Соблюдение прав родителей педагогами образовательных учреждений
На вопросы ответственного редактора Марии Булгаковой отвечает член Московской городской коллегии адвокатов Лариса Павлова.
В последние годы школа получила большую самостоятельность в выборе учебных программ, методик и учебников. Поначалу это вызывало всеобщий восторг: после «застойного» единообразия всем хотелось чего-нибудь новенького, необычного. Но вскоре восторгов поубавилось, так как родители увидели печальные плоды многих непродуманных инноваций, столкнулись с проникновением в школы сектантов и даже с попытками устроить детям ликбез — так называемое сексуальное просвещение детей и подростков. … Поначалу родители отказывались верить, что такое возможно: настолько это было дико, неслыханно. Потом посыпались жалобы в органы управления образованием, обращения в прокуратуру и в суд. Дела подобного рода никогда раньше нашими судами не рассматривались. Теперь уже не редкость, когда родители защищают свои права в судах.
Вопрос. Скажите, является ли
Сейчас много говорят о правах ребенка, но
Вопрос. И как они могут осуществлять это право? Что делать, если сведения, угрожающие детской нравственности, будут включаться в обязательные предметы?
Закон «Об образовании» РФ предоставляет родителям право знакомиться со всеми программами, учебниками и методическими пособиями, по которым учат их ребенка. Никто не смеет от них это скрывать. И если предмет не входит в число обязательных (как, например, все программы полового просвещения), то он может преподаваться ребенку только с предварительного письменного согласия его родителей.
Почему «будут»? Уже есть случаи, когда в базовых предметах появляются элементы так называемого «полового воспитания», развращающего детей и подростков. Тут существует такой принцип. Когда родители оформляют ребенка в школу, школа обязана ознакомить их с уставом и со своими образовательными программами, как дополнительными, так и основными. И если родитель соглашается с программами и отдает ребенка в данную школу, то ребенка обучают в рамках этих программ. Если родитель возражает против
Вопрос. И что, родители имеют основания подать в этом случае в суд? В Конституционный суд?
Каждый человек, чье конституционное право нарушено, имеет основания для его защиты, в том числе и в Конституционном суде. Хотя в настоящее время речь о споре в Конституционном суде, пожалуй, пока не идет. Если бы стандарты образования включали в себя половое воспитание, то в этом случае надо было бы ставить вопрос о признании незаконными законодательные акты, которыми утверждены стандарты образования. Суд в этом случае должен выяснить, соответствуют ли они Конституции, нарушают ли они права граждан. Реальнее ставить вопрос об исключении из учебного процесса образовательных программ, содержащих подобную информацию или вопрос об исключении Федерального перечня учебников, включающих в себя вредную для ребенка информацию.
Вопрос. А сейчас половое воспитание включено в стандарты образования?
Новые государственные стандарты пока не приняты, В старых стандартах такого понятия как «половое воспитание» нет. Однако есть учебники, содержащие элементы «полового воспитания». Дело в том, что подобные учебники стали появляться в основном после 1998 г. в рамках реализации злополучного образовательного проекта «Половое воспитание российских школьников», впоследствии переименованного в «Здоровый образ жизни российских школьников», Проект реализован, учебники под него созданы и в ряде школ по ним занимаются.
Вопрос. А как быть в данном случае с правами верующих? Скажем, православных? Ведь они не всегда имеют возможность обучать детей в православных гимназиях (хотя бы потому, что далеко не во всех городах и поселках такие гимназии есть) и отдают их в государственные школы. А по убеждениям религиозных людей, сексуальное просвещение — грех.
Да, сексуальное просвещение противоречит нравственным установкам всех традиционных конфессий, не только православной. Оно задевает чувства верующих. И включение «полового воспитания» в обязательную школьную программу будет грубо нарушать права верующих, их право не знать
Вопрос. То есть могут быть новые иски?
Да, и новые конфликты на религиозной почве. Этого нельзя исключить.
Вопрос. Мы говорили о праве родителей на защиту детской нравственности. А теперь давайте поговорим о защите здоровья. Во многих школах девочкам раздают «тампаксы» и уверяют, что это безопасно, что это якобы не нарушает девственности. Хотя даже те гинекологи, которые не особенно склонны печься о целомудрии, предупреждают, что далеко не всем девушкам это показано, а честные гинекологи — те прямо говорят, что девочкам, девушкам использовать «тампаксы» нельзя! Как быть здесь с правами родителей? Имеют ли они право подать иск и на кого?
Вопрос очень хороший, но коротко ответить на него сложно. С точки зрения правозащитника здесь можно увидеть несколько аспектов незаконной деятельности со стороны тех лиц, которые вручают детям подобные «гигиенические средства». Как правило, это делается в рамках незаконной рекламы.
Вопрос. Если с ребенком в стенах школы случается несчастье, каковы права родителей?
Пока ребенок находится в пределах образовательного учреждения, за его жизнь и здоровье отвечает в целом школа и те работники школы, которые с ним занимаются в данный конкретный момент. На уроке это учитель, на перемене — дежурный педагог. Общую ответственность за всех учащихся несет директор школы. Если, скажем, ребенок получает травму, то, как правило, определенная доля вины лежит на персонале школы и на непосредственном виновнике. Если причинен вред здоровью ребенка или моральный ущерб, родители могут предъявить иск к администрации школы о возмещении физического и морального вреда. Но в этом случае будет также рассматриваться вопрос об отсутствии в действиях ребенка прямой вины в связи с причиненной травмой. Ну, скажем, ребенок залез на потолок и оттуда плашмя упал, а учитель его пытался удержать. Если совершаются действия уголовно наказуемые (например, если сотрудников школы можно обвинить в халатности), то они подлежат уголовной ответственности и их вопросом уже занимаются следственные органы.
Вопрос. Насколько я знаю, кроме физического воздействия на ребенка, Законом «Об образовании» запрещается и воздействие психическое. Что под этим понимается?
Унижение человеческого достоинства, куда входят словесные оскорбления, например присваивание кличек, оскорбления по национальному, социальному признакам, угрозы применения наказаний, подавляющих волю ребенка.
Вопрос. Может ли ребенок, например, расценить как психологическое насилие анкетирование, которое пыталась затеять в их классе психолог? В анкетах содержались вопросы: «Ссорятся ли твои родители? Как часто они ссорятся?» «Это личное дело нашей семьи. Почему я должен рассказывать чужому человеку такие вещи?» — возмутился третьеклассник и отказался отвечать.
И правильно сделал! В Российской Конституции сказано, что каждый имеет право на частную жизнь. Жизнь семьи — это частная жизнь, и подобная анкета являет собой пример не просто психического воздействия на ребенка, а нарушение конституционного права каждого человека на частную жизнь. То есть с точки зрения юриста нарушение еще более серьезное, чем нарушение обычных прав. Увы, далеко не все наши педагоги достаточно хорошо воспитаны и понимают, что такое право на частную, личную жизнь.
Вопрос. А что делать родителям, если учитель к ребенку несправедлив и наладить с ним отношения не удается? Такие жалобы встречаются достаточно часто.
Если педагог не прав, должна быть подана письменная жалоба. Администрация обязана провести служебное расследование. И если будет подтверждено, что педагог превысил свои обязанности, совершил
Вопрос. Очень часто родители боятся связываться с учителями, боятся, что ребенка затравят. Как Вам кажется, эти страхи оправданы или, скорее, бояться должен педагог, что его обвинят в травле ученика, и он останется без работы?
Я думаю, что если родители нормально осуществляют свои родительские обязанности и защищают ребенка от различных негативных проявлений в школе, то бояться им нечего. Тут, скорее, надуманные страхи. Наша школа находится в очень уязвимом положении.
Вопрос. Как быть, если учительница намеренно занижает оценки, а потом намекает, что хорошо бы с ней позаниматься за дополнительную плату? Или не с ней, а с ее коллегой, которая в свою очередь поставляет учеников ей. Насколько мне известно, такие случаи сейчас не редкость.
Здесь опять-таки трудно дать общие советы. Возьмем самый крайний случай: педагог действительно занижает ученикам отметки, вынуждая их платить деньги. Фактически он занимается вымогательством. Это серьезно, и к такому педагогу надо принимать меры, вплоть до привлечения его к уголовной ответственности.
Вопрос. Ну и, конечно, мы не можем оставить в стороне животрепещущий вопрос школьных поборов. Обычно, когда это удерживается в рамках допустимого, родители не протестуют. Но бывают школы, где из родителей постоянно тянут деньги. Причем очень часто деньги сдаются безо всяких документов, просто из рук в руки. Как быть в такой ситуации?
В соответствии с уставом у каждой школы есть перечень дополнительных платных услуг. Если родителей
Хотелось бы обратить внимание еще на один важный с моей точки зрения вопрос — это триединство в школе учителя, родителя и ученика — участников образовательного процесса, прописанное в законе «Об образовании». Стало