О воспитании
Невозможно сформировать личность, не воспитав у ребенка целостного мировоззрения. О развитии самостоятельного мышления у детей можно говорить только при воспитании у них целостного мировоззрения. Наличие целостного мировоззрения подразумевает личность.
«У души есть свой, более глубокий разум,
истинный разум, интуиция, внутреннее восприятие истины».
(Митрополит Вениамин)
Для того, чтобы научить детей воспринимать эту истину, надо воспитать у них самостоятельное мышление, целостное христианское мировоззрение, дать детям классическое образование и воспитать самостоятельность в целом.
Где лучше учить…
Вопрос решается исходя из приоритетов родителей, места жительства, наличия разных школ. Но если есть выбор, то православная гимназия одно из приоритетных видов образования. Почему?
Православная гимназия находится в наиболее выгодном положении, приближаясь к классическому образованию.
Воспитание самостоятельности.
Нам, взрослым, хочется опекать детей в каждом их слове и поступке, но цель воспитания — не сделать все за них, а наставить на путь и дать возможность идти дальше самому. «Нас до того приучили к »помочам«, что мы уже не в состоянии без них обходиться. Кто рабски следует за другим, тот ничему не следует, он ничего не находит, да ничего и не ищет». (Мишель Монтень). А вот что пишет о воспитании в детях самостоятельности современный итальянский психолог А. Менегетти. «Дети существуют не для родителей, а для жизни. Мы должны растить детей до тех пор, пока они не подготовятся к самостоятельному пути«.
Никогда не следует слишком оберегать детей. Истинный педагог отслеживает ситуацию, опасную для ребенка. Но если ребенку ничего не угрожает, его следует оставить в покое. Человек, который постоянно контролирует другого, глубоко несчастен, поскольку стремится реализовать себя, обладая не собой, а другим.
Одна моя знакомая, детский психотерапевт — приводила случай из своей практики. К ней привели тринадцатилетнего мальчика, который в классе был мальчиком для битья. В школе он ни разу не смог разрешить ситуацию, зато дома мама каждый раз объясняла ему, как нужно было поступить. Ситуация, конечно, никогда не повторялась, и мальчик в очередной раз оказывался беспомощным перед одноклассниками. Выяснилось, что он и не пытается сделать
Когда мы переходим от теории к конкретным развивающим методикам, то оказывается, что главная проблема как раз и заключается в том, что не существует специальных методик, способных развивать самостоятельное мышление у школьников. Существующие развивающие методики Зайцева, М. Монтессори и др. предназначены для развития дошкольников, причем таких, которым вообще тяжело дается обучение. Конечно, некоторые элементы их методик можно использовать и в школе. Например, в начальной и средней школе можно применять метод развития моторики рук, а, как известно, при этом развивается и головной мозг. Недавно учитель воскресной школы Знаменского собора рассказала, что к ней приходят дети в возрасте
О знаниях в современной школе
Сейчас становится еще сложнее, т.к. школа отходит от классической системы преподавания в сторону мозаичной. Советская школа, построенная по принципу гимназии, давала целостное мировоззрение и своей целью ставила воспитание личности, что уже подразумевает способность мыслить и анализировать. Но, пожалуй, ее самым серьезным недостатком являлся отрыв от практики. Вспомните, сколько людей в годы перестройки оказались без работы только потому, что не смогли применить свои знания и опыт в нетипичной обстановке. Можно с детства учить детей шире использовать свои знания. Есть хорошее упражнение, которое помогает этому научиться. Предложите детям придумать 100 способов нетрадиционного использования обыкновенной шариковой ручки. В первую минуту они растеряются. Все, что придет им в голову, это плевать в одноклассников кусочками бумаги через пустой стержень. Но уже через минуту они опомнятся, и предложения посыплются как из рога изобилия. Можно часто проводить такие тренинги, каждый раз предлагая новые предметы, сферы знаний или абстрактные понятия. К сожалению, что сейчас дети практически не пишут сочинения, только изложения и диктанты. Если и пишут сочинения, то на абстрактные темы о природе, далекие от социальных и духовных проблем человека. На уроках биологии проблемы души, конечно, не решишь, но ребята охотно пишут сказки и даже стихи на биологические темы.
В старших классах очень хорошо применять уроки в нетрадиционной форме. Это дает возможность детям проявить самостоятельность, т.к. на таких уроках свободы больше, вжиться в какую-либо роль и почувствовать в себе зачастую неожиданные способности к творчеству. Ученики проявляют себя как артисты, художники, ученые, способные вести дискуссии, отстаивать свою точку зрения, умение делать выводы. Хорошо применять инсценировки на учебные темы. Эти постановки можно показывать в младшей школе.
О дисциплине
Воспитание детей, конечно, ставит вопрос о дисциплине. Существует две крайности: прежнее схоластическое учение, заставляющее ученика учиться только под угрозой наказания, не заботившееся сделать обучение интересным, и более поздняя западная педагогика, захотевшая сделать все обучение интересным, но не дающая возможности тренировать волю ребенка и мешающая развитию характера. Истинный путь — посередине. Как писал К.Ушинский: «Воспитание преследует цель сделать из человека самостоятельное существо со свободной волей. Но для этого на детей налагаются различные ограничения их удовольствий. Они должны научиться послушанию, чтобы их отдельная или собственная воля, а также их зависимость от чувственных желании и страстей уничтожилась, и таким образом эта воля стала свободной». К учителю предъявляются очень высокие требования: это идеал, к которому нужно стремиться. «Если мы ввели в классе порядок и стройность в занятиях; не утомляем детей слишком продолжительными занятиями в одном направлении и не допускаем скуки; если мы ни на минуту не оставляем дитя без дела; если мы сумели сделать занятия интересными, но в то же время внушили детям уважение к исполнению своих обязанностей, если мы не требуем от ребенка того, что ему не по возрасту и развиваем то, что он уже может, и если наша нравственная природа такова, что дети могут полюбить нас, то классная дисциплина в наших руках>. И тогда действительно мы можем дать детям
Вот и мы и должны так научить наших детей, чтоб у них был не только багаж знаний, но и вектор, по которому идти, тот стержень, который поможет им пройти все жизненные испытания и найти свое место в жизни.
(При подготовке материала использована православная пресса и статья В.Никольской)