Некоммерческое партнерство

 Родительский Комитет


Top.Mail.Ru

Myweb.ru, каталог сайтов

Каталог Православное Христианство.Ру

Православие и современность. Информационно-
аналитический
портал
Саратовской епархии Русской Православной Церкви

Акция

"Давайте подумаем о стандартах образования"

Федеральный государственный образовательный стандарт - это то, чему и как будут учить наших детей.…

Информация

Давайте писать законы о детях вместе!
Президент внес в ГД РФ законопроект по внесению изменений в ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка». Проект содержит ряд мер, направленных на содействие физическому, духовному и нравственному развитию детей.

Экспертизы игрушек, компьютерных игр для детей потребовали от Правительства депутаты Законодательного Собрания Краснодарского края и о направили Председателю Правительства Путину В.В.  Обращение прилагается.

В ряде регионов проводились прокурорские проверки образовательных учреждений на предмет защиты прав ребенка от негативной для него информации. Выявлены нарушения в работе школ. Установлено, что ряд программ и пособий содержит вредную для детей информацию, хотя заявляется как работа, направленная на охрану здоровья. Материалы прокурорской проверки прилагаем.

Это нужно знать

НП «Родительский комитет» по просьбе родителей публикует примерный Школьный договор, который может быть взят за основу при составлении Школьных договоров родителей и школы.

Насилие в школе.

Какая информация должна быть предоставлена родителям при зачислении их ребенка в школу или детский сад?

Санитарные нормы для школы

Постановление Правительства РФ «О ПОРЯДКЕ БЕСПЛАТНОГО ПОСЕЩЕНИЯ МУЗЕЕВ ЛИЦАМИ, НЕ ДОСТИГШИМИ ВОСЕМНАДЦАТИ ЛЕТ»

Педагогическое заключение
на учебник «Человек и человечество»

Окружающий мир. Человек и человечество. Вводный курс истории и обществознания. Учебник для 4 класса. Авторский коллектив: Д.Д.Данилов, Г.Э.Белицкая, Н.В.Иванова, С.С.Кузнецова, С.В.Тырин. Изд. 2-е,  перераб. — М.: Баласс, 2004. — 128 с., илл. Образовательная программа «Школа 2100»

Учебник «Человек и человечество», являющийся составной частью курса «Окружающий мир», допущен Министерством образования Российской Федерации к обучению детей в 4 классах. Он входит в комплект Образовательной системы «Школа 2100». Руководитель издательской программы — доцент, чл.-корр. АПСН Р.Н.Бунеев. Учебник состоит из 27 параграфов, отдельно представлены главы «Проверь себя», «Словарь» и «Приложение к уроку 8 »Самопознание«».

Данный анализ имеет целью провести педагогическую экспертизу материалов учебника с точки зрения влияния на воспитание ребенка и формирования его мировоззрения в процессе обучения. Кроме того, некоторое внимание будет уделено вопросу доступности содержания учебника восприятию детей данного возраста, обоснованности применения данной методики для преподавания в средних школах, учитывая специфику образовательного процесса, возможной фрагментарности восприятия, подготовленности преподавателей к адаптации тем для четвероклассников.

Учебник «Человек и человечество» является составной частью курса «Окружающий мир». В соответствии с определением, взятым из «Современного толкового словаря русского языка» (Санкт-Петербург, 2001, под ред. С.А.Кузнецова), слово «окружающий» определяется как «находящийся, расположенный вокруг, поблизости». Адекватное восприятие понятия, о котором идет речь, имеет важное значение для понимания ребенком того, что он должен изучать на уроках при помощи учебника с таким названием.

Теперь обратим внимание на заявленные темы. Какие из них десятилетний ребенок может воспринимать как окружающий его мир? Входят ли в понятие окружающий мир ребенка такие дисциплины, как вся всемирная история, целиком поместившаяся в параграфах 15–19,  обществознание, область права (параграфы 14, 20, 25), этнология (параграф 21), история религии (параграфы 22–23), психология, общение (1–13), экология (27 параграф), культура, вопросы нравственности (параграф 26)? Очевидно, что со многими из этих дисциплин ребенок еще не сталкивался. Следовательно, определение, заявленное в названии курса, не соответствует его содержанию. Если авторы собираются в начальной школе изучать с детьми историю и психологию, экологию и право, то так и надо об этом говорить. К окружающему миру десятилетнего ребенка это не имеет никакого отношения. Здесь речь идет о самостоятельных дисциплинах, которые обладают определенной методологией, имеют соответствующий терминологический аппарат, без которого представление о предмете будет настолько не точным, насколько не точно можно объяснить принцип работы четырехтактного двигателя, используя словарный запас двухлетнего ребенка. Но авторам учебника в данном случае предстояло не просто один раз попытаться рассказать о двигателе, а из урока в урок объяснять подобные непредставимые для детей процессы и понятия, которые, в силу возраста, слишком сложны для их восприятия. Как же авторы попытались справиться с такой нелегкой задачей? Оказалось, что для того, чтобы убедить педагогов и возможных оппонентов в необходимости преподавания такого материала, достаточно заявить в начале учебника для 4 класса, что авторами проводится «пропедевтический курс». Тогда можно будет в учебник вставлять все что угодно. Но как мы знаем, пропедевтика (переводится как «предварительно учу») определяется как предварительный курс, изложенный в системной и сжатой форме. То есть, пропедевтика коротко предваряет тот курс, который впоследствии будет представлен полно и основательно. Но при этом в это понятие не заложено представление о том, что пропедевтикой надо заниматься с малыми детьми, которые по своему интеллектуальному и психическому развитию не в состоянии воспринимать материал в полном объеме. Точно так же они не смогут его воспринимать и в кратком виде, просто потому, что для понимания предмета они должны хотя бы элементарно владеть основными навыками и терминологией, свойственной каждому из представленных предметов. Но об этом никто не подумал.

В результате, авторы заявленными темами показывают, что они стремятся дать десятилетнему ребенку знания, в результате которых к окончанию четвертого класса он будет иметь какое-то представления о мировой истории, психологии, своих и чужих правах, о жизни разных народов, овладеют навыками культуры общения, знаниями в области психологии, ознакомятся со всеми основными религиями и культурой человечества на протяжении всего периода человеческой истории. Решая такую сложную задачу, они должны были решить также проблему подачи материала, сделать его доступным для понимания детей. Методологические подходы авторы попытались решить двумя способами, в результате показавшими свою полную несостоятельность, впрочем, так же как и поставленная задача, о чем будет сказано ниже.

Первый метод подачи материала заключается в том, чтобы воссоздать для ребенка знакомую атмосферу, в которой он якобы и может что-то воспринимать, то есть приблизить материал к повседневной жизни, создать впечатление, что усвоить все это примерно также просто, как посмотреть телевизор. В учебнике даже используется такой персонаж, как принесенный папой Компьютер (стр. 52), который и будет им все показывать, что происходило в прошлые времена. С этой целью каждый параграф учебника предваряется разговором детей, иногда со взрослыми, который занимает добрую половину всего текста. Такая примитивизация материала, упрощение научного аппарата, ведут в результате не к ранним знаниям по многим областям, а к тяжелым задержкам в развитии детей. Естественное стремление любого ребенка стать взрослым, чему-то научиться, предполагает освоить тот необходимый набор знаний, без которого ему во взрослой жизни не обойтись. Но взрослые предлагают ему не сами знания, а нахватанный суррогат этих знаний, которыми они при этом постоянно с ним заигрывают. В ситуации привилегированного положения в юное сознание широкой волной вливается ощущение собственной исключительности, требовательности ко всем окружающим, и, как следствие, пожизненный инфантилизм.

Второй метод вытекает из необходимости что-то все-таки добавить в текст, кроме повседневных бытовых разговоров, потому что изучение мировой истории, экономики, психологии этого, несомненно, требует. Как это происходит в учебнике? Те понятия, которые объяснить детям этого возраста на основе имеющихся у них представлений все равно не удастся в столь короткий срок и в таком объеме, и, прежде всего, в силу возраста учащихся, авторы попросту используют как уже сформированные, и дают его как само собой разумеющееся, без объяснений. Либо дают такое определение, которое по сути ничего не добавляет к определяемому слову, поскольку каждое новое слово потребует и новое определение. Выборочная фрагментарность, которой не избежать в силу большого охвата материала, дает простор для авторских интерпретаций исторических событий и других научных данных, большому числу фактических ошибок, наполняет учебник выдуманными определениями и ложными представлениями. Как пример грубой фактической ошибки можно привести изображение карты на стр. 71, где в заголовке обозначены даты «V — XV век», а в условных обозначениях приводится информация о том, что в это время, то есть уже к V веку, мир разделялся на католический, православный и исламский, когда мы знаем, что разделение на православие и католичество произошло в XI веке, а ислам появился в VII веке.

Интересно наблюдать, как, увлекшись пропедевтикой, авторы занимаются пропедевтикой внутри самой пропедевтики. Например, на странице 51, предваряющей изучение новой темы, в конце сложной таблицы исторических периодов, которые дети еще не начали изучать, под знаком «вопрос» детям предлагается задание «укажи начало и конец каждой исторической эпохи», однако определение понятия «исторической эпохи» дается только через две страницы (стр. 53). И таких примеров много. Что касается определений, то многие из них можно рассматривать не только с точки зрения отсутствия логики, но и с точки зрения отсутствия вообще какого-либо объяснения. Например, в первом же параграфе (стр.6) дается определение слова «личность». Сначала говорится, что «личность — это основная отличительная особенность человека», а затем добавляется, что «каждый человек отличается от другого своей неповторимой личностью». Таким образом, для определения слова «личность» используется тоже слово — «личность«. В чем же тогда заключается основная отличительная особенность человека? На это четкого ответа нет, а детям предлагаются пространные рассуждения не относящиеся к данному вопросу, а потом просто дается ссылка на загадочную науку психологию, которая »изучает самого человека» (стр. 9). Определение это опять же не точное, поскольку тоже можно сказать и о медицине, биологии, психиатрии и многих других науках.

Сокращая собственно научные знания, коверкая и фальсифицируя научные определения, авторы повсюду перемешивают их с бытовыми, не научными представления, примитивизируя и добавляя свои понятия, и даже целые области знаний, которые не найдешь ни в какой науке. Например, на страницах 3–4 приводится «Карта знаков зодиака», по которой дети должны поработать всем классом, сравнивая характер, привычки и поведение других детей (авторы даже не задумывается о безнравственности таких призывов), там же дается объяснение астрологии и зодиакальным созвездиям. Возникает вопрос, почему такое большое внимание (больше страницы при такой перегруженности учебника!) уделяется оккультным представлениям древних и некоторых современных людей, причем в самом начале, в 1 параграфе, где речь идет о понятии «личность». Если это пропедевтический курс, то что впоследствии будет представлено к изучению по этой теме? На каком из экзаменов детям впоследствии понадобиться отвечать на вопросы по знакам зодиака? Очевидно, что увлечение знаками зодиака — это личное пристрастие авторов учебника, которое не имеет никакого отношения к научным знаниям, а имеет характер привлечь, заинтересовать, вовлечь в оккультную сферу детей. Изучение на уроках в средних школах оккультизма запрещено законом РФ, и даже какое бы то ни было упоминание об этом должно быть категорически исключено из детских учебников, поскольку дальнейшее увлечение этими «знаниями» может сильно повлиять на психическое здоровье детей, сделать их зависимыми от шарлатанских предсказаний некоторых адептов оккультизма, и отвлечь от изучения настоящей науки.

Зачем же надо было так рано изучать в примитивном и вульгарном виде то, что впоследствии дети смогут усвоить быстрее, осознанно, более подробно и внимательно? Нужна ли в школе пропедевтика? Практической необходимости в этом нет, поскольку никаких реальных знаний, кроме хаотичной нахватанности у тех, кто способен запоминать, не вникая в суть, и раздражения, и, как следствие, равнодушного отношения к учебе, из-за постоянного непонимания у остальных детей это не вызывает. Единственное следствие такого обучения — у детей навсегда пропадает охота учиться. Как известно, для того, чтобы отучить от какой-нибудь пищи, надо давать пищу, которую человек не в состоянии переварить. Например, если младенцам давать жареное мясо, то они могут на всю жизнь отвратиться от него. Примерно такого же результата достигают и авторы учебника. Состояние постоянного непонимания у детей, которого достигают авторы учебника, приводит к умственному истощению, а нередко к психическим перегрузкам и тяжелым нервным расстройствам.

Если в отношении умственного и психического развития детей содержание учебника оказывает отупляющее и неврастенизирующее действие, то посмотрим, какое действие этот учебник оказывает в отношении влияния на воспитание и формирование мировоззрения учеников.

В самом начале учебника дается определение понятиям «общение», «эмоции», «настроение», «чувства», «характер». Легко ли понять ребенку, что такое эмоция, когда он сам с самого рождения постоянно проявляет эмоции? Здесь можно сказать, что такое внимание к этому вопросу лишь повысит его возбудимость, усилит эмоции, сделает их неестественными, рефлексирующими. А по отношению к учебному процессу излишняя возбудимость может привести к рассеянности, невнимательности, и вообще отвлечь от учебы. Тоже можно сказать и о чувствах, настроении и других темах психологии, на изучение каждой из которых отдается по целому параграфу, а также отдельно на чувство тревожности еще параграф. Нужны ли детям научные определения этих слов в этом возрасте? Очевидно, что нет. Тем более, что собственно научные определения дать им невозможно. Тогда зачем это все надо? Либо затем же, зачем господин Журден в преклонном возрасте учился произносить звук «у», то есть от глупости, либо это делается с какой-то целью. Эта цель авторами учебника не заявлена, но очевидно, что она далеко не созидательная.

С точки зрения решения воспитательной задачи этот учебник также оказывает большое разрушительное воздействие. Детей очень легко возбудить и привлечь к обсуждению эмоций, настроения, чувств, гораздо сложнее было бы научить серьезному и сосредоточенному вниманию. Например, на стр. 12 предлагается сравнить сильные проявления эмоций человека и обезьяны, которые не учат хорошему поведению, а, наоборот, учат вглядываться в крайние проявления эмоций и, как следствие, копировать их. Задания учебника призывают копаться в своих и чужих эмоциях и чувствах (стр. 14, 15, 16, 17, 18. 19), заставляют поверить, что внутренний мир человека можно распознать по выражению лица. При этом, в отношении других людей авторы учебника стараются научить ученика «читать» эмоции на лице (стр.17), но в отношении самого ученика предлагают «сделать так, чтобы твои эмоции не всегда были написаны на лице» (стр.18), и тут же учат ложным представлениям о том, что если «…"настроить» свое лицо, изобразить на нем определенную эмоцию, эта эмоция на самом деле приходит к тебе, ты действительно начинаешь ее испытывать« (стр.17). Все это формирует у ребенка двойные стандарты по отношению к себе и к другим людям, учит лжи, изворотливости, закрытости, неискренности, отучает их от естественной детской непосредственности. В воспитательном плане подобные упражнения наносят непоправимый вред, потому что приучают подсматривать за другими, обсуждать проблемы и внешний вид других в присутствии большого числа окружающих лиц, без стеснения доходя до проявления самых сильных чувств, возможность демонстрации которых уже проиллюстрирована в учебнике (стр.12).

Кроме того, на страницах учебника детей приучают к сомнительной практике аутотренинга (стр.21), которая не снимает с них груз проблем, но заставляет думать о трудностях как о несуществующих. При этом на описание самих трудностей жизни авторы не скупятся (параграф 6, 27), но в решении детских проблем взрослые участия не принимают, в лучшем случае они присутствуют как фон. Тем самым авторы не только пытаются вместить весь комплекс сложных психологических проблем в неокрепшие детские души, но при этом еще и переложить решение этих проблем на самих детей, как бы забывая, что они с этим не в состоянии справиться.

Но, похоже, авторы учебника решили вообще все взрослые проблемы переадресовать детям. Например, это касается «проблемы перенаселенности земного шара», которая, кстати, нашей страны никак не касается. Поэтому проблема авторами учебника в целом представляется как зависимость количества населения планеты от количества земных богатств, из чего делается вывод, что на всех-де не хватит (стр. 119). «Достойная жизнь» определяется в учебнике уровнем дохода на душу населения. Вот и получается, что «чем меньше народу — тем больше кислороду». И уже с десятилетнего возраста детям внушается, что людей должно быть мало, поэтому рожать много детей не надо, это только создаст проблемы. Такой подход в воспитательном отношении влечет появление эгоистичных людей, которых волнует только материальное благополучие, а в будущем рождение детей будет восприниматься ими как ограничение пользования земными благами.

В государственном отношении такой подход является скрытой пропагандой сокращения населения, которая активно проводится в нашей стране некоторыми, финансируемыми из-за рубежа, организациями, и проникает уже в школьные учебники. Естественно, что какие бы то ни было антигосударственные идеи должны быть изъяты из школьной программы, они ведут к ослаблению и разрушению государства.

В целом, можно сделать вывод о необходимости снятия грифа «Допущено Министерством образования Российской Федерации» с этого учебника, как не соответствующего задачам образования и воспитания российского школьника.

Педагог — консультант
НП «Родительский комитет»
Скопина Л.И.