Поправки не меняют сути закона о ЕГЭ, мнение родителей не учтены.
19 января 2007 года Госдума рассмотрит во втором чтении законопроект о ЕГЭ.
Для подготовки поправок при думском Комитете по образованию и науке создана рабочая группа, в состав которой вошли депутаты, представители Минобрнауки и Общественной палаты. На очередном заседании комитета группа представила результаты своего труда: более 40 поправок. Провалилась и попытка Олега Смолина провести поправку, согласно которой ученику предоставляется право выбора — сдавать экзамен в форме ЕГЭ или по традиционной схеме. В итоге с перевесом всего в один голос было принято решение направить законопроект на второе чтение, которое назначено на 19 января 2007 года.
В обсуждении поправок к Закону о ЕГЭ приняли участие руководитель Рособрнадзора Виктор Болотов, первый заместитель министра образования и науки Дмитрий Ливанов, ректор МГУ Виктор Садовничий, ректор Государственного университета «Высшая школа экономики» Ярослав Кузьминов.
Одна из главных содержательных поправок — это увеличение срока действия свидетельства с результатами ЕГЭ до года.
Если сегодня этот документ действителен с 31 мая по 31 декабря, то после вступления в силу закона этот период будет продлен до 31 мая следующего года.
В ходе обсуждения этой поправки высказывались предложения продлить срок действия документа до полутора, а то и до двух лет, но решили остановиться на годе.
Особые условия предоставляются солдатам-срочникам: они могут в течение года после увольнения с военной службы использовать результаты ЕГЭ, сданного ими в год призыва.
Появились новые штрихи и в вопросе о дополнительных вступительных испытаниях. Согласно первой редакции список дополнительных экзаменов должно было утверждать Правительство РФ. Теперь появилась поправка: утверждает правительство, но на основе предложений образовательных учреждений, которые обязаны до 1 февраля объявить перечень дополнительных испытаний и правила их проведения.
Кроме того, во второй редакции категорию абитуриентов-льготников пополнят дети военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей. «Льготники» должны сдавать вступительные экзамены, но проходной балл для них устанавливается минимальный: на уровне удовлетворительных отметок.
При этом авторы закона не оговаривают специальных условий сдачи ЕГЭ для инвалидов. Эта тема на заседании комитета вообще не обсуждалась. А в одном из выступлений Виктор Болотов честно признался, что министерство пока не готово решить эту проблему, хотя соответствующий эксперимент проводился в Санкт-Петербурге, где в этом году ЕГЭ сдавали слепые и слабовидящие дети.
Члены рабочей группы обсудили также вопрос об олимпиадах. Единогласно была принята поправка, согласно которой чемпионы Олимпийских игр принимаются без экзаменов в вузы физической культуры и спорта.
Аналогичным правом наделяются победители и призеры заключительного этапа международных и всероссийских предметных олимпиад. При условии, что они поступают в вузы на профильные направления подготовки.
Между тем в данную категорию попадают лишь десятки одаренных ребят, в то время как специалисты настаивают на расширении отбора талантливой молодежи за счет придания официального статуса межвузовским олимпиадам и профессиональным конкурсам.
Это предложение вызвало споры.
После долгих дискуссий решили включить в текст закона термины «межвузовские олимпиады» и «профессиональные конкурсы», перечень которых будет составлять Минобрнауки совместно с общественными объединениями.
Задача последних — разработать критерии отбора интеллектуальных состязаний, победа в которых даст право на поступление в вузы без экзаменов.
Некоторые депутаты — Эдуард Хамитов, Михаил Заполев, Валентина Иванова — предлагали включить в этот перечень и региональные олимпиады. Однако Николай Булаев возразил, что федеральный закон не может регулировать правила проведения региональных олимпиад.
Также во вторую редакцию закона включена поправка о возможности проводить ЕГЭ в режиме
Поправка согласована с Минсвязи. По мысли депутатов, это нововведение будет способствовать прозрачности проведения ЕГЭ и поставит заслон коррупции, в которой обвиняют эксперимент его противники.
Что же касается оппонентов ЕГЭ, то им не отстоять свои поправки. Так, зампред Комитета по образованию и науке Олег Смолин предлагал исключить из сферы ЕГЭ историю, обществознание и литературу. Ведь содержание этих дисциплин не укладывается в рамки тестов и не предусматривает однозначных ответов.
— Не случайно именно в КИМах по этим предметам больше всего нонсенсов, — считает Олег Смолин.
— Содержание КИМов — сфера компетенции профессионального сообщества, а не депутатов, — возразил Виктор Болотов. — А цитируемые в прессе «нонсенсы» просто выдуманы журналистами. Либо взяты из сборников для подготовки к ЕГЭ.
Провалилась и попытка Олега Смолина провести поправку, согласно которой ученику предоставляется право выбора — сдавать экзамен в форме ЕГЭ или по традиционной схеме.
Другой оппозиционный депутат, член КПРФ Михаил Заполев, предложил предусмотреть в законе возможность возвращения к традиционной форме вступительных испытаний, если ЕГЭ себя не оправдает. Однако и его не послушали.
В итоге с перевесом всего в один голос было принято решение направить законопроект на второе чтение, которое назначено на 19 января 2007 года.
Недовольные итогами работы, противники ЕГЭ заявили, что многочисленные поправки не меняют сути закона.