Рецензия
на учебник-тетрадь для 4-го класса
«Человек и природа»
Окружающий мир.
Учебник-тетрадь для
Руководитель издательской программы — доцент,
Концепция оформления, макет и художественное редактирование — Е.Д.Ковалевская
Допущено Министерством образования и науки РФ
1. Образовательная система «Школа 2100» известна как массовая развивающая система образования, которая широко внедряется в общеобразовательные школы России. В связи с этим учебный материал должен соответствовать современным научным представлениям. Ставя перед собой задачу знакомства учащихся с целостной картиной мира, авторы в категоричной форме утверждают, что человек — это животное (стр.1), и предками его были древесные жители — древние обезьяны (стр. 66). И только на стр.69 и 70 авторы посчитали нужным отметить отличие людей от животных — разум и речь. Гораздо полезнее для учащихся было бы узнать с первых страниц учебника, что человек — часть живой природы и обладает особенностями, резко выделяющими его из мира животных, а не то, что он относится к царству животных по существующей систематике К.Линнея.
Недопустимо категорично навязываются учащимся начальной школы бездоказательные суждения из теории эволюции Дарвина как единственно существующие. Сам Дарвин считал свою теорию эволюции недоказанной, пока не будут представлены все звенья эволюционной цепи, а ведь они еще не найдены. Так не лучше ли знакомить учащихся с мнением некоторых ученых, считающих, что предками человека могли быть обезьяны.
Сущность человека, его происхождение и назначение, место человека в мире были и остаются центральными проблемами философии, религии, науки и искусства. Поэтому так важно для современной развивающей образовательной программы отказаться от однобоких утверждений. Ведь только так можно сформировать у учащихся целостное представление о мире, вызвать интерес к его познанию и создать базу для изучения основ наук в средних и старших классах, как это заявлено в программе «Школа 2100».
2. На страницах учебника, посвященных системе пищеварения (стр.21) и выделения (стр.25), попираются общепринятые этические нормы. Чувство стыда присуще человеку с детства, так зачем же его подавлять, предлагая детям информацию по вопросам, которые любой взрослый обсуждает индивидуально с врачом. Не лучше ли в методических рекомендациях посоветовать учителям, обратиться к родителям или к школьному врачу с просьбой донести до детей эту информацию в корректной форме.
3. В изложении материала, посвященного деторождению (стр.
Вызывает удивление логика рассуждения авторов учебника о количестве детей в семье. Сначала учащимся в параграфе «Родители и дети» предлагают посчитать, сколько потомков должно выжить, чтобы в следующем поколении число организмов не изменилось (стр. 56). Потом сообщают, что у обезьян бывает лишь
4. В отношении оформления учебника, хотелось бы отметить плохое качество иллюстраций на стр. 2, 3, 7, 9, 11, 14, 15, , 16, 17, 33, 36, 37, 39, 47, 48, 50, 51, 53, 61, 64, 66, 67, 69, 74, 77. Все они имеют полосатый муар, который может быть следствием распечатки оригиналов на цветном струйном принтере. Этот вопрос необходимо проработать с техническим редактором издательства. Затемненные фотографии на стр. 5 требуют цветокоррекции. Иллюстрации на стр.47 (внизу) и 51 (внизу) требуют отдельной прорисовки линий на темном фоне. А изображение автомата с газированной водой на стр.11 устарело для современных детей — его необходимо заменить.
Таким образом, можно сделать вывод, что этот учебник-тетрадь требует существенной переработки. Материал, представленный на его страницах, не соответствует современным научным взглядам на окружающий мир, нарушает существующие этические нормы, формирует установку на одного или двух детей в семье и содержит некачественные иллюстрации. Все это не способствует решению задач образования и воспитания в современных общеобразовательных школах России.
Председатель регионального отделения
по Московской области
Общероссийского общественного движения
«Всероссийское родительское собрание»,
преподаватель высшей школы
Зуйкова Т.Н.