«МК» открывает специальную страницу, посвященную обсуждению ЕГЭ
Переходно-экспериментальный этап единого государственного экзамена завершен. Собрав напоследок могучий урожай «двоек» (по литературе — более 25%, по математике — 23,5%, по русскому языку и информатике — более 11%), страна вступает в новый, штатный режим существования ЕГЭ. Уже 1 января 2009 года он вытеснит обычные выпускные и вступительные экзамены и станет единственной формой проверки итоговых знаний всех школьников и подавляющего большинства абитуриентов.
Между тем споры вокруг единого госэкзамена, начавшиеся с его введением 7 лет назад, не затихают. Власти настаивают на преимуществах ЕГЭ, большая часть общества и образовательного сообщества говорит о недостатках. Помочь им услышать друг друга берется «МК». На сайте газеты мы открываем специальную страницу, где смогут высказаться все. Там же будут размещены аналитические материалы и последние новости о ЕГЭ.
Напомним, что изначально ЕГЭ задумывался как независимый и объективный способ проверки знаний выпускников школы. С этой целью устные ответы на экзаменах заменили на письменные тесты, а их проверку передали от «родных» учителей компьютерам и пришлым комиссиям.
Одновременно результаты ЕГЭ стали играть роль вступительных экзаменов. А потому отцы-основатели возложили на него еще две важных миссии — понижения экзаменационного стресса и борьбы с вузовской коррупцией. Главным же плюсом, по их словам, стало повышение доступности высшего образования. Введение ЕГЭ позволило жителям отдаленных мест поступать в любые вузы страны, не покидая дома и не тратясь на дорогу — отправь лишь свидетельство по почте и спокойно жди зачисления, подчеркивают они.
Оппоненты восприняли предлагаемые новшества
С коррупцией ЕГЭ также не покончил. Она, как показали скандалы последних лет, лишь переместилась из вуза в школу, а заодно и в региональные органы власти. Чтобы обуздать ее, Рособрнадзору пришлось снабдить каждого одиннадцатиклассника индивидуальными заданиями по всем предметам. Но решив таким образом проблему утечки материалов ЕГЭ, власти тут же породили другую: создание 1 млн экзаменационных билетов, по мнению педагогов, не могло не сказаться на их качестве.
Острейшей проблемой ЕГЭ стала система пересчета баллов из
Шалости с баллами, оборачивающиеся неожиданным непоступлением в выбранный вуз, крайне раздражают общество. По словам выпускницы московской гимназии № 1533 2008 года Ольги Комисаровой, «шкала пересчета совершенно непрозрачна. Мы не понимаем, почему нам ставят те или иные оценки, и многие недовольны». Недавно отмены ЕГЭ потребовали несколько тысяч выпускников Кемерово.
Любовь Глебова, Глава Рособрнадзора
Картина результатов ЕГЭ 2008 года не плохая и не хорошая. Она — такая, как есть, и благодаря ей мы перестанем жить в иллюзии. К осени мы полностью разберемся в ситуации и примем управленческие решения.
Олег Смолин, Зампредседателя комитета по образованию Государственной Думы
Власти до сих пор не представили обществу доказательств, что «плюсы» ЕГЭ перевешивают его «минусы». Главный вопрос — что делать с «двойками». Уже в 2009 году их получит до половины выпускников школы, и они имеют все шансы выйти из школы не с аттестатом, а с волчьим билетом. Это будет национальная катастрофа, и мы быстро к ней движемся.
Татьяна Клячко, Директор Центра экономики непрерывного образования
ЕГЭ — хороший управленческий инструмент. Надо только уметь им воспользоваться. В частности он позволит оценить, как реформировать сеть школ, и в том числе — стоит ли их укрупнять; на основании ЕГЭ можно понять, где завышаются оценки, и выявить проблемные школы и регионы. Проблемы ЕГЭ в том, что выявленных аутсайдеров, будь то плохие школы или учителя, нет возможности заменить, репетиторское лобби, а также отсутствие понимания, что делать с теми, кто получил «двойку».
Ольга Комисарова, выпускница 2008 года московской гимназии № 1533
Большую проблему представляет шкала пересчета ЕГЭ из
Павел Широков, 55 лет, Москва
Я внимательно ознакомился с реальными вариантами экзамена 2008 года по трем, наиболее близким мне предметам: физике, информатике и математике. Впечатления таковы: чтобы сдать эти экзамены на
Олейников А.Х., -, -
В целом отношусь к ЕГЭ положительно. Но хочу выссказать свое мнение по процедуре проведения экзаменов. Удивляет в правилах проведения ЕГЭ невозможность пересдать школьникам «двойку» или другую оценку. Первые в жизни экзамены, которые во многом определяют дальнейшую судьбу школьника, не дают право на ошибку. Плохо себя чувствовал, переволновался и вся твоя дальнейшая жизнь по сути дела искалечена. Бескопромистность таких экзаменов (точнее беспощадность) заставляет думать, что устроители таких экзаменов решили доказать всем, что в школе просто плохо учат. А вот и статискика показывает это. Но почему тогда студенту ВУЗа, которые уже имеют и опыт прохождения таких экзаменов, и психологически более подготовлены к нему (это же не
Надежда Кузиванова, 40 лет, Коми Республика
Николай Алексеевич, -, -
Я за проведение экзаменов в форме ЕГЭ по физико-математическому циклу предметов.Необходимо отсеять учащихся не способных к восприятию математики.В противном случае у нас будут падать новые дома и взрываться атомные электростанции;да и армия получит достаточное количество призывников.Противники ЕГЭ его боятся,т.к. не видят способа обмануть машинный способ проверки.
Ольга Терехина, 31 год, Москва
Дмитрий Ф., 20 лет, Чувашия
Вот уже три года прошло, как я сдал экзамены в форме ЕГЭ. Вспоминать даже не охота, какие нервными они были (эти времена) для меня, моих одноклассников и наших родителей. Я выступаю ЗА единый экзамен, но только с тем условием, чтобы он был, в самом деле, единым. То есть, к примеру, вот возьмем двух учащихся, допустим, они решают задачи одинаково, но только на экзамене одному попалось в задаче «100 в квадрате», а другому — «668 в квадрате» и ни у кого под рукой нет калькулятора. Если мы еще и знаем, что «100 в квадрате» будет 10 000, то сколько будет «668 в квадрате» не каждый из нас и скажет. Вот я и говорю, что ЕГЭ надо сделать действительно единым. А вот проблему «списывания» должны организаторы сами решить.
Кулешов Сергей Борисович, 39 лет, Москва
На мой взгляд идея с ЕГЭ хорошая, но недочетов пока много. Первый, с которым мы (дочь в этом году закончила школу) столкнулись
Пикалева Лидия Александровна, 56 лет, Карелия
Добрый день! Хочу высказать свое мнение по единому госэкзамену. Я поддерживаю идею ЕГЭ по физико-математическим дисциплинам и по русскому языку. Мой сын сдавал в 2006 году. Для получения тройки по математике достаточно было выполнить раздел А (даже не полностью). Когда он готовился, я просмотрела некоторые варианты, напечатанные в сборниках. Для выполнения раздела А достаточно совсем минимального уровня знаний. И любой учащийся, даже гуманитарного склада ума, в состоянии справиться с разделом А. И, если
Кардаков Николай Алексеевич, 59 лет, Западная Сибирь
Я за ЕГЭ по точным наукам и русскому языку.В европейских странах, чтобы поступить в технические вузы необходимо сдать очень сложные вступительные экзамены, а при поступлении на гуманитарные дисциплины просто надо подать документы на соответствующий факультет.Строгие экзамены по математике,физике отберут талантливых ребят,которые и ускорят научно-техническое развитие страны, а остальные юноши пополнят ряды защитников родины и ни какие деньги родителей не помогут поступить по «блату".Я почти 40 лет работаю в школе и в последние года наблюдаю безрадостную картину вытеснения преподавания математики,физики,химии.Вводятся совершенно не нужные предметы для обязательного изучения; естественно за счет сокращения в первую очередь точных дисциплин.Но до обязательного экзамена в форме ЕГЭ это ни родителей,ни детей не волновало.Филиалы ВУЗов принимали всех желающих на платной основе,проводя как бы вступительные экзамены( в аттестатах »двойки« не ставили)и все юноши получали отсрочку от армии.Это полностью развращало выпускников,которые совершенно были не заинтересованы в глубоком изучении предметов.Конечно родители,которые понимали,что знания необходимы,нанимали репетиторов для своих детей, но основная масса считала,что за деньги они поступят в любой ВУЗ.
Владислав Прокип, 39 лет, Выпускник гимназии Салахова (ХМАО Югра)
С введением ЕГЭ все стало
Галина Астахова , -, -
Сыну семь лет. Диагноз задержка речевого развития, отсутствие фонетического и фонематического слуха. В четыре года мальчик начал говорить. Сейчас, слава богу, благодаря усилиям логопедов и врачей, речь нормализуется. 1 сентября пойдём в первый класс. Но уже сейчас мы поставлены в известность, что он не способен грамотно писать. Природой заложено. Таких детей огромное количество. ЕГЭ не учитывает этих проблем. Старший сын, сдавал ЕГЭ в прошлом году. Результат четыре балла. Вытащил счастливый билет, так как тоже не способен грамотно писать. Сейчас без проблем учится в ВУЗе. У мужа два высших образования, полковник в отставке. Грамотность нулевая. Отсутствие ЕГЭ, благосклонность учителей позволили закончить школу без волчьего билета и состояться в жизни. А что ждёт моего младшего сына? Надеяться на лотерею с ЕГЭ, что повезёт так же как старшему? Просто необходимо показания медиков принимать во внимание.
Лелишна, -, Камчатка
Пишу с Камчатки.Прочитала мнения «за» и «против».
Вялкова Елена Олеговна, 41 год, Алтайский край
Мне как языковеду особенно обидно, что итоговая аттестация учащихся выливается в форму «тупой угадайки». Они итак не очень хорошо говорят — телевизор, компьютер…: «вау!», «классно!», «жесть!», «супер!» + ненормативная лексика. Сочинение как жанр школьной работы настолько потеряло актуальность, что хочется плакать — при существующей практике сокращения часов нам бы учеников к тестироованию мало-мало подготовить, причем именно натаскать… Тесты по литературе — это вообще абсурд!!! У нас ведь в школе не основы литературоведения преподаются, а именно литература, т.е.
Каштанова Мария, -, Москва
Я против ЕГЭ в его нынешней форме. У меня серьезные претензии как к качеству заданий (формулировка, корректность ожидаемого ответа), так и к выбранной форме тестирования. Экзамены технического цикла должны быть усовершенствованы. Их разработку следует поручить ведущим учителям и преподавателям вузов, которые хорошо знают школьную программу и имеют опыт работы с этим материалом. Даже программа вступительных экзаменов МГУ составлена с учетом именно школьного курса. ЕГЭ призван проверить знания, изложенные в школьных учебниках. Стало быть, задания, выходящие за эти рамки, должны быть исключены. Проверять же знания по предметам гуманитарного цикла с помощью подобных тестов необъективно. Что для нас важно: чтобы дети не забыли, на какой странице была открыта книга у Манилова или чтобы они умели грамотно выразить свою точку зрения и глубоко анализировать литературные произведения? Если нас интересует последнее, то от ЕГЭ по гуманитарным предметам необходимо отказаться и обсудить формы тестирования с помощью сочинения или изложения.
Баранов Михаил Николаевич, 50 лет, Москва
Я против ЕГЭ, так как качество и полнота оценки знаний очень сомнительны. Лучшее подтверждение этому — сохранение рядом ведущих вузов страны традиционной системы приема студентов, а именно вступительных экзаменов. Если ЕГЭ так хорош, то его результаты должны быть единственным критерием приема в институт, либо нужно оставить ранее существовавшую систему оценки знаний и подготовки выпускников школ.
Радин Александр Михайлович, молодой учитель, -
Я — молодой учитель. Учитель информатики. Уже при обучении в институте нас стали приучать к мысли, что мы будем новым поколением учителей, которое будет внедрять новые педагогические идеи и проекты. Один из таких проектов — ЕГЭ. С одной стороны, ЕГЭ по информатике
Михаил Тельнов ,
Уважаемая редакция! Довольно сложно однозначно определить как относиться к системе ЕГЭ. Однако мой опыт подготовки школьников по математике в Москве позволяет привести ряд довольно неприятных особенностей проведения ЕГЭ. Предварительный экзамен слишком простой, в нем нет задач категории С1 и С2. Это чрезвычайно расхолаживает школьников. Вместо простой системы баллов за каждую задачу, мы имеем невообразимое бюрократическое недоразумение. Если зачисление в высшее учебное заведение идет по баллам, то совершенно не нужно вводить преобразование в
Татьяна, -, Москва
Уважаемая редакция! В этом году моя дочь писала ЕГЭ по математике и русскому яз. Очень волновалась, как и многие наверно. На экзамене нельзя было лишний раз выйти — за каждый повторный выход ставили галочку , все было строго. Т.к. с математикой у нее все достаточно прилично, то волновалась больше за русский. Но в итоге по русскому у нее 79 баллов, а по математике 58. И как потом выяснилось на расширенной апелляции, что ошибки арифметические. Я конечно, понимаю что это не допустимо, но когда от волнения ребенок ставит вместо «минус» — «умножить» и школьные учителя говорят что это грубейшая ошибка….. Учителя школьные не добавили ни балла , а с института добавили. спасибо им за это. нужно ни только клеточку смотреть, но и как ребенок решает, мыслит. И аппеляция должна распространяться на все задания!!! напрашивается вывод: 1, Если бы дети знали что в случае неудовлетворительной оценки для них они смогут пересдать, как в институте , то волновались бы меньше и ошибок глупых было меньше. Раньше не поступил в один вуз, попробовал сдать в следующий поток или еще раз в другой вуз. А теперь если ты написал плохо, то с этим баллом и иди … И никого не волнует, что ты себя мог в этот день плохо чувствовать или еще что. На мой взгляд, институт должен давать возможность еще раз написать, если у ребенка есть такое желание. Все экзамены можно пересдать, а ЕГЭ нет! не справедливо.
Татьяна, часть 2.,
2, У всех
Радин Александр Михайлович, молодой учитель, -
(ЧАСТЬ 2) Я не говорю, что надо делать медали из воздуха, но и не надо мешать получать заслуженную награду за 11 лет отличного обучения. Обладателями медалей традиционно становились либо от природы умные люди (мм Бог от рождения дал эти качества), либо просто усидчивые школьники (которые просто