок действия и порядок выдачи указанного свидетельства устанавливаются федеральным государственным органом управления образованием.

Порядок проведения государственной (итоговой) аттестации всех форм определяется федеральным государственным органом управления образованием.«;

б) дополнить пунктом 51 следующего содержания:

«51. Для проведения единого государственного экзамена формируются федеральные базы данных и базы данных субъектов Российской Федерации, в которые вводятся данные об участниках единого государственного экзамена (фамилия, имя, отчество, дата рождения, место рождения, пол, гражданство, адрес места жительства, вид документа, удостоверяющего личность, серия и номер этого документа, наименование или код органа, выдавшего этот документ, дата выдачи указанного документа, наименование образовательного учреждения, реализующего образовательные программы среднего (полного) общего образования, в котором обучался участник единого государственного экзамена, результаты единого государственного экзамена, а также реквизиты свидетельства о результатах единого государственного экзамена).

Формирование и ведение федеральных баз данных и баз данных субъектов Российской Федерации осуществляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Участник единого государственного экзамена имеет право на беспрепятственный доступ к информации о себе, содержащейся в федеральных базах данных и базах данных субъектов Российской Федерации.«;

3) в статье 16:

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения — также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.

Порядок приема граждан в государственные и муниципальные образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, а также особенности проведения вступительных испытаний для граждан с отклонениями в развитии устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Правила приема граждан в образовательные учреждения определяются учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляются в уставе образовательного учреждения.

Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования должны обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на данной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.«;

б) пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3. Прием граждан в государственные образовательные учреждения для получения среднего профессионального образования, в государственные и муниципальные образовательные учреждения для получения высшего профессионального и послевузовского профессионального образования проводится на конкурсной основе по заявлениям граждан. Условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан на образование и обеспечить зачисление граждан, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня.

Конкурс в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования проводится по результатам единого государственного экзамена по общеобразовательным предметам, соответствующим профилю направления подготовки (специальности), на которое осуществляется прием.

При приеме на направления подготовки (специальности), требующие наличия у поступающих определенных творческих, физических способностей и (или) психологических качеств, государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования вправе проводить дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, результаты которых учитываются наряду с результатами единого государственного экзамена при проведении конкурса. Дополнительные вступительные испытания организуются по предметам, по которым не проводится единый государственный экзамен. Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым при приеме могут проводиться дополнительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, утверждается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Образовательным учреждениям высшего профессионального образования может быть предоставлено право проводить дополнительное вступительное испытание профильной направленности при приеме на иные направления подготовки (специальности). Перечень указанных образовательных учреждений и направлений подготовки (специальностей), при приеме на которые проводится дополнительное вступительное испытание профильной направленности, утверждается Правительством Российской Федерации.

Перечень дополнительных испытаний и условия зачисления в государственные образовательные учреждения, поступление в которые связано с зачислением на государственную службу и требует наличия у граждан допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции учредителя.

Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных испытаний в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования и в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования принимаются:

дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица в возрасте до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях;
граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя — инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;
граждане, уволенные с военной службы и поступающие в соответствующие образовательные учреждения на основании рекомендаций командиров воинских частей, участники боевых действий и инвалиды боевых действий.

Преимущественным правом на поступление в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования и в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования пользуются граждане, уволенные с военной службы.

Победители и призеры заключительного этапа всероссийских олимпиад школьников, проводимых в порядке, установленном федеральным государственным органом управления образованием, члены сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам и сформированных в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, принимаются без вступительных испытаний в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования и в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования для обучения по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим профилю олимпиады.«;

4) в статье 27:

а) в пункте 2 слова «прошедшим итоговую аттестацию» заменить словами «прошедшим государственную (итоговую) аттестацию»;

б) пункт 6 изложить в следующей редакции:

«6. Лицам, не завершившим образование данного уровня, не прошедшим государственную (итоговую) аттестацию либо получившим на государственной (итоговой) аттестации неудовлетворительные отметки, выдается справка об обучении в образовательном учреждении установленного образца.

Лица, не прошедшие государственную (итоговую) аттестацию либо получившие на государственной (итоговой) аттестации неудовлетворительные отметки, вправе не ранее чем через год повторно пройти государственную (итоговую) аттестацию.«;

5) статью 28 дополнить подпунктами 111 — 114 следующего содержания:

«111) установление форм и порядка проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, единого государственного экзамена, шкалы оценивания результатов единого государственного экзамена;

112) организация проведения единого государственного экзамена на территории Российской Федерации, в том числе разработка контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена и обеспечение ими государственных экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации, организация и осуществление централизованной проверки экзаменационных работ участников единого государственного экзамена, формирование и ведение федеральных баз данных об участниках единого государственного экзамена и результатах единого государственного экзамена;

113) установление порядка приема в образовательные учреждения;

114) установление перечня и порядка проведения всероссийских олимпиад школьников;«;

6) статью 29 дополнить подпунктом 81 следующего содержания:

«81) обеспечение и проведение государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, в том числе в форме единого государственного экзамена, включая проверку экзаменационных работ участников единого государственного экзамена в части заданий с развернутым ответом, формирование и ведение баз данных об участниках единого государственного экзамена и результатах единого государственного экзамена на территории субъекта Российской Федерации;»;

7) статью 55 дополнить пунктом 61 следующего содержания:

«61. 3а работниками, привлекаемыми по решению уполномоченных органов исполнительной власти к проведению единого государственного экзамена в рабочее время и освобожденными от основной работы на период проведения единого государственного экзамена, сохраняются гарантии, установленные трудовым законодательством Российской Федерации.

Работникам, привлекаемым к проведению единого государственного экзамена, может выплачиваться компенсация за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена. Размеры и порядок выплаты компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации в пределах средств бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение единого государственного экзамена.«.

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 35, ст. 4135; 2002, № 26, ст. 2517; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 1, ст. 10) следующие изменения:

1) в статье 11:

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. Прием в высшие учебные заведения проводится по заявлениям лиц, имеющих среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование, на конкурсной основе по результатам единого государственного экзамена.

Условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан в области образования и обеспечивать зачисление граждан, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательных программ соответствующих уровня и (или) ступени.

При приеме на направления подготовки (специальности), требующие наличия у поступающих определенных творческих, физических способностей и (или) психологических качеств, государственные и муниципальные высшие учебные заведения вправе проводить дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, результаты которых учитываются наряду с результатами единого государственного экзамена при проведении конкурса. Дополнительные вступительные испытания организуются по предметам, по которым не проводится единый государственный экзамен. Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым при приеме в государственные и муниципальные высшие учебные заведения могут проводиться дополнительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, утверждается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Образовательным учреждениям высшего профессионального образования может быть предоставлено право проводить дополнительное вступительное испытание профильной направленности при приеме на иные направления подготовки (специальности). Перечень указанных образовательных учреждений и направлений подготовки (специальностей), при приеме на которые проводится дополнительное вступительное испытание профильной направленности, утверждается Правительством Российской Федерации.

Перечень дополнительных испытаний и условия зачисления в государственные образовательные учреждения, поступление в которые связано с зачислением на государственную службу и требует наличия у граждан допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции учредителя.

Правила приема граждан в высшие учебные заведения в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, определяются учредителем и закрепляются в уставе высшего учебного заведения.

Высшее учебное заведение вправе объявлять прием граждан только при наличии лицензии. Высшее учебное заведение обязано ознакомить абитуриента с указанной лицензией, а также со свидетельством о государственной аккредитации по каждому из направлений подготовки (специальности), дающим право на выдачу документа государственного образца о высшем профессиональном образовании. Об ознакомлении абитуриента со свидетельством о государственной аккредитации по выбранному им направлению подготовки (специальности) или об отсутствии указанного свидетельства в приемные документы вносится запись, которая заверяется личной подписью абитуриента.«;

б) абзацы первый и второй пункта 3 признать утратившими силу;

2) пункт 2 статьи 24 дополнить подпунктами 10 и 11 следующего содержания:

«10) утверждение перечня высших учебных заведений и направлений подготовки (специальностей), при приеме на которые проводится дополнительное вступительное испытание профильной направленности;

11) определение порядка утверждения перечня направлений подготовки (специальностей), при приеме на которые в высшие учебные заведения могут проводиться дополнительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности;«.

Статья 3

1. Настоящий Федеральный закон, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки и порядок вступления в силу, вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Подпункт «б» пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 сентября 2008 года.

В целях обеспечения преемственности при введении единого государственного экзамена устанавливается переходный период со дня официального опубликования настоящего Федерального закона до 1 января 2009 года.

В переходный период единый государственный экзамен проводится в субъектах Российской Федерации по общеобразовательным предметам, перечень которых утверждается федеральным государственным органом управления образованием на основании представления органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования самостоятельно определяют форму вступительных испытаний по тем общеобразовательным предметам, по которым в субъекте Российской Федерации, на территории которого расположено данное образовательное учреждение, единый государственный экзамен не проводится. При этом результаты единого государственного экзамена учитываются в качестве результатов вступительных испытаний по всем общеобразовательным предметам, по которым проводится единый государственный экзамен на территории Российской Федерации.

Президент Российской Федерации