Школьное образование к 2012 г. — успехи или поражение?
Нас убеждают, что по итогам международных исследований школьное образование в РФ улучшается.
Однако цифры сухо говорят о том, что школьники хорошо усваивают фактические данные ( т. е. у детей нормальная память) и хуже стали уметь мыслить аналитически, с 2006 г.понизились и показания по читательской грамотности.
Ученики четвертых классов российских школ по данным за 2011 г. занимают второе место в мире по читательской грамотности, четвертое — по естествознанию и десятое — по математике. PIRLS -2011 и TIMSS-2011(http://timssandpirls.bc.edu/) Российские восьмиклассники по знанию естественных наук находятся в мире на шестом месте, а по математике — на седьмом.
Каковы же результаты этого года?
Российские четвероклассники продемонстрировали высшие (2 место из 49) результаты по читательской грамотности. На предыдущем исследовании 2006 года Россия занимала первое место. В этот раз нас опередил Гонконг
По естествознанию российские четвероклассники находятся на 4 месте в мире (из 50). Нас обгоняют Республика Корея, Сингапур и Финляндия, на одном уровне с нами — Япония и Тайвань. Восьмиклассники по знанию естественных наук оказались на седьмом месте, уступив перечисленным выше странам.
Исследования по математике принесли российским четвероклассникам 10 место в мире (из 50), их результаты за последние годы практически не изменились. Восьмиклассники добились большего успеха, чем прежде: они заработали 6 место, существенно опередив остальные страны и уступив лишь бесспорным лидерам в математической подготовке — Южной Корее, Сингапуру, Тайваню, Гонконгу и Японии.
Наши школьники достигли хороших результатов за счет отличного знания фактического материала, но, к сожалению, далеко не всех научили применять знания к жизни и решать нестандартные задачи, констатировали эксперты. Знают, но не умеют
Знания, которые демонстрируют подростки по большей части фактические. Задачи они могут решать лишь по выученному образцу, по стандартному алгоритму. С умением рассуждать, находить нестандартный подход, применять школьные знания в жизни у наших школьников большие трудности. И требования ЕГЭ здесь тоже играют не последнюю роль.
Вот типичный пример, задача по арифметике для начальной школы. «На корабле плывут 42 человека. Сколько надо пятиместных шлюпок, чтобы все они спаслись?». Ученик делит 42 на 5 и получает восемь шлюпок. «А два человека в остатке?» — «А мы округлили…»
Тот же эффект показан в старом советском мультике, где нерадивый ученик получал в ответе задачи «полтора землекопа». К сожалению, подобная оторванность учебных знаний от жизни и сегодня существует в наших школах.
Что делать с этим? Надо, конечно, сохранять фундаментальную составляющую при обучении математике, но надо подумать о разгрузке учебного курса от второстепенных вещей, предложил вице-президент Российской академии образования (РАО) Виктор Болотов.
«Я рискую вызвать гнев и негодование моих коллег-математиков, но мне кажется, что мы многовато времени уделяем тригонометрическим функциям, логарифмам. Если это
По его мнению, нужно определить, где можно разгрузить содержание школьной математики без ущерба для фундаментальности математического образования, а где включить задачи «из жизни». Такие задачи, где выпускнику предлагают, например, рассчитать оптимальный тариф для своего мобильного телефона, уже появляются в ЕГЭ и в ГИА.
Те же проблемы существуют и в естественнонаучных предметах, и решать их предлагается подобным способом.
«Сейчас при подготовке предметных программ по новым стандартам ведется работа по разгрузке от ненужного, формального знания, которое, в основном, работает на память, а не на развитие способностей», - рассказал вице-президент РАО.
Учителя стали лучше учить, а родители — больше заниматься с детьми считает Минобразования.
Заместитель министра образования и науки РФ Игорь Реморенко заявил, что результаты исследований показывают, что школьное образование в России улучшается. Успехи российских школьников на мировом уровне могут не только обрадовать, но и удивить тех, кто привык сетовать на упадок школьного образования в стране. Оказывается, ситуация далеко не такая однозначная: за последние годы, когда проводились исследования TIMSS (с 1995 г.) и PIRLS (с 2001 г.), баллы юных россиян не снизились, а наоборот, в большинстве случаев, выросли.
По его мнению, это во многом обусловлено его обновлением: меняются стандарты, учителя повышают квалификацию, в школы поставляется новое современное оборудование. Но есть и другая причина: родители школьников особенно заинтересованы в том, чтобы их дети получили качественное образование.
«В
Главные причины школьных успехов
Эксперты считают, что успехи четвероклассников можно объяснить множеством причин. Но в этом возрасте не так важна школа, как обстановка в семье и приоритеты родителей.
«Читательская грамотность детей зависит в большей степени от поддержки семьи, от образовательных ресурсов дома, от того, как разговаривают с детьми, в какие игры играют до школы, какие книжки читают», — рассказала РИА Новости руководитель Отдела оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО Галина Ковалева.
Оказывается, россияне больше, чем родители из других стран, занимаются с детьми до школы дома. С одной стороны так проявляется отечественная культурная традиция:
Еще одна причина успеха младшеклассников — в последние лет десять вся система дошкольного образования заработала более интенсивно, повсюду открылось множество прогимназий и групп по подготовке к школе. На пользу пошел и переход начальной школы на четырехлетнее обучение.
Что касается достижений восьмиклассников, то здесь причина иная. Их результаты и по естественным наукам и по математике заметно улучшились за последние годы, именно тогда, когда получили повсеместное распространение Государственная итоговая аттестация (ГИА) в 9 классе и Единый государственный экзамен (ЕГЭ) в
О роли ЕГЭ замминистра Реморенко.
«ЕГЭ, как дальняя перспектива, уже в
Любопытно, что сегодняшние успехи восьмиклассников на мировом уровне стали существенным аргументом в пользу ЕГЭ, который до сих пор вызывает недоверие в обществе и среди школьных учителей.
Мнение замминистра вызывает широкую критику.
Во первых: ЕГЭ как единственная форма экзамена — «дебилизирует» ребенка говорят ученые, психологи и родители и развивает исключительно механическую возможность запоминания. Однако просто хорошая память не ведет к созданию новых плеяд ученых, способных создавать конкурентно способные изобретения, просто мыслящих людей. Итоги конкурсов это подтверждают.
Во вторых: система коррупции, искажения действительных результатов ЕГЭ уже дала о себе знать и она как говорят на местах, превышает коррупционные схемы в прежде существовавшей системе.
В третьих: школа все более возлагает подготовку детей на родителей: это и самостоятельные занятия с детьми, ч то само по себе неплохо, это и дополнительные занятия с репетиторами, что раньше не было столь массово. В итоге, как отмечает сам Минобр. у малообеспеченных семей, худшие результаты.
В четвертых: неравные права в образовании по принципу обеспеченности семьи вызывает напряженность в обществе по причинам социального неравенства .
Секреты успеха лидеров с точки зрения министерства образования.
По математике и естественным наукам первые места в мире среди четвероклассников и восьмиклассников занимают страны
«Побеждают, как правило, страны, перед которыми исторически стояла очень серьезная, критически важная задача обеспечивать конкурентоспособность собственных граждан, развивать человеческий капитал и интеллектуальноемкие технологии», — считает Игорь Реморенко.
По его мнению, лидерство стран
«В общем, в России этот процесс также начинается, поскольку и для нас в самом ближайшем будущем развитие человеческого капитала будет иметь критическое значение. Приходит осознание, что на углеводородах и природных ресурсах долго не проживешь», — подчеркнул замминистра образования и науки.
И дело здесь не только в количестве денег, которые правительства разных стран вкладывают в развитие национальных систем образования. Например, наполняемость классов в странах
Дело в менталитете, в традициях, которые трудно перенести на российскую землю. В азиатских странах очень высоко уважение к знаниям, к ученому человеку. Родители уделяют очень много внимания школьному и дополнительному образованию своих детей.
«Кроме того в странах »рисовой культуры«, как их иногда называют наши культурологи, дети
Но даже если позиции стран-лидеров останутся для нас пока недостижимыми, каждое крупное международное исследование наподобие PIRLS и TIMSS, вне зависимости от места России в финальной таблице, дает важный сигнал для нашей системы образования. Его результаты оказывают влияние на разработку новых школьных программ и стандартов, помогая педагогам сконцентрироваться на слабых местах своих подопечных.
Вопрос только в том, насколько энергично будет вестись эта работа, и удастся ли нашим школьникам сохранять уровень подготовки на высоте. В конце концов, знания нужны детям не только для того, чтобы страны могли соревноваться друг с другом.
И это верно. Знания детям, качество образования необходимы и родителям и детям для расширения их личностных и профессиональных возможностей, для повышения их общего культурного уровня, для передачи будущим поколениям всего запаса знаний.
Подготовлено по материалам интернет сайтов