Некоммерческое партнерство

 Родительский Комитет


Top.Mail.Ru

Myweb.ru, каталог сайтов

Каталог Православное Христианство.Ру

Православие и современность. Информационно-
аналитический
портал
Саратовской епархии Русской Православной Церкви

ЕГЭ

Введение единого госэкзамена усугубило коррупцию в сфере образования.

Родители против ЕГЭ по-прежнему воюют…

«МК» открывает специальную страницу, посвященную обсуждению ЕГЭ.
Переходно-экспериментальный этап единого государственного экзамена завершен. Собрав напоследок могучий урожай «двоек» (по литературе — более 25%, по математике — 23,5%, по русскому языку и информатике — более 11%), страна вступает в новый, штатный режим существования ЕГЭ. Уже 1 января 2009 года он вытеснит обычные выпускные и вступительные экзамены и станет единственной формой проверки итоговых знаний всех школьников и подавляющего большинства абитуриентов. Далее...

О ЕГЭ. Это надо знать.

В результате введения ЕГЭ во Франции гибнет школьное образование

В КС поступил иск о незаконности проведения ЕГЭ

Продолжается дискуссия в прессе и в обществе по поводу ЕГЭ.

Министерство образования вляпалось в историю
Мнение учителя о том, как ЕГЭ влияет на изучение истории.

Советом Федерации РФ одобрены принятые Государственной думой поправки в законодательные акты, предусматривающие повсеместное внедрение единого госэкзамена (ЕГЭ) с 1 января 2009 года в школах и вузах страны.

Поправки не меняют сути закона о ЕГЭ, мнения родителей не учтены.

Бунт против ЕГЭ: ученые и преподаватели считают, что Единый госэкзамен убьет образование в стране.

Вопрос введения ЕГЭ в обязательном порядке - это уже вопрос времени.

Новости из Минобразования
Детальное рассмотрение итогов ЕГЭ предстоит осенью

ЕГЭ останется, но в каком формате, пока непонятно
Интервью с Татьяной Бархатовой, Зам. начальника Управления Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

25 марта 2004 года в Московской Городской Думе прошел Круглый стол «Единый государственный экзамен: за и против»

Выдержки из стенограммы заседания «круглого стола» по теме: «Единый государственный экзамен — »за« и «против»

Доклад директора Центра тестирования Минобразования России Хлебникова В.А.  на Круглом столе «Единый государственный экзамен: за и против» в Мосгордуме

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон
«О высшем и послевузовском профессиональном образовании«
(в части введения единого государственного экзамена)

Основная идея законопроекта состоит в установлении новых механизмов и процедур контроля качества образования в части аттестации выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений и конкурсного отбора в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования, обеспечивающих создание равных стартовых возможностей и доступа к среднему и высшему профессиональному образованию различных категорий поступающих, в том числе выпускников школ, проживающих в удаленных местностях, из семей с низким уровнем дохода и т.п.

В настоящее время уровень освоения выпускниками общеобразовательных учреждений образовательной программы среднего (полного) общего образования проверяется дважды: во время государственной (итоговой) аттестации и на вступительных испытаниях в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования (далее — соответственно ссузы и вузы). При этом фиксируются значительные расхождения между различными общеобразовательными учреждениями, ссузами и вузами в отношении требований, предъявляемых к выпускникам и поступающим. Следствием этого является, с одной стороны, выставление одинаковых отметок выпускникам общеобразовательных учреждений с разным уровнем подготовки; с другой — дополнительная платная подготовка с преподавателями выбранного вуза как необходимое условие поступления в него. Кроме того, проведение ссузами и вузами вступительных испытаний требует от лиц, проживающих в местностях, удаленных от мест расположения указанных образовательных учреждений, значительных расходов на приезд и проживание в период поступления. Эти обстоятельства ограничивают возможности выпускников из семей с низким уровнем дохода на поступление в ссузы и вузы, препятствует реализации конституционного принципа общедоступности на конкурсной основе среднего и высшего профессионального образования. На это было обращено внимание в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию.

В целях создания новых механизмов контроля качества образования с 2001 года в России проводится эксперимент по введению единого государственного экзамена. Данный эксперимент, начавшийся на территории 3 субъектов Российской Федерации, в 2005 году охватил 78 субъектов Российской Федерации, 850 тысяч выпускников общеобразовательных учреждений, 1543 вуза и филиалов вузов, а также 1765 ссузов. Анализ результатов эксперимента свидетельствует о том, что единый государственный экзамен является достаточно действенным инструментом оценки качества общего образования и в основном обеспечивает отбор поступающих в ссузы и вузы, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня.

В целом, в масштабах всей страны, по данным ВЦИОМ (на июнь 2005 года), отношение граждан к отмене вступительных испытаний в вузы/ссузы и поступления в данные образовательные учреждения по результатам ЕГЭ — позитивное: 40% опрошенных относятся к ЕГЭ положительно, около 26% — отрицательно. При этом необходимо отметить, что целиком положительные и резко отрицательные оценки ЕГЭ сократились, что свидетельствует об уменьшении поляризации мнений по поводу ЕГЭ.

Интерактивный опрос в Интернете, проведенный в июне 2005 г. среди участников ЕГЭ, показал, что подавляющее число выпускников считает возможным использовать ЕГЭ в качестве формы государственной (итоговой) аттестации.

Кроме того, анализ социальных последствий эксперимента из года в год показывает, что наибольшее количество выпускников, выбирающих государственную (итоговую) аттестацию в форме и по материалам ЕГЭ, проживает в населенных пунктах сельского типа и районных городах

(с населением до 100 тыс. чел.). В 2005 году данная категория участников ЕГЭ составила 56% от общего числа. Это еще раз подтверждает значимость ЕГЭ как инструмента повышения доступности профессионального образования, в том числе для выпускников, проживающих в местностях, удаленных от мест расположения образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования.

Целью разработки данного законопроекта является создание правовых механизмов реализации конституционного принципа общедоступности среднего профессионального и на конкурсной основе высшего профессионального образования посредством введения единого государственного экзамена, обеспечивающего совмещение государственной (итоговой) аттестации выпускников ХI (ХII) классов общеобразовательных учреждений и вступительных испытаний для поступления в государственные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Результаты единого государственного экзамена будут признаваться общеобразовательными учреждениями в качестве результатов государственной (итоговой) аттестации, а ссузами и вузами — в качестве результатов вступительных испытаний по общеобразовательным предметам, соответствующим профилю избранного поступающим направления подготовки (специальности). Границы шкалы результатов единого государственного экзамена в баллах ежегодно будут устанавливаться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

При этом предполагается установить, что выпускники ХI (ХII) классов общеобразовательных учреждений смогут проходить государственную (итоговую) аттестацию по общеобразовательным предметам, изучавшимся в Х-ХI (ХП) классах, в форме единого государственного экзамена для последующего их участия в конкурсном отборе в ссузы и вузы.

Лицам, не прошедшим конкурсный отбор в ссузы и вузы по результатам единого государственного экзамена в год получения ими аттестата о среднем (полном) общем образовании, будет предоставлено право повторной сдачи единого государственного экзамена в последующие годы.

При введении ЕГЭ сохраняется многовариантная модель приема в ссузы и вузы, позволяющая наиболее полным образом реализовать принцип конкурсного отбора при приеме в ссузы и вузы.

Предполагается, что наряду с введением единого государственного экзамена в ссузах и вузах, осуществляющих обучение по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия у студентов определенных творческих, психологических и физических способностей и наклонностей, могут быть наряду с результатами единого государственного экзамена установлены дополнительные требования к приему, в частности, введены творческие вступительные испытания по общеобразовательным предметам, по которым не проводится единый государственный экзамен (имеются в виду группы направлений подготовки (специальностей) культуры и искусства, направления подготовки (специальности) военного образования).

Отдельным вузам, в случае, если в предыдущем году число поступающих, имеющих высокие результаты ЕГЭ по общеобразовательным предметам профильной направленности, превышало количество установленных вузу заданий (контрольных цифр) по приему на обучение на данные направления подготовки (специальности) за счет средств соответствующего бюджета, может быть предоставлено право проведения дополнительного вступительного испытания профессиональной направленности, в том числе по общеобразовательному предмету, по которому проводится единый государственный экзамен. Перечень этих вузов и направлений подготовки (специальностей) будет утверждаться Правительством Российской Федерации.

Кроме того, в целях обеспечения доступа к образованию граждан, проявивших неординарные способности по отдельным предметам, будет расширен круг лиц, имеющих преимущественное право на зачисление в ссузы и вузы по результатам проводимых в установленном порядке всероссийских олимпиад и конкурсов, а также региональных этапов Всероссийской олимпиады школьников (указанные положения вносятся проектом федерального закона № 340916–3 «О внесении изменений в статью 16 Закона Российской Федерации «Об образовании» и статью 11 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»).

Единый государственный экзамен проводится уполномоченным федеральным органом исполнительной власти совместно с государственными органами управления образованием и советами ректоров субъектов Российской Федерации. Для проведения единого государственного экзамена в субъектах Федерации создается государственная экзаменационная комиссия, в состав которой на паритетных началах включаются представители общего и профессионального образования. В целях обеспечения общественного контроля за проведением единого государственного экзамена предусматривается создание института общественных наблюдателей из числа родителей (законных представителей) и иных представителей общественности.

В соответствии с требованиями ст. 11 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации« и в целях соблюдения прав граждан в сфере информационного обмена в законопроекте также нашли отражение вопросы, касающиеся формирования федеральных и региональных баз данных об участниках и результатах единого государственного экзамена.

Предметом правового регулирования законопроекта являются общественные отношения, складывающиеся при проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений, единого государственного экзамена, а также при приеме в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования и в федеральные государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования.

Законопроект направлен на реализацию части 3 статьи 43 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому право на образование, и внесет изменения в два системообразующих закона, регулирующих общественные отношения в сфере образования — Закон Российской Федерации «Об образовании« и Федеральный закон »О высшем и послевузовском профессиональном образовании«.

Действие норм, устанавливаемых законопроектом, будет распространяться на выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений и поступающих в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования и в федеральные государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования, а также на органы и организации, уполномоченные на организацию государственной (итоговой) аттестации, единого государственного экзамена и приема в ссузы и вузы.

В целях обеспечения преемственности перехода к единому государственному экзамену как регулярной процедуре в законопроекте предлагается установить переходные положения, предусматривающие поэтапное введение единого государственного экзамена на всей территории Российской Федерации, которое завершится к 2009 году.

Для реализации положений данного законопроекта необходимо принять подзаконные нормативные правовые акты, устанавливающие порядок проведения единого государственного экзамена, а также государственной (итоговой) аттестации выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений и приема в государственные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования с учетом введения единого государственного экзамена.

Принятие данного законопроекта, устанавливающего введение единого государственного экзамена и уточняющего предметы ведения и полномочия Российской Федерации в этой сфере, позволит:

создать новые механизмы государственного контроля за качеством образования и подготовки выпускников общеобразовательных учреждений и правовые основы системы объективной независимой оценки качества образования;
усовершенствовать механизмы правового регулирования порядка приема в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования и государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений, повысить общедоступность профессионального образования;
ввести дополнительные государственные гарантии реализации конституционного права граждан на равный доступ на конкурсной основе к среднему и высшему профессиональному образованию, в том числе граждан, проживающих в труднодоступных и отдаленных районах, и из семей с небольшим доходом.