Здоровый образ школьной жизни
Повышение квалификации на европейском уровне — станет ли оно доступным для российских учителей?
В феврале прошла итоговая конференция международного проекта «Обучение здоровью в образовательных учреждениях Российской Федерации». Название на первый взгляд скучноватое: навевает мысли о физкультминутках и тематических классных часах раз в месяц. Казалось бы, тема может заинтересовать лишь учителей физкультуры и ОБЖ. Однако вклад — положительный или отрицательный — в здоровье школьника вносят все, кто влияет на его жизнь: родители, сверстники, медики, учителя всех дисциплин. Проект, осуществленный в России по инициативе и при активной поддержке Евросоюза, был рассчитан на всех специалистов, работающих с детьми. А под здоровым образом жизни в развитых странах давно уже понимают не только то, что нужно есть овощи и чистить зубы. В условия здорового образа жизни ребенка и учителя помимо привычных нам «медицинских» факторов входят чувство собственного достоинства, ощущение безопасности, ситуация успеха, интерактивные формы обучения. Об этом говорили на конференции участники проекта — и организаторы, и педагоги, приехавшие из Москвы и Московской области, Псковской области, Татарстана, Чувашии и Ростовской области. Именно в этих регионах в течение почти двух лет разворачивался проект. Нас заинтересовала нетрадиционная для России технология подготовки учителей: ведь за столь короткий период обучение прошли две тысячи специалистов. И не просто прослушали курсы, но и загорелись идеей, самостоятельно разрабатывали внедрение новой технологии в своих школах и даже после закрытия проекта собираются продолжать работу в этом направлении, хотели бы обучать своих коллег из других школ.
Кто не знает о том, что абсолютно здоровых детей в школах можно по пальцам пересчитать, уровень насилия в школе и за ее пределами возрастает, учителям все труднее находить общий язык с ребятами? Причин тому много: от падения уровня жизни и непрерывной демонстрации насилия в фильмах, новостях, компьютерных играх до устаревших методов преподавания и неудобных школьных помещений.
Школа не может нейтрализовать все отрицательные факторы, но многое ей по силам. Говоря о здоровье, современные специалисты имеют в виду не только отсутствие физических болезней, но и психоэмоциональную и социальную нормы. То есть, чтобы быть здоровым, человек должен жить в условиях, позволяющих сохранять и развивать свои физические и психологические качества. В эти условия входит многое: и сбалансированное питание, и оптимальные физические нагрузки, и отсутствие вредных привычек. Но помимо этого здоровый образ жизни предполагает благоприятный эмоциональный климат в школе; сотрудничество между учителем и учеником на уроке, возможность для каждого взрослого и ребенка внести желательные изменения в уклад школы. Другими словами, все обитатели школы должны научиться бережно, доброжелательно и разумно относиться к себе и окружающим.
Звучит заманчиво, но можно ли этого добиться? Практика показывает, что да, можно. Если грамотно руководить осуществлением проекта. Если скрупулезно учитывать местные особенности, ресурсы, риски. Если демонстрировать учителям новый стиль отношений, а не только читать о нем лекции.
Расставание с иллюзией
Как же было организовано столь широкое повышение квалификации учителей и управленцев?
Сначала организаторы, в числе которых были специалисты из Финляндии, Германии, Латвии, выбрали шесть пилотных регионов, наиболее характерных для России по индексу человеческого потенциала. В каждом из них из сотни просмотренных учебных заведений было выбрано по пять — самых открытых, инициативных, готовых к сотрудничеству всей командой, включая персонал и медработников. Еще одним условием было неучастие ни в каких других проектах. После этого было организовано обучение работников районных управлений образования и администрации образовательных учреждений, чтобы представляли себе суть проекта и посильно помогали в будущем пилотным школам.
Кроме того, в каждом регионе из числа психологов и учителей были выбраны будущие тренеры. Они прошли интенсивное обучение в Москве и Финляндии.
Для того чтобы координировать продвижение проекта, в каждом регионе был создан центр. Центры организовали обучение во всех пилотных школах по очереди: туда приезжали тренеры и проводили тренинги. Наверное, это тоже облегчает обучение — то, что тренер сам только что прошел через тренинг и очень хорошо представляет себе проблемы и неуверенность педагога со стажем, стереотипы которого рушатся. Нелегко ведь признать, что методы, которыми пользовался годы, не всегда эффективны, а учебный материал на самом деле усваивается детьми не так хорошо, как хотелось бы. Для этого учителю нужно на себе ощутить, как чувствует себя ученик на традиционном уроке; научиться выслушивать коллег по поводу своей деятельности и самому анализировать работу другого учителя; организовывать рефлексию и обратную связь с детьми.
Тренинг помогает избавиться от иллюзий, что обучение - это прочитал-повторил. А потом дает возможность попробовать на себе эффективность новых методов работы. Именно поэтому вступительная часть тренинга длится не более десяти минут, а учителя, приготовившиеся по традиции конспектировать, откладывают тетради и включаются в групповые упражнения. Групповые потому, что,
Самое трудное
Даже многочасовое занятие не позволяет освободиться от стереотипа и адекватно использовать вновь освоенные методы. Это проявляется на следующем этапе, когда учителя, прошедшие тренинг, изучают опыт других участников проекта, создают на основе чужих моделей свои. У всех пилотных школ они разные, каждая выбрала внутри проекта наиболее перспективное для себя направление: одна команда сочла наиболее актуальным противодействие насилию, другая исследует особенности обучения здоровью в небольшой сельской школе и т.д.
Тут каждый учитель использует навыки, приобретенные на тренинге, причем действует не по
Очень важно, что при выборе модели школам было предложено проанализировать свои потребности и возможности. Чтобы, с одной стороны, не ставить нереальных целей, с другой — максимально использовать все школьные ресурсы. Была тщательно продумана организация продвижения проекта. Помимо педагогов обучение прошли медработники и персонал школ. Для координации работы внутри школы были организованы школьные комитеты здоровья. А для взаимодействия с организациями за пределами школы - общественно-консультативные комитеты.
Проект закончен. Что дальше?
Результаты осуществления проекта представлены в виде отчетов, таблиц, сравнивающих уровень заболеваемости, усвоения материала, комфортности в пилотных и контрольных школах. Но о результатах можно судить и по тому, как рассказывают о своем участии в проекте учителя и дети, приехавшие на конференцию. Все говорили, как изменилось качество их жизни за последние два года. Учителя в первую очередь отмечают, что стали гораздо более свободными, раскованными в общении с коллегами, в классе, в семье. Участники проекта ездили на конференции, в летние школы, что доступно далеко не каждому педагогу районной, да и столичной школы; каждая пилотная школа получила по две библиотечки, оргтехнику, раздаточные материалы, спортинвентарь. А педагоги добавляли, что такого повышения квалификации можно только пожелать и всем остальным.
Итак, тысячи учителей из пяти регионов России прошли качественное повышение квалификации на европейском уровне. Будет ли востребован их опыт,
Координатор Московского центра обучения здоровью Наталья Романченко готова взяться за разработку курсов повышения квалификации учителей для своего региона.
Все пилотные школы и все тренеры, принимавшие участие в проекте, хотели бы продолжать работу, обучать педагогов из других школ тому, что освоили сами.
Получится ли у них поделиться своим опытом с коллегами?
Елена КУЦЕНКО
ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N 45