Некоммерческое партнерство

 Родительский Комитет


Top.Mail.Ru

Myweb.ru, каталог сайтов

Каталог Православное Христианство.Ру

Православие и современность. Информационно-
аналитический
портал
Саратовской епархии Русской Православной Церкви

Новости

Тезисы выступления Председателя Правления НП «Родительский комитет» Павловой Л.О.на рабочей группе Федеративного собрания РФ 13.11.2018 г. по теме «Совершенствование правового регулирования роли учреждений образования в обучении и воспитании детей».

Ликвидация Единого государственного экзамена фактически началась.

Тест на наркотики: опросы и советы специалистов родителям.
В этом году в регионах проводилось добровольное тестирование школьников на наркотики. Как показала практика, школьники отказываются проходить тесты на употребление наркотиков. Желающих пройти добровольное тестирование не много.

Так ли нужны детям игрушки?
Дети порой быстро теряют к новой игрушке всякий интерес, и начинают требовать новую, тогда как в доме ящики игрушек. Родители часто не понимают, как себя вести — ограничить детей в игрушках вроде как наказание, а если продолжать покупать новое, это может только усугублять ситуацию… Немецким родителям предложили жесткий вариант решения проблемы.

Родители против платного образования.
25 октября 2014 г. в Барнауле прошел пикет, за сохранение бесплатного образования и здравоохранения, в защиту традиционной семьи, против УЭК, против платной продленки.

Международный семейный форум «Многодетная семья и будущее человечества»
10–11 сентября 2014 года в Москве, в Государственном Кремлевском дворце и Храме Христа Спасителя пройдет Международный семейный форум «Многодетная семья и будущее человечества».

Акция

Акция родительской самозащиты
«Сбор информации о незаконных анкетах в школе»


"Давайте подумаем о стандартах образования"

Федеральный государственный образовательный стандарт - это то, чему и как будут учить наших детей.…

Информация

Первый госсовет по вопросам семейной политики пройдет в феврале 2014 г.

Детей стали активно анкетировать и тестировать в школе, законно ли это?

Родители спрашивают, что такое гендерная политика и какое отношение она имеет к семье?

Советы многодетной мамы

Это нужно знать

НП «Родительский комитет» по просьбе родителей публикует примерный Школьный договор, который может быть взят за основу при составлении Школьных договоров родителей и школы.

Насилие в школе.

Какая информация должна быть предоставлена родителям при зачислении их ребенка в школу или детский сад?

Санитарные нормы для школы

Постановление Правительства РФ «О ПОРЯДКЕ БЕСПЛАТНОГО ПОСЕЩЕНИЯ МУЗЕЕВ ЛИЦАМИ, НЕ ДОСТИГШИМИ ВОСЕМНАДЦАТИ ЛЕТ»

Соблюдение прав родителей педагогами образовательных учреждений

На вопросы ответственного редактора Марии Булгаковой отвечает член Московской городской коллегии адвокатов Лариса Павлова.

В последние годы школа получила большую самостоятельность в выборе учебных программ, методик и учебников. Поначалу это вызывало всеобщий восторг: после «застойного» единообразия всем хотелось чего-нибудь новенького, необычного. Но вскоре восторгов поубавилось, так как родители увидели печальные плоды многих непродуманных инноваций, столкнулись с проникновением в школы сектантов и даже с попытками устроить детям ликбез — так называемое сексуальное просвещение детей и подростков. … Поначалу родители отказывались верить, что такое возможно: настолько это было дико, неслыханно. Потом посыпались жалобы в органы управления образованием, обращения в прокуратуру и в суд. Дела подобного рода никогда раньше нашими судами не рассматривались. Теперь уже не редкость, когда родители защищают свои права в судах.

Вопрос. Скажите, является ли чем-то новым защита прав родителей?

Сейчас много говорят о правах ребенка, но как-то многие забывают, что существует и другая сторона той же проблемы — права родителей. На наших глазах формируется новая судебная практика, связанная защитой прав родителей в области образования, вытекающая из прав родителей на преимущественное воспитание своих детей. Права родителей зафиксированы прежде всего в Семейном кодексе РФ (ст. 63 и 64), где говорится, что родители представляют интересы своих детей и защищают эти интересы от возможных нарушений, кроме того они имеет преимущественное право на воспитание своих детей. Причем по закону они не только могут, но и обязаны это делать, что прямо следует из Конституции, поскольку ее 38-я статья гласит: «Забота о детях, их воспитание — равно право и обязанность родителей». Причем право это преимущественное, т. е. в плане воспитания родители имеют приоритет перед всеми другими лицами, как физическими, так и юридическими. При реализации вот этих прав и обязанностей и возникают в настоящее время судебные споры.

Вопрос. И как они могут осуществлять это право? Что делать, если сведения, угрожающие детской нравственности, будут включаться в обязательные предметы?

Закон «Об образовании» РФ предоставляет родителям право знакомиться со всеми программами, учебниками и методическими пособиями, по которым учат их ребенка. Никто не смеет от них это скрывать. И если предмет не входит в число обязательных (как, например, все программы полового просвещения), то он может преподаваться ребенку только с предварительного письменного согласия его родителей.

Почему «будут»? Уже есть случаи, когда в базовых предметах появляются элементы так называемого «полового воспитания», развращающего детей и подростков. Тут существует такой принцип. Когда родители оформляют ребенка в школу, школа обязана ознакомить их с уставом и со своими образовательными программами, как дополнительными, так и основными. И если родитель соглашается с программами и отдает ребенка в данную школу, то ребенка обучают в рамках этих программ. Если родитель возражает против какого-то обязательного предмета, то ребенок не будет по нему аттестован и лишится возможности получить полноценное образование. Но с другой стороны, по одному и тому же предмету, скажем по истории, может быть несколько программ, несколько учебников. И если программа какого-то конкретного автора содержит информацию, которая с точки зрения одного или нескольких родителей является недостоверной или наносит вред нравственному и духовному здоровью ребенка, то родители могут обратиться к администрации школы с просьбой заменить программу или учебник, либо предоставить конкретному ученику право заниматься по другой программе или учебнику. Этот вопрос решается по согласованию между школой и родителями, закон конкретно не определяет, как это должно быть. Как юрист я считаю, что включение элементов «сексуального просвещения» в обязательную школьную программу нарушает преимущественное право родителей на воспитание ребенка, гарантированное им Конституцией. Да, в Законе об образовании написано, что школа занимается образованием и воспитанием. Но преимущественное право принадлежит все-таки родителям. Поэтому все, что касается воспитания детей, должно производиться по согласованию с родителями. И если вдруг в любой базовый предмет включаются элементы полового воспитания (под которым обычно понимается сексуальное просвещение), в этом случае нарушается конституционное право родителей на выбор системы полового воспитания. Каждый родитель вправе сам решать, должен его ребенок сексуально образовываться школой или нет. Школа не может брать на себя эти прерогативы.

Вопрос. И что, родители имеют основания подать в этом случае в суд? В Конституционный суд?

Каждый человек, чье конституционное право нарушено, имеет основания для его защиты, в том числе и в Конституционном суде. Хотя в настоящее время речь о споре в Конституционном суде, пожалуй, пока не идет. Если бы стандарты образования включали в себя половое воспитание, то в этом случае надо было бы ставить вопрос о признании незаконными законодательные акты, которыми утверждены стандарты образования. Суд в этом случае должен выяснить, соответствуют ли они Конституции, нарушают ли они права граждан. Реальнее ставить вопрос об исключении из учебного процесса образовательных программ, содержащих подобную информацию или вопрос об исключении Федерального перечня учебников, включающих в себя вредную для ребенка информацию.

Вопрос. А сейчас половое воспитание включено в стандарты образования?

Новые государственные стандарты пока не приняты, В старых стандартах такого понятия как «половое воспитание» нет. Однако есть учебники, содержащие элементы «полового воспитания». Дело в том, что подобные учебники стали появляться в основном после 1998 г. в рамках реализации злополучного образовательного проекта «Половое воспитание российских школьников», впоследствии переименованного в «Здоровый образ жизни российских школьников», Проект реализован, учебники под него созданы и в ряде школ по ним занимаются.

Вопрос. А как быть в данном случае с правами верующих? Скажем, православных? Ведь они не всегда имеют возможность обучать детей в православных гимназиях (хотя бы потому, что далеко не во всех городах и поселках такие гимназии есть) и отдают их в государственные школы. А по убеждениям религиозных людей, сексуальное просвещение — грех.

Да, сексуальное просвещение противоречит нравственным установкам всех традиционных конфессий, не только православной. Оно задевает чувства верующих. И включение «полового воспитания» в обязательную школьную программу будет грубо нарушать права верующих, их право не знать что-то. Есть право знать, а есть право не знать.

Вопрос. То есть могут быть новые иски?

Да, и новые конфликты на религиозной почве. Этого нельзя исключить.

Вопрос. Мы говорили о праве родителей на защиту детской нравственности. А теперь давайте поговорим о защите здоровья. Во многих школах девочкам раздают «тампаксы» и уверяют, что это безопасно, что это якобы не нарушает девственности. Хотя даже те гинекологи, которые не особенно склонны печься о целомудрии, предупреждают, что далеко не всем девушкам это показано, а честные гинекологи — те прямо говорят, что девочкам, девушкам использовать «тампаксы» нельзя! Как быть здесь с правами родителей? Имеют ли они право подать иск и на кого?

Вопрос очень хороший, но коротко ответить на него сложно. С точки зрения правозащитника здесь можно увидеть несколько аспектов незаконной деятельности со стороны тех лиц, которые вручают детям подобные «гигиенические средства». Как правило, это делается в рамках незаконной рекламы. Во-вторых, может быть причинен вред здоровью ребенка. Насчет вреда «тампаксов», по-моему, все понятно. Но и раздача гигиенических женских прокладок тоже небезобидна. Ведь чаще всего эти средства раздаются с нарушенной упаковкой: в конвертике одна штучка. И неизвестно, где успел побывать сей предмет, насколько он стерилен, сертифицирован ли. В принципе не исключена возможность заражения подобных «гигиенических средств» любыми заболеваниями. И третий аспект. Подобные действия вполне можно рассматривать как незаконное медицинское вмешательство. А любое медицинское вмешательство в отношении несовершеннолетнего до 15 лет возможно только по согласию родителей. Поэтому раздача любых гигиенических, медицинских средств школьникам или медицинские осмотры (например, гинекологические) детей без согласия их родителей — это грубое нарушение школьной администрацией родительских прав. И родитель не только имеет право, но и обязан защитить своего ребенка, обратившись для этого в суд.

Вопрос. Если с ребенком в стенах школы случается несчастье, каковы права родителей?

Пока ребенок находится в пределах образовательного учреждения, за его жизнь и здоровье отвечает в целом школа и те работники школы, которые с ним занимаются в данный конкретный момент. На уроке это учитель, на перемене — дежурный педагог. Общую ответственность за всех учащихся несет директор школы. Если, скажем, ребенок получает травму, то, как правило, определенная доля вины лежит на персонале школы и на непосредственном виновнике. Если причинен вред здоровью ребенка или моральный ущерб, родители могут предъявить иск к администрации школы о возмещении физического и морального вреда. Но в этом случае будет также рассматриваться вопрос об отсутствии в действиях ребенка прямой вины в связи с причиненной травмой. Ну, скажем, ребенок залез на потолок и оттуда плашмя упал, а учитель его пытался удержать. Если совершаются действия уголовно наказуемые (например, если сотрудников школы можно обвинить в халатности), то они подлежат уголовной ответственности и их вопросом уже занимаются следственные органы.

Вопрос. Насколько я знаю, кроме физического воздействия на ребенка, Законом «Об образовании» запрещается и воздействие психическое. Что под этим понимается?

Унижение человеческого достоинства, куда входят словесные оскорбления, например присваивание кличек, оскорбления по национальному, социальному признакам, угрозы применения наказаний, подавляющих волю ребенка.

Вопрос. Может ли ребенок, например, расценить как психологическое насилие анкетирование, которое пыталась затеять в их классе психолог? В анкетах содержались вопросы: «Ссорятся ли твои родители? Как часто они ссорятся?» «Это личное дело нашей семьи. Почему я должен рассказывать чужому человеку такие вещи?» — возмутился третьеклассник и отказался отвечать.

И правильно сделал! В Российской Конституции сказано, что каждый имеет право на частную жизнь. Жизнь семьи — это частная жизнь, и подобная анкета являет собой пример не просто психического воздействия на ребенка, а нарушение конституционного права каждого человека на частную жизнь. То есть с точки зрения юриста нарушение еще более серьезное, чем нарушение обычных прав. Увы, далеко не все наши педагоги достаточно хорошо воспитаны и понимают, что такое право на частную, личную жизнь.

Вопрос. А что делать родителям, если учитель к ребенку несправедлив и наладить с ним отношения не удается? Такие жалобы встречаются достаточно часто.

Если педагог не прав, должна быть подана письменная жалоба. Администрация обязана провести служебное расследование. И если будет подтверждено, что педагог превысил свои обязанности, совершил какие-то противоправные действия, может стоять вопрос не только о переводе ребенка к другому учителю, но и о вынесении ему служебного взыскания вплоть до увольнения. Но конечно, каждый конкретный случай надо исследовать отдельно, потому что бывают родители, которые на ровном месте устраивают скандалы и выдумывают то, чего не было и в помине. А бывает наоборот.

Вопрос. Очень часто родители боятся связываться с учителями, боятся, что ребенка затравят. Как Вам кажется, эти страхи оправданы или, скорее, бояться должен педагог, что его обвинят в травле ученика, и он останется без работы?

Я думаю, что если родители нормально осуществляют свои родительские обязанности и защищают ребенка от различных негативных проявлений в школе, то бояться им нечего. Тут, скорее, надуманные страхи. Наша школа находится в очень уязвимом положении. Во-первых, педагоги отвечают за жизнь и здоровье ребенка, за то, чему они детей обучают. То есть школа имеет массу обязанностей перед родителями. Другое дело, что, прежде чем затевать конфликт, родитель должен здраво и взвешенно проанализировать сложившуюся ситуацию, выслушать не только своего ребенка, но и педагога. Но детей своих надо защищать. Практика показывает, что без этого нельзя.

Вопрос. Как быть, если учительница намеренно занижает оценки, а потом намекает, что хорошо бы с ней позаниматься за дополнительную плату? Или не с ней, а с ее коллегой, которая в свою очередь поставляет учеников ей. Насколько мне известно, такие случаи сейчас не редкость.

Здесь опять-таки трудно дать общие советы. Возьмем самый крайний случай: педагог действительно занижает ученикам отметки, вынуждая их платить деньги. Фактически он занимается вымогательством. Это серьезно, и к такому педагогу надо принимать меры, вплоть до привлечения его к уголовной ответственности.

Вопрос. Ну и, конечно, мы не можем оставить в стороне животрепещущий вопрос школьных поборов. Обычно, когда это удерживается в рамках допустимого, родители не протестуют. Но бывают школы, где из родителей постоянно тянут деньги. Причем очень часто деньги сдаются безо всяких документов, просто из рук в руки. Как быть в такой ситуации?

В соответствии с уставом у каждой школы есть перечень дополнительных платных услуг. Если родителей что-то из этого перечня устраивает, они платят. Точно так же, в соответствии с уставом, может быть принято решение собрать деньги на какие-то школьные нужды. Естественно, по отчетным документам, в рамках закона. Если же просто говорят: «Вы должны сдать такую-то сумму на то-то», родитель вправе отказаться, заявив, что он не считает нужным принимать участие в этих расходах. Если же его обязывают платить, то действия администрации являются незаконными. И даже если родительский комитет принимает решение взыскивать деньги, но не оформляет это законным путем, то вполне можно отказаться. Вообще по Закону «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ч. 4 ст. 9) устав школы должен вывешиваться на стене, чтобы каждый мог при желании с ним ознакомиться. Но на практике почти нигде устав не вывешен, и это лишнее доказательство того, что настоящего уважения к правам родителей пока не выработано ни у педагогов, ни у самих родителей. Однако понимание важности этого вопроса постепенно приходит. В ряде регионов уже созданы организации, которые называются Родительские инициативы или Родительские комитеты. Они собирают информацию об учебных заведениях, в которых грубо нарушаются права детей и родителей; направляют обращения в прокуратуру. Если кто-то из родителей готов защищать свои права в суде, эти организации оказывают им помощь. А это очень важно, ведь по русской поговорке один в поле не воин. К примеру, в Москве работает общественная организация Родительский комитет, которая активно занимается защитой интересов семьи и несовершеннолетних детей.

Хотелось бы обратить внимание еще на один важный с моей точки зрения вопрос — это триединство в школе учителя, родителя и ученика — участников образовательного процесса, прописанное в законе «Об образовании». Стало как-то акцентироваться внимание на правах учеников, на общественно-государственном развитии школы, путем организации разнообразных общественных советов. А ведь права родителя и права ученика это совсем иное. Это правоотношения, вытекающие из родства, из семейных правоотношений. Школа должна работать с семьей иначе никакое государственно-общественное устройство школы нам не поможет. И это трудная, но крайне необходимая работа, которая должна прежде всего налаживаться самой школой.