Некоммерческое партнерство

 Родительский Комитет



Myweb.ru, каталог сайтов

Каталог Православное Христианство.Ру

Православие и современность. Информационно-
аналитический
портал
Саратовской епархии Русской Православной Церкви

ЕГЭ

Введение единого госэкзамена усугубило коррупцию в сфере образования.

Родители против ЕГЭ по-прежнему воюют…

«МК» открывает специальную страницу, посвященную обсуждению ЕГЭ.
Переходно-экспериментальный этап единого государственного экзамена завершен. Собрав напоследок могучий урожай «двоек» (по литературе — более 25%, по математике — 23,5%, по русскому языку и информатике — более 11%), страна вступает в новый, штатный режим существования ЕГЭ. Уже 1 января 2009 года он вытеснит обычные выпускные и вступительные экзамены и станет единственной формой проверки итоговых знаний всех школьников и подавляющего большинства абитуриентов. Далее...

О ЕГЭ. Это надо знать.

В результате введения ЕГЭ во Франции гибнет школьное образование

В КС поступил иск о незаконности проведения ЕГЭ

Продолжается дискуссия в прессе и в обществе по поводу ЕГЭ.

Министерство образования вляпалось в историю
Мнение учителя о том, как ЕГЭ влияет на изучение истории.

Советом Федерации РФ одобрены принятые Государственной думой поправки в законодательные акты, предусматривающие повсеместное внедрение единого госэкзамена (ЕГЭ) с 1 января 2009 года в школах и вузах страны.

Поправки не меняют сути закона о ЕГЭ, мнения родителей не учтены.

Бунт против ЕГЭ: ученые и преподаватели считают, что Единый госэкзамен убьет образование в стране.

Вопрос введения ЕГЭ в обязательном порядке - это уже вопрос времени.

Новости из Минобразования
Детальное рассмотрение итогов ЕГЭ предстоит осенью

ЕГЭ останется, но в каком формате, пока непонятно
Интервью с Татьяной Бархатовой, Зам. начальника Управления Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

25 марта 2004 года в Московской Городской Думе прошел Круглый стол «Единый государственный экзамен: за и против»

Выдержки из стенограммы заседания «круглого стола» по теме: «Единый государственный экзамен — »за« и «против»

Доклад директора Центра тестирования Минобразования России Хлебникова В.А.  на Круглом столе «Единый государственный экзамен: за и против» в Мосгордуме

ВЫСТУПЛЕНИЕ
на конференции

«Законодательные аспекты развития российского образования»

г. Санкт — Петербург
26 февраля 2007 г.

Уважаемые участники конференции, сегодня в этом зале собрались представители широких слоев общества нашего государства, чтобы обсудить или обозначить те вопросы, без решения которых дальнейшее реформирование системы образования приведет к ее краху.

Система образования созданная в нашем государстве до перестройки была признана лучшей в мире, по оценкам научного и общественного международного мнения. Выпускники наших вузов отвечали самым высоким критериям и оценкам мирового уровня научных и профессиональных специалистов. А другой системы и не могло быть, потому что она явилась наследницей многих поколений ученых, педагогов и деятелях культуры, выросших на традициях и впитавших в себя культуру многовековой истории великого нашего государства.

На протяжении последних 15 — ти лет мы видим, что система образования нашего государства ввергнута в затяжной системный кризис. На всем протяжении этого периода нам постоянно говорилось о зарубежном опыте, но на примере Германии, проведенного социологического исследования промышленно-торговой палатой г. Ханау, он красноречив. В 1989 г. 47,6%  выпускников школ получили по орфографии оценки "хорошо" или "весьма хорошо«. В 1994 г. их было еще 46,2%, а в 1999-м это число сократилось до 34,4%. Еще интересней обстоит дело с умением считать: доля хороших и весьма хороших оценок сократилась с 20,8%  (в 1989 г.) и 16,1%  (в 1994 г.) до 11,2%  (в 1999 г.). Зато численное выражение неважного и плохого владения соответствующими знаниями возросло с 19,6%  (в 1989 г.) до 27,2%  (в 1999 г.). Точная статистика, зафиксированная промышленно-торговой палатой г. Ханау, для учителей стала повседневным явлением. Объяснить на уроке математики доказательство сложной теоремы сейчас неизмеримо труднее, чем десяток лет тому назад, — ведь многие школьники не умеют самостоятельно воспроизводить простейшие мыслительные операции, не говоря уж о том, чтобы применять их в новой ситуации. И это будущее одной из развитых стран Европы.

То состояние образования, которое мы имеем, на сегодня в российской школе явилось следствием реформ, сопровождавшихся отсутствием системного подхода в принятии решения исключение из широкого обсуждения или умаление мнения профессионалов-педагогов и родителей, научной интеллигенции и всего общества. Показательным является факт, внедрение в сознание абсурдного тезиса, что педагог не воспитатель, и обучение или преподавание отделено от воспитания.

Результаты подобного безобразия мы видим на каждом шагу — это резкое снижение до самого низкого уровня качества образования. По данным министра МВД Р. Нургалиева на сегодняшний день в России 2 миллиона безграмотных подростков (АиФ №4, 2007) и это будущее уже нашего страны.

Государственная система образования отказалась от воспитательной работы и способности выполнять нормы Законов РФ о воспитании детей истинными гражданами и патриотами Родины. Происходит подмена нравственных истинно подлинных ценностей жизни, ценностями, ведущими человека к духовной и физической погибели. Полное разрушение духовно — нравственного воспитания, и как следствие потеря моральных основ мировоззрения, патриотизма, любви к Родине и адекватного восприятия жизни вообще, что ведет к все более ускоряющейся и углубляющейся деградации общества. Факты говорят сами за себя. Это сентябрьская выходка 2006 года гомосексуалистов в центре города Екатеринбурга, открытый половой разврат в ноябре в городе Мурманске и далее как следствие угрожающей деградации общества убийство священника в само Рождество Христово в Свердловской области 2007 года. Какой будет следующий факт или событие? Что еще нужно для понимания, осознания кризиса и вразумления нам и всему нашему обществу?

Если говорить о нынешнем кризисе российского образования, то невозможно выйти из него без осмысления процессов и изменений, происходящих в разных сферах общества, общественной жизни, культуры и всего социально-экономического положения нашего государства.

С учетом исторического развития необходимо говорить и о корректировке самого понятия и содержания образования. И я думаю многие согласятся с современным пониманием, которое наиболее полно выразил д. псих. н., член — корреспондент РАО В. И. Слободчиков:

«Образование — это всеобщая культурно-историческая форма становления и развития сущностных сил человека, обретения им образа человеческого во времени, истории, и пространстве культуры, человека — способного к самообразованию;

Образование — это универсальный способ трансляции культурно-исторического опыта, дар — одного поколения другому; общий механизм социального наследования, механизм связывания нацело некоторой общности людей и способа их жизни, передачи и сохранения норм и ценностей общей жизни во времени;

Образование — это вполне самостоятельная форма общественной практики (система деятельностей, структур организации и механизмов управления), особая социальная инфраструктура, пронизывающая все другие социальные сферы, которая с одной стороны обеспечивает целостность общественного организма, а с другой — является мощным ресурсом его исторического развития

Исходя из этого, школа должна взять на себя ответственность за нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения, осуществляя его в единстве с семьей. Воспитание в образовании должно основываться на использовании духовного человекотворческого потенциала отечественной культуры. Необходимо чтобы создание и внедрение возрастно-ориентированных образовательных программ для каждой ступени образования, а так же специальных курсов, в том числе и для системы дополнительного образования, основывались только на основе культуры, традиций и многовековом опыте нашего многонационального государства. Яркой иллюстрацией данных утверждений является мнение министра Культуры РФ Александра Соколова 21 февраля 2007 года во время пребывания в Екатеринбурге: «И, конечно, нужно знать каждому народу свою культуру. А культура от религии неотделима… . А то, что это время пришло, для меня совершенно ясно».

Принципы нравственного и патриотического воспитания, гармоничного развития личности, основы мировоззрения подрастающего поколения на мой взгляд, не должны быть заимствованы извне. Если проанализировать историю развития других стран, и не повторять их ошибок, то можно понять, что они [основы воспитания] обязательно должны быть взяты внутри многонационального Российского общества. Основанием для них являются традиционные ценности, глубокое знание отечественной истории, разумно-нравственного воспитание, полученное в традициях нашей семьи, как основы государства.

Будущее процветание и развитие нашего государства зависит от того, какое поколение будет жить в нем. Воспитание и образование наших детей мы родители доверили вторым мамам и папам, а для некоторых они стали первыми, нашим учителям и педагогам. Школа никогда не занималась выполнением образовательных услуг, школа всегда образовывала, растила образ будущего государства (по определению). По данным министра МВД РФ Р. Нургалиева 6 миллионов подростков живут в социально неблагополучных условиях и от того, кем они вырастут, зависит от тех же учителей и педагогов.

И решение всех реформ в образовании должно начинаться с отношения к учителю и педагогу. Основополагающим принципом реформ мне видится предание учителям и педагогам статуса государственного служащего (служащего Российскому государству) с соответствующими условиями оплаты и обеспечения, и главное отношение всего общества к нему.

Почему государство для выполнения своих функций оплачивает услуги различным организациям и предприятиям, тем самым финансирует их, не зависимо от формы собственности, главное — соответствие определенным нормам, стандартам. Образовательные учреждения не должны составлять в этом исключение. Необходимо рассмотреть и разработать механизм возвращения в закон статьи о финансировании образовательных учреждений с различной формой собственности, реализующих государственный стандарт образования.

Другим неоднозначным и спорным вопросом реформ является повсеместное введение ЕГЭ. Об опыте тестирования было известно в России еще в прошлом веке. В 20–30 годы ХХ века, широко использовалось тестирование в общем образовании. Социальные последствия такого использования тестов были весьма плачевны, и поэтому оно было запрещено.

Тестирование как детальное и оперативное мониторинговое изучение хода образовательного процесса, уместно, в этом его обязательно нужно использовать. Но делать это универсальным средством итоговой оценки уровня образованности — уже ошибка.

Тесты не могут быть соотнесены с различными позициями в культуре. Нет одномерности ни в одной области знаний. В школе инициируется самостоятельность мышления ребенка, как одно из качеств личностного развития. Тестирование как жесткий алгоритм может оказаться тормозом в этом смысле. Не так давно проректор МГУ Владимир Миронов заметил, что, на его взгляд, "начиналось всё с очень простых вещей: борьбы с коррупцией, например. Хотя сегодня мы уже все понимаем, что ЕГЭ может стать ещё одной формой коррупции". Все понимают, что систему ЕГЭ школьники будут пытаться обходить. Будет обман, фальсификация результатов, как со стороны учеников, так и учителей. Яркое доказательство приведено в книге американцев Стивен Д. Левита и Стивен Дж. Дабнера "Фрикономика« (М., СПб., Киев, 2007), которую предваряет предисловие нашего известного министра Германа Грефа. В ней приведены точные результаты исследований самих авторов в виде различных диаграмм, как и почему учителя сами подделывают эти результаты на основе математических моделей и закономерностей. От результатов тестирования зависит их социальный статус, их профессиональная оценка компетентности и материальные последствия. Что, собственно и у нас происходит? Опыт других стран показывает, что вопросы и ответы на тесты за определенную мзду можно получить не так сложно. И в Интернете уже есть попытки все это распространять и продавать. Люди, которые составляют тесты — обычные люди, и их можно подкупить, у них есть соблазн на это. Это огромные группы людей, в том числе и технические службы, которые достают, размножают, программируют. Сегодня информацию утаить очень трудно. Никакая милиция и спецслужбы не смогут этого проконтролировать. У нас базы данных с высокой степенью секретности находят способ продавать и обнародовать в Интернете.

Кроме того, мнение большинства ответственных родителей совпадает с мнением того же Владимира Миронова о том, что ЕГЭ начинает представлять опасность для самого школьного обучения. Ведь школьные учителя стараются не столько учить ребят, расширяя их культурный багаж и занимаясь воспитанием школьников, сколько «натаскивать их на тесты».

Нас сегодня убеждают, что разработанные тесты объективны. Это заблуждение, утверждение, с научной точки зрения несостоятельное. Подразумевается объективность некоей группы исследователей. Они так считают, они дают определенные «правильные» ответы на составленные ими же вопросы. Некоторые вещи, конечно, могут быть общепризнанными, а некоторые — нет. Но на самом деле здесь мы можем столкнуться с ошибочностью позиций авторов тестов, их ведь никто не может обсуждать публично, их же делают тайно, по определению их никто не должен знать. Их узкий круг людей обсуждает, и поэтому все закрыто. Тем самым появляются влиятельные люди, а если их мировоззрение ошибочно, будет влиять на все поколение. Да еще не один год. Мы можем столкнуться с такой позицией, когда просто недобросовестные люди займут ключевые позиции в составлении тестов. Тогда мы будем иметь разрушительную для нашей культуры и для нашей государственной системы образования ситуацию, когда вся логика образования будет подчинена этим представителям, а мы сталкивались уже с этим неоднократно. Фальсифицировали же учебники истории с грифами Министерства образования РФ, якобы на конкурсной основе созданные, которые фальсифицировали и искажали историю нашего государства. Был учебник истории, который утверждал, что Православие — это не исток культуры России, а ее позор. А маршала Г. К. Жукова нет в списке подписавших акт капитуляции во второй мировой войне. Эта целенаправленная дегероизация нашей истории. Эти скандалы не раз бывали. А пресловутые противозаконные и запрещенные программы секспросвета. Мы это не забыли.

Необходимо обеспечить равноправность вариативности сдачи экзаменов наряду с ЕГЭ. Осуществлять мониторинг результатов ЕГЭ по всем регионам при широком участии и информированности родительской общественности и всего общества в целом, гражданского общества нашего государства, с последующим принятием решении его целесообразности.

В соответствии с политикой государства в области образования, которая носит государственно — общественный характер, процедура принятия государственного образовательного стандарта должна быть при широком участии общественности как научной, так и родительской, как основных составляющих элементов гражданского общества нашего государства, не быть фиктивной и формальной. Региональный компонент обязательно должен быть сохранен как выражение культуры и истории данного региона, проявление национальных особенностей субъекта Федерации.

Учреждения здравоохранения ведут свою работу в отрыве от школы и семьи. Так, разрушенная система школьного питания, не способствует сохранению здоровья наших детей. В детских садах, в школах, в профессиональных учебных заведениях нередки отравления и инфекционные заражения обучающихся. При этом никто практически не несет ответственности. Необходимо, чтобы государство изыскало средства на профилактику, диспансеризацию, лечение и питание детей. Иначе накопленные стабилизационные средства не на кого будет тратить.

Необходимо не допустить любых попыток упразднения бесплатного обязательного среднего образования, в результате которого неизбежно понизится общий уровень образованности в государстве.

Принятие закона «Об автономных учреждениях» подводит реальную базу под ликвидацию бесплатного образования и здравоохранения в стране. По существу, этот закон снимает ответственность государства за финансирование и развитие науки и образования, культуры, здравоохранения и спорта. Как нарушающий основные права человека, закрепленные Конституцией России, не отвечающий коренным интересам государства, закон «Об автономных учреждениях» должен быть отменен.

Система образования и подготовки специалистов в России должна исходить из анализа потребностей Российского общества, ее экономики, с учетом перспектив развития страны. Должны быть созданы федеральные университетские округа. Система образования и воспитания должна базироваться на тесной связи школы, ВУЗа, производства и общества.

На государственном уровне необходимо ввести жесткий контроль за качеством учебников и методических пособий, в которых бы правдиво излагалась история нашего народа и многонационального государства, мировая история, воспитывались бы патриотизм, любовь к Родине, к культуре, к труду, народному таланту России. Учебный материал обязан излагаться в доступной и удобной форме, самым эффективным способом.

Необходимо на телевидении, радио, в печатных СМИ, законодательно запретить пропаганду насилия, сквернословия, агрессии, разврата, всевозможных эротических сцен, пьянства и всех пороков, оскверняющих личность человека. Без пристального внимания государства и общества к этим вопросам, имеющим непосредственное влияние на воспитание подрастающего поколения, все попытки школы будут иметь лишь формальный и нерезультативный характер.

Председатель
Общероссийского общественного движения
«Всероссийское родительское собрание» Г. С. Авдюшин
г. Екатеринбург